Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КИТАЯ И СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Работа №123458

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы195
Год сдачи2018
Стоимость4980 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
101
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Концептуальные и экономические основы ВТС Китая и постсоветских стран…11
1.1. Роль ВТС в концептуальных документах Китая и постсоветских стран в области военной безопасности
1.2. Место ВТС в экономическом взаимодействии Китая и стран постсоветского пространства
Глава 2. ВТС Китая и постсоветских стран Центральной Азии
2.1. Центральная Азия – интересы Китая в сфере безопасности?
2.2. ВТС Китая и Казахстана: взаимовыгодное сотрудничество
2.3. Крупнейшие потребители китайского ВПК: ВТС Китая с Туркменистаном и Узбекистаном
2.4. Военно-техническая помощь: сотрудничество Китая с Киргизией и Таджикистаном
Глава 3. ВТС Китая и постсоветских стран Восточной Европы и Южного Кавказа………109
3.1. Взаимовыгодный обмен: ВТС Китая и Белоруссии
3.2. ВТС Китая и Украины: большие перспективы?
3.3. Азербайджан, Армения, Грузия, Молдавия: новые «окна возможностей» для китайского ВПК
Заключение
Приложение
Приложение 1. Список сокращений
Перечень источников и литературы


Выступая в роли поставщика продукции военного назначения РФ является одним из крупнейших игроков на мировом рынке вооружений. Однако за последнее время на рынке торговли оружием произошел ряд значительных изменений, затронувших его структуру и определивших новые тенденции его развития. В этих новых условиях Россия, в абсолютном выражении оставаясь лидером поставок, в относительном выражении начинает снижать свои показатели.
Говоря о новых условиях, мы имеем в виду прежде всего появление новых игроков, а если точнее – о появлении традиционных участников рынка в новом качестве. В рамках нашего исследования интерес представляет Китай. Так Китай, на протяжении десятилетий являвшийся значимым потребителем военной продукции, за последние несколько лет прочно закрепился в списке крупнейших поставщиков. Причем речь идет не только о наращивании объемов экспорта и расширении списка позиций предлагаемых товаров, но и о расширении географии поставок.
Особый интерес вызывает то, что КНР всё активнее развивает военно-технические связи со странами, являющимися для России традиционными партнерами в этой сфере. И прежде всего – на таких особенно чувствительных для России направлениях, как страны постсоветского пространства. Потому мы считаем важным обратить внимание на особенности военно-технического сотрудничества Китая и постсоветских стран.
Цель работы – выявить тенденции военно-технического сотрудничества Китая и стран постсоветского пространства с позиций интересов Китая
Для достижения заявленной цели необходима реализация следующих промежуточных исследовательских задач:
- определить роль ВТС в концептуальных документах постсоветских стран и Китая в сфере военной безопасности
- изучить место военно-технического сотрудничества в экономическом взаимодействии Китая и стран постсоветского пространства
- проанализировать состояние военно-промышленных комплексов постсоветских стран и Китая
- изучить практику реализации военно-технического сотрудничества Китая и стран постсоветского пространства
Структура работы не в полной мере соответствует последовательности поставленных задач – для удобства ознакомления положения относительно концептуальных и экономических основ ВТС вынесены в отдельную главу, положения о состоянии ВПК и практики реализации ВТС расформированы в главы по региональному признаку – отдельно в отношении ВТС Китая с постсоветскими республиками Центральной Азии, отдельно – с постсоветскими странами Восточной Европы и Южного Кавказа.
Следует заметить, что в работе не рассматривались связи Китая с прибалтийскими странами – Латвией, Литвой, Эстонией – в силу их глубокой интеграции в структуры НАТО и отсутствия данных об отношении Китая с этими странами в военно-технической сфере. В работе также не приводится РФ. Кроме того, объектом исследования являлись только двусторонние военно-технические связи Китая и постсоветских стран, в которых одной из сторон является Китай.
Объект исследования: ВТС Китая и стран постсоветского пространства
Предмет исследования: тенденции развития ВТС Китая и стран постсоветского пространства с позиций интересов Китая
Научная новизна работы:
В представленной работе впервые предпринята попытка комплексно рассмотреть проблемы взаимодействия Китая со странами постсоветского пространства в области военно-технического сотрудничества. В отличие от работ, которые были доступны автору, в нашем исследовании рассмотрена система концептуальных, экономических основы ВТС в совокупности с потенциалом военно-промышленных комплексов каждой из стран.
Обзор литературы
Первое, что следует отметить – ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет обобщенных научно-исследовательских работ, посвященных ВТС Китая со странами постсоветского пространства. Вместе с тем, отдельные аспекты темы были освещены в отечественных и зарубежных публикациях.
В рамках нашего исследования мы не станем останавливаться на анализе особенностей ВТС Китая и России. На наш взгляд, эта проблема достаточно изучена в трудах как отечественных, так и зарубежных специалистов. Поэтапное развитие отношений Китая и России в военно-технической сфере рассмотрено М.Барабановым, В.Кашиным, К.Макиенко; основные тенденции ВТС на современном этапе описаны в работах С.Игнатьева, Н.Антоновой, Чжен Ци, в интервью В.Дзиркална. Ряд авторов оценивают состояние ВТС России и Китая с позиций интересов третьих стран, в числе исследователей уже упомянутая выше Чжен Ци, Бин Ю, Н.Федоров. Ряд работ – это комплексное описание российско-китайских отношений, в которых ВТС рассматривается как одно из направлений двустороннего сотрудничества, прежде всего в сферах экономики и безопасности. Среди авторов можно выделить А.Казанцева, Е.Кузьмину, Вань Цинсун, Фэн Шаолей, Ли Синь, Ли Хуэй.
В рамках нашего исследования мы так же не рассматриваем страны Прибалтики (Латвия, Литва, Эстония), входившие в состав СССР – какой-либо информации о контактах Китая с этими странами по линии ВТС не выявлено.
Таким образом, нас будет интересовать, как организовано ВТС Китая со следующими странами: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таждикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.
Значительное внимание уделено усилению Китая и связанной с этим ростом модернизацией армии и ОПК. Названные выше М.Барабанов, В.Кашин, К.Макиенко в совместной работе дали характеристику оборонно-промышленному комплексу Китая, в том числе структуре управления и институциональным основам, указали особенности Китая как импортера и экспортера на мировом рынке вооружений. Военной модернизации Китая посвящены работы экспертов Центра стратегических и международных исследований (The Center for Strategic and International Studies, CSIS) Э.Кордесмана, С.Колли, М.Вана, Дж.Кендэлла , в которых описаны военная организация Китая, доктринальные и стратегические документы, основные изменения, затронувшие сухопутные войска, военно-воздушные силы и флот Китая, а также проанализированы военные расходы Китая. Оценка военного потенциала Китая приведена в работе А.Маначинского и А.Дудчака, возможности защиты Китая от военных угроз представлены в публикации Д.Гордиенко, Казанина М.. Влияние Китая на международную систему безопасности описано в докладе М.Фэрчена. Отдельное направление – исследование внешней политики Китая. Среди авторов отметим Д.Шамбо, предполагающего, по какому пути будет развиваться Китай. Т.Р.Хэс, К.Ганнес, К.А.Купер описали национальные стратегии и стратегии безопасности Китая, а также подход Китая к войне.
Общая характеристика ОПК постсоветских стран описана в интервью экспертов , а также в материалах специализированных СМИ. Комплексных исследовательских работ по описанию ОПК постсоветских стран не проведено.
ВТС имеет экономические, политические и оборонные цели. Ряд исследователей описывают экономические интересы Китая на постсоветском пространстве, рассматривая их в связке с вопросами безопасности. Так А.Мокрецкий исследует влияние на отдельные постсоветские страны отношений с Китаем и китайского проекта Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП), Ян Фань описывает экономическое сотрудничество Китая с постсоветскими странами .
В научной среде значительное количество работ посвящено интересам Китая в Центральной Азии. Так можно привести экспертные мнения Т.Бордачева о сопряжении интересов Китая и России в регионе, публикации Лю Цян, в которых рассмотрены интересы Китая в рамках ШОС (Шанхайской организации сотрудничества, оценке политической ситуации в Центральной Азии посвящена работа Васильева Л. В публикациях А.Костюхина описаны возможности ВПК стран Центральной Азии и представлен их потенциал в области ВТС. Алимов Р. Описывает вклад Китая в инфраструктуру Таджикистана и влияние этого вклада на торгово-экономического сотрудничество двух стран. З.Каражанов, описывая центральноазиатский рынок вооружений, отмечает, что в настоящее время ведется борьба за лидирующие позиции в регионе, и что Китай всё с большей уверенностью заявляет о себе на этом направлении.
Возможностям стран Восточной Европы и Закавказья в области реализации ВТС уделено меньше внимания в научной среде. В основном работы принадлежат национальным исследователям и носят в большинстве стран эпизодический характер. Следует, однако, отметить, что большее внимание ВТС с Китаем уделяется экспертами Украины и в последнее время – Беларуси, где с недавнего времени наблюдается постановка аналитической работы в области ВТС на регулярную основу. Так, например, проблемам безопасности восточноевропейских постсоветских стран (Беларусь, Молдавия, Украина) посвящена работа Терешиной Е., проблемам ВПК посвящен ряд публикаций Л.Нерсисяна.
Среди украинских исследователей аналитической работой по теме занимаются А.Гончарук, Е.Гобова, В.Киктенко, А.Коваль, С.Кошевой . Украина является крупным экспортером ПВН в Китай; главные темы, которые обсуждаются исследователями – потенциал интенсификации связей и установление новых контактов с Китаем по линии ВТС. Описаны двусторонние отношения Китая и Украины . Кроме того, Украина озабочена влиянием третьих стран на двусторонние отношения с Китаем. Так, например, экспертное сообщество Центра современного Китая «Тянься Линк» регулярно публикует аналитические материалы по теме.
Среди белорусских экспертов отметим А.Тараскевича, исследующего потенциал ОПК Белоруссии и потенциал для развития ВТС в том числе с Китаем. Авторский коллектив информационного портала Belarus Security Blog, представителем которого является А.Тараскевич, ежемесячно публикует «Евразийский дайджест безопасности», в котором отмечены ключевые события в сфере обороны и безопасности по странам постсоветского пространства.
Вопросы ВТС Армении и Азербайджана раскрыты в публикациях Н.Ниязова, М.Александрова, Л.Нерсисяна. Автором статей по ВТС Молдовы является А.Харуца. По теме двусторонних отношений Китая и Грузии можно привести публикацию Мачавариани Г.
Научно-исследовательских работ по теме ВТС Китая и стран постсоветского пространства практически нет. Аналитические работы также представлены в ограниченном количестве.
Помимо обозначенного выше объема исследовательских работ, основной материал, на базе которого будет построено исследование - это концептуальные документы в области военной безопасности - в том числе военные доктрины, Белые книги министерств обороны и пр.. Предполагается самостоятельный анализ и систематизация основных положений нормативно-правовой базы. Кроме того, источниками информации станут пресс-релизы, заявления, отчеты на официальных сайтах ведомств, представляющие фактологические сведения о текущих договоренностях и конкретных достижениях в области реализации ВТС.
Методология: достижение цели и реализация задач исследовательской работы не предусматривает использования каких-либо специальных методов. В работе применялись общенаучные методы индукции, дедукции, анализа и синтеза, а также метод аналогий.
Структура работы
Работа состоит из Введения, Основной части, включающей три Главы, Заключения, Приложения, а также Перечня источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении хотелось бы отметить ключевые выводы, к которым мы пришли в ходе исследовательской работы.
Прежде всего, укажем, какие основные интересы преследует Китай, реализуя военно-техническое сотрудничество.
Во-первых, это возможность получить доступ к передовым военным технологиям и технологиям двойного назначения. Этот доступ может быть обеспечен как путем закупок продукции военного назначения, так и путем её совместной разработки и производства. На сегодняшний день мы можем говорить, что Китай предпочитает второй способ, в то время как ещё 10-15 лет назад для китайского военно-промышленного комплекса в виду его невысокой развитости наиболее вероятным, а порой – единственно возможным являлся закупочный путь.
Во-вторых, военно-техническое сотрудничество для Китая является одной из мер обеспечения безопасности. Здесь важно отметить, что в сфере безопасности для Китая (разумеется, в рамках нашего исследования) есть два основных аспекта: безопасность границ и приграничных районов, а также безопасность торговых путей в границах транспортных коридоров Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути 21 века. Реализуя эти интересы, Пекин использует инструмент военно-технического сотрудничества для оказания технической и материальной помощи странам, а также для участия в инфраструктурных проектах для нужд Вооруженных сил.
В-третьих, Пекин рассматривает военно-техническое сотрудничество как источник доходов. И здесь речь может идти либо о продаже собственной военной техники и вооружений, а также другой продукции военного назначения (например, производственных технологий), либо о совместных с зарубежными партнерами проектов, которые могут быть коммерциализированы.
С позиций этих ключевых интересов Китая, его сотрудничество с зарубежными государствами – в рамках нашего исследования – странами постсоветского пространства – будет зависеть от таких аспектов, как состояние военно-промышленных комплексов этих стран, их экономических и финансовых возможностей, географического положения (в контексте исследования – географического положения относительно государственных границ Китая и относительно его транзитных путей), а также концептуальных основ политики военной безопасности. Важно отметить, что Китай выстраивает прагматичные связи, основной акцент которых делается на получение конкретных выгод.
С учетом интересов Китая, а также промежуточных выводов, полученных нами по итогам реализации исследовательских задач, назовем основные тенденции военно-технического сотрудничества Китая и стран постсоветского пространства, которые, на наш взгляд, наиболее вероятно будут проявляться в обозримой перспективе.
Во-первых, мы считаем, стоит ожидать интенсификации сотрудничества Китая с Белоруссией и Казахстаном, причем речь идет не столько о поставках – импорте или экспорте готовой продукции, сколько о совместных разработках и производстве в целях обеспечения национальных нужд и продвижения продукции на рынки третьих стран. Закупки также будут иметь место, однако, на наш взгляд, они не станут основной формой сотрудничества и будут носить в основном эпизодический характер.
Стоит заметить, что военно-промышленные комплексы Минска и Астаны экспортоориентированы. Помимо производственных мощностей и научно-технического задела, ориентация на экспорт обеспечивается также на концептуальном уровне – так в Военных доктринах военно-техническое сотрудничество, помимо обеспечения нужд Вооруженных сил, преследует реализацию экспортного потенциала национальной оборонной промышленности, а восприятие военно-технического сотрудничества как условия трансфера технологий добавляет вероятности к установлению указанных выше форм взаимодействия с Китаем в военно-технической сфере. Тем более, что Китай готов брать на себя значительную часть финансирования таких проектов или предоставлять льготные условия.
Китай, в свою очередь, заинтересован в этих странах в силу тех же обстоятельств – сотрудничество с ними обеспечит трансфер передовых технологий и позволит реализовать экспортный потенциал. В плане технологий: со стороны Белоруссии Китай может получить технологии в области оптики и электроники, со стороны Казахстана – в области морских вооружений, а также, что немаловажно, – доступ к технологиям третьих стран, с которыми у Казахстана на национальной территории созданы совместные предприятия. В плане экспорта: речь идет, в основном, о реализации продукции, произведенной на совместных предприятиях. С Белоруссией такие предприятия уже созданы, с Казахстаном – ожидается в ближайшем времени.
Во-вторых, военно-техническое сотрудничество с Украиной, вероятнее всего, будет постепенно сокращаться, однако происходить это будет постепенно, и по ряду направлений, скорее всего, пока сохранится на достаточно высоком уровне. Сокращение, на наш взгляд, связано с чрезмерно свободной военно-технической политикой Украины в отношении Китая на протяжении двух десятилетий. Особенностью заключенных контрактов стали передачи технологий и технической документации на производство вооружений и военной техники. Как следствие – Китай смог самостоятельно наладить производство аналогов, и на сегодняшний день в основном потерял интерес к продукции украинского оборонно-промышленного комплекса. Сегодня в основном происходит реализация контрактов, заключенных несколькими годами ранее. По ряду проектов Украина выступает субподрядчиком, но в силу экономических (недостаточное финансирование отраслей) и политических (разрыв военно-технических связей с Россией) причин всё чаще не способна выполнять свои обязательства. Ситуацию усугубляет нестабильное внутреннее положение в стране – Китай заинтересован в надежных партнерах, а Киев сегодня не может обеспечить стопроцентной надежности. Интересно заметить, что Украина, которая в основном ориентировалась на экспорт военной продукции в Китай, сегодня сама рассматривает возможности импорта продукции оборонной отрасли Поднебесной. Но у Пекина есть основания сомневаться в платежеспособности Украины, и потому реализация такой формы военно-технического сотрудничества не слишком вероятна. Однако ВТС будет продолжено – Китай по меньшей мере будет закупать двигатели украинского производства, но в основном – для экспортных модификаций.
В-третьих, с Туркменистаном и Узбекистаном, скорее всего, будет сохранен прежний уровень сотрудничества, достигнутый за последние несколько лет. Эти платежеспособные клиенты заинтересованы в продукции китайского ВПК по двум причинам: во-первых, это оптимальное соотношение цены и качества, во-вторых, это возможность диверсификации поставок продукции военного назначения. Китаю это выгодно не только в силу валютных поступлений, но и в силу того, что укрепление безопасности этих стран будет способствовать стабилизации ситуации в регионе в целом, а также обеспечению безопасности транспортных коридоров Пояса и Пути, отдельные ветки которых пройдут по территории этих стран. Важна безопасность и путей транзита углеводородов, что является дополнительным фактором для Китая. Несмотря на намерения Узбекистана усилить собственную отрасль оборонной промышленности, существенные изменения произойдут не скоро, потому сотрудничество с Китаем ещё долгое время будет играть важную роль – по крайней мере, как средство обеспечения материальных нужд вооруженных сил.
В-четвертых, несмотря на отсутствие явных выгод, Китай продолжит оказание военно-технической помощи Киргизии и Таджикистану. Эти республики не способны собственными ресурсами обеспечить должный уровень безопасности, а приграничное положение по отношению к западным регионам Китая делает такую ситуацию опасной. Во-первых, это сохраняющаяся угроза со стороны нестабильного Афганистана, во-вторых, это угроза религиозного экстремизма и терроризма. Помощь Китая не связана с поставками вооружений и военной техники, и зачастую предоставляется через выделение связных кредитов на покупку китайской техники. Изменения ситуации в отношении Киргизии ожидать не следует, а в отношении Таджикистана, если и будут изменения, то незначительные – они могут быть связаны с привлечением Таджикистана к участию в четырехстороннем формате сотрудничества Китай-Пакистан-Афганистан-Таджикистан, однако на текущий момент существенных подвижек не наблюдается.
Военно-техническое сотрудничество Китая с Арменией и Молдавией сохранит прежний низкий уровень. Причин несколько: во-первых, реализация ВТС с этими странами не сулит Пекину доступа к новым технологиям; во-вторых, эти страны не связаны с обеспечением безопасности Китая – потому что удалены на значительное расстояние, а также потому, что их транзитные возможности слишком низки, и торговым путям, пролегающим по этим странам, имеется достаточное количество наиболее выгодных альтернатив; в-третьих, и Армения, и Молдавия – небогатые страны, и потому вряд ли смогут покупать даже самые недорогие вооружения и военную технику. Таким образом, ни один из интересов прагматичного Китая не будет выполняться. Кроме того, эти страны не обладают стратегическими ресурсами, в которых мог бы быть заинтересован Пекин. Что возможно – оказание эпизодической военно-технической помощи со стороны Китая. А если будут иметь место покупки, то они, скорее всего, будут носить демонстративный характер. По крайней мере – в обозримой перспективе.
В отношении Азербайджана и Грузии следует рассматривать вероятность подвижек в сторону установления военно-технического сотрудничества. Стоит, правда, сразу оговориться, что с Грузией Китай начал взаимодействие в военной сфере сравнительно недавно, и потому военно-технические связи будут установлены нескоро. Учитывая ориентации Грузии на НАТО, военно-техническое сотрудничество Грузии с Китаем мы не рассматриваем как имеющее большой потенциал. Поставки, если они будут осуществляться, скорее всего будут носить эпизодический характер, и, возможно, скорее будут реализовываться в части комплектующих, технологий, чем в части поставок готовых изделий. В отношении Азербайджана есть основания предположить, что военно-техническое сотрудничество с Китаем получит развитие. И здесь могут быть реализованы все три обозначенных нами интереса Китая, поскольку по территории Азербайджана проходят торговые пути транзита товаров из Азии в Европу, оборонно-промышленный комплекс Азербайджана развивается и по ряду направлений уже может предлагать конкурентную продукцию на мировом рынке вооружений, и Азербайджан способен платить реальные деньги за предлагаемый Китаем товар. Основные формы, в которых на сегодняшний день может быть реализовано такое сотрудничество – продажа готовой продукции, а также производство продукции по китайским технологиям на территории Азербайджана – это связано и с интересами Китая, и с экономическими и концептуальными положениями о ВТС, характерными для Азербайджана.
Таким образом, у нас, мы считаем, есть основания утверждать, что продукция китайской оборонной промышленности всё активнее продвигается на традиционный для Росси рынок вооружений постсоветского пространства. Более того, речь идет не только о передаче или продаже готовой продукции, но и о таких серьезных направлениях сотрудничества, как инвестирование в совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в военной сфере, совместная разработка вооружений и военной техники, создание совместных производств по выпуску военной продукции, а коммерциализация производства и совместное продвижение продукции на мировом рынке вооружений.
Резюмируя – Китай будет сотрудничать с зарубежными партнерами в военно-технической сфере в том случае, если это обеспечит ему трансфер передовых технологий, безопасность, или экономическую выгоду. Все эти интересы могут быть реализованы, в случае безопасности – вынуждено, в границах стран постсоветского пространства. И прагматичный Китай не упустит шанса воспользоваться этим потенциалом, даже если в общем объеме военно-технического сотрудничества доля постсоветских стран будет невелика.
Для России это не повод бить тревогу и паниковать. Но это повод пересмотреть отдельные ориентиры, и в связи с этим пересмотром принять конкретные, взвешенные, действенные меры.



1 Военная доктрина независимого, постоянно нейтрального Туркменистана, 2009. [Электронный ресурс] URL: http://www.turkmenbusiness.org/node/126 (Дата обращения: 30.09.2017).
2 Военная доктрина Республики Армения, 2007. [Электронный ресурс] URL: http://geroicheskiy.narod.ru/doktrina.html (Дата обращения: 14.10.2017).
3 Военная доктрина Республики Казахстан // Официальный интернет-ресурс Министерства обороны Республики Казахстан, 2017. [Электронный ресурс] URL: https://www.mod.gov.kz/rus/dokumenty/voennaya_doktrina/(Дата обращения: 30.09.2017).
4 Военная доктрина Кыргызской Республики на переходный период до 2010 года // Нормативно-правовой портал Оnline.zakon, 2002. [Электронный ресурс] URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30916498#pos=2;-98(Дата обращения: 30.09.2017).
5 Указ Президента Кыргызской Республики от 15 июля 2013 года УП №165 «О Военной доктрине Кыргызской Республики», 2013. [Электронный ресурс] URL: www.legislationline.org/.../id/.../Kyrgyzstan_resolution_war_doctrine_2013_ru.pdf(Дата обращения: 30.09.2017).
6 Военная доктрина Республики Узбекистан // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан lex.uz,1995. [Электронный ресурс] URL: https://www.mod.gov.kz/rus/dokumenty/voennaya_doktrina/(Дата обращения: 30.09.2017).
7 Военная доктрина Республики Узбекистан по состоянию на 14.09.2012 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан lex.uz, 2012 [Электронный ресурс] URL: http://www.lex.uz/docs/134026?ONDATE=14.09.2012 Г (Дата обращения: 30.09.2017).
8 Военно-оборонительная концепция Кыргызской Республики // Нормативно-правовой портал Оnline.zakon, 1994. [Электронный ресурс] URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30262641#pos=0;0(Дата обращения: 30.09.2017).
9 Декларация о внешнеполитическом курсе Туркменистана в XXI веке, основанном на постоянном нейтралитете, принципах миролюбия, добрососедства и демократии // БД Законодательство стран СНГ, 27.12.1999. [Электронный ресурс] URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=9354 (Дата обращения: 30.09.2017).
10 Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве // ИА ИнфоРос, портал «ИнфоШОС», 16.08.2007. [Электронный ресурс] URL: http://infoshos.ru/ru/?id=22 (Дата обращения: 26.10.2017).
11 Закон Республики Беларусь от 3 января 2002 г. №74-З «Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь» // БД Законодательство стран СНГ, 2002. https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1995 (Дата обращения: 10.10.2017).
12 Закон Республики Беларусь от 20 июля 2016 г. № 412-З «Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь» // Военный информационный портал Министерства обороны Республики Беларусь, 2016. [Электронный ресурс] URL: http://www.mil.by/ru/military_policy/doktrina/ (Дата обращения: 10.10.2017).
13 Закон Республики Узбекистан от 9 января 2018 года № ЗРУ-458 «Об оборонной доктрине Республики Узбекистан» // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан lex.uz 09.01.2018. [Электронный ресурс] URL: http://lex.uz/docs/3495906#undefined (Дата обращения: 27.01.2018).
14 Концепция к проекту Закона Республики Казахстан «Об оборонной промышленности и оборонном заказе», 21.09.2017. http://mdai.gov.kz/ru/news/koncepciya-k-proektu-zakona-respubliki-kazahstan-ob-oboronnoy-promyshlennosti-i-oboronnom (Дата обращения: 30.09.2017).
15 Меморандум между Государственным военно-промышленным комитетом Республики Беларусь и Государственной администрацией оборонных технологий и промышленности Китайской Народной Республики о взаимопонимании и расширении сотрудничества от 10 мая 2015 года, 18.11.2016. [Электронный ресурс] URL: http://pravo.by/upload/docs/op/I01500085_1479416400.pdf (Дата обращения: 13.02.2018).
16 Основные совместные проекты // Белорусско-китайский Межправительственный комитет по сотрудничеству. [Электронный ресурс] URL: http://www.belaruschina.by/ru/belarus_china/relations/present/torgovo-ekonomicheskie-otnosheniya/torgovo-ekonomicheskie-otnosheniya_3.html(Дата обращения: 13.02.2018).
17 Проект Закона Республики Казахстан «Об оборонной промышленности и оборонном заказе». [Электронный ресурс] URL: www.parlam.kz/mazhilis/download/9127 (Дата обращения: 30.11.2017).
18 Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 16 декабря 1992 г. №2049-XII «О введении в действие Военной доктрины Республики Беларусь» // Информационный портал «Право. Законодательство Республики Беларусь», 1992. [Электронный ресурс] URL: http://pravo.kulichki.com/zak2007/bz60/dcm60404.htm(Дата обращения: 10.10.2017).
19 Постановление Верховного Совета Украины от 19 октября 1993 года N 3529-XII «О военной доктрине Украины» // Информационно-аналитическая система по законодательству Украины, 1993. [Электронный ресурс] URL: http://consultant.parus.ua/?doc=0041A475AC(Дата обращения: 10.10.2017).
20 Постановление Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 3 октября 2005 года № 103 «Об утверждении Военной доктрины Республики Таджикистан» // БД Централизованный Банк правовой информации Республики Таджикистан «ADLIA», 2005. [Электронный ресурс] URL: http://www.adlia.tj/show_doc.fwx?rgn=7218 (Дата обращения: 30.09.2017).
21 Постановление Милли Меджлиса Азербайджанской Республики от 8 июня 2010 года №1029-IIIQR «Об утверждении военной доктрины Республики Азербайджан» // БД «Законодательство стран СНГ», 2010. [Электронный ресурс] URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=31596(Дата обращения: 14.10.2017).
22 Постановление Парламента Республики Молдова № 482 от 06.06.1995 «О военной доктрине Республики Молдова» // Официальный сайт Министерства обороны Республики Молдова, 1995. [Электронный ресурс] URL: http://lex.justice.md/viewdoc.php?action=view&view=doc&id=306988&lang=2(Дата обращения: 10.10.2017).
23 Постановление Парламента Республики Молдова № 1315 от 26.07.2002 «Об утверждении Концепции военной реформы» // Официальный сайт Министерства обороны Республики Молдова, 2002. [Электронный ресурс] URL: http://lex.justice.md/viewdoc.php?action=view&view=doc&id=307788&lang=2(Дата обращения: 10.10.2017).
24 Постановление Парламента Республики Молдова № 283 от 17.02.1999 «Об утверждении Положения о порядке реализации военной техники, вооружения и других военно-технических средств, находящихся в
ведении Вооруженных сил Республики Молдова» // Официальный сайт Министерства обороны Республики Молдова, 1999. [Электронный ресурс] URL: http://lex.justice.md/viewdoc.php?action=view&view=doc&id=308689&lang=2(Дата обращения: 10.10.2017).
25 Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 февраля 1997 г. N 258 «Об утверждении Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики о военно-техническом сотрудничестве». [Электронный ресурс] URL: https://tengrinews.kz/zakon/pravitelstvo_respubliki_kazahstan_premer_ministr_rk/mejdunapodnyie_otnosheniya_respubliki_kazahstan/id-P970000258_/ (Дата обращения: 30.09.2017).
26 Представительства банков, компаний, организаций // Белорусско-китайский Межправительственный комитет по сотрудничеству. [Электронный ресурс] URL: http://www.belaruschina.by/ru/belarus_china/relations/present/torgovo-ekonomicheskie-otnosheniya/torgovo-ekonomicheskie-otnosheniya_4.html (Дата обращения: 13.02.2018).
27 Резолюция ГА ООН № 50/80 «Постоянный нейтралитет Туркменистана» от 12.12.1995 // ООН, 11.01.1996. [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/50/80&referer=/english/&Lang=R (Дата обращения: 20.10.2017).
28 Совместная декларация КНР и Казахстана о развитии всестороннего стратегического партнерства 14.06.2011 [Электронный ресурс] URL: http://russian.people.com.cn/31519/7408894.html(Дата обращения: 30.09.2017).
29 Совместная декларация об установлении отношений стратегического партнерства
между Китайской Народной Республикой и Туркменистаном, 03.09.2013. [Электронный ресурс] URL: http://www.fmprc.gov.cn/rus/wjdt/gb/t1154276.shtml (Дата обращения: 30.09.2017).
30 Совместное коммюнике об установлении дипломатических отношений
между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой
(г. Алма-Ата, 3 января 1992 года) [Электронный ресурс] URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1028951#pos=1;-142 (Дата обращения: 30.09.2017).
31 Торгово-экономические отношения // Белорусско-китайский Межправительственный комитет по сотрудничеству. [Электронный ресурс] URL: http://www.belaruschina.by/ru/belarus_china/relations/present/torgovo-ekonomicheskie-otnosheniya.html(Дата обращения: 13.02.2018).
32 Указ Президента Республики Казахстан от 10 февраля 2000 года N 334 «Об утверждении Военной доктрины Республики Казахстан» // Нормативно-правовой портал «Учет», 2000. [Электронный ресурс] URL: https://zakon.uchet.kz/rus/docs/U000000334_(Дата обращения: 30.09.2017).
33 Указ Президента Республики Казахстан от 21 марта 2007 года № 299 334 «Об утверждении Военной доктрины Республики Казахстан» // Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан, 2007. [Электронный ресурс] URL: https://tengrinews.kz/zakon/prezident_respubliki_kazahstan/obopona/id-U070000299_/(Дата обращения: 30.09.2017).
34 Указ Президента Республики Казахстан от 11 октября 2011 года № 161 «Об утверждении Военной доктрины Республики Казахстан» // Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан, 2011. [Электронный ресурс] URL: https://tengrinews.kz/zakon/prezident_respubliki_kazahstan/obopona/id-U1100000161/(Дата обращения: 30.09.2017).
35 Указ Президента Украины от 15 июня 2004 года № 648/2004 «О военной доктрине Украины» // Официальный веб-портал Верховной Рады Украины, 2004. [Электронный ресурс] URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/648/2004(Дата обращения: 10.10.2017).
36 Указ президента Украины № 390/2012 О решении Совета Национальной безопасности и обороны Украины от 8 июня 2012 года «О новой редакции военной доктрины Украины» // Портал Fact Military, 2012. [Электронный ресурс] URL: http://factmil.com/publ/strana/ukraina/voennaja_doktrina_ukrainy/27-1-0-82(Дата обращения: 10.10.2017).
37 Указ Президента Украины от 24 сентября 2015 года № 555/2015 О решении Совета Национальной безопасности и обороны Украины от 8 июня 2012 года «О новой редакции военной доктрины Украины» // Официальное интернет-представительство «Президент Петр Порошенко», 2015. [Электронный ресурс] URL: http://www.president.gov.ua/documents/5552015-19443(Дата обращения: 10.10.2017).
38 Хартия Шанхайской организации сотрудничества. [Электронный ресурс] URL: sco-russia.ru/load/1013174572 (Дата обращения: 06.12.2017).
39 NationalMilitaryStrategyofGeorgia // Официальный сайт Министерства обороны Грузии, 2014. [Электронный ресурс] URL: https://mod.gov.ge/uploads/2018/pdf/NMS-ENG.pdf(Дата обращения: 14.10.2017).
40 StrategicDefencereview 2017-2020 // Официальный сайт Министерства обороны Грузии, 2017. [Электронный ресурс] URL: https://mod.gov.ge/uploads/2018/pdf/SDR-ENG.pdf (Дата обращения: 14.10.2017).
41 SIPRI Arms Transfers Database. Transfers of major weapons: Deals with deliveries or orders made for 1992 to 2017. [Электронный ресурс] URL:http://armstrade.sipri.org/armstrade/page/trade_register.php (Дата обращения: 6.01.2018).
42 TheWhiteBook 2013 // Официальный сайт Министерства обороны Грузии, 2013. [Электронный ресурс] URL: https://mod.gov.ge/uploads/archive/pdf/WB-ENG-2013.pdf (Дата обращения: 14.10.2017).
43 TheWhiteBook 2014 // Официальный сайт Министерства обороны Грузии, 2014. [Электронный ресурс] URL: https://mod.gov.ge/uploads/archive/pdf/WB_2014_ENG.pdf(Дата обращения: 14.10.2017).
44 TheWhiteBook 2017-2020 // Официальный сайт Министерства обороны Грузии, 2017. [Электронный ресурс] URL: https://mod.gov.ge/uploads/archive/2017/maisi_2017/PDF/whitepapereng2017.pdf(Дата обращения: 14.10.2017).
45 中华人民共和国国务院新闻办公室 / 一九九五年十一月•北京 // Официальный сайт Министерства обороны КНР, 06.01.2011, [Электронный ресурс] URL: [Электронный ресурс] URL: http://www.mod.gov.cn/regulatory/2011-01/06/content_4617804.htm (Дата обращения: 23.09.2017).
46 «2000年中国的国防» 白皮书 // Официальный сайт Министерства обороны КНР, 07.01.2011, [Электронный ресурс] URL: http://www.mod.gov.cn/regulatory/2011-01/07/content_4617805.htm(Дата обращения: 23.09.2017).
47 «2002年中国的国防» 白皮书 / 二零零二年十二月•北京 // Официальный сайт Министерства обороны КНР, 06.01.2011, [Электронный ресурс] URL: http://www.mod.gov.cn/regulatory/2011-01/06/content_4617806.htm(Дата обращения: 23.09.2017).
48 «2004年中国的国防» 白皮书 / 2004年12月•北京 // Официальный сайт Министерства обороны КНР, 06.01.2011, [Электронный ресурс] URL: http://www.mod.gov.cn/regulatory/2011-01/06/content_4617807.htm(Дата обращения: 23.09.2017).
49 «2006年中国的国防» 白皮书 / 二○○六年十二月•北京 // Официальный сайт Министерства обороны КНР, 06.01.2011. [Электронный ресурс] URL: http://www.mod.gov.cn/regulatory/2011-01/06/content_4617808.htm(Дата обращения: 23.09.2017).
50 «2008年中国的国防» / 二○○九年一月•北京 // Официальный сайт Министерства обороны КНР, 06.01.2011. [Электронный ресурс] URL: http://www.mod.gov.cn/regulatory/2011-01/06/content_4617809.htm(Дата обращения: 23.09.2017).
51 «2010年中国的国防» 白皮书 // Официальный сайт Министерства обороны КНР, 31.03.2011, [Электронный ресурс] URL: http://www.mod.gov.cn/regulatory/2011-03/31/content_4617810.htm(Дата обращения: 23.09.2017).
52 国防白皮书: «中国武装力量的多样化运用» // Официальный сайт Министерства обороны КНР, 16.04.2013. [Электронный ресурс] URL: http://www.mod.gov.cn/regulatory/2013-04/16/content_4617811.htm(Дата обращения: 23.09.2017).
53 中国的军事战略 // Официальный сайт Министерства обороны КНР, 26.05.2015, [Электронный ресурс] URL: http://www.mod.gov.cn/regulatory/2015-05/26/content_4617812.htm(Дата обращения: 23.09.2017).
54 «中国的亚太安全合作政策» 白皮书 // Официальный сайт Министерства обороны КНР, 11.01.2017. [Электронный ресурс] URL: http://www.mod.gov.cn/regulatory/2017-01/11/content_4769725.htm(Дата обращения: 23.09.2017).
Литература
55 Азербайджан: оценка возможностей национального ОПК Азербайджана // ЦАМТО, 2016. [Электронный ресурс] URL: http://www.armstrade.org/files/analytics/350.pdf(Дата обращения: 15.12.2017).
56 Азербайджан расширяет «окно» в Китай, 11.08.2015. [Электронный ресурс] URL: http://kavpolit.com/articles/azerbajdzhan_rasshirjaet_okno_v_kitaj-19320/(Дата обращения: 15.12.2017).
57 Акатаева А. Проблемы и перспективы торгово-экономического сотрудничества РК и КНР // Вестник КазНУ, 2009. [Электронный ресурс] URL: https://articlekz.com/article/7006(Дата обращения: 16.11.2017).
58 Алесин А. Белоруссия ввязалась в невероятно дикую конкуренцию на рынке современного оружия // ИА «ИноСМИ», 28.08.2017. [Электронный ресурс] URL: https://inosmi.ru/military/20170828/240121720.html (Дата обращения: 4.12.2017).
59 Алесин А. Военная мощь страны не только в вооружении // Радио «Азатлык», 24.02.2017. [Электронный ресурс] URL: https://rus.azathabar.com/a/28329197.html (Дата обращения: 4.12.2017).
60 Али К. Военная доктрина носит декларативный характер и принята в политических целях - военные эксперты // ИА «Sputnik», 10.06.2010. [Электронный ресурс] URL: https://ru.sputnik.az/expert/20100610/43435462.html(Дата обращения: 15.12.2017).
61 Алимов Р. Экономические отношения Таджикистана и Китая // Научно-аналитический журнал «Обозреватель-OBSERVER» №8 (283), 2013. М.: Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ). – с.91-100. [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_19682274_65814340.pdf (Дата обращения: 30.11.2017).
62 Алымбеков М. На пути к готовности – Военная доктрина Кыргызстана // ИАЦ «Кабар», 22.07.2013. [Электронный ресурс] URL: http://old.kabar.kg/kabar/full/59670 (Дата обращения: 30.11.2017).
63 Армения нарастит закупку вооружений, но не в Китае // ИА «REGNUM», 02.10.2017. [Электронный ресурс] URL: https://regnum.ru/news/2329217.html (Дата обращения: 17.12.2017).
64 Армения переводит внешнюю торговлю на Китай? 19.11.2015. [Электронный ресурс] URL: http://www.lragir.am/index/rus/0/politics/view/45392(Дата обращения: 17.12.2017).
65 Аудит зовнішньої політики: Україна—Китай // Украинская ассоциация Китаеведов, 13.10.2016. [Электронный ресурс] URL: http://sinologist.com.ua/audit-zovnishnoyi-politiki-ukrayina-kitaj/, https://glavcom.ua/pub/pdf/49/4935/auditukrchi.pdf(Дата обращения: 26.05.2017).
66 Бабаджанов А. Анализ военных доктрин государств-участников ОДКБ // Вестник МГИМО. 2008. №3. [Электронный ресурс] URL:https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-voennyh-doktrin-gosudarstv-uchastnikov-odkb (Дата обращения: 28.09.2017).
67 Бадрак В. А «скифы» где?.. // ИА «ИноСМИ», 22.03.2018. А "Скифы" где?.. [Электронный ресурс] URL: https://vpk.name/news/209733_a_skifyi_gde.html(Дата обращения: 23.03.2018).
68 Барабанов М. Переориентация Казахстанского ОПК // «Военно-промышленный курьер», 21.12.2012. [Электронный ресурс] URL: https://vpk-news.ru/articles/8899оборонная (Дата обращения: 28.11.2017).
69 Барабанов М., Кашин В., Макиенко К. Оборонная промышленность и торговля вооружениями КНР / Центр анализа стратегий и технологий; Российский институт стратегических исследований. М., 2013. 272 с.
70 Барабанов М. Оборонно-промышленный комплекс Белоруссии. Развитие через сохранение специализации // «Экспорт вооружений» №23 (440), 13.06.2012. [Электронный ресурс] URL: http://vpk-news.ru/articles/8950 (Дата обращения: 19.12.2017).
71 Беденко Г. Вооруженные силы Казахстана: итоги 2017 года, 13.12.2017. [Электронный ресурс] URL: https://informburo.kz/stati/vooruzhyonnye-sily-kazahstana-itogi-2017-goda.html(Дата обращения: 26.01.2018).
72 Беларусь и Китай создадут совместное предприятие по выпуску беспилотников, 03.01.2017. [Электронный ресурс] URL: https://www.intex-press.by/2017/01/03/belarus-i-kitaj-sozdadut-sovmestnoe-predpriyatie-po-vypusku-bespilotnikov/(Дата обращения: 30.01.2018).
73 Белоруссия и Китай установили отношения доверительного всестороннего стратегического партнерсвта и взаимовыгодного сотрудничества // ИА «Белта. Новости Беларуси». 29.09.2016. [Электронный ресурс] URL: http://www.belta.by/president/view/belarus-i-kitaj-ustanovili-otnoshenija-doveritelnogo-vsestoronnego-strategicheskogo-partnerstva-i-212405-2016/(Дата обращения: 30.01.2018).
74 Белоруссия получит военную помощь от Китая. Безвозмездно // «Военное обозрение», 10.04.2018. [Электронный ресурс] URL: https://topwar.ru/139554-belorussiya-poluchit-voennuyu-pomosch-ot-kitaya-bezvozmezdnuyu.html(Дата обращения: 11.04.2018).
75 Беларусь и Китай обсудили ВТС в Минске // Аналитический центр «Belarus Security Blog», 03.10.2017. [Электронный ресурс] URL: https://bsblog.info/belarus-kitaj-vts-minske/(Дата обращения: 4.12.2017).
76 Беларусь и КНР планируют совместно бороться с «цветными революциями» // Аналитический центр «Belarus Security Blog», 16.05.2017. [Электронный ресурс] URL: https://bsblog.info/belarus-knr-cvetnymi-revolyuciyami/(Дата обращения: 4.12.2017).
77 Беларусь получила новую партию китайских бронированных машин CS/VN3 // Аналитический центр «Belarus Security Blog», 22.01.2018. [Электронный ресурс] URL: https://bsblog.info/belarus-poluchila-novuyu-partiyu-kitajskix-bronirovannyx-mashin-cs-vn3/(Дата обращения: 23.01.2018).
78 Белорусско-китайское сотрудничество в области ВПК будет расширяться // ИА «Belarusinfocus», 17.12.2017. [Электронный ресурс] URL: https://belarusinfocus.info/by/byaspeka/belarusko-kitayskoe-sotrudnichestvo-v-oblastivpk-budet-rasshiryatsya (Дата обращения: 18.12.2017).
79 Беляков Д. Благосклонная экспансия. Белоруссия рассчитывает на китайские кредиты и инвестиции // Информационно-аналитическое издание «Евразия.Эксперт», 12.03.2018. [Электронный ресурс] URL: http://eurasia.expert/blagosklonnaya-ekspansiya-belarus-rasschityvaet-na-kitayskie-kredity-i-investitsii/ (Дата обращения: 13.03.2018).
80 Беляков Д. Китайские горизонты Беларуси. Актуальное состояние отношений Минска и Пекина // Проект «СОНАР-2050», 2.03.2018. [Электронный ресурс] URL: https://www.sonar2050.org/publications/aktualnoe-sostoyanie-i-vyzovy-dlya-belorussko-kitayskih-otnosheniy-po-itogam-2017-goda/(Дата обращения: 3.03.2018).
81 Беляков Д. Китайский аудит. Экономический срез торгово-экономических отношений Беларуси и России с Китаем // Проект «СОНАР-2050», 03.10.2017. [Электронный ресурс] URL: https://www.sonar2050.org/publications/ekonomicheskiy-srez-torgovo-ekonomicheskih-otnoshenii-belarusi-i-rossii-s-kitaem/(Дата обращения: 19.12.2017).
82 Биография Имангали Тасмагамбетова // ИА «РИА Новости», 03.02.2017. [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/spravka/20170203/1487159165.html (Дата обращения: 28.11.2017).
83 Больше денег силовикам? Отнюдь // Аналитический центр «Belarus Security Blog», 05.04.2018. [Электронный ресурс] URL: https://bsblog.info/bolshe-deneg-silovikam-otnyud/(Дата обращения: 6.04.2018).
84 Борисова Ю. Политика Китая на постсоветском пространстве. Инициатива «Один пояс – один путь» // Научный журнал «Проблемы постсоветского пространства», том 4, №3 (2017). [Электронный ресурс] URL: http://www.postsovietarea.com/jour/article/view/123/122 (Дата обращения: 09.03.2018).
85 Бордачев Т., Э.Смолл, Вань Цисун, Россия, Китай и США в Центральной Азии: баланс интересов и возможности сотрудничества, сентябрь, 2016, [Электронный ресурс]URL: http://valdaiclub.com/files/11823/. (Дата обращения: 30.04.2017). (Дата обращения: 30.11.2017).
86 Бордачев Т.: «В рамках сопряжения ЕАЭС и ЭПШП Россия и Китай предполагают стабилизацию и устойчивое развитие стран Центральной Азии» / интервью, 07.12.2016, [Электронный ресурс]URL: http://www.ca-portal.ru/article:31661. (Дата обращения: 30.04.2017). (Дата обращения: 30.11.2017).
87 Быков А. Рынок вооружений Туркменистана: реалии и перспективы // Журнал «Национальная оборона», 19.01.2015. [Электронный ресурс] URL: http://www.nationaldefense.ru/includes/periodics/armstrade/2015/0119/190914995/print.shtml(Дата обращения: 24.12.2017).
88 В Госкомвоенпроме подвели итоги открытого конкурса на лучший интернет-сайт организации // Официальный сайт «ГВПК», 15.01.2018. [Электронный ресурс] URL: http://www.vpk.gov.by/news/comm_news/6186/ (Дата обращения: 16.01.2018).
89 В каком состоянии находятся китайско-украинские отношения на нынешнем этапе? За Великой китайской стеной // ИА «ИноСМИ», 03.02.2017. [Электронный ресурс] URL: https://inosmi.ru/economic/20170203/238661496.html (Дата обращения: 6.12.2017).
90 В Республике Казахстан намерены модернизировать четверть предприятий оборонно-промышленного комплекса, 23.02.2018. [Электронный ресурс] URL: https://abctv.kz/ru/last/v-kazahstane-namereny-modernizirovat-chetvert-predpriyatij- (Дата обращения: 24.02.2018).
91 В Узбекистане утвердили Закон об оборонной доктрине // ИА «Sputnik», 20.12.2017. [Электронный ресурс] URL: https://ru.sputnik-tj.com/asia/20171220/1024224003/uzbekistan-utverdili-zakon-oboronnoy-doktrine.html(Дата обращения: 21.12.2017).
92 Варламов В. Главное – не прибыль, а стратегические интересы, 01.06.2011. [Электронный ресурс] URL: http://vpk-news.ru/articles/7717 (Дата обращения: 30.11.2017).
93 Васильев Л., Некоторые аспекты политики Китая в Центральной Азии // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2015. №20. URL: [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-politiki-kitaya-v-tsentralnoy-azii (Дата обращения: 15.04.2017).
94 Влияние армии и КНР в Беларуси возрастает // Аналитический центр «Belarus Security Blog», 01.08.2017. [Электронный ресурс] URL: https://bsblog.info/vliyanie-armii-i-knr-v-belarusi-vozrastaet/(Дата обращения: 19.12.2017).
95 Вовнянко А. История разрушения авиастроительной промышленности Украины. Мнение А. Вовнянко, 23.03.2018. [Электронный ресурс] URL: https://vpk.name/news/209828_istoriya_razrusheniya_aviastroitelnoi_promyishlennosti_ukrainyi_mnenie_a_vovnyanko.html(Дата обращения: 23.03.2018).
96 Военная доктрина Туркменистана носит оборонительный характер – Президент // ИА «Азербайджанский взгляд», 4.04.2018. [Электронный ресурс] URL: vzglyad.az/news/106528/Военная-доктрина-Туркменистана-носит-оборонительный-характер-президент.html (Дата обращения: 5.04.2018).
97 Военно-промышленный комплекс Украины имеет большие перспективы развития, 21.10.2013. [Электронный ресурс] URL: http://www.ukrnews24.net/voenno-promyshlennyj-kompleks-ukrainy-imeet-bolshie-perspektivy-razvitiya/(Дата обращения: 26.01.2018).
98 Военно-промышленный комплекс Украины не имеет потенциала – Пашинский // ИА «РИА Новости Украины», 06.10.2016. [Электронный ресурс] URL: https://rian.com.ua/economy/20161006/1017423361.html (Дата обращения: 26.01.2018).
99 Военно-техническое сотрудничество Беларуси с иностранными государствами // Аналитический центр «Belarus Security Blog», 11.11.2013. [Электронный ресурс] URL: https://bsblog.info/voenno-texnicheskoe-sotrudnichestvo-belarusi-s-inostrannymi-gosudarstvami/(Дата обращения: 30.01.2018).
100 Война и мир в терминах и определениях. Военно-политический словарь / Под общей редакцией д.т.н. Д.О. Рогозина. – М.: «Вече», 2011. – 640 с.
101 Война и мир в терминах и определениях. Военно-технический словарь / Под общей редакцией д.т.н. Д.О. Рогозина. – М.: «Вече»: «Оружие и технологии»; «Редкие земли», 2016. – 272 с.
102 ВПК Беларуси непросто найти новых партнеров и сохранить старых // Аналитический центр «Belarus Security Blog»,23.01.2018.[Электронный ресурс] URL: https://bsblog.info/vpk-belarusi-neprosto-najti-novyx-partnerov-i-soxranit-staryx/(Дата обращения: 24.01.2018).
103 Вывод войск НАТО из Афганистана / Сюжет // ИА «РИА Новости», [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/trend/nato_escapes_afganistan_23062010/(Дата обращения: 24.12.2017).
104 Выставка вооружений и военной техники «МИЛЕКС-2014» в Минске // Евразийский коммуникационный центр, 2015. [Электронный ресурс] URL: http://eurasiancenter.ru/events/20140709/1003571938.html(Дата обращения: 4.04.2018).
105 Где закупает оружие Казахстан? 07.06.2013. [Электронный ресурс] URL: http://asker.kz/blog/army_news/gde-zakupaet-oruzhie-kazaxstan.html(Дата обращения: 28.11.2017).
106 Геннадий Бендицкий, журналист: «Оборонная промышленность Казахстана с каждым годом все сильнее скатывается в пучину коррупции» // Central Asia Monitor, 29.07.2014. [Электронный ресурс] URL: https://camonitor.kz/12438-gennadiy-bendickiy-zhurnalist-oboronnaya-promyshlennost-kazahstana-s-kazhdym-godom-vse-silnee-skatyvaetsya-v-puchinu-korrupcii-.html(Дата обращения: 28.11.2017).
107 Гордиенко Д.В., Защищенность Китая от военных угроз и сравнительная оценка уровней военной безопасности государств Центральной и Северо-Восточной Азии // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2014. №19. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zaschischennost-kitaya-ot-voennyh-ugroz-i-sravnitelnaya-otsenka-urovney-voennoy-bezopasnosti-gosudarstv-tsentralnoy-i-severo-vostochnoy. (Дата обращения: 15.04.2017).
108 Гришичева О. «Голубое озеро» Центральной Азии как страховка КНР от возможных сланцевых неудач // Научный журнал «Проблемы постсоветского пространства» №1 (2014). [Электронный ресурс] URL: http://www.postsovietarea.com/jour/article/view/7 (Дата обращения: 24.12.2017).
109 Громыко Ф. Азербайджан расширяет «окно» в Китай // ИА «Кавполит», 24.08.2015. [Электронный ресурс] URL: http://kavpolit.com/articles/azerbajdzhan_rasshirjaet_okno_v_kitaj-19320/(Дата обращения: 19.01.2018).
110 Грузия-Китай – перспективы торговых отношений // ИА «Sputnik», 24.02.2016. [Электронный ресурс] URL: https://sputnik-georgia.ru/economy/20160224/230338278.html(Дата обращения: 10.12.2017).
111 Грузия и КНР углубляют торгово-экономические отношения // ИА «Синьхуа», 30.06.2015. [Электронный ресурс] URL: http://russian.people.com.cn/n/2015/0630/c31518-8913114.html(Дата обращения: 10.12.2017).
112 Губайдуллина М. Перспективы казахстанско-китайской стратегии на «Шелковом пути», 2016. [Электронный ресурс] URL: http://pps.kaznu.kz/kz/Main/FileShow2/54607/99/2/10/0//(Дата обращения: 28.11.2017).
113 Хоштария Н. Александр Гущин: Политика Сержа Саргсяна никак не изменится и общественности в Армении это не нравится, 18.04.2018. [Электронный ресурс] URL: http://moscow-baku.ru/opinions/aktualno/politolog_politika_serzha_sargsyana_nikak_ne_izmenitsya_i_obshchestvennosti_v_armenii_eto_ne_nravits/ (Дата обращения: 19.04.2018).
114 Гущин А. Постсоветское пространство ждет переформатирование // Информационно-аналитическое издательство «Евразия.Эксперт», 13.01.2017. [Электронный ресурс] URL: http://eurasia.expert/postsovetskoe-prostranstvo-zhdet-pereformatirovanie/ (Дата обращения: 30.09.2017).
115 Дагаева А. «Ненужный» Антонов – как российско-украинская политика разрушает авиапром // Московский Центр Карнеги, 21.03.2018. [Электронный ресурс] URL: https://carnegie.ru/commentary/75797 (Дата обращения: 22.03.2018).
116 Двустороннее военно-техническое сотрудничество Китая и Таджикистана // ИА «STANRADAR», 07.09.2016. [Электронный ресурс] URL: http://stanradar.com/news/full/22056-dvustoronnee-voenno-tehnicheskoe-sotrudnichestvo-kitaja-i-tadzhikistana.html?utm_source=warfiles.ru(Дата обращения: 16.12.2017).
117 Девятков А. Молдавия расстается со своим военным нейтралитетом? // Информационно-аналитическое издание «Евразия.Эксперт», 06.03.2018. [Электронный ресурс] URL: http://eurasia.expert/moldova-rasstaetsya-s-voennym-neytralitetom/ (Дата обращения: 7.03.2018).
118 Домнин С. 20 лет трансформации // ИА «Эксперт онлайн», 24.05.2017. [Электронный ресурс] URL: http://expert.ru/kazakhstan/2012/19/20-let-transformatsii/(Дата обращения: 20.01.2018).
119 Дубенский Д. За три года товарооборот с Китаем вырос почти в пять раз. Украина продолжает наращивать присутствие на с/х рынке КНР, 02.05.2016. [Электронный ресурс] URL: http://hubs.ua/news/za-tri-goda-tovarooborot-s-kitaem-vy-ros-pochti-v-5-raz-73105.html(Дата обращения: 26.01.2018).
120 Евразийский дайджест безопасности (февраль-2016) // Аналитический центр «Belarus Security Blog», 16.03.2016. [Электронный ресурс] URL: https://bsblog.info/evrazijskij-dajdzhest-bezopasnosti-fevral-2016/(Дата обращения: 24.01.2018).
121 Евразийский дайджест безопасности (апрель-2017) // Аналитический центр «Belarus Security Blog», 19.05.2017. [Электронный ресурс] URL: https://bsblog.info/evrazijskij-dajdzhest-bezopasnosti-aprel-2017/(Дата обращения: 24.01.2018).
122 Евразийский дайджест безопасности (август-2017) // Аналитический центр «Belarus Security Blog», 27.09.2017. [Электронный ресурс] URL: https://bsblog.info/evrazijskij-dajdzhest-bezopasnosti-avgust-2017/ (Дата обращения: 24.01.2018).
123 Евразийский дайджест безопасности (сентябрь-2017) // Аналитический центр «Belarus Security Blog», 26.10.2017. [Электронный ресурс] URL:https://bsblog.info/evrazijskij-dajdzhest-bezopasnosti-sentyabr-2017/ (Дата обращения: 24.01.2018).
124 Елков И. Вся постсоветская рать. Какая из бывших советских республик всех сильнее // «Российская газета», 07.10.2005. [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2005/10/07/sng-armii.html(Дата обращения: 30.11.2017).
125 Жирохов М. Хочешь мира – готовься к войне. Чем живет глобальный рынок вооружений, 13.10.2017. [Электронный ресурс] URL: https://mind.ua/ru/openmind/20177356-hochesh-mira-gotovsya-k-vojne-chem-zhivet-globalnyj-rynok-vooruzhenij (Дата обращения: 18.12.2017).
126 Жусипов Б., К проблеме военного строительства Республики Казахстан в условиях глобализации [Электронный ресурс] URL: lib.kstu.kz:8100/cgi.../cgiirbis_64.exe?...Жусипов (Дата обращения: 20.05.2017).
127 Жоржолиани Л. Грузинский рывок в Китай, 02.04.2018. [Электронный ресурс] URL:http://newcaucasus.com/economy/16761-gruzinskiy-ryivok-v-kitay.html(Дата обращения: 3.04.2018).
128 Законодательные основы создания и функционирования системы обеспечения военной безопасности КР, 09.04.2014. https://www.open.kg/about-[Электронный ресурс] URL: kyrgyzstan/polity/armed-forces/265-zakonodatelnye-osnovy-sozdaniya-i-funkcionirovaniya-sistemy-obespecheniya-voennoy-bezopasnosti-kr.html (Дата обращения: 30.11.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ