Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования 5
1.1 Понятие речевого жанра 5
1.2 Стилистический аспект изучения речевых жанров 11
1.3 Эпистолярное творчество писателей как факт культуры начала XIX века 14
Глава II. Практическая 18
2.1 Подход к материалу 18
2.2 Классификация речевых жанров 19
2.3 Описание материала 23
2.4. Классификация художественных тропов 26
2.5 Речевые жанры в письмах Вяземского 27
3.6 Выводы по анализу материала 38
Заключение 39
Библиография 40
Цель исследования: описать языковые средства оформления различных речевых жанров в пределах единого эпистолярного текста.
Гипотеза: в рамках текстового единства дружеского письма можно выделить элементы, соответствующие разнообразным речевым жанрам, причём они будут отличаться друг от друга не только по тематике, но и по стилистическому оформлению.
В задачи исследования входит:
1) Определить понятие речевого жанра.
2) Теоретически осветить проблему связи речевого жанра со стилистическим аспектом речи.
3) Классифицировать материал по типам речевых жанров.
4) Описать связь между стилистическим и прагматическим аспектами выделенных единиц.
В эпистолярное творчестве П. А. Вяземского объединяются особенности разговорной и письменной речи. Из особенностей письменной речи можно выделить продуманность и материальную фиксацию текстов; от устной ― сравнительную общность речевого контекста собеседников, относительную импровизационность, ориентацию на свободу и экспериментальность использования языка.
Благодаря диалоговому характеру эпистолярного типа текстов письма насыщены поддающимися выявлению речевыми жанрами, как первичными, так и вторичными. Сюда относятся жанры благодарности, просьбы, поздравления, и подобные, а также более сложно устроенные описания событий, изложение новостей, дружеский обмен идеями и взглядами. Разумеется, данные речевые жанры входят в единство жанра дружеского письма, однако исследователи подчёркивают неоднородность эпистолярного типа текстов, распадающегося на различные по стилю и прагматике пласты.
Выделяемые речевые акты носят различные характерные особенности стилистического оформления. Предметом исследования являются приёмы синтаксиса, лексики и фонетики, образующие форму того или иного тематического блока. Исследование поэтической формы данных текстов возможно по той причине, что известен факт сознательной работы авторов писем над художественным слогом писем.
Таким образом, на примере данного корпуса текстов можно проследить особенности оформления различных речевых жанров в их стилистическом аспекте. Сочетание диалоговой прагматики текстов с присутствием у автора художественной задачи даёт возможность наблюдать за изменениями языка в условиях разных речевых жанров, открывая многообразие возможностей языкового материала в руках умелого мастера слова.
По результатам исследования можно подвести следующие итоги:
1) Понятие речевого жанра имеет в современной науке различные толкования, однако бесспорна близость теории речевых жанров к прагматике и стилистике речи.
2) Речевой жанр глубоко связан со своей оболочкой, в том числе стилистической формой высказывания.
3) На основании выбранной типологии произведена классификация различных по прагматике фрагментов речи Вяземского и произведен их стилистический анализ.
4) Обнаружена и описана связь между прагматическим аспектом речевого жанра и его стилистическим оформлением.
На основании полученных данных можно судить, с одной стороны, о специфике речи П. А. Вяземского, его приемах оформления тех или иных речевых жанров. С другой стороны, можно сделать вывод о широких возможностях языка гибко варьировать стилистические средства в зависимости от нужд говорящего. Также стоит подчеркнуть, что степень художественной выразительности оказывает влияние на степень суггестивности и убедительности формируемого высказывания.
Результаты исследования важны не только для представления о характеристиках речи русской аристократии начала XIX века: они раскрывают и возможности современного русского языка.