Введение 5
Глава 1. Анализ рынка онлайн ретейла и кейс компании 7
1.1. Глобальный и российский рынок онлайн ритейла 7
1.2. Описание отрасли строительных товаров 10
1.3. Описание инструмента бизнес-канвы 10
1.4. Основная терминология 12
1.5. Анализ рынка и конкурентов 13
1.6. Стратегические вызовы создания экосистемы 16
1.7. Уточненная цель работы 19
Глава 2. Разработка портфолио бизнес-моделей и описание экосистемы 20
2.1. Краткое описание компании 20
2.2. Интервью с представителем компании 21
2.3. Портфолио бизнес моделей компании 23
2.4. Описание экосистемы 34
2.5. Разработка бизнес-моделей конкурентов 36
2.6. Выявление проблем и целей развития 42
Глава 3. Рекомендации по развитию экосистемы 44
3.1. Создание сервиса для переезда 44
3.1.1. Бизнес-модель 44
3.1.2. Бизнес требования 47
3.1.3. Расчет NPV и PP 56
3.2. Разработка единой платформы для сегмента индивидуальных клиентов 58
3.2.1. Бизнес требования 58
3.2.2. Расчет затрат 63
Заключение 66
Список литературы 67
Приложения 70
Приложение 1. Анализ 5 сил Портера 70
Объектом работы автора является строительно-торговый дом «Петрович». Описание, анализ и разработка рекомендаций в этой работе относятся к данной компании и ее экосистеме.
Управленческая проблема: в виду роста рынка DIY появилась необходимость оценить текущее соответствие компании и портфеля тенденциям на рынке.
Основная цель работы: Разработка портфолио бизнес моделей компании «Петрович» и предложение рекомендаций по развитию ее экосистемы.
Для достижения этой цели автор в этой работе ставит для себя 6 задач:
1. Разработка портфолио бизнес моделей компании на основе методики А. Остервальдера
2. Сравнительный анализ с бизнес-моделью Leroy Merlin и экосистемами конкурентов
3. Выявление проблем и целей стратегического развития компании
4. Предложение рекомендаций по дальнейшему стратегическому развитию экосистемы компании
5. Разработать бизнес и функциональные требования для рекомендаций
6. Рассчитать финансовые показатели для первой рекомендации и затраты для второй рекомендации
Тема является актуальной, поскольку в настоящее время, в большинстве отраслях и в том числе на рынке строительных и отделочных товаров, необходимо использоваться современные технологии, чтобы оставаться конкурентоспособным. Клиент имеет множество возможностей купить материалы для ремонта, однако он требует удобной коммуникации с компании через привычные ему каналы, требует помощи в ремонте на всех его этапах, в том числе и цифрового сопровождения процесса строительства. Наличие у компаний экосистем, состоящих из различных сервисов, помогает компаниям увеличивать клиентскую базу, повышать лояльность клиентов, их удовлетворенность и соответственно увеличивать собственную выручку как основной деятельности, так и сопутствующих сервисов. Именно качество экспертизы и возможность подсказать и помочь клиенту с различными задачами на данный момент являются конкурентным преимуществом таких компаний как Петрович над набирающими популярность и имеющими более низкими ценами маркетплейсами. Очевидно, что цифровые сервисы и цифровые экосистемы — это точка роста для всех игроков данной отрасли. В ввиду быстрого роста DIYрынка компании должны регулярно оценивать, насколько их портфель активов соотносится с новыми тенденциями и трендами у конкурентов.
Основным инструментом для разработки бизнес-моделей будет служить бизнес-канва А. Остервальдера. Данный инструментарий включается в себя канву бизнес модели и канву ценностного предложения, состоящую из карты ценности и портрета потребителя. Подробнее принципы работы данной методики будут описаны ниже. Автор разработает портфолио бизнес моделей для компании «Петрович» и бизнес модель ключевого конкурента LeroyMerlin, проведет конкурентный анализ, сравнительный анализ с экосистемами конкурентов и анализ 5 сил Портера. На основе этого появится возможность выявить проблемы и сформулировать цели стратегического развития. В соответствии с этими выводами автор предложит рекомендации по развитию цифровой экосистемы. Для этих рекомендаций предполагается разработка бизнес и функциональных требований, матрица трассировки данных требований и финансовые модели. Данные матрицы, модели и требования будут составлены на основе глубинных интервью с сотрудниками компании различных должностей, а также на основе открытых источников в Интернете, описывающие кейсы схожих компаний. Работа является консультационным проектом и предполагает полезность и практическое использование разработанных рекомендаций.
Во введении автор кратко формулирует объект, управленческую проблему, цель и задачи выпускной квалификационной работы.
В первой главе описан мировой и российский рынок ритейла и, в целом, отрасль строительных товаров. Затем автор знакомит читателя с инструментом бизнес-канвы А. Остервальдера и с основными правилами его использования. Далее идет описание основной терминологии, касающейся экосистем и их классификаций. Для более глубоко понимания состояния внешней среды и положения компании на рынке, автор проводит конкурентный анализ и анализ 5 сил портера. После формулирования вызовов для создания экосистемы в целом, подводит итог главы уточненная цель работы.
Вторая глава начинается с краткого описания компании и интервью с представителем компании. Основной частью главы и работы в целом, является разработка портфолио бизнес-моделей для основной деятельности компании и главных элементов экосистемы. На основе этого автор визуализирует экосистему компании. Далее разрабатывается бизнес-модели основных конкурентов – маркетплейсов и LeroyMerlin. Благодаря полученным моделям и описаниям автор выявляет проблемные участки в экосистеме компании и формулирует цели стратегического развития экосистемы и, соответственно, компании в целом.
Третья глава состоит из двух рекомендаций по расширению портфолио бизнес-моделей и развитию экосистемы. Во-первых, автор считает необходимым создания сервиса для переезда «под ключ», и разрабатывает бизнес-модель для нового сервиса. Также рассчитывает такие экономические показатели как NPVи период окупаемости. Затем идет разработка бизнес требований для этого сервиса и матрицы трассировки для данных требований. Во-вторых, компании следует внедрить единую учетную запись для всей экосистемы и разработать единую платформу, объединяющие все сервисы для ключевого сегмента индивидуальных клиентов. В платформе клиентам будет доступна единая история покупок, способы оплаты и программа лояльности. Благодаря этому компания получит возможность более эффективно собирать данные о пользователях, формировать персонализированные рекламные предложения и, самое главное, повысить лояльность клиентов, увеличить средний чек и улучшить интеграцию сервисов между собой. Для этого проекта были рассчитаны затраты, разработаны бизнес-требования и матрица трассировки для них. На основе этих данных представителям компании будет легче принять решение о целесообразности внедрения рекомендаций, поскольку работа является консультационным проектом. Заключение кратко подводит итог всей работы. Работа была продемонстрирована менеджерам компании и высоко оценена. Представители отметили, что будут пользоваться разработанными бизнес-моделями и примут во внимание разработанные рекомендации.