Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ 8
1.1. Сущность, виды и роль управления бизнес-процессами на предприятии 8
1.2 Методические подходы к оценке эффективности бизнес-процессов на предприятии 14
1.3. Возможные направления оптимизации бизнес-процессов 19
Глава 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ООО «МЕДИА МАРКТ» 29
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 29
2.2. Анализ существующих бизнес - процессов на предприятии 36
2.3. Оценка эффективности организации бизнес-процессов 40
Глава 3. ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ООО «МЕДИА МАРКТ» 61
3.1. Совершенствование технологии сбыта 61
3.2. Построение эффективной системы стимулирования торгового персонала 65
3.3. Совершенствование маркетингового обеспечения деятельности 67
3.4. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
В современном управлении известны два принципиальных подхода - функциональный и процессный и различные варианты их практической реализации. Исторически первым и долгое время доминирующим был функциональный подход к управлению, представляющий собой жесткую, вертикально структурированную, иерархическую систему.
Процессное управление отличается от функционального тем, что формируется «бизнес-процесс» как последовательность действий, нацеленных на достижение конечного, измеримого и конкретного результата. При данном подходе к управлению вычленяются элементы бизнес-процесса, каждый из которых имеет конкретные и измеримые “входы” (ресурсы) и «выходы» (результаты). Широкое внедрение процессного управления как метода фундаментального перепроектирования деловых процессов является объективной реакцией на динамику изменений в экономике, технике и технологиях, условиях конкуренции. Например, за последние 6 лет ВВП увеличился на 48%, инвестиции в основной капитал - на 85%. Необходимость внедрения процессного подхода диктуется международными стандартами системы менеджмента качества ISO 9001:2000 и всеобщего управления качеством (TQM). Наибольшее распространение данная концепция получила в промышленно развитых странах (США, ФРГ, Великобритания, Швеция, Япония, Южная Корея, Тайвань и др.).
При использовании процессного подхода происходит смещение акцентов с управления отдельными ресурсами и соответственно центрами затрат организации на управление бизнес-процессами, связывающими воедино деятельность взаимодействующих подразделений предприятия. Это позволяет сконцентрироваться на получении конечного результата бизнес- процесса, повышает степень скоординированности выполнения операций, способствует повышению производительности труда и качества работы. Таким образом, улучшение показателей деятельности предприятия определяется повышением эффективности управления бизнес-процессами.
В соответствии с этим, данное исследование, посвященное изучению совершенствования механизма управления бизнес процессами является актуальным.
Вопросы, посвященные оценке управления бизнес — процессами рассматривались в работах ряда зарубежных и отечественных ученых, среди которых: Ансофф И., Дмитриев О.Н., Друкер И., Котлер Ф., Ламберт Ж.- Ж., Минаев Э.С., Моисеева Н.Н., Портер М., Стивенсон В., Стоун М., Прохалад К., Каплан Р., Нортон Д. и другие специалисты.
Однако обеспечение долгосрочной конкурентоспособности в настоящее время требует расширения классического подхода к базовым инструментам управления бизнес - процессами. Современные исследователи приходят к необходимости разработки новых концепций управления, основанных на учете предпочтений потребителей при использовании ограниченных ресурсов.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование особенностей организации бизнес-процессов предприятия и разработка мероприятий по их оптимизации.
Для достижения поставленной цели были поставлены и выполнены такие задания:
• исследованы теоретические основы организации бизнес-процессов предприятий;
• рассмотрены методические подходы к оценке эффективности бизнес- процессов на предприятиях
• предоставлена организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия;
• оценен организационно-экономический механизм организации бизнес-процессов предприятия;
• определены мероприятия по оптимизации и повышения эффективности бизнес-процессов предприятия.
Объектом исследования выбрано ООО «Медиа Маркт».
Предметом исследования является организационно-экономический механизм оптимизации бизнес-процессов на предприятии.
Информационную базу исследования представляют законодательные акты, научные публикации в профессиональных изданиях, материалы научно-практических конференций, данные периодической прессы по процессному управлению в организациях, а также результаты непосредственных эмпирических наблюдений, проведенных автором в ООО «Медиа Маркт».
Основным методом исследования является системно-структурный подход, который предусматривает рассмотрение деятельности отечественных предприятий как открытой целостной структурированной системы бизнес-процессов. В работе также использованы такие конкретные методы исследования: логический, научной абстракции, сравнительного и экономико-статистического анализа и синтеза, систематизации, группирования, экспертной оценки, графический, анализа динамических рядов и др.
Структурно работа состоит из введения, трех тематических разделов, заключения (выводов), списка использованной литературы и приложений.
На основании проведенного исследования теоретических и практических основ управления бизнес-процессами сделаны следующие выводы.
Бизнес-процесс - набор действий и правил, добавляющий конечному продукту или услуге дополнительную ценность и направленный на создание или улучшение конечного продукта или услуги, спрос на которые предъявляют внутренние (корпоративные) или внешние клиенты. Бизнес- процессы обычно определяются исходя из потребностей клиентов
Типичные ключевые процессы включают в себя:
Снабжение: обеспечение материалами и оборудованием для производства товаров или формирования услуг.
Создание/улучшение: создание (или улучшение) производства новых товаров или формирование новых услуг для клиентов.
Производство: создание товаров или услуг.
Поставка: получение заказов от клиентов и обеспечение выполнения этих заказов.
Сбыт: обеспечение беспрепятственного распространения товаров или услуг клиентам.
Поддержка клиентов: обеспечение поддержки клиентов после приобретения ими товаров или услуг.
Управление бизнес-процессами организации предполагает их постоянное улучшение и оптимизацию, поэтому важнейшими инструментами процессного управления являются подходы и методы совершенствования бизнес-процессов.
Объектом исследования в данной работе выступало ООО «Медиа Маркт». Визитная карточка предприятия сформирована следующими показателями: выручка за 2015 год - 6890277 тыс.руб, численность персонала - 6450 чел., чистая прибыль за 2015 год - 815003 тыс.руб., рентабельность деятельности - 23,64%.
В работе осуществлено ранжирование основных и обеспечивающих бизнес-процессов в ООО «Медиа Маркт».
На основании проведенного анализа бизнес-процессов сделан вывод, что одним из наиболее актуальных направлений управленческой деятельности ООО «Медиа Маркт» является поиск направлений совершенствования технологии сбыта. Второе направление , требующее совершенствование - система стимулирования торгового персонала. Третьим по значимости бизнес-процессом, который требует реинжиниринга, является маркетинговое обеспечение деятельности.
С целью оптимизации основных бизнес-процессов в ООО «Медиа Маркт» предложены следующие мероприятия:
1. организация отдела логистики. Определены его функции, кадровое обеспечение, должностные обязанности руководителя отдела, в т.ч. составлена его должностная инструкция. Сумма затрат на оплату труда привлеченного персонала -1927,2 тыс.руб.
2. построение системы стимулирования торгового персонала, направленной на оптимизацию бизнес процесса сбыта и, как следствие, повышение объемов сбыта. Сумма затрат принята в размере 1 % от объема сбыта за 2015 г. - 6890,3 тыс.руб.
3. рекламная кампания, стимулирование спроса, обучение персонала основам персональных продаж, разработка, внедрение и контроль соблюдения стандартов торгового обслуживания покупателей в магазине. Затраты - 6603,2 тыс.руб.
4. внедрение ИТ-системы JIRA для организации эффективного взаимодействия отделов ООО «Медиа Маркт» при реализации программы мероприятий по оптимизации бизнес-процессов. Затраты - 1475,5 тыс.руб.
В представленном исследовании кратко описаны основы реализации предложенных мероприятий и определены затраты на их осуществление.
Инвестиционные затраты на внедрение предложенных мероприятий определены в размере 16896,2 тыс.руб.
Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий позволил сделать вывод, что дополнительная прибыль составит 406287,8 тыс.руб., что на 24,9% больше, чем в 2015 году.
Осуществление намеченных мероприятий будет иметь позитивный как экономический, так и организационный эффект, поскольку качество управления бизнес-процессами, а также стратегический уровень и конкурентоспособность ООО «Медиа Маркт» на рынке повысятся.
1. Агарков А.П. Экономика и управление на предприятии / А.П. Агарков [и др.]. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 400.
2. Бабук И.М. Экономика промышленного предприятия / И.М. Бабук, Т.А. Сахнович. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 439 с.
3. Багиев Г. Л. - Данько Т.П., Голубев М.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость. — М.: Инфра-М, 2013. — 416 с.
4. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации) / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М: Дашков и К, 2013. - 372 с.
5. Винкельманн П. Маркетинг и сбыт: пер. с нем. М.: Изд. дом Гребенникова, 2013. - 668 с.
6. Друкер Питер Ф. Практика менеджмента: Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильяме», 2012. - 400 с.
7. Елиферов В.Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник / В.Г. Елиферов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 319 с.
8. Ершова Т.Б. Организационные аспекты создания единого информационного пространства предприятия // Транспортное дело России. - 2014. - №2. - С.62-65.
9. Ишимова А.Ю., Гареева Г.А. Анализ и реинжиниринг бизнес- процессов предприятия//8с1епсе Time. -2015. -№ 2 (14).- С. 57-61.
10. Кабир, Н. Управление бизнес-процессами: понимание и внедрение [Электронный ресурс] / Н. Кабир. - Режим доступа : http: //ezine.rusbiz.ru/article/12. html
11. Картавенко С.Н. Описание и регламентация бизнес-процессов - ключевые моменты реализации успешного проекта//http://belcoпsult.ru/iпdex.php?optioп=com_coпteпt&task=view&id=67& Itemid=37
12. Клочкова Е. Н. Экономика предприятия / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова. - М.: Юрайт, 2014. - 448 с.
13. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент : [перевод с английского] / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. — 12-е изд. — Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2014. — 814 с.
14. Наумов В.Н. Развитие принципов маркетинга взаимодействия для управления каналами сбыта // Проблемы современной экономики.- 2014. - № 2.- С. 222-226
15. Маркетинг: учебное пособие для магистров, аспирантов и специалистов, осуществляющих маркетинговую деятельность / [И. М. Синяева и др.]. - Москва: Вузовский учебник: Инфра-М, 2013. - 383 с.
...