В России за небольшой исторический период произошли значительные изменения в различных сферах жизни. Подобные изменения оказывают активное влияние на развивающуюся личность, каковой является подросток. Именно в этом возрасте повышается уровень тревожности, увеличивается выраженность агрессивных тенденций, особенно в отношении эмоционально значимых лиц ближайшего окружения.
В настоящее время в связи с широкой распространенностью явлений семейной, школьной и социальной дезадаптации в подростковой среде, а также тяжестью ее последствий в виде безнадзорности и повышенной криминальной активности подростков, проблема оказания помощи несовершеннолетним с нарушением поведения является актуальной.
Многие педагоги и психологи заняты изучением и описанием эмпирических фактов, которые не укладываются в рамки классических концепций и побуждают к их пересмотру. Одна из них – девиантное поведение подростков.
Среди российских исследований проблем подростков с девиантным поведением большое внимание привлекают труды таких авторов, как Б.Н.Алмазов, А.Бандура, З.И.Васильева, И.В.Абидова, Р.Уолтерс, В.М.Блейхер, И.В.Крук, Л.М.Шипицина и др., в которых раскрывается сущность девиантного поведения, его формы проявления.
Ученые, рассматривая подростковую группу и среду через признаки ее девиации, отмечают необходимость ответить на наибольший рост числа подростков, вовлеченных именно в маргинальную область в отношении и поведении. Эта среда и связанные с ней отклоняющиеся формы поведения, несомненно, являются «знаком» переживаемого обществом кризисного периода. Для рассматриваемого социально – психологического явления девиации характерно отсутствие или утрата устойчивых целей, от разрушения разрушение эмоционально или личностно значимых общественных в том числе и семейно – родовых уз.
Психологи отмечают, что в настоящее время в становлении личностного самоопределения ценностей и установок подростков оказывает существенное влияние на динамику перехода, который в социально - культурной обстановке является ступенью на более высокий уровень развития, а без культуры и образования переходит к асоциальным криминальным субкультурам. С социальной стороны психическое состояние детей из этой группы социального риска существенно отягощено педагогической запущенностью.
Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения ставит перед обществом в качестве одной из основных задач необходимость концентрации усилий, направленных не только на борьбу с вредными последствиями отклонений от социальных норм, но и, главным образом, на их предупреждение. То есть устранение коренных причин и условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия человека.
При этом, как показывает опыт, социальная значимость профилактических мероприятий становится эффективнее, если они научно обоснованны, исходят из всестороннего учёта взаимодействия объективных и субъективных факторов, детерминирующих поведение личности в уже сложившейся или возможной, прогнозируемой жизненной ситуации.