Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОТНОШЕНИЕ К ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМУ ВЫБОРУ И СМЕРТИ В СВЯЗИ С ОСМЫСЛЕННОСТЬЮ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ВЗРОСЛОСТИ

Работа №127073

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы104
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Abstract 3
Введение 5
Глава 1. Литературный обзор по проблеме отношения к экзистенциальному выбору, к смерти и осмысленности жизни 7
1.1. Отношение к экзистенциальному выбору 7
1.2. Отношение к смерти и страх смерти 18
1.3. Осмысленность жизни 28
Глава 2. Методы и организация исследования 35
2.1. Цели и задачи исследования 35
2.2. Характеристика выборки исследования 36
2.3. Методы исследования 38
2.4. Математико-статистические методы обработки данных 47
Глава 3. Анализ и обсуждение результатов 48
3.1. Сравнительный анализ уровневых характеристик отношения к экзистенциальному выбору 48
3.2. Сравнительный анализ уровневых характеристик отношения к смерти 53
3.3. Сравнительный анализ уровневых характеристик осмысленности жизни 58
3.3. Анализ взаимосвязи отношения к экзистенциальному выбору и параметров осмысленности жизни 65
3.4. Анализ взаимосвязи отношения к смерти и параметров осмысленности жизни 70
3.5. Выявление предикторов показателей отношения к экзистенциальному выбору 76
3.6. Выявление предикторов показателей отношения к смерти 77
3.7. Обсуждение результатов исследования 79
Выводы 90
Заключение 93
Список использованных источников 95
Приложение 102

Проблема экзистенциального выбора стала предметом пристального внимания философов и психологов, начиная с ХХ века. Экзистенциальная философия и психология фокусируются на уникальности существования человека, который воспринимается как субъект собственной жизни, как обладатель свободной воли. Свобода человека заключается в возможности совершать выборы и нести ответственность за них перед собой и миром. Вместе с тем, только человек способен осознавать конечность своего существования, ощущать присутствие смутного потаённого страха перед чем -то неизведанным, перед самой смертью. Как отмечает экзистенциальный психолог И. Ялом, смерть напоминает, что существование не может быть отложено. Осознание смерти выводит человека из поглощенности обыденным, придавая жизни глубину, остроту и новую перспективу. Только человек способен задаваться вопросом о смысле своего существования. Понимание, что жизнь конечна, позволяет не откладывать жизнь на потом, ставить перед собой цели и жить более полно в настоящем.
Человек веками отвоевывал себе свободу от власти природы и высших сил, и в современном мире она достигла такого уровня, что люди могут позволить себе кардинально меняться, начиная от физического облика, половой принадлежности и заканчивая вероисповеданием и моральными устоями.
С ростом многообразия возможностей для экспериментирования со своей уникальностью, возрастает и бремя ответственности человека за свои выборы перед самим собой, обществом, и будущими поколениями. Потому что всякий выбор сопровождается отречением от остальных альтернатив.
Еще Сократ говорил, что неосознанная жизнь - не прожитая жизнь. А в современном мире осознание себя и обретение смысла жизни становится важнейшей проблемой. Как отмечает А.Г. Асмолов, понятие смысла может претендовать на роль центрального понятия в современной психологии «изменяющейся личности в изменяющемся мире».
В связи с вышесказанным представляется актуальным изучение отношения человека к экзистенциальному выбору и смерти в связи с осмысленностью жизни в разные периоды взрослости.
Цель исследования: изучение отношения к экзистенциальному выбору и к смерти в связи с осмысленностью жизни в разные периоды взрослости.
Объект исследования: отношение к экзистенциальному выбору, отношение к смерти
Предмет исследования: отношения к экзистенциальному выбору и к смерти в связи с осмысленностью жизни в разные периоды взрослости
Задачи:
1. Провести сравнительный анализ уровневых характеристик отношения к экзистенциальному выбору, отношения к смерти в разные периоды взрослости.
2. Провести сравнительный анализ уровневых характеристик осмысленности жизни в разные периоды взрослости.
3. Изучить взаимосвязи отношения к экзистенциальному выбору, отношения к смерти и параметров осмысленности жизни в разные периоды взрослости.
Гипотезы исследования:
1. Существуют значимые различия показателей осмысленности жизни, отношения к экзистенциальному выбору и страху смерти в разные периоды взрослости
2. Существует прямая связь между показателями осмысленности жизни и показателями эмоционального отношения к выбору и удовлетворенностью экзистенциальным выбором
3. Существует обратная связь между показателями осмысленности жизни и показателями страха смерти, избегания темы смерти и принятия смерти как бегства

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа направлена на изучение отношения к экзистенциальному выбору и к смерти в связи с осмысленностью жизни в разные периоды взрослости.
В исследовании приняло участие 100 респондентов. Выборка была разделена в соответствии с возрастной периодизацией Д. Б. Бромлея на три группы: ранняя взрослость от 18 до 25 лет - 37, средняя взрослость от 26 до 40 лет - 32, поздняя взрослость от 41 до 60 лет - 31.
Задачами исследования были:
• Провести сравнительный анализ уровневых характеристик отношения к экзистенциальному выбору, отношения к смерти в разные периоды взрослости.
• Провести сравнительный анализ уровневых характеристик осмысленности жизни в разные периоды взрослости.
• Изучить взаимосвязи отношения к экзистенциальному выбору, отношения к смерти и параметров осмысленности жизни в разные периоды взрослости
Поставленные задачи были выполнены. Результаты проверки гипотез оказались следующими.
Гипотеза 1 о значимых различиях показателей осмысленности жизни, отношения к экзистенциальному выбору и отношения к смерти в разные периоды взрослости подтверждена. Наличие смысла в жизни реже отмечается у представителей ранней взрослости, по сравнению с поздней взрослостью. Позитивное отношение к смерти, вера в жизнь после смерти и избегание упоминаний по теме смерти более выражено у людей поздней взрослости. Восприятие смерти как избавления от страданий более характерно для представителей средней взрослости, как и менее основательное отношение к выбору.
Гипотеза 2 о существовании прямой связи между показателями осмысленности жизни и показателями эмоционального отношения к выбору и удовлетворенностью экзистенциальным выбором подтверждена. Обнаружены положительные взаимосвязи осмысленности жизни и эмоционального отношения к выбору, а также удовлетворенности совершенным выбором.
Гипотеза 3 о наличии обратной связи между показателями осмысленности жизни и показателями страха смерти, избегания темы смерти и принятия смерти как бегства отвергнута. Найдены положительные корреляционные связи между показателями осмысленности жизни и наличия смысла жизни со шкалой избегание темы смерти, со шкалой страха смерти статистически значимой связи не обнаружено, но найдена обратная связь с показателями отношения к смерти как бегство.
Полученные результаты могут быть встроены в системное описание отношения к экзистенциальному выбору и смерти, использоваться в диагностических целях, а также при консультационной практике и составлении программ для людей, находящихся в кризисной ситуации или переживших события, связанные с темой смерти.
Дальнейшим представляется интересным изучение отношения к смерти в связи с различными биографическими показателями, такими как наличие околосмертного опыта, опыта потери близких или суицидального опыта, а также необходимо дальнейшее изучение различий и взаимосвязей качественных показателей отношения к смерти в разные периоды взрослости.


1. Баева Л.В. «Ценности как экзистенциальный выбор» //Гуманитарные исследования. - Астрахань: Астраханский государственный университет, 2005. - № 4, С. 12-17
2. Баканова А.А. Отношение к жизни и смерти в критической жизненной ситуации. Дисс. канд. психол. наук: 19.00.11. СПб., 2000. 203 с.
3. Баканова А.А. Системное описание страха смерти // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 1. С. 13—23.
4. Бинсвангер Л. «Бытие-в-мире» - М.: Рефл-Бук, 1999. - 398 с
5. Блюм А.И. «Духовно-нравственные аспекты экзистенциального выбора»//Науч. мнение. - 2013, №1. - С. 146-150
6. Елшанский С. П. и др. Психометрические показатели русскоязычной версии теста «Склонность к любопытству и исследованию» (CEI-II) //Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2016. - Т. 22. - №. 2. - С. 113-117.
7. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семёнов Д.В. Некоторые психометрические показатели русскоязычной версии Эмоционального теста М. Фордайса // Психология, социология и педагогика. 2014. № 7, С. 23-29
8. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии теста «Опросник смысла жизни» (MLQ) // Психология, социология и педагогика. 2015. № 10 (49). С. 85-96.
9. Жуковская, Л. В. Шкала психологического благополучия К. Рифф / Л. В. Жуковская, Е. Г. Трошихина // Психологический журнал. - 2011. - Т. 32. - № 2. - С. 82-93.
10. Зуева Е.Н. Отношение к смерти и жизненные стратегии представителей опасных профессий// Социальные науки, 2009, № 2 (4), с. 28-34
11. Камю А. «Посторонний. Миф о Сизифе» - М.: АСТ, 2014. - 381 с.
12. Комлев А.А. Жизненный выбор человека: виды и факторы влияния в аспекте возможностей / Мир психологии. - 2004. - № 4 - С. 41-51
13. Корнилова Т.В. «Психология риска и принятия решений». — М.: Аспект Пресс, 2003. — 286 с.
14. Корнилова Т.В. Принцип неопределенности в психологии выбора и писка // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. С. 3-9
15. Кузьмина Е.И. «Особенности мыслительных процессов в ходе экзистенциального выбора» // Инициативы XXI века. 2014. №3. С. 81-84
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ