Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА

Работа №123541

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы61
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
117
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА 9
1.1 Понятие, сущность и необходимость государственной поддержки малого
бизнеса 9
1.2 Программы поддержки малого бизнеса в системе государственного
регулирования 16
Глава 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 25
2.1 Оценка масштабов развития малого бизнеса 25
2.2 Анализ и оценка эффективности государственной поддержки малого
бизнеса в Российской Федерации 36
Глава 3. ПУТИ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 42
3.1 Зарубежный опыт государственной поддержки малого бизнеса 42
3.2 Возможность применения зарубежного опыта для разработки новых методов и инструментов государственной поддержки малого бизнеса в
России 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58


Анализ российской экономической среды способен дать ответ на один из самых актуальных вопросов современного рынка: какова роль малого бизнеса в экономике России.
Экономика любой социальной структуры основана на совокупности таких элементов как производство, распределение и потребление. Регулируя параметры этих структурных элементов, администратор получает возможность координировать порядок движения всей системы.
Характер отношений в сфере производства валового национального продукта (ВНП) страны складывается, исходя из таких факторов, как: ресурсы; труд; капитал; предпринимательские способности населения; информация.
Чтобы определить роль малого бизнеса в производстве ВНП России, можно рассмотреть, как задействовано это предпринимательское звено в использовании ресурсов и капитала для производственных нужд.
Ресурсы (речь идет только о природных) как одна из основ производства, согласно Конституции Российской Федерации, могут использоваться резидентами государства на базе :
- частной собственности (объект предпринимательства приобретает право собственности на землю либо на другие ресурсные объекты и на свой страх и риск извлекает из них предпринимательскую выгоду);
- государственной или муниципальной собственности (государство или регион, в лице своих представительских органов либо передают предпринимательским структурам право на извлечение доходов от таких ресурсов с обязательной выплатой государству дивидендов, либо самостоятельно организовывает производство и управляет им через институт уполномоченных представителей).
Согласно данным Росреестра, процент частной собственности на природные ресурсы в РФ составляет чуть больше чем 0,5%, и, скорее всего, существующая ситуация в скором времени изменится. Оставшиеся 99,5% природных ресурсов - во власти государства и муниципальных учреждений.
Такое положение вещей тормозит развитие малого бизнеса по следующим причинам :
- Государственные монополии препятствуют формированию здоровой конкурентной среды на рынке использования природных ресурсов для предпринимательства.
- Незаинтересованность государства в укреплении малого бизнеса как одного из секторов экономики страны и регионов.
- Трансформация путей доступа представителей малого бизнеса к природным ресурсам значительно увеличит его роль в современной экономике страны.
Еще один камень преткновения для небольших предпринимательских структур - капитал. Обеспечение производства капиталом - многоуровневый процесс, который при правильной регулировке должен представлять собой круговой цикл. Но для запуска это цикла нужны начальные капиталовложения.
В малом бизнесе предпринимательские инициативы чаще всего исходят от активных бизнесменов, которые готовы выходить на новые уровни производства по количеству или по качеству. Пути привлечения средств на реализацию этих идей: собственный капитал; заемный капитал; государственные дотации и субсидии. Вопрос привлечения собственных средств очень болезнен для каждого предпринимателя, поскольку делает всю операцию для него рискованной. Возможность привлечения дешевых заемных средств или получение государственной помощи играет решающую роль при принятии решения о реализации того или иного производственного проекта. Исходя из этого, малый бизнес в рыночной экономике всегда должен рассчитывать на то, что его предпринимательские инициативы будут поддержаны льготным заемным капиталом либо государственным финансированием. Без этих мероприятий выход на новые объемы производства невозможен .
Что касается таких факторов производства, как инициатива и информация, то малый бизнес активно влияет на каждую из этих движущих сил.
Информационная роль малого бизнеса в рыночной экономике также является определяющей. Активные бизнесмены инициативно собирают информацию и активно ее используют в своем производстве.
Чтобы определить место малого бизнеса в современной экономике РФ по участию в указанных процессах, можно обратить внимание на следующие моменты распределения национального продукта:
Основными категориями распределения ВНП являются: ценообразование; налогообложение.
В РФ отсутствуют прямые пути, которыми малый бизнес мог бы влиять на эти два процесса. Лоббирование интересов данной категории предпринимателей в представительских органах страны не всегда дает положительный результат. Поэтому в России распределение в основном зависит от государственной руководящей политики.
Именно понимание важной роли малого бизнеса для экономики страны сегодня подвело правительство к тому, чтобы создавать налоговые преференции для предпринимателей и администрировать процессы ценообразования с целью соблюдения всеми участниками рынка правил конкурентной борьбы.
Роль малого бизнеса в современной экономике давно взята на вооружение успешными экономическими системами.
Даже незначительная поддержка и преференции со стороны государства стимулируют рост творческого потенциала населения и предпринимательской активности, что оздоравливающе влияет на экономические и социальные процессы в обществе.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение принципов и методов государственной поддержки малого бизнеса.
Объектом выпускной квалификационной работы является сектор малых предприятий в российской экономике.
Предметом - являются проблемные области и перспективные направления развития институтов государственной поддержки малого предпринимательства.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, сущность и необходимость государственной поддержки малого бизнеса;
2. Рассмотреть существующие программы поддержки малого бизнеса в системе государственного регулирования;
3. Проанализировать масштабы развития малого бизнеса;
4. Проанализировать и дать оценку эффективности государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации;
5. Рассмотреть зарубежный опыт государственной поддержки малого бизнеса
6. Разработать рекомендации применения зарубежного опыта для новых методов и инструментов государственной поддержки малого бизнеса в России.
Информационную базу выпускной квалификационной работы составила учебно-методическая, монографическая, законодательная и нормативная литература, материалы периодической печати, ресурсы информационной сети «Интернет».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Каждый год в Российской Федерации создается более 5500 компаний, большинство из которых принадлежит к малым предприятиям. На государственном уровне часто анонсируют новые виды поддержки и помощи, но в действительности, к сожалению, в реальных условиях они не всегда корректно работают. Поэтому программы по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в нашей стране существенно проигрывают по показателям эффективности европейским аналогам. В качестве подтверждения можно обратиться к статистике Минэкономразвития России, где указано, что доля МСП в ВВП на данный момент составляет около 20%, в то время как в Европе данный показатель примерно в 3 раза выше.
Стоит подчеркнуть, что государственная поддержка МСП должна выражаться не только в финансировании, но также и на законодательном уровне, создании необходимой инфраструктуры, инициализации кредитных, налоговых льгот и в других стимулах. Это необходимо потому что, несмотря на международные компании или просто крупные фирмы, собственно сектор МСП привносит современное развитие, как экономики, так и государства в целом. Конечно, с другой стороны такая система содержит множество рисков.
Следует подчеркнуть, что в России государство оказывает помощь сектору МСП по следующим направлениям:
- налоговые льготы и специальные налоговые режимы;
- создание особых экономических зон;
- создание и/или развитие инфраструктуры;
- обеспечение льготами по кредитам;
- таможенные льготы для зарубежных инвестиций;
- развитие бюджетных инвестиций;
- субсидии из областного бюджета.
Более того, на законодательном уровне, поддержка со стороны государства выражается следующими образами:
- совершенствование нормативно-правового регулирования для МСП;
- вовлечение малого и среднего бизнеса к исполнению муниципальных и государственных заказов;
- минимизация страхового риска для МСП;
- защита интеллектуальной собственности;
- улучшение условий специальных режимов вдобавок к налоговой политике;
- имущественная поддержка предпринимателей;
- защита прав предпринимателей.
Необходимо также отметить, что во время создания малого бизнеса, предприниматели активно ищут стартовый капитал и источники финансирования, которые чаще всего является заемными деньгами у друзей или семьи. Проблема заключается в том, что российские инвесторы не спешат вкладывать средства в старт-апы из-за достаточно большого риска. В то же самое время, кредитные организации предпочитают более крупных клиентов, чем начинающие предприниматели малого бизнеса по тем же причинам. Таким образом, роль государства не должна лишь только ограничиваться поддержкой деятельности исключительно сектора МСП. Оно должно способствовать привлечению кредиторов к малому бизнесу.
Сегодня в России существует большое множество мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства. Наиболее перспективными из них являются субсидирование лизинговых платежей и выплата первоначального взноса размером до 10 миллионов рублей, а также активное продвижение организаций микрофинансирования, которые предоставляют кредиты до 1 миллиона рублей под 11% годовых на срок не более 1 года. Более того, новаторам предусмотрены выплаты до 550 тысяч рублей на одного бизнесмена, а инновационным компаниям до 15 миллионов рублей.
Что касается финансирования МСП, то в 2014 году 57% от суммарного объема средств было выделено на прямые меры финансовой поддержки, в то время. как 43% на непрямые меры, в форме развития инфраструктуры.
Подводя итог, российская практика показывает, что довольно сложно оценить эффективность программ поддержки. В частности из-за неправильного освоения бюджетных средств.
Одновременно с этим стоит обратить внимание на европейский опыт в данном деле. Установление контактов между малым, средним и крупным бизнесом способствует не только развитию экономики, но также данный способ помог бы решить вопрос финансирования малого бизнеса. Со стороны финансирования, необходимо изучить вопрос кредитования с низкой ставкой по кредиту, а также возможностью не выплачивать суммы кредита в течение первых двух лет, как в Германии.
Переподготовка и переквалификация кадров в России может улучшена с оглядкой на опыт той же Франции и Германии, где данные процессы уже давно себя зарекомендовали как успешные.
Правильное использование зарубежного опыта поможет России вывести субъекты МСП на качественно новый уровень, что также отразится в положительную сторону и на экономике страны в целом.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Информационно¬правовая система Консультант плюс
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред.
от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) //
Информационно-правовая система Консультант плюс
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ // Информационно-правовая система Консультант плюс
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ // Информационно-правовая система Консультант плюс
5. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ (действующая редакция, 2016) // Информационно-правовая система Консультант плюс
6. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 N 134-ФЗ (действующая редакция, 2016) // Информационно-правовая система Консультант плюс
7. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 N 128-ФЗ (действующая редакция, 2016) // Информационно¬правовая система Консультант плюс
8. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации» от 20.07.1995 N 115-ФЗ (действующая редакция, 2016) // Информационно - правовая система Консультант плюс
9. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (действующая редакция, 2016) // Информационно-правовая система Консультант плюс
10. Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 437 (ред. от 01.11.2016) «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» // Информационно-правовая система Консультант плюс
11. Постановление Правительства РФ от 27.02.2009 N 178 (ред. от 26.05.2014) «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» (вместе с «Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика») Информационно-правовая система Консультант плюс
12. Акимов О. Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития/ О.Ю. Акимов. - М.: Финансы и статистика,
2015. - 412 с.
13. Борисов С. Р. Состояние малого предпринимательства и инновационное развитие России // Информационно-аналитическое издание «Новая экономика. Инновационный портрет России». - 2016. - № 4. - С. 45.
14. Варнавский В.Г. Экономика, экономическая теория. Партнерство государства и частного сектора: теория и практика/ В.Г. Варнавский. - М.: Наука, 2015. - 412 с.
15. Горфинкель В.Я., Поляк Г.Б., Швандар В.А. Предпринимательство: учеб.для вузов - 4-е изд., перераб. и доп. / В.Я. Горфинкель, Г.Б. Поляк, В.А. Швандар. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 - 735 с.
16.Зенин И.А. Предпринимательское право/ И.А. Зенин. — М.: Высшее
образование, 2014. - 294с.
17. Иванов А.Е. Об использовании аукционов в государственных и муниципальных закупках // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2016. - № 3. - С. 178-188.
18. Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты/ Л.Т. Ибадова. - М.: ВолтерсКлувер, 2016. - 258 с.
19. Котлярова К. В. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики // Молодой ученый. —
2016. — №17. — С. 421-424.
20. Копытин Д.А. Правовое регулирование рекламного рынка.
Предпринимательско- правовой аспект: монография/ Д.А. Копытин. — М.: Волтерс Клувер, 2014. - 124 с.
21. Макаров О.В. Правовой режим государственного регулирования
экономики и предпринимательской деятельности: содержание, проблемы, формы // Нотариус. — 2016. — № 2. - с. 13-29
22. Нуретдинова Э. М. Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства // Юридические науки: проблемы и перспективы.— 2016. — № 17. - С. 71-74.
23. Романовский М. В. Финансы денежное обращение и кредит / М. В. Романовский, О. В. Врублевская. — М.: Юрайт-Издат, 2016. — 543 с.
24. Смагина И.А. Предпринимательское право: учеб. пособие./ И.А. Смагина. — М.: Омега-Л, 2015. - 347с
25. Флоря О.В. Правовые аспекты новаторства в государственном регулировании экономики и предпринимательской деятельности в особых экономических зонах (ОЭЗ) // Предпринимательское право. — 2016. — № 4. - с. 44-63
26. Холодная Н.Д. Государственно-частное партнерство - новый тип отношений в российской экономике // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2016. - № 2. - С. 42-56
27.Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде/ А.Ю. Чепуренко. - М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2016. - 324 с.
28. Официальная статистика [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru
29. Анализ кредитования малого бизнеса в России [Электронный ресурс] URL: http://www.mixedbanks.ru/sibs-250-1.html
30. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]: http://smb.gov.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ