Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основания изучения жизненных ценностей студенческой молодежи 6
1.1 Ценность как социологическая категория 6
1.2 Студенческая молодежь как социально-демографическая группа 17
Глава II.Специфика ценности творческой деятельности у студенческой молодежи в Санкт-Петербурге и Сиане 34
2.1. Особенности жизненных ценностей российского и китайского студенчества 34
2.2. Факторы формирования и типология студенческой молодежи относительно ценности творческой деятельности 43
Заключение 59
Список литературы 63
Приложение 6
Актуальность темы исследования. В современных условиях глобализации взаимодействия разных культур и народов приобретают особую значимость. В российских реалиях глобализация выражается в распространении принципов и идеалов западного мира, прежде всего, - это распространение североамериканской культуры и ее воздействия на ценности молодежи во всем мире включая российскую и китайскую и соответствующей им специфической системы жизненных ценностей. Такие глубокие социокультурные изменения оказывают существенное влияние на формирование жизненных ценностей всех слоев и социальных групп общества, особенно молодежи, в том числе и студенческой. Разрушение прежней системы ценностей неминуемо ведет к кризису. Это относится как к личности, так и к обществу в целом.
Под влиянием глобализации в современных России и Китае происходит трансформация системы высшего профессионального образования. В этих условиях возникают различные возможности использования опыта организации высшей школы — с одной стороны, - это Болонский процесс, а с другой стороны, - система высшего образования в КНР - как один из вероятных ориентиров. Таким образом, ценности российской студенческой молодежи подвергаются воздействию происходящих процессов.
В силу особой восприимчивости студенческой молодежи возникновение новых жизненных ценностей и девальвация прежних затронули эту социально демографическую группу в большей степени, чем другие слои общества.
Именно поэтому представляется актуальным сравнительное изучение жизненных ценностей современного студенчества России и Китая, выявляющее основные направления, по которым происходит их изменение.
Объектом работы является молодежь таких городов как Санкт-Петербург и Сиань.
Предметом исследования является ценность творческой деятельности у китайской и российской молодежи.
Цель: провести сравнительный анализ ценности творческой деятельности у китайской и российской молодежи (на примере студентов Санкт-Петербурга и Сианя).
Задачи:
1) Построить иерархии ценностей;
2) Рассмотреть состояние и специфику жизненных ценностей студентов;
3)Определить места творческой деятельности как основной профессиональной деятельности в общей иерархии ценностей у студенческой молодежи в двух городах;
4) Сравнить ценности творческой деятельности у студенческой молодежи городов Санкт-Петербурга и Сианя (проведение анкетирования);
Множество литературы посвящено изучению молодежи, что касается жизненных ценностей, то приходится констатировать, что на сегодняшний день больше работ посвящено исследованию отдельных ценностей, а понятие жизненные ценности воспринимается только отдельными исследователями.
Теоретически и эмпирически проблема жизненных ценностей студенческой молодежи является неразработанной. Также, крайне редко проводятся социологические компаративные исследования. Анализ состояния жизненных ценностей, выявление факторов и противоречий, влияющих на их формирование, необходимы для выработки молодежной политики в отношении российских и китайских студентов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Выявлены и проанализированы различия и сходства в жизненных ценностях российских и китайских студентов. Стоит отметить, что творческая ценность скорее вторична, чем первична, как показал анализ опроса студентов.
В нашем исследовании было важно, какие ценности должны разделять китайская и российская молодежь в соответствии с планом, они разделяют сейчас и в какой степени, и какие еще нужно развивать и реализовывать.
Основными объективными факторами, влияющими на формирование творческих ценностей студентов, являются: материальное положение, страна проживания, идеология, средства массовой информации, образование (специальность), семья, религиозная вовлеченность. Эти факторы оказывают существенное влияние на формирование и функционирование ценностей студенческой жизни в России и Китае. Ведущими субъективными факторами являются: жизненные цели, жизненный опыт (личные проблемы), личностные качества студентов и вера. Ведущими объективными факторами являются семья (ее материальное положение), культурная среда (страна проживания и идеология), а также образование (специальность). В зависимости от выбранного направления или специальности, значение жизненных ценностей, таких как творчество и материальное благополучие, варьируется. Среди студентов экономических специальностей самый высокий уровень значимости материального благополучия. Творчество как ценность в жизни чрезвычайно важна для студентов гуманитарных специальностей.
Поскольку китайские студенты находятся под влиянием традиционных мыслей, для них, в жизни самая важная вещь - семья. А эти традиционные мысли влияют на их ценности и творчество. Для них, цель создания бизнеса – зарабатывать деньги, для семьи лучшую жизнь. Они хотят найти устойчивую работу или высокую заработную плату, а не найти работу по интересу. В то время как у российских студентов меньше идеологических ограничений. Это выражает индивидуалистическую составляющую, с другой стороны, главный "костяк" ценностей-выражение общечеловеческих ценностей, таких как самореализация, семья, здоровье, любовь, труд и дружба. Все это позволяет сделать вывод о противоречивости, неоднозначности формирования и развития жизненных ценностей российских и китайских студентов в современных условиях.
1. ChinaStatisticalYearbook 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2016/indexeh.htm (10.02.2017)
2. Ван КайЛи, Идейное течение индивидуализма и его пагубное влияние на ценности современного студенчества: ответные меры в области образования, - //Хэбэйский Педагогический Университет, 2016.3. Ван ХуэйЮй. Исследование текущего состояния ценностей китайских студентов на примере нескольких университетов провинции Ганьсу//Ланьчжоуский Университет Путей Сообщения, 2012.
4. ГаньЦзье. Анализ жизненных ценностей китайских студентов и ответные меры в области образования.//Ланьчжоуский Государственный Университет,2010 5. Ассоциация социального обеспечения КНР [Электронный ресурс]. – URL: www.shflxh.mca.gov.cn
6. Министерство гражданских дел [Электронный ресурс]. – URL: www.mca.gov.cn
7. Министерство финансов Китая [Электронный ресурс]. – URL: www.szs.mof.gov.cn
8. ЧзоЦанцин. Создание новой системы социалистической рыночной экономики. – 1993. – № 2. – С. 77– 80.
9. О ценностях жизни и культуры .Л., 1960
10. Долгосрочная реформа национального образования и план развития на период 2010-2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A01/s7048/201007/t20100729_171904.html 11. Троцук И. В. Приоритеты китайской молодежи в профессиональной сфере и положение молодых специалистов на рынке труда КНР / Троцук И. В., Скрынникова М. П., ЦзиЦзифэнь // Теория и практика общественного развития. – 2014. - №12. – С. 41-46.
12. Ли ЯнМин, Ценностное воспитание китайских студентов в условиях популяризации теории марксизма. Шэньсийский Педагогический Университет, 2012.当代中国马克思主义大众化论域下的大学生价值观教育研究- 陕西师范大学
13. ЛюКуайТин, Проблемы построения и культивирования базовых ценностей социализма в среде современного китайского студенчества на примере ВУЗов провинции Хубэй. Хубэйский Политехнический Университет,2011.当代中国大学生社会主义核心价值观的构建与培育研究——以湖北地方高校为例- 湖北工业大学
14. Сунь ЦзяньЦин, Проблемы ценностного воспитания современных китайских студентов. Шаньдунский Государственный Университет, 2014.当代中国大学生核心价值观教育问题研究- 山东大学
15. Тань ЛиЮань. Китайские студенты из поколения 90-х. Жизненные ценности и корректирующие меры в области образования. (Юго-Западный Государственный Университет , 2012)90后大学生价值观现状及教育对策研究- 西南大学
16. ЧжанСиньЧжоу.Жизненный уклад китайского студенчества. Изд-во «Общественные Науки», 2013 (中国大学生生活形态研究报告.社会科学文献出版社)
17. ЧжэнНаньПроблемы воспитания китайского студенчества на основе ценностей социализма.Изд-во《Шаньдунский Государственный Университет》2012(当代中国大学生社会主义核心价值观教育问题研究- 山东大学)
18. ШэнСювэй. Ценностные ориентиры современной китайской молодежи и ее образовательные стратегии. Изд-во «Электронный Мир», 2012 (当代中国青年价值观现状分析与教育策略- 电子世界)
19.Ли Сяобао.Отношение студентов к социальным проблемам с социологической точки зрения //StudiesinIdeologicalEducation(从社会学角度看大学生社会化问题/思想教育研究)– 2009. – № 07. – С. 87– 89.
20.ШенВанг Бинг. Творческое мышление и гендерные различи//Психологическая наука и прогресс(创造性思维的性别差异/心理科学进展)– 2015. – № 8. – С. 138-160.
21.Хуан Манна, Сравнительное исследование ценностей учеников-подростков. Изд-во «Общественные Науки» ,1995(青少年价值观比较分析-社会科学文献出版社)22. ЧжанЧжигуан. Ориентация ценности и ее отношение к социальному поведению //Социальная психология(价值取向及其与社会行为的关系/社会心理学)-2005 -№ 01. – С. 50-52
23.ШанЮаньминь.Студенты творческих качеств оценку предварительного исследования //Современное образование и наука.(大学生创造性素质评估的初步研究/现代教育科学)- 2003 -№ 01. – С. 54-57
24. Ян Ехуа. Молодых студентов основных ценностей коннотацию и анализ значимости // Идеологические исследования образования(大学生核心价值观的内涵及研究意义探析/思想教育研究)-2013 - № 04. – С. 31-35.
25. Ван Сюнь.Исследования ценностей и переосмысление культурыв социологии //SocialSciencesAbroad(价值观研究与文化社会学的再思考/国外社会科学) -2014 - № 06. – С. 114-121.
26. Линь Чундэ. Творческий рост талантов: регулярность и режим выращивания // JournalofBeijingNormalUniversity(SocialSciences) (创造性人才的成长规律和培养模式/社会科学版)-2015 - № 03. – С. 10-14.
27.Юй Чжунши.Изменения в ценностях китайских студентов после проведения реформ открытости //Теория образования(改革开放以来大学生价值观的变迁与启示/思想理论教育) -2009 - № 01. – С. 32-38.
28. ЧжоуСиньху. Студент факторов творчества и культуры: анализ путей /ГанЧжиронг//Высшее образование Цзянсу(学生创造力的影响因素及培养途径分析/江苏高教)-2014- № 05. – С. 110-111.