Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Диагностика и коррекция социально-психологического климата в трудовом коллективе

Работа №124343

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы111
Год сдачи2023
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
155
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Период изготовления: июль 2023 года.
ВУЗ: Московский финансово-промышленный университет «Синергия».
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Отделение челюстно-лицевой хирургии ( структурное подразделение Научно-практического Центра специализированной медицинской помощи детям г. Москва).
Выборка: 20 человек. 6 врачей (в возрасте 25 – 38 лет), 14 медсестер (в возрасте 23 - 40 лет).
Есть приложения.

Введение…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения социально-психологического климата в коллективе………………………………………6
1.1. Понятие трудового коллектива, его функции, виды, структура и стадии развития…….6
1.2. Социально-психологический климат в коллективе………………..22
1.3. Зарубежный и отечественный опыт изучения социально-психологического климата в коллективе……………………………………….32
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа, направленная на диагностику и коррекцию социально-психологического климата в трудовом коллективе (на примере работы с коллективом Научно-практического Центра специализированной медицинской помощи детям)………………………….43
2.1. Организация и методы исследования…43
2.2. Разработка плана мероприятий по улучшению социально-психологического климата в коллективе отделения ЧЛХ……45
2.3. Оценка эффективности предложенных мероприятий……………...49
Заключение………………………………………………………………..62
Литература………………………………………………………………...64
Приложения……………………………………………………………….72


Примерно треть своей жизни человек посвящает трудовой деятельности. Какой бы ни была сфера деятельности работающего человека, его окружают люди, которые составляют трудовой коллектив. Значение трудового коллектива огромно. Чаще всего человек покидает любимую работу из-за трудностей в отношениях с коллегами. И, наоборот, крепкий дружный коллектив способен удержать работника, поддержать в трудную минуту, является мощным мотивирующим фактором для сотрудника.
Одни люди трудятся на рабочем месте всю жизнь, имея всего лишь одну запись в трудовой книжке. Другие, наоборот, часто меняют место работы. Большинство людей работает на одном месте несколько лет, затем переходит в другую организацию. Одни люди расстаются без сожаления, другие сохраняют дружеские отношения на всю жизнь. В трудовых коллективах часто зарождаются дружба, любовь, преданность, уважение друг к другу.
Коллектив - это всегда формальная группа в том смысле, что взаимодействие людей происходит в рамках, определенных организа-ционных форм на основе установленных норм поведения. Для коллек¬тива всегда характерны взаимоотношения руководства и подчинения. Между организационными и личностными отношениями всегда суще¬ствует диалектическая связь. Отсутствие стремления к совместной работе разрушает любую организацию.
Формальные структурные связи становится высокоэффективны¬ми только при условии, если они дополняются соответствующими личностными взаимоотношениями. Тогда формальная и неформаль¬ная организационные структуры не противоречат, а дополняют и уси¬ливают друг друга.
Из всего многообразия определений «климат» коллектива в по-следнее время закрепляется понятие «социально-психологический климат». Это понятие характеризует коллектив как объект исследования в политическом, правовом, нравственном и т.п. отношениях.
На формирование социально-психологического климата коллекти¬ва оказывают влияние, как объективные условия, так и субъективные факторы.
Совершенствование и формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий эффективности работы организации. В тоже время, социально-психологический климат – это показатель уровня социального развития коллектива, его психологических резервов, которые влияют на более полную реализацию. В свою очередь это связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре работы организации, с совершенствованием, как условий труда, так и организации труда. Все это и объясняет социальную актуальность изучаемой нами проблемы.
В научной литературе понятие трудового коллектива, его функции, виды, структура и стадии развития рассматриваются целым рядом авторов (В.В. Верна, Х.Т. Грэхем, А.В. Дейнека, Т.Ф. Ефремова, Дж. Коул, Л.И. Лукичева, Е.Б. Моргунов, Г.В. Щекин и т.д.). Изучению проблемы развития социально-психологического климата в трудовых коллективах в настоящее уделяется большое внимание в работах различных авторов (Г.М. Андреева, Б.М. Генкин, А.И. Донцов, Г.Б. Казначевская, Б.Ф. Ломов, Т.Г. Никуленко, Б.Д. Парыгин, В.М. Шепель и др.). Отдельно в научной литературе рассматриваются особенности формирования и развития социально-психологического климата в трудовых коллективах (Л.П. Буева, Л.В. Ивановская, Дж. Колмен, Е.С. Кузьмина, Э. Кэмпбелл, А.Н. Лутошкин, Н.Н. Платонов, А.А. Русалинов, Р. Тагиури, Дж. Форхенд, В.М. Шепель, А. Н. Щербань, и др.).
Однако в настоящее время особую значимость приобретает изучение методов диагностики и коррекции социально-психологического климата в трудовом коллективе. Этот аспект изучаемой нами проблем и предопределяет ее научную актуальность.
Цель исследования – изучение и коррекция социально-психологического климата в трудовом коллективе.
Объект исследования – социально-психологический климат в трудовом коллективе.
Предмет исследования – методы диагностики и коррекции социально-психологического климата в трудовом коллективе.
Методы исследования: библиографический метод, тестирование, методы математической обработки данных, интерпретационные методы.
Гипотеза исследования: диагностика и групповая коррекция социально-психологического климата в трудовом коллективе позволяет повысить его ценностно-ориентационное единство; социально-психологический уровень развития коллектива; лояльность сотрудников к организации; сплоченность персонала.
Для подтверждения нашей гипотезы нами были использованы следующие методы:
1. Методика «Ценностно-ориентационное единство». Данная методика была разработана Л.А. Верещагиной.
2. Методика «Социально-психологический уровень развития группы» (тест «ПУЛЬСАР»).
3. Методика «Оценка лояльности сотрудника к организации» (Л. Г. Почебут и О. Е. Королева).
4. Методика выявления степени интеграции
«СПСК» (методика О. Немова).
5. Тест для определения индекса групповой сплоченности Сишора.
Эмпирическая база исследования. Отделение челюстно-лицевой хирургии является структурным подразделением Научно-практического Центра специализированной медицинской помощи детям. В отделении проводится оперативное лечение детям с пороками развития лица и ротовой полости. Отделение открылось первого февраля 2020 года как самостоятельное подразделение Центра. В исследовании участвовало 20 человек.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Темой нашего исследования являлось изучение методов диагностики и коррекция социально-психологического климата в трудовом коллективе.
Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы.
Трудовой коллектив – это динамичная социальная группа, объединенная общими интересами, целями, деятельностью, отношения в которой постоянно меняются в результате изменение ее численности, выхода и пополнения новыми сотрудниками, изменения групповой динамики взаимодействия членов коллектива между собой и руководством.
В научной литературе основаниями для классификации трудовых коллективов являются их состав, статус, характер внутренних связей, сроки существования, степень свободы участников, степень внутриколлективного разделения труда, размер коллектива и т.д.
К основным принципам управления трудового коллектива являются принцип принадлежности, восприятия, соответствия, изменения, перенастройки, общих мотивов, ориентации на цель, власти, непрерывного процесса.
Социально-психологический климат - это качественная сторона межличностных отношений, которая представляет собой совокупность психологических условий, влияющих на всестороннее развитие личности в группе и продуктивную совместную деятельность.
Структура СПК состоит из следующих элементов: отношения людей к труду и друг к другу (отношения в системе руководства и подчинения и между товарищами по работе); индекс групповой сплоченности, частота и прочность коммуникативных связей, согласие, ценностно-ориентационное единство и другие показатели.
Анализ исследований показывает, что в отечественной и зарубежной психологии социально-психологический климат в трудовых коллективах изучается в рамках диагностики групповой сплоченности, организационного климата, конфликтов в группе и т.д.
Анализ исследования также показал, что социально-психологический климат может быть изучен на основе четырех основных факторов: индивидуальная автономия; степень структурированности позиции; ориентация на вознаграждение; внимание, теплота и поддержка.
Практическая часть исследований нами была проведена на базе отделения челюстно-лицевой хирургии Научно-практического Центра специализированной медицинской помощи детям. В исследовании принимали участие 20 сотрудников отделения.
На этапе формирующего эксперимента нами была создана и апробирована тренинговая программа, целью которой стало развитие социально-психологического климата в трудовом коллективе.
Проведенное нами тестирование на констатирующем и контрольном этапе исследования показало наличие достоверных отличий между результатами тестирования на констатирующем и контрольном этапе эксперимента по всем шкалам исследования: ценностно-ориентационное единство (0,000); социально-психологический уровень развития группы (0,000); оценка лояльности сотрудника к организации (0,000); стремление к сохранению целостности группы (0,000); сплоченность (единство отношений) (0,000); контактность (личные взаимоотношения) (0,000); открытость (0,000); организованность (0,000); информированность (0,000); ответственность (0,000); индекс групповой сплоченности (0,000).
Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что диагностика и групповая коррекция социально-психологического климата в трудовом коллективе позволяет повысить его ценностно-ориентационное единство; социально-психологический уровень развития коллектива; лояльность сотрудников к организации; сплоченность персонала.
В заключение следует отметить, что исследуемая нами тема требует своего дальнейшего теоретического и практического изучения.



1. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов / В.С. Агеев. // Вопросы психологии. – 2017. – №2. – С. 152-157.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений/Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 365 с.
3. Афанасьева Л.А. Оценка социально-психологического климата в коллективе организации// Основы ЭУП. 2021. №1 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-sotsialno-psihologicheskogo-klimata-v-kollektive-organizatsii (дата обращения: 27.04.2022).
4. Балашов А.П. Основы менеджмента. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2019. - 288 c.
5. Беляцкий Н.П. Управление персоналом. – Мн.: Интерпрес-сервис, 2013. – 294 с.
6. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: - Мысль,2013.-340 с.
7. Борисов В.Н. Социально- психологический тренинг межличностного общения. - Домодедово: РИПК МВД РФ, 2016.- 117 с.
8. Будаева Э. В.успеха Влияние социально-психологического климата на межличностные отношения в трудовом коллективе / Э. В. Будаева // Вестник БГУ. 2015. №6. С. 123.
9. Верна, В.В. Управление персоналом организации как основополагающий фактор ее устойчивого развития / В.В. Верна // Успехи современной науки. – 2017. – № 1. – С. 171-173.
10. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 2012.- 498 с.
11. Генкин Б.М. Основы управления персоналом. - М.: Высшая школа, 2016, 231 с.
12. Голивцова Н.Н. Основы профессиональной деятельности: учебное пособие / СПбГТУРП. – СПб., 2015.-75 с.
13. Грэхем X.T. Управление человеческими ресурсами [Текст]/ Грэхем X.T., Беннетт Р. //перевод с англ. под редакцией Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина. М.: ЮНИТИ, 2013. - 598 с.
14. Дейнека, А.В. Управление персоналом/ А. В. Дейнека. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 292 с.
15. Донцов А.И., Психология коллектива. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2017. - 208 с.
16. Евтихов О.В. Психология управления персоналом: теория и практика. – СПб.: Речь, 2018. – 319 с.
17. Евтихов О. В. Психология управления персоналом: теория и практика. – СПб.: Речь, 2016. – 288 с.
18. Егорова Л. С. Управление социально-психологическим климатом на предприятиях / Л.С. Егорова, Н.Ю. Челнокова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2018. № 2. С. 161-168.
19. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: Св. 136000 словар. ст., ок. 250000 семант. единиц: [В 2 т.] / Т. Ф. Ефремова. - М.: Рус. яз., 2000. - 27 см. - (Библиотека словарей русского языка: А). Т. 2: П - Я. - 1084 с.
20. Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Технология управления персоналом. – М; Экзамен, 2019. – 212 с.
21. Зайцев А.К. Социально-трудовой конфликт – это норма. // Социологические исследования. – 2016. – № 8. C. 63-67.
22. Иванова Ю.Д. К вопросу о влиянии социально-психологического климата на работоспособность сотрудников многофункциональных центров // Инновационная наука. 2020. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-vliyanii-sotsialno-psihologicheskogo-klimata-na-rabotosposobnost-sotrudnikov-mnogofunktsionalnyh-tsentrov (дата обращения: 27.04.2022).
23. Ивановская, Л.В. Стратегическое управление персоналом [Текст]/ Л.В. Ивановская. – М., ИНФРА-М, 2020. - 142 с.
24. Казмиренко В.П. Социальная психология организаций: моногр. / В.П. Казмиренко. – М.: Наука, 2019. – 384 с.
25. Капитонов Э.А., Зинченко Г.П., Капитонов А.Э. Корпоративная культура: теория и практика. - М.: Альфа-Пресс, 2015. - 352 с.
26. Касаткина Н. С., Аксенова И. С. Формирование благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 10.С. 84–91.
27. Ковалев С.А. Социально-психологический климат и эффективность командной работы // StudNet. 2020. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskiy-klimat-i-effektivnost-komandnoy-raboty (дата обращения: 27.04.2022).
28. Козлов В.В. Корпоративная культура. – М.: Альфа–Пресс, 2012. – 304 с.
29. Корпоративная культура: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Т.А. Лапина. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2015. – 96 с.
30. Корпоративная культура и управление персоналом туристской организации: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 43.04.02 Туризм (направленность (профиль) программы «Технологии международного и внутреннего туризма»)/ [авт.-сост. А.А. Антонова]; под ред. Е.З. Герчиковой. – Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. – 64 с.
31. Корпорации: управление культурой. Моногр./ Под ред. А.Е. Воронковой.- Дрогобич: Вимир, 2016.- 376 с.
32. Коул Дж. Управление персоналом в современной организации / Пер. с англ. – М.: ООО «Вершина», 2014. – 352 с.
33. Куприн А.А. Влияние социально-психологического климата организации на адаптационные процессы/ А.А. Куприн// Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2009. № 2. С. 167-171.
34. Куприянчук, Е.В. Управление персоналом [Текст] / Е.В. Куприянчук. - М.: Инфра-М, 2013. - 256 с.
35. Левин, К. Разрешение социальных конфликтов Текст. / пер. с англ. / К. Левин. — СПб.: Речь, 2020. 407 с.
36. Лукичева, Л.И. Управление персоналом/ Л.И. Лукичева. – М.: Омега-Л, 2021. – 272 с.
37. Лутошкин, А.Н. Как вести за собой / А.Н. Лутошкин. - М.: Инфра-М, 2016. - 65 c.
38. Мансуров Н. С. Морально-психологический климат и его изучение. М., 2004. - 235 с.
39. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. — М.: Когито-Центр, 2011.; Обозов Н.Н. Социально-психологический тренинг - СПб. ЛНПП «Облик», 2012. - 23 с.
40. Машукова, Н. Человеческий фактор на весах экономики: В чем суть концепции национальной системы управления качеством рабочей силы / Н. Машукова. - М., 2010. - С. 16-22.
41. Мишурова А.В. Корпоративное управление: Учебное пособие / И. В. Ми¬шурова, Е. А. Панфилова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Академцентр, 2012. — 528 с.
42. Монди Уэйн Р., Роберт М. Ноу, Шейн Р. Премо Управление персоналом / Пер. с англ. – СПб.: Издательский дом «Нева», 2014. – 640 с.
43. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение [Текст]/ Е.Б. Моргунов. - М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2015. 550 с.
44. Морено Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова, под ред. Золотовицкого Р. А. — М.: «Академический проект», 2001.
45. Наговицына А.А. Социально-психологический климат педагогического коллектива // Вестник магистратуры. 2012. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskiy-klimat-pedagogicheskogo-kollektiva (дата обращения: 27.04.2022).
46. Неймер, Ю. Л. Социально — психологический климат коллектива. – М.: Идея-пресс, 2020. –88 с.
47. Нестерук М. Корпоративная культура и имидж отеля / М.Нестерук // Пять звезд. – 2016. -. №7. - С.18-19.
48. Нетребко Е.Э. Влияние индивидуально-психологических качеств и стиля руководителя на морально-психологический климат в коллективе // Общество и право. 2015. №1 - 290 с.
49. Оганесян, И.А. Управление персоналом организации [Текст] / И.А. Оганесян. – Москва, 2016. – 152 с.
50. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] : около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов. - [27-е изд., испр.]. - Санкт-Петербург: Ленинградское изд-во, 2012. – 1357 с.
51. Парыгин, Б.Д. Социальная психология: Проблемы методологии, история и теория, СПб.: ИГУП, 2019. – 592 с.
52. Персикова Т.Н. Корпоративная культура: учебник. – М.: Логос, 2012. – 288 с.
53. Платонов, Ю.П. Психологические феномены поведения персонала в группах и организациях [Текст] / Ю.П. Платонов. – М.: Речь, 2015. – 196с.
54. Розанова В.А. Психология управления. – М.: Альфа-Пресс, 2018. – 384 с.
55. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. — СПб.: Речь, 2012. 244 с.
56. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании. - М.: ООО «Журнал управление персоналом», 2013.- 456 с.
57. Сотникова, С.И. Управление карьерой [Текст]: учебное пособие / С.И. Сотникова. - М.: Инфра-М, 2001. – 57 с.
58. Татьянина С.С. Влияние социально-психологического климата на мотивацию персонала// Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №11-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sotsialno-psihologicheskogo-klimata-na-motivatsiyu-personala (дата обращения: 27.04.2022).
59. Травин В. В. Основы кадрового менеджмента / В. В. Травин, В. А. Дят¬лов. - М.: Дело, 2018. - 336 с.
60. Управление персоналом / под ред. Б. Ю. Сербиновского, С. И. Самыгина. -М.: Приор, 2019.-432 с.
61. Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред.А.Я. Кибанова. – 4 – изд., доп.и перераб. –М.: ИНФРА – М, 2014.- 695с.
62. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / Д. Н. Ушаков. - Москва: Альта-Принт: Дом. XXI век, 2008. – 510 с.
63. Ханова З.Г., Позина М.Б., Беликов А.Д. Влияние организационной культуры на социально-психологический климат организации// НАУ. 2021. №71-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-organizatsionnoy-kultury-na-sotsialno-psihologicheskiy-klimat-organizatsii (дата обращения: 27.04.2022).
64. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М.: ЗАО «Бизнес – школа «Интел – Синтез»», 2012. – 345 с.
65. Шепель, В.М. «Социологические и психолого-педагогические основы хозяйственного руководства химическими предприятиями» [Текст] /В.М. Шепель. - М., 2015. – 191с.
66. Щекин, Г.В. Теория и практика управления персоналом. – Киев: МАУП, 2015. – 280 с.
67. Argyris, С. Personality and Organization /С. Argyris. New York: Harper & Bros., 2017. 320 р.
68. Beal, D. J., Cohen, R. R., Burke, M. J., & McLendon, C. L. Cohesion and performance in groups: A meta-analytic clarification of construct relations. Journal of Applied Psychology, 2013, 88, 989–1004.
69. Burke W. W., Litwin G. H. A Causal Model of Organizational Performance and Change // Journal of Management. 2021. Vol. 18. No 3. P. 523–545.
70. Coleman J. S., Campbell E. Q., Hobson C. F., McPartland J., Mood A. M. (2016) Equality of Educational Opportunity (Summary Report). Washington: U. S. Dept. of Health, Education, and Welfare, Office of Education. P. 12.
71. Forehand G. A., Gilmer B. (2014) Environmental Variation in Studies of Organizational Behavior // Psychological Bulletin. Vol. 62. No 6. P. 361–382.
72. Gersick, C. J. G. Revolutionary change theories: A multilevel exploration of the punctuated equilibrium paradigm. Academy of Management Review, 2021, 16, 10–36.
73. Hellriegel, D., and J.W. Slocum, Jr. Organizational Behavior. 10th ed. Thomson South-Western, 2014. 256 p.
74. Johannesson, R. Some problems in the measurement of organizational climate / R. Johannesson. Organiz. Behav. and Hum. Perfor., 2013. - V. 10.
75. Karriker, J. H. Cyclical group development and interaction-based leadership emergence in autonomous teams: An integrated model// Journal of Leadership & Organizational Studies, 2015. 11, 54–64.
76. Katz, D., and R. Kahn. The Social Psychology of Organizations. 2nd ed. New York: John Wiley & Sons, 2018, 196 p.
77. Kreft I. G. (1993) Using Multilevel Analysis to Assess School Effectiveness: A Study of Dutch Secondary Schools // Sociology of Education. Vol. 66. No 2. P. 104–129.
78. Lawrence P., Lorsch J. Organization and environment. Cambridge, MA: Harvard UniversityPress, 2017.
79. Litwin, G.H., Stringer, R.A. (2018). Motivation and Organization Climate. Cambridge, Harvard University Press.
80. Robbins, S.P. Essentials of Organizational Behavior. Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall, 2017. 124 p.
81. Schneider В. , brief A. , Guzzo R. creating a climate and culture for sustainable organizational change // organizational dynamics. N. Y. , 2016. Vol. 24, n 4. P. 7-19.
82. Tagiuri R. (2018) The Concept of Organizational Climate // R. Tagiuri, G. H. Litwin (eds) Organizational Climate: Explorations of a Concept. Boston: Division of Research, Graduate School of Business Administration, Harvard University. P. 11–32.
83. Tuckman B.W. Developmental sequence in small croups//Psychological Bulletin. - 2015, Vol. 63, No. 6, 384-399.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ