Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА: ПОНЯТИЕ, ЭТАПЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ 7
1.1. Понятие и сущность стратегии развития бизнеса 7
1.2. Процесс и этапы формирования стратегии развития бизнеса 12
1.3. Инструменты формирования стратегии развития предприятия 20
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ООО «СПЕЦПРОФОБОРУДОВАНИЕ» 34
2.1. Характеристика предприятия ООО «СпецПрофОборудование» и оценка стратегии его развития 34
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 41
2.3. Анализ эффективности деятельности предприятия 53
3. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ООО «СПЕЦПРОФОБОРУДОВАНИЕ» 67
3.1. Разработка направлений развития предприятия 67
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена прежде всего тем, что проявление кризисных явления в мировой экономике, сложность и высокая динамика бизнес-процессов, возрастающее конкурентное давление на традиционных рынках требуют от предприятий непрерывного системного развития, эффективной реализации существующего потенциала, формирования адекватных методов оценки и выбора стратегических альтернатив, отвечающих сложившимся экономическим реалиям. Данная задача не может быть решена в рамках оперативного управления организациями, доминирующего в отечественной экономике, и требует комплексного стратегического подхода, ориентированного на работу топ-менеджмента в пространстве рыночных возможностей и перспектив.
Усиление дестабилизирующих факторов на мировых рынках также продемонстрировало несостоятельность многих форм и подходов к хозяйствованию, положенных в основу современных моделей стратегирования. На сегодняшний день большинство предприятий и организаций ставят перед собой задачу достижения докризисных состояний и принципиально не пересматривают стратегии развития. Указанный дисбаланс свидетельствует о том, что финансовый кризис в ключевых сферах отечественной экономики принимает фазу управленческого и создает угрозы для конкурентоспособности большинства игроков.
Сегодня одним из ключевых и в то же время наиболее сложных инструментов планирования, способных обеспечить устойчивый рост предприятия, является стратегия развития. Необходимо отметить, что обширная методическая и методологическая база исследований в области стратегического управления часто базируется на многокритериальных методах принятия решений, не позволяющих дать однозначного ответа относительно целесообразности использования того или иного подхода к разработке стратегии развития организации, особенно в условиях неопределенности и высокой динамики внешней среды. Данные проблемы и противоречия в современных научно-практических подходах создают предпосылки для дополнительных изысканий в пространстве процессов формирования стратегий и стратегических программ предприятий, что и обусловило выбор темы, цели и задач выпускной квалификационной работы.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических и практических основ формирования стратегии развития бизнеса на примере ООО «СпецПрофОборудование».
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить понятие и сущность стратегии развития бизнеса, этапы и инструменты ее формирования;
2. Проанализировать эффективность и стратегия развития ООО «СпецПрофОборудование»;
3. Разработать предложения по формированию стратегии развития ООО «СпецПрофОборудование».
Объектом исследования в данной работе выступает ООО «СпецПрофОборудование». Предмет исследования: стратегия развития бизнеса.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных ученых по проблемам формирования стратегий развития предприятий. В процессе исследования были использованы общенаучные и системные методы познания. В частности: синтез, анализ, логический метод, метод сравнения, моделирование, экономико-статистические методы обработки данных, метод экспертной оценки. Информационной базой выпускной квалификационной работы послужили информационные и справочные материалы ООО «СпецПрофОборудование», монографии отечественных ученых, публикации периодической печати по вопросам стратегического управления.
Стратегия развития бизнеса - достижение относительно положительного экономического состояния хозяйствующего объекта в среде его функционирования, предполагающего включение деятельности, направленной на повышение качества производимых товаров, разработку концепции новых товаров, которые обеспечат предприятию внешние конкурентные преимущества, а также развитие технологического потенциала - залога обеспечения внутреннего конкурентного преимущества.
Процесс формирования стратегии развития бизнеса аналогичен процессу принятия решений, так как приходится искать альтернативные решения существующих на предприятии проблем.
В четко сформулированной стратегии развития бизнеса должен быть заложен механизм, позволяющий реагировать на малейшие изменения внешних и внутренних факторов для решения поставленных задач. Как и любая программа, стратегия развития предприятия, в своем арсенале должна иметь несколько вариантов - базовый и сценарный. При благоприятной ситуации необходимо стремиться к достижению сценарного варианта, в противном случае, базового варианта. При невозможности осуществления базового варианта, можно считать, что основные цели стратегии развития предприятию выполнить не удалось. В подобных случаях, возможно, более правильно сформулировать функциональную программу развития отдельных подразделений предприятия. Затем при успешном выполнении функциональных программ развития подразделений предприятия можно приступать к формированию стратегии развития предприятия в целом.
Развитие предприятие ждет успех, если в основу стратегии своего развития она положит модели и инструменты, ключевыми факторами которых является сбор данных с целью переоценки показателей своей деятельности и поиска оптимальных путей для дальнейшего развития.
Объектом выпускной квалификационной работы было выбрано предприятие ООО «СпецПрофОборудование».
Компания «СпецПрофОборудование» была основана в 2007 году, и специализировалась на оптовых поставках оборудования для строительных компаний, производств и заводов по всей территории России.
ООО «СпецПрофОборудование» реализует стратегию дифференциации за счет качества, репутации своей продукции и торговой марки.
Стратегия ООО «СпецПрофОборудование» преследует цель - предложить покупателю наилучшее качество в данном ценовом сегменте.
ООО «СпецПрофОборудование» использует в своей работе интеграцию «вперед», имея собственный интернет-магазин, работающий на все регионы России.
Миссией ООО «СпецПрофОборудование» является предоставление потребителю качественного оборудования на выгодных условиях сотрудничества.
Девиз компании «Цены ниже, доставка быстрее».
Стратегической целью ООО «СпецПрофОборудование» является создание долгосрочных конкурентных преимуществ путем оперативного и качественного снабжения предприятий необходимым для производства оборудованием, обеспечивающим стабильный рост и развитие предприятия, а также безупречного выполнения всех обязательств перед потребителем.
Основными стратегиями развития на предприятии являются:
1. Производственная стратегия - бесперебойные массовые поставки оборудования высокого качества и ежегодное увеличение количества поставок.
2. Кадровая стратегия - эффективное использование персонала для достижения целей предприятия.
3. Финансовая стратегия - увеличение рентабельности продаж для обеспечения устойчивого развития предприятия.
4. Маркетинговая стратегия - продвижение продукции и сбыт в регионах.
Для того, чтобы определить эффективность выбранной стратегии развития предприятия, был проведен анализ финансового состояния и эффективности деятельности предприятия.
Как показал проведенный анализ основная деятельность предприятия прибыльна и рентабельна, причем как выручка предприятия, так и прибыль от продаж, а соответственно и рентабельность продаж увеличиваются.
Однако сальдо прочей деятельности отрицательно, поэтому и чистая прибыль и общая эффективность деятельности предприятия снижаются.
По результатам финансового состояния предприятия на основе данных бухгалтерского баланса можно выделить основные проблемные моменты в использовании экономического потенциала:
• рост краткосрочных обязательств, что приводит к росту уплаченных предприятием процентов по заемным средствам;
• рост дебиторской задолженности практически в 2 раза. Размер, контроль и состояние дебиторской задолженности сегодня для анализируемого предприятия довольна актуальная и острая проблема. Нехватка доступных денежных средств вынуждает ООО «СпецПрофОборудование» нарушать сроки оплаты своим поставщикам, задерживать уплату налогов, что явно прослеживается при рассмотрении динамики кредиторской задолженности. Также высокий уровень дебиторской задолженности по сравнению с денежными средствами негативно сказывается на финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности предприятия;
• высокий и постоянно возрастающий уровень медленнореализуемых активов - запасов, что также негативно сказывается на финансовом состоянии предприятия.
В качестве основных мероприятий по развитию стратегии развития предприятия предлагаются:
1. В целях совершенствования производственной стратегии ООО «СпецПрофОборудование» предлагается внедрение стимулирующего мероприятия - «Дополнительные опции», способствующего повышению количества поставок оборудования, а соответственно и росту выручки от продаж.
2. В целях совершенствования финансовой стратегии ООО «СпецПрофОборудование» рекомендуется использовать факторинг при расчетах с дебиторами и кредиторами, что позволит увеличить оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, а соответственно также позволит увеличить выручку предприятия.
Проведенный анализ результативности предлагаемых мероприятий показал что:
• дополнительная выручка за счет внедрения предлагаемых мероприятий составит 100877 тыс.руб.:
• затраты на внедрение предлагаемых мероприятий составят 27922 тыс.руб.
Рассчитанные показатели экономической эффективности соответствуют установленным нормам, поэтому предлагаемые мероприятия эффективны и могут быть предложены к внедрению на предприятии ООО «СпецПрофОборудование».
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.11.2016 № 401-ФЗ).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.11.2016 № 406-ФЗ).
4. Александрова, А.В., Курашова, С.А. Стратегический менеджмент: учебник / А.В. Александрова, С.А. Курашова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 с.
5. Акатов Н.Б. Управление переходом к инновационным саморазвивающимся организациям: теория и практика: монография / Н.Б. Акатов. - Пермь: Перм.нац.исслед. политехн. ун -т, 2012. - 251 с.
6. Андрейчиков, А.В. Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике: основы стратегического инновационного менеджмента и маркетинга: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направлению «Прикладные математика и физика» или по направлениям и спец. в обл. естеств. наук, техники и технологии, систем. анализа и упр. / А.В.Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - 2-е изд. - М.: Либроком, 2012. - 242 с.
7. Акулич И.Л. Маркетинг взаимоотношений. - М.: Высшая школа, 2015. - 256 с.
8. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: учебник / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 365 с.
9. Булов А.А. Основы менеджмента / А.А. Булов, Т.А. Кислова. - СПб.: СПГУВК, 2016. - 385 с.
10. Бун Л., Куртц Д. Современный маркетинг: учебник. - М.: Юнити- Дана, 2012. - 1039 с.
11. Бунеева Р.И. Коммерческая деятельность: организация и управление: учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 350 с.
12. Волков В.И. Экономика предприятия: Учебное пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. - 2-e изд. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 264 с.
13. Горфинкель, В.Я. Экономика фирмы (организации, предприятия): Учебник / В.Я. Горфинкель, Т.Г. Попадюк; Под ред. Б.Н. Чернышева, В.Я. Горфинкеля. - 2-e изд. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 296 с.
14. Грант, Роберт М. Современный стратегический анализ: учеб. для слушателей, обуч. по прогр. «Мастер делового администрирования» / Роберт Грант; [пер. с англ. И.И. Малковой, под ред. В.Н. Фунтова]. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 537 с.
15. Гуськов, Ю.В. Стратегический менеджмент: учебник / Ю.В. Гуськов. - М.: Альфа-М, 2016. - 192 с.
...