Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1. Понятие и сущность материально-технического обеспечения 8
1.2. Особенности планирования и структура материально-технического обеспечения 14
1.3. Организация системы материально-технического обеспечения на предприятии 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ООО «РЕЙЛ ТРАНС» 28
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 28
2.2. Анализ внутренней и внешней среды предприятия 35
2.3. Организация планирования и управления материально-техническим обеспечением на предприятии 42
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ООО «РЕЙЛ ТРАНС» 54
3.1. Проблемы управления системой материально-технического обеспечения и система мер по их решению на предприятии 54
3.2. Экономическая целесообразность предлагаемых мероприятий 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Одним из факторов, определяющих степень конкурентоспособности предприятия с точки зрения качества, стоимости продукции, сроков выполнения заказов, является четко организованная система обеспечения производства сырьем и расходными материалами. Процессы материально-технического обеспечения занимают важное место в деятельности любого предприятия.
Многие российские руководители признают, что система снабжения их предприятия далека от идеала, но при этом считают, что она вполне соответствует текущим условиям рынка и совершенствоваться может только эволюционным путем. Подобная недооценка собственных возможностей, дорого обходится компаниям, и они несут финансовые потери практически на всех этапах процесса снабжения: при планировании потребности в материалах и оборудовании, при организации закупок, управлении запасами и отпуске материалов, при их использовании в производстве и вторичном обороте. Как правило, управление процессами материально-технического обеспечения производства, является разрозненной системой даже в рамках одного предприятия, и ведет за собой множество неопределенностей, неточностей в оценке и прогнозировании, увеличение временных периодов в процессе обработки информации и, как следствие, не актуальность ее результатов, дробление спряженных функций между различными подразделениями.
Известно, что от своевременного и комплектного обеспечения потребителей материально-техническими ресурсами, зависит ритмичный выпуск продукции, рост производительности труда, результативность использования основных и оборотных фондов предприятия. Бесперебойное обеспечение производства материально-техническими ресурсами, в свою очередь, требует четкой системы планирования снабжения, основанного на определении потребности в сырье, основных и вспомогательных материалах, полуфабрикатах, покупных готовых и комплектующих изделиях. Одновременно точность расчета потребности в этих видах ресурсов, зависит от обоснованности норм их расхода, учитывающих развитие научно-технического прогресса, существующие организационные, экономические и технические условия, используемые виды материальных ресурсов. Все это относится и к транспортно-экспедиционным компаниям.
Транспортно-экспедиционная деятельность один из специальных видов деятельности на транспорте по организации перевозки и перемещения материальных потоков груза. Важная роль транспортной экспедиции, знание основ и специфики этого вида деятельности формируют современного специалиста в области транспорта, готового решить любую проблему, опираясь на методы и приемы организации транспортно-экспедиционной деятельности. В данной связи, эффективное управление материально-техническим обеспечением транспортно-экспедиционных компаний, является одним из наиболее актуальных и сложных вопросов, характеризующихся всеобщим стремлением к достижению операционного совершенства, оцениваемого как наиболее важное условие стабильных конкурентных позиций на рынке и создания заделов для устойчивого развития в будущем.
Вышеизложенное позволяет заключить, что проблемы совершенствования организации и планирования материально-технического обеспечения транспортно-экспедиционных компаний на современном этапе еще недостаточно решены, и требуют особого внимания. Это определило актуальность темы выпускной квалификационной работы. Сложность и недостаточная разработанность целого ряда теоретических и практических вопросов организации их материально-технического обеспечения, объективная необходимость их научного осмысления и комплексного анализа, определили выбор целей, задач, структуры и содержания исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка предложений, направленных на совершенствование организации и планирования материально-технического обеспечения транспортно-экспедиционной компании.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость решения следующих основных задач:
• определить теоретические основы организации и планирования материально-технического обеспечения предприятия;
• провести анализ и оценку организации и планирования материально - технического обеспечения на предприятии;
• представить направления по совершенствованию организации и планирования материально-технического обеспечения на предприятии.
Предметом исследования является совокупность теоретических, методических и практических вопросов организации и планирования материально-технического обеспечения транспортно-экспедиционной компании.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является транспортно-экспедиционная компания ООО «Рейл Транс».
Теоретической и методологической основой исследования послужили результаты фундаментальных и прикладных исследований в области экономической теории, предпринимательства, маркетинга, логистики и управления системой материально-технического обеспечения как отечественных, так и зарубежных ученых и специалистов, а также научные труды и методические разработки в области материально-технического обеспечения. В работе использовались методы системного анализа, методы общей теории систем, теории управления, теории логистики.
Выпускная квалификационная работа согласно логике исследования, состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в качестве теоретической и методической базы при совершенствовании форм и методов управления материально-техническим обеспечением в ООО «Рейл Транс», направленные на создание условий его эффективного функционирования и развития.
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы и предложения.
Материально-техническое обеспечение предприятия представляет собой тщательно продуманный механизм, назначение которого - планирование, закупка и доставка необходимых товарно-материальных ценностей в необходимом количестве и в заданное время любой бизнес-единице. Данный процесс включает все виды деятельности, направленные на получение из внешней среды производственных ресурсов в количестве и с качеством, соответствующим требованиям.
ООО «Рейл Транс» транспортно-экспедиторская компания, динамично развивающаяся на рынке грузоперевозок, и предоставляет широкий комплекс услуг по доставке, в том числе экспедирование грузов. Финансовое состояние компании является достаточно стабильным, так, выручка компании выросла на 19,8%, чистая прибыль увеличилась на 39,4%, что является, безусловно, положительным фактором в деятельности компании.
Главной задачей органов снабжения ООО «Рейл Транс» является своевременно и оптимальное обеспечение производства необходимыми материальными ресурсами соответствующей комплектности и качества. Решая эту задачу, менеджеры изучают и учитывают спрос и предложение на все потребляемые предприятием материальные ресурсы, уровень и изменение цен на них и на услуги посреднических организаций.
К основным материальным ресурсам, определяющим эксплуатационную надежность подвижного состава ООО «Рейл Транс», в основном относят затраты на приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ), шин, запчастей, расходных материалов, энергоносители.
Коэффициент оборачиваемости запасов вырос на 2,7%, что связано с ростом выручки компании - 19,8%, а срок их хранения снизился с 93 дней до 91 дня, или на 2,6%, что, безусловно, является также положительным фактором в деятельности компании.
В целом, организацию МТО, можно оценить положительно, тем не менее, основными проблемами в организации и планировании МТО, являются:
1. Отсутствие практики детального планирования - как итог, вероятность приобретения предприятием ТМЦ неудовлетворительного качества по завышенным ценам существенно увеличивается.
2. Отсутствие единого классификатора материальных ресурсов на всех этапах МТО также приводит к проблемам.
3. Большие проблемы возникают также из-за факторов внешней среды, быстро меняющейся экономической обстановки в процессе МТО.
Недостаточная эффективность работы подразделений материально-технического обеспечения, и связана с низкой степенью организованности всех участников цепи снабжения и отсутствует электронная база поставщиков. Это требует совершенствования моделей и алгоритмов и методик планирования, ориентированных на автоматизацию, и для ее совершенствования предлагается следующее:
1. Эффективность системы МТО может быть повышена в первую очередь за счет формализации и унификации процессов обеспечения. Для этого в работе разработана единая методология управления МТО, где унифицируются принципы, подходы и бизнес-процессы, в том числе, разработка и внедрение единой концепции и регламентов бизнес-процессов снабжения. Единая регламентированная деятельность МТО позволит выстроить соответствие целей системы МТО общей стратегии компании, оценить эффективность работы служб МТС и улучшить их работу.
2. В работе также предлагается разработка оценочных показателей в рамках системы сбалансированных показателей снабжения (ССПС). Разработанный алгоритм предлагает этапы разработки системы сбалансированных показателей снабжения с учетом специфических функций системы МТО компании.
3. Инновации вносят кардинальные изменения в правила ведения бизнеса, в том числе в систему МТО. Облачные решения расширяют возможности проведения закупочных процедур и, позволяют активно управлять процессом закупок. Logist Pro - это облачная TMS система, разработанная для комплексного решения задач по управлению транспортной логистикой и организации закупок транспортных услуг (грузоперевозок). В результате обеспечивается единая база по закупкам, возможность сбора глубокой аналитики, автоматизация всего процесса и быстрое формирование отчетности, а также сокращение ошибок в планировании МТО.
4. Для успешной реализации политики в области предоставления услуг большое значение имеют подбор, обучение и повышение квалификации работников МТО. При наличии специалистов и соответствующего информационного обеспечения служба МТО способна найти оптимальное соотношение между графиками поставки, транспортными затратами, затратами на формирование и поддержание материальных запасов на предприятии. При этом появляется возможность синхронизации снабжения и потребления с целью рационализации производственного цикла предприятия.
Разработка мероприятия по совершенствованию управления системой материально-технического обеспечения ООО «Рейл Транс», позволит увеличить прибыль предприятия на сумму 490 тыс.руб., или на 24%, выручка подрастет на 10%, оборачиваемость запасов повышается - 22,2%, а срок хранения снижается - на 18,2%, на тем самым повышается общая эффективность управления на 12,7%.
Практическая реализация предложенных мер, будет способствовать повышению эффективности организации, планирования и регулирования материально-технического обеспечения предприятия, в том числе за счет обоснования средств оптимизации материальных потоков (размеров заказов и запасов), повышения степени согласованности снабжения и производства (как по срокам, так и по объемам материальных ресурсов), оперативного анализа и выработки координационных действий в системе ресурсного обеспечения и прочее.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - № 237.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. 29.07.2017 № 255-ФЗ) // Российская газета. • 2001. - 31 декабря.
3. Об обществах с ограниченной ответственностью: федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №7. - Ст.785.
4. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: учебное пособие / Т.В. Алесинская. - Таганрог: ТРТУ, 2016. - 236 с.
5. Али-Заде А. А. Научный менеджмент - стратегический фактор инновационного развития: монография / А.А. Али-Заде, В.Н. Логин. - М.: ИНИОН РАН, 2017. - 120 с.
6. Алферов В. Н. Антикризисное управление как основа формирования механизма устойчивого развития бизнеса: монография / В. Н. Алферов. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 169 с.
7. Антонов Г. Д. Управление снабжением и сбытом организации: учебное пособие / Г. Д. Антонов, О. П. Иванова, В. М. Тумин. - М.: ИНФРА- М, 2017. - 290 с.
8. Антонова А.Н. Логистические решения: показатели эффективности / А.Н. Антонова, Г.А. Абрамова // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - Новосибирск: СибАК, 2016. - 136 с.
9. Барлиани И. Я. Анализ моделей повышения эффективности управления товарными запасами / И. Я. Барлиани // ИНТЕРЭКСПО ГЕО-СИБИРЬ. • 2014. - №1. - С.227-230.
10. Белоусова Л. А. Сущность и значение материально-технического снабжения / Л.А. Белоусова, В.С. Бачмага // Молодой ученый. - 2015. - №14. • С. 237-239.
11. Бурмистрова Е.В. Коммуникационный менеджмент: учебное пособие / Е.В. Бурмистрова, Л.М. Мануйлова. - Омск: ОмГПУ, 2016. - 102 с.
12. Гончаров П. П. Основы логистики: учебное пособие / П.П. Гончаров. - Оренбург, 2017. - 156 с.
13. Грибов В.Д. Экономика предприятия: учебник / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. - М.: КУРС: ИНФРА-М, 2017. - 448 с.
14. Григорьев М. Н. Логистика. Продвинутый курс: учебник для магистрантов / М.Н. Грибов. - М.: Юрайт. 2015. - 734 с.
15. Дадашев Б.Э. Подсистема автоматизации закупочной деятельности на базе СЭД Directum / Б.Э. Дадашев, И.В. Середкин // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 6-1. - С. 13-18.
...