Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 8
1.1. Понятие и сущность стратегии развития предприятия 8
1.2. Особенности формирования стратегии развития предприятий малого бизнеса 13
1.3. Модели и инструменты формирования стратегии развития предприятия 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ИП СВЕРЧКОВОЙ С.Б 35
2.1. Общая характеристика стратегии развития ИП Сверчковой С.Б 35
2.2. Анализ и оценка финансово-хозяйственной деятельности ИП Сверчковой С.Б 43
2.3. Оценка эффективности деятельности ИП Сверчковой С.Б 52
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИП СВЕРЧКОВОЙ С.Б 62
3.1. Разработка направлений развития организации 62
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 86
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена прежде всего тем, что проявление кризисных явления в мировой экономике, сложность и высокая динамика бизнес-процессов, возрастающее конкурентное давление на традиционных рынках требуют от предприятий непрерывного системного развития, эффективной реализации существующего потенциала, формирования адекватных методов оценки и выбора стратегических альтернатив, отвечающих сложившимся экономическим реалиям. Данная задача не может быть решена в рамках оперативного управления организациями, доминирующего в отечественной экономике, и требует комплексного стратегического подхода, ориентированного на работу топ-менеджмента в пространстве рыночных возможностей и перспектив.
Усиление дестабилизирующих факторов на мировых рынках также продемонстрировало несостоятельность многих форм и подходов к хозяйствованию, положенных в основу современных моделей стратегирования. На сегодняшний день большинство предприятий и организаций ставят перед собой задачу достижения докризисных состояний и принципиально не пересматривают стратегии развития. Указанный дисбаланс свидетельствует о том, что финансовый кризис в ключевых сферах отечественной экономики принимает фазу управленческого и создает угрозы для конкурентоспособности большинства игроков.
Сегодня одним из ключевых ив то же время наиболее сложных инструментов планирования, способных обеспечить устойчивый рост предприятия, является стратегия развития. Необходимо отметить, что обширная методическая и методологическая база исследований в области стратегического управления часто базируется на многокритериальных методах принятия решений, не позволяющих дать однозначного ответа относительно целесообразности использования того или иного подхода к разработке стратегии развития организации малого бизнеса, особенно в условиях неопределенности и высокой динамики внешней среды. Данные проблемы и противоречия в современных научно-практических подходах создают предпосылки для дополнительных изысканий в пространстве процессов формирования стратегий и стратегических программ малых предприятий, что и обусловило выбор темы, цели и задач выпускной квалификационной работы.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических и практических основ формирования стратегии развития предприятий малого бизнеса на примере ИП Сверчковой С.Б. и разработка предложений по улучшения ее развития.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты формирования стратегии развития предприятия малого бизнеса;
2. Представить общую характеристику стратегии развития ИП Сверчковой С.Б.;
3. Провести анализ и оценку финансово-хозяйственной деятельности ИП Сверчковой С.Б.;
4. Проанализировать эффективность деятельности ИП Сверчковой С.Б.;
5. Разработать предложения по совершенствованию стратегии развития ИП Сверчковой С.Б. и оценить их эффективность.
Объектом исследования в данной работе выступает коммерческая деятельность ИП Сверчковой С.Б. Предмет исследования: стратегия развития малого предприятия.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных ученых по проблемам формирования стратегий развития предприятий.
В процессе исследования были использованы общенаучные и системные методы познания. В частности: синтез, анализ, логический метод, метод сравнения, моделирование, экономико-статистические методы обработки данных, метод экспертной оценки.
Информационной базой работы послужили информационные и справочные материалы ИП Сверчковой С.Б., монографии отечественных ученых, публикации периодической печати по вопросам стратегического управления.
Стратегия развития бизнеса - достижение относительно положительного экономического состояния хозяйствующего объекта в среде его функционирования, предполагающего включение деятельности, направленной на повышение качества производимых товаров, разработку концепции новых товаров, которые обеспечат предприятию внешние конкурентные преимущества, а также развитие технологического потенциала - залога обеспечения внутреннего конкурентного преимущества.
Процесс формирования стратегии развития бизнеса аналогичен процессу принятия решений, так как приходится искать альтернативные решения существующих на предприятии проблем.
Объектом выпускной квалификационной работы была выбрана коммерческая деятельность малой торговой организации «Обувь-Юничел» ИП Сверчковой С.Б.
Анализ стратегии развития организации показал, что ИП Сверчкова С.Б. реализует стратегию дифференциации за счет качества, репутации своей продукции и торговой марки, что дает возможность сформировать основные преимущества деятельности предпринимателя по сравнению с другими компаниями среднего ценового сегмента:
1. Богатый ассортимент. Предприниматель реализует брендовую обувь большого ассортимента. Весь ассортимент обуви подразделяется по сезонам и выпускается коллекциями. В каждой из них по 400-500 новых моделей мужской, женской, школьной и малодетской обуви, моделей для спорта и зимнего отдыха. Для создания успешной коллекции дизайнеры и модельеры- конструкторы фабрики регулярно посещают важнейшие международные выставки моды.
2. Квалифицированный персонал. В организации трудятся опытные специалисты. Многие из них имеют стаж работы более 5 лет.
3. Надежные поставщики. ИП Сверчкова С.Б. сотрудничает с известным брендом «Юничел».
4. Высокое качество продукции подтверждено соответствующими сертификатами.
5. Бесплатные консультации. Менеджеры организации всегда рады проинформировать о цене товаров, их свойствах и наличии нужного размера и т.д.
Таким образом, стратегия деятельности ИП Сверчковой С.Б. преследует цель - предложить покупателю наилучшее качество в данном ценовом сегменте.
SWOT - анализ ИП Сверчковой С.Б. показал, что тесная связь с поставщиками может помочь данной организации снизить себестоимость продукции за счет получения скидок на закупаемое сырье. Широкий ассортимент продукции и низкие цены могут принести организации рост прибыли и рентабельности.
Основными угрозами в деятельности ИП Сверчковой С.Б. являются: усиление конкуренции, потеря покупателей из-за несоответствующего качества продукции. Избежать потери покупателей можно за счет положительной репутации магазина, налаженных связей с потребителями, широкого ассортимента пользующейся спросом продукции, а также относительно низких цен на товары. Снижение угроз возможно лишь посредством разработки наиболее подходящей стратегии. Текучесть кадров можно искоренить путем внедрения системы мотивации и улучшения условий труда. Препятствием для реализации перечисленных возможностей организации могут стать в первую очередь слабые стороны организации: появление новых конкурентов, низкий уровень обслуживания, неблагоприятно влияющий на конкурентную позицию организации; меняющаяся политика государства может привести к выходу из отрасли; непродуманная рекламная деятельность не удержит покупателей при изменении их вкусов.
После проведения SNW - анализа, был сделан вывод, что в данной организации значительно преобладает нейтральный фактор. Следовательно, над стратегией организации следует поработать, кадры «оставляют желать лучшего». Маркетинг является сильной стороной организации за счет проведения различных акций, расширения ассортимента продукции. Анализируя производственный фактор можно заметить, что организация старается максимально задействовать всю площадь магазина и склада.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности ИП Сверчковой С.Б. показал, что предприниматель руководствуется в своей деятельности продуманной политикой, которая ориентирована в основном на закупочную цену и на предпочтения покупателей. Сотрудничество ведется с проверенным и надежным поставщиком, продукция которого составляет практически весь ассортимент магазина, что иногда может не позволить обеспечить поставки товаров надлежащего качества и в планируемые сроки.
Ассортимент магазина ИП Сверчковой С.Б. довольно разнообразный и широкий, а также гармоничный с точки зрения производства товара, сбыта и конечного потребления.
В магазине «Обувь-Юничел» ИП Сверчковой С.Б. присутствуют каналы обратной связи с покупателями, то есть у руководства существует представление о покупательских предпочтениях и желаниях. Руководство магазина имеет возможность заранее знать, чего хотят их покупатели, и соответственно имеет возможность оперативной коррекции ассортимента продукции и его цены.
В организации значительное внимание уделяется сбыту товара и его продвижению. Предоставляются скидки как оптовым, так и постоянным покупателям, низкие цены увеличивают объемы продаж и привлекают покупателей.
Тем не менее, в стратегии рассматриваемого магазина «Обувь- Юничел» ИП Сверчковой С.Б. присутствует также ряд недостатков:
1. Недостаточно полно продумана ценовая политика, существует возможность увеличения прибыли без потери потенциальных клиентов.
2. Отсутствует отдел маркетинга, который прогнозирует, планирует продажи товаров, ведет учет и анализ результатов маркетинговой деятельности, разрабатывает ассортиментную политику, проводит активное стимулирование сбыта товара.
3. Рекламные акции не производят должного эффекта, то есть увеличение продаж. Выделяется достаточная сумма для продвижения товара и стимулирования сбыта, которая окупается, но прибыль предпринимателя возрастает незначительно.
Проведенный анализ эффективности деятельности ИП Сверчковой С.Б. показал, что организация работает достаточно эффективно, но имеются некоторые проблемы. В частности, наблюдается недостаток собственных средств, большие кредиторская задолженность и объемы запасов.
Соответственно в целях совершенствования стратегии развития ИП Сверчковой С.Б. предлагается проведение следующих мероприятий:
1. Внедрение должности маркетолога.
2. Создание официального интернет-сайта.
В результате проведения предлагаемых мероприятий ИП Сверчкова С.Б. получит возможность повысить эффективность маркетингового воздействия на целевую аудиторию на этапах позиционирования продукции компании, представления тематического контента и осуществления коммуникации как с представителями предприятия, так и с другими пользователями, что в итоге увеличит объём продаж и повысит лояльность покупателей для совершения повторных сделок.
Проведенные расчеты экономической эффективности предлагаемых мероприятий показали, что проект, по уровню текущей эффективности, рентабельности и внутренней норме доходности, не только приемлем, но и выгоден для предпринимателя и может быть предложен к внедрению.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2017 № 436-ФЗ) // Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2017 № 436-ФЗ) // Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
4. Александрова, А.В., Курашова, С.А. Стратегический менеджмент: учебник / А.В. Александрова, С.А. Курашова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 320 с.
5. Акатов Н.Б. Управление переходом к инновационным саморазвивающимся организациям: теория и практика: монография / Н.Б. Акатов. - Пермь: Перм.нац.исслед. политехн. ун-т, 2014. - 251 с.
6. Андрейчиков, А.В. Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике: основы стратегического инновационного менеджмента и маркетинга: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направлению «Прикладные математика и физика» или по направлениям и спец. в обл. естеств. наук, техники и технологии, систем. анализа и упр. / А.В.Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - 2-е изд. - М.: Либроком, 2016. - 242 с.
7. Акулич И.Л. Маркетинг взаимоотношений. - М.: Высшая школа, 2015. - 256 с.
8. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: учебник / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 365 с.
9. Булов А.А. Основы менеджмента / А.А. Булов, Т.А. Кислова. - СПб.: СПГУВК, 2016. - 385 с.
10. Бун Л., Куртц Д. Современный маркетинг: учебник. - М.: Юнити- Дана, 2014. - 1039 с.
11. Бунеева Р.И. Коммерческая деятельность: организация и управление: учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. - 350 с.
12. Волков В.И. Экономика предприятия: Учебное пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. - 2-e изд. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 264 с.
13. Горфинкель, В.Я. Экономика фирмы (организации, предприятия): Учебник / В.Я. Горфинкель, Т.Г. Попадюк; Под ред. Б.Н. Чернышева, В.Я. Горфинкеля. - 2-e изд. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 296 с.
14. Грант, Роберт М. Современный стратегический анализ: учеб. для слушателей, обуч. по прогр. «Мастер делового администрирования» / Роберт Грант; [пер. с англ. И.И. Малковой, под ред. В.Н. Фунтова]. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2015. - 537 с.
15. Гуськов, Ю.В. Стратегический менеджмент: учебник / Ю.В. Гуськов. - М.: Альфа-М, 2016. - 192 с.
...