Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Создание образа «человека из народа» как манипулятивный прием в американском предвыборном дискурсе

Работа №124218

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы89
Год сдачи2023
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
98
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава I. Манипуляция в предвыборном дискурсе как средство воздействия на электоральное поведение 8
1.1. Понятие манипуляции 8
1.2. Дискурс избирательных кампаний как разновидность политического дискурса 9
1.3. Средства реализации манипуляции в предвыборном дискурсе 13
1.3.1. Формирование имиджа как стратегия политической борьбы 14
1.3.2. «Азбука пропаганды»: 7 принципов политической манипуляции 16
1.3.3. Приём plain folks, или «человек из народа», и средства его реализации 19
Выводы по главе I 29
Глава II. Анализ языкового приёма «человек из народа» в предвыборном дискурсе 31
2.1. Материал исследования 31
2.2. Образ «простого человека» в дискурсе кандидатов в президенты США 33
2.2.1. Местоимения 1 л. мн. ч. 33
2.2.2. Лексемы совместности 41
2.2.3. Этнонимы 44
2.2.4. Обращения 46
2.2.5. Разговорная лексика, юмор и стилистические приемы 48
2.2.6. Демонстрация информированности о проблемах обычных людей 53
2.2.7. Рассказы о своей повседневной жизни и эпизоды из биографии 58
2.2.8. Формулы причастности 67
2.2.9. Представление себя в качестве «избранника народа» 69
Выводы по главе II 71
Заключение 73
Список использованной литературы 75
Список словарей 79
Список источников языкового материала 80


Данная работа посвящена изучению манипулятивного приёма «человек из народа» в американском предвыборном дискурсе. Создание образа «человека из народа» является одним из языковых приёмов, используемых в предвыборном дискурсе для оказания манипулятивного воздействия на аудиторию. Актуальность работы обусловлена соответствием исследования таким современным лингвистическим парадигмам, как антропоцентрическая и лингвокультурологическая парадигмы, а также междисциплинарностью исследования. Предвыборный дискурс представляет собой важнейший элемент политической борьбы, что определяет необходимость изучения его манипулятивного потенциала. Выявление основных манипулятивных приёмов в данном жанре дискурса является ключевым для понимания особенностей функционирования дискурса избирательных кампаний и политического дискурса в целом.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что в нём впервые: 1. проводится наиболее комплексное изучение специфики функционирования манипулятивных приёмов в предвыборном дискурсе как одном из видов политического дискурса; 2. всесторонне рассматривается и подробно описывается приём «создание образа “человека из народа”»; 3. проводится ретроспективный анализ предмета исследования; 4. используются ранее не применявшиеся к данному предмету элементы диахронического анализа.
Объектом работы являются фрагменты американского предвыборного дискурса, содержащие манипулятивный компонент.
Предмет исследования – языковой приём «plain folks», или создание образа «человека из народа», как способ манипуляции в американском предвыборном дискурсе.
Целью настоящего исследования является комплексное изучение приёма «plain folks», или создание образа «человека из народа», и особенностей его использования в ходе предвыборных кампаний кандидатов в президенты США.
Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
– определены такие ключевые понятия исследования, как «манипуляция», «дискурс», «предвыборный дискурс»;
– проанализированы особенности предвыборного дискурса как жанра политического дискурса;
– описаны способы манипуляции в предвыборном дискурсе;
– выявлены и описаны языковые средства, используемые для реализации манипулятивного приёма «человек из народа»;
– проведен сравнительно-сопоставительный анализ встречаемости выявленных языковых средств в дискурсе различных кандидатов в президенты США.
В ходе работы были использованы следующие общенаучные и лингвистические методы исследования:
– дефиниционный анализ применяется для анализа словарных определений используемых в работе понятий;
– лексико-семантический анализ используется для обнаружения определенных языковых единиц и анализа их значений;
– контекстуальный анализ служит для более подробного изучения значений и функций языковых единиц в тексте;
– дискурсивный анализ используется для исследования специфики предвыборного дискурса как определённого жанра институционального дискурса;
– элементы лингвокультурологического анализа присутствуют в связи с рассмотрением отобранных текстовых фрагментов как элементов, содержащих в себе информацию о культуре и картине мира носителей английского языка;
– использование прагмалингвистического анализа обусловлено тем, что рассматриваемое в работе явление манипуляции осуществляется на уровне коммуникативной деятельности;
– ретроспективный метод используется для изучения функционирования рассматриваемого явления в прошедшие периоды времени;
– сравнительно-сопоставительный анализ и элементы диахронического подхода применяются для сравнения особенностей реализации и функционирования изучаемого приёма в различные исторические периоды.
Теоретическую и методологическую основу работы составили труды исследователей в следующих областях:
– психолингвистика (А.Ю. Ермаков, 1995; Е.Л. Доценко, 1997; С.Г. Кара-Мурза, 1999);
– дискурс-анализ в области предвыборного дискурса (О.В. Гайкова, 2003; А.А. Федосеев, 2014);
– прагмакоммуникативные исследования особенностей манипулятивного воздействия в предвыборном дискурсе (Е.И. Шейгал, 2000; Е.Н. Давыборец, 2006).
В качестве материала для исследования были собраны и проанализированы следующие элементы предвыборного дискурса: скрипты рекламных видеороликов, созданных в ходе избирательных кампаний кандидатов в президенты США, а также транскрипты теледебатов, проводимых непосредственно перед выборами президента. В работе исследуется период с 1976 по 2020 год. При сборе материала применялся метод частичной выборки для отбора фрагментов, содержащих исследуемый приём. Общий объём корпуса примеров составил 149 текстовых фрагментов.
Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать основные положения, выносимые на защиту:
1. Манипулятивный прием создания образа «человека из народа», или «plain folks», представляет собой совокупность различных средств, в том числе вербальных, которые используются кандидатами в президенты для оказания воздействия на аудиторию с целью отождествления себя с населением и представления себя как «своего человека». Цель применения данного приема совпадает с основной задачей предвыборного дискурса в целом и заключается в убеждении зрителей отдать голос за определенного кандидата во время выборов.
2. Для языковых средств, используемых для реализации приема «plain folks», характерно наличие устоявшихся словосочетаний (например, ‘our nation's interests’, ‘all of us working together’). Некоторые языковые средства, такие как формулы причастности, разговорная лексика, шутки и идиомы, отличаются высокой степенью вариативности, в то время как другие – например, этнонимы и обращения – встречаются лишь в строго ограниченном наборе форм.
3. Некоторые из изученных языковых средств могут выполнять в дискурсе несколько различных функций. Так, помимо создания образа «человека из народа», использование историй из жизни людей или самого политика часто служит в поддержку позиции кандидата по определенному острому социальному вопросу, такому как снижение налогов или реформа здравоохранения.
4. Такие лексические средства, как истории из жизни людей, обращения, разговорная лексика и фразеологизмы, преимущественно встречаются в дебатах. Местоимения 1 л. мн. ч., этнонимы, формулы причастности и нарратив используются кандидатами и в рекламе, и дебатах.
5. Местоимения 1 л. мн. ч., истории из жизни населения или самого политика, а также формулы причастности употребляются кандидатами в президенты на протяжении всего исследуемого периода времени. Лексемы совместности и обращения, часто использовавшиеся до 1992 и 2000 г. соответственно, вышли из употребления в связи с особенностями экстралингвистического контекста предвыборного дискурса.
Основные теоретические положения работы получили апробацию на XXVI Открытой конференции студентов-филологов (Санкт-Петербург, апрель 2023 г.).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты работы вносят дальнейший вклад в развитие политической лингвистики и прагмалингвистики, а также могут быть полезны для последующего комплексного изучения механизмов языковой манипуляции в различных жанрах дискурса.
Практическая значимость работы определяется возможностью применения полученных результатов для разработки теоретических и практических курсов по теории дискурса, прагмалингвистике, психолингвистике, политической лингвистике. Результаты также могут быть полезны для создания учебных пособий по анализу и переводу дискурса англоязычных публицистических текстов. Кроме того, материалы работы могут быть использованы в ходе исследований в рамках таких смежных дисциплин, как психология, социология и политология.
Работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы, списка словарей, списка источников языкового материала и приложений.
Во введении отражена актуальность исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость; названы объект и предмет исследования; обозначены цель и задачи, а также используемые в работе методы; описана теоретическая база исследования; указан материал, на основе которого проводится исследование; приведено содержание работы.
Первая глава работы является теоретической и посвящена определению таких понятий, как «манипуляция», «политический дискурс», «предвыборный дискурс». Изучены стратегии языковой манипуляции, используемые в предвыборном дискурсе. Особое внимание уделено манипулятивному приему «создание образа человека из народа» и методам его реализации в дискурсе. Приведена классификация языковых единиц, служащих для реализации исследуемого приема.
Во второй, практической главе проводится диахронический анализ манипулятивного приёма ‘plain folks’ в американских предвыборных кампаниях. Исследуется вариативность языковых средств, служащих для реализации приёма, в дискурсе каждого из основных кандидатов в президенты США на протяжении заданного промежутка времени. Проводится сравнительно-сопоставительный анализ с целью выявления динамики использования различных языковых средств.
Заключение содержит основные выводы по работе и перспективы дальнейшего изучения темы.
Список использованной литературы состоит из 45 наименований, из них 11 – источники на иностранном языке. Список использованных словарей содержит 8 наименований, из них 2 – источники на английском языке. Список источников языкового материала содержит 58 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Предвыборный дискурс, являясь одним из субжанров политического дискурса, отличается высокой степенью манипулятивности. Его основной целью является захват и/или удержание власти. Для реализации данной цели кандидаты в президенты используют множество различных стратегий, в первую очередь – многочисленные средства воздействия на аудиторию. Достижение политиком желаемого эффекта, который заключается в создании определенной картины мира у избирателей, определяется его умением грамотно использовать различные речевые стратегии и манипулятивные приемы.
Одним из комплексных приемов, служащих для убеждения населения проголосовать за того или иного кандидата, является создание образа «человека из народа», где политик предстает как «свой человек», которому не чужды проблемы граждан страны. Данный прием может быть реализован как на невербальном уровне, так и при помощи разнообразных лексических средств. В ходе исследования удалось выявить следующие группы языковых средств, которые могут быть использованы для создания образа «человека из народа»: местоимения 1 л. мн. ч.; выражения с семантикой консолидации; этнонимы; обращения; разговорная лексика, юмор, идиомы; демонстрация осведомленности о проблемах граждан; истории из собственной жизни политика; формулы причастности; представление себя в качестве «народного избранника».
Диахронический анализ различных средств, используемых для создания образа «человека из народа», показывает, что целесообразность применения тех или иных лексических средств во многом определена историческим и социокультурным контекстом, а их выбор зависит в первую очередь от типа языковой личности политика. Результаты исследования позволили установить, что некоторые из выявленных средств являются распространенными в американском предвыборном дискурсе в целом, в то время как специфика употребления других средств может определяться экстралингвистическим (социокультурным) контекстом или особенностями дискурса конкретных политиков.
Возможны следующие перспективы дальнейшего исследования темы: изучение роли приема создания образа «человека из народа» в широком ряду языковых стратегий, используемых кандидатами в президенты США; анализ эффективности исследуемого приема с целью определения его манипулятивного потенциала; межкультурное исследование приема «plain folks» для сравнения особенностей его функционирования в США и в других странах.



1. Арутюнова Н.Д. Дискурс. Лингвистический энциклопедический словарь. Гл. ред. В. Н. Ярцева. 2-е изд., доп. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. 512 с.
2. Водак Р. Язык. Дискурс. Политика. Пер. с англ. и нем. В.И. Карасика и Н.Н. Трошиной. Волгоград: Перемена, 1997. 139 с.
3. Ворожцова Н.В. Предвыборный дискурс и его жанры. Вестник Иркутского государственного лингвистического университета, 2010. №2 (10). С. 106–113.
4. Гайкова О.В. Предвыборный дискурс как жанр политической коммуникации (на материале английского языка): автореф. канд. филол. наук. Волгоград, 2003. 20 с.
5. Давыборец Е.Н. Манипуляция сознанием в имидже политического лидера. Омский научный вестник, 2007. №5 (69). С. 105–108.
6. Давыборец Е.Н. Формирование имиджей кандидатов в президенты США Дж. Маккейна и Б. Обамы. Научные ведомости БелГУ, 2009. №7 (62). С. 245–250.
7. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. 344 с.
8. Ермаков А.Ю. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1995. 208 с.
9. Ехлакова Н.Ф. Отражение оппозиции «свои» / «чужие» в выступлениях американских политических деятелей. Современная филология: материалы I Междунар. науч. конф. Уфа, 2011. С. 245–248.
10. Ехлакова Н.Ф. Стратегия самопрезентации в формировании имиджа Б. Обамы и Дж. Маккейна. Омский научный вестник, 2012. №1 (105). С. 144–146.
11. Засурский Я.Н. (ред.) Техника дезинформации и обмана. М.: Мысль, 1978. 246 с.
12. Иванова А.И. Прагмалингвистический анализ личного местоимения «мы» как формы публичного обращения Барака Обамы в Интернете. Политическая лингвистика, 2012, №2 (40). С. 84–87.
13. Иссерс О.С. Что говорят политики, чтобы нравиться своему народу. Омск: Вестник Омского университета, 1996. №1. С. 71–74.
14. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2005. 832 с.
15. Карасик В.И. О типах дискурса // Карасик В. И., Слышкин Г. Г. (ред.) Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр. Волгоград, 2000. С. 5–20.
16. Копнина Г.А. Речевое манипулирование: учеб. пособие. 4-е изд., испр. М.: ФЛИНТА, 2012. 170 с.
17. Коробова Н.В. Формирование речевого имиджа в политическом дискурсе (на примере предвыборной кампании Б. Обамы). Вестник Челябинского государственного университета, 2010. №4 (185). Вып. 40. С. 109–114.
18. Мицич П. Как проводить деловые беседы: Сокр. пер. с серб.-хорв. / Общ. ред., предисл. и послеслов. В. М. Шепеля; Пер. М. Б. Беляковой. М.: Экономика, 1987. 208 с.
19. Ноблок Н.Л. Авторские стратегии в англоязычном политическом дискурсе (на материале теледебатов Дж. Буша и Дж. Керри): автореф. дисс. канд. филол. н. Тамбов, 2007. 23 с.
20. Овчинникова М.А. Связи с общественностью как технология президентской власти в США: дисс. канд. политол. наук. Москва, 2002. 189 с.
21. Ольшанский Д.В. Политический PR. СПб: Питер, 2003. 544 с.
22. Паршина О.Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России: дисс. д. филол. н. Саратов, 2005. 325 с.
23. Прохорова Ю.А. Предвыборные агитационные материалы как объект экспертного исследования. Актуальные проблемы российского права, 2009. №3. С. 624–635.
24. Салин П.Б. Механизмы и каналы медиаманипулирования массовым политическим сознанием. Политическая наука, 2017, №1. С. 242–252.
25. Тарнаева Л.П., Шаврова А.В. Идиоматичность англоязычного предвыборного дискурса. Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики, 2021, №3. С. 24–34.
26. Тенева Е.В. Манипуляция и убеждение как подвиды категории воздействия (на материале британского политико-публицистического дискурса). Вестник СПбГУ, Сер. 9, 2016. Вып. 1. С. 120–130.
27. Федосеев А.А. Метафора как средство манипулирования сознанием в предвыборном агитационном дискурсе: автореф. дисс. канд. филол. наук. Челябинск, 2004. 20 с.
28. Федосеев А.А. О понятии «предвыборный агитационный дискурс». Вестник Иркутского государственного лингвистического университета, 2013. №4 (25). С. 36–41.
29. Филаткина Г.С. Инструменты речевого манипулирования в политическом дискурсе Уго Чавеса (1999-2012). Вестник Московского университета. Сер. 21, 2015. №1. С. 14–29.
30. Халатян А.Б. (a) Жанровая организация предвыборного дискурса. Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 2 (9). C. 177–182.
31. Халатян А.Б. (b) Предвыборный дискурс. Политическая лингвистика, 2011. №2 (36). С. 180–187.
32. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. Дисс. д-ра филол. наук. Волгоград, 2000. 431 с.
33. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. Народное Образование, 2002. 341 с.
34. Ященко К.М. Электронная предвыборная агитация: концептуальные основания понимания и классификации. Вестник Московского университета МВД России, 2019. №7. С.53–57.
35. Benoit, W.L., et al. Campaign 2000: A Functional Analysis of Presidential Campaign Discourse. Lanham, MD: Rowman & Littlefield, 2003. 300 p.
36. Gaither, T.K. Building a Nation's Image on the World Wide Web: A Study of the Head of State Web Sites of Developing Countries. Cambria Press, 2007. 286 p.
37. Institute for Propaganda Analysis. How to Detect Propaganda. Propaganda Analysis, Vol. 1, №2, November 1937. Pp. 5–7.
38. Lalancette, M., Raynauld, V. The Power of Political Image: Justin Trudeau, Instagram, and Celebrity Politics. American Behavioral Scientist, Vol. 63, №7, 2019. Pp. 888–924.
39. McDonald, J. Who Cares? Explaining Perceptions of Compassion in Candidates for Office. Political Behavior, Vol. 43, 2021. Pp. 1371–1394.
40. Seidel, G. Political Discourse Analysis. Handbook of Discourse Analysis, Vol. 4, 1985. London: Academic Press. Pp. 43–60.
41. Skillicorn, D., Leuprecht, C. Deception in Speeches of Candidates for Public Office. Journal of Data Mining & Digital Humanities, 2014. URL: https://hal.archives-ouvertes.fr/hal-01024985v1/document (дата обращения: 28.07.2022).
42. Smith, C. Modes of discourse. The local structure of texts. Cambridge University Press, 2005. 320 p.
43. Sproule, J.M. Authorship and Origins of the Seven Propaganda Devices: A Research Note. Rhetoric & Public Affairs, Vol. 4, №1, Spring 2001. Pp. 135–143.
44. Sullivan, J.L., et al. Candidate Appraisal and Human Nature: Man and Superman in the 1984 Election. Political Psychology, Vol. 11, №3, September 1990. Pp. 459–484.
45. Van Dijk, T.A. Ideology: A Multidisciplinary Approach. London: Sage, 1998.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ