Введение
Глава 1. Этические основания этики аутентичности………………………..8
1.1 Содержательный анализ аутентичности: от понятия к концепту………8 - 17
1.2 Аутентичность и верность пути подлинной веры у С. Кьеркегора…..17 - 31
1.3 Аутентичность Dasein в онтологии М.Хайдеггер
Глава 2. Аутентичность Ж.-П. Сартра: от феноменологии к социальным преобразованиям
2.1 Феноменологический базис аутентичности у Ж-П. Сартра
2.2 «Я» и «Другой»: признание как социальная основа аутентичности
Глава 3 Аутентичность как основание экзистенциального выбора……….89 - 90
3.1 Экзистенциальный выбор - опыт подлинности
3.2 Отказ от экзистенциального выбора
Заключение
Список литературы
Оскар Уайльд сказал: «Будь собой. Все остальные роли уже заняты». Но будучи самим собой или становясь им, возникает целый ряд сложных философских вопросов. Эти вопросы активно обсуждались в течение прошлых веков под знаменем поиска подлинности и соответствующего образа жизни.
В самом общем смысле, аутентичность означает, субъект или объект олицетворяющий «верность» или определяющийся «оригиналом», «бесспорным в своем происхождении или авторстве». (С. Варга и Ч. Гуиньон)
Одной из нитей, плетущих ткань дискурса самости, аутентичность представляется чем-то положительным, что должно быть реализовано с позиции верности самому себе, в частности, подлинной, оригинальной или бесспорной самости.
Актуальность работы исходит из самого определения аутентичности как самости поскольку то, кем «Я»(действительно) являюсь часто используется в качестве содержания аутентичности. Из этого следует трудность прямого описания того, что означает подлинная личность или образ жизни. Вместо этого подлинность концептуализируется как критика против недостоверного образа жизни, который воспринимается неправдивым и ложным (Ч. Гуиньон, Ж.-П. Сартр). В отличие от такой неподлинной жизни, как уже говорилось, аутентичность подразумевает оригинальность, правдивость, и достоверность, что предполагает развитие определённого качества жизни, который формируется индивидуально и во «внутреннем пространстве», а не предписывается социальной позицией, традицией или соглашением. Людей можно назвать подлинными, когда они не только создали и реализуют свой «стиль» жизни, но и несут за него ответственность. В этом смысле подлинность тесно пересекается со свободой как автономией и напрямую зависит от нее. Формулы «быть верным самому себе» или «становиться тем, кем ты есть» становятся актуальными для многих, живущих в эпоху отчужденности и деперсонализации. Однако, помимо этого, дополнительные проблемы с подлинностью возникают, если мы пытаемся понять, что лежит в основе морального идеала подлинной жизни? Что следует понимать «истинным» или «подлинным» я? Где можно найти аутентичную личность? Это сущность или явление опосредованное возможностью быть свободным и способностью выбирать? Ее нужно открыть в себе, или оно создается на протяжении всей жизни? Как другие могут распознать, какое внешнее выражение будет подлинным, а ка-кое нет? Как можем достоверно знать себя? Если подлинное я включает в себя негативные качества, с которыми не хочется ассоциироваться, то как такое истинное «я», если оно существует, относится к внешнему социальному миру, реализуя эти качества?
Поскольку решающим фактором в развитии представления о подлинности было то, что она возникла вместе с отчетливой концепцией самости, подобное направление интерпретации демонстрирует решающие параллели с традицией «религиозного индивидуализма», которая сосредотачивает религиозную жизнь на личности и подчеркивает важность интроспективного изучения внутренних мотивов, намерений. Так как понимание подлинности связано с субъектом и его «внутренним пространством», аутентичность как некоторое качество обнаруживается через возможность выбирать, в то время как выбор тесно связан с понятием свободы и автономии. Во многом идея автономии проложила путь развития идеи подлинности. Однако подлинность выходит за рамки автономии, поскольку чувства и глубочайшие желания человека могут перевешивать результаты рационального анализа при принятии решений, а также готовность погрузиться в господствующие нормы и даже разделить общественные ценности. Подлинность становится неявно критической концепцией, ставя под сомнение правящий общественный порядок и общественное мнение. Кроме этого, актуальность работы обусловлена критическим положением, выражающим беспокойство о жизнеспособности подлинности, где сосредоточенность субъекта на собственной мировоззренческо-чувственной позиции может порождать эгоцентричную озабоченность собой, которая является антисоциальной и разрушительной для альтруизма и сострадания к другим. Однако можно утверждать, что это становится проблемой только в том случае, если человек считает подлинность исключительно субъективным мироощущением. Таким образом, столкновение между моралью, общественной жизнью и подлинностью будет происходить, если «подлинное» Я считается фундаментально склонным к антиобщественному поведению. Другой вопрос: возможна ли подлинность как объективный критерий и способна ли обладать моральным содержанием или нормативным содержанием вне рациональных обоснований?
Вопрос на ответ кроется в понимании природы человека, например, как Ницше и Фрейд, подвергли сомнению позитивную сущность человеческой при-роды. В терминах данной герменевтики человеческая природа начинает восприниматься как сосредоточие агрессии, беспорядка и неразумности и тогда этическое содержание концепта подлинности невозможно.
Также существует серьезная озабоченность не по поводу оптимистического взгляда на человеческую природу, а по поводу самой концепции самости, лежащей в основе идеи подлинности. Так существует утверждение, что дихотомии, на которых основывалась аутентичность - соответствие против автономии, личность против общества или внутренние мотивации действий против любых другой направленностей мотиваций были ошибочными. И исходящее из них содержание аутентичности, а также стремление к подлинности невозможно, так как влечет за собой потерю связи с сообществом.
В заключительной части «Слова и вещи» Фуко утверждал, что в современном обществе наблюдается кризис не только подлинности, но и всей идеи субъекта, что «человек исчезнет, как исчезает лицо, начертанное на прибрежном песке». Если мы являемся самостоятельными существами, которые сами выстраивают себя от одного момента к другому, то представляется, что термин «подлинность» может относиться только к тому, что кажется правильным в определенный момент. Сама идея аутентичного как того, что что-то является «оригинальным», «достоверным», «искренним» и т.д. теперь кажется сомнительной. Все обозначенные выше основания определили актуальность темы исследования «Аутентичность и основание экзистенциального выбора»
Цель исследования: Изучение этического содержания концепта «аутентичность» в связи с проблемой экзистенциального выбора.
Задачи:
1. Определить границы понятия аутентичность и содержательные пределы;
2. Вскрыть специфику концепта аутентичности в философской системе Кьеркегора, Хайдеггера и Сартра;
3. Построение новой модели аутентичности через анализ «Заметок по Этике» Ж.- П. Сартра;
4. Определить и обосновать возможности экзистенциального выбора в качестве условия аутентичности.
Объект исследования: Концепт аутентичности в работах основных представителей экзистенциализма.
Предмет исследования: Экзистенциальный выбор как условие этического содержания концепта аутентичность.
Методы: Принцип объективности, позволяющий избежать искажения идей, сложившихся в условиях иной культуры; системный подход, в соответствии с которым аутентичность рассматривается во взаимосвязи и преемственности компонентов и служит обогащением содержания понятия; аксиологический подход, позволяющий раскрыть гуманистический характер и этический аспект содержания аутентичности.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили следующие концептуальные подходы рассмотрения понятия аутентичность:
- Подход, в рамках которого аутентичность является строго этическим концептом. Изучением этого подхода занимались Ферара, Триллинг, Тейлор, Варга. Тейлор утверждает, что подлинность - это «напряженный моральный опыт, который фундирует искренность. Подлинность требовательная концепция, ведь самость и то в чем она состоит и чем выражается, составляет предмет истины». Различия, однако, не просто количественное. Подлинность не является «моральным авторитетом», поскольку задавать стандарты нормативности, противоречит самой ее природе. Хотя этот термин происходит от auctoritas, власть к активности направленная на себя. Эта власть определяется как свобода создания подлинности через строгое соответствие социальным требованиям о значении того, что значит быть человеком. В рамках этого подхода, был произведен анализ произведений С. Кьеркегора, который позволил выявить подлинность как искренность и верность, в которой страстное принятие подлинной религиозной жизни и искреннего побуждение к действию жить, соответствует авторитету веры и выполняет все его требования.
- Подход, в рамках которого аутентичность является индивидуальной ориентацией в мире субъективного значения ценностей.
Считает человека особым природным существом, наделенным психологическими потребностями познания, как пути понимания «себя в мире» и «мира в себе», позволяет определять новые направления в изучении себя и прогнозировать возможности становления в проекте самости. С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, В. Франкл, Э. Фромми т.д.
- Подход к изучению аутентичности, в рамках которого обнаруживается его социальная природа. Направление интерпретации аутентичности, которое считает связь человека и общества источником подлинности - Л. Белл, Ч. Гуиньон, М. Хайдеггер Ж.-П. Сартр и т.д.
Источники и литература:
Для описания концепта аутентичности, его анализа, а также обозначения линии демаркации между содержательной интерпретацией концепта были ис-пользованы работы следующих авторов:
Л. Триллинг, А. Блум, А. Феррара, М. Фуко, Ч. Гуиньон, Ч. Тейлор, Я. Го-ломб
За основу были взяты работы: С. Кьеркегора «Страх и Трепет», М. Хайдеггера «Бытие и Время» и «Тетради по морали» Ж-П. Сартрав переводе С. Исаева, и Pellauer D., содноимённымназваниемNotebooks for an Ethics // The University of Chicago Press - Chicago and London,1983
Для описания этических направлений интерпретации аутентичности и ее критики, а также обоснование ее в качестве теоретической основы экзистенциального выбора были использованы работы следующих авторов:
С. Варга, Б. Уильямс, Я. Голомб, М. Хайдеггер, С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, А. Камю, А. Макентайер
Для построения новой модели аутентичности и вариантов ее социальной жизнеспособности были использованы работы следующих авторов:
Ж.-П. Сартр, С. Исаев, Л. Белл, Д. Андерсон,
Для анализа различных подходов к принятию решения предваряющих процедуру выбора и рефлексивного обоснования решения с позиции возможности приближения к некоторой «подлинности», а также утверждения о том, что экзистенциальный выбор является условием обоснования предпочтений были использованы работы следующих авторов:
С. Варга, Л. Триллинг, И. Ялом, Э. Фромм, В. Франкл, М. Циммерман, Р. Мэй, А. Маслоу
Список литературы содержит 78источников, из которых 31 на английском и 2 на французском языках.
Научная новизна:
- осуществлено исследование понятия «аутентичность» как феномена на основе интеграции трех концептуальных подходов, что позволило рассмотреть его во всей полноте и многомерности и конкретизировать его теоретическую модель;
-выявлены особенности аутентичной установки личности, которая проявляется в реорганизации смысловой сферы личности, актуализирующийся в ситуации экзистенциального выбора, т.е во взаимодействии системы «человек» - актуальная среда;
- показана связь аутентичности с открытой направленностью личности на самоусовершенствование, ее этический аспект, который обеспечивает развитие индивидуальности и оптимизация своего существования;
- установлено, что аутентичность связана с выбором себя, что является самоактуализацией и этот процесс происходит своеобразным определением и уточнением своей экзистенции как континуума возможностей;
- уточнены и расширены понятия «аутентичность» и выявлены механизмы ее практической жизнеспособности в социальной сфере.
- впервые был произведен анализ непереведенного произведения Ж.-П. Сартра Cahierspourunemorale (1983) в переводе на английский язык D. Pellauer, NotebooksforanEthics.
Теоретическая и практическая значимость работы: Теоретическая значимость исследования связана с инновационным характером постановки проблемы. Приведенные в ВКР положения и выводы позволяют использовать их в написании новых теоретических трудов по этике. Практическая значимость ис-следования заключается в том, что материалы могут найти применение в разработке теории аутентичности в социальной области, а также учитывая ее специфические компоненты, дополнением к алгоритмам принятия решений, так и при создании технологий самоактуализации как следствия осмысления себя в терминах экзистенциального выбора.
Апробация и публикация результатов исследования:
Результаты исследований, проведенных в рамках ВКР, были опубликованы в трех изданиях. Основные положения и исследования обсуждались на IX международной конференции Теоретическая и прикладная этика: Традиции и перспективы – 2017 «Этика революции» (СПБГУ), 71-ой Международной студенческая научно-практическая конференция, посвященной 130-летию со дня рождения А.В. Чаянова (Москва 2018), X международной конференции Теоретическая и прикладная этика: Традиции и перспективы – 2018 «Этика: Переосмысление» (СПБГУ); Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2019» (Москва 2019). Внедрение результатов исследования организовано путем проведения семинарских занятий с магистрами института философии Санкт-Петербургского Государственного Университета.
Структура работы включает: введение, три главы, заключение, библиографический список из 78-ти наименований.
В первой главе определяется значение понятия, его этический контекст и концептуальные особенности.
Во второй главе концепт дополняется и актуализируется через социальное взаимодействие. Рассматривается позиция Ж.-П. Сартра и предлагается новое понимание аутентичности как социально обусловленного признания.
В третей главе этические и социальные аспекты аутентичности принимаются субъектом в качестве возможно значимых, индивидуализируя его в социально-нормативном, а с другой, формируя основания ценностей предпочтения одной из альтернатив, т.е. создавая личностный ресурс осмысления себя в континууме экзистенциального выбора.
В исследовании была поставлена следующая цель: изучить этическое содержание концепта «аутентичность» в связи с проблемой экзистенциального вы-бора. Использование методологических подходов в аналитической работе над понятийным содержанием концепта, а также синтез разрозненных аспектов подлинности обозначенных философами – экзистенциалистами в литературном пространстве способствовали достижению цели путем объединения совокупности смысловых элементов понятия. Анализ понятия «аутентичность» как феномена на основе интеграции трех концептуальных подходов, позволил рассмотреть его во всей полноте и многомерности и конкретизировать его теоретическую модель.
Проведенная аналитико-герменевтическая работа позволила по новому раскрыть и переосмыслить содержание понятия аутентичность в этическом аспекте и обозначить пути теоретических разработок в направлении социальной реализации. Теоретический анализ концепций аутентичности показал, что в современной науке понятие аутентичность трактуется весьма широко, что способствует понятийной неопределенности и сложности серьезного изучения его как феномена. Описание аутентичности как качества самости носят этический, характер, и этот вывод позволяет понять его социальную природу и выделить значимые признаки. Важным структурным элементом аутентичности личности как качества самости и возможности самоосуществления, является способность к принятию экзистенциальных решений, обусловливающих воспроизведение более точного образа Я за счет наделения актуальным смыслом ценностей и трансцедентальному отождествлению с ними. Таким образом, особенностями аутентичной установки личности, становится реорганизация смысловой сферы личности, актуализирующиейся в ситуации экзистенциального выбора, т.е во взаимодействии системы «человек» - актуальная среда. В этой связи аутентичность к коррелирует с открытой направленностью личности на самоусовершенствование, ее этический аспект, определяясь как «подлинность», которая обеспечивает развитие индивидуальности и оптимизация своего существования. Этический элемент аутентичности позволяет развиваться личности, обогащая и усложняя стратегии взаимодействия. Аутентичность обусловлена качественным обменом системы человек и социальная среда, но в то же время является условием открытости и гибкости границ обеих систем. Выраженная через социальное взаимодействие аутентичность, определяется экзистенциальным выбором как средством самоидентификации и принятия некоторого порядка существования, в том числе и социально-нормативного. Взгляд на аутентичность, как на феномен этического содержания, который способствует установлению оптимального взаимодействия с «Другим», изложен в теоретических разработках Ж.-П. Сартра, под названием «Cahierspourunemorale», переведенных на английский язык PellauerDс одноимённым названием «NotebooksforenEthics», а также, фрагментов перевода С. Исаева «Тетради по морали». В перспективе Сартра экзистенциальный выбор определяет аутентичность поскольку становится следствием самоидентификации, идентификации в социальном сфере, а также признания Другого, в том числе как субъекта моральных отношений. Кроме этого в исследовании показано, что социальность личности которая определяется аутентичной установкой и позволяет уверенно и полноценно проживать настоящее и устремляться в будущее, которое возникает в настоящем, т.е. быть качеством психологической готовности удовлетворять системные потребности и осуществлять цели экзистенциального познания жизни.
1. Адорно Т. Жаргон подлинности. О немецкой идеологии. М.: Канон+, 2011. 190 с.
2. Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ в. М.: Московский рабочий, 1994. - 333 с.
3. Апресян Р.Г. Мораль и рациональность. М.: Институт философии, 1995. - 195 с.
4. Апресян О.В. Артемьева, А.В. Прокофьев. Феномен моральной императивности. Критические очерки. Р.Г.; Рос. Акад. наук, Ин-т философии. М.: ИФ РАН, 2018. - 196 с.
5. Афанасьевский В.Л. Тема Другого в философии Ж-П. Сартра. Аль-манах современной науки и образования. 2007. № 2. – 107 с.
6. Буланин Д. Сёрен Кьеркегор. Жизнь. Философия. Христианство / Сост. и пер. с англ. И. Басс. — СПб., 2004. - 243 с.
7. Бовуар С. Аллюзия любви. М.: Алгоритм, 2013. - 271 с.
8. Гайдукова Т.Т. Трагедия культуры и культура трагедии: Кьеркегор об иронии; Ницше. Трагедия культуры и культура трагедии. СПб.: Алетейя, 1995. - 113 с.
9. Гегель Г. В. Ф. Система наук., пер. с нем. Ю. Шпет; коммент. Ю. Р. Селиванова. М. Ч. 1 : Феноменология духа: Академический проект, 2008.- 767 с
10. Долгов К.М. От Киркегора до Камю. М.: Искусство, 1991. –397с.
11. Долгов К. М. Эстетика Жана-Поля Сартра. М.: Знание, 1990. – 290 с.
12. Зенкин С. Сартр и сакральное // Новое литературное обозрение. 2005. № 76, - 25-57 с.
13. Камю А. Рассказы и эссе: Посторонний, Чума, Падение.// пер. с фр. Н. Галь,М.: Радуга, 1988. - 463 с.
14. Кант И. Критика чистого разума., пер. с нем. Н. О. Лосского, М.: Наука, 1999. - 655 с
15. Кьеркегор С. Сборник соч.: Страх и трепет, Понятие страха, Болезнь к смерти.// пер. с дат., Н. В. Исаевой, С. А. Исаева. М.: Республика, 1993. - 383 с.
16. Ленгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности//Вопросы психологии. 2004. № 4. - 3-21с.
17. МакентайрА. После добродетели: Исследования теории морали. Екатеринбург. Изд.: Деловая книга, 2000 г. - 282 с.
18. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы.М.: Смысл,1999. - 425
19. Мэй Р. Сила и невинность. М.: Смысл, 2001. -248 с.
20. Ницше Ф. Собрание сочинений: По ту сторону добра и зла, Генеология морали, Антихрист, Сумерки идолов.М.: Эксмо-Пресс, 1998. - 1054с.
21. Ницше Фридрих. Так говорил Заратустра. - Харьков: Фолио, 1999. - 342 с.
22. Парсонс Т. Структура социального действия. М.: Академический проект, 2002. – 354 с.
23. Перцева А.А. Видимость субъекта между воображением и восприятием. Сартр и Мерло-Понти // Философский журнал. 2016. № 3. - 77-105 с.
24. Петрова Л.А. Тошнота и Небытие-В-Себе // STUDIA CULTURAE. 2011. № 13. - 141-146с.
25. Сартр Ж.-П. Бытие и Ничто. М:, АСТ, 2015. - 925с.
26. Сартр Ж.-П. Дороги свободы. В 3-х томах. Т.1: пер. Л. Д. Вальяно, Григоряна. Харьков: Фолио, 1997. -397 с.
27. Сартр Ж.-П. Последний шанс. СПб: Азбука, 2000. - 462 с.
28. Сартр Ж.-П. Тошнота.,СПб: Азбука, 2007. 230 с.
29. Сартр, Ж.- П. Слова.,пер. с фр. Ю. Яхниной, Л. Зониной. СПб: Азбука, 1999. - 294 с.
30. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм -это гуманизм. Сумерки богов. -М.: Политиздат, 1989. - 319-344 с.
31. Сартр Ж.- П. Трансценденция Эго. Набросок феноменологического описания ., пер. с фр. Д. Кралечкин.- М.: МОДЕРН, 2011.- 160 с
32. Сартр Ж.-П. Что такое литература?, пер. с фр. Н. И. Полторацкой. - СПб.: Алетейя, 2000. - 466 с.
33. Сартр Ж.-П. Воображаемое: феноменологическая психология воображения.,пер. с фр. М. Бекетовой. - СПб.: Наука, 2001. - 319 с.
34. Сартр Ж.-П. повесть, пьесы: Затворники Альтоны; Только правда. Харьков: АСТ, 1999. - 399 с.
35. Сартр Ж.-П. Новеллы и эссе: Портрет антисемита; Детство вождя; Размышления о еврейском вопросе.,пер. с фр. Г. Ноткина. СПб.: Европейский дом, 2000. - 230 с.
36. Сартр Ж.-П. сборник: Герострат.,пер. с фр. Д. Гамкрелидзе, Л. Григорьяна. М.: Республика, 1992. - 221 с.
37. Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере. М.: Смысл, 2004. -280 с.
38. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. -211с.
39. Фромм Э. Бегство от свободы.,пер. с англ. Г.Ф. Швейника., М.:Прогресс, 1989. -269 с.
40. Фуко М. Слова и вещи : археология гуманитарных наук. М.: Прогресс, 1977. - 488 с.
41. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В. В. Бибихина. - 3-е изд.,М.: Академический проект, 2011. - 448 с.
42. Хайдеггер М. О сущности истины. М.: Высшая школа, 1991. -256 с
43. Фуллбрук Э. Секс и философия: переосмысление де Бовуар и Сар-тра. Харьков. Изд-во: Гуманитарный центр, 2014. - 319 с.
44. Юровская, Э.П. Жан-Поль Сартр: жизнь - философия - творчество.СПб.: : Петрополис, 2006. - 127 с
45. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999. -576 с.
46. Linsenbard G. Sartre's Criticisms of Kant's Moral Philosophy //Sartre Studies International, 2007, N. 2, Vol. 13, pp. 65-85.
47. Anderson T.C. Is a Sartrean Ethics Possible?// Philosophy Today 14, 1970pp. 116-140.
48. Anderson T.C. The Foundation and Structure of Sartrean Ethics, Lawrence: Regent’s Press of Kansas, 1979.
49. Anderson T.C. Sartre’s Two Ethics: From Authenticity to Integral Humanity, Chicago: Open Court, 1993.
50. Arrow K. Current development in the theory of social choice. Social Research 4, pp. 234-280
51. Bell L.A. Sartre’s Ethics of Authenticity, Tuscaloosa: University of Alabama Press,1989.
52. Booth W.C. A Rhetoric of Irony, Chicago, University of Chicago Press, 1974.
53. Catalano J. Authenticity: A Sartrean Perspective// Philosophical Forum 22, 1990, pp. 99–130
54. CoenEyal Ben-Ari. Hard choices: A sociological perspective on value incommensurability, 2008, pp. 136-170
55. Cohn D. Transparent Minds: Narrative Modes for Presenting Consciousness in Fiction, Princeton, NJ: Princeton University Press, 1978.
56. De Sousa R. The good and the true// Mind № 8, 2004, pp.100-180
57. Detmer D.Fredom as Value, Princeton, NJ: Princeton University Press, 2005
58. Dolezel L. Truth and Authenticity in Narrative// Poetics Today 1,1980, pp. 7–25.
59. Golomb J. Kierkegaard’s Ironic Ladder to Authentic Faith// International Journal for Philosophy of Religion 32,1991, pp. 65–81.
60. Golomb J. Nietzsche on Authenticity, Philosophy Today 34 1990,pp. 295.
61. Golomb J. Nietzsche’s Enticing Psychology of Power, Ames: Iowa State University Press,1989.
62. Guignon C. On being authentic// London: Routledge Sartre Studies International, Vol. 12, No. 2 2006, pp. 17-43
63. Guignon, C. Heidegger’s Authenticity Revisited//Review of Metaphysics №38
64. Grene M. Authenticity: An Existential Virtue//Ethics 62, 1952,pp. 266–274.
65. Linsenbard Gail. Sartre's Criticisms of Kant's Moral Philosophy//Sartre Studies International. 2007. V 13. N 2, p 65-85.
66. Oppenheim E.E. Rational choice// Journal of Philosophy №4, pp. 167-180
67. Salzmann Y. Sartre et l'authenticite : les conditions de realisation de la-bienveillancereciproquedans la philosophie de Sartre// Univ.de Lausanne. Lausanne : Labor et fides, 2000, pp. 346
68. Sartre J-P, NOTEBOOKS FOR AN ETHICS // trans. Pellauer D.// The University of Chicago Press - Chicago and London, 1983, p. 515.
69. Sartre J-P. Cahiers pour une morale, ÉditionsGallimard, 1983, pp. 594
70. Taylor C.The Ethics of AuthenticityCambridge: Harvard University Press, 1991.
71. Taylor M.C. Kierkegaard’s Pseudonymous Authorship, Princeton, NJ: Princeton University Press, 1975.
72. Taylor C. Responsibility for Self, London: Oxford University Press, 1982
73. Thompson N. Existentialist Ethics: From Nietzsche to Sartre and Beyond//Ethics and Social Welfare. 2008. V. 2. № 1, pp. 10-23.
74. Trilling L. Authenticity and the Modern Unconscious, 1971, pp. 39–50.
75. VargaS.Authenticity as an Ethical Ideal//International Journal of Philosophical Studies.
76. Williams B. Truth and Truthfulness: An Essay in Genealogy, Princeton: Princeton University Press, 2002.
77. Williams B. Problems of the Self, Cambridge: Cambridge University Press, 1973. Clarendon Press, 1972, pp. 232–256.
78. Zimmerman M. Eclipse of the Self: The Development of Heidegger’s Concept of Authenticity, Athens: Ohio University Press, pp. 1981.