ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ И КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ КОММЕРЧЕСКИХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 7
1.1 Социальная коммуникация в контексте различных социокоммуникативных подходов 7
1.2 Взаимодействие между заказчиком и исполнителем в контексте построения деловой социальной коммуникации 20
1.3 Методология изучения возникновения коммуникативных барьеров в деловой коммуникации 28
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССА И БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ ЗАКАЗЧИКАМИ И ИСПОЛНИТЕЛЯМИ КОММЕРЧЕСКИХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 36
2.1 Определение инструментария эмпирического исследования 36
2.2 Взаимодействие с заказчиками коммерческих социологических исследований глазами исполнителей 40
2.2 Взаимодействие с исполнителями коммерческих социологических исследований глазами заказчиков 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Для того, чтобы знать и понимать сущность социальных процессов, необходимо регулярно получать о них достоверную информацию. В современном мире проведение социологического исследования – отличный способ проанализировать тот участок социальной действительности, который является проблемным или интересует в данный момент времени. Социологические исследования для компаний являются помощником в оптимизации производственных процессов и управления.
Для проведения такого исследования нужны профессиональные знания и навыки. Между тем, многие считают, что провести социологический опрос — легче легкого, главное — составить анкету. Результаты такого отношения к социологическому исследованию, как правило, плачевны, и приводят к получению недостоверных данных. Важно знать структуру и правила работы над исследованиями, поэтому все чаще современные компании обращаются за помощью к профессиональным социологам.
В современной литературе можно найти ряд работ, связанных с изучением барьеров коммуникации между заказчиками и исполнителями в сферах IT-технологий и графического дизайна, но не в контексте коммуникации заказчиков и социологов. Актуальность выбранной исследовательской темы обусловлена остро стоящими проблемами взаимодействия при организации и проведении коммерческих социологических исследований. В социологическом сообществе редко можно услышать о положительном опыте такого взаимодействия. Напротив, практикующие социологи отмечают недобросовестное отношение заказчиков и отсутствие какого-либо взаимопонимания.
В выпускной квалификационной работе анализируется процесс коммуникации между заказчиком и исполнителем (социологом), с учетом специфики заказного коммерческого социологического исследования. Выявлены часто встречающиеся барьеры в коммуникации заказчиков и исполнителей исследований на всех этапах его проведения, а также предложены пути преодоления этих барьеров.
Прежде всего, определим основные понятия, используемые в работе. Заказчик в данном случае понимается как лицо (физическое или юридическое), заинтересованное в оказании ему услуг исполнителем по проведению социологического исследования на заданную тематику. Исполнитель будет определятся как любое лицо (организация, фирма, человек), оказывающее услуги по проведению социологических исследований по заказу другого лица на коммерческой основе. Коммерческое социологическое исследование определяется как система логических и последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур для получения научных и прикладных знаний о поставленных заказчиком объекте и предмете, проводимая исполнителем на возмездной основе.
Таким образом, объектом выпускной квалификационной работы является коммуникация между заказчиками и исполнителями в сфере услуг проведения коммерческих социологических исследований. Предметом -коммуникативные барьеры, выявленные в процессе этой коммуникации.
Основная цель исследования – проанализировать специфику взаимодействия и барьеры коммуникации между заказчиками и социологами-исполнителями.
Задачи исследования:
1) Выявить специфические черты коммуникации между заказчиками и исполнителями коммерческих СИ (выявить коды, каналы);
2)Проанализировать социальную коммуникацию в контексте различных социокоммуникативных подходов;
3) Выявить возможные барьеры коммуникации между социологами и заказчиками СИ;
4) Построить типологию основных барьеров коммуникации между заказчиками и исполнителями коммерчески СИ;
5) Создать систему рекомендаций для профилактики и предотвращения барьеров коммуникации между заказчиками и исполнителями коммерческих СИ;
Определение последовательности познавательных задач строилось для выпускной квалификационной работы следующим образом: на первом этапе исследования разработаны теоретико-методологические основания. На втором составлены гайд-анкеты для проведения полуформализованных интервью - отдельно для социологов исполнителей и отдельно для заказчиков, проведены интервью. На третьем– анализ всех собранных данных, их сопоставление, выявление общих тенденций и закономерностей. Четвертый этап – создание базы рекомендаций для социологов-исполнителей и заказчиков для их эффективного взаимодействия при работе над коммерческими социологическими исследованиями.
Выпускная квалификационная работа состоит из следующих разделов: введение, 2 главы, заключение, список литературы, а также 10 приложений. В первой главе фокус внимания сосредоточен на теоретико-методологических основаниях - разобраны основные подходы к определению деловой социальной коммуникации и коммуникативных барьеров. Вторая глава посвящена проведенному эмпирическому исследованию.
Практическая значимость работы обусловлена авторской разработкой типологии коммуникативных барьеров между заказчиками и исполнителями, а также рекомендаций по повышению эффективности деловой коммуникации для социологов-исполнителей и заказчиков коммерческих социологических исследований.
Подводя итог, необходимо заметить, что процесс деловой коммуникации является многоступенчатым процессом, включающим в себя разнообразные коды и каналы коммуникации, частоту обратной связи, а также возникающие на основе этих параметров барьеры. Исходя из анализа эмпирических данных можно сделать вывод, о том, что проблема коммуникации между заказчиками социологических исследований и исполнителем стоит довольно остро.
В данной работе, с опорой на общую теорию коммуникации, модель коммуникации Г.Д Лассуэла совмещенной с трансакционной моделью, интеракционистский подход Т. Ньюкомба а также подходы к изучению деловой коммуникации, были проанализированы процесс и барьеры коммуникации между заказчиками и исполнителями в контексте проведения коммерческого социологического исследования.
Сопоставив данные, полученные от исполнителей и заказчиков, можно сделать следующие выводы:
1. Самый популярный канал коммуникации между исполнителями и заказчиками - коммуникация с использованием информационно-дистанционных технологий (мессенджеры и электронная почта).
2. Большинство информантов используют смешанные формы коммуникации, то есть и личные встречи, и переписку по электронной почте, однако прямая коммуникация происходит гораздо реже, чем косвенная.
3. Информанты указывают на прямую коммуникацию как на наиболее успешный способ взаимодействия в процессе организации и проведения исследования.
4. Коммуникативные барьеры в процессе коммуникации между исполнителями и заказчиками коммерческих социологических исследований делятся на социально-институциональные (нарушения в коде, канале, частоте обратной связи), логические и семантические.
5. Семантический барьер коммуникации связан с недостаточным уровнем осведомленности заказчиков о свойствах и функциях социологии и социологических исследований. Он проявляется в противоречивых указаниях заказчиком в техническом задании, постановке объемных задач в сжатые сроки и взаимном недопонимании субъектов коммуникации.
6. Самый эффективный способ преодоления барьеров коммуникации по мнению информантов - деловые переговоры.
7. Оппортунистическое поведение заказчиков проявляется только в том случае, если заказчик коммерческого исследования прибегает к услугам социологов впервые. Это также напрямую связано с семантическим коммуникативным барьером.
Сделанные выводы, которые основаны на соотношения теоретической базы и полученных эмпирических данных, позволяют разработать прикладные рекомендации по профилактике и предотвращению барьеров коммуникации между заказчиками и исполнителями в процессе организации и проведения коммерческих социологических исследований.
Первая практическая рекомендация связана с выбором канала коммуникации - на основе полученных данных выясняется, что наиболее эффективным каналом становится личное общение между субъектами, оно способствует более быстрой обратной связи между коммуникатором и реципиентом, и позволяет говорить об эффективной трансакционной модели коммуникации.
Вторая практическая рекомендация направлена на пересмотр частоты коммуникации между субъектами. Этот тезис также связан с элементом обратной связи, на основе полученных данных, выяснилось, что чем чаще происходит общение субъектов коммуникации по вопросам, касающимся проведения социологического исследования, тем выше производительность исполнителей и осведомленность заказчиков об оном.
Третья практическая рекомендация связана с одной из самых главных причин возникновения барьеров коммуникации, а именно с недостатком информации у заказчиков социологических исследований о социологии и свойствах социологических исследований. Этот факт ведет к возникновению оппортунистического поведения заказчиков и объясняется теорией ограниченной рациональности агентов и спецификой психосоциального барьера (т.е опытом, фильтрацией и психологической дистанцией).
Решением данного барьера является объяснение исполнителями своих принципов работы заказчику заранее, то есть на первоначальных этапах организации коммерческого исследования.
Рекомендации можно разделить по следующим пунктам:
● Согласование целей взаимодействия заранее при первой встрече.
● Разделение функций и границ ответственности;
● Совместное составление проекта и технического задание;
● Осуществление коммуникации преимущественно в процессе личного общения.
● Составление заранее согласованного плана очных встреч или звонков/видеозвонков с определением темы встречи.
● Предоставление субъектами коммуникации друг другу необходимой информации по проводимому исследованию и его специфике, готовность задавать и отвечать на вопросы.
Следование этим рекомендациям поможет исполнителям-социологам и заказчикам наладить контакт друг с другом с самого начала и предотвратить коммуникативные барьеры в процессе взаимодействия. Грамотные шаги при построении деловой коммуникации позволят заказчикам и исполнителям-социологам достичь главной цели – успешного завершения заказного коммерческого социологического исследования.
1. Абдуллина А.Ф. Коммуникативные барьеры и их преодоление // Иновационная наука. 2016. №3-4. С. 37 – 56.
2. Амелин С. В., Щетинина И. В. Организация производства в условиях цифровой экономики // Организатор производства. 2018. С. 75 –87.
3. Бороздина, Г.В. Психология и этика деловых отношений : учебное пособие / Г.В. Бороздина. – 4-е изд., испр. и доп. – Минск : РИПО, 2015. – 228 с.
4. Василькова В. В., Минина В. Н. Коммуникативные барьеры в практиках оказания гражданам государственных услуг // Социологические исследования. 2019. № 1. С. 75 – 84.
5. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб., 2007. – 335 с.
6. Гибш, Г., Форверг, М. Введение в марксистскую социальную психологию./ М.: «Прогресс», 1972. С. 296.
7. Долженков В.Н. Характеристика актуальной трансакционной модели коммуникации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №3-1 (57). С. 121.
8. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. // Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. – Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. С. 78 – 113.
9. Калашникова А.А., Кириленко А.В., Левушкина С.В. Барьеры межличностных коммуникаций и пути их преодоления // сборник статей, 2014. С. 14– 21.
10. Карпенко Е. В. Типология коммуникативных барьеров в государственном управлении // Среднерусский вестник общественных наук. 2008. №2. С. 14 – 16.
11. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. — М: ИНФРА-М, 2002. С. 91 – 121.
12. Ковальчук А.С. Основы делового общения: Учебное пособие. – м.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. С.7.
13. Колтунова М. В. Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. Учеб. пособие для вузов. - М.: Логос., 2005. — 312 c.
14. Конецкая В.П. Социология коммуникации. - М. 1997. С. 9.
15. Кули Ч. Общественная организация. Изучение углубленного разума // Тексты по истории социологии XIX-XX веков. Хрестоматия /Сост. и отв. ред. В.И. Добреньков, Л.П. Беленкова. М.: Наука, 1994. С. 379.
16. Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок / пер. с англ. под ред. А.Б. Толстова. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуал. кн., 2000. – 320 с.
17. Лежебоков А. А., Оноприенко А.В. Современные концепции социальной коммуникации // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №4. С. 55 –58.
18. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс / Я.А. Лупьян. – Мн.: Выш. шк., 1986. – 223 с.
19. Мид Д. От жеста к символу // Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1994. С. 216.
20. Винер Н. Кибернетика и общество. Сборник / пер. с англ. В. Желнинова. под ред. Г. Весниновой. Москва: «АСТ», 2019. — 300 с.
21. Назарчук А.В. Теория коммуникации в современной философии – М.: Прогресс-традиция, 2009. С. 113 – 114.
22. ОрловаТ.М. Коммуникационный менеджмент в управлении экономическими системами / Т. М. Орлова. –М.: Изд-во РАГС, 2002. – 265 с.
23. Павлова Л.Г, Кашаева Е. Ю Коммуникативные барьеры в сфере управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2017. №2. C. 175 – 180.
24. Панфилова, А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учеб. пособ. / А. П. Панфилова. – СПб. : Знание, 2004.
С. 12 – 14.
25. Радаев В.В. Экономическая социология: учебник для вузов / В. В. Радаев; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. С. 299 – 316.
26. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 1999. – 479 с.
27. Саймон Г. А. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS, 1993. С. 16 – 36.
28. Скаженик Е.Н. Деловое общение. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.
С. 161 – 169.
29. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. С. 27.
30. Стребков Д.О., Шевчук А.В. Механизмы защиты от оппортунизма на электронных рынках услуг // В кн.: XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В 4 книгах. Книга 3. Москва: НИУ ВШЭ, 2012. С. 466 – 477.
31. Тухватулина Л.Р. Принципы классификации моделей коммуникации // Вестник ТГПУ. 2006. С. 18 – 27.
32. Уильямсон О. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // THESIS. Т.1. Вып.3. 1993. С. 39 – 45.
33. Хохлова Е. А. Коммуникационные процессы в современном социокультурном пространстве: автореф. дис. … канд. филос. наук. Ставрополь, 2006. С. 26.
34. Черепанова Л.В. Сравнительный анализ взаимоотношений русскоязычных и англоязычных фрилансеров и их заказчиков: магистерская диссертация. Москва: НИУ ВШЭ, 2013. – 77 c.
35. Шеннон К. Э Работы по теории информации и кибернетике/ Под ред. Р.А. Добрушина и О. Б Луманова, Москва, 1963. – 832 с.
36. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М., «Добросвет», 1998. – 252 с.
37. Яковлев И.П. Основы теории коммуникаций: учеб. пособие. СПб., 2001. – 232 с.
38. DanceF. E. X. The «concept» of communication // Journal of Communication. 1970. № 20, С. 201 – 210.
39. Goffman E. The presentation of self in everyday life. Garden City, N. Y., 1959. Р. 205–207.
40. Lasswell H. The structure and function of communication in society. // The Communication of Ideas. N.Y.: Harper and Brothers,. — 1948. P. 37 – 51.
41. Locker K.O. Business and Administrative Communication. 7th Edition. New York: Irwin/McGraw-Hill, 2006.– 648 p.
42. Lunenburg F.C. Communication: The Process, Barriers, and Improving Effectiveness // SCHOOLING. 2010. Vol. 1. No 1. P. 1–11.
43. Newcomb T. The study of consensus // Sociology today / eds.: R.K. Merton, L. Broom, S. Cottrell. N. Y., 1959. Р. 35 – 43
44. Wong, A., Tjosvold, D. and Chen, N. Y. Managing outsourcing to develop business: Goal interdependence for sharing effective business practices in China. // Human Relations, 63(10), 2010. Р. 1563–1586.
45. Гусев К.А. Связи с общественность в экономике [Электронный ресурс]. // URL: http://www.evartist.narod.ru/text15/107.htm (дата обращения 15.03.2021).
46. Запруднова А. Заказчики и исследователи или заказчики vs исследователи? [Электронный ресурс]. // Маркетинговые исследования в Украине. 2008. №3 URL: http://www.life-marketing.ru/life-marketing/node/107 (дата обращения 18.03.2021).
47. Матьяш О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование [Электронный ресурс] // Российская
коммуникативная ассоциация: сайт.
URL: http://www.russcomm.ru/rca_biblio/m/matyash01.shtml (Дата обращения 14.04.2021).
48. Чамкин А.С. Системно-социологический взгляд на коммуникационную деятельность: структура процесса и барьеры // Системная психология и социология. Научно-практический журнал. 2010. № 1. URL: http://systempsychology.ru/journal/n_1_2010/9 (дата обращения: 14.05.2021).