Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Направленность познавательной деятельности обучающихся по разным образовательным программам

Работа №124958

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы56
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Abstract
Содержание
Введение
Глава 1. Деятельность, познание и потребности………………………..7
1.1 Мотивы, цели и задачи деятельности
1.2. Особенности социально-гуманитарного и естественнонаучного познания
1.3. Познавательная потребность
1.4. Мотивация учебной деятельности
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1. Цель, предмет и объект исследования
2.2. Методы исследования
Глава 3. Анализ результатов эмпирического исследования…………..33
3.1. Анализ особенностей познавательных потребностей студентов различных программ обучения
3.2. Описание результатов
3.3. Интерпретация результатов
3.4. Анализ анкет. Программа 38.03.01 Экономика
3.5. Анализ анкет. Программа 37.03.01 Психология…
3.6. Анализ анкет. Программа 06.03.01 Почвоведение
3.7. Сравнительные гистограммы по результатам анкет
Выводы
Заключение…
Список использованных источников
Приложения


Сфера образования в России в течение многих лет претерпевает изменения. Вводятся новые программы обучения, меняется процесс взаимодействия преподавателя и обучающегося, появляются новые системы контроля и оценки знаний. На фоне этих изменений представляется необходимым выявление особенностей направленности познавательной деятельности обучающихся разных образовательных программ, направлений. подготовки. Актуальность данной темы также заключается в важности изучения механизмов возникновения и функционирования познавательной деятельности, нахождения ответа на вопрос о том, какие внешние и внутренние факторы оказывают влияние на нее.
В исследовании на теоретическом уровне представлены составляющие познавательной деятельности, модели деятельности, механизмы взаимосвязи и функционирования ее составляющих– мотива и цели (С.Л. Рубинштейн, Ю.Б. Гиппенрейтер). Проанализированы особенности естественнонаучного и социально-гуманитарного видов познания (М.М. Бахтин, В.Г. Федотова, В.М. Симонов).
Категория самой познавательной потребности представлена в иерархии потребностей человека (А. Маслоу), выявлены факторы, влияющие на формирование мотивации учебной деятельности и ее продуктивность (В.Э. Мильман, Н.Ф. Неделько, Т.Ф. Гуляева).
Целью исследования является выявление особенностей в направленности познавательной деятельности у студентов различных факультетов.
Объект исследования составляют молодые люди в возрасте от 18 до 22 лет. В исследовании приняли участие 63 обучающихся разных образовательных программ СПбГУ.
Гипотезы данного исследования:
1) Существуют особенности познавательной потребности у студентов различных направлений обучения.
2) Существует взаимосвязь между уровнем познавательной мотивации и удовлетворенностью обучением.
Для доказательства гипотез необходимо решить следующие задачи:
 Проанализировать теории и произвести обзор литературных источников, в том числе современных.
 Выявить особенностей познавательной потребности у студентов разных программ обучения.
 Представить различия в отношении к процессу обучения у обучающихся разных программ обучения.
 Проинтерпретировать полученные эмпирические данные с учетом теоретического обзора исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенные аналитический обзор и эмпирическое исследование подтвердили значимость различий в особенностях познавательной деятельности у студентов различных программ, а также взаимосвязь уровня познавательной мотивации с удовлетворенностью учебным процессом.
В процессе анализа литературных источников были рассмотрены модели деятельности и функционирования основных ее составляющих. В обзор также включен вопрос о различиях социально-гуманитарного, гуманитарного и естественно-научного видов познания, познавательной потребности и особенностей познавательной мотивации человека.
Результаты эмпирического исследования показали, что наибольшая вовлеченность в учебный процесс выявляется у обучающихся образовательной программы Психология. Об этом нам говорит яркая тенденция к получению удовольствия от глубоких размышлений, стремление к решению головоломок и желание изучать новые способы размышления и мыслительные операции.
Напротив, среди студентов программы Экономика выявлен низкий уровень внутренней обусловленности познавательной мотивации, а также высокий уровень стремления избегать проблемные ситуации и жизненные затруднения, несмотря на то, что это характерно для профессиональной деятельности экономиста.
По некоторым параметрам показатели почвоведческой образовательной программы более близки к программе Психология, а по некоторым – к экономической. Так, суждения «Я стараюсь предвосхищать и избегать те ситуации, где я буду вынужден глубоко осмысливать проблему» и «Я получаю удовольствие от глубоких и длительных размышлений», схожи с показателями обучающихся образовательной программы Экономика.



1) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Издательство «Питер», 2002, с. 465-467.
2) Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Издательство «Питер», 2010.
3) Ю.Б. Гиппенрейтер Введение в общую психологию. М.: Издательство «Аст», 2014, с. 315-318.
4) С.А. Щебетенко Психометрика русской версии шкалы потребности в познании.// Вестник Пермского университета, 2011.
5) Проблемы формирования социогенных потребностей// Материалы всесоюзной конференции. Тбилиси, 1974.
6) МаслоуА. Мотивация и личность. СПб: Издательство «Питер, 2008.
7) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка//[Электронный ресурс] // http://ozhegov-online.ru/slovar-ozhegova/motiv/15964/
8) Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии.» 1987. № 5, с. 129-138.
9) Забродин Ю.М. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопросы психологии. Ю.М. Забродин, В.А. Сосновский. М.: Психология в высшей школе, 1989. № 6, с. 100-107.
10) Бодалев А.А. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт // Проблемы общения и воспитания. А.А. Бодалев, Л.И. Криволап. Тарту, 1974. Ч. 1.
11) Аверинцев С.С. Символ. М., 1972.
12) Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
13) Федотова В.Г., Гуманитарная наука как предмет философско-методологического анализа // Вопросы философии, 2007, с. 61-65.
14) Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.СПб.: Питер, 2002.
15) Курочкина Л.Я., Тарасова М.И. Специфика социально-гуманитарного познания // Вестник Воронежского государственного университета  2010.
16) Куликов С.Б. Проблема взаимодействия социального и естественнонаучного знания». Вестник ТГПУ. 2006. Выпуск 12.
17) Леонтьев А.Н. Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1975.
18) Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь [Электронный ресурс] // М.: Проспект, 2014.
19) Неделько Н.Ф., Исаев Ю.С. Формирование мотивации учебной деятельности студентов на примере судебной медицины //Сибирский медицинский журнал. 2013. № 1. С. 145-146.
20) Гуляева Т.Ф. Мотивация учебно-познавательной деятельности как одно из условий успешной адаптации студентов в ВУЗе // Вестник Московского университета МВД России. 2012. №8. С. 183 – 186.
21) Галкина Е.Н. Мотивация учебной деятельности в ВУЗе [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Том 5. № 2: [сайт]. URL: http://mir-nauki.com/PDF/55PDMN217.pdf
22) Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике: 3-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2008. 688 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ