Историко-правовая характеристика Холокоста и геноцида: методика изучения в системе общего и профессионального образования (Орловский Государственный Университет)
|
Введение…………………………………………………………………… 7
Глава 1. Характеристика геноцида в международном праве…………… 14
§1.1 Понятие геноцида…………………… 14
§1.2 История геноцида в современную эпоху. Холокост……………….. 22
§1.3 Международная и национальная ответственность за преступления геноцида33
Глава 2. Тематика геноцида и Холокоста в преподавании в системе общего и профессионального образования…46
§2.1 Тематика геноцида и Холокоста в преподавании дисциплин гуманитарного цикла..46
§2.2 Методика и дидактические приемы работы с проблематикой Холокоста в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и в воспитательной работе с учащимися………58
Заключение………………………………………………………………… 75
Список литературы……………. 77
Глава 1. Характеристика геноцида в международном праве…………… 14
§1.1 Понятие геноцида…………………… 14
§1.2 История геноцида в современную эпоху. Холокост……………….. 22
§1.3 Международная и национальная ответственность за преступления геноцида33
Глава 2. Тематика геноцида и Холокоста в преподавании в системе общего и профессионального образования…46
§2.1 Тематика геноцида и Холокоста в преподавании дисциплин гуманитарного цикла..46
§2.2 Методика и дидактические приемы работы с проблематикой Холокоста в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и в воспитательной работе с учащимися………58
Заключение………………………………………………………………… 75
Список литературы……………. 77
Актуальность темы исследования. Понятие «геноцид» в нашей жизни и литературе, в том числе научной и популярной, обычно используется для описания самых ужасных проявлений человеческой деятельности. Этот термин происходит от греческого слова «γένος», что означает «племя» или «род», и латинского слова «саеdо», что переводится как «уничтожаю» или «убиваю».
В XX веке было совершено множество геноцидальных актов, вследствие этой причины он получил наименование «век геноцидов». Однако, даже закрепление преступления геноцида на международно-правовом уровне не помогло избавиться от этого явления в современном обществе. Сегодня геноцид рассматривается как преступление против человечности, с которым нужно бороться эффективнее, чтобы защитить безопасность каждой общности, руководствуясь принципом единства и равенства всего человечества и идеей о вреде, нанесенном всему человечеству при нападении на одну из его общностей.
История знает практику массового истребления отдельных групп людей, отличающихся национальными, религиозными, культурными или иными признаками. Это было необходимо для выживания в первобытные времена. Однако, с развитием человечества количество геноцидальных актов не уменьшилось, а наоборот, возросло. К середине XX века исследователи данной проблематики разработали термин «геноцид», который точнее определяет уже существующее понятие преступного нарушения международно-правовых норм. Автор термина Рафаэль Лемкин считал его использование не более чем применением «старой практики в современных условиях» [4, c.11].
После двух мировых войн, в которых политика геноцида была направлена в отношении невинных людей, а параллельно с военными действиями, целые города и села в Османской империи и в нацистской Германии исчезли с лица земли. Эксперты, занимающиеся тематикой геноцида, признают, что война создает благоприятные условия для явления геноцида. Однако мировое сообщество пришло к осознанию о необходимости рассмотрения безопасности человечества как самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны. В результате, в 1948 году ООН приняла Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, которая в своей преамбуле признает, что «на протяжении всей истории геноцид приносил большие потери человечеству» [45, c.3].
Однако, несмотря на то, что Конвенция ввела обязательную уголовную ответственность за осуществление геноцида и квалифицировала его как «преступление, которое нарушает нормы международного права и против которого государства обязуются принимать меры предупреждения и карать за его совершение» (ст. 1) [34, c.9], мировому сообществу не удалось пресечь последующие за принятием Конвенции намеренные уничтожения отдельных человеческих групп. В подтверждение достаточно вспомнить геноцидальные акты, которые имели место в Камбодже (1975-1979 гг.), Югославии (1991-1995 гг.), Руанде (1994 г.), Мьянме (2016-2017 г.).
Мы видим, что за последние годы увеличилось число преступлений в отношении человечества и практика геноцидальных актов не прекращается в настоящее время. Некоторые исследователи наиболее очевидной причиной неэффективности Конвенции считают непоследовательность государств в скором создании международного уголовного суда, которое в свою очередь было предусмотрено в ст. VI Конвенции (Римский статут Международного уголовного суда был принят в 1998 г.). Для отслеживания и раннего предупреждения массовых нарушений прав человека в 2004 г. и 2008 г. генеральным секретарем ООН учреждаются должности Специального советника по геноциду и Специального советника ответственного за защиту прав человека, вместе с ними в ряде государств создаются научные институты, которые специализируются на исследовании вопросов прав человека и геноцида в современном мире.
В современных условиях, несмотря на достаточную степень разработанности в правовой и исторической сферах, концепция геноцида претерпевает определенные трансформации, приобретает новые формы, или скорее проводятся исследования по изучению новых аспектов данного преступления, раньше не акцентированных, но также требующих раннего предупреждения и пресечения во избежание превращения в массовые и более грубые нарушения. В целях своевременного пресечения возможных актов геноцида, а также для прогрессивного развития международно-правовых норм, направленных на борьбу с преступлением геноцида, чрезвычайную актуальность приобретают исследования элементов, анализ которых востребован современной наукой и практикой разработки новых средств и методов международно-правового характера, нацеленных на повышение эффективности борьбы с преступлением геноцида.
Изучая геноцид не только в узком юридическом понимании, но и как более общее нарушение всех прав человека, мы считаем, что важно исследовать нарушения культурных прав и основы концепции культурного геноцида. Невозможность признания, недостаточная защита или намеренное игнорирование культурных прав могут иметь серьезные последствия. К сожалению, такие действия имели место в прошлом и продолжаются и сегодня.
В этой связи, изучение историко-правовых аспектов Холокоста и геноцида является важным звеном формирования человеческой культуры и национальной гражданской идентичности. Оно обязательно должно быть включено в систему общего и профессионального образования, и предназначено для того, чтобы воспитывать юридическую культуру и помогать предотвращать грубые и нарушения прав человека в мировом масштабе.
Слово «геноцид» в научной и художественной литературе, в СМИ и интернете используют настолько часто, что «замыливается» его смысл. В настоящее время наблюдается "понятийный кризис" в определении термина "геноцид". Некоторые люди отождествляют его только с физическим уничтожением, в то время как другие включают в это определение закрытие национальных школ и театров с целью уничтожения идентичности определенного народа. Этот всплеск заявлений связан с российско-украинским конфликтом. В настоящее время ученые вводят новые термины, такие как «политицид», «самогеноцид», «этническая чистка», «демоцид» и «этноцид». Юрист Рафаэль Лемкин начал детально исследовать геноцид как социальное явление задолго до событий 40х годов прошлого столетия. Он изучал события 1915 года в Османской империи и сделал первые выводы. Стоит отметить, что геноцид зародился задолго до того, как его начали исследовать [5, c.152].
Насаждение русофобии – одна из главных задач, стоящих перед информационной войной против России в настоящее время. Русофобия представляет собой вид ксенофобии, характеризующийся негативным или враждебным отношением к русским, России, ее культуре, языку и религии. В настоящее время проявления русофобии включают в себя массовые убийства мирных граждан, в основном русских и русскоязычных, в Юго-Восточной части Украины, включая циничное массовое убийство в Одессе 2 мая 2014 года. Также осуществляется демонизация России и ее президента В.В. Путина, постоянные оскорбления в СМИ России, русских как народа, и российских руководителей. Насильственная украинизация традиционно русских и русскоязычных территорий Украины, включая попытки лишить жителей русских регионов родного языка, также является проявлением русофобии. Кроме того, нацистские преступники-бандеровцы оправдываются и возвеличиваются.
В Украине запрещены русские телеканалы и прокат фильмов на русском языке. В то же время, в учебниках истории Украины насаждены ложные представления о России и русской культуре, создавая ложный образ «русского врага».
В 2014 году уголовное дело о геноциде русскоязычного населения на Юго-Востоке Украины было возбуждено Следственным комитетом России в сентябре. А. Караулов считает, что в 2014 году на Украине были совершены акты геноцида, начиная с апреля того же года. По словам автора, политические и военные руководители Украины отдавали приказы на полное уничтожение русскоязычных граждан, что привело к гибели не менее 2,5 тысяч мирных жителей, разрушению более 500 жилых домов, больниц и школ, а также к тому, что более 300 тысяч жителей вынуждены были покинуть свои дома, опасаясь за свою жизнь и здоровье [24, c.35]. Несмотря на это, на международном уровне действия, которые были квалифицированы как акт геноцида, до сих пор не признаны.
В современном мире, где существует ООН и международные нормативно-правовые акты, мы все еще сталкиваемся с массовым физическим и моральным уничтожением людей в центре Европы. Это нездоровое явление, которое не должно иметь место в XXI веке. Несмотря на то, что существуют меры наказания и механизмы привлечения к ответственности, это не останавливает нас от поиска решений для прекращения таких событий.
Поэтому тема данной магистерской диссертации является крайне актуальной и требует более детального изучения. Мы должны понимать причины и механизмы, которые приводят к таким событиям, чтобы разработать эффективные стратегии предотвращения и решения проблемы.
Важно понимать, что массовое уничтожение людей не только угрожает жизням многих невинных людей, но и подрывает основы нашей морали и этики. Если мы не будем действовать сейчас, то будущее может быть еще более затемненным. Поэтому необходимо срочно действовать и искать пути решения этой проблемы.
Целью исследования стало формирование толерантного сознания, исторического мышления и культуры памяти обучающихся и педагогов на примере уроков Холокоста и геноцида в системе общего и профессионального образования.
Степень научной разработанности темы. Теоретической основой появления международно-правовой нормы о геноциде стали результаты исследований Р. Лемкина (Raphael Lemkin) [6]. Монографическое исследование данного преступления и преступлений против человечности было проведено М. Н. Андрюхиным [13], Ю. Г. Барсеговым [18], А. Г. Кибальником[43], А. И. Полтораком [61], Ю. А. Решетовом [69] и другими, работы которых касались вопросов ответственности за преступление геноцида, борьбы с международными преступлениями против мира и безопасности и основ их наказуемости. По указанной теме написано большое количество статей. Наибольший вклад в изучение геноцида и холокоста внесли такие учёные-теоретики, как: Хомизури Г.П., Арустамян Р.А., Бауман З. Манов Б. Г., Москалев Г. Л., Мошенская Н. В., Сухарев А. Я. и многие другие авторы.
Исходя из вышесказанного следует поставить следующие задачи:
1. Исследование вопроса возникновения и генезиса понятия «геноцид»;
2. Исследование исторических фактов и документов, связанных с Холокостом и геноцидом, с целью более глубокого понимания причин и последствий этих событий.
3. Анализ основных этапов исторического развития системы международно-правовых норм предусматривающих ответственность за преступление геноцида;
4. Выявление основополагающих элементов системы предупреждения преступления геноцида;
5. Сформировать ценностное отношение к окружающей действительности, формировать собственное мнение к событиям прошлого и современности;
6. Раскрыть взаимосвязь геноцида и его изучения в системе общего и профессионального образования;
7. Анализ различных методов преподавания темы Холокоста и геноцида в школьной программе и выявление наиболее эффективных методов для достижения образовательных целей.
Предмет исследования: правовое и историческое освещение Холокоста и геноцида в контексте образования, включая юридические аспекты, исторические факты, международное право и международные стандарты прав человека.
Объект исследования: образовательная система, включая школьную и профессиональную образовательную программу, и методы, используемые при изучении темы Холокоста и геноцида, а также студенты, ученики и воспитанники, которые получают такое обучение.
Методология исследования базируется на диалектико-материалистическом методе познания действительности. Использованы общенаучные и частные методы исследования, в том числе, сравнительно-правовой, конкретно-исторический, историко-генетический, хронологический.
Нормативная база исследования состоит из: резолюции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, принятая на второй части I сессии Генеральной Ассамблеи ООН (23 октября - 15 декабря 1946 г.), Женевской конвенции об обращении с военнопленными от 27 июня 1929 г., конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г., Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948г., конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него от 9 декабря 1948г. и др.
В XX веке было совершено множество геноцидальных актов, вследствие этой причины он получил наименование «век геноцидов». Однако, даже закрепление преступления геноцида на международно-правовом уровне не помогло избавиться от этого явления в современном обществе. Сегодня геноцид рассматривается как преступление против человечности, с которым нужно бороться эффективнее, чтобы защитить безопасность каждой общности, руководствуясь принципом единства и равенства всего человечества и идеей о вреде, нанесенном всему человечеству при нападении на одну из его общностей.
История знает практику массового истребления отдельных групп людей, отличающихся национальными, религиозными, культурными или иными признаками. Это было необходимо для выживания в первобытные времена. Однако, с развитием человечества количество геноцидальных актов не уменьшилось, а наоборот, возросло. К середине XX века исследователи данной проблематики разработали термин «геноцид», который точнее определяет уже существующее понятие преступного нарушения международно-правовых норм. Автор термина Рафаэль Лемкин считал его использование не более чем применением «старой практики в современных условиях» [4, c.11].
После двух мировых войн, в которых политика геноцида была направлена в отношении невинных людей, а параллельно с военными действиями, целые города и села в Османской империи и в нацистской Германии исчезли с лица земли. Эксперты, занимающиеся тематикой геноцида, признают, что война создает благоприятные условия для явления геноцида. Однако мировое сообщество пришло к осознанию о необходимости рассмотрения безопасности человечества как самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны. В результате, в 1948 году ООН приняла Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, которая в своей преамбуле признает, что «на протяжении всей истории геноцид приносил большие потери человечеству» [45, c.3].
Однако, несмотря на то, что Конвенция ввела обязательную уголовную ответственность за осуществление геноцида и квалифицировала его как «преступление, которое нарушает нормы международного права и против которого государства обязуются принимать меры предупреждения и карать за его совершение» (ст. 1) [34, c.9], мировому сообществу не удалось пресечь последующие за принятием Конвенции намеренные уничтожения отдельных человеческих групп. В подтверждение достаточно вспомнить геноцидальные акты, которые имели место в Камбодже (1975-1979 гг.), Югославии (1991-1995 гг.), Руанде (1994 г.), Мьянме (2016-2017 г.).
Мы видим, что за последние годы увеличилось число преступлений в отношении человечества и практика геноцидальных актов не прекращается в настоящее время. Некоторые исследователи наиболее очевидной причиной неэффективности Конвенции считают непоследовательность государств в скором создании международного уголовного суда, которое в свою очередь было предусмотрено в ст. VI Конвенции (Римский статут Международного уголовного суда был принят в 1998 г.). Для отслеживания и раннего предупреждения массовых нарушений прав человека в 2004 г. и 2008 г. генеральным секретарем ООН учреждаются должности Специального советника по геноциду и Специального советника ответственного за защиту прав человека, вместе с ними в ряде государств создаются научные институты, которые специализируются на исследовании вопросов прав человека и геноцида в современном мире.
В современных условиях, несмотря на достаточную степень разработанности в правовой и исторической сферах, концепция геноцида претерпевает определенные трансформации, приобретает новые формы, или скорее проводятся исследования по изучению новых аспектов данного преступления, раньше не акцентированных, но также требующих раннего предупреждения и пресечения во избежание превращения в массовые и более грубые нарушения. В целях своевременного пресечения возможных актов геноцида, а также для прогрессивного развития международно-правовых норм, направленных на борьбу с преступлением геноцида, чрезвычайную актуальность приобретают исследования элементов, анализ которых востребован современной наукой и практикой разработки новых средств и методов международно-правового характера, нацеленных на повышение эффективности борьбы с преступлением геноцида.
Изучая геноцид не только в узком юридическом понимании, но и как более общее нарушение всех прав человека, мы считаем, что важно исследовать нарушения культурных прав и основы концепции культурного геноцида. Невозможность признания, недостаточная защита или намеренное игнорирование культурных прав могут иметь серьезные последствия. К сожалению, такие действия имели место в прошлом и продолжаются и сегодня.
В этой связи, изучение историко-правовых аспектов Холокоста и геноцида является важным звеном формирования человеческой культуры и национальной гражданской идентичности. Оно обязательно должно быть включено в систему общего и профессионального образования, и предназначено для того, чтобы воспитывать юридическую культуру и помогать предотвращать грубые и нарушения прав человека в мировом масштабе.
Слово «геноцид» в научной и художественной литературе, в СМИ и интернете используют настолько часто, что «замыливается» его смысл. В настоящее время наблюдается "понятийный кризис" в определении термина "геноцид". Некоторые люди отождествляют его только с физическим уничтожением, в то время как другие включают в это определение закрытие национальных школ и театров с целью уничтожения идентичности определенного народа. Этот всплеск заявлений связан с российско-украинским конфликтом. В настоящее время ученые вводят новые термины, такие как «политицид», «самогеноцид», «этническая чистка», «демоцид» и «этноцид». Юрист Рафаэль Лемкин начал детально исследовать геноцид как социальное явление задолго до событий 40х годов прошлого столетия. Он изучал события 1915 года в Османской империи и сделал первые выводы. Стоит отметить, что геноцид зародился задолго до того, как его начали исследовать [5, c.152].
Насаждение русофобии – одна из главных задач, стоящих перед информационной войной против России в настоящее время. Русофобия представляет собой вид ксенофобии, характеризующийся негативным или враждебным отношением к русским, России, ее культуре, языку и религии. В настоящее время проявления русофобии включают в себя массовые убийства мирных граждан, в основном русских и русскоязычных, в Юго-Восточной части Украины, включая циничное массовое убийство в Одессе 2 мая 2014 года. Также осуществляется демонизация России и ее президента В.В. Путина, постоянные оскорбления в СМИ России, русских как народа, и российских руководителей. Насильственная украинизация традиционно русских и русскоязычных территорий Украины, включая попытки лишить жителей русских регионов родного языка, также является проявлением русофобии. Кроме того, нацистские преступники-бандеровцы оправдываются и возвеличиваются.
В Украине запрещены русские телеканалы и прокат фильмов на русском языке. В то же время, в учебниках истории Украины насаждены ложные представления о России и русской культуре, создавая ложный образ «русского врага».
В 2014 году уголовное дело о геноциде русскоязычного населения на Юго-Востоке Украины было возбуждено Следственным комитетом России в сентябре. А. Караулов считает, что в 2014 году на Украине были совершены акты геноцида, начиная с апреля того же года. По словам автора, политические и военные руководители Украины отдавали приказы на полное уничтожение русскоязычных граждан, что привело к гибели не менее 2,5 тысяч мирных жителей, разрушению более 500 жилых домов, больниц и школ, а также к тому, что более 300 тысяч жителей вынуждены были покинуть свои дома, опасаясь за свою жизнь и здоровье [24, c.35]. Несмотря на это, на международном уровне действия, которые были квалифицированы как акт геноцида, до сих пор не признаны.
В современном мире, где существует ООН и международные нормативно-правовые акты, мы все еще сталкиваемся с массовым физическим и моральным уничтожением людей в центре Европы. Это нездоровое явление, которое не должно иметь место в XXI веке. Несмотря на то, что существуют меры наказания и механизмы привлечения к ответственности, это не останавливает нас от поиска решений для прекращения таких событий.
Поэтому тема данной магистерской диссертации является крайне актуальной и требует более детального изучения. Мы должны понимать причины и механизмы, которые приводят к таким событиям, чтобы разработать эффективные стратегии предотвращения и решения проблемы.
Важно понимать, что массовое уничтожение людей не только угрожает жизням многих невинных людей, но и подрывает основы нашей морали и этики. Если мы не будем действовать сейчас, то будущее может быть еще более затемненным. Поэтому необходимо срочно действовать и искать пути решения этой проблемы.
Целью исследования стало формирование толерантного сознания, исторического мышления и культуры памяти обучающихся и педагогов на примере уроков Холокоста и геноцида в системе общего и профессионального образования.
Степень научной разработанности темы. Теоретической основой появления международно-правовой нормы о геноциде стали результаты исследований Р. Лемкина (Raphael Lemkin) [6]. Монографическое исследование данного преступления и преступлений против человечности было проведено М. Н. Андрюхиным [13], Ю. Г. Барсеговым [18], А. Г. Кибальником[43], А. И. Полтораком [61], Ю. А. Решетовом [69] и другими, работы которых касались вопросов ответственности за преступление геноцида, борьбы с международными преступлениями против мира и безопасности и основ их наказуемости. По указанной теме написано большое количество статей. Наибольший вклад в изучение геноцида и холокоста внесли такие учёные-теоретики, как: Хомизури Г.П., Арустамян Р.А., Бауман З. Манов Б. Г., Москалев Г. Л., Мошенская Н. В., Сухарев А. Я. и многие другие авторы.
Исходя из вышесказанного следует поставить следующие задачи:
1. Исследование вопроса возникновения и генезиса понятия «геноцид»;
2. Исследование исторических фактов и документов, связанных с Холокостом и геноцидом, с целью более глубокого понимания причин и последствий этих событий.
3. Анализ основных этапов исторического развития системы международно-правовых норм предусматривающих ответственность за преступление геноцида;
4. Выявление основополагающих элементов системы предупреждения преступления геноцида;
5. Сформировать ценностное отношение к окружающей действительности, формировать собственное мнение к событиям прошлого и современности;
6. Раскрыть взаимосвязь геноцида и его изучения в системе общего и профессионального образования;
7. Анализ различных методов преподавания темы Холокоста и геноцида в школьной программе и выявление наиболее эффективных методов для достижения образовательных целей.
Предмет исследования: правовое и историческое освещение Холокоста и геноцида в контексте образования, включая юридические аспекты, исторические факты, международное право и международные стандарты прав человека.
Объект исследования: образовательная система, включая школьную и профессиональную образовательную программу, и методы, используемые при изучении темы Холокоста и геноцида, а также студенты, ученики и воспитанники, которые получают такое обучение.
Методология исследования базируется на диалектико-материалистическом методе познания действительности. Использованы общенаучные и частные методы исследования, в том числе, сравнительно-правовой, конкретно-исторический, историко-генетический, хронологический.
Нормативная база исследования состоит из: резолюции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, принятая на второй части I сессии Генеральной Ассамблеи ООН (23 октября - 15 декабря 1946 г.), Женевской конвенции об обращении с военнопленными от 27 июня 1929 г., конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г., Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948г., конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него от 9 декабря 1948г. и др.
Таким образом, историко-правовая характеристика Холокоста и геноцида представляет собой важнейший объект изучения в системе общего и профессионального образования. В ходе исследования была разработана методика изучения, в основу которой были положены исторические и правовые аспекты данной проблемы. Методика была апробирована на практике, что показало ее эффективность и практическую применимость. Результаты данного исследования могут быть использованы в процессе формирования образовательных программ и учебных материалов, а также при проведении научно-исследовательской работы в данной области. Особое значение данного исследования заключается в том, что оно помогает более глубоко понять причины и последствия Холокоста и геноцида, а также привлечь внимание широкой общественности к проблеме сохранения памяти о трагических событиях прошлого.
Также следует отметить, что развитие системы образования, в том числе и изучение проблематики Холокоста и геноцида, помогает предотвратить повторение подобных трагических событий в будущем. Образование играет важную роль в формировании моральных ценностей и убеждений, а также способствует развитию уважения к правам человека и принципам демократии, что в свою очередь, является гарантией защиты прав и свобод всех людей во всем мире. В целом, историко-правовая характеристика Холокоста и геноцида необходима для достижения глубокого понимания проблем и вызовов, перед которыми стоит человечество. Изучение данной тематики помогает сохранять историческую память, формировать уважение к различиям культур и наций, а также создавать основу для мирного сосуществования всех людей на нашей планете.
1. В процессе изучения и исследования полученного материала в работе была выполнена цель исследования - формирование толерантного сознания, исторического мышления и культуры памяти обучающихся и педагогов на примере уроков Холокоста и геноцида в системе общего и профессионального образования. Также были решены следующие задачи: Исследование вопроса возникновения и генезиса понятия «геноцид»;
2. Исследование исторических фактов и документов, связанных с Холокостом и геноцидом, с целью более глубокого понимания причин и последствий этих событий.
3. Анализ основных этапов исторического развития системы международно-правовых норм предусматривающих ответственность за преступление геноцида;
4. Выявление основополагающих элементов системы предупреждения преступления геноцида;
5. Сформировать ценностное отношение к окружающей действительности, формировать собственное мнение к событиям прошлого и современности;
6. Раскрыть взаимосвязь геноцида и его изучения в системе общего и профессионального образования;
7. Анализ различных методов преподавания темы Холокоста и геноцида в школьной программе и выявление наиболее эффективных методов для достижения образовательных целей.
Также следует отметить, что развитие системы образования, в том числе и изучение проблематики Холокоста и геноцида, помогает предотвратить повторение подобных трагических событий в будущем. Образование играет важную роль в формировании моральных ценностей и убеждений, а также способствует развитию уважения к правам человека и принципам демократии, что в свою очередь, является гарантией защиты прав и свобод всех людей во всем мире. В целом, историко-правовая характеристика Холокоста и геноцида необходима для достижения глубокого понимания проблем и вызовов, перед которыми стоит человечество. Изучение данной тематики помогает сохранять историческую память, формировать уважение к различиям культур и наций, а также создавать основу для мирного сосуществования всех людей на нашей планете.
1. В процессе изучения и исследования полученного материала в работе была выполнена цель исследования - формирование толерантного сознания, исторического мышления и культуры памяти обучающихся и педагогов на примере уроков Холокоста и геноцида в системе общего и профессионального образования. Также были решены следующие задачи: Исследование вопроса возникновения и генезиса понятия «геноцид»;
2. Исследование исторических фактов и документов, связанных с Холокостом и геноцидом, с целью более глубокого понимания причин и последствий этих событий.
3. Анализ основных этапов исторического развития системы международно-правовых норм предусматривающих ответственность за преступление геноцида;
4. Выявление основополагающих элементов системы предупреждения преступления геноцида;
5. Сформировать ценностное отношение к окружающей действительности, формировать собственное мнение к событиям прошлого и современности;
6. Раскрыть взаимосвязь геноцида и его изучения в системе общего и профессионального образования;
7. Анализ различных методов преподавания темы Холокоста и геноцида в школьной программе и выявление наиболее эффективных методов для достижения образовательных целей.



