АННОТАЦИЯ 2
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 5
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. Проблема информационно-психологической безопасности как предмет исследования 8
1.1 Информационно-психологическая безопасность в системе национальной безопасности: психолого-педагогический анализ 8
1.2 Психологическая безопасность образовательной среды 16
1.3 Ценностное отношение и его роль в профессиональной деятельности педагога 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования отношения педагогов к проблеме информационно-психологической безопасности в образовательной среде 28
2.1 Описание выборки исследования 29
2.2 Методы исследования 31
2.3 Процедура исследования 32
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 40
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 41
3.1 Содержательные и смысловые особенности описания проблемы информационно-психологической безопасности в современной психологии и гуманитарных междисциплинарных исследованиях 41
3.2 Результаты исследования особенностей отношения педагогов-представителей разных типов образовательных организаций-к проблеме информационно-психологической безопасности в образовательной среде 73
ВЫВОДЫ 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ А 112
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 119
Аннотация
к выпускной квалификационной работе
ЗАВАРЗИНА ДАРЬЯ АЛЕКСЕЕВНА
Отношение педагогов к проблеме информационно-психологической безопасности в образовательной среде
Научный руководитель – ДУМЧЕВА АЛЛА ГЕРМАНОВНА
доцент кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии СПбГУ, кандидат педагогических наук
В исследовании приняли участие педагоги разных типов образовательных учреждений (общего и дополнительного образования). Возраст от 20 до 65 лет, из них более 57% составили 35-55 лет с педагогическим стажем от 15 до 35 лет. Измерялись: компоненты ценностного отношения педагогических коллективов к проблеме информационно-психологической безопасности (ИПБ) в образовательной среде. Методики исследования: контент-анализ научных источников по проблеме, анкета (батарея из 6 методик) в виде рабочей тетради. Обработка данных: факторный анализ, многофакторный дисперсионный анализ, многомерное шкалирование, сравнение независимых выборок по критерию Крускала-Уоллеса. Результаты: описаны общие характеристики феномена ИПБ и их связь с актуальными задачами психологической безопасности образовательной среды. Выявлены: 1) структурные компоненты ценностного сознания педагогических коллективов и отношение к современным угрозам в контексте ИПБ; 2) особенности мотивационно-ценностного отношения педагогов к проблеме ИПБ: типы отношения к образовательным и социокультурным общностям ближайшего социума, приоритеты профессиональной мотивации.
Вызовы современной жизни, определяемые глобальными рисками, выдвигают проблему безопасности во всех ее аспектах на первый план. Среди них – проблема информационно-психологической безопасности. Это понятие недавно введено в научный тезаурус, оно соседствует с такими смежными понятиями как информационная безопасность, гуманитарная безопасность, социально-психологическая безопасность, др.
Действительно, наиболее опасной угрозой, порывающей национальные основы государства, является культивирование чуждых менталитету российской нации духовных ценностей, внедрение деструктивных жизненных приоритетов, идеологий, целей и задач, стоящих перед отдельной личностью и обществом в целом [79]. Поэтому задачи обеспечения информационно-психологической безопасности (далее-ИПБ) заявлены в документах федерального уровня [27. 76]. В этих документах проблема ИПБ представлена как актуальная угроза, в первую очередь, подрастающему поколению, и поставлены задачи социальным институтам в сфере образования, культуры, политическим системам в реализации комплекса мер по со-организации своей деятельности с учетом данных угроз.
В системе образования в первую очередь эта задача ложится на педагогов, а в сфере психологического обеспечения образовательного процесса и профилактики – на педагогов-психологов. Таким образом, с одной стороны, к профессиональной деятельности педагогов и психологов уже предъявляется новая задача: обеспечение условий для развития личностной устойчивости к угрозам в сфере ИПБ, но с другой – профессиональная компетентность педагога работать с этой проблемой средствами образовательной среды в том социокультурном контексте, в котором живут современные поколения детей, подростков и их семьи еще не уточнена. На фоне поставленных перед образованием задач не выявлено также отношение самих педагогов к данному феномену как проблеме и как к задаче профессиональной деятельности, их готовность к их реализации.
На настоящий момент остаются неясными ряд позиций, по которым в феномене ИПБ будут выявляться именно психологические составляющие, определяющие направления профессиональной деятельности. Прошлые десятилетия обогатили научно-методический портфель педагогов и психологов разработками в области психологической безопасности образовательной среды. Однако ИПБ – это такой вид безопасности, который не может быть оценен только с точки зрения условий локальной образовательной среды, поскольку имеет дело с целенаправленным внешним воздействием с применением технологий информационной экспансии. Основной мишенью информационно-психологического деструктивного влияния является сфера высших ценностей и смыслов, хранимых в культурно-исторической традиции народа, культурно-исторической памяти семей и личном отношении человека к этим источникам своего бытия. Информационная экспансия направлена на разрушение ценностно-смысловых, мировоззренческих оснований не только отдельного человека, но, прежде всего, общности (группы, коллектива, народа), с которой этот человек себя идентифицирует. Изучение отношения профессионалов: педагогов и психологов – к данной новой проблеме, а также уточнения понятия ИПБ, его компонентов, значимых для эффективного образовательного процесса – все это стало зоной нашего внимания при проектировании данного исследования.
Выбранная тема исследования объясняется высокой значимостью профилактики и сохранения психологического здоровья подрастающего поколения России. Речь идет о новом направлении психологической профилактики в школе, которое связано с задачами обеспечения информационно-психологической безопасности и о новых профессиональных задачах, стоящих перед специалистами системы образования.
В современном мире воздействие внешних условий на психическое развитие человека является настоящей проблемой и её роль очень велика для теории и практики психологической науки. За последние годы, в связи с активной деятельностью различных террористических и экстремистских организаций, усиливающегося геополитического противоборства, использования для реализации целей влияния информационных каналов, формирование агрессивного контента многократно повышает риск угрозы информационно-психологической безопасности.
Информационно-психологическая безопасность является предметом активного обсуждения в социогуманитарных исследованиях. В нашем исследовании мы обратились к проблеме информационно-психологической безопасности как феномену образовательной среды. Сегодня впервые практика обеспечения психологической безопасности образовательной среды столкнулась с источниками и масштабами явлений, выходящих за рамки традиционной профессиональных обязанностей педагогов и психологов. Сам факт масштабов информационной экспансии необходимо рассматривать в качестве вызова общественному, индивидуальному и профессиональному сознанию современного человека. Встает необходимость развития новых видов личностных компетенций по распознаванию угроз, описания психолого-педагогических условий, обеспечивающих ИПБ средствами образования, выявления критериев и индикаторов оценки ресурсов и рисков образовательных сред в аспекте ИПБ.
Несмотря на широкое обсуждение в гуманитарных исследованиях проблем безопасности, в психологической науке еще не сформировалось однозначное понимание категории информационно-психологической безопасности и ее компонентов для эффективного функционирования образовательного процесса. В связи с этим целью нашего исследования было выявить отношение педагогов общего и дополнительного образования к проблеме информационно-психологической безопасности (ИПБ) как фактору современной образовательной среды, описать структурные и содержательные характеристики этого отношения в контексте профессиональной готовности к обеспечению информационно-психологической безопасности в образовательном процессе.
Для уточнения аспектов ИПБ, имеющих отношение к образовательной среде нами были проанализированы источники двух типов: социокультурной направленности и посвященные проблеме психологической безопасности образовательной среды. В результате проведенного контент-анализа этих источников нами выявлены содержательные и смысловые особенности, которые позволили конкретизировать категорию ИПБ, сформулировать задачи и предмет психологического обеспечения образовательного процесса в контексте ИПБ. Эти особенности следующие: 1) Масштаб угроз и внешний источник их происхождения, 2) Групповой или коллективный субъект как объект деструктивных воздействий; 3) Предмет ИПБ - ценностное сознание, мировоззренческие основания, воспитательные идеалы человека и общности (группы, коллектива, народа, нации) с которой этот человек себя идентифицирует; 4) приоритетные направления деятельности по предотвращению угроз ИПБ: работа с ценностном содержанием образования и обеспечение организационно-педагогических условий по освоению этого содержания; 5) отсроченный результат такой деятельности, проявляемый созидательными процессами на личностном, групповом и государственном уровнях или напротив, усиление деструктивных процессов вследствие бездействия в сфере ИПБ.
Далее был разработан диагностический инструментарий Анкета в формате рабочей тетради, позволяющий выявлять структурные и содержательные компоненты отношения педагогов к проблеме ИПБ. В исследовании приняли участие 538 педагогов из 30 образовательных учреждений общего и дополнительного образования г. Санкт-Петербурга.
Было доказано, что отношение педагогов к проблеме информационно-психологической безопасности как фактору современной образовательной среды важно оценивать не как индивидуальный фактор, а как характеристику ценностного сознания педагогического коллектива образовательного учреждения или профессиональной группы. Выявлено, что отношения педагогов разных профессиональных групп (общего, дополнительного образования, педагогов-психологов) имеют отличия по следующим параметрам:
- преимущественная ценностная направленность в профессиональной деятельности: на обучение, на воспитание, сопровождение
- особенности мотивационно-ценностного отношения к угрозам и источникам ИПБ
- характеристики исполнительского (процессуального) компонента профессиональной готовности к обеспечению информационно-психологической безопасности в образовательном процессе
В ходе исследования были выявлены ресурсы и проблемы современной образовательной среды, в частности, то, что педагогами признается значимость внешних угроз в сфере ИПБ и в связи с этим признается зона профессионального дефицита в отношении ряда профессиональных компетенций. Однако, однако сами эти компетенции не попадает в список приоритетов профессиональной мотивации педагогов школ и ДДЮТ. Среди профессиональных групп контрастирующую группу по большинству параметров составляют педагоги-психологи, а среди типов образовательных учреждений – те, которые сформировали педагогические коллективы с устойчивыми характеристиками ценностного сознания, готовыми к распределенной ответственности с другими участниками образовательного процесса в решении задач ИПБ.
1. Алексеева Ф.И. Педагог и психологическая безопасность образовательной среды школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017. Т. 25 С. 160–162. URL: http://e-koncept.ru/2017/770540.html (дата обращения: 21.01.2018)
2. Андреева А.В. Духовность как основа технологии сопровождения образовательного процесса в целях обеспечения его психологической безопасности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Наука, 2003. 229 с.
4. Архиепископ Иоанн, (Попов) Духовная безопасность России (актуальные теоретико-методологические и практические проблемы духовной безопасности): науч.-метод. пособие / Архиепископ Иоанн (Попов), А.А. Возьмитель, А.И. Хвыля-Олинтер. М., 2005.
5. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание человека. М.: Академия, 2007. 528с.
6. Астахова Л.В. Информационно-психологическая безопасность в регионе: культурологический аспект // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере, 2011. № 2. С. 40-47.
7. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. С. 71.
8. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: СОЮЗ, 2002. 271 с.
9. Баева И. А., Волкова И. А., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: учебное пособие. М.: Эконом-Информ, 2009.
10. Беспаленко П.Н. Духовная безопасность: политологический анализ. Ростов-на-Дону, 2006.
11. Беспаленко П.Н. Духовная безопасность современной России и поиски общенациональной идеологии // Научные ведомости, 2009. № 7 (62) С. 215-224.
12. Бельков О.А., Фельдман О.А.. Сопряжение национальной безопасности и образования как объект научного анализа. В кн: Национальная безопасность Российской Федерации в XXI веке: Коллективная монография / Сост. В.Н. Кузнецов; под общ. ред. В.Н. Кузнецова. М.: Книга и бизнес, 2014. 664 с.
13. Бездухов А.В. Ценностный «ярус» этического сознания учителя // Вестник РГУ им. Канта, 2008. № 11 С. 30-35.
14. Бедрина В.В., Личутин А.В., Психологическая безопасность образовательной среды: формирование понятия // Преподаватель XXI век, 2010. Т.1., № 2 С. 157-169.
15. Братченко С. Образование: ненасилие, толерантность и гуманитарная экспертиза // Век толерантности: научно-публицистический вестник, 2001. № 3-4 С. 112-113.
16. Бурутин А. Войны будущего станут информационными. Новые вызовы и угрозы безопасности России // Независимое военное обозрение, 2008. № 5. C. 2–3.
... Всего источников -95.