АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА 7
1.1 Роль, сущность, виды и функции обучения персонала 7
1.2 Методы и инструменты обучения персонала 11
1.3 Подходы к оценке эффективности обучения персонала 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В АО «METRO CASH AND CARRY» 26
2.1 Общая характеристика АО «Metro cash and carry» 26
2.2 Анализ существующей системы обучения в АО «Metro cash and carry» 33
2.3 Оценка эффективности существующей системы обучения в АО «Metro
cash and carry» 37
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В АО «METRO CASH AND CARRY» 45
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию системы обучения,
подготовки и повышения квалификации персонала 45
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
АННОТАЦИЯ
Выпускная квалификационная работа по теме: «Оценка эффективности системы обучения персонала в организации на примере ООО «Metro cash and carry»» состоит из введения, теоретической, аналитической, проектной частей и заключения.
Во введении работы обосновывается актуальность темы выпускной квалификационной работы, поставлена цель и задачи исследования.
В первой главе рассмотрены теоретико-методологические основы исследования обучения персонала Во второй главе проведен анализ системы обучения персонала ООО «Metro cash and carry». В третьей главе разработаны мероприятия по совершенствованию системы обученияи персонала ООО «Metro cash and carry»
В заключении подведен итог результатов исследования, сделаны выводы и разработаны рекомендации, направленные на совершенствование системы обучения персонала ООО «Metro cash and carry».
Выпускная квалификационная работа содержит текстовый материал на 66 листах формата А4, включающий 24 таблицы, 7 рисунков, 47 литературных источника и 1 приложение.
Ключевые слова: кадры, персонал, организация, управление персоналом, эффективность, система обучения персонала, структура системы обучения.
Актуальность исследования. Сегодня непременным условием эффективного функционирования любой организации является квалифицированный и качественно подготовленный персонал, обучение которого становится все более актуальной проблемой. Обучение персонала - процедура, используемая для ликвидации разрыва между тем, что сотрудник знает и умеет, и тем, что ему необходимо знать и уметь, решая цели и задачи в рамках своей должности.
Важнейшим вопросом для службы управления персоналом становится своевременное и постоянное обучение работников, отвечающее новым требованиям руководителей. Это обучение в случае расширения/смены линейки товаров и услуг, обучение новым методам продвижения товара в случае совершенствования подхода к продажам и перехода к современным маркетинговым концепциям. И это еще не все. Под влиянием глобализации, развития технологий и автоматизации производственных процессов, бизнес среда становится все более подвижной. Предприятие, не реагирующее вовремя на компьютеризацию процессов и их совершенствование, неминуемо отстает от конкурентов. Например, рынок требует переходить к новым методам ведения бизнес-сделок и отчетности через интернет и компьютерные программные системы CRM, использование планшетов и облачных технологий. Подобные нововведения в рабочих процессах также требуют внимания руководства и усилий от службы HR по постоянному обучению работников.
Все сказанное обусловило актуальность и выбор темы выпускной квалификационной работы.
Целью данной работы является разработка способов совершенствования системы мотивации персонала в организации, на основе оценки эффективности.
Для достижения поставленной в работе цели необходимо обозначить и решить следующие основные задачи:
- определить понятие и значение обучения персонала;
- охарактеризовать Роль, сущность, виды и функции обучения персонала;
- рассмотреть методы и инструменты обучения персонала;
- проанализировать основные финансово-экономические показатели деятельности АО «Metro cash and carry»;
- провести анализ существующей системы обучения АО «Metro cash and carry» Москва;
- дать оценку эффективности системы обучения персонала в АО «Metro cash and carry» Москва;
- разработать план мероприятий по совершенствованию системы обучения персонала;
- обосновать экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Объект исследования - АО «Metro cash and carry» Москва.
Предмет исследования - процесс формирования системы обучения и стимулирования персонала на примере АО «Metro cash and carry» Моква.
Степень научной разработанности проблемы. Исследованию проблем внутрифирменного обучения персонала посвящены научные работы В.Р. Веснина, И.И. Герчиковой, А.П. Егоршина, А.Я. Кибанова, Ю.В. Кузнецова, Е. Максимова. Широкий спектр работ отечественных авторов посвящен теоретико-методологическим и научно-методическим аспектам организации обучения персонала в организации. К их числу можно отнести труды М.И. Магура, М.Б. Курбатова, В.В. Семенихина, В.А. Сидорова и других.
Методология исследования. В процессе исследования использовались общенаучные теоретические методы исследования: сравнение, обобщение, метод аналогий, структурный анализ и синтез, а также методы эмпирические: метод экспертных оценок, метод оценки эффективности системы обучения на основе количественных и качественных критериев, и анализ документов организации.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя: введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы и приложения. Работа выполнена на 66 листах, 24 таблицы, 7 рисунков, и 1 приложение. Список использованной литературы включает в себя
47 источников, среди которых учебная литература, периодические издания.
В ходе исследования проводилась диагностика системы обучения персонала в организации, выявлены недостатки существующей системы обучения и разработан проект управленческого консультирования по ее совершенствованию на основе современных теоретических подходов.
В работе рассмотрены понятие, цели и правовые основы обучения персонала в организации; дан обзор методов оценки эффективности обучения персонала в организации.
В ходе анализа теоретических подходов выявлено, что обучение персонала представляет собой системный процесс формирования у сотрудников профессиональных компетенций, необходимых для выполнения работы, посредством специальных методов и форм обучения.
Подавляющая часть современных форм и методов обучения персонала, активно используемые в настоящее время в России или те, которые только начинают использоваться, впервые появились на Западе. По этой причине для успешной реализации тех или иных методов российские специалисты перенимают опыт западных коллег, адаптируя технологию под российский рынок. В настоящее время наиболее активно начинают внедряться в российскую практику современные методы обучения персонала, как уже было сказано, заимствованные у западных компаний. К таким методам относятся: модульное обучение, наставничество, дистанционное обучение, обучение действием, метафорическая игра, обучение в рабочих группах, обучение по методу «Shadowing», обучение по методу «Secondment», обучение по методу «buddying».
Подбор и внедрение инструмента оценки эффективности обучения персонала в организации - одна из ключевых задач современного менеджера по развитию и обучению персонала. Эффективность обучения персонала должна оправдывать требуемые финансовые, и способствовать достижению целей.
Система подготовки и повышения квалификации АО «Metro cash and carry» имеет широкий спектр различных программ обучения. На предприятии ежегодно утверждается план обучения персонала. Однако, несмотря на значительное число методов обучения, декларируемых в АО «Metro cash and carry», часть из них не используется или используется крайне редко. Ряд методов обучения рекомендуется в отношении весьма ограниченного числа работников; охват обучением персонала предприятия на протяжении исследуемого периода недостаточен. На предприятии применяется ограниченное количество методов оценки эффективности обучения персонала. Проведенный опрос по методике Киркпатрика показал, что работники не удовлетворены системой обучения на предприятии. Все это свидетельствует об актуальности разработки проекта, включающего мероприятия по совершенствованию системы обучения персонала в АО «Metro cash and carry».
Для совершенствования системы обучения персонала АО «Metro cash and carry» разработан проект управленческого консультирования по совершенствованию системы обучения персонала АО «Metro cash and carry». В рамках этого проекта предложены следующие мероприятия:
1. Разработка и апробирование методики оценки эффективности системы обучения персонала, сочетающей количественные и качественные критерии. По результатам апробации разработанной методики в АО «Metro cash and carry» установлено, что уровень эффективности системы обучения персонала АО «Metro cash and carry» Москвасоставляет 8,24 балла и может быть определен как средний.
2. Использование для обучения персонала вебинаров. Данный метод обучения направлен на постепенное замещение лекций, проводимых вживую руководителями отделов, руководителями дивизионов, техническими специалистами для сокращения расходов и охвата большей аудитории.
Затраты на внедрение мероприятий по совершенствованию АО «Metro cash and carry» составят 352900 руб. Затраты планируется произвести из средств АО «Metro cash and carry». Экономический эффект в результате внедрения мероприятий составит 784793 руб.
Социальная значимость проекта характеризуется показателями роста удовлетворенности работников, повышением качества человеческого потенциала и условий работы.
Таким образом, предложенные мероприятия по совершенствованию системы обучения персонала АО «Metro cash and carry» являются социально и экономически эффективными и будут способствовать в том числе, снижению текучести персонала.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// в "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ(ред. от 12.11.2019) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об образовании в Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598,
4. Аширов Д.А. Трудовая мотивация: учебное пособие. М.: Проспект,
2017. - 448с.
5. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: Учебник. 5-е изд. - М.: ЮНИТИ, 2018. - 681с.
6. Беляцкий Н.П., Велесько, С.Е. Управление персоналом. - М.: Интерпрессервис, 2016. - 481с.
7. Виханский О.С. Основы менеджмента: управление
преобразованиями в современных условиях: Учебник. - СПб.: Питер-пресс,
2016. - 387с.
8. Герчикова И. И. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, 2017. - 450 с.
9. Глухов В.В. Менеджмент: учебник. - СПб.: Спецлит, 2016. - 589с.
10. Егоршин А. П. Управление персоналом: учебник для вузов. 3-е изд. - Н. Новгород: НИМБ, 2018. - 720 с.
11. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие. 5-е изд. - М.: Новое знание, 2018. - 421 с
12. Кибанов А.Я., Дятлов В.А. Управление персоналом / под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ПРИОР, 2018. - 487с.
13. Магура М.И., Курбатова М.Б. Обучение персонала как конкурентное преимущество. - М.: Интел-Синтез, 2017. - 587с.
14. Максимцов М. М. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 352 с.
15. Менеджмент организации / под ред. З.П. Румянцевой. - М: Инфра- М, 2018. - 422 с.
16. Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: Инфра - М,
2017. 208с.
17. Основы управления персоналом / под ред. проф. Б.М. Генкина. -М. Высшая школа, 2018. - 421с.
... Всего источников – 47.