Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Искусство веера в России второй половины XIX - начала XX века

Работа №123996

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы44
Год сдачи2016
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
80
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Ведение
1. Западно-европейский веер сер.XIX- нач.XX в России……..12
1.1 Середина XIXвека…………………………..…….…...12
1.2 60-70-е гг…………..…………………………………....16
1.3 80-90-е гг. ………………………………………...........18
1.4 Веера начала XXвека, модерн, неоампир..………......20
1.5 Завершение эпохи вееров. Начало XXвека………….22
2. Особенности веера русского производства……………….….24
2.1. Русские фирмы по производству вееров….……….....24
2.2 Народные промыслы в производстве вееров………....27
2.3. Веера, расписанные петербургскими художниками...23
3. Веера в петербургской культуре……………………………....34
3.1. Из истории вееров
3.2. Бытование веера в Петербурге
3.3. Мемориальные веера
Заключение
Список использованной литературы


Веер – это своеобразный и интересный предмет декоративно-прикладного искусства, получивший широкое распространение в России с XVIII века. Веер, долгое время зачисленный лишь в ряд дамских аксессуаров, тем не менее имеет много ярко-выраженных особенностей, что делает его интересным для исследования предметом декоративно-прикладного искусства. Прежде всего веер интересен тем что, он находится на стыке нескольких техник декоративно-прикладного искусства, таких как: резьба по кости, металлу, ковка, ювелирного дело, декоративная роспись и т.д. При изготовлении вееров используется большое количество самых разных материалов: метал, дерево, черепаховая слоновая и моржовая кость, шелк, атлас, перья, бумага и пр.
Данная дипломная работа посвящена истории бытования веера в России в период межу второй половиной XIX и началом XX века. Необходимость такой работы вызвана отсутствием в русскоязычной научной литературе общей истории бытования вееров, выстроенной с учетом недавно опубликованных в каталогах памятников. Кроме того, русскоязычная литература по этому вопросу не раскрывает всей проблематики, выбранной темы.
Цель дипломной работы - освятить особенности бытования вееров западноевропейского и отечественного производства в России в период межу второй половиной XIX и началом XX века.
Первая задача дипломной работы - проследить эволюцию западноевропейского веерного искусства, указав распространенные типы вееров и изображаемые на них сюжеты и проиллюстрировав повествование примерами вееров из русских коллекций.
Второй задачей является определение специфики вееров русского производства. ( Их связи с русской народной культурой и декоративными промыслами, сопоставление искусства веера с русской модой того времени и определение специфических сюжетов, свойственных именно веерам русского производства.)
Следующая и последняя задача данной работы – определение особенностей бытования веера в петербургской культуре указанного времени и исследование петербургских веерных коллекций: Государственного Эрмитажа, Государственного музея – заповедника «Павловск », « Петергоф», «Царское Село», музея «Искусство Веера», Государственного музея истории Санкт - Петербурга.
Предметом исследования данной работы является определение стилей и типов западноевропейских и отечественных вееров бытовавших в России в сер. XIX – XX вв, рассмотрение взаимосвязи между русскими веерами и ремесленной культурой, а так же русской модой и, наконец, иллюстрирование данных аспектов на веерах из коллекций русских музеев, некоторых раннее недоступных коллекций.
Объектом исследования являются западноевропейские и русские веера созданные с сер. XIX по 20-е гг.XX века и бытовавшие в России в то время.
В работе применен комплексный метод сравнительно – исторического анализа, включающий сбор и классификацию материала, изучение различных стилевых и функциональных характеристик предметов веерного искусства.
Дипломная работа основывается на изучении вееров бытовавших в России с середины XIX до 20-х годов XX века, представленных на экспозициях русских музеев, а также в музейных фондах. Важный источник – научные каталоги русских и зарубежных музеев и частных коллекций. Также большое количество полезных сведений содержится в русских и французских модных женских журналах указанного времени. Об отдельных экземплярах и истории их заказа бытования и использования можно узнать из биографических, автобиографических литературных произведений, дневниковых записок. Значимым источником в изучении взаимосвязи моды и вееров являются костюмы той эпохи. Также для нас представляют ценность портреты дам, на которых изображены веера, гравюры и даже карикатуры в сатирических журналах указанного периода времени.
Научная новизна данной работы в первую очередь состоит в том, что в работе будут использованы ранее недоступный круг, недавно опубликованных памятников, сейчас не представленных в научной литературе. Памятников из собрания музея Истории Санкт-Петербурга, Московского Объединенного музея –заповедника. Государственного музея «Павловск» и «Царское Село».
Кроме того, в работе будет сделан акцент на производстве русских вееров. А изучение иностранных вееров и определение основных стилей оговоренного периода времени поможет определить специфику вееров русской работы.
И наконец, в работе будет рассматриваться русское веерное искусство, предназначенное для разных имущественных классов общества. Как и для состоятельных и знатных особ, так и для низших сословий общества. Так как известно, что именно во второй половине XIX века веер начинает проникать в быт даже самых несостоятельных слоев общества, специфика которого рассматривается в одной из глав данной работы.
Интерес к вееру не только как к дополнению к женскому костюму, но как к предмету декоративно-прикладного искусства появился во второй половине XIX века. Первыми коллекциями вееров стали фамильные собрания богатых, знатных родов, где эксклюзивные веера, приобретенные предшественниками, хранились как семейные реликвии. В России к таким коллекциям относились собрания вееров Романовых, Юсуповых, Шереметьевых. В Западной Европе в то же время, помимо подобных собраний, появлялись коллекции, сформированные заинтересованными собирателями-любителями, оценившими художественную ценность веера. Например, в 1890 году каталог своей обширной коллекции вееров издал французский коллекционер Буиссо (Buissot).
Тогда же, во второй половине XIX века, начинают появляться труды по истории веера. Первый и заглавный труд того времени - книга французского исследователя С. Блонделя «История вееров всех народов и эпох», вышедшая в Париже в 1975 году. (S.BIondel. Histoire des Eventails chez tous les peoples et a toutesiesepoques»). Помимо основной исторической части автор дает краткий очерк о материалах и техниках изготовления веера. Важным для истории изучения веера является то, что в этой книге веер впервые рассматривается как предмет декоративно-прикладного искусства. В год своего издания книга сразу же была переведена на русский язык и по главам опубликована в модном женском журнале «Ваза». Исходя из этого, можно утверждать, что несмотря на то, что во второй половине XIX века веер стал привлекать научный интерес исследователей за границей, в России пока такого интереса не возникло, так как основательный труд французского специалиста был издан лишь в дамском модном журнале.
Вслед за С. Блонделем появилось несколько похожих трудов по истории веера. В 1904 году в Германии издается книга о веере Георга Бусса. (GeorgBuss.DerFacher). В книге изложена история веера с древнейших времен до современного автору времени. Сейчас, эта книга интересна для нас тем, что Георг Бусс описывает современные ему веера и техники их исполнения, а также в его книге можно найти множество примеров вееров немецкого модерна.
Во второй половине XIX века публикации о истории веера появляются и на русском языке. В вестнике о науке, культуре и искусстве «Новь» за 1885 год печатается статья В. Чуйко «Из истории вееров», где, автор подробно описывает историю веера. В конце статьи можно найти информацию о веерах середины XIX – начала XX.
Ценные сведения о веерах, интересующего нас периода приводит Джордж Рид в своем фундаментальном труде об истории веера. (GeorgeWoolliscroftRhead.HistoryoftheFan. 1910) . В книге содержится целая глава о веерах XIX и начала XX века. Автор рассматривает некоторые популярные во второй половине XIX века типы вееров, иллюстрирует свой рассказ примерами предметов из королевских и частных коллекций, рассказывает о популярных мастерах и о веерах, представленных на международных выставках.
В том же 1910 в журнале для любителей искусства и старины «Старые годы» опубликовал свою статью посвященную веерам XVIII века историк искусства В.А. Верещагин. Новым было то, что автор мастерски описал значение и роль веера в быту русского общества XVI и XVIII века, а так же ввел в свой рассказ веера русских императоров и лучшие экземпляры из частных дворянских коллекций.
В 20-е годы, после Первой мировой войны, такая эфемерная вещь как веер вышла из употребления, но еще не стала общепризнанным предметом коллекционирования, поэтому на время о веере прекратили писать.
Суммируя вышесказанное, можно заметить, что, несмотря на то, что в конце XIX – начале XX века появляются труды по истории веера, в большинстве своем авторы не уделяли должно внимания веерам середины XIX – начала XX века, лишь у некоторых из них мы можем найти самые краткие сведения о современных им веерах.
Сильный интерес к вееру возникает лишь в 50-е - 60-е годы XX века, когда многие музеи и частные коллекционеры начинают интересоваться веером, появляются самые разнообразные публикации по истории веера, каталоги, описания обширных западноевропейских коллекций. Из зарубежных авторов можно выделить исследователей Нэнси Армстронг, Кристл Каммерл и Х. Александер – крупную исследовательницу вееров, по совместительству владелицу и директора музея вееров в Лондоне.
В 1923 году в России выходит замечательный каталог выставки вееров XVIII века с вступительной статьей, написанный С.Н. Тройницким. Несмотря на то, что это издание не содержит информации о веерах XIX и XX веков, оно примечательно тем, что в нем впервые применен метод научной каталогизации.
Через много лет, уже в 1970 году в Эрмитаже прошла выставка – «Западноевропейские веера XVIII-XIX века», которая послужила дополнением к выставке 1923 года. Но, к сожалению, к ней вышел каталог лишь с самыми краткими сведениями по теме.
А в 1985 году А.Ф, Червяков - хранитель одной из самых больших и выдающихся русских коллекций вееров музея Останкино - издал каталог выставки «Веера XVIII – XX веков». В каталоге представлены подписи к экспонатам выставки, несколько иллюстраций и впервые во вступительной статье повествуется о некоторых аспектах бытования веера сер. XIX – XX вв. в России.
Более полное представление об Эрмитажной коллекции можно получить из вышедшего в 1997 году каталога « Императорские веера из Эрмитажа». Этот каталог выставки, прошедшей в Лондонском музее вееров. После выставки многие русские веера вошли в западный научный оборот. В двух вступительных статьях научные сотрудники Эрмитажа Л.А. Яковлева и Ю.В. Плотникова повествуют об общих модных тенденциях на веера начиная с времени его распространения в России и вплоть до революции 1917 года. Рассказ проиллюстрирован примерами вееров из коллекции Эрмитажа, а так же рассматривается история формирования эрмитажной коллекции вееров.
В 2005 году в свет выходит диссертация Ю.В. Плотниковой на тему «Веера в России XVIII – начала XX века». Автор, описывая эволюцию веерного искусства в Европе, определил некоторые национальные особенности веерного производства в отдельных странах: Франции, Англии, Германии, Голландии. Также исследовательница предлагает классификацию вееров второй половины XIX – начала XX века вееров, выделяя отдельно свадебный, траурный, сувенирный, рекламный и прочие типы вееров. В своей работе Ю.В. Плотникова подробнейшим образом описывает Эрмитажную коллекцию, приводит каталожные выписки вееров, выявляет иконографические особенности экранных росписей и повествует об основных производителях вееров в Европе и в России. Важным для настоящей работы представляется и то, что автор повествует о заглавных иностранных и отечественных фабрикантах, торговцах и мастеров, связанных с искусством создания веера.
В период с 2004 периодически выпускаются каталоги различных Петербургских и Московских веерных коллекций. Во вступительных статьях к каталогам чаще всего излагается история развития веерного дела, подкрепленная примерами из коллекций того или иного музея. К подобным изданиям относится каталог Китайских экспортных вееров из коллекции Государственного Эрмитажа. В 2007 году вышел каталог вееров музея Истории Санкт-Петербург. Каталог выставки "Волшебный мир веера" из коллекции Московского музея-усадьбы Останкино и Государственного музея А.С. Пушкина, увидел свет также в 2007 году. Полный каталог предметов коллекции Павловского музея – заповедника, один из томов которого полностью посвящен веерам был издан в 2008 году. Каталог выставки превосходной коллекции вееров из Екатерининского дворца в Царском Селе - в 2014. И коллекции Московского государственного объединенного музея-заповедника были опубликованы в том же 2014 году.
В последнее время в сборниках научных конференций и в журналах посвященных искусству и антиквариату появляется большое количество научных статей. Чаще всего они посвящены какому-либо конкретному кругу памятников. Примерами подобных публикаций могут послужить статьи научного сотрудника Государственного музея – заповедника «Павловск» Н.М. Вершининой - «Из истории французских вееров», «Веер и Кружево», «Французские веера в Петербурге», статью хранителя вееров музея Останкино А.Ф. Червякова «Некоторые штрихи к атрибуции вееров» , статью реставратора Е.В. Янковской «Этнографические веера».
Также следует упомянуть, что в интернете сейчас появляется большое количество всевозможных публикаций по истории веера, как на русском, так и на английском языках, но это, к сожалению, чаще всего бывают статьи в себе содержащие переложение одной или двух ранее обозначенных работ.
Исходя из вышеперечисленного, становится ясно, что несмотря на то, что вееру посвящено много русской и зарубежной научной литературы, чаще всего публикации представляют из себя рассказ об эволюции искусства веера на примере каких-либо конкретных коллекций вееров и отсутствует обобщающая работа, которая бы освятила историю бытования веера в России, используя накопленный в науке опыт по истории бытования вееров и примеры из разных коллекций, ранее не опубликованных и неизвестных коллекций.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении прежде всего хочется вновь отметить специфические свойства веера как предмета декоративно-прикладного искусство. Веер совмещает в себе сразу несколько видов и техник декоративно прикладного искусства, что делает его интересным предметом для изучения. Для его оформления могли использоваться резьба по кости или перламутру, художественная обработка металлов и драгоценных камней, вышивка, миниатюрная живопись, литография и т.д. Кроме того, веер отличается большой разнообразностью и широтой распространения: веером пользовались как и члены императорской фамилии, так и в рассматриваемый период времени веер проникает в быт купечества и мещанства. Кроме того, веер выполнялся совершенно разными мастерами и фабриками: в петербургских коллекциях имеются многочисленные веера, изготовлявшиеся по персональному заказу, а также и веера для массового покупателя, все они интересны по-своему. Именно по этим причинам у русские и западноевропейские веера, бытовавшие в России с середины XIXпо начало XXвека отличаются такой самобытностью и разнообразием, отображают быт, привычки, настроения и увлечения людей того времени с разных сторон.
Исходя из изложенного материала видно, что в России были широко распространены все те же стили и типы вееров, что и в Европе и ни одна европейская тенденция не обошла русский модный рынок.
Несмотря на то, что западноевропейские веера в известной степени оказывали влияние на русское производство вееров, русские веера нисколько не уступают западным по качеству и оригинальности исполнения, особенно если брать во внимание роскошные императорские образцы.
Влияние западноевропейских вееров на русские несомненно очень значительно и зачастую полностью определяющее, но в то же время русские веера имеют свою специфику, что в известной степени обусловлено их взаимосвязью с русским бытом того времени, модой и традициями ремесленного производства, историческими событиями и обстоятельствами.
Совершенно особую и оригинальную страницу в искусстве веера занимают русские веера, созданные с использованием русских народных промыслов и техник. К таким уникальным веерам прежде всего относятся веера из кости и рога с резным орнаментом работы северно-русских, архангелогородских мастеров или же веера с экраном, выполненным из кружева, русской работы. Самые яркие из них были преподнесены в качестве подарка императрице Марии Федоровне, супруге Александра II.
В заключении стоит сказать, что данная работа основывалась в основном на материалах из нескольких, недавно опубликованных петербургских коллекций (Государственного Эрмитажа, ГМЗ «Царское Село», ГМЗ «Павловск», Музей Истории Санкт-Петербурга) , и именно благодаря их недавно вышедшим каталогам которых удалось выстроить историю искусства веера в России в период с середины XIXдо начала XX века.



1. Бенуа.А. Мои воспоминания. М., 1993
2. Ваза: Женский литературный и рукодельно-модный иллюстрированный журнал. СПБ.,1875, №15-19
3. Веера середины XVIII – XX веков в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Спб., 2007
4. Верещагин В.А. «Веер и грация» // Старые годы: Ежемесячник для любителей искусства и старины. СПБ., 1910, апрель
5. Вершинина Н.М. Из истории французских вееров// Антикватория. М., 200, №1 (12), январь-февраль
6. Вершинина Н.М. Веер и кружево// Антиквариат. М., 2004, № 7-8, июль-август
7. Вершинина Н.М. Французские веера в Петербурге// Пинакотека. М., 2002, №13-14
8. Н.М. Вершинина. Веер взеркале музейной экспозиции// Художественный вестник. №1. 2007
9. Вершинина. Н.М. Музей костюма. Альбом –путеводитель. Спб., 2014
10. Западноевропейские веера XVIII-XIX вв. Л., 1970
11. Каталог выставки "Веера XVIII-XX вв." из собрания Останкинского дворца-музея творчества крепостных. М., 1985
12. Крыло ветра, раскрытое во времени. Веера XVII – начала XX века в собрании ГМЗ «Царское Село». Спб., 2014
13. Меньшикова М.Л. Китайские экспортные веера. Спб., 2004
14. Плотникова Ю.В. Веера в России XVIII – начала XX века. Спб. 2005
15. Складные веера 1750-1900-х годов из коллекции Московского Государственного Объединенного Музея-Заповедника. М., 2014
16. Ткани. Вып. 1. Веера: каталог. СПБ; Павловск., 2008
17. Хороший тон. Сборник правил и советов на все случаи жизни, общественной и семейной. СПб., 1892
18. Червяков А.Ф. Некоторые штрихи к атрибуции вееров // Материалы V научной конференции: Экспертиза и атрибуция изделий изобразительного искусства. М., 1999
19. Чуйко. В.Из Истории Вееров// Новь. Спб., 1885. №16
20. Янковская Е.П. Этнографические веера// Живая Старина., 1999. № 3
21. Янковская Е.П. Веер// Три века Санкт-Петербурга. С. 497
1. BIondel.S. HistoiredesEventailscheztouslespeoples et a toutesies epoques.Paris.,1875
2. Buss.G. Der Facher. Leipzig., 1904
3. Rhead. G.W. History of the Fan. London.,1910


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ