ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КИТАЯ И СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА
|
Введение
Глава 1. Концептуальные и экономические основы ВТС Китая и постсоветских стран…11
1.1. Роль ВТС в концептуальных документах Китая и постсоветских стран в области военной безопасности
1.2. Место ВТС в экономическом взаимодействии Китая и стран постсоветского пространства
Глава 2. ВТС Китая и постсоветских стран Центральной Азии
2.1. Центральная Азия – интересы Китая в сфере безопасности?
2.2. ВТС Китая и Казахстана: взаимовыгодное сотрудничество
2.3. Крупнейшие потребители китайского ВПК: ВТС Китая с Туркменистаном и Узбекистаном
2.4. Военно-техническая помощь: сотрудничество Китая с Киргизией и Таджикистаном
Глава 3. ВТС Китая и постсоветских стран Восточной Европы и Южного Кавказа………109
3.1. Взаимовыгодный обмен: ВТС Китая и Белоруссии
3.2. ВТС Китая и Украины: большие перспективы?
3.3. Азербайджан, Армения, Грузия, Молдавия: новые «окна возможностей» для китайского ВПК
Заключение
Приложение
Приложение 1. Список сокращений
Перечень источников и литературы
Глава 1. Концептуальные и экономические основы ВТС Китая и постсоветских стран…11
1.1. Роль ВТС в концептуальных документах Китая и постсоветских стран в области военной безопасности
1.2. Место ВТС в экономическом взаимодействии Китая и стран постсоветского пространства
Глава 2. ВТС Китая и постсоветских стран Центральной Азии
2.1. Центральная Азия – интересы Китая в сфере безопасности?
2.2. ВТС Китая и Казахстана: взаимовыгодное сотрудничество
2.3. Крупнейшие потребители китайского ВПК: ВТС Китая с Туркменистаном и Узбекистаном
2.4. Военно-техническая помощь: сотрудничество Китая с Киргизией и Таджикистаном
Глава 3. ВТС Китая и постсоветских стран Восточной Европы и Южного Кавказа………109
3.1. Взаимовыгодный обмен: ВТС Китая и Белоруссии
3.2. ВТС Китая и Украины: большие перспективы?
3.3. Азербайджан, Армения, Грузия, Молдавия: новые «окна возможностей» для китайского ВПК
Заключение
Приложение
Приложение 1. Список сокращений
Перечень источников и литературы
Выступая в роли поставщика продукции военного назначения РФ является одним из крупнейших игроков на мировом рынке вооружений. Однако за последнее время на рынке торговли оружием произошел ряд значительных изменений, затронувших его структуру и определивших новые тенденции его развития. В этих новых условиях Россия, в абсолютном выражении оставаясь лидером поставок, в относительном выражении начинает снижать свои показатели.
Говоря о новых условиях, мы имеем в виду прежде всего появление новых игроков, а если точнее – о появлении традиционных участников рынка в новом качестве. В рамках нашего исследования интерес представляет Китай. Так Китай, на протяжении десятилетий являвшийся значимым потребителем военной продукции, за последние несколько лет прочно закрепился в списке крупнейших поставщиков. Причем речь идет не только о наращивании объемов экспорта и расширении списка позиций предлагаемых товаров, но и о расширении географии поставок.
Особый интерес вызывает то, что КНР всё активнее развивает военно-технические связи со странами, являющимися для России традиционными партнерами в этой сфере. И прежде всего – на таких особенно чувствительных для России направлениях, как страны постсоветского пространства. Потому мы считаем важным обратить внимание на особенности военно-технического сотрудничества Китая и постсоветских стран.
Цель работы – выявить тенденции военно-технического сотрудничества Китая и стран постсоветского пространства с позиций интересов Китая
Для достижения заявленной цели необходима реализация следующих промежуточных исследовательских задач:
- определить роль ВТС в концептуальных документах постсоветских стран и Китая в сфере военной безопасности
- изучить место военно-технического сотрудничества в экономическом взаимодействии Китая и стран постсоветского пространства
- проанализировать состояние военно-промышленных комплексов постсоветских стран и Китая
- изучить практику реализации военно-технического сотрудничества Китая и стран постсоветского пространства
Структура работы не в полной мере соответствует последовательности поставленных задач – для удобства ознакомления положения относительно концептуальных и экономических основ ВТС вынесены в отдельную главу, положения о состоянии ВПК и практики реализации ВТС расформированы в главы по региональному признаку – отдельно в отношении ВТС Китая с постсоветскими республиками Центральной Азии, отдельно – с постсоветскими странами Восточной Европы и Южного Кавказа.
Следует заметить, что в работе не рассматривались связи Китая с прибалтийскими странами – Латвией, Литвой, Эстонией – в силу их глубокой интеграции в структуры НАТО и отсутствия данных об отношении Китая с этими странами в военно-технической сфере. В работе также не приводится РФ. Кроме того, объектом исследования являлись только двусторонние военно-технические связи Китая и постсоветских стран, в которых одной из сторон является Китай.
Объект исследования: ВТС Китая и стран постсоветского пространства
Предмет исследования: тенденции развития ВТС Китая и стран постсоветского пространства с позиций интересов Китая
Научная новизна работы:
В представленной работе впервые предпринята попытка комплексно рассмотреть проблемы взаимодействия Китая со странами постсоветского пространства в области военно-технического сотрудничества. В отличие от работ, которые были доступны автору, в нашем исследовании рассмотрена система концептуальных, экономических основы ВТС в совокупности с потенциалом военно-промышленных комплексов каждой из стран.
Обзор литературы
Первое, что следует отметить – ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет обобщенных научно-исследовательских работ, посвященных ВТС Китая со странами постсоветского пространства. Вместе с тем, отдельные аспекты темы были освещены в отечественных и зарубежных публикациях.
В рамках нашего исследования мы не станем останавливаться на анализе особенностей ВТС Китая и России. На наш взгляд, эта проблема достаточно изучена в трудах как отечественных, так и зарубежных специалистов. Поэтапное развитие отношений Китая и России в военно-технической сфере рассмотрено М.Барабановым, В.Кашиным, К.Макиенко; основные тенденции ВТС на современном этапе описаны в работах С.Игнатьева, Н.Антоновой, Чжен Ци, в интервью В.Дзиркална. Ряд авторов оценивают состояние ВТС России и Китая с позиций интересов третьих стран, в числе исследователей уже упомянутая выше Чжен Ци, Бин Ю, Н.Федоров. Ряд работ – это комплексное описание российско-китайских отношений, в которых ВТС рассматривается как одно из направлений двустороннего сотрудничества, прежде всего в сферах экономики и безопасности. Среди авторов можно выделить А.Казанцева, Е.Кузьмину, Вань Цинсун, Фэн Шаолей, Ли Синь, Ли Хуэй.
В рамках нашего исследования мы так же не рассматриваем страны Прибалтики (Латвия, Литва, Эстония), входившие в состав СССР – какой-либо информации о контактах Китая с этими странами по линии ВТС не выявлено.
Таким образом, нас будет интересовать, как организовано ВТС Китая со следующими странами: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таждикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.
Значительное внимание уделено усилению Китая и связанной с этим ростом модернизацией армии и ОПК. Названные выше М.Барабанов, В.Кашин, К.Макиенко в совместной работе дали характеристику оборонно-промышленному комплексу Китая, в том числе структуре управления и институциональным основам, указали особенности Китая как импортера и экспортера на мировом рынке вооружений. Военной модернизации Китая посвящены работы экспертов Центра стратегических и международных исследований (The Center for Strategic and International Studies, CSIS) Э.Кордесмана, С.Колли, М.Вана, Дж.Кендэлла , в которых описаны военная организация Китая, доктринальные и стратегические документы, основные изменения, затронувшие сухопутные войска, военно-воздушные силы и флот Китая, а также проанализированы военные расходы Китая. Оценка военного потенциала Китая приведена в работе А.Маначинского и А.Дудчака, возможности защиты Китая от военных угроз представлены в публикации Д.Гордиенко, Казанина М.. Влияние Китая на международную систему безопасности описано в докладе М.Фэрчена. Отдельное направление – исследование внешней политики Китая. Среди авторов отметим Д.Шамбо, предполагающего, по какому пути будет развиваться Китай. Т.Р.Хэс, К.Ганнес, К.А.Купер описали национальные стратегии и стратегии безопасности Китая, а также подход Китая к войне.
Общая характеристика ОПК постсоветских стран описана в интервью экспертов , а также в материалах специализированных СМИ. Комплексных исследовательских работ по описанию ОПК постсоветских стран не проведено.
ВТС имеет экономические, политические и оборонные цели. Ряд исследователей описывают экономические интересы Китая на постсоветском пространстве, рассматривая их в связке с вопросами безопасности. Так А.Мокрецкий исследует влияние на отдельные постсоветские страны отношений с Китаем и китайского проекта Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП), Ян Фань описывает экономическое сотрудничество Китая с постсоветскими странами .
В научной среде значительное количество работ посвящено интересам Китая в Центральной Азии. Так можно привести экспертные мнения Т.Бордачева о сопряжении интересов Китая и России в регионе, публикации Лю Цян, в которых рассмотрены интересы Китая в рамках ШОС (Шанхайской организации сотрудничества, оценке политической ситуации в Центральной Азии посвящена работа Васильева Л. В публикациях А.Костюхина описаны возможности ВПК стран Центральной Азии и представлен их потенциал в области ВТС. Алимов Р. Описывает вклад Китая в инфраструктуру Таджикистана и влияние этого вклада на торгово-экономического сотрудничество двух стран. З.Каражанов, описывая центральноазиатский рынок вооружений, отмечает, что в настоящее время ведется борьба за лидирующие позиции в регионе, и что Китай всё с большей уверенностью заявляет о себе на этом направлении.
Возможностям стран Восточной Европы и Закавказья в области реализации ВТС уделено меньше внимания в научной среде. В основном работы принадлежат национальным исследователям и носят в большинстве стран эпизодический характер. Следует, однако, отметить, что большее внимание ВТС с Китаем уделяется экспертами Украины и в последнее время – Беларуси, где с недавнего времени наблюдается постановка аналитической работы в области ВТС на регулярную основу. Так, например, проблемам безопасности восточноевропейских постсоветских стран (Беларусь, Молдавия, Украина) посвящена работа Терешиной Е., проблемам ВПК посвящен ряд публикаций Л.Нерсисяна.
Среди украинских исследователей аналитической работой по теме занимаются А.Гончарук, Е.Гобова, В.Киктенко, А.Коваль, С.Кошевой . Украина является крупным экспортером ПВН в Китай; главные темы, которые обсуждаются исследователями – потенциал интенсификации связей и установление новых контактов с Китаем по линии ВТС. Описаны двусторонние отношения Китая и Украины . Кроме того, Украина озабочена влиянием третьих стран на двусторонние отношения с Китаем. Так, например, экспертное сообщество Центра современного Китая «Тянься Линк» регулярно публикует аналитические материалы по теме.
Среди белорусских экспертов отметим А.Тараскевича, исследующего потенциал ОПК Белоруссии и потенциал для развития ВТС в том числе с Китаем. Авторский коллектив информационного портала Belarus Security Blog, представителем которого является А.Тараскевич, ежемесячно публикует «Евразийский дайджест безопасности», в котором отмечены ключевые события в сфере обороны и безопасности по странам постсоветского пространства.
Вопросы ВТС Армении и Азербайджана раскрыты в публикациях Н.Ниязова, М.Александрова, Л.Нерсисяна. Автором статей по ВТС Молдовы является А.Харуца. По теме двусторонних отношений Китая и Грузии можно привести публикацию Мачавариани Г.
Научно-исследовательских работ по теме ВТС Китая и стран постсоветского пространства практически нет. Аналитические работы также представлены в ограниченном количестве.
Помимо обозначенного выше объема исследовательских работ, основной материал, на базе которого будет построено исследование - это концептуальные документы в области военной безопасности - в том числе военные доктрины, Белые книги министерств обороны и пр.. Предполагается самостоятельный анализ и систематизация основных положений нормативно-правовой базы. Кроме того, источниками информации станут пресс-релизы, заявления, отчеты на официальных сайтах ведомств, представляющие фактологические сведения о текущих договоренностях и конкретных достижениях в области реализации ВТС.
Методология: достижение цели и реализация задач исследовательской работы не предусматривает использования каких-либо специальных методов. В работе применялись общенаучные методы индукции, дедукции, анализа и синтеза, а также метод аналогий.
Структура работы
Работа состоит из Введения, Основной части, включающей три Главы, Заключения, Приложения, а также Перечня источников и литературы.
Говоря о новых условиях, мы имеем в виду прежде всего появление новых игроков, а если точнее – о появлении традиционных участников рынка в новом качестве. В рамках нашего исследования интерес представляет Китай. Так Китай, на протяжении десятилетий являвшийся значимым потребителем военной продукции, за последние несколько лет прочно закрепился в списке крупнейших поставщиков. Причем речь идет не только о наращивании объемов экспорта и расширении списка позиций предлагаемых товаров, но и о расширении географии поставок.
Особый интерес вызывает то, что КНР всё активнее развивает военно-технические связи со странами, являющимися для России традиционными партнерами в этой сфере. И прежде всего – на таких особенно чувствительных для России направлениях, как страны постсоветского пространства. Потому мы считаем важным обратить внимание на особенности военно-технического сотрудничества Китая и постсоветских стран.
Цель работы – выявить тенденции военно-технического сотрудничества Китая и стран постсоветского пространства с позиций интересов Китая
Для достижения заявленной цели необходима реализация следующих промежуточных исследовательских задач:
- определить роль ВТС в концептуальных документах постсоветских стран и Китая в сфере военной безопасности
- изучить место военно-технического сотрудничества в экономическом взаимодействии Китая и стран постсоветского пространства
- проанализировать состояние военно-промышленных комплексов постсоветских стран и Китая
- изучить практику реализации военно-технического сотрудничества Китая и стран постсоветского пространства
Структура работы не в полной мере соответствует последовательности поставленных задач – для удобства ознакомления положения относительно концептуальных и экономических основ ВТС вынесены в отдельную главу, положения о состоянии ВПК и практики реализации ВТС расформированы в главы по региональному признаку – отдельно в отношении ВТС Китая с постсоветскими республиками Центральной Азии, отдельно – с постсоветскими странами Восточной Европы и Южного Кавказа.
Следует заметить, что в работе не рассматривались связи Китая с прибалтийскими странами – Латвией, Литвой, Эстонией – в силу их глубокой интеграции в структуры НАТО и отсутствия данных об отношении Китая с этими странами в военно-технической сфере. В работе также не приводится РФ. Кроме того, объектом исследования являлись только двусторонние военно-технические связи Китая и постсоветских стран, в которых одной из сторон является Китай.
Объект исследования: ВТС Китая и стран постсоветского пространства
Предмет исследования: тенденции развития ВТС Китая и стран постсоветского пространства с позиций интересов Китая
Научная новизна работы:
В представленной работе впервые предпринята попытка комплексно рассмотреть проблемы взаимодействия Китая со странами постсоветского пространства в области военно-технического сотрудничества. В отличие от работ, которые были доступны автору, в нашем исследовании рассмотрена система концептуальных, экономических основы ВТС в совокупности с потенциалом военно-промышленных комплексов каждой из стран.
Обзор литературы
Первое, что следует отметить – ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет обобщенных научно-исследовательских работ, посвященных ВТС Китая со странами постсоветского пространства. Вместе с тем, отдельные аспекты темы были освещены в отечественных и зарубежных публикациях.
В рамках нашего исследования мы не станем останавливаться на анализе особенностей ВТС Китая и России. На наш взгляд, эта проблема достаточно изучена в трудах как отечественных, так и зарубежных специалистов. Поэтапное развитие отношений Китая и России в военно-технической сфере рассмотрено М.Барабановым, В.Кашиным, К.Макиенко; основные тенденции ВТС на современном этапе описаны в работах С.Игнатьева, Н.Антоновой, Чжен Ци, в интервью В.Дзиркална. Ряд авторов оценивают состояние ВТС России и Китая с позиций интересов третьих стран, в числе исследователей уже упомянутая выше Чжен Ци, Бин Ю, Н.Федоров. Ряд работ – это комплексное описание российско-китайских отношений, в которых ВТС рассматривается как одно из направлений двустороннего сотрудничества, прежде всего в сферах экономики и безопасности. Среди авторов можно выделить А.Казанцева, Е.Кузьмину, Вань Цинсун, Фэн Шаолей, Ли Синь, Ли Хуэй.
В рамках нашего исследования мы так же не рассматриваем страны Прибалтики (Латвия, Литва, Эстония), входившие в состав СССР – какой-либо информации о контактах Китая с этими странами по линии ВТС не выявлено.
Таким образом, нас будет интересовать, как организовано ВТС Китая со следующими странами: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таждикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.
Значительное внимание уделено усилению Китая и связанной с этим ростом модернизацией армии и ОПК. Названные выше М.Барабанов, В.Кашин, К.Макиенко в совместной работе дали характеристику оборонно-промышленному комплексу Китая, в том числе структуре управления и институциональным основам, указали особенности Китая как импортера и экспортера на мировом рынке вооружений. Военной модернизации Китая посвящены работы экспертов Центра стратегических и международных исследований (The Center for Strategic and International Studies, CSIS) Э.Кордесмана, С.Колли, М.Вана, Дж.Кендэлла , в которых описаны военная организация Китая, доктринальные и стратегические документы, основные изменения, затронувшие сухопутные войска, военно-воздушные силы и флот Китая, а также проанализированы военные расходы Китая. Оценка военного потенциала Китая приведена в работе А.Маначинского и А.Дудчака, возможности защиты Китая от военных угроз представлены в публикации Д.Гордиенко, Казанина М.. Влияние Китая на международную систему безопасности описано в докладе М.Фэрчена. Отдельное направление – исследование внешней политики Китая. Среди авторов отметим Д.Шамбо, предполагающего, по какому пути будет развиваться Китай. Т.Р.Хэс, К.Ганнес, К.А.Купер описали национальные стратегии и стратегии безопасности Китая, а также подход Китая к войне.
Общая характеристика ОПК постсоветских стран описана в интервью экспертов , а также в материалах специализированных СМИ. Комплексных исследовательских работ по описанию ОПК постсоветских стран не проведено.
ВТС имеет экономические, политические и оборонные цели. Ряд исследователей описывают экономические интересы Китая на постсоветском пространстве, рассматривая их в связке с вопросами безопасности. Так А.Мокрецкий исследует влияние на отдельные постсоветские страны отношений с Китаем и китайского проекта Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП), Ян Фань описывает экономическое сотрудничество Китая с постсоветскими странами .
В научной среде значительное количество работ посвящено интересам Китая в Центральной Азии. Так можно привести экспертные мнения Т.Бордачева о сопряжении интересов Китая и России в регионе, публикации Лю Цян, в которых рассмотрены интересы Китая в рамках ШОС (Шанхайской организации сотрудничества, оценке политической ситуации в Центральной Азии посвящена работа Васильева Л. В публикациях А.Костюхина описаны возможности ВПК стран Центральной Азии и представлен их потенциал в области ВТС. Алимов Р. Описывает вклад Китая в инфраструктуру Таджикистана и влияние этого вклада на торгово-экономического сотрудничество двух стран. З.Каражанов, описывая центральноазиатский рынок вооружений, отмечает, что в настоящее время ведется борьба за лидирующие позиции в регионе, и что Китай всё с большей уверенностью заявляет о себе на этом направлении.
Возможностям стран Восточной Европы и Закавказья в области реализации ВТС уделено меньше внимания в научной среде. В основном работы принадлежат национальным исследователям и носят в большинстве стран эпизодический характер. Следует, однако, отметить, что большее внимание ВТС с Китаем уделяется экспертами Украины и в последнее время – Беларуси, где с недавнего времени наблюдается постановка аналитической работы в области ВТС на регулярную основу. Так, например, проблемам безопасности восточноевропейских постсоветских стран (Беларусь, Молдавия, Украина) посвящена работа Терешиной Е., проблемам ВПК посвящен ряд публикаций Л.Нерсисяна.
Среди украинских исследователей аналитической работой по теме занимаются А.Гончарук, Е.Гобова, В.Киктенко, А.Коваль, С.Кошевой . Украина является крупным экспортером ПВН в Китай; главные темы, которые обсуждаются исследователями – потенциал интенсификации связей и установление новых контактов с Китаем по линии ВТС. Описаны двусторонние отношения Китая и Украины . Кроме того, Украина озабочена влиянием третьих стран на двусторонние отношения с Китаем. Так, например, экспертное сообщество Центра современного Китая «Тянься Линк» регулярно публикует аналитические материалы по теме.
Среди белорусских экспертов отметим А.Тараскевича, исследующего потенциал ОПК Белоруссии и потенциал для развития ВТС в том числе с Китаем. Авторский коллектив информационного портала Belarus Security Blog, представителем которого является А.Тараскевич, ежемесячно публикует «Евразийский дайджест безопасности», в котором отмечены ключевые события в сфере обороны и безопасности по странам постсоветского пространства.
Вопросы ВТС Армении и Азербайджана раскрыты в публикациях Н.Ниязова, М.Александрова, Л.Нерсисяна. Автором статей по ВТС Молдовы является А.Харуца. По теме двусторонних отношений Китая и Грузии можно привести публикацию Мачавариани Г.
Научно-исследовательских работ по теме ВТС Китая и стран постсоветского пространства практически нет. Аналитические работы также представлены в ограниченном количестве.
Помимо обозначенного выше объема исследовательских работ, основной материал, на базе которого будет построено исследование - это концептуальные документы в области военной безопасности - в том числе военные доктрины, Белые книги министерств обороны и пр.. Предполагается самостоятельный анализ и систематизация основных положений нормативно-правовой базы. Кроме того, источниками информации станут пресс-релизы, заявления, отчеты на официальных сайтах ведомств, представляющие фактологические сведения о текущих договоренностях и конкретных достижениях в области реализации ВТС.
Методология: достижение цели и реализация задач исследовательской работы не предусматривает использования каких-либо специальных методов. В работе применялись общенаучные методы индукции, дедукции, анализа и синтеза, а также метод аналогий.
Структура работы
Работа состоит из Введения, Основной части, включающей три Главы, Заключения, Приложения, а также Перечня источников и литературы.
В заключении хотелось бы отметить ключевые выводы, к которым мы пришли в ходе исследовательской работы.
Прежде всего, укажем, какие основные интересы преследует Китай, реализуя военно-техническое сотрудничество.
Во-первых, это возможность получить доступ к передовым военным технологиям и технологиям двойного назначения. Этот доступ может быть обеспечен как путем закупок продукции военного назначения, так и путем её совместной разработки и производства. На сегодняшний день мы можем говорить, что Китай предпочитает второй способ, в то время как ещё 10-15 лет назад для китайского военно-промышленного комплекса в виду его невысокой развитости наиболее вероятным, а порой – единственно возможным являлся закупочный путь.
Во-вторых, военно-техническое сотрудничество для Китая является одной из мер обеспечения безопасности. Здесь важно отметить, что в сфере безопасности для Китая (разумеется, в рамках нашего исследования) есть два основных аспекта: безопасность границ и приграничных районов, а также безопасность торговых путей в границах транспортных коридоров Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути 21 века. Реализуя эти интересы, Пекин использует инструмент военно-технического сотрудничества для оказания технической и материальной помощи странам, а также для участия в инфраструктурных проектах для нужд Вооруженных сил.
В-третьих, Пекин рассматривает военно-техническое сотрудничество как источник доходов. И здесь речь может идти либо о продаже собственной военной техники и вооружений, а также другой продукции военного назначения (например, производственных технологий), либо о совместных с зарубежными партнерами проектов, которые могут быть коммерциализированы.
С позиций этих ключевых интересов Китая, его сотрудничество с зарубежными государствами – в рамках нашего исследования – странами постсоветского пространства – будет зависеть от таких аспектов, как состояние военно-промышленных комплексов этих стран, их экономических и финансовых возможностей, географического положения (в контексте исследования – географического положения относительно государственных границ Китая и относительно его транзитных путей), а также концептуальных основ политики военной безопасности. Важно отметить, что Китай выстраивает прагматичные связи, основной акцент которых делается на получение конкретных выгод.
С учетом интересов Китая, а также промежуточных выводов, полученных нами по итогам реализации исследовательских задач, назовем основные тенденции военно-технического сотрудничества Китая и стран постсоветского пространства, которые, на наш взгляд, наиболее вероятно будут проявляться в обозримой перспективе.
Во-первых, мы считаем, стоит ожидать интенсификации сотрудничества Китая с Белоруссией и Казахстаном, причем речь идет не столько о поставках – импорте или экспорте готовой продукции, сколько о совместных разработках и производстве в целях обеспечения национальных нужд и продвижения продукции на рынки третьих стран. Закупки также будут иметь место, однако, на наш взгляд, они не станут основной формой сотрудничества и будут носить в основном эпизодический характер.
Стоит заметить, что военно-промышленные комплексы Минска и Астаны экспортоориентированы. Помимо производственных мощностей и научно-технического задела, ориентация на экспорт обеспечивается также на концептуальном уровне – так в Военных доктринах военно-техническое сотрудничество, помимо обеспечения нужд Вооруженных сил, преследует реализацию экспортного потенциала национальной оборонной промышленности, а восприятие военно-технического сотрудничества как условия трансфера технологий добавляет вероятности к установлению указанных выше форм взаимодействия с Китаем в военно-технической сфере. Тем более, что Китай готов брать на себя значительную часть финансирования таких проектов или предоставлять льготные условия.
Китай, в свою очередь, заинтересован в этих странах в силу тех же обстоятельств – сотрудничество с ними обеспечит трансфер передовых технологий и позволит реализовать экспортный потенциал. В плане технологий: со стороны Белоруссии Китай может получить технологии в области оптики и электроники, со стороны Казахстана – в области морских вооружений, а также, что немаловажно, – доступ к технологиям третьих стран, с которыми у Казахстана на национальной территории созданы совместные предприятия. В плане экспорта: речь идет, в основном, о реализации продукции, произведенной на совместных предприятиях. С Белоруссией такие предприятия уже созданы, с Казахстаном – ожидается в ближайшем времени.
Во-вторых, военно-техническое сотрудничество с Украиной, вероятнее всего, будет постепенно сокращаться, однако происходить это будет постепенно, и по ряду направлений, скорее всего, пока сохранится на достаточно высоком уровне. Сокращение, на наш взгляд, связано с чрезмерно свободной военно-технической политикой Украины в отношении Китая на протяжении двух десятилетий. Особенностью заключенных контрактов стали передачи технологий и технической документации на производство вооружений и военной техники. Как следствие – Китай смог самостоятельно наладить производство аналогов, и на сегодняшний день в основном потерял интерес к продукции украинского оборонно-промышленного комплекса. Сегодня в основном происходит реализация контрактов, заключенных несколькими годами ранее. По ряду проектов Украина выступает субподрядчиком, но в силу экономических (недостаточное финансирование отраслей) и политических (разрыв военно-технических связей с Россией) причин всё чаще не способна выполнять свои обязательства. Ситуацию усугубляет нестабильное внутреннее положение в стране – Китай заинтересован в надежных партнерах, а Киев сегодня не может обеспечить стопроцентной надежности. Интересно заметить, что Украина, которая в основном ориентировалась на экспорт военной продукции в Китай, сегодня сама рассматривает возможности импорта продукции оборонной отрасли Поднебесной. Но у Пекина есть основания сомневаться в платежеспособности Украины, и потому реализация такой формы военно-технического сотрудничества не слишком вероятна. Однако ВТС будет продолжено – Китай по меньшей мере будет закупать двигатели украинского производства, но в основном – для экспортных модификаций.
В-третьих, с Туркменистаном и Узбекистаном, скорее всего, будет сохранен прежний уровень сотрудничества, достигнутый за последние несколько лет. Эти платежеспособные клиенты заинтересованы в продукции китайского ВПК по двум причинам: во-первых, это оптимальное соотношение цены и качества, во-вторых, это возможность диверсификации поставок продукции военного назначения. Китаю это выгодно не только в силу валютных поступлений, но и в силу того, что укрепление безопасности этих стран будет способствовать стабилизации ситуации в регионе в целом, а также обеспечению безопасности транспортных коридоров Пояса и Пути, отдельные ветки которых пройдут по территории этих стран. Важна безопасность и путей транзита углеводородов, что является дополнительным фактором для Китая. Несмотря на намерения Узбекистана усилить собственную отрасль оборонной промышленности, существенные изменения произойдут не скоро, потому сотрудничество с Китаем ещё долгое время будет играть важную роль – по крайней мере, как средство обеспечения материальных нужд вооруженных сил.
В-четвертых, несмотря на отсутствие явных выгод, Китай продолжит оказание военно-технической помощи Киргизии и Таджикистану. Эти республики не способны собственными ресурсами обеспечить должный уровень безопасности, а приграничное положение по отношению к западным регионам Китая делает такую ситуацию опасной. Во-первых, это сохраняющаяся угроза со стороны нестабильного Афганистана, во-вторых, это угроза религиозного экстремизма и терроризма. Помощь Китая не связана с поставками вооружений и военной техники, и зачастую предоставляется через выделение связных кредитов на покупку китайской техники. Изменения ситуации в отношении Киргизии ожидать не следует, а в отношении Таджикистана, если и будут изменения, то незначительные – они могут быть связаны с привлечением Таджикистана к участию в четырехстороннем формате сотрудничества Китай-Пакистан-Афганистан-Таджикистан, однако на текущий момент существенных подвижек не наблюдается.
Военно-техническое сотрудничество Китая с Арменией и Молдавией сохранит прежний низкий уровень. Причин несколько: во-первых, реализация ВТС с этими странами не сулит Пекину доступа к новым технологиям; во-вторых, эти страны не связаны с обеспечением безопасности Китая – потому что удалены на значительное расстояние, а также потому, что их транзитные возможности слишком низки, и торговым путям, пролегающим по этим странам, имеется достаточное количество наиболее выгодных альтернатив; в-третьих, и Армения, и Молдавия – небогатые страны, и потому вряд ли смогут покупать даже самые недорогие вооружения и военную технику. Таким образом, ни один из интересов прагматичного Китая не будет выполняться. Кроме того, эти страны не обладают стратегическими ресурсами, в которых мог бы быть заинтересован Пекин. Что возможно – оказание эпизодической военно-технической помощи со стороны Китая. А если будут иметь место покупки, то они, скорее всего, будут носить демонстративный характер. По крайней мере – в обозримой перспективе.
В отношении Азербайджана и Грузии следует рассматривать вероятность подвижек в сторону установления военно-технического сотрудничества. Стоит, правда, сразу оговориться, что с Грузией Китай начал взаимодействие в военной сфере сравнительно недавно, и потому военно-технические связи будут установлены нескоро. Учитывая ориентации Грузии на НАТО, военно-техническое сотрудничество Грузии с Китаем мы не рассматриваем как имеющее большой потенциал. Поставки, если они будут осуществляться, скорее всего будут носить эпизодический характер, и, возможно, скорее будут реализовываться в части комплектующих, технологий, чем в части поставок готовых изделий. В отношении Азербайджана есть основания предположить, что военно-техническое сотрудничество с Китаем получит развитие. И здесь могут быть реализованы все три обозначенных нами интереса Китая, поскольку по территории Азербайджана проходят торговые пути транзита товаров из Азии в Европу, оборонно-промышленный комплекс Азербайджана развивается и по ряду направлений уже может предлагать конкурентную продукцию на мировом рынке вооружений, и Азербайджан способен платить реальные деньги за предлагаемый Китаем товар. Основные формы, в которых на сегодняшний день может быть реализовано такое сотрудничество – продажа готовой продукции, а также производство продукции по китайским технологиям на территории Азербайджана – это связано и с интересами Китая, и с экономическими и концептуальными положениями о ВТС, характерными для Азербайджана.
Таким образом, у нас, мы считаем, есть основания утверждать, что продукция китайской оборонной промышленности всё активнее продвигается на традиционный для Росси рынок вооружений постсоветского пространства. Более того, речь идет не только о передаче или продаже готовой продукции, но и о таких серьезных направлениях сотрудничества, как инвестирование в совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в военной сфере, совместная разработка вооружений и военной техники, создание совместных производств по выпуску военной продукции, а коммерциализация производства и совместное продвижение продукции на мировом рынке вооружений.
Резюмируя – Китай будет сотрудничать с зарубежными партнерами в военно-технической сфере в том случае, если это обеспечит ему трансфер передовых технологий, безопасность, или экономическую выгоду. Все эти интересы могут быть реализованы, в случае безопасности – вынуждено, в границах стран постсоветского пространства. И прагматичный Китай не упустит шанса воспользоваться этим потенциалом, даже если в общем объеме военно-технического сотрудничества доля постсоветских стран будет невелика.
Для России это не повод бить тревогу и паниковать. Но это повод пересмотреть отдельные ориентиры, и в связи с этим пересмотром принять конкретные, взвешенные, действенные меры.
Прежде всего, укажем, какие основные интересы преследует Китай, реализуя военно-техническое сотрудничество.
Во-первых, это возможность получить доступ к передовым военным технологиям и технологиям двойного назначения. Этот доступ может быть обеспечен как путем закупок продукции военного назначения, так и путем её совместной разработки и производства. На сегодняшний день мы можем говорить, что Китай предпочитает второй способ, в то время как ещё 10-15 лет назад для китайского военно-промышленного комплекса в виду его невысокой развитости наиболее вероятным, а порой – единственно возможным являлся закупочный путь.
Во-вторых, военно-техническое сотрудничество для Китая является одной из мер обеспечения безопасности. Здесь важно отметить, что в сфере безопасности для Китая (разумеется, в рамках нашего исследования) есть два основных аспекта: безопасность границ и приграничных районов, а также безопасность торговых путей в границах транспортных коридоров Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути 21 века. Реализуя эти интересы, Пекин использует инструмент военно-технического сотрудничества для оказания технической и материальной помощи странам, а также для участия в инфраструктурных проектах для нужд Вооруженных сил.
В-третьих, Пекин рассматривает военно-техническое сотрудничество как источник доходов. И здесь речь может идти либо о продаже собственной военной техники и вооружений, а также другой продукции военного назначения (например, производственных технологий), либо о совместных с зарубежными партнерами проектов, которые могут быть коммерциализированы.
С позиций этих ключевых интересов Китая, его сотрудничество с зарубежными государствами – в рамках нашего исследования – странами постсоветского пространства – будет зависеть от таких аспектов, как состояние военно-промышленных комплексов этих стран, их экономических и финансовых возможностей, географического положения (в контексте исследования – географического положения относительно государственных границ Китая и относительно его транзитных путей), а также концептуальных основ политики военной безопасности. Важно отметить, что Китай выстраивает прагматичные связи, основной акцент которых делается на получение конкретных выгод.
С учетом интересов Китая, а также промежуточных выводов, полученных нами по итогам реализации исследовательских задач, назовем основные тенденции военно-технического сотрудничества Китая и стран постсоветского пространства, которые, на наш взгляд, наиболее вероятно будут проявляться в обозримой перспективе.
Во-первых, мы считаем, стоит ожидать интенсификации сотрудничества Китая с Белоруссией и Казахстаном, причем речь идет не столько о поставках – импорте или экспорте готовой продукции, сколько о совместных разработках и производстве в целях обеспечения национальных нужд и продвижения продукции на рынки третьих стран. Закупки также будут иметь место, однако, на наш взгляд, они не станут основной формой сотрудничества и будут носить в основном эпизодический характер.
Стоит заметить, что военно-промышленные комплексы Минска и Астаны экспортоориентированы. Помимо производственных мощностей и научно-технического задела, ориентация на экспорт обеспечивается также на концептуальном уровне – так в Военных доктринах военно-техническое сотрудничество, помимо обеспечения нужд Вооруженных сил, преследует реализацию экспортного потенциала национальной оборонной промышленности, а восприятие военно-технического сотрудничества как условия трансфера технологий добавляет вероятности к установлению указанных выше форм взаимодействия с Китаем в военно-технической сфере. Тем более, что Китай готов брать на себя значительную часть финансирования таких проектов или предоставлять льготные условия.
Китай, в свою очередь, заинтересован в этих странах в силу тех же обстоятельств – сотрудничество с ними обеспечит трансфер передовых технологий и позволит реализовать экспортный потенциал. В плане технологий: со стороны Белоруссии Китай может получить технологии в области оптики и электроники, со стороны Казахстана – в области морских вооружений, а также, что немаловажно, – доступ к технологиям третьих стран, с которыми у Казахстана на национальной территории созданы совместные предприятия. В плане экспорта: речь идет, в основном, о реализации продукции, произведенной на совместных предприятиях. С Белоруссией такие предприятия уже созданы, с Казахстаном – ожидается в ближайшем времени.
Во-вторых, военно-техническое сотрудничество с Украиной, вероятнее всего, будет постепенно сокращаться, однако происходить это будет постепенно, и по ряду направлений, скорее всего, пока сохранится на достаточно высоком уровне. Сокращение, на наш взгляд, связано с чрезмерно свободной военно-технической политикой Украины в отношении Китая на протяжении двух десятилетий. Особенностью заключенных контрактов стали передачи технологий и технической документации на производство вооружений и военной техники. Как следствие – Китай смог самостоятельно наладить производство аналогов, и на сегодняшний день в основном потерял интерес к продукции украинского оборонно-промышленного комплекса. Сегодня в основном происходит реализация контрактов, заключенных несколькими годами ранее. По ряду проектов Украина выступает субподрядчиком, но в силу экономических (недостаточное финансирование отраслей) и политических (разрыв военно-технических связей с Россией) причин всё чаще не способна выполнять свои обязательства. Ситуацию усугубляет нестабильное внутреннее положение в стране – Китай заинтересован в надежных партнерах, а Киев сегодня не может обеспечить стопроцентной надежности. Интересно заметить, что Украина, которая в основном ориентировалась на экспорт военной продукции в Китай, сегодня сама рассматривает возможности импорта продукции оборонной отрасли Поднебесной. Но у Пекина есть основания сомневаться в платежеспособности Украины, и потому реализация такой формы военно-технического сотрудничества не слишком вероятна. Однако ВТС будет продолжено – Китай по меньшей мере будет закупать двигатели украинского производства, но в основном – для экспортных модификаций.
В-третьих, с Туркменистаном и Узбекистаном, скорее всего, будет сохранен прежний уровень сотрудничества, достигнутый за последние несколько лет. Эти платежеспособные клиенты заинтересованы в продукции китайского ВПК по двум причинам: во-первых, это оптимальное соотношение цены и качества, во-вторых, это возможность диверсификации поставок продукции военного назначения. Китаю это выгодно не только в силу валютных поступлений, но и в силу того, что укрепление безопасности этих стран будет способствовать стабилизации ситуации в регионе в целом, а также обеспечению безопасности транспортных коридоров Пояса и Пути, отдельные ветки которых пройдут по территории этих стран. Важна безопасность и путей транзита углеводородов, что является дополнительным фактором для Китая. Несмотря на намерения Узбекистана усилить собственную отрасль оборонной промышленности, существенные изменения произойдут не скоро, потому сотрудничество с Китаем ещё долгое время будет играть важную роль – по крайней мере, как средство обеспечения материальных нужд вооруженных сил.
В-четвертых, несмотря на отсутствие явных выгод, Китай продолжит оказание военно-технической помощи Киргизии и Таджикистану. Эти республики не способны собственными ресурсами обеспечить должный уровень безопасности, а приграничное положение по отношению к западным регионам Китая делает такую ситуацию опасной. Во-первых, это сохраняющаяся угроза со стороны нестабильного Афганистана, во-вторых, это угроза религиозного экстремизма и терроризма. Помощь Китая не связана с поставками вооружений и военной техники, и зачастую предоставляется через выделение связных кредитов на покупку китайской техники. Изменения ситуации в отношении Киргизии ожидать не следует, а в отношении Таджикистана, если и будут изменения, то незначительные – они могут быть связаны с привлечением Таджикистана к участию в четырехстороннем формате сотрудничества Китай-Пакистан-Афганистан-Таджикистан, однако на текущий момент существенных подвижек не наблюдается.
Военно-техническое сотрудничество Китая с Арменией и Молдавией сохранит прежний низкий уровень. Причин несколько: во-первых, реализация ВТС с этими странами не сулит Пекину доступа к новым технологиям; во-вторых, эти страны не связаны с обеспечением безопасности Китая – потому что удалены на значительное расстояние, а также потому, что их транзитные возможности слишком низки, и торговым путям, пролегающим по этим странам, имеется достаточное количество наиболее выгодных альтернатив; в-третьих, и Армения, и Молдавия – небогатые страны, и потому вряд ли смогут покупать даже самые недорогие вооружения и военную технику. Таким образом, ни один из интересов прагматичного Китая не будет выполняться. Кроме того, эти страны не обладают стратегическими ресурсами, в которых мог бы быть заинтересован Пекин. Что возможно – оказание эпизодической военно-технической помощи со стороны Китая. А если будут иметь место покупки, то они, скорее всего, будут носить демонстративный характер. По крайней мере – в обозримой перспективе.
В отношении Азербайджана и Грузии следует рассматривать вероятность подвижек в сторону установления военно-технического сотрудничества. Стоит, правда, сразу оговориться, что с Грузией Китай начал взаимодействие в военной сфере сравнительно недавно, и потому военно-технические связи будут установлены нескоро. Учитывая ориентации Грузии на НАТО, военно-техническое сотрудничество Грузии с Китаем мы не рассматриваем как имеющее большой потенциал. Поставки, если они будут осуществляться, скорее всего будут носить эпизодический характер, и, возможно, скорее будут реализовываться в части комплектующих, технологий, чем в части поставок готовых изделий. В отношении Азербайджана есть основания предположить, что военно-техническое сотрудничество с Китаем получит развитие. И здесь могут быть реализованы все три обозначенных нами интереса Китая, поскольку по территории Азербайджана проходят торговые пути транзита товаров из Азии в Европу, оборонно-промышленный комплекс Азербайджана развивается и по ряду направлений уже может предлагать конкурентную продукцию на мировом рынке вооружений, и Азербайджан способен платить реальные деньги за предлагаемый Китаем товар. Основные формы, в которых на сегодняшний день может быть реализовано такое сотрудничество – продажа готовой продукции, а также производство продукции по китайским технологиям на территории Азербайджана – это связано и с интересами Китая, и с экономическими и концептуальными положениями о ВТС, характерными для Азербайджана.
Таким образом, у нас, мы считаем, есть основания утверждать, что продукция китайской оборонной промышленности всё активнее продвигается на традиционный для Росси рынок вооружений постсоветского пространства. Более того, речь идет не только о передаче или продаже готовой продукции, но и о таких серьезных направлениях сотрудничества, как инвестирование в совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в военной сфере, совместная разработка вооружений и военной техники, создание совместных производств по выпуску военной продукции, а коммерциализация производства и совместное продвижение продукции на мировом рынке вооружений.
Резюмируя – Китай будет сотрудничать с зарубежными партнерами в военно-технической сфере в том случае, если это обеспечит ему трансфер передовых технологий, безопасность, или экономическую выгоду. Все эти интересы могут быть реализованы, в случае безопасности – вынуждено, в границах стран постсоветского пространства. И прагматичный Китай не упустит шанса воспользоваться этим потенциалом, даже если в общем объеме военно-технического сотрудничества доля постсоветских стран будет невелика.
Для России это не повод бить тревогу и паниковать. Но это повод пересмотреть отдельные ориентиры, и в связи с этим пересмотром принять конкретные, взвешенные, действенные меры.
Подобные работы
- Арабское направление внешней политики РФ (на примере Сирии, Египта и Алжира, военно-технический аспект)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ВОЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ MILITARY DIPLOMACY AS A TOOL OF FOREIGN POLICY OF RUSSIAN FEDERATION
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Российско-иранские отношения в 2000-2017 гг.: военно-политическое сотрудничество
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФАКТОРЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАМКАХ СНГ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
ИНДИИ СО СТРАНАМИ АСЕАН
Диссертация , мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2019 - Сотрудничество КНР со странами СНГ на примере России, Казахстана, Украины и
Белоруссии
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - КИТАЙ И СТРАНЫ СНГ: ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Деятельность ШОС и ОДКБ на пространстве СНГ в начале XXI века
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Особенности развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017



