Введение 3
Глава 1. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ 11
1.1 Формирование подходов к понятию человеческой безопасности 11
1.2 Анализ документов ООН, посвященных человеческой безопасности 24
ГЛАВА 2. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ 30
2.1 Вопросы человеческой безопасности в Латинской Америке 30
2.2 Реализация вопросов человеческой безопасности в Латинской Америке в мировой политике 58
ГЛАВА 3. ИНСТИТУТ ЗАЩИТНИКА НАРОДА: ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНА И ЕГО ВАРИАЦИЙ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ 63
3.1 Анализ деятельности Института защитника народа на территории стран Латинской Америки 63
3.2 Прогноз на будущее относительно ситуации с человеческой безопасностью в Латинской Америке и возможные пути решения проблемы 77
Заключение 82
Список источников и литературы 86
Источники 86
Документы международных организаций: 86
Вопрос человеческой безопасности является одним из основных на повестке мирового сообщества. Мир меняется, и в последние десятилетия проблема человеческой безопасности остаётся наиболее актуальной, хоть и ведётся работа по устранению данной проблемы.
Человеческая безопасность может зависеть от разных вещей: среди них – финансовое благосостояние государства, техническая оснащённость государственных объектов и самих граждан той или иной страны, уровень криминала в стране и многих других факторов. Эти вещи заставили современное сообщество обратить особое внимание на проблему человеческой безопасности, которая испытывает те или иные сложности в абсолютно любой точке мира, хоть и в разной степени и в зависимости от культурных особенностей места.
Деятельность по решению вопроса человеческой безопасности пережила новый виток в 1990-х годах прошлого века, когда в рамках Программы развития ООН Махбуб уль Хак первым заговорил о перемене мышления от ядерной безопасности до человеческой безопасности. Долгое время концепция безопасности рассматривалась узко и сводилась к защите территории от внутренней агрессии, следованию национальным интересам во внешней политике или достижения глобальной безопасности для предотвращения возможной ядерной войны. Однако эта концепция была больше ориентирована на нации-государства, чем на людей. Теперь термин «человеческая безопасность» обрёл абсолютно новое значение.
В современном мире ведутся работы по усилению человеческой безопасности: создаются отдельные службы, способствующие защите человеческой жизнедеятельности (как пример – ОБСЕ, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), работает система объединения и взаимопомощи различных стран с одной общей целью – уберечь или хотя бы попытаться уберечь человечество от актуальных проблем, которые угрожают его жизни.
Проводятся различные встречи на государственном уровне, саммиты, собрания (например, всемирный саммит по гуманитарным вопросам в 2014 году или саммит ОБСЕ в 2010 году), продолжает своё существование Программа развития ООН, с которой и началось более существенное рассмотрение проблемы человеческой безопасности в современном мире. Принимаются законы, указы, способствующие тому, чтобы жители различных государств чувствовали себя в безопасности (к примеру, Федеральный закон РФ № 390-ФЗ «О безопасности» от 28.12.2010 г. ), однако вопрос, к сожалению, остаётся животрепещущим и актуальным и по сей день, несмотря на все приложенные усилия.
В Латинской Америке данный вопрос стоит особенным образом. Финансовые проблемы государств, высокий уровень криминала и достаточно низкий уровень медицины делают проблему человеческой безопасности одной из самых ярковыраженных на континенте. Государства латиноамериканского континента прикладывают усилия для решения данного вопроса, к примеру, создавая альянсы и сообщества, такие как UNASUR (Объединение стран Южной Америки) и CELAC, а в своих программах закладывают фундамент для решения человеческой безопасности посредством деятельности в различных областях. Примером такой программы может служить проект «CELAC: видение 2030», в котором среди прочего говорится, что на континенте до 2030 года претерпит существенные изменения система оказания медицинской помощи.
Латинская Америка занимает одну из лидирующих позиций в мировом рейтинге по уровню криминала. Страны с наибольшим уровнем бедности лидируют по количеству совершённых убийств среди других государств. Большой процент от всех преступлений совершается в странах Центральной Америки, таких как Гватемала, Гондурас и Сальвадор, что объясняется их географическим положением.
В плане наркотрафика на континенте лидируют в основном Мексика, страны на севере Южной Америки, такие как Колумбия и Эквадор, страны в центре континента (Боливия, Парагвай). Основной путь наркотрафика из Южной Америки – Северная Америка, что объясняет высокий уровень преступности в регионе. Кроме того, страны, располагающиеся близко к США (северные страны Центральной Америки), имеют больший процент бедного населения и большее среднее количеств убийств, чем южные страны Центральной Америки.
Из других проблем можно отметить неэффективность и коррупцию в государственных ведомствах, полиции, тюремной и судебной системе, общественное неравенство, бандитизм и алкоголь. По статистике, в Латинской Америке совершается около 40% от убийств во всём мире. По данным FinancialTimes, в 2018 году каждый четвёртый латиноамериканец подвергся нападению или был ограблен.
Высокий уровень преступности препятствует стабильному росту экономики, а недостаточные экономические возможности способствуют высокому уровню преступности. Также преступность процветает при слабом верховенстве закона и низком образовании. AmnestyInternational в докладе от 2016 года назвала Латинскую Америку самым опасным регионом в мире для работы журналистов.
Сегодня Латинская Америка имеет репутацию самого жестокого региона в мире, где совокупный уровень преступности более чем в три раза превышает средний мировой показатель и сопоставим с показателями в странах, переживающих войны. Это наносит огромный ущерб развитию региона, влияя как на экономический рост, так и на веру общества в демократию.
Ещё одна причина, по которой, как считают критики, преступность в Латинской Америке набирает обороты, это плохая государственная система образования, которая, по их словам, «породила молодых людей, не имеющих работы или не надеющихся на трудоустройство, тем самым подпитывая и так растущую проблему бандитизма в странах Латинской Америки».
Таким образом, актуальность исследования подчёркивается до сих пор нерешёнными проблемами в области человеческой безопасности в странах Латинской Америки и состоит во всестороннем изучении вопроса человеческой безопасности в государствах латиноамериканского континента, а также в предложении рекомендаций по теме исследования.
Степень научной разработанности темы. В силу того, что проблематика данного исследования становится всё более актуальной, она предопределила повышенный интерес учёных к этой тематике.
В работе были проанализированы международные документы, посвящённые человеческой безопасности. Например, Всеобщая декларация прав человека ООН от 1948 года, а также Программа развития ООН от 1994 года , в которой впервые в истории человечества был затронут вопрос человеческой безопасности.
Также можно вспомнить Американскую декларацию прав коренных народов от 2007 года. Данный документ декларирует право американских народов на достойную жизнь, на сохранение и развитие собственной культуры и собственных институтов, а также право на развитие народа в том направлении, которое сам народ считает наиболее соответствующим его потребностям и стремлениям. В документе подтверждается право американских народов на самоопределение и, как следствие этого права, говорится о свободе установления американскими коренными народами своего политического статуса и свободе осуществления своего экономического, социального и культурного развития.
Кроме того, были проанализированы действующие конституции стран Латинской Америки на предмет человеческой безопасности. Так, например, в конституции Бразилии прописано, что «общественная безопасность – обязанность государства, включающая право и ответственность всех, - обеспечивается с целью поддержания общественного порядка и неприкосновенности личности и собственности Федеральной полицией, Дорожной федеральной полицией, Железнодорожной федеральной полицией, Гражданской полицией, Военной полицией и корпусом военных пожарных».
Конституция Аргентинской Республики от 22 августа 1994 года содержит в себе среди прочих следующие слова по поводу коллективной безопасности: «Мы, представители народа Аргентинской Республики, объединившись в Генеральном Конституционном Конгрессе по воле и выбору провинций, входящих в состав страны, - во исполнение ранее принятых договоров, с целью образовать государственный союз, упрочить справедливость, консолидировать внутреннее согласие, обеспечить общую защиту и безопасность, содействовать всеобщему благосостоянию и гарантировать свободу для наших потомков и для всех людей, которые пожелают жить на аргентинской земле…».
В исследовании использованы работы, посвящённые государственным институтам, занимающимся вопросом человеческой безопасности. Например, в статье Д.В. Тепляковой под названием «Институт защитника народа в республике Перу» производится анализ основных принципов формирования, развития и деятельности института Защитника народа в Республике Перу, а также его значения в решении проблемы человеческой безопасности на территории данного южноамериканского государства.
Кроме того, внимание было обращено на планы CELAC (сообщества латиноамериканских государств и стран Карибского бассейна) по модернизации общей системы здравоохранения в государствах латиноамериканского континента. Согласно проекту «CELAC: видение 2030», в перспективе постройка новых клиник, поликлиник и госпиталей в развивающихся странах-членах Сообщества по примеру программы развития медицины на Кубе, принятой в последние годы. По словам представителей CELAC, главная цель проекта – организовать службы здравоохранения, будь то госпиталь или клиника, в каждом уголке государств Латинской Америки и стран Карибского бассейна по примеру программы по развитию медицины на Кубе.
Кроме «CELAC: видение 2030» были рассмотрены учредительные документы самой организации, такие как «ProcedimientosparaelfuncionamientoorgánicodelacomunidaddeEstadosLatinoamericanosycaribeños», в котором раскрываются изначальные цели создания объединения. Так, в документе среди прочего говорится: «Главы государств-членов CELAC решили основать организацию с целью политической, экономической, социальной и культурной интеграции стран нашего региона, усилить региональное единение посредством установки целей и механизмов, совместимых с текущей реальностью, а также развитие солидарности и кооперативности среди стран Латинской Америки и Карибского Бассейна;…Главы государств-членов CELAC снова подтверждают наш компромисс миром, усилением демократии и толчком в социальном и экономическом развитии наших городов, а также убеждены в том, что интеграция наших наций – гарантия соблюдения вышесказанных тезисов и продвигать мирное сосуществование наших граждан».
Исследованием данного вопроса занимались такие известные эксперты, как, например, В. Хейфец, профессор кафедры ТИМО СПбГУ, доктор исторических наук и директор Центра Ибероамериканских исследований. В своей статье под названием «Латинская Америка и линии международного сотрудничества и конфликтов в современном мире» автор говорит о том, что в настоящее время регионы и региональные организации играют всё большую роль в мировой политике и делают мир полицентричным, а Латинская Америка вместе с Карибским регионом могут считаться одними из ярчайших примеров мировой глобализации. Несмотря на время от времени случающиеся экономические кризисы (как в Бразилии и Венесуэле, например) страны Латинской Америки в значительной степени участвуют в глобальных процессах, а на мировой карте появляются новые научные и технические центры из данного региона.
Кроме того, в этой области нельзя не отметить работу С. Крылова под названием «Многосторонняя дипломатия латиноамериканских государств (к вопросу о перспективах интеграционных процессов в ЛАКБ)», в которой рассматривается механизм функционирования многосторонней дипломатии стран Латинской Америки и Карибского бассейна на субрегиональном, региональном уровнях, а также в бирегиональном формате и анализируются перспективы интеграционных процессов в Западном полушарии в контексте формирования нового мироустройства XXI века, а также труд М.Л. Чумаковой под названием «Латинская Америка: перемены в межгосударственных отношениях», в рамках которого анализируются межгосударственные противоречия и проблема регионального лидерства в начале XXI века.
В процессе исследования в качестве источника также были использованы работы иностранных исследователей, таких как Камило Арриагада и его труд под названием «Бедность в Латинской Америке: новые сценарии и задачи для политиков в городской среде». В работе анализируется актуальная сейчас проблема бедности городских жителей государств Латинской Америки, даётся характеристика проблемы, а также приводятся некоторые последствия действующей социальной политики по отношению к населению.
Кроме того, была использована работа К. Холодковского «Свобода vs безопасность? Европа и массовая иммиграция» . Статья посвящена вопросу человеческой безопасности в целом и содержит анализ угроз, связанных с массовой инокультурной иммиграцией в Европу. Ключевые угрозы в этой области – это рост террористических актов и размывание европейской идентичности. Автор утверждает, что постулаты либеральной демократии препятствуют переходу к более эффективной политике в этой сфере, а принятая во многих государствах Европы концепция мультикультурализма привела лишь к оправданию обособления мусульманских иммигрантов на новом месте.
В работе Б. Мартынова и Е. Молоезника «Криминальный сценарий для Мексики» описывается проблема организованной преступности в этом государстве Латинской Америки. Наркотрафик и криминальные кланы делают уровень безопасности в стране крайне низким и шатким, а также влияют даже на политическую жизнь в стране. Авторы утверждают, что в период с 2006 по 2012 года борьба с организованной преступностью в стране была неэффективной, поскольку она игнорировала текущие политические и культурные реалии. Более того, это в конечном итоге уровень насилия в стране только повысился, а коррупция – увеличилась.
Гипотеза исследования: Проблемы человеческой безопасности на латиноамериканском континенте связаны с финансовой нестабильностью, частыми кризисами, а также преступлениями различной тяжести, в том числе убийствами. Нерешённые проблемы грозят усугублением ситуации с человеческой безопасностью в Латинской Америке, а именно ухудшением уровня жизни населения, финансовой обеспеченности и повышением смертельных рисков для населения стран.
Объектом исследования является человеческая безопасность.
Предмет исследования составляет человеческая безопасность в латиноамериканском регионе.
Цель данного исследования состоит в анализе актуальных вопросов и проблем человеческой безопасности на латиноамериканском континенте.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
дать оценку термину «человеческая безопасность» через призму документов ООН;
выявить глобальные и региональные особенности походов к решению проблем человеческой безопасности;
определить исследованность вопроса человеческой безопасности в Латинской Америке;
изучить деятельность Института защитника народа как организации, способной решить вопрос человеческой безопасности;
оценить дальнейшие перспективы проблемы исследования человеческой безопасности в латиноамериканском регионе.
Методологическую основу исследования составили контент-анализ, сравнение, структурно-функциональный анализ и метод построения прогноза относительно человеческой безопасности.
Контент-анализ был использован в отношении речей политических лидеров. Сравнение было использовано для сопоставления всех государств Латинской Америки в рамках проблемы человеческой безопасности.
Структурно-функциональный анализ был осуществлён на примере Института защитника народа как организации, способной решать проблемы в области человеческой безопасности. Кроме того, был использован метод построения прогноза относительно ситуации с человеческой безопасностью в будущем.
Научная новизна. По итогам нашего исследования были выявлены особенности ситуации с человеческой безопасностью в государствах латиноамериканского региона. Были изучены и проанализированы документы ООН и деятельность региональных правозащитных организаций, таких как Институт защитника народа, а также дана оценка деятельности подобных организаций. Был дан прогноз развитию ситуации с человеческой безопасностью в будущем.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что положения исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения этой проблемы, а также в процессе преподавания дисциплин, связанных с международными отношениями.
Структура работы. В первой главе данного исследования осуществляется теоретическое обоснование понимания человеческой безопасности, а также анализ документов ООН, посвящённых человеческой безопасности, с теоретической точки зрения. Во второй главе раскрывается, как вопросы человеческой безопасности в Латинской Америке реализуются в мировой политике на примере региональных международных организаций, как стороны подходят к вопросу, а также анализ документов ООН с практической точки зрения. Третья глава посвящена анализу деятельности института Защитника Народа в странах Латинской Америки, а также содержит в себе прогноз относительно ситуации в рамках человеческой безопасности на будущее.
Вопрос безопасности является одним из самых важных вопросов в мире. В последние десять лет проблема безопасности остается актуальной, хотя и ведется работа по ее устранению. Право людей на жизнь, безопасность, интегрированность в жизнь общества и свободу являются основными вопросами в рамках деятельности государств по всему миру, однако степень достижения безопасности разнится в зависимости от региона.
Проблема человеческой безопасности может зависеть от различных факторов, в том числе финансового благосостояния государства, технической оснащенности государственных объектов, уровня криминала в стране и многих других факторов. Эти вещи заставили современное сообщество обратить внимание на проблемы человеческой безопасности, которая испытывает те или другие сложности в любом месте мира, хотя и в разной степени и в разных местах. Латинская Америка является одним из самых жестоких регионов в мире по уровню преступности. Большинство преступлений совершается в Центральной Америке, таких как Гватемала, Гондурас и Сальвадор. На сегодняшний день в Латинской Америке общий уровень преступности в три раза превышает средний мировой уровень, а также сопоставим с показателями в странах, переживающих войны. Это наносит огромный вред развитию региона, влияя как на рост экономического роста, так и на демократию.
Вопрос человеческой безопасности в Латинской Америке стоит особняком: страны региона испытывают огромные проблемы с сохранением безопасности своих граждан. На протяжении многих лет в странах наблюдается высокий уровень преступности, с которым ведется не менее ожесточенная борьба. Однако, как показывает реальность, она не всегда успешна.
Данные Программы развития ООН за 2019 год также свидетельствуют о том, что Латинская Америка и страны Карибского бассейна столкнулись с высоким уровнем преступности, криминала и насилия, превышающим показатели других регионов мира. Это означает, что странам региона необходимы новые программы и проекты, направленные на улучшение качества жизни населения и изменение реальных условий существования граждан. Это, в свою очередь, должно снизить уровень преступности в Латинской Америке.
Одним из ключевых факторов, влияющих на высокий уровень преступности в регионе, является низкий уровень экономического развития и социальной защищенности. Многие страны сталкиваются с проблемами бедности, безработицы и недостатка доступной медицинской помощи и образования.
Это приводит к росту криминальной активности и насилия, поскольку люди вынуждены искать способы выживания в неблагоприятных условиях. Для борьбы с этой проблемой необходимы комплексные меры, включающие в себя не только полицейские операции и законодательные изменения, но и усиление социальной защиты, повышение уровня образования и доступности медицинской помощи, создание новых рабочих мест и поддержка малого и среднего бизнеса.
Главными причинами криминализации Латинской Америки являются следующие факторы:
Низкие темпы экономического роста;
Высокая безработица;
Высокий уровень социального неравенства;
Растущая доступность наркотиков;
Низкий уровень эффективности полиции;
Организованная преступность, орудующая по всей Латинской Америке;
Низкая эффективность правозащитных организаций и т.д.
Одной из причин разрозненности латиноамериканцев является многообразие общества, живущего в этом регионе. Это касается как социального разделения, так и культурных отличий. В Латинской Америке существует множество народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии и имеющих разные традиции и обычаи. Это создает сложности в общении и сотрудничестве между людьми из разных культур и социальных групп. В работе данный феномен рассматривается на примере национального состава Перу и слов известного бывшего перуанского писателя Хосе Мариатеги.
Терминология понятия «права человека» в Латинской Америке может существенно отличаться. Как можно наблюдать на примере национальных конституций 19 стран, рассмотренных во второй и в третьей главах, вопрос человеческой безопасности может раскрываться по-разному и государства применяют различные способы решения проблем в данной области. В том числе это касается коренных народов, проживающих в странах Латинской Америки, поскольку их права по-разному закреплены в доктринальных документах латиноамериканских стран и раскрываются с нескольких сторон: например, это проявляется в широте прав, предоставленных коренным народам, хотя некоторые страны и вовсе не упоминают их в своих национальных конституциях (пример: Доминиканская республика).
Для преодоления проблем с человеческой безопасностью в Латинской Америке большинство стран региона учредило государственный правозащитный институт, обеспечивающий юридическое сопровождение ходатайств различных людей по тому или иному поводу.
Человеческая безопасность является универсальной и приоритетной, и включает в себя защиту всех видов прав человека. В Латинской Америке вопросы человеческой безопасности являются актуальными и находятся в центре внимания международных организаций и государств. Конфликты, экономическая нестабильность, бедность, несоблюдение прав человека и нарушения законов могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей в регионе. Для решения этих проблем существуют различные программы и проекты.
Гуманитарная и многомерная безопасность – это похожие концепты, которые охватывают определения безопасности, выходящие за рамки простой защиты государств от традиционных военных угроз, теперь вместо этого рассматривают безопасность с более широкой и всеохватывающей точки зрения, хотя в обоих случаях внимание фокусируется на защите прав человека.
Наличие четких и конкретных показателей, позволяющих отслеживать прогресс в области прав человека на основе точных данных, способствует ведению государственной политики на национальном и региональном уровнях, направленной на прогресс в этой области для всех людей.
Защита всех видов прав человека и наличие различных программ и проектов для решения проблем, которые могут угрожать жизни и здоровью людей в регионе, необходимы в современном мире.
Концепция человеческой безопасности имеет большой потенциал как новый подход к решению проблем, стоящих перед правительствами Латинской Америки. Это касается множества проблем безопасности, с которыми ежедневно сталкиваются жители этих стран. Очень важно, чтобы этот подход был четко отличен от других подобных концепций, и чтобы его рамки были четко определены. Человеческая безопасность является фундаментальным аспектом жизни человечества, который дополняет повестку дня в области соблюдения прав человека и создает альтернативные пути защиты людей.
Концепция человеческой безопасности была предложена Организацией Объединенных Наций в 1994 году и охватывает широкий спектр проблем, связанных с безопасностью человека, включая экономическую безопасность, здоровье, окружающую среду, культуру и т.д. Она призвана защищать права и свободы человека, а также обеспечивать его защиту от насилия, конфликтов и других угроз. Концепция человеческой безопасности активно используется в странах Латинской Америки, где существует множество проблем с безопасностью, включая преступность, наркотики, насилие и т.д.
Анализ национальных конституций стран Латинской Америки показывает, что работа в области прав человека ведется в том числе на государственном уровне (одна из крупнейших инициатив – создание института Защитника Народа, занимающегося правозащитной деятельностью в отношении своего населения. В некоторых государствах (Парагвай) существует даже два аналогичных органа.
Однако, к сожалению, даже существование института Защитника Народа не помогает искоренить проблемы в области человеческой безопасности. В регионе продолжает процветать наркотрафик, бандитизм, условия жизни большинства населения тоже не располагают к благоприятному существованию. Все это влечет за собой рост преступности и, соответственно, новые угрозы человеческой безопасности на территории стран Латинской Америки.
1. Резолюция 2312 Совета Безопасности ООН, 2016. Ссылка: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N16/313/23/PDF/N1631323.pdf?OpenElement (Дата обращения: 15.01.2023).
2. Всеобщая декларация прав человека, ООН, 10.12.1948. // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (Дата обращения: 11.12.2022).
3. Выступление Генерального секретаря ООН в Комиссии по правам человека, 2003. // URL: https://www.un.org/ru/sg/annan_messages/2003/hr.shtml (Дата обращения: 27.03.2023).
4. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций, 8.09.2000. // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml (Дата обращения: 15.03.2023).
5. Доклад о целях в области устойчивого развития за 2021 год. // URL: https://unstats.un.org/sdgs/report/2021/The-Sustainable-Development-Goals-Report-2021_Russian.pdf (Дата обращения: 15.05.2022).
6. Международный пакт о гражданских и политических правах, ООН, 16.12.1966. // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (Дата обращения: 22.05.2022).
7. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ООН, 16..12.1966. // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml (Дата обращения: 22.05.2022).
8. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1994 г. №49/57 «Декларация о совершенствовании сотрудничества между Организацией Объединённых Наций и региональными соглашениями или органами в области поддержания международного мира и безопасности». URL: https://www.un.org/en/development/desa/population/publications/ICPD_programme_of_action_ru.pdf (Дата обращения: 25.10.2022).
9. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Защита прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом», 16.12.2005. // URL: https://base.garant.ru/70309132/ (Дата обращения: 15.01.2023).
10. Устав ООН, 1945. // URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text [ДАТА ОБРАЩЕНИЯ: 27.03.2023].
11. Declaración de las Naciones Unidas sobre los Derechos de los pueblos indígenas, №61/295, ONU, Consejo de Derechos Humanos, 13 de septiembre de 2007. // URL: https://www.un.org/esa/socdev/unpfii/documents/DRIPS_es.pdf (Дата обращения: 13.11.2021).
12. Human Development Report , UN, 1994. // URL: https://digitallibrary.un.org/record/204916?ln=ru (Дата обращения: 27.06.2022).
13. Informe anual de la Comisión Interamericana de Derechos Humanos, 30.12.2009. // URL: https://www.refworld.org.es/publisher,IACHR,ANNUALREPORT,HTI,50bc87082,0.html (Дата обращения: 13.08.2022).
14. Informe de resultados regionales 2020 del sistema de las Naciones Unidas para América Latina y el Caribe, 05.2021. // URL: https://unsdg.un.org/es/resources/informe-de-resultados-regionales-2020-del-sistema-de-las-naciones-unidas-para-america (Дата обращения: 13.08.2022).
15. Message of the UN Secretary-General Kofi Annan for World Refugee day 2003, 20.06.2003, UN. // URL: https://www.unhcr.org/my/publications/message-un-secretary-general-kofi-annan-world-refugee-day-2003 (Дата обращения: 15.03.2023).
16. Oficina del Atlo Comisionado de las Naciones Unidas para los Derechos Humanos (ACNUDH). El Paro Nacional 2021: Lecciones aprendidas para el ejercicio del derecho de reunión pacífica en Colombia. 62 p.
17. Organización de las Naciones Unidas (ONU). (2022a). La Agenda para el Desarrollo Sostenible. // URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/es/development-agenda/ (Дата обращения: 26.01.2023).
18. Organización de las Naciones Unidas (ONU). (2022b). Objetivos de Desarrollo Sostenible. // URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/es/objetivos-de-desarrollo-sostenible/ (Дата обращения: 26.01.2023).
19. Programa de Naciones Unidas para el Desarrollo (PNUD). El enfoque de la seguridad humana desde tres estudios de caso / Programa de Naciones Unidas para el Desarrollo (PNUD); Instituto Interamericano de Derechos Humanos. – San José, C.R. :IIDH : PNUD, 2011. 119 p.
20. Programa de las Naciones Unidas para el desarrollo (PNUD). (2019). Seguridad ciudadana. // URL: https://www.latinamerica.undp.org/content/rblac/es/home/ourwork/democraticgovernance/citizen-security.html (Дата обращения: 29.09.2022).
21. Procedimientos para el funcionamiento orgánico de la comunidad de Estados Latinoamericanos y Caribeños, Caracas, 3 de diciembre de 2011. // URL: https://cancilleria.gob.bo/celac/sites/default/files/2019-01/2.-%20Procedimientos_CELAC.pdf (Дата обращения: 21.12.2021).
22. CELACVisión 2030. // URL: https://celacinternational.org/projects/ (Дата обращения: 21.12.2021).
23. System-wide results report of the United Nations development system in Latin America and the Caribbean, 10.03.2021. // URL: https://unsdg.un.org/sites/default/files/2021-05/LAC-UN-System-Wide-Report-Final-Draft%5B88%5D.pdf (Дата обращения: 25.06.2022).
Документы органов государственной власти:
1. Федеральный закон РФ № 390-ФЗ «О безопасности» от 28.12.2010 г. // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/32417 (Дата обращения: 27.05.2022).
2. Constitución de la Nación Argentina, 1994. // URL: https://www.oas.org/dil/esp/constitucion_de_la_nacion_argentina.pdf. (Дата обращения: 25.06.2022).
3. Constitución Política del Estado Bolivia, 2009. // URL: https://www.oas.org/dil/esp/constitucion_bolivia.pdf. (Дата обращения: 26.06.2022).
4. Constitución de Brasil, 1988. // URL: https://www.constituteproject.org/constitution/Brazil_2017?lang=es. (Дата обращения: 27.06.2022).
5. Constitución de la República Bolivariana de Venezuela, 1999. // URL: https://www.oas.org/dil/esp/constitucion_venezuela.pdf. (Дата обращения: 28.06.2022).
6. Constitución Política de la República de Guatemala, 1993. // URL: https://www.oas.org/dil/esp/Constitucion_Guatemala.pdf. (Дата обращения: 29.06.2022).
7. Constitución de Honduras, 1982. // URL: https://www.oas.org/dil/esp/constitucion_de_honduras.pdf (Дата обращения: 30.06.2022).
8. Constitución Política de la Republica Dominicana, 2010. // URL: https://www.acnur.org/fileadmin/Documentos/BDL/2010/7328.pdf (Дата обращения: 1.07.2022).
9. Constitución Política de Colombia, 1991. // URL: https://www.cijc.org/es/NuestrasConstituciones/COLOMBIA-Constitucion.pdf (Дата обращения: 2.07.2022).
10. Constitución Política de Costa Rica, 1949. // URL: https://pdba.georgetown.edu/Parties/CostaRica/Leyes/constitucion.pdf (Дата обращения: 3.07.2022).
11. Constitución de la República de Cuba, 2019. // URL: http://biblioteca.clacso.edu.ar/clacso/se/20191016105022/Constitucion-Cuba-2019.pdf (Дата обращения: 4.07.2022).
12. Constitución Política de los Estados Unidos Mexicanos, 2021. // URL: https://www.diputados.gob.mx/LeyesBiblio/pdf/CPEUM.pdf (Дата обращения: 5.07.2022).
13. Constitución Política de la Republica de Nicaragua, 2007. // URL: https://www.oas.org/juridico/spanish/mesicic3_nic_const.pdf (Дата обращения: 6.07.2022).
14. Constitución Política de la República de Panamá, 2016. // URL: https://ministeriopublico.gob.pa/wp-content/uploads/2016/09/constitucion-politica-con-indice-analitico.pdf (Дата обращения: 7.07.2022).
15. Constitución de la República del Paraguay, 1992. // URL: https://cepei.org/wp-content/uploads/2020/01/Constitución-de-Paraguay-1992.pdf (Дата обращения: 8.07.2022).
16. Constitución Política del Perú, 1993. // URL: https://www.congreso.gob.pe/Docs/constitucion/constitucion/index.html (Дата обращения: 9.07.2022).
17. Constitución Política de Republica de El Salvador, 1983. // URL: https://www.asamblea.gob.sv/sites/default/files/documents/decretos/171117_072857074_archivo_documento_legislativo.pdf (Дата обращения: 10.07.2022).
18. Constitución Política de la Republica Uruguay, 1967. // URL: https://www.oas.org/dil/esp/Constitucion_Uruguay.pdf (Дата обращения: 11.07.2022).
19. Constitución Política de la Republica de Chile, 1980. // URL: https://www.oas.org/dil/esp/constitucion_chile.pdf (Дата обращения: 12.07.2022).
20. Constitución de la Republica del Ecuador, 2008. // URL: https://www.oas.org/juridico/pdfs/mesicic4_ecu_const.pdf (Дата обращения: 13.07.2022).
21. Defensoría del Pueblo de la Nación. Institución Nacional de Derechos Humanos, Informe Anual, 2021. // URL: http://www.defensor.gov.ar/documentos/anuales/ianual2021.pdf (Дата обращения: 25.06.2022).
22. Departamento Canadiense de Asuntos Externos y Comercio Internacional, Human Security: Safety for People in a Changing World, Toronto (Canadá), abril 1999. P. 5.
23. La página oficial de La Defensoría del Pueblo de Panamá. URL: https://www.defensoria.gob.pa (Дата обращения: 7.07.2022).
Литература
Научные статьи:
1. Карпович, О.Г. Глобализация: вызовы человеческой безопасности // Вестник ЧитГУ, №2 (81) 2012. 7 с.
2. Крылов, С.А. Многосторонняя дипломатия латиноамериканских государств (к вопросу о перспективах интеграционных процессов в ЛАКБ) // Вестник МГИМО, Международные отношения. №6(9), 2009, 9 с.
3. Теплякова, Д.В, Институт защитника народа в республике Перу // Международные отношения и мировая политика, Вестник МГИМО, Международные отношения. №1(40), 2015, 6 с.
4. Хейфец, В.Л. Латинская Америка и линии международного сотрудничества и конфликтов в современном мире // Вестник Санкт-Петербургского Университета, 2019. Т.12, Вып. 2, 9 с.
5. Холодковский, К.Г. Свобода vs безопасность? Европа и массовая иммиграция. – Полис. Политические исследования. 2019. №2. С. 79-91.
6. Чумакова, М.Л. Латинская Америка: перемены в межгосударственных отношениях // Вестник Московского университета, Международные отношения и мировая политика. Сер. 25, №1, 2010, 23 с.
7. Acevedo-Navas, C., Ballesteros-Betancur, V., & Corcione Nieto, M. A. (2022). Seguridad humana y seguridad multidimensional, su enfoque y utilidad para proteger los derechos humanos. Revista Científica General José María Córdova, 20(40), 1105-1127.
8. Andreas, P. Ilicit Globalization: Myths, Misconceptions and Historical Lessons. Political Science Quarterly, Vol. 126, No. 3(Fall 2011), Oxford Univercity Press. pp. 403-425.
9. Arias Mora, F., Xatruch Ovares, J.P. La constitucionalización del derecho humano a la salud en Latinoamerica / Revista IUS Doctrina, Vol. 15 n.1, noviembre 2022. 19 p.
10. Gross Espiell, Héctor. La organización inter nacional del trabajo y los derechos humanos en América Latina. México, UNAM, 1978. pp. 59-60.
11. Fonseca-Ortiz, T. & Sierra-Zamora, P. El desafío de los derechos económicos, sociales, culturales y ambientales en el posacuerdo colombiano. Via Inveniendi et Iudicandi. №17(1), 2022. P.149-174.
12. Laborie Iglesias, M. La evolución del concepto de seguridad. En Documento Marco 05/2011 del IEEE. Instituto Español de Estudios Estratégicos. Dirección General de Relaciones Institucionales. Ministerio de Defensa de España, 2011. P. 9.
13. Llairó, M.. La seguridad alimentaria: un desafío para las democracias de comienzos del nuevo milenio en la región Mercosuriana. En K. Krzywicka & P. Trefler (Eds.), Transformaciones geopolíticas y nuevas amenazas en América Latina, serie Estudios Iberoamericanos de la UMCS, vol. IV. Lublin: Editorial de la Universidad Marie Curie Skłodowska, 2016. 13 – 28 pp.
14. Llairó, M. Viejos y nuevos paradigmas de la seguridad humana: controversias y nuevos desafíos en el siglo XXI. Maria Sklodowska University, vol. 12/2021. 183 P.
15. Martynov, B.F. Moloeznik, M.P. Mexico on a criminal scenario // ВестникМГИМО-Университета, №2(53), 2017. С. 184-194.
16. Muñoz Tejada, J. A. Usos políticos del concepto de seguridad humana: securitización de la violación de derechos humanos y del subdesarrollo en el escenario internacional. Territorios, no. 39, 2018. pp. 21–46.
17. Ortiz Navarrete, J. La seguridad humana: la seguridad de las personas en un mundo cambiante. Revista CIDOB d’Afers Internacionals, núm. 60, p. 43-60.
18. Rivera Alfaro, R. Claves epistemológicas sobre Seguridad: estructuras y posibilidades en las políticas públicas. Revista Jurídica IUS Doctrina, vol. 8 no. 12, 2015. P. 24.
19. Rea Granados, S.A., El reconocimiento constitucional de los derechos humanos en Latinoamérica. Revista de Derechos fundamentales, №11, 2014. P.93-124.
20. Román, A. Navarro. Reconocimiento y protección del derecho a la salud por el corpus iuris internacional de los derechos humanos: Universal y regional, alcances y limitaciones. Revista Contacto Global X Décima Edición 2018. P. 12-44.
21. Quintero Cordero, S. (2020). Seguridad ciudadana y participativa de las comunidades en América Latina. Revista Científica General José María Córdova 18(29), pp. 5-24.
Монографии:
1. Arriagada, C. Pobreza en América Latina: Nuevos escenarios y desafíos de políticas para el hábitat urbano // División de Medio Ambiente y Asentamientos Humanos, Santiago de Chile, 2000. 70 p.
2. Krzywicka, K. América Latina: desafíos y amenazas a la seguridad humana. Anuario Latinoamericano: Ciencias políticas y relaciones internacionales, UMCS, vol. 12, 2021. P. 183.
3. Mariátegui, J. “Amauta”. – Lima, 1963. No7, 39 p.
4. Matthews, Jessica Tuchman. ‘Redefining Security’, in Christopher Hughes and Yew Ming Lai (eds.), Security Studies: A Reader (New York, Routledge), 2011, p. 64.
5. Rojas Aravena, F. Seguridad humana, nuevos enfoques. San José, C.R. :FLASCO, 1 edición, 2012. 180 p.
6. Suhrke, A. “Human Security and Interests of States”, Security Dialogue, septiembre 1999, Vol. 30, Nº 3, p. 264.