Аннотация 4
Введение 5
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 7
1.1 Определение, цели, задачи и функции бизнес-планирования 7
1.2 Структура и последовательность разработки бизнес-плана. Назначение бизнес-плана 16
1.3 Роль анализа в составлении бизнес-плана 24
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «БИОКОМПЛЕКС» И АНАЛИЗ ЕГО ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ 33
2.1 Общая характеристика организационной структуры ООО «Биокомплекс» 33
2.2 Анализ финансового состояния ООО «Биокомплекс» 40
2.3 SWOT-анализ как метод комплексного исследования внутреннего состояния предприятия и состояния его внешней среды 44
3. БИЗНЕС-ПЛАН НА НОВЫЙ ВИД ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 57
3.1 Основная цель проекта 57
3.2 Оценка рынка сбыта продукции. Анализ конкуренции на рынке сбыта 58
3.3 Разработка стратегии маркетинга 59
3.4 Разработка производственного и организационного плана 61
3.5 Разработка стратегии финансирования и финансового плана 63
3.6 Классификация рисков на предприятии 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что в связи с переходом к рыночным отношениям, экономика указывает предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Планирование нужно любой организации, которая собирается предпринимать какое-то действие в будущем. Предприятия вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений. Наиболее подходящим вариантом достижений таких решений является бизнес-план.
Часть предприятий добиваются успеха, остальные терпят неудачи. Причин тому великое множество. И, хотя не существует панацеи, необходимо строго придерживаться мнения, что грамотное управление и планирование являются ключевыми элементами в успешном развитии бизнеса. Даже самая простая бизнес-идея выигрывает от тщательно проведенного планирования. И, хотя, эффективное планирование со всех точек зрения является почти необходимым условием для достижения успеха, оно не является достаточным условием. Многие предприятия, планировавшие свою деятельность, все же потерпели неудачу, поэтому не стоит со слишком большим энтузиазмом подходить к планированию и буквально есть, пить и спать по плану.
Планирование деятельности любой организации, реализация хозяйственной деятельности и достижение определённых её результатов характеризируется комплексом показателей, в совокупности составляющих содержание экономической информации о предметах и объектах анализа.
Овладение искусством составления бизнес-планов становится актуальным по нескольким причинам:
• в экономику идет новое поколение предпринимателей, основные из них никогда не руководили какой-либо коммерческой структурой, и поэтому очень плохо представляют весь круг ожидающих их проблем, особенно сейчас;
• хозяйственные проблемы меняются и ставят опытных руководителей перед необходимостью по-новому рассматривать свои будущие мероприятия, и готовиться к непривычному делу - борьбе с конкурентами, в которой не бывает мелочей;
• для получения инвестиций и подъема экономики необходимо уметь обосновывать свои заявки и доказывать инвесторам жизнеспособность и реальность своих планов.
Объектом исследования является ООО «Биокомплекс».
Предмет исследования - Бизнес-план на новый вид продукции для предприятия.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка бизнес- плана на новый вид продукции для предприятия для улучшения финансово - хозяйственной деятельности предприятия и охвата более широкого сегмента покупателей.
Исходя из цели в работе, были поставлены и решены следующие задачи:
• определить сущность и роль бизнес-плана предприятия в условиях рыночной экономики;
• исследовать методику составления бизнес-плана предприятия;
• изучить теоретические аспекты разработки бизнес-плана;
• изучить структуру и содержание бизнес-плана;
• разработать бизнес-план ООО «Биокомплекс».
Теоретическо-методологической основой работы являются исследования российских и зарубежных авторов, относящиеся к изучаемой теме. При подготовке выпускной работы также учитывались основные нормативно-правовые акты РФ, регламентирующие хозяйственную деятельность предприятий.
Каждая фирма, начиная свою деятельность, обязана четко представить потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно рассчитывать эффективность использования имеющихся средств в процессе работы предприятия.
В ходе разработки бизнес-плана ООО «Биокомплекс» было выявлено, что для реализации данного проекта требуется наличие финансовых средств в размере 544640,00 рублей.
Срок окупаемости проекта составляет 18 месяцев.
Объем продаж, обеспечивающий безубыточное функционирование организации составляет 360000 рублей (2400 клиентов) в месяц.
В бизнес-плане описан план по персоналу предприятия, который будет способствовать повышению эффективности менеджмента.
Кроме того, были оценены потенциальные риски и описаны методы по их снижению.
В финансовом плане обоснованы расходы по реализации проекта, а так же доказана эффективность реализации бизнес-плана.
Приведенные данные определяют эффективность реализации проекта как положительную. В настоящее время нет аналогов предлагаемой продукции, в связи с чем сравнительный анализ возможен только по теоретическим данным расчетов, показывающих прибыльность мероприятия с последующим ростом при условии хорошо поставленной рекламы.
Стратегический анализ данного проекта показывает, что предлагаемое к созданию предприятие имеет перспективы развития при реализации следующей стратегии своего развития:
• как можно более быстрый выход на рынок услуг и его освоение;
• использование возможности применения цены на услуги более низкой, чем цены конкурентов;
• применение грамотной маркетинговой политики, постоянное отслеживание рыночной ситуации;
• применение высокотехнологичного оборудования, внедрение ноу-хау;
• применение труда высококвалифицированных работников, эффективная кадровая политика, создание заинтересованности работников в успехе предприятия;
• «настройка» производства на интересы потребителей, постоянная обратная связь;
• гибкость производства, возможность расширения спектра предлагаемых услуг.
Таким образом, бизнес-план помогает организации выбрать из возможных альтернатив наиболее эффективное решение, доказать необходимость тех или иных расходов, привлечь потенциального инвестора, а так же заранее спланировать мероприятия, которые организация собирается провести.
1 Горюнов А. Р., Кондратьева Е. А. Методика финансового анализа // Официальные материалы: Приложение к журналу «Бухгалтерский учет», 2013 - №1 - С. 41 - 45
2 Гуляев С. Л. Оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования для малых предприятий с учетом региональных условий хозяйствования // Менеджмент в России и за рубежом, 2014 -№3 - С. 31-53
3 Ефремов В. С. Стратегия бизнеса: императивы 21-го века // Менеджмент в России и за рубежом, 2013 - №6 - С. 3-8
4 Золотогоров В.Г. "Инвестиционное проектирование", Минск ИП "Экоперспектива" 2013, С. 45-89
5 Идрисов Р.Б., Картышев Н.И., Постников А.В.. Стратегическое планирование и анализ эффективности предприятия. М. Филинъ, 2014, С. 34-78
6 Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник. - М.: Новое знание, 2014, С.56-77
7 Колин Барооу, Пол Барроу, Роберт Браун. Бизнес-планирование: Полное руководство, - М.: ФАИР - ПРЕСС, 2013, С. 40-55
8 Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент / Пер. с англ. под ред. О.А. Третьяк, Л.А. Волковой, Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Издательство «Питер», 2015, С.250-280
9 Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. - М.: ИКЦ «ДИС», 2014, С. 67-78
10 Крутик А. Б., Хайкин М. М. Основы финансовой деятельности предприятия: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Бизнес- пресса, 2014. - С. 56-78
11 Кэнуэлл Д., Сазерленд Дж. Стратегический менеджмент. Ключевые понятия. - М.: Баланс Бизнес Букс, 2015, С. 23-67
12 Ковалев В.Н. «Методы оценки инвестиционных проектов» - Москва, «Финансы и статистика», 2013, С.123-145
13 Ковалев В.В. «Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности» - Москва, «Финансы и статистика», 2013
14 Любонова Т.П., Мясоедова Л.В. Бизнес-план: Опыт, проблемы. - М.: Книга Сервис. 2013 - 96с.
15 Липсиц И.В. "Инвестиционный проект: методы подготовки анализа". Учебно-справочное пособие М. : БЕК, 2014
...