Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1. Понятие инноваций и инновационной деятельности 8
1.2. Особенности управления инновационной деятельностью на предприятии 15
1.3. Система показателей оценки эффективности инновационной деятельности 18
Глава 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЛЭНД-СЕРВИС» 25
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «ЛЭНД-СЕРВИС» 25
2.2. Инновационный проект «FULL-SERVICE» на предприятии 33
2.3. Оценка влияния инновационной деятельности на финансовые результаты 41
Глава 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ «ЛЭНД-СЕРВИС» 47
3.1. Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления инновационной деятельностью 47
3.2. Экономический эффект предложенных мероприятий 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Для каждого предприятия в условиях нынешней рыночной экономики приоритетной целью является обеспечение долговременного экономического роста, который, в свою очередь, сопровождается повышением эффективности производства, увеличением конкурентоспособности предлагаемых продуктов и услуг, улучшением условий труда. Ключевым фактором успеха, позволяющим обеспечить достижение этих условий, является способность компании глобально изменяться или изменять свою продукцию, поведение на рынке, подходы к управлению и прочее. Это означает возможность достижения целей экономического роста в любой из сфер деятельности предприятия путём использования информации и достижений научно-технических проектов и разработок, называемых инновациями.
Система управления организацией находится в тесной взаимосвязи с управлением инновационной деятельностью, однако последнее имеет существенные отличия в методах управления и критериях оценки ввиду своей основанности на прогнозах и предвидении изменений. Менеджмент инноваций безусловно имеет схожесть с управлением предприятием в целом в функциях, способах и свойствах управления, и одно не может функционировать отдельно от другого. Принципиальным отличием деятельности по управлению инновациями от текущего производства является тот факт, что оценка текущего состояния предприятия строится на определении условий успеха на основании опыта прошлых лет и устоявшихся тенденций. Все это говорит о необходимости существования на предприятии системы управления инновационной деятельностью, осуществляющей планирование и организацию инноваций в одном направлении с миссией фирмы и имеющей общие с ней стратегические цели и задачи.
В рамках данной системы необходимо по крайней мере на минимальном уровне организовать инновационные процессы, для управления которыми должна существовать система показателей оценки эффективности управления инновационной деятельностью, помогающая анализировать способность компании к инновационным решениям и служащая мерой успеха фирмы в данной области.
Согласно исследованиям аудиторской сети PricewaterhouseCoopers, половина от трёх с половиной сотен опрошенных руководителей североамериканских компаний предпринимают попытки оценить инновационную деятельность своих фирм, однако используют для этого отдельные критерии оценки и различные подходы, и только единицы имеют целостную систему показателей оценки инноваций, которая целесообразна в сочетании со стратегией развития конкретной организации [10].
В основной своей массе такая ситуация обстоит и на российском рынке компаний, имеющих в ряде направлений своей работы деятельность по управлению инновациями. Этим объясняется актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы по оценке эффективности управления инновационной деятельностью предприятия. На практике такие отечественные предприятия ограничиваются оценкой величины годового бюджета на разработку новшеств, влияния внедрения инноваций на уровень доходов компании, а также оценкой повышения производительности труда, роста доходов от качественно новых продуктов, удовлетворённости потребителей, количества полученных патентов и т.д. В определённой мере перечисленные показатели могут быть полезными для оценки уровня эффективности и влияния на компанию инновационной деятельности, однако они не измеряют потенциальные возможности и угрозы фирмы в данном аспекте, не оценивают факторы влияния и не несут в себе существенного значения для принятия управленческих решений в области инвестиций инновационных проектов.
Объектом исследования выступает инновационная деятельность сервисной службы «ЛЭНД-СЕРВИС», имеющей главным направлением своей работы аварийное и комплексное техническое обслуживание торговых и промышленных объектов.
Предметом исследования стали экономические отношения и явления, сложившиеся в результате взаимодействия основных элементов инновационной деятельности на исследуемом объекте.
Основной целью работы является оценка эффективности управления инновационной деятельностью ООО «ЛЭНД-СЕРВИС» на базе теоретических знаний и практических исследований компании, а также разработка рекомендаций по её повышению. В соответствии с поставленной целью необходимо решить комплекс задач:
√ Определить место и роль инноваций в деятельности предприятия, рассмотреть их классификацию, основные функции и свойства;
√ Выявить особенности управления инновационной деятельностью на предприятии;
√ Обозначить систему показателей, необходимую для оценки эффективности управления инновациями;
√ Провести анализ деятельности ООО «ЛЭНД-СЕРВИС»;
√ Оценить влияние инновационной деятельности исследуемого предприятия на его финансово-экономические показатели;
√ На основе полученной информации разработать рекомендации по повышению эффективности управления инновационной деятельностью предприятия «ЛЭНД-СЕРВИС».
Информационной базой исследования послужили статистические данные, опубликованные в экономической литературе и периодической печати; учебники и издания зарубежных и отечественных авторов по изучаемой тематике; материалы, предоставленные предприятием «ЛЭНД- СЕРВИС»; результаты исследований, лично проведённых автором данной работы.
Основной целью данной выпускной квалификационной работы являлась оценка эффективности управления инновационной деятельностью ООО «ЛЭНД-СЕРВИС» и разработка рекомендаций по её повышению. В соответствии с поставленной целью, в процессе написания работы был решён комплекс нижеописанных задач.
В работе было определено место инноваций как в деятельности предприятия, так и в развитии государства и всего мира вследствие раскрытия различных их функций и свойств. По отношению к отдельным организациям, инновации выступают генератором прибыли, способствуют увеличению доли рынка и освоению новых его сегментов (в случае внедрения радикальных инноваций), стабилизации положения компании на рынке и расширению круга потенциальных покупателей (улучшающие инновации). При внедрении технологий, способствующих сокращению объёмов потребления энергии, топлива и воды, снижаются издержки, при использовании улучшенных средств и предметов труда, совершенствовании форм организации и технологических процессов производства, улучшаются условия труда, повышается профессиональная подготовка кадров. Всё это в той или иной степени приводит к получению экономического эффекта от внедрения инновации в виде прибыли и росту финансовой устойчивости предприятия, что и является главным движущим стимулом любой коммерческой организации.
В масштабах государства роль инноваций определяется созданием новых отраслей экономики, единого рыночного пространства, повышением экономического роста, конкурентоспособности, обороноспособности страны, ростом уровня жизни населения. Для мира в целом инновации обеспечивают интеграцию общества, удовлетворение потребностей человека и способствуют его развитию, как личности, решают глобальные проблемы человечества.
Управление инновационной деятельностью находится в тесной взаимосвязи с управлением предприятием в целом, однако требует иных подходов и методик ввиду интенсивности происходящих изменений, непостоянства деятельности, невозможности чёткой оценки эффекта от внедрения новшества, импульсивности и индивидуальности характера участников проектов. Поэтому менеджер по управлению инновациями должен уметь разрабатывать особую систему методов и приёмов, обладать навыками прогнозирования, управления рисками и составления индивидуальной для предприятия программы действий, применять различные виды и формы коммуникаций, обладать такими качествами, как креативность, мобильность, гибкость и прибегать к ним в процессе своей деятельности.
Для оценки управления инновациями не существует однозначной для всех предприятий системы критериев, что означает необходимость разработки менеджером особенной для конкретной организации системы оценки эффективности инноваций. Показателями, входящими в эту систему могут являться финансовые результаты фирмы до и после внедрения проекта, уровень её платёжеспособности и финансовой устойчивости, показатели использования трудовых и материальных ресурсов. В целях принятия решения о целесообразности финансирования проекта используется расчет чистого дисконтированного дохода, индекса доходности, срока окупаемости проекта и внутренней нормы доходности, что даёт возможность сравнить различные варианты проекта, выбрать лучший из них и определить уровень его доходности.
В ходе исследования был проведён анализ предприятия «ЛЭНД- СЕРВИС», занимающимся комплексным обслуживанием торговых и промышленных объектов. В целом по предприятию за последние три года наблюдается отрицательная тенденция показателей оборачиваемости, динамики прибыли и издержек, что говорит о плохом финансовом состоянии. Вследствие анализа показателей 2013 года компания решила улучшить финансовое состояние за счет разработки инновационного проекта FULLSERVICE, позволяющего с наименьшими затратами времени и денежных средств производить обслуживание объекта.
Для принятия решения о целесообразности финансирования инновационного проекта исследуемой компанией была проведена оценка его эффективности с помощью ряда показателей. По внутриорганизационным расчетам, срок окупаемости проекта составил 2 года 7 месяцев, чистая приведённая стоимость проекта прогнозируется в размере 3,61 млн. рублей, индекс доходности равняется 1,3 относительных единиц, а внутренняя норма доходности 12,27%. Расчеты показали, что проект обладает неплохими инвестиционными характеристиками, имеющими положительные значения, а, следовательно, инновационный проект был рекомендован к реализации.
Вследствие введения инновации в 2015 году некоторые показатели улучшили свое значение, однако, из-за неумелого и малоэффективного управления инновационной деятельностью большое количество коэффициентов показало отрицательные значения. О неэффективности управления инновационной деятельностью свидетельствует темп снижения чистой прибыли предприятия, вызванный уменьшением выручки более быстрыми темпами, чем снижение затрат. У предприятия наблюдаются недостатки организации управления, которые выражены в увеличении затрат и зависимости от заемных средств, вызванных внедрением проекта. Данные статьи ухудшают финансовое положение и эффективность использования прибыли организации.
Для повышения эффективности управления инновационной деятельностью в организации «ЛЭНД-СЕРВИС», в ходе работы было предложено внедрить систему управления инновациями, что позволит наиболее эффективно осуществлять анализ динамики показателей, выявление отклонений и их причин, планирование и контроль инновационных проектов. По мнению автора осуществление данного мероприятия сократит себестоимость на 10% вследствие снижения постоянных и переменных затрат и обеспечит дополнительный доход в размере 4723,8 тыс. рублей.
Для решения проблемы недостаточно эффективного осуществления функции контроля инновационной деятельности было предложено создать в штате предприятия должность специалиста по планированию и контролю инновационной деятельности и привлечь на нее высококвалифицированного работника в области инноваций, что позволит увеличить производительность труда и получить дополнительный доход в размере 142,6 тыс. рублей за первый год.
Нормативные правовые акты:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) № 51-ФЗ от 30.11.1994 г. / Собрание законодательства РФ. - № 32, 87 с.
2. Об обществах с ограниченной ответственностью: федеральный закон от 8.02.1998 г. № 14-ФЗ / Собрание законодательства РФ. - №7, 78 с.
3. Нормативный документ «ПОЛОЖЕНИЕ О Сервисном центре Общества с ограниченной ответственностью «ЛЭНД-СЕРВИС» от 01.01.2015 г., 7 с.
Специальная литература:
4. Анищенко Ю.А., Рагозина М.А., Сафронов М.В. Методика оценки эффективности деятельности малого инновационного предприятия / Фундаментальные исследования, 2015. № 9 - 115 с.
5. Беляев Е.В. Этапы внедрения процессного подхода как инновационного проекта по совершенствованию деятельности компаний.: Региональное приложение, 2013. - 273 с.
6. Гареева Н.А. Инновационное развитие предприятия: оценка и перспективы / Креативная экономика, 2016. - Т. 10. - № 6. - 73 с.
7. Герасимов Б.Н., Новикова Н.А. Оценка эффективности управления развитием инновационной деятельности предприятия / Вестник Самарского государственного экономического университета, 2015. - №6 - 128 с.
8. Гончарова Е. В., Дуйсекова З. Г. Методы оценки и критерии эффективности инноваций / Научно-методический журнал «Концепт», 2016. - 103 с.
9. Грибов В.Д., Никитина Л.П. Инновационный менеджмент.: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2012. - 311 с.
10. Ежегодный опрос руководителей крупнейших стран мира. Трансформация: технологии, инновации и квалифицированные специалисты.: Статья международной сети PwC / Под ред. Малышева О.А. М., 2015. - 12 с.
11. Инновационный менеджмент.: Учебник / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. - 3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2012. - 461 с.
12. Клейман А.В. Управление затратами.: Учебное пособие / А.В. Клейман. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2013. - 287с.
13. Крылов А.Г. Модель оценки экономической эффективности проектного управления инновационной деятельностью предприятий / Экономика и менеджмент инновационных технологий, 2015. - №2 - 42 с.
14. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент.: Учебник. М.: ИНФРА- М, 2013. - 295 с.
15. Палий В.Ф. Экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятий.: Учебник / Под ред. В.Ф. Палий, Л.П. Суздальцева. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 493 с.
...