ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ И НАЦИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА 13
1.1 Теории формирования национального имиджа 13
1.2 Особенности и современные подходы к построению стратегии связей с общественностью 21
1.3 Формирование международного общественного мнения с помощью стратегий связей с общественностью для формирования имиджа 30
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ФИНЛЯНДИИ 40
2.1 История и ключевые элементы национального имиджа Финляндии 40
2.2 Современный PR-подход к формированию национального имиджа Финляндии 47
2.3 Современный имидж Финляндии 61
ГЛАВА 3. ОПЫТ ФИНЛЯНДИИ: ПРИМЕРЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ 73
3.1 Национальный имиджевый проект Финляндии 73
3.2 Инструменты для представления Финляндии за рубежом 81
3.3 Перспективы и возможности развития стратегии связей с общественностью в Финляндии 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 107
Имидж в международных отношениях, как важная переменная, является одновременно и частью национальных интересов, и инструментом их преследования и защиты. В международном обществе XXI века суть "национального имиджа" как разновидности "мягкой силы" заключается в том, что он связан со способностью страны добиваться наибольших политических и экономических выгод с наименьшими затратами, реализовывать свои краткосрочные и долгосрочные цели, влиять на политический статус страны в международном сообществе, уровень ее экономического участия и способность ориентироваться на международной арене по собственным достоинствам. Это будет оказывать все большее давление на правительства, заставляя их пересматривать то, как они проецируют свой национальный имидж, и рассматривать свою способность влиять на людей за рубежом как цель своего международного влияния, и в этом контексте появился новый стратегический подход - стратегия связей с общественностью.
Связи с общественностью - одна из незаменимых областей в изучении национального имиджа. Согласно профессору университета Мериленда, специализировавшемуся в области связей с общественностью Джеймсу Грунигу, стратегический PR подразумевает определение стратегической общественности, разработку, реализацию и оценку коммуникационных программ, а также измерение и оценку отношений организации с общественностью . В целом, предыдущие исследования в области связей с общественностью, как правило, фокусировались на функциональных и операционных аспектах PR, и хотя существуют различные определения PR, существует мало исследований, связанных с определением стратегии PR. Однако стратегия связей с общественностью может обеспечить важную теоретическую и методологическую поддержку для создания национального имиджа, и ее изучение представляется важным.
Финляндия - одна из скандинавских стран, занимает 66-е место по площади и имеет небольшое население (около 5,5 миллионов человек) . Ее история восходит примерно к 5000 году до нашей эры, а современная история началась в 1809 году, когда Финляндия вошла в состав Российской империи в качестве Великого княжества Финляндского и было создано национальное государство. Исторически Финляндия обрела независимость только в 1917 году и недолго выступала на международной арене, но благодаря постоянным усилиям и реформам она превратилась в страну с развитой экономикой, прочной системой социального обеспечения и уникальной культурой. Она не богата земельными ресурсами и имеет суровый климат, но в наше время превратилась в одну из ведущих стран мира по уровню жизни, и она очень активно развивает сферу связей с общественностью и формирует имидж страны, среди прочего.
Таким образом, тема исследования актуальна по указанным выше причинам.
Цель данного исследования - выявить и проанализировать опыт Финляндии в разработке стратегий связей с общественностью для создания национального имиджа, чтобы понять, как используются стратегии связей с общественностью.
Для достижения этой цели будут реализованы следующие задачи:
1) Проанализировать теоретические основы формирования национального имиджа, характеристики современных стратегий связей с общественностью и их роль.
2) Определить основные методы и стратегии, используемые для успешного формирования имиджа страны в Финляндии;
3) Анализ эффективности используемых методов и стратегий и прогнозирование будущих тенденций.
4) Извлечь уроки из опыта и дать рекомендации по разработке стратегий связей с общественностью для формирования имиджа страны.
Объектом исследования становятся стратегии связей с общественностью в Финляндии.
Предметом исследования является изучение текущей ситуации и опыта стратегии продвижения национального имиджа Финляндии и ее работы по связям с общественностью.
Методология исследования. При исследовании темы данной работы применялись принципы единства теории и практики (изучение проекта национального имиджа Финляндии в конкретной практике), объективности, единства истории и логики (изучение культуры и истории Финляндии как ключа к пониманию феномена современного государства), системности.
В данном исследовании, в частности, были использованы такие методы.
1)Метод качественного анализа, путем обзора литературы по теориям формирования национального имиджа и стратегиям PR-отношений и их письменного описания с целью выявления природы, характеристик, роли и значения.
2)Метод исторического исследования. Исторический анализ является основой для изучения реальных проблем и представляет собой фактологическую базу, без которой невозможно обойтись. В исторической эволюции национального имиджа Финляндии разбираются ключевые элементы ее национального имиджа.
3)Метод системного анализа. Стратегия связей с общественностью Финляндии рассматривается как системная структура, и из этой структуры извлекаются такие элементы, как субъекты, механизмы и каналы, чтобы создать основу для анализа, благодаря чему формирование имиджа страны может быть проанализировано системно.
4)Эмпирический анализ. Существующие механизмы финской PR-стратегии и конкретное использование ее инструментов анализируются с целью выявления их роли и эффективности.
Новизна данного исследования заключается в инновации перспективы исследования, которое проводится с точки зрения стратегии связей с общественностью, что позволяет лучше понять стратегии и механизмы, чем традиционные исследования формирования национального имиджа; систематическом и полном изучении внутренней связи между стратегией связей с общественностью и национальным имиджем при полном рассмотрении роли связей с общественностью и углубленном анализе того, как она может быть воплощена в позитивный национальный имидж в зависимости от конкретных обстоятельств; а также в том, что предмет исследования является междисциплинарным. Всесторонний анализ финского опыта связей с общественностью и формирования национального имиджа, интегрирующий знания из ряда областей, включая связи с общественностью, международную политику и коммуникационные исследования.
Теоретическая основа для данного исследования представляет собой синтез фундаментальных научных работ и журнальных статей из разных стран, включая модель коммуникации 5Ws, предложенную известным американским государственным деятелем, политологом Г. Лассуэллом, и труд Роберта Джервиса "Логика имиджа в международных отношениях", в котором анализируются корни формирования имиджа государства с психологической точки зрения. Теоретическое исследование построено на основе работ Майкла Кунчика, Уолтера Липмана, российских ученых Эраста Галумова, Георгия Гачева и китайского ученого Лю Цзиньнаня, которые оказали соответствующую поддержку теоретическим исследованиям о структуре имиджа государства. Китайские ученые, такие как Лю Цзиньнань, оказали поддержку теоретическим исследованиям по составлению имиджа государства.
Что касается PR-стратегии, Хью Кулбертсон и Деннис Джефферс (Culbertson & Jeffers) утверждают, что международный PR должен учитывать социальные, политические и экономические факторы. Деян Верчич и Джеймс Груниг считают, что переменными, влияющими на международный PR, являются политическая идеология, экономическая система, активизм, культура и система СМИ. Профессор Яо Хуэйчжун, Юань Юэ и другие ученые из Университета Да-Йе в Тайване исследовали коннотации PR-стратегии, обобщая и сопоставляя измерения стратегии в рамках различных школ мысли или различных академических перспектив. Однако видно, что роль PR в управлении международным общественным мнением становится все более заметной, но PR стратегия в основном опирается на один или несколько аспектов, таких как интеграция субъектов коммуникации, содержания коммуникации, каналов коммуникации, методов коммуникации, аудиторий, кросс-культуры и т.д. Отсутствует систематизация и глубокий анализ в сочетании с конкретными случаями.
Источниками исследования в основном являются официальные документы Финляндии, определяющие цели, задачи и инструменты реализации имиджевой политики Финляндии, а также деятельности в области национального брендинга. Сюда же следует отнести и правительственные годовые отчеты, дающие возможность оценить, как реализуются намеченные в имиджевых стратегиях и планах цели и задачи. Так, материалы стратегии Brand Finland и Повестка дня 2030 предоставляют информацию о текущей ситуации в исследуемой стране, конкретизируя имеющуюся информацию и отражая направление и цели работы Финляндии.
Отчеты правительства Финляндии, отчеты комитета по продвижению Финляндии, созданного при министерстве иностранных дел страны также позволили составить представление о практических сторонах деятельности в области национального брендинга и формирования привлекательного имиджа государства за рубежом.
Данные статистики были необходимы для проведения анализа эффективности использования PR-стратегий при формировании имиджа Финляндии.
Материалы рейтингов, такие как "Самые счастливые страны мира 2023", рейтинг хороших стран (Good Country Index) и многие другие рейтинги используются для анализа результатов построения международного имиджа, который проецирует Финляндия.
Структура выпускной квалификационной работы:
Введение: актуальность темы, цель, задачи, предмет и объект исследования, методология исследования, источниковая база, теоретические и практические последствия, научная новизна.
Глава I представляет стратегические и теоретические аспекты, включая основные понятия связей с общественностью и национального имиджа, и объясняет, как разработать эффективные стратегии связей с общественностью для продвижения национального имиджа. Она разделена на три раздела: «Теории формирования национального имиджа», «Особенности и современные подходы к построению стратегии связей с общественностью», «Формирование международного общественного мнения с помощью стратегий связей с общественностью для формирования имиджа».
Глава II сфокусирована на процессе и основных подходах к созданию национального образа Финляндии. Она состоит из трех частей: «История и ключевые элементы национального имиджа Финляндии», «Современный PR-подход к формированию национального имиджа Финляндии», «Современный имидж Финляндии».
Глава III содержит конкретные примеры и инструменты из проекта "Национальный имидж Финляндии", анализирует практическое применение финской стратегии на основе этих примеров и дает рекомендации. Она состоит из трех частей: «Национальный имиджевый проект Финляндии», «Инструменты для представления Финляндии за рубежом», «Перспективы и возможности развития стратегии связей с общественностью в Финляндии».
XXI век станет веком высокоразвитых информационных технологий, а растущее развитие информационных технологий предоставило людям во всех странах удобную и быструю платформу для выражения своего мнения. Правительства стремятся влиять на иностранное население и продвигать свою внешнюю политику посредством распространения информации и культурных обменов, надеясь, что они будут приняты иностранным населением, создавая тем самым хороший имидж страны и максимально реализуя свои национальные интересы.
Связи с общественностью необходимы для формирования и направления имиджа страны на международном уровне, как внутри страны, так и за ее пределами. В связи с высоким уровнем развития информационных и медийных технологий (особенно Интернета), ростом глобального гражданского общества и пробуждением чувства субъективности у населения, традиционный способ управления общественным мнением стал неэффективным, и необходимо изменить способ мышления и управления. Связи с общественностью стали важным стратегическим инструментом для формирования имиджа страны.
Финляндия расположена в северной Европе и имеет долгую историю влияния своих соседей. После обретения независимости в начале 20 века Финляндия начала активно стремиться к созданию независимого и автономного национального имиджа. Стратегия связей с общественностью, изучаемая в данной работе, сводится к способности организации проецировать хороший имидж на общественность, а также устанавливать и поддерживать качество хороших отношений между организацией и общественностью. Поэтому вполне возможно использовать стратегии связей с общественностью для создания хорошего национального имиджа, повышения регионального и международного признания страны и достижения стратегических целей страны.
Анализируя восприятие финской общественностью имиджа страны, ее культуры, экономики и технологий, авторы диссертации пришли к выводу, что национальный имидж Финляндии пользуется хорошей репутацией во всем мире, но при этом существуют определенные проблемы и возможности.
Анализ финского опыта позволил выделить следующие характеристики финской стратегии связей с общественностью:
o Систематичность: Правительство Финляндии придает большое значение работе по связям с общественностью и разработало систематические стратегические планы. Эти планы определяют цели, задачи и меры по реализации, что делает весь процесс более научным и оперативным.
o Непрерывность: Финляндия сосредоточилась на долгосрочном стратегическом планировании и продолжает свою деятельность по связям с общественностью в различных областях. Такая непрерывность помогает закрепить достигнутые результаты.
oВзаимодействие: Финляндия придает большое значение общению и сотрудничеству со всеми сторонами, включая правительство, бизнес и организации гражданского общества. Благодаря такому разнообразному взаимодействию создается положительная репутация на мировом уровне.
o Инновации: Финляндия умеет использовать инновационные средства для связей с общественностью, такие как использование социальных сетей, больших данных и других технологических средств для продвижения. Эти инновационные инициативы помогли повысить эффективность связей с общественностью и сделать национальный имидж Финляндии более современным.
Исследование также выявило некоторые области для улучшения, например, внешняя PR-стратегия Финляндии ориентирована на Европу, и можно рассмотреть возможность усиления PR-деятельности и коммуникации в Азии и других регионах. Также необходимо продолжать инвестировать в глобальную деятельность, укреплять маркетинг в социальных сетях, налаживать более хорошие отношения с заинтересованными сторонами и укреплять концепцию устойчивого развития. В целом, эффективность PR-стратегии Финляндии является положительной, и она использует комплексную систему PR-стратегий в формировании имиджа страны.
В данном исследовании обобщены ключевые элементы системы стратегий:
Стратегия брендинга страны: Была разработана стратегия брендинга страны с целью распространения ее национального имиджа через различные каналы. Эта стратегия подчеркивает сильные стороны Финляндии с точки зрения ее природной среды, системы образования, инновационных возможностей и социального благосостояния.
Социальная ответственность: подчеркивается, что как компании, так и частные лица должны быть социально и экологически ответственными и активными в своих сообществах.
Отношения со СМИ: особое внимание уделяется отношениям со СМИ. Они устанавливают хорошие отношения с различными СМИ, чтобы обеспечить точное и справедливое освещение их сообщений.
Общественные мероприятия: культурные мероприятия, спортивные мероприятия или дипломатические мероприятия с другими странами. Демонстрация собственной культуры, ценностей и социальной системы повышает привлекательность страны.
Международное сотрудничество: активное участие в различных международных организациях и установление хороших отношений с другими странами.
Инновации и технологии: акцент на инновациях и технологиях, включающий множество областей, таких как наука и технологии, система образования и экосистема, формирует динамичную атмосферу, которая помогает стимулировать инновационное мышление и способствует технологическому прогрессу.
Наконец, некоторые размышления и выводы из данного исследования:
Изучение PR-стратегии носит несколько макроскопический характер, а поскольку PR является молодой и междисциплинарной дисциплиной, литература очень скудна по сравнению с другими дисциплинами, и не хватает глубокого анализа пресс-секретарей, лоббирования, планирования международных мероприятий, конкретной стратегии коммуникации в СМИ или извлечения концепции. Например, лоббирование - вопрос, заслуживающий изучения, но детали лоббирования недоступны для архивов из-за конфиденциальности, что негативно сказывается на исследованиях. Однако, независимо от того, насколько развиты технологии СМИ, контент - это король (The content is the king.) по-прежнему является основным принципом PR, предотвращая технологический детерминизм и в конечном итоге требуя достижения консенсуса через контент. Более того, согласно теории использования и удовлетворения, аудитория не является пассивным стрелком, она получает доступ к медиа и использует их для удовлетворения собственных потребностей, которые связаны с социальными и личностными факторами. В эпоху новых медиа модель пассивного принятия аудитории будет полностью опрокинута, и она будет участвовать в формировании повестки дня, и тогда перед правительством и СМИ встанет новый вопрос о повышении эффективности их руководства. Результаты PR не такие прямые и немедленные, как у рекламы, они носят долгосрочный характер и потребуют длительного времени для проверки. Степень эффективности PR-стратегий трудно проверить.
Наконец, из данного исследования были сделаны некоторые полезные выводы и рекомендации. Предполагается, что эти выводы и рекомендации могут быть полезны и для аналогичных исследований в других странах и регионах.
Appointment of the Management Group of Finland Promotion Board, 03/09/2019. URL: https://um.fi/documents/35732/0/EN_FPB_Decision_of_Appointment_2019-23_unofficial_translation.pdf/e567bd15-4bfb-f2bd-4c39-0ffb41910a84?t=1591101841504 (accessed: 03.05.2023).
2. Country Image work, Ministry for Foreign Affairs. URL: https://um.fi/country-image. (accessed: 11.05.2023)
3. Finland Promotion Board’s Mission Statement for the 2019–2023 Term. URL: https://um.fi/documents/35732/0/EN_FPB_mission_statement_2019-2023_FINAL.pdf/9b71e597-df96-ae74-891e-88389ed222c8?t=1591101862039 (accessed:10.05.2023).
4. Finland Promotion Boarding, Finland Toolbox, 28 Seрt. 2015. URL: https://um.fi/documents/35732/48132/maakuvaraportti_2010/a84dd65c-47ea-5c2e-8b83-7d87c4b88fc3?t=1525688953572 (accessed: 10.05.2023)
5. Finland Promotion Board, Directing Country Image Work, Appointed for a New Term, Finland abroad: Sudan. URL: https://finlandabroad.fi/web/sdn/foreign-ministry-s-press-releases/-/asset_publisher/kyaK4Ry9kbQ0/content/maakuvatyota-linjaava-finland-promotion-board-asetettu-uudelle-toimikaudelle/35732. (accessed: 10.05.2023)
6. Finland’s Country Branding Strategy, 6/2017. URL: https://toolbox.finland.fi/strategy-research/finlands-country-branding-strategy/ (accessed: 03.05.2023).
7.Government Programme, URL: https://valtioneuvosto.fi/en/marin/government-programme. (accessed: 15.05.2023)
8. Media Service, Ministry for Foreign Affairs, URL: https://um.fi/media-service. (accessed: 18.05.2023)
9. Statement by President of the Republic of Finland Sauli Niinistö at the UNGA 70th General Debate on 29 September 2015, Presidentti. URL: https://www.presidentti.fi/en/speeches/statement-by-president-of-the-republic-of-finland-sauli-niinisto-at-the-unga-70th-general-debate-on-29-september-2015/.(accessed: 08.05.2023)
10. Strategic priority areas in the Foreign Service, 14/03/2018. URL: https://um.fi/documents/35732/0/Strategic%20priority%20areas%20in%20the%20Foreign%20Service%2014.3.2018%20%282%29.pdf/8802ce3a-056f-5ca6-08e9-1cb776a7342b?t=1533649959681 (accessed: 03.05.2023).
11. Strategy for Cultural Policy 2025 – Ministry of Education and Culture, Finland 2017:22. URL: https://julkaisut.valtioneuvosto.fi/bitstream/handle/10024/80577/okm22.pdf (accessed: 03.05.2023).
2. Организационно-распорядительная и делопроизводственная документация:
1. Building the image of Finland. Review of the country image work in 2015-2016. URL: https://toolbox.finland.fi/wp-content/uploads/sites/2/2017/04/finland-promotion-board-review-of-the-country-image-work-2015_2016.pdf (accessed: 05.05.2023).
2. Country Branding Strategies For Nations And Companies. URL:https://martinroll.com/resources/articles/branding/country-branding-strategies-for-nations-and-companies/ (accessed: 02.05.2023).
3. Finland 2016 report. UNESCO. URL: https://en.unesco.org/creativity/monitoring-reporting/periodic-reports/finland-2016-report (accessed: 05.05.2023).
4. Finland 25 2022. The annual report on the most valuable and strongest Finnish brands. URL: https://brandirectory.com/download-report/brand-finance-finland-25-2022-preview.pdf (accessed: 05.05.2023).
5. Finland promotion board theme calendar 2020. URL: https://toolbox.finland.fi/strategy-research/theme-calendar-2020/ (accessed: 05.05.2023).
6. Mission for Finland. Country Brand Report 25.11.10. URL: https://www.demoshelsinki.fi/wp-content/uploads/2014/08/TS_Report_EN.pdf (accessed: 05.05.2023).
7. NORDEN – en bæredygtig og integreret region? Baseline rapport for Vores vision 2030. 2021:724. Nordisk Ministerråd. URL: https://www.norden.org/da/publication/norden-en-baeredygtig-og-integreret-region-baseline-rapport-vores-vision-2030 (accessed: 16.05.2023).
8. The Nordic Region – towards being the most sustainable and integrated region in the world. Action Plan for 2021 to 2024. URL: https://pub.norden.org/politiknord2020-728/#45598 (accessed: 16.05.2023).
3.Материалы с официальных сайтов:
1. Институт культурных программ. Санкт-Петербург. URL: https://www.spbicp.ru/index.php (дата обращения: 16.05.2023).
2. Институт Финляндии в Санкт-Петербурге. URL: https://instfin.ru/ (дата обращения: 16.05.2023).
3. Businessfinland.com, URL: https://www.businessfinland.com/.(accessed: 16.05.2023)
4. Education Finland. URL: https://www.educationfinland.fi/ (accessed: 21.05.2023)
5. Finland abroad, URL: https://finlandabroad.fi/frontpage. (accessed: 16.05.2023)
6. Finland Image Bank , URL: https://image.finland.fi/.(accessed: 18.05.2023)
7. Finland Toolbox, URL: https://toolbox.finland.fi/.( accessed: 18.05.2023)
8. Nordic Culture Fund, URL: https://nordiskkulturfond.org//en.(accessed: 05.05.2023)
9. Our Finland. URL: https://twitter.com/ourfinland, (accessed: 16.05.2023)
10. Theme Calendar 2023, Finland Toolbox, URL: https://toolbox.finland.fi/strategy-research/theme-calendar-2023/.(accessed: 18.05.2023)
11. This is FINLAND. URL: https://finland.fi/.(accessed: 11.05.2023)
4. Статистика:
1. Finland - OECD Data. URL: https://data.oecd.org/finland.htm. (accessed: 12.05.2023).
2. Global Gender Gap Report 2021, World Economic Forum. URL: https://www.weforum.org/reports/global-gender-gap-report-2021/. (accessed: 12.05.2023).
3. Statistics Eurostat, URL: https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/view/sdg_07_40/default/table?lang=en. (accessed: 15.05.2023)
5. Материалымеждународныхрейтингов
1. 2021 Corruption Perceptions Index - Explore the… - Transparency.or. URL: https://www.transparency.org/en/cpi/2021. (accessed: 12.05.2023).
2. Global Index 2022: Overview, Social Progress Imperative. URL: https://www.socialprogress.org/global-index-2022overview/. (accessed: 12.05.2023).
3. Global Soft Power Index. Brand Finance. URL: https://brandirectory.com/softpower/. (accessed: 12.05.2023).
4. John F. Helliwell, World Happiness Report 2023, 20 March 2023, URL: https://worldhappiness.report/ed/2023/. (accessed: 12.05.2023).
5. Nation Brands Index 2022: Germany finishes first again with Japan and Canada rounding out the top three nations | Ipsos, URL:https://www.ipsos.com/en/nation-brands-index-2022. (accessed: 06.05.2023).
6. The Composite Index for Quality of Government and Citizens’ Well-Being…, ResearchGate. URL: https://www.researchgate.net/figure/The-composite-index-for-Quality-of-Government-and-Citizens-Well-being-for-EU-Member_tbl4_332257534. (accessed: 12.05.2023).
7. The Good Country Index , URL: https://index.goodcountry.org/. (accessed: 12.05.2023).
8. World Competitiveness – IMD Business School for Management and Leadership Courses,URL: https://www.imd.org/centers/wcc/world-competitiveness-center/rankings/world-competitiveness-ranking/.(accessed: 06.05.2023)
Литература
1.Книги:
1. Барышников, Н. И., Барышников, В. Н., Федоров, В. Г. Финляндия во второй мировой войне / Н.И. Барышников, В.Н. Барышников. – Л.: Лениздат, 1989. — 336 с.
2. Боголюбова, Н. М. Межкультурная коммуникация в 2 ч. Часть 1 / Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева. – М.: Изд-во Юрайт, 2018. — 253 с.
3. Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психологические основы «Паблик рилейшенз». СПб.: Питер, 2003. - 208 с.
4. Галумов, Э. А. Имидж против имиджа / Э.А. Галумов. - М., 2005.
5. Галумов, Э. А. Международный имидж России: стратегия формирования / Э.А. Галумов. - М., 2003.
6. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира / Г.Д. Гачев. - М.: Советский писатель, 1988.
7. Королько, В.Г. Основы паблик рилейшнз / Королько В.Г. – М.:«Рефл-бук», К.: «Ваклер» - 2000. – 528 с.
8. Ланко, Д. А. Модернизация в окружении: случай Финляндии. Часть I: первая половина XIX в. / Д. Ланко. - Препринт М-69/19. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019. — 40 с.
9. Aav M Stritzler-Levine N. Finnish modiem design: utopian ideals and everyday realities. YaleUniversity Press, 1998.
10. Bernays E.L., Public Relations. University of Oklahoma Press, 2013.
11. Boulding K.E. The Image: Knowledge in Life and Society, Ann Arbor paperbacks. University of Michigan Press, 1956.
12. Curtin P., Gaither T., International Public Relations: Negotiating Culture, Identity, and Power. Thousand Oaks, California, 2023.
13. Culbertson H.M. et al. Social, Political, and Economic Contexts in Public Relations: Theory and Cases, Routledge Communication Series. Taylor & Francis, 2012.
14. Erovainio Р. et al. Finland in words: technology, trade, culture, industry, and history. Helsinki: Otava Books, 2002.
15. Green A. Creativity in Public Relations, 3rd ed, PR in Practice Series. Philadelphia: Kogan Page, 2007.
16. Lippmann, W. Public Opinion. Standard Publications, Incorporated, 2008.
17. Grunig J. E., Dozier D.M., Excellent Public Relations and Effective Organizations: A Study of Communication Management in Three Countries. Routledge, 2003.
18. Grunig J., Hunt T. Managing Public Relations, 1984.
19. Jervis R., The Logic of Images in International Relations // A Morningside book. Columbia University Press, 1989.
20. James E. Grunig и David M. Dozier, Excellent Public Relations and Effective Organizations: A Study of Communication Management in Three Countries. Routledge, 2003.
21. Kunczik M., Images of Nations and International Public Relations, Routledge Communication Series. Taylor & Francis, 2016.
22. Nye J.S., The Paradox of American Power: Why the World’s Only Superpower Can’t Go It Alone. Oxford University Press, 2002.
23. Schmitt C. et al. The Concept of the Political: Expanded Edition. University of Chicago Press, 2007.
24. Sriramesh K., Vercic, D. The Global Public Relations Handbook: Theory, Research, and Practice, Routledge Communication Series. Taylor & Francis, 2003.
25. Tiitta A. Harmaakiven mga: Zacharias Topelius ia Suomen maantiede. Suomentiedeseura,Helsinki, 1994.
26. 倪世雄, 中国国际关系理论研究, 复旦博学: 国际政治与国际关系系列, 复旦大学出版社, 2007. (Ни Шишионг, Теоретические исследования международных отношений Китая, Фуданьскаяэрудиция: серияпомеждународнойполитикеимеждународнымотношениям, ИздательствоФуданьскогоуниверситета, 2007)
27. 刘继南, 周积华,段鹏, 国际传播与国家形象: 国际关系的新视角, 北京广播学院出版社, 2002. (Лю Цзиньнань, Чжоу Цзихуа, Дуань Пэн, Международная коммуникация и национальный имидж: новый взгляд на международные отношения, Издательство Пекинского института вещания, 2002)
28. 陈先红,现代公共关系学,第1版,高等教育出版社,2009.(Чэнь Сяньхун, современная наука по связям с общественностью, 1 - е издание, Издательство высшего образования, 2009).
29. 陈先红,《公共关系生态学》,华中科技大学出版社,2006.(Чэнь Сяньхун «Экология общественных отношений», издательство Хуачжунского университета науки и техники, 2006)
2. Авторефераты диссертаций:
1. Кононенко В.А. Формирование национального образа Финляндии как аспект внешней политики современного государства. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. полит. наук. СПб.: СПбГУ, 2005.
2. Саблина М.А. Имидж современного государства в российском политологическом дискурсе: на примере Финляндии.: автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. полит. наук. СПб.: СПбГУ, 2014.
3. Статьи в журналах:
1. Анохин, Е.В. Имидж страны: проблемы формирования и управления / Е.В. Анохин // ПСЭ. – 2014. №3 (51). – С. 214-218.
2. Булавенко, О.А. Проводники культуры Финляндии. Институты Финляндии в мире / О.А. Булавенко // Философия международных отношений. От теории к практике. Экономические науки: науч. электрон. журн. - 2016. № 1. - С. 87-96.
3. Горчакова, В. Г. Подходы к изучению имиджа в контексте социального управления / В.Г. Горчакова // Вестник РУДН. Серия: Социология. - 2008. №2. – С.141-147.
4. Гравер, А.А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования / А.А. Гравер // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. - 2012. №3 (19). – С.29-45.
5. Лаине, К. Структура и управление культурной политикой в Финляндии / К. Лаине // Заметки генерального секретаря Совета по искусству провинции Лапландия (Финляндия). - 2018. №1. - С.1-7.
6. Лебедева, Т.П., Михайленко, Т.А. Имидж государства в мировом политическом пространстве: структурные модели формирования / Т.П. Лебедева, Т.А. Михайленко // Вестник Московского Университета. Серия 21. - 2011. № 1. - С. 13–28.
7. Основные составляющие странового имиджа и технологии его продвижения (на примере формирования имиджа Италии в России)//Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2010. № 1. С. 165-181 [Электронный ресурс]. URL: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2010/1/osnovnye-sostavlyayushchie-stranovogo-imidzha-i-tekhnologii-ego-prodvizheniya-na-primere-formirovani/ (дата обращения: 28.05.2023).
8. Habermas J., Lennox S., LennoxF. The Public Sphere: An Encyclopedia Article (1964) //New German Critique. 1974. № 3. P. 49-55.
9. HavrvnenM. Countrvside Imagery in Finnish National Discourse, in Hannes Palang, Helen Soovali,Marc Antrop,and Gunhild Setten,eds. //EuropeanRural Landscapes: Persistence and ChangeGlobalising Environment, Dordrecht Netherlands: Kluwer Academic. 2008. P.113-122.
10. Hammarén M, Finns with a mission// This Is FINLAND Magazine 2020–2021, 2020. 24 Jan. FinlandToolbox, URL: https://toolbox.finland.fi/life-society/this-is-finland-magazine-2020-2021/.( accessed: 18.05.2023)
11. HavrynenM. The Kaleidoscopic View. The Finnish Nationalistic Landscape Imagery. //National Identities, 2000. Vol.2, No. 1. P.5-20.
12. Kalb I. Finland Needs To Start Advertising How Great It Is / Ira Kalb//Вusinessinsider. 2014. № 10 URL: https://www.businessinsider.com/heres-how-finlands-marketing-problem-has-turned-into-an-economic-problem-2014-10 (accessed: 05.05.2023).
13. Markessinis, A. Branding Finland / A. Markessinis // The nation branding.info. 2007. 21 October URL: https://nation-branding.info/2007/10/21/branding-finland/ (accessed: 05.05.2023)
14. Sottinen T, Getting an International Education in Finland // thisisFINLAND, 2019. 25 Jun URL: https://finland.fi/life-society/international-schooling-in-finland/.(accessed: 15.05.2023)
15. Kolesnikov D. E. The Origin of Finnish National Identity. Russia in the global world// Social and theoretical almanac, 2010, no. 19, P. 20–26.
16. Martin I. M., Eroglu S. Measuring a multi-dimensional construct: Country image //Journal of Business Research. 1993. Issue 3 (28). Р. 191-210.
17. Raivo P J. The Finnish landscape and its meanings. //Fennis-International Journal of Geography, 2002, № 180(1-2). P.89-98.
18. Robert L. Heath A. Rhetorical Approach to Zones of Meaning and Organizational Prerogatives// Public Relations Review, Special Issue: Public Relations Paradigm, 19, Vol. 2 (1 June 1993 г.): Р. 141–155.
19. Snow N., Taylor Ph.M. The Propaganda State: US Propaganda at Home and Abroad since 9/11 // The International Communication Gazette. 2006. Vol. 68 (5-6). P. 399-400.
20. 方向勤,《论外交活动中的公共关系》,太平洋学院报,1997年,卷1:P91.(ФанСяньцинь,Обобщественныхотношенияхвдипломатическойдеятельности, Pacific School 1997, вып. 1, P.91.)
21. 廖为建、格鲁尼格:《关于公共关系学若干基本问题的国际对话》[J],载《国际关系学院学报》,2000 年第1 期。(Ляо Вэйцзянь и Грюниг, "Международный диалог по некоторым основным вопросам общественных отношений", в Журнале Института международных отношений, № 1, 2000)
22. 郭惠民、胡百精:《公共外交的语境、内涵与形态》,载《国际公关》,2009 年第2期。(Го Хуэйминь и Ху Байцзин, "Контекст, понятие и форма публичной дипломатии", в Международных общественных отношениях, № 2, 2009)
23. 胡百精:《锻造国家公关的三种武器》,载《决策与信息》,2009 年第3 期。(Ху Байцзин, "Три оружия для укрепления национальных связей с общественностью", в журнале "Решение и информация", № 3, 2009.)
24. 霍华民:《公共关系战略运行的五大要素》,载《中外企业家》,2005 年第7 期。(Хуо Хуамин, "Пять элементов стратегии связей с общественностью", в журнале "Китайские и зарубежные предприниматели", № 7, 2005.)
25. 阙河嘉.芬兰国家地景的乡村意象.台湾国际研究季刊, 2009,5(4): P123-142.(Ке Хега. Сельские образы в финском национальном географическом шарфе[J]. Taiwan International Studies Quarterly, 2009, 5(4): P. 123-142.
26. 姚惠忠:《公关策略理论与实务之整合》,载《广告大观理论版》,2006 年第1 期。(Яо Хуэйчжун, "Интеграция теории и практики стратегии связей с общественностью", в журнале "Теория рекламы", № 1, 2006.)
27. 袁月:《传媒全球化时代中国政府国际公关策略》,载《公关世界》,2014 年第11 期,第30-31 页。(Юань Юэ, "Международная PR-стратегия китайского правительства в эпоху глобализации СМИ", в PR World, т. 11, 2014, с. 30-31.)
4. Информационные материалы из Интернет-ресурсов:
1. Арктический совет. URL: https://будущее-арктики.рф/arkticheskij-sovet-arctic-council/ (дата обращения: 22.05.2023).
2. Дом Финляндии. https://suomi-talo.fi/ru/дом-финляндии/.(дата обращения 11.05.2023)
3. Опыт Финляндии: как бывшая российская колония стала одним из самых развитых государств в мире. URL: https://informburo.kz/stati/opyt-finlyandii-kak-byvshaya-rossiyskaya-koloniya-stala-odnim-iz-samyh-razvityh-gosudarstv-v-mire.html(дата обращения: 15.05.2023).
4. Почему Финляндия считается самой счастливой страной мира. URL: https://euro-pulse.ru/euroexpress/pochemu-finlyandiya-schitaetsya-samoj-schastlivoj-stranoj-mira/ (дата обращения: 15.05.2023).
5. Финляндия / VI Фестиваль Открой свою Европу 2020. URL: https://eur.ru/countries/fi (дата обращения 11.05.2023).
6. City of Helsinki, URL: https://www.hel.fi/en. (accessed: 16.05.2023)
7. Finland in the world media 2022, Finland Toolbox, 22 Mar 2023. URL: https://toolbox.finland.fi/strategy-research/finland-in-the-world-media-2022/.(accessed: 03.05.2023)
8. Fly to over 80 Destinations with Finnair, Finnair. URL:https://www.finnair.com/fi-en. (accessed: 16.05.2023)
9. Nordic Innovation: Promoting cross-border trade and innovation, URL: https://www.nordicinnovation.org/. (accessed: 11.05.2023)
10. Nordic Smart Government and Business, URL: https://nordicsmartgovernment.org/. (accessed: 11.05.2023)
11. Рirittakaartio, «Artificial Intelligence from Finland», Finland Toolbox, 15 Jan 2021 г., URL: https://toolbox.finland.fi/themes/functionality-and-wellbeing/artificial-intelligence-from-finland/.( accessed: 15.05.2023)
12. Promoting Finland's country image. Official website of Ministry for Foreign Affairs of Finland. URL: https://um.fi/country-image(accessed: 15.05.2023).
13. thisisFINLAND Foreign Correspondents’ Programme – Experiencing Finland through the young journalist’s eyes,URL: https://fcp.finland.fi/. (accessed: 18.05.2023)
14. Vaikuttavuussijoittamista ja rahoitusta kehitysmaihin - Finnfund, URL: https://www.finnfund.fi/.(дата обращения 16.05.2023)
15. Your Official Finland Travel Guide | Visit Finland, URL: https://www.visitfinland.com/en/(accessed: 11.05.2023)