ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 5
1.1. Экономическое содержание государственного долга 5
1.2. Государство как гарант и кредитор 10
1.3. Методы управление государственным долгом 16
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26
2.1. Причины возникновения государственного долга Российской Федерации 26
2.2. Структурно-динамический анализ государственного долга РФ 36
2.3. Анализ обслуживания и современное состояние государственного внешнего долга Российской Федерации 44
2.4. Анализ обслуживания и современное состояние государственного внутреннего долга Российской Федерации 51
3. ПЕРСПЕКТИВЫ СОКРАЩЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 63
3.1. Перспективы или ожидаемая динамика государственного долга Российской Федерации 63
3.2. Пути и методы сокращения государственного долга Российской Федерации 69
3.3. Социально-экономическое значение государственного долга Российской Федерации 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 89
Государственные заимствования уже четыре века помогают правительствам России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли особенно большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине девятнадцатого века, в начале двадцатого столетия они обеспечили финансирование военных расходов.
После аннулирования государственного долга дореволюционной России в 1918г. советскому правительству в годы новой экономической политики (НЭПа) с трудом удалось восстановить функционирование рынка государственных заимствований. Займы успешно работали на благо финансовой стабилизации экономического роста. Однако в конце двадцатых годов был осуществлен переход к размещению государственных займов по подписке среди населения. Займы стали массовыми и по существу принудительными. Это привело к катастрофическому росту государственного долга. В 1957г. правительство было вынуждено прибегнуть к замораживанию долговых обязательств государств. После этого в стране обращался только один трехпроцентный выигрышный заем. Его облигации продавались и покупались сберкассами по централизованно устанавливаемым ценам.
С переходом к формированию основ рыночной экономики в начале 90х годов Россия столкнулась с отсутствием отечественного опыта по организации и ведению государственных долговых операций, адекватной работы в условиях свободного рынка. В связи с этим пришлось фактически заново готовить специалистов, одновременно обращаясь к традициям прошлого и опыту развитых стран с рыночной экономикой.
Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, его регулированием, с выбором правильной долговой политики до сих пор достаточно актуальны. Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований очень сильно изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить ситуацию возможно только лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт.
Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга, изучение его современного состояния и социально - экономического значения, анализ перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации.
Цель работы потребовала решения следующих задач:
• отражение экономического содержания государственного долга;
• рассмотрение государства в качестве гаранта и кредитора;
• рассмотрение понятия и метода управления государственным долгом;
• анализ причин возникновения государственного долга Российской Федерации;
• анализ обслуживания государственного долга Российской Федерации и его современного состояния;
• отражение перспектив сокращения государственного долга России и его социально-экономического значения.
В рамках решения вышеперечисленных задач были использованы следующие материалы: Бюджетный Кодекс Российской Федерации,
Федеральный бюджет Российской Федерации на 2015-2017гг., учебные пособия по государственному долгу, материалы периодической печати, информация с сайтов Минфина и Министерства экономического развития Российской Федерации.
Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных операций в сфере государственного кредита. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. Государственный долг может быть представлен также как общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных государственных займов и не выплаченных по ним процентов.
Превышение расходов государственного бюджета над его доходами составляет бюджетный дефицит. Если же доходы государства превышают его расходы, то их разница составляет положительное сальдо бюджета, или профицит. Непосредственным итогом бюджетных дефицитов является их накопленная сумма-государственный долг. Обслуживание государственного долга-это выплата процентов по нему и выплаты основной суммы долга. Обслуживание долга-одна из форм расходов государственного бюджета, и поэтому оно существенно влияет на размер текущего дефицита. Дефицит бюджета без учета расходов по обслуживанию государственного долга называется первичным дефицитом.
Таким образом, бюджетный дефицит является важнейшим обобщающим показателем бюджетно-налоговой политики в краткосрочном периоде, а государственный долг-в долгосрочном периоде.
Абсолютный размер дефицита и долга связан с масштабом экономики страны, поэтому для описания бюджетно-налоговой ситуации используются относительные величины-отношение бюджетного дефицита и государственного долга к объему ВВП.
Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается полностью выплачивать проценты и в срок погашать государственные займы. Поэтому развивается тенденция самовоспроизводства внешней задолженности, когда все больше новых заимствований используется на обслуживание старых долгов.
Существует три основных способа финансирования дефицита бюджета в экономике рыночного типа: монетизация дефицита, внешнее и внутреннее долговое финансирование. Кроме того, мировая практика регулирования бюджетного дефицита в качестве одного из методов решения данной проблемы предлагает увеличение доходной или снижение расходной частей бюджета.
Различают внутренний и внешний государственный долг. Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ внешний долг-это обязательства, возникающие в иностранной валюте, внутренний долг-обязательства, возникающие в валюте РФ.
Дефицит федерального бюджета России в последние годы покрывался в основном за счет внешних заимствований. В настоящее время внешний долг России складывается из кредитов Парижского и Лондонского клубов кредиторов, кредитов СССР по двусторонним соглашениям, кредитов, выданных России с 1992 г. по двусторонним соглашениям, кредитов международных финансовых организаций - Международного валютного фонда (МВФ) и Мирового банка (МБ), рыночных займов России (еврооблигаций). На мировом рынке также обращается часть внутреннего долга России, оформленного в валютных облигациях Минфина (ОВВЗ). Часто они включаются в объем внешнего долга России, особенно в исследованиях зарубежных экономистов.
Государственный внутренний долг России разбит на две категории: долговые обязательства правительства и целевые долговые обязательства. Внутренний долг классифицируется по инструментальному и институциональному признаку. Внутренние долговые обязательства можно классифицировать на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности.
Рыночные внутренние долговые обязательства можно включают в себя: краткосрочные-государственные краткосрочные облигации (ГКО); казначейские обязательства (КО); облигации банка России (ОБР); среднесрочные - облигации федеральных займов с переменными и постоянными купонами (ОФЗ); облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ); облигации золотого федерального займа (ОЗФЗ); к долгосрочным некоторые экономисты относят облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ Внешэкономбанка). К нерыночным относятся: векселя Министерства финансов, задолженность Центробанку и так далее.
Существует точка зрения, согласно которой политика накопления государственного долга российским правительством в 1993-1998 гг. отождествляется с реализацией схемы «финансовой пирамиды». Хотя проведенный анализ показал, что это не так, все же очевидно, что выпуск краткосрочных валютных обязательств является самой невыгодной и самой рискованной стратегией управления государственным долгом.
Все меньшую значимость имеет деление государственного долга на внутренний и внешний. Взаимосвязь и взаимозависимость внешнего и внутреннего долга предопределяется общностью назначения привлекаемых государством заимствований.
Под управлением государственным долгом в теории финансов понимается «совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг».
В соответствии с действующим Бюджетным кодексом РФ «управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации».
Основная цель политики, проводимой в настоящий момент правительством РФ в области управления внешней задолженностью, состоит в упорядочении отношений с внешними кредиторами бывшего СССР и установлении новых графиков платежей по его долгам с учетом реальных возможностей обслуживания этих обязательств.
В отношении внутреннего долга стратегия федерального правительства состоит в реструктуризации задолженности в сторону повышения доли среднесрочных обязательств, снижения доходности государственных ценных бумаг при сохранении их привлекательности.
Существует большое количество методов решения проблемы государственного долга. К ним относятся как бюджетно-экспортные, так и финансово-технические. Бюджетно-экспортные методы являются долгосрочными и связывают решение проблемы, например, внешнего долга, с увеличением торгового баланса страны, а также увеличением ВВП и государственного бюджета.
Технические же методы-краткосрочные, и позволяют решить проблему путем улучшения условий заимствования, уменьшения общей суммы долга, изменения временной структуры платежей. Родионова В.М. выделяет следующие основные финансово-технические методы управления государственным долгом: консолидацию, конверсию, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочку погашения и аннулирование займов.
В плане оптимизации внешнего долга именно реструктуризация, по мнению большинства экономистов, является оптимальным инструментом.
Вообще существует несколько вариантов решения проблемы внешнего долга России. Однако главная задача, особенно учитывая более отдаленную перспективу, заключается в мобилизации собственных усилий по подъему российской экономики. Речь идет о реализации политики, направленной на увеличение государственных доходов и сокращение его расходов в целом, расширение и диверсификацию экспортного потенциала, рационализацию импорта, повышение эффективности использования внешних кредитов и т.п.
Если Соединенные Штаты Америки расширят свои санкции и запретят американцам покупать российские облигации, стоимость государственного долга РФ увеличится на 50-150 пунктов. А вот у Центробанка на этот счет иное мнение. Центробанк считает, что после резкого скачка прибыльность бондов стабилизуется, и рост стоимости заимствований составит всего 30-40 пунктов.
В настоящий момент времени Министерство финансов США обдумывает так называемую «крайнюю меру» во взаимоотношениях между двумя государствами. О ней впервые заговорили в прошлом году, когда появились слухи о вмешательстве РФ в выборы американского президента.
По мнению известного экономиста В. Миклашевского, из-за обсуждаемых сейчас санкций, если они все-таки будут введены, не только американцы, но и другие заграничные вкладчики откажутся покупать гособлигации Российской Федерации, из-за чего обслуживание заимствований для нашей страны может возрасти в разы - более чем на 200 пунктов. Эксперт считает, что это серьезный «психологический барьер», который давит на финансовый рынок.
За период с 2014, когда были введены первые международные санкции против России, и по сегодняшний день отечественные компании уже успели адаптироваться к новым условиям деятельности. Они попросту сократили свои расходы и начали выкупать уже существующие обязательства. Что касается государственного долга, то на него эти ограничения не распространяются.
По мнению аналитиков, благодаря выпуску государственных облигаций пока удается покрыть большую часть бюджетного дефицита (ожидается, что в этом году он составит 2% от общего размера ВВП). Так как в последнее время стоимость нефти продолжает расти, резервные фонды пополняются, и власти надеются к 2020-му году полностью сбалансировать государственный бюджет.
Чиновник Минфина В. Колычев в начале ноября сказал, что обслуживание федеральным бюджетом госдолга подорожает, но совсем незначительно. Даже если будут введены новые санкции, что повлечет за собой увеличение ставок ОФЗ, это не принесет серьезных последствий, так как правительство предусмотрело такой вариант развития событий.
В свою очередь Центробанк заверил, что наличие у банковского сектора спроса на ОФЗ позволит избежать отрицательного влияния новых санкций.
Облигациям с погашением в 2027-м году удалось отыграть часть потерь, 27 ноября их ставка составила 7,6%. Если заявленный экономистами рост в 150 пунктов станет реальностью, цена заимствований достигнет отметки мая 2016го. Подорожание на 40 пунктов, о котором говорят в ЦБ, приблизит доходность к семимесячному максимуму.
Согласно прогнозам если санкции будут расширены, стоимость заимствований возрастет в пределах 120-ти пунктов, и внутренний спрос возместит не более 70-ти процентов потерь, вызванных оттоком инвесторов- нерезидентов. Моё мнение, что первая волна распродаж будет особенно массовой, однако если руководство страны ужесточит бюджетную политику, наиболее плачевных для экономики последствий удастся избежать.
Таким образом хочется отметить то, что государственный долг можно сократить не смотря на санкционную политику иностранных государств если придерживаться четких целей государственной политики и увеличения ВВП и экспорта своей продукции.
На примере современной стратегии Правительства Российской Федерации, можно сказать о правильности решений при ее выборе. Можно наблюдать первые ее результаты, такие как погашение основных внешних задолженностей перед мировыми кредитными организациями (это было возможно, в первую очередь, за счет создания стабилизационного фонда страны), что позволило в последующие годы больше средств тратить на социально значимые объекты и направления. Реализация социальных программ в области образования, здравоохранения, решения жилищного вопроса позволила после долгих лет забвения, наконец улучшить положение в этих важных сферах социальной жизни общества.
1. Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах (млн. руб.) на 1 августа 2017 года Министерство финансов. 2017. https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public debt/internal/
2. Мукабенова А.В. Управление государственным долгом: проблемы и возможности // Молодой ученый. 2013. № 6. С. 381-382.
3. О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов: федер. закон от 02.12.2013 № 349-ФЗ (ред. от 26.12.2014). http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 155198/
4. О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: федер. закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ (последняя редакция). http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 171692/
5. О федеральном бюджете на 2016 год: федер. закон от 14.12.2015 № 359-ФЗ (ред. от 22.11.2016). http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 190535/
6. О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов: федер. закон от 19.12.2016 № 415-ФЗ. http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 209150/
7. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2017 года // Министерство финансов. 2017. 21 июня. https: //www. minfin. ru/ru/perfomance/public debt/external/structure/#ixzz4 g P8LwS8e
8. Чернецов С.А. Финансы, денежное обращение и кредит : учебное пособие. - М. : Магистр, 2013. - 528с.
9. Алисенов А.С. Международные стандарты финансовой отчетности: учебники практикум.- М.: Юрайт, 2016.- 360 с. - Бабаев Ю.А. Петрова А.М. Международные стандарты финансовой отчетности: электронный учебник.- М.: КоРус, 2015.- 777с.
10. Михайленко М.Н. Финансовые рынки и институты: учебник для бакалавров / М.М.Михайленко; под ред. А.Н.Жилкиной. - М. : Юрайт, 2014. - 303с.
11. Финансовые рынки и финансово - кредитные институты : учебное пособие / под ред.Г.Белоглазовой, Л.Кроливецкой. - СПб : Питер, 2013. - 384с.
12. Михайленко М.Н. Финансовые рынки и институты: учебник и практикум / М.Н. Михайленко; под ред. А.Н. Жилкиной. 2015. - 303с.
13. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Н.Г. Ивановой.- 3-е изд., перераб. и доп. 2015.- 523 с.
14. Финансы: учебник и практикум / под ред. Л.А. Чаадаевой. 2015.429 с.
15. Финансы организаций (предприятий) : учебник / под ред. Н.Колчиной. - 5-е изд.перераб.и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 407с.
...