Анализ цветовой организации среды города (Санкт-Петербургский политехнический университет)
|
Есть приложения.
Введение 3
1. Факторы , влияющие на воздействие цвета в среде 7
2. Особенности восприятия цвета. Аспекты влияния цвета на состояние человека 9
3. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта 14
4. Проблемы цветовой организации в среде города 21
Заключение 30
Список источников 31
Приложения 33
Введение 3
1. Факторы , влияющие на воздействие цвета в среде 7
2. Особенности восприятия цвета. Аспекты влияния цвета на состояние человека 9
3. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта 14
4. Проблемы цветовой организации в среде города 21
Заключение 30
Список источников 31
Приложения 33
В условиях интенсивного процесса урбанизации городской дизайн достаточно быстро стал одним из самых распространенных средств организации эстетически выразительных городских ансамблей и комплексов, несколько потеснив традиционные малые архитектурные формы, монументально-декоративное искусство[3]. Эргономичные, мобильные и легкозаменяемые элементы городского дизайна создавали своеобразный буфер, масштабный, функциональный, художественно-композиционный, визуально-семантический и др., между человеком и новой высотной застройкой города, обеспечив тем самым «высотный» и территориальный рост последнего вне явно выраженного конфликта с человеком[21].
Таким образом, организация предметно-пространственной среды города, как и исследование этого процесса, сегодня уже не может рассматриваться вне триады: «человек-дизайн-город», отражающей современные веяния и происходящие в нашем обществе перемены. Каждая из составляющих этой триады, безусловно, имеет свою природу и развивается по собственным законам. Однако, несмотря на сущностные различия и определенную автономность, они находятся сегодня, как никогда ранее, в тесной взаимосвязи. Термины «городской дизайн», как и его синоним «дизайн городской среды», уже прочно вошли в наш профессиональный лексикон. Сегодня они используются в обозначении номинаций многих конкурсов, выставок и фестивалей дизайна у нас в стране и за рубежом, в наименовании дизайнерских специальностей и специализаций в дизайнерских, архитектурно-художественных и технических вузах. При этом как самостоятельная область проектно-художественной деятельности дизайн городской среды сложился относительно недавно[14].
Происходящее сегодня активное и широкомасштабное внедрение дизайна в пространственную среду города все еще носит в значительной степени спонтанный характер, вызывая тем самым необходимость энергичного поиска научно обоснованного механизма управления этим процессом в комплексе с решением задач архитектурно-художественной и планировочной организации пространственной структуры города. Выявление современных прогрессивных тенденций в области дизайна города, выработка научно обоснованных принципов, различных концептуальных и теоретических моделей организации предметно-пространственной среды города, отражающих современные тенденции постиндустриальной формации, становятся одним из центральных вопросов в фундаментальных исследованиях архитекторов, градостроителей и дизайнеров.
Ранее уже предпринимались попытки разрешить проблему колористики в городском пространстве. Важность цвета в архитектуре неоднократно отмечалась деятелями науки и искусства [6]. Он является одним из мощных факторов, формирующих комфортную визуальную среду и одной из важнейших характеристик большей части произведений искусства. Современными учеными психологами установлен факт прямого влияния цвета на психологическое состояние человека, его самочувствие, трудоспособность и активность, а также вегетативную нервную систему, которая отвечает за деятельность внутренних органов [18]. Кроме того, за счет использования широкой цветовой гаммы можно обогатить визуальную среду и насытить её зрительными элементами и необходимой информацией .С помощью цвета можно создать иллюзию огромного пространства в рамках маленького формата и "сузить" необъятные просторы. Таким образом, нельзя недооценивать значения колористического образа архитектурной среды, которую мы регулярно визуально воспринимаем.
Сегодня цвет является обязательным атрибутом предметно-пространственной среды, одним из элементов архитектурно-градостроительной формы. Его рассматривают как основу для формирования окружающего пейзажа пространства и повышения качества жизни горожан[17].
С помощью цвета можно придать городскому пространству определенную стилевую направленность, объединить разно стилевые постройки, создать цветовые акценты, организовать целостный образ городской среды. Поэтому вопрос цвета становится одним из определяющих в современном городе.
Функции цвета в современной архитектуре подразделяются на 3 основные: ориентации в пространстве и времени, обеспечение психофизиологического комфорта и создание единого колористического образа[12].
В настоящее время одним из важнейших критериев при оценке качества жилых домов является их взаимосвязь с природной средой. Это объясняется тем, что в системе каждодневных потребностей человека (биологических, психологических, социальных, трудовых, экономических и т. д.) выделяются потребности связанные с экологией восприятия среды обитания[15].
Формирование гармоничного цветового восприятия архитектурной среды будет более эффективным, если учитывать следующие условия:
- природно-климатические условия;
- структура города;
- историческая архитектурная полихромия и цветовой культуры населения;
- местные строительные материалы;
- концепция и образ конкретного сооружения; - использование цвета для создания наилучшего психологического климата и комфорта.
Таким образом, актуальность нашего исследования определилась группами проблем, такими как проблемы формирования цветового решения в городской среде.
На сегодняшний день та искусственная среда обитания, которую создал человек, не всегда является для него комфортной в плане колористических решений.
В процессе исследования визуальной колористической среды были выявлены следующие проблемы:
отсутствие целостной цветовой гармонии;
несоответствие исторической преемственности: исчезновение первоначальных колоритов, которые были утеряны в течении времени; Мы забыли, что уникальность каждого города неразрывно связано с его историей.
отсутствие цветовых контактов с природным окружением;
фасады зданий постепенно утрачивают цветовую палитру, тем самым разрушая уже существующий городской пейзаж.
доминирующая колористика рекламы и вывесок, и хаотичное ее размещение, что часто мешает ее объективному восприятию.
Все эти проблемы негативно сказываются на общем цветовом облике города, а также могут создать неправильное восприятие цветового единства в архитектуре. Чтобы избежать цветового нагромождения, эстетического беспорядка, выбор цвета должен основываться на принципах колористической гармонии, которая включает в себя раздел знаний о цветовой культуре и цветовых предпочтениях.
Таким образом, организация предметно-пространственной среды города, как и исследование этого процесса, сегодня уже не может рассматриваться вне триады: «человек-дизайн-город», отражающей современные веяния и происходящие в нашем обществе перемены. Каждая из составляющих этой триады, безусловно, имеет свою природу и развивается по собственным законам. Однако, несмотря на сущностные различия и определенную автономность, они находятся сегодня, как никогда ранее, в тесной взаимосвязи. Термины «городской дизайн», как и его синоним «дизайн городской среды», уже прочно вошли в наш профессиональный лексикон. Сегодня они используются в обозначении номинаций многих конкурсов, выставок и фестивалей дизайна у нас в стране и за рубежом, в наименовании дизайнерских специальностей и специализаций в дизайнерских, архитектурно-художественных и технических вузах. При этом как самостоятельная область проектно-художественной деятельности дизайн городской среды сложился относительно недавно[14].
Происходящее сегодня активное и широкомасштабное внедрение дизайна в пространственную среду города все еще носит в значительной степени спонтанный характер, вызывая тем самым необходимость энергичного поиска научно обоснованного механизма управления этим процессом в комплексе с решением задач архитектурно-художественной и планировочной организации пространственной структуры города. Выявление современных прогрессивных тенденций в области дизайна города, выработка научно обоснованных принципов, различных концептуальных и теоретических моделей организации предметно-пространственной среды города, отражающих современные тенденции постиндустриальной формации, становятся одним из центральных вопросов в фундаментальных исследованиях архитекторов, градостроителей и дизайнеров.
Ранее уже предпринимались попытки разрешить проблему колористики в городском пространстве. Важность цвета в архитектуре неоднократно отмечалась деятелями науки и искусства [6]. Он является одним из мощных факторов, формирующих комфортную визуальную среду и одной из важнейших характеристик большей части произведений искусства. Современными учеными психологами установлен факт прямого влияния цвета на психологическое состояние человека, его самочувствие, трудоспособность и активность, а также вегетативную нервную систему, которая отвечает за деятельность внутренних органов [18]. Кроме того, за счет использования широкой цветовой гаммы можно обогатить визуальную среду и насытить её зрительными элементами и необходимой информацией .С помощью цвета можно создать иллюзию огромного пространства в рамках маленького формата и "сузить" необъятные просторы. Таким образом, нельзя недооценивать значения колористического образа архитектурной среды, которую мы регулярно визуально воспринимаем.
Сегодня цвет является обязательным атрибутом предметно-пространственной среды, одним из элементов архитектурно-градостроительной формы. Его рассматривают как основу для формирования окружающего пейзажа пространства и повышения качества жизни горожан[17].
С помощью цвета можно придать городскому пространству определенную стилевую направленность, объединить разно стилевые постройки, создать цветовые акценты, организовать целостный образ городской среды. Поэтому вопрос цвета становится одним из определяющих в современном городе.
Функции цвета в современной архитектуре подразделяются на 3 основные: ориентации в пространстве и времени, обеспечение психофизиологического комфорта и создание единого колористического образа[12].
В настоящее время одним из важнейших критериев при оценке качества жилых домов является их взаимосвязь с природной средой. Это объясняется тем, что в системе каждодневных потребностей человека (биологических, психологических, социальных, трудовых, экономических и т. д.) выделяются потребности связанные с экологией восприятия среды обитания[15].
Формирование гармоничного цветового восприятия архитектурной среды будет более эффективным, если учитывать следующие условия:
- природно-климатические условия;
- структура города;
- историческая архитектурная полихромия и цветовой культуры населения;
- местные строительные материалы;
- концепция и образ конкретного сооружения; - использование цвета для создания наилучшего психологического климата и комфорта.
Таким образом, актуальность нашего исследования определилась группами проблем, такими как проблемы формирования цветового решения в городской среде.
На сегодняшний день та искусственная среда обитания, которую создал человек, не всегда является для него комфортной в плане колористических решений.
В процессе исследования визуальной колористической среды были выявлены следующие проблемы:
отсутствие целостной цветовой гармонии;
несоответствие исторической преемственности: исчезновение первоначальных колоритов, которые были утеряны в течении времени; Мы забыли, что уникальность каждого города неразрывно связано с его историей.
отсутствие цветовых контактов с природным окружением;
фасады зданий постепенно утрачивают цветовую палитру, тем самым разрушая уже существующий городской пейзаж.
доминирующая колористика рекламы и вывесок, и хаотичное ее размещение, что часто мешает ее объективному восприятию.
Все эти проблемы негативно сказываются на общем цветовом облике города, а также могут создать неправильное восприятие цветового единства в архитектуре. Чтобы избежать цветового нагромождения, эстетического беспорядка, выбор цвета должен основываться на принципах колористической гармонии, которая включает в себя раздел знаний о цветовой культуре и цветовых предпочтениях.
Гармоничная цветовая среда складывается из нескольких типов компонентов, каждый из которых имеет свои цветовые характеристики. Продуманное сочетание компонентов позволяет создать комфортную цветовую среду и уникальный цветообраз каждого ее фрагмента. Учет различных сценариев цветовой организации мизансцен позволяет формировать решения для городской среды, учитывающие все ее аспекты. Включенность элементов всех масштабных уровней в цветовое моделирование жилой среды дает широкие возможности ее разнообразия. На основе комбинаторики распределения ролей в цветовой композиции для компонентов разного масштаба и типологического ряда жилой среды возможны как дальнейший анализ и систематизация существующих приемов, так и моделирование новых вариантов средовых ситуаций.



