Основные проблемы сотрудничества Соединенных Штатов Америки и Европейского Союза в сфере безопасности на современном этапе
|
Введение 3
ГЛАВА I – ОПБО ЕС в контексте отношений США и Европейского Союза 9
§1.1 Первые шаги в развитии идей европейской армии 9
§1.2 Начало формирования ОПБО 12
§1.3 НАТО и развите европейской обороны 16
ГЛАВА II – Сотрудничество ЕС и США по актуальным вопросам безопасности 24
§2.1 Анализ угроз в стратегических документах США и ЕС. 24
§2.2. Политика США и ЕС в отношении России 27
§2.3 Политика США и ЕС в отношении Ирана и на Ближнем Востоке. 32
§2.4 Политика США и ЕС в отношении Китая 37
ГЛАВА III – Сотрудничество США и ЕС в формате НАТО. 41
§3.1 Проблема соотношения расходов на оборону государств-членов НАТО 41
§3.2. Расширение военного потенциала государств ЕС в НАТО 46
Заключение 54
Список источников 57
Список использованной литературы 63
ГЛАВА I – ОПБО ЕС в контексте отношений США и Европейского Союза 9
§1.1 Первые шаги в развитии идей европейской армии 9
§1.2 Начало формирования ОПБО 12
§1.3 НАТО и развите европейской обороны 16
ГЛАВА II – Сотрудничество ЕС и США по актуальным вопросам безопасности 24
§2.1 Анализ угроз в стратегических документах США и ЕС. 24
§2.2. Политика США и ЕС в отношении России 27
§2.3 Политика США и ЕС в отношении Ирана и на Ближнем Востоке. 32
§2.4 Политика США и ЕС в отношении Китая 37
ГЛАВА III – Сотрудничество США и ЕС в формате НАТО. 41
§3.1 Проблема соотношения расходов на оборону государств-членов НАТО 41
§3.2. Расширение военного потенциала государств ЕС в НАТО 46
Заключение 54
Список источников 57
Список использованной литературы 63
Актуальность. Отношения США и Европы имеют огромное значение для обеих сторон. Их историческая связь очевидна. Однако, прощальное послание Дж. Вашингтона, в котором он говорил о необходимости развития торговых связей, при минимально возможных политических, долго было руководством к действию для США. В разной степени изоляционизм проявлялся до начала Второй Мировой войны. После ее окончания мир разделился на два противоборствующих лагеря. Положение дел в мире чрезвычайно сильно вовлекло США в деятельность на международной арене и укрепило отношения с европейскими государствами, в первую очередь, благодаря появлению Организации Североатлантического договора. Условия, в которых находились государства, во многом отодвинули различные противоречия как между США и Европой, так и между европейскими государствами. Однако, окончание Холодной войны позволило вновь обратиться к ним. На данном этапе, США и Европейский союз имеют тесное сотрудничество в сфере безопасности. В условиях новых кризисов современности, а также, учитывая высокую роль США и ЕС как двух крупных акторов на международной арене, нам представляется важным рассмотреть основные проблемы между США и Европейским союзом в сфере безопасности.
Обоснование хронологических рамок исследования. Под современным этапом понимается временной промежуток с начала президентства Д. Трампа по настоящее время.
События 2014 года подготовили почву для нового толчка в сотрудничестве США и ЕС в сфере безопасности. Начало президентства Д. Трампа стало новой вехой в их развитии в таком русле, в котором новый президент их рассматривал. Его видение отличалось от взглядов предыдущих администраций. Возникновение новых кризисов и новый подход к внешней политике США обусловили рассматриваемые хронологические рамки. В ряде случаев для понимания истоков противоречий США и европейских союзников потребовалось обращение к более ранним этапам сотрудничества.
Объектом исследования являются отношения США и ЕС в сфере безопасности, предметом – противоречия в данном сотрудничестве. Цель исследования – Выявить основные проблемы сотрудничества США и ЕС в сфере безопасности на современном этапе.
Задачи:
1) Проследить эволюцию общих европейских усилий в построении ОПБО в контексте отношений с НАТО
2) Выявить основные направления сотрудничества США и ЕС в сфере безопасности
3) Определить основные аспекты сотрудничества США с отдельными государствами ЕС в контексте НАТО
Источниковую базу исследования можно разделить на несколько групп.
1) Международные договоры.
Нами были рассмотрены Брюссельский пакт, Лиссабонский договор, Маастрихтский договор и Амстердамский договор.
2) Источники по внешней политике США.
Национальная концепция стратегической безопасности США, а также заявления официальных лиц, например, бывшего Советника Президента США по национальной безопасности Д. Болтона, Президента США Д. Трампа, посла США в НАТО Кей Бейли Хатчисон и бывшего посла США в ЕСГордона Сондленда.
3) Источники по внешней политике ЕС.
Источники представлены официальными документами, например, Глобальной стратегией Европейского Союза по внешней политике и политике безопасности, Стратегическим обзором отношений ЕС и КНР, Совместной декларацией НАТО и ЕС по Европейской политике безопасности и обороны, Отчетом о Европейском Фонде Обороны, Докладом об усилении общих европейских безопасности и обороны и Отчетами по Постоянному Структурированному Сотрудничеству. Дополняют их официальные заявления представителей ЕС, например, Верховного Представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Могерини Ф.
4) Источники по политике НАТО.
Официальные документы в данной группе представляют: Стратегическая концепция Североатлантического союза, Годовые отчеты Генерального секретаря НАТО 2014, 2017, 2018 и 2019 гг., Официальный обзор отношений ЕС и НАТО, Официальный обзор «Умной обороны» НАТО. Также нами рассмотрены заявления представителей НАТО, а именно: бывшего Генерального Секретаря НАТО Расмуссена, нынешнего Генерального Секретаря НАТО Столтенберга.
5) Публикации СМИ
Нами были рассмотрены сообщения различных СМИ. Особенно полезными оказались материалы, размещенные Информационным агентством ТАСС, а также DeutscheWelle. Также в СМИ мы находили заявления различных политиков, например, Федерального Канцлера Германии Меркель А.
Степень научной изученности проблемы.
Вопросам отношений США и их европейских союзников посвящено много исследований.
Аспект развития общей европейской обороны рассматривает В. Журкин и Покудов З.В. и Уитни Н.
Особенности взаимодействия НАТО и ЕС в сфере безопасности рассматривают Турченко О. Г., Тузовская Н.Ю., Херсценхорн Д. и Джэннинг Дж.
Особенности отношений США и ЕС в связи с приходом Д. Трампа рассматривали Данилов Д., Винрэй Д., Таунсэнд Дж.
Также, отдельные аспекты отношений ЕС и США рассматривали Молчанов Н. А.,и Слепак В. Ю., Михайлов С. А., Громыко А. А., Иво Даадлер, Дж. Смит и Браттберг Э.
Научная новизна исследования заключается в выявлении актуальных проблем в отношениях США и ЕС в период президентства Д. Трампа, включая анализ взаимодействия Вашингтона с его европейскими союзниками в формате НАТО. В процессе исследования автор обратился к изучению относительно новых источников.
Структура работы обусловлена предметом, поставленными целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава посвящена анализу истории развития общей европейской обороны в контексте отношений США и Европы. Во второй главе мы рассматриваем основные направления сотрудничества США и ЕС в сфере безопасности на современном этапе. В третьей главе мы изучаем основные аспекты взаимодействия США и отдельных стран ЕС в контексте НАТО.
Обоснование хронологических рамок исследования. Под современным этапом понимается временной промежуток с начала президентства Д. Трампа по настоящее время.
События 2014 года подготовили почву для нового толчка в сотрудничестве США и ЕС в сфере безопасности. Начало президентства Д. Трампа стало новой вехой в их развитии в таком русле, в котором новый президент их рассматривал. Его видение отличалось от взглядов предыдущих администраций. Возникновение новых кризисов и новый подход к внешней политике США обусловили рассматриваемые хронологические рамки. В ряде случаев для понимания истоков противоречий США и европейских союзников потребовалось обращение к более ранним этапам сотрудничества.
Объектом исследования являются отношения США и ЕС в сфере безопасности, предметом – противоречия в данном сотрудничестве. Цель исследования – Выявить основные проблемы сотрудничества США и ЕС в сфере безопасности на современном этапе.
Задачи:
1) Проследить эволюцию общих европейских усилий в построении ОПБО в контексте отношений с НАТО
2) Выявить основные направления сотрудничества США и ЕС в сфере безопасности
3) Определить основные аспекты сотрудничества США с отдельными государствами ЕС в контексте НАТО
Источниковую базу исследования можно разделить на несколько групп.
1) Международные договоры.
Нами были рассмотрены Брюссельский пакт, Лиссабонский договор, Маастрихтский договор и Амстердамский договор.
2) Источники по внешней политике США.
Национальная концепция стратегической безопасности США, а также заявления официальных лиц, например, бывшего Советника Президента США по национальной безопасности Д. Болтона, Президента США Д. Трампа, посла США в НАТО Кей Бейли Хатчисон и бывшего посла США в ЕСГордона Сондленда.
3) Источники по внешней политике ЕС.
Источники представлены официальными документами, например, Глобальной стратегией Европейского Союза по внешней политике и политике безопасности, Стратегическим обзором отношений ЕС и КНР, Совместной декларацией НАТО и ЕС по Европейской политике безопасности и обороны, Отчетом о Европейском Фонде Обороны, Докладом об усилении общих европейских безопасности и обороны и Отчетами по Постоянному Структурированному Сотрудничеству. Дополняют их официальные заявления представителей ЕС, например, Верховного Представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Могерини Ф.
4) Источники по политике НАТО.
Официальные документы в данной группе представляют: Стратегическая концепция Североатлантического союза, Годовые отчеты Генерального секретаря НАТО 2014, 2017, 2018 и 2019 гг., Официальный обзор отношений ЕС и НАТО, Официальный обзор «Умной обороны» НАТО. Также нами рассмотрены заявления представителей НАТО, а именно: бывшего Генерального Секретаря НАТО Расмуссена, нынешнего Генерального Секретаря НАТО Столтенберга.
5) Публикации СМИ
Нами были рассмотрены сообщения различных СМИ. Особенно полезными оказались материалы, размещенные Информационным агентством ТАСС, а также DeutscheWelle. Также в СМИ мы находили заявления различных политиков, например, Федерального Канцлера Германии Меркель А.
Степень научной изученности проблемы.
Вопросам отношений США и их европейских союзников посвящено много исследований.
Аспект развития общей европейской обороны рассматривает В. Журкин и Покудов З.В. и Уитни Н.
Особенности взаимодействия НАТО и ЕС в сфере безопасности рассматривают Турченко О. Г., Тузовская Н.Ю., Херсценхорн Д. и Джэннинг Дж.
Особенности отношений США и ЕС в связи с приходом Д. Трампа рассматривали Данилов Д., Винрэй Д., Таунсэнд Дж.
Также, отдельные аспекты отношений ЕС и США рассматривали Молчанов Н. А.,и Слепак В. Ю., Михайлов С. А., Громыко А. А., Иво Даадлер, Дж. Смит и Браттберг Э.
Научная новизна исследования заключается в выявлении актуальных проблем в отношениях США и ЕС в период президентства Д. Трампа, включая анализ взаимодействия Вашингтона с его европейскими союзниками в формате НАТО. В процессе исследования автор обратился к изучению относительно новых источников.
Структура работы обусловлена предметом, поставленными целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава посвящена анализу истории развития общей европейской обороны в контексте отношений США и Европы. Во второй главе мы рассматриваем основные направления сотрудничества США и ЕС в сфере безопасности на современном этапе. В третьей главе мы изучаем основные аспекты взаимодействия США и отдельных стран ЕС в контексте НАТО.
История отношений Европы и США в сфере безопасности по большей части проходила в рамках НАТО, в связи с противостоянием Североатлантического альянса и Варшавского блока. Прекращение холодной войны дало импульс для большей самостоятельности Европы, а также для обнажения различных противоречий между США и ЕС, как в рамках НАТО, так и вне них.
На данном этапе, в связи с новым для США курсом администрации Д. Трампа, противоречия обострились еще сильнее. В то же время мы снова наблюдаем возращение к противостоянию великих держав и Европейскому союзу приходиться снова мириться с этими противоречиями ради сохранения трансатлантической солидарности. В противовес этому, США под управлением администрации Д. Трампа, не всегда выбирают трансатлантические обязательства вместо собственных государственных интересов.
В общем понимании, описать эти противоречия можно через противостояние американского глобализма, который стал еще более замкнут на себе и европейского регионализма, которому просто необходимо в условиях кризисов и размытия гарантий НАТО сильнее нацелиться на свои интересы для обеспечения безопасности и выгодного сотрудничества. При этом любой такой «эгоцентризм» с любой стороны только больше обострит противоречия в отношениях США и ЕС.
Так, налаживание отношений с Россией Европейскому союзу безусловно необходимо. Для США это важно в меньшей степени. Это объясняется и удаленностью от России и более мощным военным и экономическим потенциалом США. Поэтому для США относительно легко ввести новые экономические санкции и выйти из договора РСМД. В то время как, экономические санкции, которые необходимо ввести ЕС неприятны и для самой Европы, а разрыв договора РСМД представляет большую опасность.
Похожая ситуация и с Ближним Востоком. Фактически, ради достижения внутриполитических целей и укрепления опоры в виде Израиля на Ближнем Востоке, США легко идут на признание Иерусалима столицей Израиля, хотя это несомненно провоцирует нестабильность в регионе и не поддерживается европейскими союзниками. Выход из ядерной сделки с Ираном и сопутствующие военные действия также не соответствуют ни интересам Европы, ни интересам самого Ирана.
В треугольнике США-ЕС-Китай Европейский союз и вовсе вынужден маневрировать между обоими участниками.
В рамках Североатлантического альянса европейские государства вынуждены увеличивать вклады в бюджет НАТО, что возможно и является более справедливым распределением. Однако, в своем давлении США не учитывают множество различных европейских обязательств, которые дополняют вклады в бюджет организации. Не учитываются и многочисленные внутренние проблемы государств Европы. И опять-таки, более справедливое распределение вкладов, вероятно, должно существовать, но связывать количество вложенных денег и осуществление обязательств НАТО в отношении участников организации недопустимо.
В условиях кризисов и опасений в отношении гарантий НАТО, естественным является желание повысить свою собственную военную силу и независимость от сил США. Однако, часть инициатив блокируется Штатами, а остальная часть либо не является существенным продвижением в данном направлении, либо практически невыполнима в существующих условиях. По сути, США желают переложить больше финансовой ответственности на Европу, но не стратегической.
Таким образом, неспособность Европы организовать альтернативу защите Европы блоком НАТО в ближайшие десятилетия, и соответственно сохраняющаяся необходимость в Североатлантическом альянсе приводит ЕС в состояние лавирования между давлением США, собственными интересами и давлением прочих держав. Сохранение противоречий может открыть другим государствам возможность использовать их в своих интересах, как, например, поддержка Китаем укрепления европейской самостоятельности в сфере безопасности. На данный момент, по нашему мнению, это является главной уязвимостью Североатлантического альянса и отношений США и ЕС в сфере безопасности вне организации.
На данном этапе, в связи с новым для США курсом администрации Д. Трампа, противоречия обострились еще сильнее. В то же время мы снова наблюдаем возращение к противостоянию великих держав и Европейскому союзу приходиться снова мириться с этими противоречиями ради сохранения трансатлантической солидарности. В противовес этому, США под управлением администрации Д. Трампа, не всегда выбирают трансатлантические обязательства вместо собственных государственных интересов.
В общем понимании, описать эти противоречия можно через противостояние американского глобализма, который стал еще более замкнут на себе и европейского регионализма, которому просто необходимо в условиях кризисов и размытия гарантий НАТО сильнее нацелиться на свои интересы для обеспечения безопасности и выгодного сотрудничества. При этом любой такой «эгоцентризм» с любой стороны только больше обострит противоречия в отношениях США и ЕС.
Так, налаживание отношений с Россией Европейскому союзу безусловно необходимо. Для США это важно в меньшей степени. Это объясняется и удаленностью от России и более мощным военным и экономическим потенциалом США. Поэтому для США относительно легко ввести новые экономические санкции и выйти из договора РСМД. В то время как, экономические санкции, которые необходимо ввести ЕС неприятны и для самой Европы, а разрыв договора РСМД представляет большую опасность.
Похожая ситуация и с Ближним Востоком. Фактически, ради достижения внутриполитических целей и укрепления опоры в виде Израиля на Ближнем Востоке, США легко идут на признание Иерусалима столицей Израиля, хотя это несомненно провоцирует нестабильность в регионе и не поддерживается европейскими союзниками. Выход из ядерной сделки с Ираном и сопутствующие военные действия также не соответствуют ни интересам Европы, ни интересам самого Ирана.
В треугольнике США-ЕС-Китай Европейский союз и вовсе вынужден маневрировать между обоими участниками.
В рамках Североатлантического альянса европейские государства вынуждены увеличивать вклады в бюджет НАТО, что возможно и является более справедливым распределением. Однако, в своем давлении США не учитывают множество различных европейских обязательств, которые дополняют вклады в бюджет организации. Не учитываются и многочисленные внутренние проблемы государств Европы. И опять-таки, более справедливое распределение вкладов, вероятно, должно существовать, но связывать количество вложенных денег и осуществление обязательств НАТО в отношении участников организации недопустимо.
В условиях кризисов и опасений в отношении гарантий НАТО, естественным является желание повысить свою собственную военную силу и независимость от сил США. Однако, часть инициатив блокируется Штатами, а остальная часть либо не является существенным продвижением в данном направлении, либо практически невыполнима в существующих условиях. По сути, США желают переложить больше финансовой ответственности на Европу, но не стратегической.
Таким образом, неспособность Европы организовать альтернативу защите Европы блоком НАТО в ближайшие десятилетия, и соответственно сохраняющаяся необходимость в Североатлантическом альянсе приводит ЕС в состояние лавирования между давлением США, собственными интересами и давлением прочих держав. Сохранение противоречий может открыть другим государствам возможность использовать их в своих интересах, как, например, поддержка Китаем укрепления европейской самостоятельности в сфере безопасности. На данный момент, по нашему мнению, это является главной уязвимостью Североатлантического альянса и отношений США и ЕС в сфере безопасности вне организации.
Подобные работы
- Российско-германские отношения на современном этапе (2000-2018 гг.)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Военно - политические противоречия России и США на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Европейское направление внешней политики Великобритании в начале
XXI века
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА(07.00.03)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Мягкая политика Китая в АТР на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Экономическое сотрудничество России и государств Центральной Азии в XXI в.: формы и направления
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - Советско (российско)-китайские отношения. Механизмы взаимодействия и направленность отношений
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Торгово-экономические отношения между Соединёнными Штатами Америки и Европейским Союзом: современные проблемы развития интеграции
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2022



