Введение
Глава I. Обзор литературы
Глава II. Материалы и методы исследования
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение
Заключение
Литература
Приложение А
Приложение Б
Современные психологические исследования обнаруживают повышенный интерес психологов к проблеме идентичности. Причём, существенным моментом является тот факт, что на первый план выходит не столько онтология идентичности, сколько рассмотрение кризисных проявлений в данной области.
Ключевым моментом нашего исследования является его диагностическая составляющая, оценка не просто поведенческих проявлений, которую дают личностные опросники или анализ симптомов переживаний, как клиническое интервью, а попытка выявить базовые элементы определяющие позицию человека в принятии решений. Что такое «Я», «свои», «чужие».
Неумолимо быстрый рост темпа жизни; расцвет рыночной системы отношений со всеми вытекающими; отчётливое доминирование материальной культуры над духовной; достижение гармонии в изобразительном искусстве путём изгнания из него всего несовершенства, всей жизни, всего человеческого; культ практичности, функциональности и минимализма; отсутствие явного «героя нашего времени» в современной отечественной литературе; конвейерное производство и корпоративные информационные системы; кризис социальных институтов; активные социально-политические процессы в стране и мире; широкий выбор возможных на сегодняшний день жизненных сценариев; глобализация; тенденция к обезличиванию в Интернете и так далее – характерные черты современности. Они одновременно являют собой и условия жизни, и её отражение как таковой.
Эти характеристики предъявляют современному человеку качественно новые требования, ставят его в ситуацию неопределённости. Важным моментом здесь является обретение идентичности, способствующей дальнейшему ориентированию, планированию, жизнетворчеству и адаптивности. Человек в своём поведении опирается на свои представления о происходящем. То, как он видит себя и окружающих людей, ставит перед собой задачи, рассчитывает свои возможности, планирует своё поведение, выбирает средства и способы для достижения целей, оценивает результат своих действий и так далее зависит от его способа мышления, от когнитивных установок, приобретаемых в процессе социализации. Через эти установки человек определяет себя и своё место в мире, в культурной среде, в актуальной исторической эпохе, свою принадлежность к различным группам, идентифицирует себя. В зависимости от этих установок поведение человека может быть адаптивным или неадаптивным. Последнее в свою очередь ведёт к ряду проблем, в том числе и психологического характера. Адекватность когнитивных установок определяет так же степень удовлетворённости собственной жизнью в целом и отдельными её событиями, обуславливает психологический комфорт.
Иными словами, идентичность является существенным компонентом психического здоровья и благополучия человека. Однако в процессе формирования, который непрерывен на протяжении всей жизни, идентичность может претерпевать кризисы, обуславливаемые внутренними и внешними обстоятельствами. Одним из таких кризисных моментов является переходный этап от периода подростковости к ранней взрослости – время, когда социальная среда ставит перед индивидом новые задачи. Более того, сама идентичность по своей структуре неоднородна. Уже традиционно исследователи выделяют личностную и социальную идентичности. Последняя имеет ряд подтипов. Особый интерес представляет взаимосвязь каждой отдельно взятой идентичности и других характеристик личности.
Данное исследование посвящено рассмотрению связи временной перспективы с типами социальной идентичности на фоне кризиса ранней взрослости, то есть на этапе перехода человека во взрослую жизнь. Ведущей задачей является анализ выраженности и распределения во времени мотивов (личные, групповые, общегрупповые) при наличии точек отсчёта, в качестве которых мы рассматриваем сформированные типы социальной идентичности. Прикладными задачами нашей работы являются изучение идентичности, временной перспективы, а также социальной и нервно-психической адаптации лиц, переживающих кризис ранней взрослости. Цель работы заключается в оценке факторов социальной дезадаптации при различной степени сформированности социальной идентичности. Гипотеза исследования была сформулирована следующим образом: прохождение кризиса социализации, обусловленного задачами периода ранней взрослости, отражается в образе социальной идентификации и предполагает формирование в сознании индивида социально значимых (то есть групповых и общегрупповых) образов себя и изменение мотивационных установок с появлением социально одобряемых, что определенным образом отражается на видении и планировании будущего. Предмет исследования: социальная идентичность, временная перспектива и социально-психологическая адаптация. Объект: психические особенности когнитивного плана и эмоциональные переживания лиц мужского и женского пола, находящихся в стадии кризиса ранней взрослости.
Методы сбора данных: учёт социально-биографических данных, методика «Кто я?» M. Kuhn и T. McPartland, опросник временной перспективы Ph. Zimbardo, методика диагностики социально-психологической адаптации C.Rojers и R. Dymond, тест нервно-психической адаптации И. Н. Гурвича, опросник «Шкала оценки качества жизни» Н.Е.Водопьяновой. Также была проведена статистическая обработка собранных данных.
Проблематика исследования нова и актуальна в свете современной действительности. Перспективы этой работы видятся нам в оценке формирования «гражданина» как системообразующего элемента общества. В прикладном плане это работа с проблемой социальной дезадаптации среди лиц подросткового и юношеского возраста в условиях современного российского общества.
В ходе нашего исследования были выявлены некоторые особенности протекания вступления в период ранней взрослости.
Прежде всего, это касается структуры социальной идентичности. Здесь, по результатам нашего исследования, на первых этапах вступления в период ранней взрослости ведущим типом является коммуникативная идентичность, что отражает особенности предшествующего периода психосоциального развития – подростковости. На втором плане находится семейноролевая идентичность, что указывает на то, что семейные отношения занимают одно из ведущих мест в системе социального взаимодействия в этот период. Причём, важно отметить, что это отношения именно с родительской семьёй. И наконец, на третьем плане выступает профессиональная (учебно-профессиональная) идентичность, которая начинает в этот период формироваться как реакция на освоение новой предметной деятельности и вступление в новые социальные отношения.
В целом, слабая представленность социальной идентичности, а также зафиксированный нами довольно высокий уровень нервно-психического напряжения позволяет судить нам о том, что период перехода на этап ранней взрослости является переломным, кризисным моментом в общем процессе социализации.
Оказавшись в новых социальных условиях, индивид вынужден к ним адаптироваться. Важным здесь является уровень социализации, которого уже достиг индивид к этому моменту. В частности, сформированность идентичности, являющейся одним из ключевых компонентов личности и отвечающей за психическое здоровье. В процессе нашего исследования была выявлена прямая связь между сформированностью положительной социальной идентичности и уровнем социальной адаптации. Также мы обнаружили косвенное (на примере наиболее представленных типов социальной идентичности) подтверждение обратной связи между сформированностью негативной социальной идентичности и социальной адаптацией.
Вместе с тем, наше предположение о том, что прохождение кризиса социализации, сопряжённого с этапом вступления в период ранней взрослости, отражается в образе социальной идентификации и предполагает формирование в сознании индивида социально значимых образов себя, а также изменение мотивационных установок с появлением социально одобряемых, что определенным образом отражается на видении и планировании будущего, не подтвердилось. Действительно, прохождение кризиса социализации отражается в образе социальной идентификации, что подтверждается зафиксированным началом формирования профессиональной идентичности на этапе вступления в период ранней взрослости. Однако отражается ли это также и на видении и планировании будущего, нам выяснить не удалось. Связь между социальной идентичностью и временной перспективой в ходе нашего исследования не была обнаружена вследствие недостающей достоверности большинства полученных результатов.
Однако в свете оценки факторов риска социальной дезадаптации стоит отметить, что нами обнаружена прямая связь между нервно-психическим напряжением и негативной оценкой прошлого, а также прямая связь между социальной дезадаптацией и негативной оценкой прошлого, что может послужить основанием для дальнейшего исследования временной перспективы в ключе изучения проблемы социальной адаптации.
Кроме того, нами было зафиксировано, что у испытуемых, считающих, что они нашли своё место в обществе, отмечается более высокий уровень социальной адаптации и более низкий уровень негативного отношения к прошлому, что также может послужить подспорьем для дальнейшего изучения факторов риска социальной дезадаптации.
В целом данное исследование стоит расценивать скорее как пилотное, позволяющее наметить пути для дальнейшей работы с учётом всех ошибок, допущенных нами на этом этапе.
1. Campbell C. The Craft Consumer: Culture, craft and consumption in a postmodern society. Journal of Consumer Culture, 2005, 5(23), 24- 42.
2. Rogers, Carl R., and Rosalind F. Dymond, eds. Psychotherapy and Personality Change: Coordinated Research Studies in the Client-Centered Approach. Chicago: University of Chicago Press, 1954.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2001. 290 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2008. 149 с.
5. Андреева Г.М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 6(20). С. 1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 27.03.2017).
6. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество. М., 1973. – Вып. XI–II. – С. 25–27.
7. Апполонов А.В. , Васильев В.В., Гиренок Ф.И. [и др.]. Философия: учебник/ Под ред. Зотова А.Ф., Миронова В. В., Разина А.В. 6-е изд. М.: Проспект, 2016. 672 с.
8. Бауман З. Идеализированное общество / пер. с англ. В.Л.Иноземцева. М.: Логос, 2002.
9. Бурцев В. А. Дискурсивная формация как единица анализа дискурса // Вестник ТГУ. 2008. №10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/diskursivnaya-formatsiya-kak-edinitsa-analiza-diskursa (дата обращения: 27.05.2017).
10. Веракса А. Н., Леонов С. В. Экологический подход У. Бронфенбреннера в спортивной психологии // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2009. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskiy-podhod-u-bronfenbrennera-v-sportivnoy-psihologii (дата обращения: 27.05.2017).
11. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. // Собр. Соч. в 6-ти томах, М.: Педагогика, 1983., Т.3, 367 с.
12. Гришина Н.В. Жизненные сценарии: нормативность и индивидуализация [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 3(17). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 17.03.2017).
13. Гулевич О.А. Психологические основы юриспруденции: учебное пособие. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2009. 512 с.
14. Дубовская Е.М., Кораблинов Р.А. К вопросу об экономической социализации в условиях современного общества // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 49. С. 10. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.11.2016).
15. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер. с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова. М.: Мысль, 1994. 399с.
16. Касьянов Валерий Васильевич Государственная идеология современной России // Общество: философия, история, культура. 2011. №3-4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-ideologiya-sovremennoy-rossii (дата обращения: 27.05.2017).
17. Кирейчева Е.В.Проблема социальнопсихологических условий развития Я-концепции будущих учителей // Научный вестник Южноукраинского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского. Одесса, 2009. – С. 143–150.
18. Кожемякин Е. А. Дискурс-анализ как междисциплинарная методология: исторический аспект // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2008. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/diskurs-analiz-kak-mezhdistsiplinarnaya-metodologiya-istoricheskiy-aspekt (дата обращения: 27.05.2017).
19. Леонтьев А.Н. Индивид и личность.// Психология индивидуальных различий / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. и Романова В.Я. 2-е изд. М.: «ЧеРо», 2002. 776 с., ил. (Хрестоматия по психологии).
20. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Речь, 2009. 256 с.
21. Маркс К. Капитал: критика политической экономии. Т.1. М. : Эксмо, 2011.
22. Митина О.В., Сырцова А. Опросник по временной перспективе Ф.Зимбардо (ZTPI): результаты психометрического анализа русскоязычной версии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2008. №4
23. Наследов Д.А. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. Изд.4, стереотипное. СПб.: Речь, 2012. 392 с.
24. Осницкий. А. К. Определение характеристик социальной адаптации / А.К. Осницкий // Психология и школа. 2004. №1. 43-56 с.
25. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. М.: Сов.энциклопедия. 1991. 768 с.
26. Растова Л.М. Социальная адаптация личности в коллективе: автореф. ... дис. канд. филос. наук. Барнаул, 1973. 21 с.
27. Романов А. В. Специфика и типология членов религиозных культов // Журнал практического психолога. 1997. №5. С. 36-39.
28. Рубчевский К.В. Социализация личности: интериоризация и социальная адаптация // Общественные науки и современность. 2003. №3.
29. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование. СПб.: Речь, 2006. 176 с.
30. Сборник тестов и методик исследования отношения личности к себе (самоотношения) // Сост. Емузова Н.Г. Нальчик: Нальчик: Каб.-Балк. ун.-т, 2003. 66 с.
31. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 336 с.
32. Снегирёва Т.В. Методика изучения особенностей личностной саморегуляции // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М., сборник трудов АПН СССР, 1987.
33. Шибутани Т. Социальная психология, Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 544 с.
34. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис, М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. 352 с.