Проблема международного терроризма в общественно-политическом дискурсе ФРГ (2001-2017)
|
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты феномена международного терроризма 7
1. 1 Сравнительный анализ восприятия международного терроризма в различных парадигмах теории международных отношений 12
1.2 Проблема терроризма в современной немецкой философии и социологии 18
Глава 2. Содержание государственного подхода ФРГ к борьбе с международным терроризмом
2.1 Анти-террористическое измерение в основополагающих документах ФРГ по вопросам внешней политики 27
2.2 Основные аспекты противодействия террористической проблеме на уровне внутреннего законодательства 32
Глава 3. Практические усилия ФРГ в области борьбы с международным терроризмом
3.1 Использование Бундесвера для борьбы с международным терроризмом 39
3.2 Актуальные проблемы и возможности дальнейшего совершенствования политики ФРГ в сфере борьбы с международным терроризмом 48
Заключение 59
Список источников и литературы…………………
Глава 1. Теоретические аспекты феномена международного терроризма 7
1. 1 Сравнительный анализ восприятия международного терроризма в различных парадигмах теории международных отношений 12
1.2 Проблема терроризма в современной немецкой философии и социологии 18
Глава 2. Содержание государственного подхода ФРГ к борьбе с международным терроризмом
2.1 Анти-террористическое измерение в основополагающих документах ФРГ по вопросам внешней политики 27
2.2 Основные аспекты противодействия террористической проблеме на уровне внутреннего законодательства 32
Глава 3. Практические усилия ФРГ в области борьбы с международным терроризмом
3.1 Использование Бундесвера для борьбы с международным терроризмом 39
3.2 Актуальные проблемы и возможности дальнейшего совершенствования политики ФРГ в сфере борьбы с международным терроризмом 48
Заключение 59
Список источников и литературы…………………
Терроризм – это крупнейшая проблема современного мира. Приобретая глобальный характер, он становится мощнейшим очагом воздействия на международную и национальную безопасность. Терроризм перестает носить локальный или временный характер, подразумевающий угон самолетов отдельными группировками или единичный случай взрыва, проведенный радикальным исламистом в какой-либо стране. Он становится гигантской системой со своей структурой, подразделениями, методами финансирования преступлений, большим количеством приверженцев своей идеологии. Акты терроризма наносят ущерб международной правовой системе и уничтожают любые человеческие ценности. Террористические организации проводят теракты по всему миру, разрушают дома мирных и ни в чем неповинных людей, убивают их семьи и разрушают памятники культуры.
С возникновением в 2016 году непризнанного во всем мире Исламского Государства произошло создание первого в мире арабо-мусульманского халифата. Террористическая организация перестала быть лишь структурой, осуществляющей теракты: она заявила о своих амбициях на территориальное закрепление своей власти. Теперь это псевдо-государство с самопровозглашенным халифом Абу Бакром Аль-Багдади, со своими подконтрольными территориями и законами, действующими на них, а также административной структурой.
По причине развития террористических организаций и формирования более масштабных структур, претендующих на звание государства, различные страны в настоящее время стремятся к немедленному устранению угрозы. Они формируют международные анти-террористические стратегии, внедряют в свое национальное законодательство правовые акты о борьбе с терроризмом, формируют военные коалиции и проводят встречи на различных уровнях по вопросам противодействия этому вызову 21-го века.
Германия является одной из стран, которая принимает активное участие в борьбе против международного терроризма, а также осуществляет различные меры в борьбе с этим явлением внутри государства. Активизация политики ФРГ в этой области началась после серии террористических актов, произошедших 11сентября 2001 г. в США. Эти события подтолкнули Берлин к формированию новой анти-террористической политики глобального характера, в основе которой лежит поддержка США в проведении военных операциях против терроризма в различных точках земного шара.
Деятельность ведущих террористических организаций – ИГИЛ и Аль-Каиды– не ограничена лишь отдельными странами: проводя теракты в государствах различных континентов и распространяя участников своих радикальных исламистских группировок по всему миру. Германия не стала исключением: на протяжении последнего десятилетия на территории государства были проведены многочисленные террористические акты, которые привели к принятию новых законов в борьбе с терроризмом, ограничению миграционной политики ФРГ и участию в военных операциях на Ближнем Востоке.
Говоря об актуальности исследовательской работы, стоит отметить, что с момента окончания «холодной войны» терроризм (исламистского толка) остаётся фундаментальной угрозой международной безопасности. Попытки противостоять ей со стороны развитых государств не приводят к ощутимым результатам: скорее, наоборот, по мере того, как Запад прикладывает всё больше усилий (военных, финансовых, политических) для искоренения терроризма, тем больше это приводит к расширению ареала его распространения. Распад «Аль-Каиды» на несколько региональных филиалов, в 2006 г. обернулся превращением одного из них в нового демона международного терроризма – «Исламское государства в Ираке», которое в 2014 г. стало широко известно под лаконичным брендом «Исламского государства» (ИГ). Несмотря на то, что с 2017 г. под давлением как про-правительственных сил Сирии, так и западной коалиции, ИГ стремительно теряет свои позиции и вскоре может оказаться перед лицом полного военного поражения, в политическом плане эта аббревиатура (а вместе с ней и сама идея терроризма) по-прежнему сообщает обществу западных стран мощный заряд страха. При этом логично предположить, что даже в случае упадка «Исламского государства», ему на смену придёт схожая структура только под новым брендом и такое воспроизводство будет продолжаться постоянно. Терроризм сохраняет и постоянно укрепляет трансграничный потенциал и разрушительность своего действия, умело используя выгодные для себя факторы оперативной среды: масштабные миграционные потоки из зон конфликта, открытость западных обществ, доступ к оружию, а также отлаженные связи на «чёрных рынках» и связи с организованной преступностью. Всё это приходится учитывать развитым странам в процессе выработки подходов к борьбе с международным терроризмом. С этой точки зрения очень примечателен пример ФРГ, являющейся одним из ближайших союзников США по НАТО и с 2001 г. активно участвующая в глобальной войне против терроризма. Степень угрозы со стороны исламских радикалов (в основном, присягнувших «Исламскому государству») в ФРГ ощущается может быть гораздо больше, чем в США или любой другой западной стране. Об этом наглядно свидетельствует тот факт, что, например, в течение 2016 г. в Германии было совершено сразу шесть терактов, в ходе которых погибло 22 человека и ещё десятки были ранены. В связи с этим, поиск способов эффективной борьбы с терроризмом является вопросом жизненной необходимости для немецкого общества.
Объектом исследования является проблема международного терроризма в начале 21-го века. Предметом исследования являются основные направления контртеррористической политики Германии на внешнем и внутреннем уровнях.
Говоря о степени изученности проблемы, стоит в целом заметить, что в зарубежной историографии данной проблематике уделяется несколько больше внимания, чем в отечественной. Весь комплекс собранной литературы по теме можно условно разделить на несколько групп, исходя из содержания и значения исследуемой проблематики.
Первую группу составляют исследования теоретического характера, в которых определение сути и специфики терроризма рассматривается сквозь призму различных парадигм теории международных отношений. В этом отношении необходимо особо отметить работы основателя школы неореализма К. Уолтца, исследователя социального конструктивизма П. Бергера, философов-постмодернистов Ж Бодрийяра и М. Фуко, в которых нашли наиболее полное отражение вопросы возникновения феномена терроризма, взаимозависимости процесса глобализации и развития террористических организаций, а также путей искоренения проблемы. Среди наиболее известных немецких исследователей данной проблематики можно выделить автора теории «террористической войны» Х. Хофмайстера, исследователя концепции «общества риска» У. Бека и основоположника концепций коммуникативного действия и этики дискурса Ю. Хабермаса. В ходе исследовательской работы были проанализированы ключевые статьи упомянутых авторов для понимания глобальных тенденций мировой политики XXI в. в сочетании с возрастающей угрозой международного терроризма.
Во второй группе представлены работы отечественных исследователей, посвященные проблеме участия Германии в зарубежных контртеррористических операциях. К числу авторов, затрагивающих эту тему, можно отнести А. И. Егорова, Ф. О. Трунова, К. Н. Михайлина.
В третьей группе собраны публикации по проблемам генезиса и эволюции террористической организации «Исламское Государство». В них среди прочего описываются причины успешного распространения данной террористической организации по всему миру и характеризуются перспективы противодействия ей. В этом отношении, в первую очередь, стоит отметить работы американских журналистов М. Вайса и Х. Хасана, а также российских исследователей Е.С. Тесленко и Н. Н. Пеструилову.
К четвёртой группе можно отнести различные работы, затрагивающие перспективы дальнейшего противодействия Европы и в целом всего мира международному терроризму. В них также рассматриваются некоторые проблемы, с которыми сталкиваются страны на пути устранения угрозы. Среди авторов, освещающих данную проблему, стоит отметить таких зарубежных исследователей международных отношений, как П. Нессер и Дж. Джофф, рассматривающих в своих публикациях проблему распространения терроризма и радикализации конкретно в европейском регионе.
Цель данной работы состоит в выявлении ключевых характеристик подхода ФРГ к борьбе с международным терроризмом. Для этого предполагается решить следующие исследовательские задачи:
Во-первых, проследить основные тенденции понимания феномена терроризма в дискурсе теории международных отношений и, в частности, в работах ведущих современных немецких философов и социологов.
Во-вторых, проанализировать концептуальные основы анти-террористической политики ФРГ в период с 2001 по 2017 гг.
В-третьих, определить основные направления и инструменты борьбы с международным терроризмом, которые использует правительство ФРГ.
В-четвёртых, рассмотреть влияние процесса борьбы с терроризмом на трансформацию Бундесвера и проблему применения немецких вооруженных сил в зарубежных операциях.
В-пятых, отметить особенности немецкого законодательства по вопросам борьбы с терроризмом.
В-шестых, выявить основные проблемы и недостатки подхода ФРГ к борьбе с международным терроризмом.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2001 г. по 2017 г. Точкой отсчёта выбраны события 11 сентября 2001 г., которые стали переломным моментом в формировании нового более активного подхода ФРГ к борьбе с международным терроризмом, основанного на объединении усилий с США и другими странами Запада.
Методология исследования строится на использовании принципа системности, который подразумевает рассмотрение в комплексе всех аспектов террористической проблемы: военных, политических, финансово-экономических и правовых. При решении сформулированных исследовательских задач в данной работе применялся историко-генетический метод и метод сравнительного анализа (с целью изучения эволюции концептуальных основ анти-террористической политики ФРГ), а также системный анализ, благодаря которому была рассмотрена взаимосвязь теории и практики реализации контртеррористической политики Германии, выделены её ключевые приоритеты и трудности реализации.
Источниковая база основана на комплексе документов, которые можно разделить на несколько групп. Первую группу составляют международные соглашения и конвенции ООН, среди которых можно выделить Конвенцию о взаимной правовой помощи и выдаче в целях борьбы с терроризмом 2008 г., а также Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма и некоторые другие конвенции Организации Объединенных Наций. Вторая группа включает в себя анти-террористические резолюции Совета Безопасности ООН. Третья группа основана на документах органов государственной власти Германии таких, как Основной закон ФРГ, Белая книга Германии, военно-политические концепции и федеральные законы страны. Четвертую группу составляют источники личного происхождения, а именно интервью и заявления ведущих политических деятелей ФРГ.
Структура работы состоит из 3 глав. В первой главе раскрываются теоретические основы феномена международного терроризма и анализируются позиции различных парадигм теории международных отношений по данной проблеме. Также первая глава содержит в себе характеристику основных взглядов современных немецких философов и социологов по вопросам развития терроризма, его зарождения и способов предотвращения. Вторая глава основана на анализе основных законов и доктринальных документов ФРГ в противодействии терроризму. В данной части работы выделяются основные особенности внутренней политики государства в данном вопросе, а так же рассматриваются главные нормативно-правовые акты контртеррористической и миграционной политики Германии. Третья глава исследовательской работы содержит в себе характеристику практической реализации анти-террористической программы ФРГ. В ней раскрываются вопросы, связанные с военным участием Бундесвера в зарубежных миссиях под эгидой НАТО и миротворческой деятельности ООН. В данной части работы характеризуются основные проблемы противодействия терроризму на современном этапе, а также определяются перспективы борьбы с терроризмом в Германии и во всем мире в будущем. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по проблеме международного терроризма и дальнейшим перспективам участия Германии в борьбе с его угрозой
С возникновением в 2016 году непризнанного во всем мире Исламского Государства произошло создание первого в мире арабо-мусульманского халифата. Террористическая организация перестала быть лишь структурой, осуществляющей теракты: она заявила о своих амбициях на территориальное закрепление своей власти. Теперь это псевдо-государство с самопровозглашенным халифом Абу Бакром Аль-Багдади, со своими подконтрольными территориями и законами, действующими на них, а также административной структурой.
По причине развития террористических организаций и формирования более масштабных структур, претендующих на звание государства, различные страны в настоящее время стремятся к немедленному устранению угрозы. Они формируют международные анти-террористические стратегии, внедряют в свое национальное законодательство правовые акты о борьбе с терроризмом, формируют военные коалиции и проводят встречи на различных уровнях по вопросам противодействия этому вызову 21-го века.
Германия является одной из стран, которая принимает активное участие в борьбе против международного терроризма, а также осуществляет различные меры в борьбе с этим явлением внутри государства. Активизация политики ФРГ в этой области началась после серии террористических актов, произошедших 11сентября 2001 г. в США. Эти события подтолкнули Берлин к формированию новой анти-террористической политики глобального характера, в основе которой лежит поддержка США в проведении военных операциях против терроризма в различных точках земного шара.
Деятельность ведущих террористических организаций – ИГИЛ и Аль-Каиды– не ограничена лишь отдельными странами: проводя теракты в государствах различных континентов и распространяя участников своих радикальных исламистских группировок по всему миру. Германия не стала исключением: на протяжении последнего десятилетия на территории государства были проведены многочисленные террористические акты, которые привели к принятию новых законов в борьбе с терроризмом, ограничению миграционной политики ФРГ и участию в военных операциях на Ближнем Востоке.
Говоря об актуальности исследовательской работы, стоит отметить, что с момента окончания «холодной войны» терроризм (исламистского толка) остаётся фундаментальной угрозой международной безопасности. Попытки противостоять ей со стороны развитых государств не приводят к ощутимым результатам: скорее, наоборот, по мере того, как Запад прикладывает всё больше усилий (военных, финансовых, политических) для искоренения терроризма, тем больше это приводит к расширению ареала его распространения. Распад «Аль-Каиды» на несколько региональных филиалов, в 2006 г. обернулся превращением одного из них в нового демона международного терроризма – «Исламское государства в Ираке», которое в 2014 г. стало широко известно под лаконичным брендом «Исламского государства» (ИГ). Несмотря на то, что с 2017 г. под давлением как про-правительственных сил Сирии, так и западной коалиции, ИГ стремительно теряет свои позиции и вскоре может оказаться перед лицом полного военного поражения, в политическом плане эта аббревиатура (а вместе с ней и сама идея терроризма) по-прежнему сообщает обществу западных стран мощный заряд страха. При этом логично предположить, что даже в случае упадка «Исламского государства», ему на смену придёт схожая структура только под новым брендом и такое воспроизводство будет продолжаться постоянно. Терроризм сохраняет и постоянно укрепляет трансграничный потенциал и разрушительность своего действия, умело используя выгодные для себя факторы оперативной среды: масштабные миграционные потоки из зон конфликта, открытость западных обществ, доступ к оружию, а также отлаженные связи на «чёрных рынках» и связи с организованной преступностью. Всё это приходится учитывать развитым странам в процессе выработки подходов к борьбе с международным терроризмом. С этой точки зрения очень примечателен пример ФРГ, являющейся одним из ближайших союзников США по НАТО и с 2001 г. активно участвующая в глобальной войне против терроризма. Степень угрозы со стороны исламских радикалов (в основном, присягнувших «Исламскому государству») в ФРГ ощущается может быть гораздо больше, чем в США или любой другой западной стране. Об этом наглядно свидетельствует тот факт, что, например, в течение 2016 г. в Германии было совершено сразу шесть терактов, в ходе которых погибло 22 человека и ещё десятки были ранены. В связи с этим, поиск способов эффективной борьбы с терроризмом является вопросом жизненной необходимости для немецкого общества.
Объектом исследования является проблема международного терроризма в начале 21-го века. Предметом исследования являются основные направления контртеррористической политики Германии на внешнем и внутреннем уровнях.
Говоря о степени изученности проблемы, стоит в целом заметить, что в зарубежной историографии данной проблематике уделяется несколько больше внимания, чем в отечественной. Весь комплекс собранной литературы по теме можно условно разделить на несколько групп, исходя из содержания и значения исследуемой проблематики.
Первую группу составляют исследования теоретического характера, в которых определение сути и специфики терроризма рассматривается сквозь призму различных парадигм теории международных отношений. В этом отношении необходимо особо отметить работы основателя школы неореализма К. Уолтца, исследователя социального конструктивизма П. Бергера, философов-постмодернистов Ж Бодрийяра и М. Фуко, в которых нашли наиболее полное отражение вопросы возникновения феномена терроризма, взаимозависимости процесса глобализации и развития террористических организаций, а также путей искоренения проблемы. Среди наиболее известных немецких исследователей данной проблематики можно выделить автора теории «террористической войны» Х. Хофмайстера, исследователя концепции «общества риска» У. Бека и основоположника концепций коммуникативного действия и этики дискурса Ю. Хабермаса. В ходе исследовательской работы были проанализированы ключевые статьи упомянутых авторов для понимания глобальных тенденций мировой политики XXI в. в сочетании с возрастающей угрозой международного терроризма.
Во второй группе представлены работы отечественных исследователей, посвященные проблеме участия Германии в зарубежных контртеррористических операциях. К числу авторов, затрагивающих эту тему, можно отнести А. И. Егорова, Ф. О. Трунова, К. Н. Михайлина.
В третьей группе собраны публикации по проблемам генезиса и эволюции террористической организации «Исламское Государство». В них среди прочего описываются причины успешного распространения данной террористической организации по всему миру и характеризуются перспективы противодействия ей. В этом отношении, в первую очередь, стоит отметить работы американских журналистов М. Вайса и Х. Хасана, а также российских исследователей Е.С. Тесленко и Н. Н. Пеструилову.
К четвёртой группе можно отнести различные работы, затрагивающие перспективы дальнейшего противодействия Европы и в целом всего мира международному терроризму. В них также рассматриваются некоторые проблемы, с которыми сталкиваются страны на пути устранения угрозы. Среди авторов, освещающих данную проблему, стоит отметить таких зарубежных исследователей международных отношений, как П. Нессер и Дж. Джофф, рассматривающих в своих публикациях проблему распространения терроризма и радикализации конкретно в европейском регионе.
Цель данной работы состоит в выявлении ключевых характеристик подхода ФРГ к борьбе с международным терроризмом. Для этого предполагается решить следующие исследовательские задачи:
Во-первых, проследить основные тенденции понимания феномена терроризма в дискурсе теории международных отношений и, в частности, в работах ведущих современных немецких философов и социологов.
Во-вторых, проанализировать концептуальные основы анти-террористической политики ФРГ в период с 2001 по 2017 гг.
В-третьих, определить основные направления и инструменты борьбы с международным терроризмом, которые использует правительство ФРГ.
В-четвёртых, рассмотреть влияние процесса борьбы с терроризмом на трансформацию Бундесвера и проблему применения немецких вооруженных сил в зарубежных операциях.
В-пятых, отметить особенности немецкого законодательства по вопросам борьбы с терроризмом.
В-шестых, выявить основные проблемы и недостатки подхода ФРГ к борьбе с международным терроризмом.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2001 г. по 2017 г. Точкой отсчёта выбраны события 11 сентября 2001 г., которые стали переломным моментом в формировании нового более активного подхода ФРГ к борьбе с международным терроризмом, основанного на объединении усилий с США и другими странами Запада.
Методология исследования строится на использовании принципа системности, который подразумевает рассмотрение в комплексе всех аспектов террористической проблемы: военных, политических, финансово-экономических и правовых. При решении сформулированных исследовательских задач в данной работе применялся историко-генетический метод и метод сравнительного анализа (с целью изучения эволюции концептуальных основ анти-террористической политики ФРГ), а также системный анализ, благодаря которому была рассмотрена взаимосвязь теории и практики реализации контртеррористической политики Германии, выделены её ключевые приоритеты и трудности реализации.
Источниковая база основана на комплексе документов, которые можно разделить на несколько групп. Первую группу составляют международные соглашения и конвенции ООН, среди которых можно выделить Конвенцию о взаимной правовой помощи и выдаче в целях борьбы с терроризмом 2008 г., а также Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма и некоторые другие конвенции Организации Объединенных Наций. Вторая группа включает в себя анти-террористические резолюции Совета Безопасности ООН. Третья группа основана на документах органов государственной власти Германии таких, как Основной закон ФРГ, Белая книга Германии, военно-политические концепции и федеральные законы страны. Четвертую группу составляют источники личного происхождения, а именно интервью и заявления ведущих политических деятелей ФРГ.
Структура работы состоит из 3 глав. В первой главе раскрываются теоретические основы феномена международного терроризма и анализируются позиции различных парадигм теории международных отношений по данной проблеме. Также первая глава содержит в себе характеристику основных взглядов современных немецких философов и социологов по вопросам развития терроризма, его зарождения и способов предотвращения. Вторая глава основана на анализе основных законов и доктринальных документов ФРГ в противодействии терроризму. В данной части работы выделяются основные особенности внутренней политики государства в данном вопросе, а так же рассматриваются главные нормативно-правовые акты контртеррористической и миграционной политики Германии. Третья глава исследовательской работы содержит в себе характеристику практической реализации анти-террористической программы ФРГ. В ней раскрываются вопросы, связанные с военным участием Бундесвера в зарубежных миссиях под эгидой НАТО и миротворческой деятельности ООН. В данной части работы характеризуются основные проблемы противодействия терроризму на современном этапе, а также определяются перспективы борьбы с терроризмом в Германии и во всем мире в будущем. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по проблеме международного терроризма и дальнейшим перспективам участия Германии в борьбе с его угрозой
Проблема международного терроризма оказывает существенное влияние на современные международные отношения. В процессе глобализации террористические организации становятся полноправными акторами мировой политики, против которых выступают различные государства, стремясь устранить существенную угрозу своей безопасности. В настоящее время существует множество проявлений терроризма, однако самым опасным является религиозный экстремизм, считающийся основой радикальных исламистских идеологий. Крупнейшие террористические организации, такие как ИГИЛ, стремятся расширить свое влияние в мире, привлекая всё большее количество участников своей группировки не только на Ближнем Востоке, но и в Европе, России и других регионах земного шара. Многочисленные террористические акты, совершенные Исламским Государством, заставили содрогнуться весь мир. Распространение радикальных исламистских идей во всем мире становится также большим риском, вытекающим из терроризма. По этой причине большинство держав стремятся к увеличению совместных усилий и ужесточению мер в борьбе с терроризмом.
Германия является одним из участников международной контртеррористической политики. С 2001 года государство оказывает поддержку международным военным коалициям под эгидой НАТО, осуществляет за рубежом миротворческую деятельность под предводительством ООН в анти-террористических целях, проводит широкомасштабную гуманитарную политику в пострадавших от терроризма странах.
В результате проведенного исследования были сделаны различные выводы по проблеме международного терроризма и политике Германии в противодействии ему.
Во-первых, следует отметить, что различные школы в рамках теории международных отношений не дают универсального определения терроризму, рассматривая это явление со своих субъективных позиций. Так, например, неореализм видит главную причину возникновения терроризма в однополярности мирового порядка, в то время как конструктивизм – в исторически сложившихся социальных особенностях развития государства. В целом, определение основных позиций различных современных парадигм теории международных отношений формирует понимание глобальной системы террористических организаций и эффективных путей борьбы с ними. В рассуждениях о терроризме целого ряда ведущих немецких исследователей - Ю. Хабермаса, Х. Хофмайстера и У. Бека – выводится ещё один важный аспект данной угрозы, а именно психологический. Сила терроризма определяется тем, что он посредством весьма локальных и относительно мало кровопролитных акций подчиняет волю и внушает страх миллионам людей на Западе, заставляя их сомневаться в устойчивости выстроенной ими системы ценностей и общественного устройства. В распространении терроризма подавляющим большинство исследователей также отмечается большая роль процессов глобализации, а также СМИ, в их склонности к освещению последствий террористических атак, что также играет на руку экстремистам.
Во-вторых, в концептуальных основах оборонной политики и политики безопасности ФРГ проблема терроризма определяется как одна из главных угроз современного мира. Белая книга Германии2016 года характеризует борьбу с международным терроризмом в качестве ключевого направления деятельности вооруженных сил государства. Современная военно-политическая доктрина ФРГ учитывает новый глобальный характер террористических организаций, современные тенденции их развития, которые выражаются в кибер-терроризме и освоении террористическими организациями сети Интернет, а также в процессе радикализации и исламизации общественности.
В-третьих, в течение 2001-2017 гг. законодательные рамки контртеррористической деятельности ФРГ постепенно ужесточались под воздействием таких факторов как развитие информационных технологий (в особенности рост популярности социальных сетей), а также резкое увеличение миграционных потоков из Северной Африки, Сирии и Ирака, что в свою очередь, привело к росту преступности и формированию ячеек террористических организаций непосредственно на территории Германии.
В-четвертых, по мере всё более активного вовлечения ФРГ в процесс борьбы с международным терроризмом стала всё более чётко вырисовываться необходимость выведения потенциала и полномочий германских вооружённых сил на качественно новый уровень. Здесь сразу же открывается поле для дискуссий о месте и роли ФРГ в системе международной безопасности, статуса её вооружённых сил и устранения морально-политических ограничителей, отсылающих к эпохе Второй мировой войны, из системы военно-политического мышления ФРГ. Сейчас основные формы деятельности Бундесвера сводятся преимущественно к сбору и обработке информации о деятельности террористических организаций, обучению военных в развивающихся странах, которые борются с международным терроризмом, выполнению гуманитарных операций. Очевидно, что для более эффективной работы требуется не только количественное наращивание потенциала Бундесвера, но также принятие решения о возможности его применения отдельно, за рамками коалиции других западных государств. Как только такое решение будет принято, это будет служить верным знаком того, что военная стратегия ФРГ в целом вышла на новый уровень.
Германия является одним из участников международной контртеррористической политики. С 2001 года государство оказывает поддержку международным военным коалициям под эгидой НАТО, осуществляет за рубежом миротворческую деятельность под предводительством ООН в анти-террористических целях, проводит широкомасштабную гуманитарную политику в пострадавших от терроризма странах.
В результате проведенного исследования были сделаны различные выводы по проблеме международного терроризма и политике Германии в противодействии ему.
Во-первых, следует отметить, что различные школы в рамках теории международных отношений не дают универсального определения терроризму, рассматривая это явление со своих субъективных позиций. Так, например, неореализм видит главную причину возникновения терроризма в однополярности мирового порядка, в то время как конструктивизм – в исторически сложившихся социальных особенностях развития государства. В целом, определение основных позиций различных современных парадигм теории международных отношений формирует понимание глобальной системы террористических организаций и эффективных путей борьбы с ними. В рассуждениях о терроризме целого ряда ведущих немецких исследователей - Ю. Хабермаса, Х. Хофмайстера и У. Бека – выводится ещё один важный аспект данной угрозы, а именно психологический. Сила терроризма определяется тем, что он посредством весьма локальных и относительно мало кровопролитных акций подчиняет волю и внушает страх миллионам людей на Западе, заставляя их сомневаться в устойчивости выстроенной ими системы ценностей и общественного устройства. В распространении терроризма подавляющим большинство исследователей также отмечается большая роль процессов глобализации, а также СМИ, в их склонности к освещению последствий террористических атак, что также играет на руку экстремистам.
Во-вторых, в концептуальных основах оборонной политики и политики безопасности ФРГ проблема терроризма определяется как одна из главных угроз современного мира. Белая книга Германии2016 года характеризует борьбу с международным терроризмом в качестве ключевого направления деятельности вооруженных сил государства. Современная военно-политическая доктрина ФРГ учитывает новый глобальный характер террористических организаций, современные тенденции их развития, которые выражаются в кибер-терроризме и освоении террористическими организациями сети Интернет, а также в процессе радикализации и исламизации общественности.
В-третьих, в течение 2001-2017 гг. законодательные рамки контртеррористической деятельности ФРГ постепенно ужесточались под воздействием таких факторов как развитие информационных технологий (в особенности рост популярности социальных сетей), а также резкое увеличение миграционных потоков из Северной Африки, Сирии и Ирака, что в свою очередь, привело к росту преступности и формированию ячеек террористических организаций непосредственно на территории Германии.
В-четвертых, по мере всё более активного вовлечения ФРГ в процесс борьбы с международным терроризмом стала всё более чётко вырисовываться необходимость выведения потенциала и полномочий германских вооружённых сил на качественно новый уровень. Здесь сразу же открывается поле для дискуссий о месте и роли ФРГ в системе международной безопасности, статуса её вооружённых сил и устранения морально-политических ограничителей, отсылающих к эпохе Второй мировой войны, из системы военно-политического мышления ФРГ. Сейчас основные формы деятельности Бундесвера сводятся преимущественно к сбору и обработке информации о деятельности террористических организаций, обучению военных в развивающихся странах, которые борются с международным терроризмом, выполнению гуманитарных операций. Очевидно, что для более эффективной работы требуется не только количественное наращивание потенциала Бундесвера, но также принятие решения о возможности его применения отдельно, за рамками коалиции других западных государств. Как только такое решение будет принято, это будет служить верным знаком того, что военная стратегия ФРГ в целом вышла на новый уровень.
Подобные работы
- ПОЛИТИКА ФРГ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
(2005-2017 ГГ.)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - «КАТАЛОНСКИЙ СЕПАРАТИЗМ:
ПЕРСПЕКТИВЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ В 21 ВЕКЕ»
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Реализация государственной миграционной политики в Российской Федерации и Республике Казахстан в контексте региональных политических процессов
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018



