Введение
Глава 1. Правовые основы обеспечения публичных имущественных интересов в процедурах банкротства организаций:
§1. Понятие публичного имущественного интереса в делах о банкротстве
§2. Федеральная налоговая служба как субъект защиты публичного имущественного интереса в процедурах банкротства: проблема компетенции
§3. Проблема равенства конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в деле о банкротстве: общие положения и тенденции. Проявление проблемы на этапе возбуждения дела о банкротстве
Глава 2. Обеспечение публичных имущественных интересов в ходе реабилитационных процедур банкротства организаций:
§1. Обеспечение равенства уполномоченных органов и иных кредиторов должника и защиты публичных имущественных интересов в ходе процедуры наблюдения
§2. Погашение требований уполномоченных органов в соответствии с графиком погашения задолженности в процедуре финансового оздоровления
§3.Оспаривание произведенных должником обязательных платежей в процедуре внешнего управления
§4. Заключение мирового соглашения с уполномоченными органами в деле о банкротстве
Глава 3. Обеспечение публичных имущественных интересов в ходе ликвидационной процедуры банкротства организаций:
§1. Очередность удовлетворения требований уполномоченного органа в процедуре конкурсного производства
§2. Формирование конкурсной массы должника: исключение из конкурсной массы сумм субсидий
§3. Уплата налога на добавленную стоимость в процедуре конкурсного производства
§4. Уплата налога на доходы физических лиц в случае банкротства работодателя
Заключение
Список использованной литературы………
Актуальность темы исследования. Участие государства в деле о несостоятельности организации имеет двойную направленность: с одной стороны государство как кредитор заинтересовано в получении от должника денежных средств, с другой стороны – в сохранении организации как субъекта экономических отношений. Оба указанных направления объединены публичным интересом, однако в случае, если требование касается непосредственно вопросов поступления денежных средств в бюджет публичный интерес приобретает имущественную направленность. В этой связи чрезвычайно важным становится изучение вопроса о механизме получения денежных средств от неплатежеспособного юридического лица. Актуальность темы исследования подтверждена на практике: по заявлению В.Ю. Солдатенкова(заместителя начальника управления обеспечения процедур банкротства Федеральной налоговой службы), «90% поступлений в рамках процедур банкротства обеспечивают всего 5% должников, другие 25% дают 10% поступлений, а 70% должников не приносят бюджету ничего». В связи с изложенным государство нуждается в правовых институтах и дополнениях законодательства, которые бы позволили обеспечить соблюдение публичного имущественного интереса.
Степень разработанности. Проблемами банкротства как правового и экономического явления занимались авторы прошлого и современности: Г.Ф. Шершеневич, М.В. Телюкина, И. М. Шевченко. Отдельные авторы особое внимание уделяли изучению статуса уполномоченных органов в делах о банкротстве, анализу правовой природы заявленных ими требований: В.Ф. Попондопуло, С.О. Ласкина, С.А. Ядрихинский, Е.Н. Бычкова.
Цель работы состоит в формировании представлений об институтах, правовых нормах, субъектах и иных средствах обеспечения публичного имущественного интереса при условии несостоятельности организаций.
Поставленная цель позволяет нам выделить следующие задачи:
1. Изучение правового положения уполномоченных органов в деле о банкротстве, порядка удовлетворения их требований;
2. Оценка обоснованности приоритета при удовлетворении требований по обязательным платежам с точки зрения соблюдения публичного имущественного интереса;
3. Разработка предложений по внесению изменений в законодательство о несостоятельности для целей разрешения практических и теоретических споров.
Научная новизна работы состоит в комплексном изучении правового положения уполномоченных органов в каждой процедуре банкротства, проведении анализа положений законодательства, позволяющих обеспечить защиту публичных имущественных интересов в деле о банкротстве организаций
Практическая значимость работы состоит в том, что обоснованные в настоящей работе положения и предложенные изменения могут быть использованы с целью устранения в законодательстве пробелов, возникающих при регулировании участия уполномоченных органов в деле о банкротстве.
Теоретическая значимость работы состоит в предложении нового подхода к разрешению вопроса об обоснованности приоритета уполномоченных органов в деле о несостоятельности; в проведенной оценке регулирования процедур банкротства с точки зрения цели обеспечения публичного имущественного интереса.
Методология и методы исследования. Методологическую основу работы составляет комплекс общенаучных методов познания: наблюдение, анализ и синтез,
Положения, выносимые на защиту:
1. В условиях несостоятельности организации государство, стараясь обеспечить публичный имущественный интерес, следует двум направлениям: с одной стороны оно заинтересовано в реабилитации организации как экономического субъекта, а с другой – в удовлетворении его требований как кредитора в максимально возможном размере.
2. Обоснована точка зрения о необходимости именно Федеральной налоговой службы представлять интересы государства в деле о банкротстве как уполномоченному органу.
3. Уравнивание уполномоченных органов и кредиторов по денежным обязательствам является невозможным в связи с различной правовой природой заявленных ими требований. Данный тезис подтверждается положениями как законодательства о несостоятельности, так и налогового законодательства.
4. Законодателем разработаны механизмы, позволяющие уполномоченным органам получить удовлетворение их требований в максимально возможном объеме за сравнительно короткий период времени. Однако, приоритет уполномоченных органов, поддерживаемый законодателем, обусловлен необходимостью соблюдения публичного имущественного интереса. В работе обоснована необходимость внесения в законодательство о банкротстве изменений, позволяющих улучшить работу в направлении обеспечения публичного имущественного интереса.
Степень достоверности и апробация результатов. Диссертация прошла обсуждение на кафедре административного и финансового права Санкт-Петербургского государственного университета.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения.
Приведенный в данной работе анализ понятия «публичный имущественный интерес» позволяет нам в первую очередь обозначить его как интерес, непосредственно связанный с поступлением денежных средств в бюджет. Обеспечение (т.е. реализация, защита) указанного интереса в деле о банкротстве организаций является задачей уполномоченных органов. Вместе с тем, поскольку указанный интерес является многозначным понятием, отметим, что в целом законодательство о несостоятельности сориентировано не только на получение от организации суммы задолженности, но также и на сохранение ее как субъекта экономических отношений, в связи с чем уполномоченные органы принимают участие не только в ликвидационной, но и в реабилитационных процедурах банкротства.
Поскольку основными участниками дела о банкротстве являются не только уполномоченные органы, но и кредиторы по денежным обязательствам, в научной литературе поднимают вопрос о равенстве данных участников дела при удовлетворении требований в условиях несостоятельности должника. Таким образом, перед законодателем стоит задача с одной стороны – обеспечить публичный имущественный интерес, а с другой – не допустить явного неравенства между участниками дела при удовлетворении должником требований. Рассматривая вопрос равенства названных участников дела о банкротстве с позиции цели его установления, мы приходим к выводу о том, что приоритет для требований по обязательным платежам неизбежен и необходим с точки зрения соблюдения публичного имущественного интереса.
На наш взгляд вопрос о допустимости установленного приоритета при удовлетворении требований должен решаться исходя из природы заявленного требования. Однако в литературе ставят проблему о равенстве именно уполномоченных органов и кредиторов по денежным обязательствам. Мы, придерживаясь аналогичной терминологии, анализируем именно возможность установления равенства при удовлетворении требований с учетом их правовой природы. С этой точки зрения требование об уплате обязательного платежа, возникшего из публичных правоотношений, не может быть поставлено в равные условия с требованием по уплате платежей, возникших из сделок гражданско-правового характера.
На момент написания данной работы представляется неактуальным утверждение о том, что вопрос равенства кредиторов и уполномоченных органов разрешается посредством определения очередности требований уполномоченных органов. Законодатель, упразднив отдельную очередь для требований уполномоченных органов в реестре, ввел в закон иные механизмы, позволяющие удовлетворить требования по обязательным платежам в максимально возможном объеме. Однако названные механизмы нуждаются в доработке. Так, поскольку в условиях несостоятельности организации удовлетворение требований кредиторов и уполномоченных органов в полном объеме невозможно, следует законодательно предусмотреть возможность наделения уполномоченных органов статусом залогового кредитора. В согласовании нуждаются также положения Налогового кодекса РФ и Закона о банкротстве в части уточнения объектов обложения НДС. В уточнении и дополнении нуждаются положения Закона о банкротстве в части регулирования процедуры финансового оздоровления. Отметим, что указанная процедура является реабилитационной и позволяет вывести организацию из состояния банкротства, удовлетворив при этом требования кредиторов и уполномоченных органов, что наиболее точно соответствует цели обеспечения публичного имущественного интереса. Также должен быть изменен подход законодателя к процедуре наблюдения, которая, на наш взгляд, должна иметь законодательно установленные временные границы, что позволит уполномоченным органам сэкономить силы и средства, необходимые для участия в процедуре.
Изложенные положения, с нашей точки зрения, позволяют обеспечить защищенность публичных имущественных интересов как с позиции необходимости реабилитации организации, находящейся в ситуации несостоятельности, так и с позиции удовлетворения требований при конкурсном производстве.
1.1. Международные нормативно-правовые акты и иные официальные документы
- О праве, применимом к договорным обязательствам («Рим I») [Электронный ресурс]: регламент Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 17 июня 2008 г. № 593/2008 URL: http://eulaw.edu.ru/old/documents/legislation/collision/dogovornoe.htm(дата обращения 09.02.2018).
1.2. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы Российской Федерации
1.2.1. Федеральные законы
- Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Рос газ. - 1998. - 12 авг. - (в ред. от 28 дек. 2017 г.). URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702 (дата обращения 15.04.2018).
- Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. Часть первая // Рос.газ. 1998. 06 авг. – (в ред. от 19 фев. 2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 19 июля 2009 г. № 195-ФЗ // Рос.газ. - 2009. - 22 июля. - (в ред. от 29 дек. 2015 г. )URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89591/ (дата обращения 01.05.2018).
- О несостоятельности (банкротстве) [Электронный ресурс]: федер. закон от 26 окт. 2002 г. № 127-ФЗ. // Рос.газ. - 2002. - 02 нояб. - (в ред. от 23апр. 2018 г.). URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331 (дата обращения: 30.04.2018).
-О несостоятельности (банкротстве) [Электронный ресурс]: федер. закон от 08 янв. 1998 № 6-ФЗ // Рос.газ. - 1998. - 20 янв. – (утр. силу). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- О несостоятельности (банкротстве) предприятий[Электронный ресурс]: закон РФ от 19 нояб. 1992 г. № 3929-1 // Рос.газ. - 1992. - 30 дек. - (утр. силу). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.2.2. Постановления Правительства Российской Федерации
- Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 г. № 257. – (в ред. от 21.12.2016). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- О Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству [Электронный ресурс]:положение утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апр. 2000 г. № 301.– (утр.силу). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_26777/ (дата обращения: 15.04.2018).
1.2.3. Иные официальные документы органов государственной власти Российской Федерации
- Письмо Федеральной налоговой службы от 17.08.2016 № СД-4-3/15110@. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71370906 (дата обращения 30.04.2018).
1.3. Акты высших органов судебной власти Российской Федерации, имеющие нормативное содержание
- Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства [Электронный ресурс]: утв. Президиумом Верхов. Суда Рос. Федерации от 20 дек. 2016 г. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209226/ (дата обращения: 15.04.2018).
- Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом[Электронный ресурс]: постановление Пленума Высшего Арбитр. Суда Рос. Федерации от 25.01.2013 № 11 // Вестник ВАС РФ. – 2003. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации[Электронный ресурс]:постановление Пленума Высшего Арбитр. Суда Рос. Федерации от 9 дек. 2002 г. № 11-П // Вестник ВАС РФ. – 2003. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40630/ (дата обращения 26.04.2018).
- О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве[Электронный ресурс]: постановление Пленума Высшего Арбитр. Суда Рос. Федерации от 22.06.2006 № 25 // Вестник ВАС РФ. – 2006. – (утр.силу). - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 30.04.2018).
- О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве[Электронный ресурс]:Высшего Арбитр. Суда Рос. Федерации от 22.06.2012 № 35 // Вестник ВАС РФ. - 2012. - (ред. от 21.12.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации[Электронный ресурс]: постановление Пленума Верхов. Суда Рос. Федерации от 23 июня 2015 г.№ 25 // Рос.газ. - 2015. - 30 июня. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181602/ (дата обращения: 15.04.2018).
- О примирении сторон в арбитражном процессе[Электронный ресурс]:постановлениеПленума Высшего Арбитр. Суда Рос. Федерации от 18 июля 2014 г. № 50 // Вестник эконом.правосудия РФ. – 2014. - URL: http://www.arbitr.ru/as/pract/post_plenum/110097.html (дата обращения 26.04.2018).
- О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)[Электронный ресурс]: постановление Пленума Высшего Арбитр. Суда Рос. Федерации от 23 июля 2009 г. № 60 // Вестник ВАС РФ. – 2009. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 30.04.2018).
2. Материалы судебной практики
- Определение Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2016 № 306-ЭС16-1238 по делу № А49-250/2015. -Режим доступа:http://kad.arbitr.ru (дата обращения 01.05.2018).
- Постановление Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 09.08.2017 № Ф07-5032/2017 по делу № А66-5540/2014. – Режим доступа: http://kad.arbitr.ru(дата обращения 01.05.2018).
- Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.02.2018 по делу № А21-7354/2016. -Режим доступа:http://kad.arbitr.ru (дата обращения 01.05.2018).
- Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08. 2016 по делу № А49-367/2015. - Режим доступа:http://kad.arbitr.ru (дата обращения 01.05.2018).
- Постановление Федерального Арбитражного Суда Дальневосточного округа от 06.11.2007 № Ф03-А24/07-1/3195 по делу№ А24-3077/03-08. – Режим доступа:http://kad.arbitr.ru (дата обращения 01.05.2018).
3. Специальная литература
3.1. Книги
-Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)»: постатейный / А. М. Баринов[и др.]; под ред.В. Ф. Попондопуло; - 5-е изд., перераб. и доп. - науч. - М. : Проспект : Кнорус, 2016. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Кораев, К.Б. Неплатежеспособность: новый институт правового регулирования финансового оздоровления и несостоятельности (банкротства): моногр. / К.Б. Кораев. – М. : Проспект, 2012. - 317 с.
- Кузнецов, С. А. Основные проблемы правового института несостоятельности (банкротства): моногр. / С. А. Кузнецов. - М.: Науч. изд. Инфотропик Медиа, 2015. - 304 с.;
- Курбатов, А. Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности / А. Я. Курбатов. - М. : Центр ЮрИнфоР, 2001. - 211 с.
- Ильин, А.В. Разрешение судами споров, возникающих по поводу распределения бюджетных средств: моногр. / А.В. Ильин. - М.: Инфотропик, 2011. - 208 с.
- Правовые позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: Избранные постановления за 2006 год с комментариями / Высш. Арбитр. Суд РФ; под ред. Председателя ВАС РФ А.А. Иванова. – М.: Статут, 2012. – 576 с.
- Телюкина, М.В. Основы конкурсного права / М.В. Телюкина. - М.:ВолтерсКлувер, 2004. - 560 с.
- Тихомиров, Ю.А. Публичное право : учеб. / Ю.А. Тихомиров. – М. :БЕК, 1995. - 496 c.
- Тютин, Д.В. Налоговое право: Курс лекций / Д.В. Тютин. - 2017. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
- Ядрихинский, С.А. Механизм обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов: проблемы теории и практики[Электронный ресурс] / отв. ред. Е.Ю. Грачева. - М. : Норма. - 2015. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3.2. Статьи
- Богданова, А.В. Необходимость обязательного введения процедуры наблюдения как стадии банкротства: российский и зарубежный опыт. / А.В. Богданова, Н.В.Камаева //Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. IV Международной научно-практической конференции. - М. : Изд. «Интернаука», 2017. - С. 122-124.
- Бычкова, Е.Н. Особенности оспаривания действий по списанию денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды по основаниям главы III.1 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве) / Е.Н. Бычкова // Арбитр.споры. - 2017. № 3. – С. 33 - 52.
- Кустова, М.В. Проблемы правового регулирования субсидии как инструмента финансового обеспечения публично-частного партнерства / М.В. Кустова // ЗАКОН. - 2013;(3). - С. 119-125.
- Лещинская, А.В. Сравнительный анализ процедуры банкротства в России и Германии / А.В. Лещинская // Вестник Института мировых цивилизаций: материалы международной науч.-практическойконф. «Современное право России: проблемы и перспективы», 1 дек. 2016 г. – М.:НАНО ВО «ИМЦ», 2017. - № 14. С. 121-126.
- Попковой, Ж.Г. Налоговые агенты и банкротство: проблемы конкуренции норм [Электронный ресурс] / Ж.Г. Попкова // Вестник арбитражной практики. - 2016. - № 5(66). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Попондопуло, В.Ф. Некоторые проблемы совершенствования законодательства о банкротстве[Электронный ресурс] /В.Ф. Попондопуло// Журнал предпринимательского и корпоративного права. - 2016. - № 1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Шевченко, И.М. Российское законодательство о банкротстве: некоторые проблемы и дальнейшие пути развития / И.М. Шевченко // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Право. - 2015. - Т. 11, вып. 2. - С. 20–31.
3.3. Диссертации и авторефераты диссертаций
- Васильева, М. И. Публичные интересы в экологическом праве (Теория и практика правового регулирования): дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.06 / М.И. Васильева. – М., 2003. - 417 c.
- Ласкина, С.О. Защита законных финансовых интересов государства при банкротстве юридических лиц :дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / С. О. Ласкина. – М., 2010. – 199 с.
- Ильин, А.В. Расходы бюджета в конституционном государстве [Электронный ресурс] / автореф.дис. … д-ра юрид. наук / А.В.Ильин. –СПб, 2016.URL: https://disser.spbu.ru/files/disser2/1049/aftoreferat/jXCL4w8kZ0.pdf (дата обращения 01.05.2018).
4. Интернет-ресурсы
- Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] М., 2005-2018. URL: https://www.nalog.ru (дата обращения 01.05.2018).