ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПАНИИ Х И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЕЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ 7
1.1 Основные характеристики компании Х 7
1.2 Продуктовая программа компании Х: состав и структура 9
1.3 Особенности подразделения в Казахстане и система управления запасами 9
1.4 Анализ внешней среды 11
1.5 Выводы 18
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ИНСТРУМЕНТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ 20
2.1 Сущность и структуризация проблемы управления запасами 20
2.2 Сравнительный анализ инструментов управления запасами 22
2.2.1 Планирование запасов. 22
2.2.2 Контроль запасов. 28
2.2.3 Балансировка запасов 32
2.3 Обоснование методов (инструментов) решения отдельных задач ВКР, выбираемых для дальнейшего применения в работе 34
2.4 Состав и порядок решения задач (логическая блок-схема) в ВКР 36
2.5 Выводы 37
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ 38
3.1 Задачи, содержание и организация 38
3.2 Работа с данными 39
3.3 Расчет страхового запаса 40
3.4 Расчет уровня точки заказа (Reorder point) 41
3.5 Разработка алгоритмов 41
3.6 Оптимизация логистической сети 44
3.7 Условия реализации в компании 52
3.8 Оценка эффективности предложенных рекомендаций 53
3.9 Выводы 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ А. РАСЧЕТ УРОВНЯ СТРАХОВОГО ЗАПАСА И ТОЧКИ ДОЗАКАЗА
Объектом выпускной квалификационной работы является казахстанское подразделение международной машиностроительной компании X, а предметом – система управления запасами компании Х в Казахстане. В данном регионе компания X предоставляет комплексные решения и услуги в отраслях переработки полезных ископаемых, металлургии, производства нерудных материалов. Таким образом, компания Х предоставляет сложное техническое оборудование и запчасти для него, а также услуги по повышению эффективности ресурсов, развитию устойчивости, контролю выбросов и многие другие.
Управление запасами играет важную роль в деятельности современных компаний в отрасли, это связано с высокой стоимостью самих активов, а также высоким уровнем издержек, связанных с хранением и управлением запасами.
С марта 2022 года компания начала активно развивать свою деятельность в регионе и поставила цель увеличить объемы продаж в 2 раза в 2023 году, в связи с чем ожидается увеличение спроса. Однако, текущая инфраструктура, логистическая сеть и бизнес-процессы системы управления запасами не способны в полной мере удовлетворить растущий спрос таким образом, чтобы достичь поставленных перед компанией целей. Для этого компании необходимо перестроить систему управления запасами так, чтобы ускорить оборачиваемость запасов.
Ключевые проблемы управления запасами рассматриваются в работе в контексте трех направлений: планировании запасов - отсутствует страховой запас; контроле запасов - в логистической сети не учитывается оптимальное расположение склада; балансировки запасов - отсутствуют алгоритмы и бизнес-процессы для восстановления и корректировки оптимального уровня запасов на складе.
Цель работы заключается в разработке предложений по совершенствованию системы управления запасами компании Х в Казахстане.
Задачи:
1. Проанализировать текущую систему управления запасами компании Х в Казахстане, выявить проблемы и определить возможности для улучшения ее системы управления запасами
2. Изучить инструменты и методы управления запасами, выбрать подходящие для решения выделенных проблем
3. Провести необходимые расчеты, сформировать рекомендации для компании Х в Казахстане по совершенствованию ее системы управления запасами
Первая глава посвящена описанию деятельности компании, ее организационной структуры, особенностям подразделения в Казахстане и ее системы управления запасами, определению ее недостатков и мест для развития на основе описания бизнес-процессов. Основным источником информации для написания данной главы послужили интервью с сотрудниками компании. Для проведения оценки внешней среды организации использовался инструмент анализа пяти сил конкуренции М.Портера. В результате первой главы были выделены места для улучшения системы управления запасами с учетом тенденций во внешней среде и целей самой компании в регионе.
Вторая глава фокусируется на изучении теоретических инструментов и методов управления запасами с целью сравнения и выявления выбора наиболее подходящих к цели и задачам работы. Так, была изучена литература по планированию, контролю и балансировке запасов. В результате второй главы работы было принято решение использовать классическую формулу расчета страхового запаса, определить уровень точки дозаказа, разработать алгоритмы для пополнения уровня страхового запаса и перерасчета (корректировки) уровня страхового запаса и точки дозаказа, а также с помощью оптимизационного моделирования в ПО “Anylogistix” определить оптимальное расположение для основного склада в Казахстане и для дополнительного, открытие которого планируется в долгосрочной перспективе. Таким образом, обновленная система управления запасами позволит ускорить оборачиваемость запасов, а также достичь поставленных целей по развитию региона.
В третьей главе применяются методы, выбранные во второй главе, ориентированные на совершенствование системы управления запасами в компании Х в Казахстане. Результатом третьей главы являются определенный уровень страхового запаса, точки заказа, разработанные алгоритмы пополнения страхового запаса и корректировки уровня страхового запаса, а также рекомендации по расположению склада. Помимо этого, учитываются возможные условия внедрения предложенных решений, оценка их эффективности и влияния на оборачиваемость запасов.
Выпускная квалификационная работа написана по казахстанскому подразделению машиностроительной компании X. Цель работы заключалась в разработке предложений по совершенствованию системы управления запасами компании X в Казахстане.
Компания Х, являющаяся лидером в области предоставления комплексных решений и услуг в отраслях переработки полезных ископаемых, металлургии, производства нерудных материалов, с 2022 года начала активное развитие на рынке Казахстана, и установила цель на 2023 год - увеличить продажи в 2 раза. При анализе основных бизнес-процессов компании, особенностей казахстанского подразделения, а также ее системы управления запасами, были обнаружены недостатки текущей системы, которые могут препятствовать достижению поставленных целей. Так, для достижения поставленных целей, компании необходимо значительно ускорить оборачиваемость запасов.
После изучения различных инструментов и моделей, было принято решение использовать формулу классического страхового запаса и точки заказа. Наличие страхового запаса позволит наращивать темпы оборачиваемости запасов и впоследствии, увеличивать объемы продаж, а точка заказа является полезным дополнением, так как она сигнализирует о том, когда стоит пополнять страховой запас. Страховой запас был рассчитан для 89 SKU (запасы с оборачиваемостью выше 3 раз за 9 месяцев), а уровень сервиса для них определялся в соответствии с классом запаса, полученным в результате ABC-анализа. Так, для “А” уровень сервиса составляет 90%, для класса “B” - 85% и для “C” - 80%. При этом для того, чтобы уровень страхового запаса соотносился с растущим спросом было принято решение разработать алгоритмы по пополнению уровня страхового запаса и корректировки уровня страхового запаса и точки заказа. На их основе ответственные лица смогут выполнять необходимые действия, контролировать уровень запасов, увеличивать или уменьшать уровень страхового запаса, принимать решения о добавление позиций со страховым запасом, а также корректировать уровень точки дозаказа. Согласно этим алгоритмам, инвентаризация страхового запаса и пополнение стока происходит с определенной периодичностью для разных классов запасов А, B и С. Так, для 12 запасов из категории “А” - этот процесс будет происходить еженедельно. Для 13 запасов из категории “B” рабочим периодом будет служить месяц. Для оставшихся запасов из категории “B” процесс будет происходить 1 раз в квартал. Корректировка уровня страхового запаса и точки заказа также будет осуществляться 1 раз в период, длительность которого ранжируется также на основе ABC-анализа: квартал, полугодие и год для категорий A, B и С, соответственно.
Анализ подразделения в Казахстане также показал, что текущих складских мощностей распределительного центра в г.Караганда недостаточно для хранения страхового запаса. С учетом этого было принято решение об открытии нового склада, для которого была поставлена задача найти оптимальное расположение. Для этого мы воспользовались инструментом оптимизационного моделирования в ПО “anyLogistix”. Основной склад система предложить расположить по следующим координатам: 47.967, 80.341. При рассмотрении конфигурации сети с двумя распределительными центрами второй из них система предложила расположить на западе страны: 48.781, 58. С учетом ряда других факторов, было предложение решение разместить основной склад на востоке в одном из следующих населенных пунктов: г.Усть-Каменогорск или г.Семей, а дополнительный на западе в г.Актобе.
В качестве оценки эффективности использовался показатель оборачиваемости запасов и влияние предложенных решений на него. Как и ожидалось, наличие гибкой схемы расчета страхового запаса позволит значительно ускорить оборачиваемость запасов, снизить период оборачиваемости. Именно в купе с разработанными алгоритмами система сможет определять необходимый уровень запаса для необходимых артикулов и корректироваться по мере роста спроса. Помимо прочего, грамотный выбор позиций позволяет избежать образования излишков и, соответственно, заморозки денежных средств в запасах. Увеличение оборачиваемости запасов будет сигнализировать о высокой результативности предложенных действий и о возможной необходимости увеличивать размер страхового запаса. Если коэффициент оборачиваемости запасов будет падать, то это будет сигнализировать о том, что позиции для страхового запаса выбраны неверно, либо неверно определен уровень страхового запаса. В дополнение к страховому запасу и точки заказа, оптимальное расположение страхового запаса позволит снизить транспортные затраты, предоставит дополнительное пространство для хранения страхового запаса, а также окажет влияние на период оборачиваемости за счет сокращения времени транспортировки.