Субсидии из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации как объект налога на прибыль организаций
|
Введение 3
1. Вопросы определения налоговой базы при учете бюджетных средств в целях налогообложения 5
2. Правовая природа соглашений о предоставлении субсидий 15
3. Налогообложение субсидий в рамках концессионных соглашений и возмездных договоров 24
4 Бюджетные средства, не облагаемые налогом на прибыль 32
5 Анализ исчисления налога на добавленную стоимость при использовании бюджетных субсидий 38
Заключение 43
Список использованной литературы 45
1. Вопросы определения налоговой базы при учете бюджетных средств в целях налогообложения 5
2. Правовая природа соглашений о предоставлении субсидий 15
3. Налогообложение субсидий в рамках концессионных соглашений и возмездных договоров 24
4 Бюджетные средства, не облагаемые налогом на прибыль 32
5 Анализ исчисления налога на добавленную стоимость при использовании бюджетных субсидий 38
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Участие государства в финансовой сфере в условиях рыночной экономики обусловлено, прежде всего, необходимостью поддержания социально значимых отраслей народного хозяйства и способствует гармоничному развитию экономической системы общества. Бюджетные ассигнования являются инструментом финансовой и экономической политики — воздействуя на хозяйственную конъюнктуру, экономический рост, они выступают важнейшим фактором развития общественного производства.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью повышения эффективности администрирования бюджетных средств во взаимосвязи с налоговой системой.
Из открытой лекции Председателя Счетной палаты РФ Т.А. Голиковой в Финансовом университете: «По данным Федерального казначейства, на 1 апреля 2016 года объем неиспользованных субсидий юридическими лицами составил 134,8 млрд. руб. и 78,7 млрд. руб. из них – это средства корпораций, которые были выделены на соответствующие цели, для конкретных работ, но и задачи не были сделаны, и средства не были использованы. Как правило, эти средства находятся на счетах в коммерческих банках, с них получаются депозитные проценты, которые не являются доходами бюджета, они являются доходами соответствующих корпораций». Из приведенных данных можно сделать вывод о неэффективном администрировании бюджетных средств, неэффективном и нецелевом использовании их получателями. Кроме того, ущерб бюджетной системе наносит и неоднозначное налоговое администрирование бюджетных средств, поступающих в распоряжение субъектов предпринимательской деятельности. Соответственно, повышение прозрачности и определенности налогового администрирования субсидий юридическим лицам будет способствовать снижению рисков ущемления интересов казны и оптимизации расходования бюджетных ресурсов.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся при реализации механизма налогообложения получателей бюджетных средств.
Предмет работы – нормы бюджетного и налогового права, регламентирующие субсидирование юридических лиц и налогообложение бюджетных средств.
Целью работы является определение сущности механизма обложения налогом на прибыль бюджетных средств, получаемых юридическими лицами.
Для достижения цели необходимо поставить и выполнить следующие задачи:
1. Выявить трудности при определении налоговой базы при учете бюджетных средств в целях налогообложения;
2. Установить особенности правовой природы соглашений о предоставлении субсидий;
3. Выявить особенности налогообложения субсидий в рамках концессионных соглашений и возмездных договоров;
4. Определить случаи, когда бюджетные средства не подлежат обложению налогом на прибыль;
5. Провести анализ исчисления налога на добавленную стоимость при использовании бюджетных субсидий.
При написании работы использованы следующие методы: анализ, синтез, системный метод.
В рамках указанной темы проведен анализ нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обобщен опыт правоприменительной практики, приведены примеры из судебной практики.
Основой настоящего исследования стали труды в области финансового права таких ученых, как С.С. Курбатова, Н.А. Шевелева, А.В. Ильин, О.В. Пантюшов и др.
Работа состоит из следующих структурных единиц: введение, основная часть, состоящая из пяти разделов, заключение, список использованной литературы.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью повышения эффективности администрирования бюджетных средств во взаимосвязи с налоговой системой.
Из открытой лекции Председателя Счетной палаты РФ Т.А. Голиковой в Финансовом университете: «По данным Федерального казначейства, на 1 апреля 2016 года объем неиспользованных субсидий юридическими лицами составил 134,8 млрд. руб. и 78,7 млрд. руб. из них – это средства корпораций, которые были выделены на соответствующие цели, для конкретных работ, но и задачи не были сделаны, и средства не были использованы. Как правило, эти средства находятся на счетах в коммерческих банках, с них получаются депозитные проценты, которые не являются доходами бюджета, они являются доходами соответствующих корпораций». Из приведенных данных можно сделать вывод о неэффективном администрировании бюджетных средств, неэффективном и нецелевом использовании их получателями. Кроме того, ущерб бюджетной системе наносит и неоднозначное налоговое администрирование бюджетных средств, поступающих в распоряжение субъектов предпринимательской деятельности. Соответственно, повышение прозрачности и определенности налогового администрирования субсидий юридическим лицам будет способствовать снижению рисков ущемления интересов казны и оптимизации расходования бюджетных ресурсов.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся при реализации механизма налогообложения получателей бюджетных средств.
Предмет работы – нормы бюджетного и налогового права, регламентирующие субсидирование юридических лиц и налогообложение бюджетных средств.
Целью работы является определение сущности механизма обложения налогом на прибыль бюджетных средств, получаемых юридическими лицами.
Для достижения цели необходимо поставить и выполнить следующие задачи:
1. Выявить трудности при определении налоговой базы при учете бюджетных средств в целях налогообложения;
2. Установить особенности правовой природы соглашений о предоставлении субсидий;
3. Выявить особенности налогообложения субсидий в рамках концессионных соглашений и возмездных договоров;
4. Определить случаи, когда бюджетные средства не подлежат обложению налогом на прибыль;
5. Провести анализ исчисления налога на добавленную стоимость при использовании бюджетных субсидий.
При написании работы использованы следующие методы: анализ, синтез, системный метод.
В рамках указанной темы проведен анализ нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обобщен опыт правоприменительной практики, приведены примеры из судебной практики.
Основой настоящего исследования стали труды в области финансового права таких ученых, как С.С. Курбатова, Н.А. Шевелева, А.В. Ильин, О.В. Пантюшов и др.
Работа состоит из следующих структурных единиц: введение, основная часть, состоящая из пяти разделов, заключение, список использованной литературы.
Разрешая поставленные вначале исследования задачи, стоит отметить, что законодатель предполагает обложение всех бюджетных средств, выделяемых коммерческим организациям, налогом на прибыль и НДС. В этом проявляется принцип всеобщности налогообложения. Целью создания таких организаций является извлечение прибыли путем производства и (или) реализации, то есть своими действиями такие организации порождают оборот средств в экономической системе. Важной частью экономической системы выступает бюджетная система, через которую происходит перераспределение денежных средств, в том числе налоговых поступлений.
Соблюдая баланс частных и публичных интересов, законодатель освобождает от налогообложения прибыли в виде целевых поступлений из бюджета на счета некоммерческих организаций. В этом заключается публичный интерес – избежать самообложение бюджетной системы и минимизировать затраты на администрирование налоговой системы.
Чаще всего за счет субсидий указанные организации выполняют социально-значимые функции, предоставляют услуги населению по льготным тарифам, благодаря чему создается инфраструктура для развития социально-ориентированной экономической системы. Это обусловлено положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими социальный статус государства.
При этом операции по реализации товаров (работ, услуг), оплата которых производится за счет бюджетных средств, облагаются налогом на добавленную стоимость. Так проявляется принцип экономической нейтральности косвенных налогов. В государственном управлении это необходимо для поддержания конкуренции в условиях рыночной экономики.
В ходе исследования поставлены следующие выводы:
в совокупности норм бюджетного и налогового законодательства, подзаконного регулирования вопросов налогового и бухгалтерского учета, законодатель определяет бюджетные ассигнования как часть прибыли коммерческих организаций, что определяется экономической сущностью бюджетного софинансирования деятельности юридических лиц в свободном экономическом пространстве;
- рамочное регулирование соглашений о предоставлении бюджетных субсидий, их неопределенный правовой статус способствует использованию таких соглашений для достижения различных целей, в том числе подмены или избежания иных правовых институтов, что может негативно влиять на собираемость налоговых платежей;
- распространение механизмов бюджетной поддержки экономических субъектов требует правовой определенности при налогообложении бюджетных средств, отсутствие единообразия и нормативного закрепления понятий разнообразных форм государственной финансовой поддержки затрудняет определение налогооблагаемых доходов и налоговой базы при исчислении налога на прибыль;
- отказ от налогообложения прибыли государственных учреждений, являющихся по своей сути частью бюджетной системы, в виде государственного финансирования связан с публичным интересом в деятельности таких учреждений, избежанием налогообложения бюджетной системы, перераспределения налоговых поступлений и дисбаланса бюджетной системы;
- при организации взимания НДС в случае использования бюджетного софинансирования в предпринимательской деятельности законодатель исходит из принципов защиты публичного интереса, минимизации расходов на администрирование налоговой системы и поддержания свободной конкуренции в системе рыночного хозяйствования.
Таким образом, можно отметить, что тесное взаимодействие норм бюджетного и налогового права обусловлено, прежде всего, целями сбалансированного развития финансовой системы государства.
Соблюдая баланс частных и публичных интересов, законодатель освобождает от налогообложения прибыли в виде целевых поступлений из бюджета на счета некоммерческих организаций. В этом заключается публичный интерес – избежать самообложение бюджетной системы и минимизировать затраты на администрирование налоговой системы.
Чаще всего за счет субсидий указанные организации выполняют социально-значимые функции, предоставляют услуги населению по льготным тарифам, благодаря чему создается инфраструктура для развития социально-ориентированной экономической системы. Это обусловлено положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими социальный статус государства.
При этом операции по реализации товаров (работ, услуг), оплата которых производится за счет бюджетных средств, облагаются налогом на добавленную стоимость. Так проявляется принцип экономической нейтральности косвенных налогов. В государственном управлении это необходимо для поддержания конкуренции в условиях рыночной экономики.
В ходе исследования поставлены следующие выводы:
в совокупности норм бюджетного и налогового законодательства, подзаконного регулирования вопросов налогового и бухгалтерского учета, законодатель определяет бюджетные ассигнования как часть прибыли коммерческих организаций, что определяется экономической сущностью бюджетного софинансирования деятельности юридических лиц в свободном экономическом пространстве;
- рамочное регулирование соглашений о предоставлении бюджетных субсидий, их неопределенный правовой статус способствует использованию таких соглашений для достижения различных целей, в том числе подмены или избежания иных правовых институтов, что может негативно влиять на собираемость налоговых платежей;
- распространение механизмов бюджетной поддержки экономических субъектов требует правовой определенности при налогообложении бюджетных средств, отсутствие единообразия и нормативного закрепления понятий разнообразных форм государственной финансовой поддержки затрудняет определение налогооблагаемых доходов и налоговой базы при исчислении налога на прибыль;
- отказ от налогообложения прибыли государственных учреждений, являющихся по своей сути частью бюджетной системы, в виде государственного финансирования связан с публичным интересом в деятельности таких учреждений, избежанием налогообложения бюджетной системы, перераспределения налоговых поступлений и дисбаланса бюджетной системы;
- при организации взимания НДС в случае использования бюджетного софинансирования в предпринимательской деятельности законодатель исходит из принципов защиты публичного интереса, минимизации расходов на администрирование налоговой системы и поддержания свободной конкуренции в системе рыночного хозяйствования.
Таким образом, можно отметить, что тесное взаимодействие норм бюджетного и налогового права обусловлено, прежде всего, целями сбалансированного развития финансовой системы государства.
Подобные работы
- Совершенствование бюджетной классификации по доходам
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ И ИХ РАЗГРАНИЧЕНИЕ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Доходы бюджетов, их распределения по уровням бюджетной системы
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2019 - МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ В ДОХОДАХ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Бакалаврская работа, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛНЕНИЕ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2016 - Бюджетное выравнивание как инструмент развития регионов в системе российского бюджетного федерализма
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Исследование сбалансированности местного бюджета муниципального образования
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (на примере Республики Алтай)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017



