АННОТАЦИЯ……………………………………………………………………4
ABSTRACT.............................................................................................................5
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………6
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СВЯЗИ С ИХ БЛИЖАЙШИМ СОЦИАЛЬНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ…..................................................................9
1.1 Особенности идентификации эмоций у детей с различным социальным окружением
1.1.1 Эмоциональная сфера человека как предмет изучения
1.1.2 Развитие эмоциональной сферы и способности идентифицировать эмоции у ребенка
1.1.3 Развитие языка эмоций и представлений об эмоциях у детей дошкольного возраста1.1.4 Процесс идентификации эмоций детьми дошкольного возраста
1.1.5 Идентификация эмоций детьми, воспитывающимися в
условиях депривации...........................................................................17
1.2 Социальное поведение у детей с различным социальным окружением
1.3 Связь способности идентифицировать эмоции с социальным поведением
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.........................24
2.1 Объект и предмет исследования.
2.2 Цели и задачи исследования
2.3 Гипотеза исследования
2.4 Выборка.
2.5 Методы исследования
2.5.1 Социально-демографическая анкета
2.5.2 Методика «Эмоциональная идентификация»
2.5.3 Методика ISB (Individual Social Behavior, Guralnick, 2005).
2.5.4 Математико-статистические методы обработки данных
2.6 Процедура проведения исследования
2.7 Экспериментальные данные
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ...........31
3.1 Описательные статистики.
3.1.1 Описательные статистики характеристик идентификации эмоций..31
3.1.2 Описательные статистики категорий индивидуального социального поведения
3.2 Изучение эмоциональной идентификации детей
3.3 Изучение индивидуального социального поведения детей: различия выраженности категорий социального поведения между детьми экспериментальной и контрольной групп.
3.4 Изучение индивидуальных стратегий детей3.5 Обсуждение результатов
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………57
КЛИНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛУЧАЯ ИСПЫТУЕМОГО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППЫ...................................................................58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………59
ПРИЛОЖЕНИЯ ......................................................................................................64
АННОТАЦИЯ
Данная работа посвящена изучению особенностей эмоциональной идентификации и индивидуального социального поведения детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях депривации. В исследовании приняли участие 32 ребенка дошкольного возраста. В экспериментальную группу вошло 14 детей из социально-реабилитационного центра, в контрольную группу 18 детей из детского сада. Характеристики эмоциональной идентификации изучались при помощи методики «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой (Изотова, Никифорова, 2004). стратегии индивидуального социального поведения изучались с помощью методики ISB (Individual Social Behavior, Guralnick, 2005). Проведен качественный и количественный анализ данных. Данные методики «Эмоциональная идентификация» анализировались с помощью описательных статистик, критерия Хи-квадрат. Данные методики ISB анализировались с помощью описательных статистик, критерия U-Манна-Уитни, факторного анализа. Также был проведен факторный анализ для изучения индивидуальных стратегий детей с опытом депривации и без него. В результате исследования было выявлено, что: 1) дети с опытом депривации лучше справляются с первичной оценкой эмоций окружающих (определение потенциальной опасности-безопасности), чем дети контрольной группы; 2) негативные эмоции распознаются большим количеством детей с опытом депривации по сравнению с контрольной группой; 3) для детей с опытом депривации в большей степени, чем для детей из детского сада, характерно искать внимания сверстников, наблюдать за ними, присоединяться к их игре и выражать позитивные эмоции в адрес сверстников; 4) выявлены различия в структуре взаимосвязей характеристик эмоциональной идентификации и категорий социального поведения у детей с опытом депривации и без такого.
Умение точно выражать свои эмоции и верно распознавать эмоции другого человека имеет огромное значение в жизни людей. Эмоции принимают участие в установлении контакта и поддержании близких отношений с людьми, от них зависит успех межличностного общения и адаптация человека к окружающему миру (Ильин, 2001; Экман, Фризен, 2010; Верхотурова, 2012; Zieber et al., 2014).
Многие взрослые люди по разным причинам испытывают затруднения в идентификации эмоций других людей, в осознании своих (Экман, Фризен, 2010). Среди них можно назвать: индивидуальные характеристики человека и его социального окружения, культуральные особенности, не полное осознание человеком своего эмоционального опыта и другие. Даже взрослым, относительно благополучным людям бывает сложно идентифицировать свои эмоции. Детям, воспитывающимся в неблагополучных условиях еще сложнее: способность идентифицировать эмоции только формируется, и еще только развивающаяся личность ребенка особенно чувствительна к воздействиям социального окружения.
К настоящему моменту имеются данные о влиянии способности идентифицировать эмоции на межличностные отношения между детьми (Листик, 2008; Комкова, Недвецкая, 2010; Крутицкая, Василенко, 2013; Маратканова, Егорова, 2015;). Так же имеются данные, что социальное окружение ребенка влияет на его способность распознавать эмоции (Bosacki, 2007). Эти процессы недостаточно изучены на категории детей, проживающих в неблагополучной социальной ситуации (Верхотурова, 2012; Фаустова, 2015; Kinard, 1999; Pollak et al, 2000). На основе анализа литературы мы сделали предположение, что дети, проживающие в условиях депривации, имеют особенности эмоциональной идентификации и это может проявляться в их индивидуальном социальном поведении. Недостаточностью сведений в этой области вызвана актуальность данного исследования.
Для исследования данной проблемы выбран дошкольный возраст, так как к этому времени уже сложились представления о том каков мир в целом и представления о «другом» человеке и, в отличие от раннего возраста, для ребенка представляет интерес социальное взаимодействие со сверстниками, которые становятся основными партнерами для игр (Смирнова, Утробина, 1996; Крутицкая, Василенко, 2013; Мороз, Василенко, 2013). В этом возрасте активно начинает развиваться способность к идентификации эмоций (Листик, 2008; Тишин, 2014), которая играет немаловажную роль в общении.
Новизна исследования: будут получены данные об эмоциональной идентификации и особенностях индивидуального социального поведения у детей, проживающих в условиях депривации при взаимодействии со сверстниками.
Теоретическая значимость этой работы состоит в расширении представлений в области психологии развития и общей психологии в части изучения эмоциональных явлений и состояний; в области социальной психологии в теме становления и развития индивидуального социального поведения у ребенка.
Практическая значимость: данное исследование может быть полезно для сотрудников учреждений для детей, оставшихся без родительской опеки, а также психологам и воспитателям в детских садах. При обнаружении у ребенка проблем во взаимоотношениях со сверстниками, неэффективного способа взаимодействия, могло бы быть полезно обратить внимание на эмоциональную сферу ребенка. И наоборот, обнаружив трудности или отклонения в распознании эмоций в раннем возрасте, скорее всего, необходимо принять меры для профилактики дезадаптации нарушения межличностного взаимодействия в детском саду или другом учреждении.
Цель: изучение взаимосвязи эмоциональной идентификации и характеристик индивидуального социального поведения у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях депривации.
Задачи:
1. Изучить характеристики эмоциональной идентификации детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях депривации и в семьях.
2. Изучить особенности индивидуального социального поведения детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях депривации и в семьях.
3. Исследовать взаимосвязь эмоциональной идентификации и индивидуального социального поведения у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях депривации и в семьях.
Гипотеза: существуют различия в структуре взаимосвязей характеристик эмоциональной идентификации и категорий индивидуального социального поведения у детей с опытом и без опыта депривации.
Объект исследования: эмоции и поведение детей.
Предмет исследования: эмоциональная идентификация и индивидуальное социальное поведение детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях депривации.
Методы исследования: социально-демографическая анкета, методика ISB (Individual Social Behavior, Guralnick, 2005), методика «Эмоциональная идентификация» (Изотова, Никифорова, 2004).
Данное исследование было направлено на изучение взаимосвязи эмоциональной идентификации и индивидуального социального поведения у детей находящихся в условиях депривации. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Нами была установлена взаимосвязь между характеристиками эмоциональной идентификации и категориями социального взаимодействия и на основе этого выделены 4 типа индивидуальных стратегий поведения детей, находящихся в условиях депривации и детей из детского сада.
Андреева И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция. Смоленск: СГПУ, 2004. - 4.1. - С.22-26.
2. Андерсон М. Н. Возрастная изменчивость распознавания эмоций детьми от 6 до 11 лет. Автореферат канн. дисс., 2013.
3. Барабанщиков В. А., Малкова Т. Н. Зависимость точности идентификации экспрессии лица от локализации мимических проявлений // Вопросы психологии. №5. - 1988. - С.131-140.
4. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во Моск. у,н-та, 1982. — 200 с.
5. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Акад. Проект, 2004.-232 с.
6. Былкина Н. Д., Люсин Д. В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. – 2000, № 5.
7. Верхотурова, Н.Ю. Эмоциональное реагирование: функции, компоненты, характеристики, проблемы и перспективы исследования. / Н.Ю. Верхотурова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2012. - № 1. - С. 94-99.
8. Гадельшина Т. Г., Еремина Ю. А.. Специфика распознавания эмоций детьми с нарушением слуха. Медицинская психология, 2013
9. Ганнушкин Б. Особенности эмоционально-волевой сферы при психопатиях - Психология эмоций. - Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. —288 с.
10. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей. // Вопросы психологии – 1995, № 2.
11. Дарвин, Чарлз Роберт О выражении эмоций у человека и животных: Перевод / Ч. Дарвин. - СПб. : Питер, 2001. - 368 с.
12. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелёвой. — М.: Просвещение, 1985.
13. Изард К.Э. Психология эмоций. пер. с англ. СПб., 1999. 464 с.
14. Зейгарник Б. В. Патопсихология М.: Издательство Московского университета, 1986.
15. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
16. Искра Н. Н. Распознавание эмоций на лицах детей раннего возраста. Автореферат канд. дисс., 2006.
17. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.
18. Каган В. Е.Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С. 65-69.
... ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕПРИВАЦИИ
... Всего источников – 58.
Содержание дипломной работы - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕПРИВАЦИИ
Выдержки из дипломной работы - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕПРИВАЦИИ