ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
|
Введение 3
Глава 1. Региональная инновационная политика 5
§ 1.1. Инновационная политика в контексте тройной спирали 5
§ 1.2. Предпринимательский университет – драйвер инновационного развития 17
Глава 2. Университет ИТМО: прошлое, настоящее, будущее. 23
§ 2.1. Классический университет 23
§ 2.2. Предпринимательский университет 26
Глава 3. Проектный подход в организации глобально-ориентированных инициатив 33
§ 3.1. Организация творческих пространств тройной спирали 33
§ 3.2. Управление проектами в контексте тройной спирали 45
Заключение
Приложение 1. Региональные инновационные индексы субъектов РФ 60
Приложение 2. Регионы России по знаниевому потенциалу 61
Приложение 3. Доля государственных расходов по странам мира за 1950-2015гг
Список использованной литературы 64
Глава 1. Региональная инновационная политика 5
§ 1.1. Инновационная политика в контексте тройной спирали 5
§ 1.2. Предпринимательский университет – драйвер инновационного развития 17
Глава 2. Университет ИТМО: прошлое, настоящее, будущее. 23
§ 2.1. Классический университет 23
§ 2.2. Предпринимательский университет 26
Глава 3. Проектный подход в организации глобально-ориентированных инициатив 33
§ 3.1. Организация творческих пространств тройной спирали 33
§ 3.2. Управление проектами в контексте тройной спирали 45
Заключение
Приложение 1. Региональные инновационные индексы субъектов РФ 60
Приложение 2. Регионы России по знаниевому потенциалу 61
Приложение 3. Доля государственных расходов по странам мира за 1950-2015гг
Список использованной литературы 64
На сегодняшний день инновационное развитие российской экономики является широко обсуждаемой темой не только в кругах правящих элит. Вопросы технологической отсталости, стремление повысить научно – технический потенциал и эффективность реализации инновационной политики России находят своё отражение в реформах, нормативно – правовых актах, концепциях, планах, прогнозах, программах, стратегиях, созданиях институтов развития, наукоградов, технопарков, бизнес-инкубаторов и акселераторов, специальных образовательных программах, венчурных фондах, центрах трансферов технологий, защите интеллектуальной собственности, поиске путей коммерциализации результатов НИОКиТР, создании промышленных и инновационных кластеров, специализированных государственных компаний и бюрократических структур, организации Национальной технологической инициативы.
При этом, спустя издания первого закона, регламентирующего научно – техническую деятельность в 1996г., прошло уже 20 лет, расходы на исследования и разработки увеличились в 26раз, в последние 10 лет государство особенно активно стимулирует инновационную деятельность, однако экспорт высокотехнологичной продукции гражданского сектора до сих пор не достиг символического одного процента и составляет всего 0,4%, а единственным инновационным сектором, как и в СССР, является ОПК. Повсеместно инновации представляют собой имитационную адаптацию, продолжает сохраняться колоссальный технологический разрыв между российской экономикой и хозяйственным строем промышленно развитых стран. В условиях глобализации сегодняшняя картина инновационной политики выглядит бесперспективной – с каждым годом растёт риск оказаться на глубокой периферии мировой экономики на долгие десятилетия.
В этой связи поиск причин, которые связаны с неудачами в проведении политики инновационного развития выглядит крайне актуальным и значимым в практическом применении. Требуется повышение эффективности существующих практик. Формирование решения по этому вопросу и является целью работы.
Объектом исследования является инновационная политика в контексте взаимоотношений университетов, бизнеса и государства в совокупности с региональным аспектом её реализации.
Предметом исследования является практика проведения инновационной политики субъектами инновационной деятельности с анализом официальных документов и нормативно – правовых актов, выявление соответствующих проблем, рассмотрение предпринимательских университетов как основной движущей силы инновационного развития в экономике знаний, в том числе и на международном уровне.
Задачи, которые решаются в работе, выглядят следующим образом:
1. Определение базовых основ содержания современной инновационной политики.
2. Изучение и анализ теоретических положений о взаимоотношениях между университетами, бизнесом и государством в рамках теории тройной спирали.
3. Изучение и анализ сущности понятия «предпринимательский университет».
4. Изучение и анализ регионального уровня проведения инновационной политики как особенности взаимоотношений участников тройной спирали.
5. Анализ российского и мирового опыта реализации инновационной политики в условиях глобализации.
6. Выявление принципов инновационной политики в контексте тройной спирали, её организационных форм и критерия успешной реализации.
Теоретико-методологической базой исследования являются работы российских и зарубежных учёных и исследователей, официальные нормативно-правовые документы.
Научная новизна работы заключается в развитии теории тройной спирали в контексте инновационной политики с учётом особенностей российской экономики.
Работа состоит из трёх глав.
В первой главе подробно рассматривается теоретическая составляющая инновационной политики, включая теорию тройной спирали с анализом практики её применения в текущей деятельности университетов, бизнеса и государства.
Во второй главе рассмотрен и проанализирован пример Университета ИТМО как предпринимательского, а также как субъекта регионального инновационного развития.
В третьей главе проанализирован международный опыт текущих практик инновационной политики с акцентом на её институционально-организационную составляющую.
При этом, спустя издания первого закона, регламентирующего научно – техническую деятельность в 1996г., прошло уже 20 лет, расходы на исследования и разработки увеличились в 26раз, в последние 10 лет государство особенно активно стимулирует инновационную деятельность, однако экспорт высокотехнологичной продукции гражданского сектора до сих пор не достиг символического одного процента и составляет всего 0,4%, а единственным инновационным сектором, как и в СССР, является ОПК. Повсеместно инновации представляют собой имитационную адаптацию, продолжает сохраняться колоссальный технологический разрыв между российской экономикой и хозяйственным строем промышленно развитых стран. В условиях глобализации сегодняшняя картина инновационной политики выглядит бесперспективной – с каждым годом растёт риск оказаться на глубокой периферии мировой экономики на долгие десятилетия.
В этой связи поиск причин, которые связаны с неудачами в проведении политики инновационного развития выглядит крайне актуальным и значимым в практическом применении. Требуется повышение эффективности существующих практик. Формирование решения по этому вопросу и является целью работы.
Объектом исследования является инновационная политика в контексте взаимоотношений университетов, бизнеса и государства в совокупности с региональным аспектом её реализации.
Предметом исследования является практика проведения инновационной политики субъектами инновационной деятельности с анализом официальных документов и нормативно – правовых актов, выявление соответствующих проблем, рассмотрение предпринимательских университетов как основной движущей силы инновационного развития в экономике знаний, в том числе и на международном уровне.
Задачи, которые решаются в работе, выглядят следующим образом:
1. Определение базовых основ содержания современной инновационной политики.
2. Изучение и анализ теоретических положений о взаимоотношениях между университетами, бизнесом и государством в рамках теории тройной спирали.
3. Изучение и анализ сущности понятия «предпринимательский университет».
4. Изучение и анализ регионального уровня проведения инновационной политики как особенности взаимоотношений участников тройной спирали.
5. Анализ российского и мирового опыта реализации инновационной политики в условиях глобализации.
6. Выявление принципов инновационной политики в контексте тройной спирали, её организационных форм и критерия успешной реализации.
Теоретико-методологической базой исследования являются работы российских и зарубежных учёных и исследователей, официальные нормативно-правовые документы.
Научная новизна работы заключается в развитии теории тройной спирали в контексте инновационной политики с учётом особенностей российской экономики.
Работа состоит из трёх глав.
В первой главе подробно рассматривается теоретическая составляющая инновационной политики, включая теорию тройной спирали с анализом практики её применения в текущей деятельности университетов, бизнеса и государства.
Во второй главе рассмотрен и проанализирован пример Университета ИТМО как предпринимательского, а также как субъекта регионального инновационного развития.
В третьей главе проанализирован международный опыт текущих практик инновационной политики с акцентом на её институционально-организационную составляющую.
Политика инновационного развития в обществе, основанном на знаниях, принимает разнообразные формы. Этому способствует нарастающая интеграция экономик, в особенности каждого отдельно взятого регионального пространства - знаний, консенсуса и инноваций. Способ производства, основанный на инновациях, постепенно становится необходимым условием экономического развития, на пути к трансформации находятся и традиционные социальные институты – университеты, которые постепенно превращаются в главного инвестора. В рамках этой организации происходит не простое накопление человеческого капитала, а его приумножение, которое реализуется через открытые взаимоотношения с бизнесом, государством и обществом.
Глобализация бизнеса тесно переплетает его интересы с государственными. Предприятия, которые конкурентоспособны на мировой арене, являются основой благосостояния и благополучия всего национального пространства, в чём и заинтересованы представители власти. В рамках союзных образований организуются свободные торгово-логистические потоки, производственные цепочки, снимаются ограничения на движение капитала, обмен научным опытом и знаниями. Всё новые территории включаются в этот процесс, благодаря своим уникальным конкурентным преимуществам.
Не является здесь исключением и российская экономика. Постепенно начинают проявляться современные тенденции тройной спирали. За последнее десятилетие федеральному центру удалось создать исследовательскую инфраструктуру, крупные технологические корпорации, внедрить полный спектр косвенных мер поддержки предпринимательства, запустить программу по повышению конкурентоспособности отечественных университетов, обеспечить лояльность со стороны представителей региональных органов власти. Однако, как показывает текущая практика, в том числе и международный опыт, эти действия являются необходимым, но всё-таки минимумом. Для следующего витка тройной спирали свойственна консолидация всех трёх пространств, в том числе и в отношениях между государственными ведомствами, представителями бизнеса и университетов. Налаживание коммуникаций с внешней средой для каждого отдельно взятого субъекта инновационной политики – процесс сугубо мотивационный и, в этом смысле, разносторонний характер интересов при адекватной организации в синхронизированные потоки целенаправленных действий только ускоряет эмерджентные эффекты тройной спирали. Упорядочивание отношений обеспечивается на уровне выбора приоритетов развития каждой из организаций и чёткой иерархией взаимоотношений, которые обеспечивают устойчивость развития всей конструкции.
На этой основе постепенно образуются организации гибридного характера, где, на первый взгляд, очень сложно выявить строгую подчинённость, распределение ответственности и ролей вследствие их плотного взаимного переплетения. Каждый субъект инновационной политики, представляющий собой специфическую ячейку пространственных отношений, соединяется с другим, возможно абсолютно неодинаковым, образуя при этом «узлы коммуникаций», которые, в свою очередь, являются хабами инноваций. Общность интересов подталкивает игроков к совместным действиям.
Согласно критериям развития постиндустриального общества, в модели тройной спирали подобную общность выполняет проект. Однако, его сущность кардинально отличается от той, что была буквально пару десятилетий назад. Главным его отличием является не разовый, а постоянный характер, обеспечивающий обновление пространств тройной спирали. Фокус с обыкновенной модернизации и внедрения технологических новшеств смещается на креатив, выражающийся способностью генерировать новые знания, которые, в перспективе, могли бы воплотиться в конкретный результат с коммерческим или общественно значимым социальным эффектом. И снова формы самой постоянной обновляемости пространств могут выражаться в чём угодно – расширении продуктовой линейки бизнеса, прорывных исследованиях университетов или масштабировании капиталовложений государством. Это предстоит решить каждому участнику самостоятельно, в соответствии с собственной концепцией политики инновационного развития. Однако, неочевидность самого результата проекта, обусловленная большой неопределённостью конечных итогов инновационной деятельности в экономике знаний оставляет открытым вопрос об экономической эффективности и целесообразности выбора того или иного пути. Поэтому, с учётом смещения ориентиров на постоянное обновление пространств тройной спирали, происходит смещение ещё одного фокуса – с экономической эффективности на своевременность, которые, как и в прошлом случае, работают по принципу комплементарности. Эффективным будет то действие или решение, которое своевременно.
Тонкая организация отношений и сообществ тройной спирали создаёт спрос на прочный фундамент, который оставался бы неизменным и гибким независимо от дискретного характера развития научно-технического прогресса. С другой стороны, глобализация научных достижений связана с растущим ускорением появления новых знаний, создания новых видов техники, общей высокой инновационной активностью. Динамичность в отношениях субъектов тройной спирали выступает как ещё одно необходимое свойство. Поэтому, с учётом всех особенностей современной инновационной политики, необходима спецификация ролей каждого из субъектов в виде соответствующих моделей.
Предпринимательский университет, определённый как пул проектных инвестиционных инициатив, предполагает рассмотрение и оценку университетом экономического эффекта новшества. Очевидно, что хотя это и необходимо, очень часто персонал не в состоянии дать точный ответ на вопрос, во многом и из-за специфики самой деятельности. С другой стороны, предпринимательский университет вовсе не обязан самостоятельно коммерциализировать собственные же достижения, т.е. полностью перенимать традиционную функцию бизнеса. Поэтому здесь наиболее оптимальным решением будет горизонтальный трансферт интеллектуальной собственности, который выражается либо в передаче прав собственности на реализацию достижений представителям бизнеса, либо в выполнении университетом исследовательских работ по договору подряда. Финансовой наградой в таком случае является паушальный платёж со стороны покупателя или выплата университету вознаграждений в виде роялти, либо всё вместе. Положительным научно-техническим эффектом от рыночного воплощения выступит новая пища для исследований. Наличие подобных диверсифицированных контрактов у университета позволяет говорить о его предпринимательской сущности в полном смысле этого слова.
Бизнесу так же необходима практика, согласно которой можно было бы провести коммерческую оценку от нововведения. И здесь также не исключены ошибки в прогнозах и масса недочётов, хотя бы потому что существует большая неопределённость в инновационной деятельности. С учётом свойств и критериев тройной спирали, а также специфики отношений в постиндустриальном обществе, представители бизнеса могут проводить оценку исходя из потенциального мультипликативного эффекта появления новых рынков, которые могли бы появиться благодаря очередной инновации. В своё время настольный компьютер вызвал спрос на сетевые технологии, специальное программное обеспечение. На их основе удалось построить индустрию виртуальных игр, средств обработки и передачи информации, примеров здесь может быть много. Суть остаётся одной.
С точки зрения государства наиболее приемлемым решением будет реализация специальных программ научно-технического и регионального развития национального регионального пространства, которые стали бы основой для международного сотрудничества в различных сферах. Эти программы, с учётом пространственной неоднородности и несовпадения административных и экономических границ регионов, явились бы большим стимулом к развитию и существенной поддержкой как науки и бизнеса, так и самих государственных институтов. Для усиления мультипликативного эффекта инвестиции должны быть по большей части прямыми, где бы конкретным объектом выступала материально-техническая часть экономической деятельности для субъектов инновационной политики с учётом положений модели тройной спирали.
Глобализация бизнеса тесно переплетает его интересы с государственными. Предприятия, которые конкурентоспособны на мировой арене, являются основой благосостояния и благополучия всего национального пространства, в чём и заинтересованы представители власти. В рамках союзных образований организуются свободные торгово-логистические потоки, производственные цепочки, снимаются ограничения на движение капитала, обмен научным опытом и знаниями. Всё новые территории включаются в этот процесс, благодаря своим уникальным конкурентным преимуществам.
Не является здесь исключением и российская экономика. Постепенно начинают проявляться современные тенденции тройной спирали. За последнее десятилетие федеральному центру удалось создать исследовательскую инфраструктуру, крупные технологические корпорации, внедрить полный спектр косвенных мер поддержки предпринимательства, запустить программу по повышению конкурентоспособности отечественных университетов, обеспечить лояльность со стороны представителей региональных органов власти. Однако, как показывает текущая практика, в том числе и международный опыт, эти действия являются необходимым, но всё-таки минимумом. Для следующего витка тройной спирали свойственна консолидация всех трёх пространств, в том числе и в отношениях между государственными ведомствами, представителями бизнеса и университетов. Налаживание коммуникаций с внешней средой для каждого отдельно взятого субъекта инновационной политики – процесс сугубо мотивационный и, в этом смысле, разносторонний характер интересов при адекватной организации в синхронизированные потоки целенаправленных действий только ускоряет эмерджентные эффекты тройной спирали. Упорядочивание отношений обеспечивается на уровне выбора приоритетов развития каждой из организаций и чёткой иерархией взаимоотношений, которые обеспечивают устойчивость развития всей конструкции.
На этой основе постепенно образуются организации гибридного характера, где, на первый взгляд, очень сложно выявить строгую подчинённость, распределение ответственности и ролей вследствие их плотного взаимного переплетения. Каждый субъект инновационной политики, представляющий собой специфическую ячейку пространственных отношений, соединяется с другим, возможно абсолютно неодинаковым, образуя при этом «узлы коммуникаций», которые, в свою очередь, являются хабами инноваций. Общность интересов подталкивает игроков к совместным действиям.
Согласно критериям развития постиндустриального общества, в модели тройной спирали подобную общность выполняет проект. Однако, его сущность кардинально отличается от той, что была буквально пару десятилетий назад. Главным его отличием является не разовый, а постоянный характер, обеспечивающий обновление пространств тройной спирали. Фокус с обыкновенной модернизации и внедрения технологических новшеств смещается на креатив, выражающийся способностью генерировать новые знания, которые, в перспективе, могли бы воплотиться в конкретный результат с коммерческим или общественно значимым социальным эффектом. И снова формы самой постоянной обновляемости пространств могут выражаться в чём угодно – расширении продуктовой линейки бизнеса, прорывных исследованиях университетов или масштабировании капиталовложений государством. Это предстоит решить каждому участнику самостоятельно, в соответствии с собственной концепцией политики инновационного развития. Однако, неочевидность самого результата проекта, обусловленная большой неопределённостью конечных итогов инновационной деятельности в экономике знаний оставляет открытым вопрос об экономической эффективности и целесообразности выбора того или иного пути. Поэтому, с учётом смещения ориентиров на постоянное обновление пространств тройной спирали, происходит смещение ещё одного фокуса – с экономической эффективности на своевременность, которые, как и в прошлом случае, работают по принципу комплементарности. Эффективным будет то действие или решение, которое своевременно.
Тонкая организация отношений и сообществ тройной спирали создаёт спрос на прочный фундамент, который оставался бы неизменным и гибким независимо от дискретного характера развития научно-технического прогресса. С другой стороны, глобализация научных достижений связана с растущим ускорением появления новых знаний, создания новых видов техники, общей высокой инновационной активностью. Динамичность в отношениях субъектов тройной спирали выступает как ещё одно необходимое свойство. Поэтому, с учётом всех особенностей современной инновационной политики, необходима спецификация ролей каждого из субъектов в виде соответствующих моделей.
Предпринимательский университет, определённый как пул проектных инвестиционных инициатив, предполагает рассмотрение и оценку университетом экономического эффекта новшества. Очевидно, что хотя это и необходимо, очень часто персонал не в состоянии дать точный ответ на вопрос, во многом и из-за специфики самой деятельности. С другой стороны, предпринимательский университет вовсе не обязан самостоятельно коммерциализировать собственные же достижения, т.е. полностью перенимать традиционную функцию бизнеса. Поэтому здесь наиболее оптимальным решением будет горизонтальный трансферт интеллектуальной собственности, который выражается либо в передаче прав собственности на реализацию достижений представителям бизнеса, либо в выполнении университетом исследовательских работ по договору подряда. Финансовой наградой в таком случае является паушальный платёж со стороны покупателя или выплата университету вознаграждений в виде роялти, либо всё вместе. Положительным научно-техническим эффектом от рыночного воплощения выступит новая пища для исследований. Наличие подобных диверсифицированных контрактов у университета позволяет говорить о его предпринимательской сущности в полном смысле этого слова.
Бизнесу так же необходима практика, согласно которой можно было бы провести коммерческую оценку от нововведения. И здесь также не исключены ошибки в прогнозах и масса недочётов, хотя бы потому что существует большая неопределённость в инновационной деятельности. С учётом свойств и критериев тройной спирали, а также специфики отношений в постиндустриальном обществе, представители бизнеса могут проводить оценку исходя из потенциального мультипликативного эффекта появления новых рынков, которые могли бы появиться благодаря очередной инновации. В своё время настольный компьютер вызвал спрос на сетевые технологии, специальное программное обеспечение. На их основе удалось построить индустрию виртуальных игр, средств обработки и передачи информации, примеров здесь может быть много. Суть остаётся одной.
С точки зрения государства наиболее приемлемым решением будет реализация специальных программ научно-технического и регионального развития национального регионального пространства, которые стали бы основой для международного сотрудничества в различных сферах. Эти программы, с учётом пространственной неоднородности и несовпадения административных и экономических границ регионов, явились бы большим стимулом к развитию и существенной поддержкой как науки и бизнеса, так и самих государственных институтов. Для усиления мультипликативного эффекта инвестиции должны быть по большей части прямыми, где бы конкретным объектом выступала материально-техническая часть экономической деятельности для субъектов инновационной политики с учётом положений модели тройной спирали.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Внешнеэкономическая политика России в сфере таможенного дела
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ РЫНКА СТРАХОВАНИЯ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017 - Развитие банковской системы России в условиях глобализации финансовых рынков
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ И СПЕЦИФИКА ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В РОССИИ (09.00.13)
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2007 - ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ И СПЕЦИФИКА ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В РОССИИ
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Развитие банковской системы РФ в условиях глобализации финансовых рынков
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Экономическая безопасность РФ в условиях мировой глобализации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2017



