Аннотация 3
Введение 6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1 Малый и средний бизнес: понятие, структура и особенности развития 8
1.2 Роль малого бизнеса в экономике различных стран 14
1.3 Нормативно-правовые основы функционирования малого бизнеса в Российской Федерации 20
2. АНАЛИЗ ФОРМ И МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ 25
2.1 Анализ состояния и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в РФ 25
2.2 Особенности форм и методов государственной поддержки малого бизнеса в России 29
2.3 Анализ финансово-кредитных факторов активизации малого бизнеса в РФ 36
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА 49
3.1 Современные проблемы развития малого бизнеса в России 49
3.2 Совершенствование методов государственной поддержки малого бизнеса в РФ 53
Заключение 61
Список использованной литературы 63
Малое и среднее предпринимательство является одной из важных сфер современной рыночной экономики. Об этом сказал и Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев на встрече с представителями малого и среднего предпринимательства, которое состоялось 7 сентября 2016 года в г. Улан-Удэ. По его мнению, сектор малого и среднего предпринимательства является фундаментом для развития экономики страны1.
Развитие сферы предпринимательства способствует увеличению среднего класса, что в свою очередь формирует гражданское и демократическое общество, которое будет благотворно влиять на укрепление страны. Представители среднего класса должны иметь предопределенный уровень дохода, который позволит исполнить не только свои цели, но и жизненный социальный стандарт. Это люди, владеющие собственностью и обладающие определенными рамками поведения, что позволяет влиять на общественные процессы. Чем многочисленнее этот класс, тем устойчивее стоит на ногах малое и среднее предпринимательство.
В 2015 году прошло заседание Государственного совета в Кремле, где Президент РФ Владимир Путин в своем выступлении призвал поддержать предпринимателей. Президент в этом выступлении затронул одну из ключевых проблем предпринимательства. Специфика этой проблемы в том, что стимулы для создания дела минимальны, их перевешивают риски и преграды2. Действительно, существует ряд преград, которые мешают развитию малого и среднего предпринимательства.
Основными проблемами являются проблемы незащищенности данной сферы, кредитная необеспеченность, трудности в регистрации своего бизнеса, нехватка начального капитала, низкая квалификация сотрудников, минимальное количество помещений для реализации своей деятельности, дорогое оборудование и т.д.
Целью дипломной работы является исследование основных форм и методов государственной поддержки малого бизнеса в России.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие, структуру и особенности развития малого и среднего бизнеса в РФ;
2. Определить роль малого бизнеса в экономике различных стран;
3. Изучить нормативно-правовые основы функционирования малого бизнеса в Российской Федерации;
4. Провести анализ состояния и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в РФ;
5. Исследовать особенности форм и методов государственной поддержки малого бизнеса в России;
6. Провести анализ финансово-кредитных факторов активизации малого бизнеса в РФ;
7. Проанализировать современные проблемы развития малого бизнеса в России;
8. Предложить совершенствование методов государственной поддержки малого бизнеса в РФ.
Предметом исследования выступают особенности системы государственной поддержки малого бизнеса.
Объектом исследования являются малые предприятия.
В процессе исследования и при обработке информации применялись различные методы и приемы экономического анализа, системного анализа и статистики. Информационную базу работы составили работы зарубежных и российских авторов, данные Федеральной службы статистики, нормативно-правовая база федеральных и региональных органов управления в сфере внешнеэкономической деятельности, информация по вопросам внешнеэкономической деятельности предприятий малого бизнеса России, опубликованная в сети «Internet».
Роль малого бизнеса состоит в создании необходимой атмосферы конкуренции, способной быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской отрасли, создавать дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ. Также обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию, кооперацию и атмосферу конкуренции, также оно способно не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.
Малый бизнес принимает непосредственное участие в формировании бюджетов на всех уровнях. Малые предпринимательства производят отчисления в бюджет, которые отчисляются от прибыли различных организаций, также он играет значительную роль в образовании рабочих мест, то есть являются источников доходов для населения. Также малые предприятия оказывают помощь в сборе налогов с физических лиц, что увеличивает сумму доходов федерального бюджета. Дальнейшее развитие малого бизнеса невозможно без поддержки со стороны государственных и муниципальных органов. В настоящее время существуют формы поддержки малого бизнеса, которыми может воспользоваться начинающий предприниматель.
Основная проблема большинства владельцев малого бизнеса - это ограниченный бюджет, который не позволяет развиваться в полную меру и вынуждает постоянно экономить то на продвижении, то на персонале, то еще на чем-то. Но есть некоторые льготы, на которые малый бизнес вправе претендовать и которые могут укрепить позиции на первых порах деятельности.
Несмотря на декларируемые государством приоритеты поддержки развития малого и среднего бизнеса в стране, ситуация по доступу к источникам финансирования развития показывает ухудшение даже в сравнении с докризисным периодом. В условиях рецессии российской экономики финансовая поддержка малого бизнеса необходима не только с экономической, но и социальной направленности. Вместе с тем, получить кредит для малых предприятий, работающих менее года, практически нереально.
Также это невозможно сделать, если предприятие ведет упрощенную систему налогообложения и не имеет залога или поручителя. Мировая практика наработала достаточно обширный материал по снижению кредитных рисков малого предпринимательства. В большинстве стран применяют стандартные модели, которые можно использовать и в нашей стране. Конкретные механизм роста объема кредитов малому и среднему бизнесу могут быть различными, имея, в том числе и региональную специфику.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с поправками от 30 декабря 2008 года, 5 февраля 2014 года и изменениям на 2016 год). - М.: Эксмо, 2016.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 № 52-ФЗ (по состоянию на 25 октября 2016 г.). - М.: Проспект, 2016. - 213 с.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» / Справочно-правовая система Консультант Плюс.
4. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» от 31.12.2001 № 198-ФЗ / Справочно-правовая система Консультант Плюс.
5. Федеральный закон от 13.07.2015 N 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / «Собрание законодательства РФ», 20.07.2015, N 29 (часть I), ст. 4372.
6. Указ Президента Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» / Справочно-правовая система Консультант Плюс.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-Р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» / Справочно-правовая система Консультант Плюс.
8. Указание ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У, письмо ЦБ РФ от 08.12.2014 N 29-1-1-6/9698. СПС Консультант Плюс.
9. Ананьев А. А. Управление развитием малых и средних производственных предпринимательских структур: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / А. А. Александрович. Москва, 2014. 135 с.
10. Агафонов А.А., Иванченко И.С. Анализ факторов, влияющих на динамику банковского кредитования малого бизнеса в России // Научное обозрение. 2015. № 8. С. 312-317.
11. Богачкова Л.Ю. Регулирование развития малого и среднего бизнеса в России / Л.Ю. Богачкова, А.А. Усачев // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2015. - № 3 (32) - С. 52-61.
12. Бочарова О.Н., Потокина С.А., Ланина О.И. Анализ кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в России: меры создания благоприятных условий // Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 3 (61). С. 9-13.
13. Буров В.Ю. Роль и содержание малого предпринимательства в исследованиях современных российских ученых // Вестник Бурятского гос. ун-та. 2014. Т. 2. № 1. С. 89-91.
14. Волкова И.А., Попова А.Ю. Современные проблемы малого и среднего бизнеса в России // Концепт. 2016. № 4. С. 6-10.
15. Государственное финансирование бизнес-инкубаторов в России / Седаков Д.М.//Интернет-журнал «Науковедение» Выпуск 2, март-апрель 2014.
...