Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование новых организационных взаимосвязей при внедрении информационных технологий в систему государственного управления

Работа №123430

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы94
Год сдачи2019
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
108
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Система государственного и муниципального управления 8
§1. Структура государственного управления 8
§ 2. Организация и структура муниципального управления 18
§ 3. Информационные технологии в системе государственного и муниципального управления 27
Глава 2. Анализ внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему государственного и муниципального управления Калининского района Санкт-Петербурга 38
§1. Состояние и перспективы использования информационных технологий в системе государственного управления в Калининском районе Санкт-Петербурга 38
§ 2. Анализ результатов 49
§ 3. Основные направления работы по усовершенствованию процесса взаимодействия органов власти с населением 62
Заключение 65
Библиография 67
Приложение 1. Анализ результатов: диаграммы 74
Приложение 2. Анализ результатов: статистические таблицы 78
Приложение 3. Опросник 81
Приложение 4. Кодификатор открытого вопроса 87
Приложение 5. Транскрипт пилотного интервью 90


В современном мире одним из основных ресурсов развития любого общества является информация, а информационные технологии и системы становятся основными средствами повышения эффективности деятельности людей. Развитие и все более широкое использование информационных технологий – тенденция развития общества на глобальном уровне, а также важная составляющая научно-технической революции последних нескольких десятилетий. Немаловажная роль информационных технологий в развитии общества заключается в более быстром получении, распространении, обмене обществом новых знаний и, следовательно, повышения и качества жизни людей.
Информация и знания превращаются в основополагающий политический, культурный, экономический и социальный фактор и самый важный национальный ресурс, которые по большому счету формируют и определяют благосостояние того или иного государства. А правильное развитие, распространение и использование национального информационного ресурса становится одной из основных государственных задач.
Использование современных информационных технологий в органах государственного и местного самоуправления становится все более актуально, поскольку их работа постоянно связана с необходимостью анализа и обработки огромного числа самой разнообразной информации. В частности, муниципальное управление в современных реалиях рыночной экономики превращается в сложный процесс, который включает в себя определенную совокупность управленческих воздействий, целью которых являются решения задач по обеспечению устойчивых финансового, социального и экономического развития объекта управления.
Внедрение ИТ в систему государственного и муниципального управления даёт возможность создавать, передавать, обмениваться и хранить огромные объемы данных, более качественно анализировать их и улучшать качество работы самых разнообразных организационных структур государственного и муниципального управления. Как результат – сокращение времени на принятие того или иного решения, повышение качества учета и самого управления.
Наиболее успешно развиваются в экономическом и социальном смыслах те страны, где уже сейчас активно внедряются современные средства коммуникации и иные информационные технологии – электронную почту, мультимедиа, телевидение, визуализацию, моделирование, компьютерную графику и иные средства связи как внутри государственной структуры, так и с главным объектом управления – населением. Именно поэтому сейчас от государственных органов ждут эффективного использования ИТ в своей деятельности, своевременного приспособления к развивающимся технологиям, умения решать вопросы, используя при этом доступные информационные технологии.
Все изменения в сфере развития и распространения информационных технологий, которые происходят в настоящее время в мире, заставили органы государственной и муниципальной власти своевременно адаптироваться к этим изменениям. Информатизация управления является очень важным процессом организации информационно-технологической среды, которая должна удовлетворять потребности органов власти на самых разнообразных уровнях, а также взаимодействующих с ними организаций и отдельных граждан. Государственные и муниципальные органы определяют соответствующие структурные подразделения и уполномоченных должностных лиц, а для распространения информации и о своей деятельности используют сеть Интернет – создают информационные сайты, общаются с населением, объявляют об основных мероприятиях и т.д. Все это помогает повысить открытость, прозрачность, подотчетность органов управления, а также усилить вовлеченность населения в политические процессы. Теперь граждане могут в электронном виде следить за распределением бюджета, расходами, получать данные о различных производственных и судебных процедурах, а также получать другие официальные документы и постановления через Интернет.
Несмотря на то, что процесс компьютеризации государственного и муниципального управления является несомненно положительным в современных реалиях, у него есть и некоторые отрицательные стороны. Состояние использования ИТ в государственных и муниципальных органах в России на данный момент оставляет делать лучшего, именно поэтому необходимо разрабатывать самые различные мероприятия для улучшения состояния в этой сфере. До сих пор России не удалось полностью сократить отставание от развитых стран в степени информатизации экономики, общества и органов управления. Причины тому самые разнообразные – от более низкого уровня экономического развития до низкого уровня подготовки кадров в сфере использования и создания информационных технологий.
Одновременно с этим нельзя не обращать внимания на то, как меняется сама структура государственного и муниципального управления при внедрении в них информационных технологий. Эти сферы являются основополагающей ячейкой в системе социально-политического управления, следовательно, их работа воздействует на систему координационных процессов в обществе в целом.
Классиками изучения государственного и муниципального управления 20 века в России принято считать Л. А. Велихова, а также Т. Т. Авдеева, Ю. Б. Алексеева, Е. Г. Анимица, А. Е. Балобанова, С. В. Вобленко, А. Г. Воронина, О. И. Генисаретского, В. А. Гневко, Т. М. Говоренкова, А. А. Замотаева, В. В. Иванова, А. Н. Коробову, Л. А. Калиниченко, Ю. В. Кириллова, В. А. Лапина, В. Н. Лексина, В. Я. Любовного, П. А. Ореховского, А. И. Радченко, В. Е. Рохчина, Ю. В. Филиппова, А. Н. Швецова, А. Н. Широкова, П. Г. Щедровицкого, С. Н. Юркову и многих других.
В то же время проблему внедрения информационных технологий в государственное и муниципальное управление и их влияние на организационную структуру и отношения изучали Бершадская Л.А., Туровец В.В., Стырин Е.М., Яковлева Е.А., Кузьмина И.Н., Григорьев П.В., Яновский В.В. и другие.
Рассмотрение государственного и муниципального управления – важная и актуальная для изучения тема, к которой постоянно обращаются различные исследователи. Однако комплексное изучение управленческих вопросов функционирования муниципальных образований в новых условиях информационного общества находятся лишь в стадии начала научной разработки. Более того, данная тема требует постоянного изучения из-за сложности рассматриваемых вопросов, а также постоянно развивающихся технологий.
Таким образом, целью исследования является анализ новых организационных взаимосвязей, которые возникают при внедрении информационных технологий в систему государственного и муниципального управления. Исходя из цели исследования были поставлены следующие задачи:
• Изучить систему государственного и муниципального управления – её организацию, структуру, основные функции и модели;
• Рассмотреть основные теории государства;
• Изучить структуру государственного управления в современной России;
• Проанализировать местное самоуправление, в частности, муниципальное управление в России – его системы, концепции и модели, а также правовую основу и компетенции;
• Рассмотреть информационную структуру современного государственного управления и основные его составляющие;
• Проанализировать, как информационные технологии внедряются в деятельность органов государственного и муниципального управления и как это внедрение изменяет формы организационных взаимосвязей, на примере администрации Калининского района города Санкт-Петербург.
Объектом моего исследования стали организационные взаимосвязи в системе государственного и муниципального управления. Предмет исследования – информационные технологии, формирующие новые организационные взаимосвязи в системе государственного и муниципального управления.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Информационные технологии играют всё более заметную роль в современном мире – без них невозможно принятие надежных обоснованных решений в политике, бизнесе, науке и других сферах жизни как государства в целом, так и отдельных людей. Информационные технологии становятся важнейшими механизмами ускорения темпов развития страны. Информационное обеспечение системы государственного и муниципального управления приобретает все более превалирующее значение в сравнении с обеспечением общества энергией и капиталами. Управленческий аспект информации связан с тем, что всякое управление любой системы является информационным процессом и заключается в сборе, передаче, переработке и использовании информации. Вопросы информационного обеспечения государственного и муниципального управления занимают особое место в системе управления, поскольку любое поспешное или неверное управленческое решение, принимаемое при недостатке информации, особенно в нештатных, экстремальных ситуациях, может привести к нежелательным последствиям.
Государство и общество существуют внутри информационного пространства, которое они сами формируют за счет передачи различной информации посредством коммуникативно-информационных технологий. Новые информационные и интернет-технологии позволяют органам государственного и муниципального управления более качественно взаимодействовать с населением и становиться «ближе» к нему.
Различные законы и подзаконные акты, а также программы федерального уровня содержат основные принципы организации и взаимодействия между органами власти и населением, а также позволяют определить чёткий порядок действий при возникновении различных проблем и спорных ситуаций, однако то, как именно эти проблемы будут разрешаться, зависит лишь от органов государственного и муниципального управления, а также от самого населения.
Одной из главных проблем современной России является то, что при наличии огромного количества различных ресурсов ситуация с социальной сферой оказывается довольно неутешительной. Именно поэтому органам государственной власти следует использовать передовой опыт зарубежных стран, говорить с населением простым и понятным языком, предлагать конкретные решения, при этом предварительно готовить «почву» для взаимодействия – создавать внутригородские и районные программы, проводить встречи и различные мероприятия, адаптированные под простых граждан. Именно открытость и прозрачность деятельности позволяют наиболее эффективно взаимодействовать с населением, повышать доверие жителей города.
Государство должно «разделять ответственность» за принимаемые решения, вовлекать граждан в процесс обсуждения и реализации решений, контроля над их исполнением. Информационные технологии как нельзя лучше подходят для решения подобных задач, обеспечивая масштабный, оперативный и не затратный способ участия граждан в политике. Для того чтобы процесс информатизации системы государственного и муниципального управления состоялся в полном масштабе, необходима выработка целостного подхода, интегрирующего государственные и гражданские начинания, который бы соответствовал масштабам страны и охватывал бы все ветви органов государственной власти на всех уровнях, а также органы местного самоуправления. Так или иначе обеспечение качественного и быстрого процесса оказания государственных и муниципальных услуг является неотъемлемой частью нашей жизни. Поэтому в оказание мер по усовершенствованию данной процедуры так вовлечены граждане нашей страны и всё государство в целом.



1. Massimo Ragnedda and Maria Laura Ruiu (2017) Social capital and the three levels of digital divide. In Ragnedda M., Muschert G. eds. (2017), Theorizing Digital Divides, Routledge, p. 21-34.
2. OECD (2017), OECD Digital Economy Outlook 2017, OECD Publishing, Paris. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264276284-en
3. OECD (2017), OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2017: The digital transformation, OECD Publishing, Paris. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264268821-en
4. Wikipediа. Digital divide // The Free Encyclopedia URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Digital_divide. (Дата обращения - 17.04.2019)
5. Авдеева Е.В. Социально-синергетический подход в изучении информационных процессов управления в государственных и муниципальных службах// Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, №1, 2017, с. 34-42.
6. Арутюнова Люсине Борисовна Предоставления государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде // Правовая информатика. 2012. №1. – с. 16-21.
7. Баршадская Л.А. Институционализация социокоммуникативной структуры электронного правительства в современном российском обществе на примере Санкт-Петербурга: дис. … канд. социол. наук. СПб., 2013.
8. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: дис ... д-ра пед. н. / А.В. Беляев. - Ставрополь, 1997. - с. 24
9. Берман Н.Д. «Цифровые разрывы» и социальное неравенство в сети// Постулат. 2018. №5.
10. Бурдье Пьер. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. №5.
11. Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление : учебник для академического бакалавриата / И. А. Василенко. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2014. — 494 с.
12. Горюханов В.А., Дьяченко Т.Г. Электронные приемные глав муниципальных образований: инновационный потенциал и возможности развития взаимодействия граждан с органами местного самоуправления // Теория и практика общественного развития. 2012. №2. – с. 256-258.
13. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. П. Альгин [и др.] ; под ред. Л. В. Сморгунова. — 2-е изд., стер. — М. : Издательство Юрайт, 2019. – 484 с.
14. Государственное и муниципальное управление в 2 ч. Часть 2. Муниципальное управление: учебник и практикум для академического бакалавриата/ С.Е. Прокофьев и др.; под ред. С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина, Н.Н. Мусиновой. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 194 с.
15. Государственное и муниципальное управление. В 2 ч. Часть 2. Муниципальное управление: учебник и практикум для академического бакалавриата / С.Е. Прокофьев [и др.] – М.: Издательство Юрайт 2018.
16. Государственное управление: словарь-справочник (по материалам «International Encyclopedia of Public Policy and Administration»). СПб.: Петрополис, 2001.
17. Государство и граждане в электронной среде: сборник научных статей. Труды XIX Международной объединенной научной конференции «Интернет и современное общество» (IMS-2016), Санкт-Петербург, 22 – 24 июня 2016 г. — СПб: Университет ИТМО, 2016. — 108 с.
18. Григорьев П.В. «Электронное правительство» в политико-административном управлении современной России: . … канд. полит. наук. Ярославль, 2009.
19. Григорьев С.И., Гусева М.Н. Информационные технологии в муниципальном управлении: опыт применения в масштабах городского округа // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2018. №10.
20. Гришанова Е.М., Антипов А.А. Проблемы оказания услуг в рамках электронного правительства // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. – 2015. – Том 9. – №7. – С. 84-88.
21. Дубровская Ю.В., Жаворонкова К.С. Информационная открытость органов власти как важнейший критерий эффективности государственного и муниципального управления // Государственное управление. Электронный вестник. 2016. №55. – с. 58-75.
22. Евстигнеева А.О. Местное самоуправление и муниципальное управление в социологических исследованиях // Известия СПбГЭУ. 2017. №2 (104). – с. 131-134.
23. Жилищный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 29 дек. 2004 г. № 188ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2005. № 1 (ч. 1).
24. Иванов А. Дополнительное профессиональное образование государственных служащих: новые требования // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2010. № 2.
25. Ключникова Т.Н. Социальное измерение деятельности органов государственного и муниципального управления // Вестник ПАГС. 2011. №4. – с. 10-17.
26. Круглова О.В. Информационные технологии в управлении: учебное пособие. – Дзержинск: изд-во «Конкорд», 2016. – 134 с.
27. Кузьмина И.Н. Электронное правительство в системе политических коммуникаций: дис. … канд. полит. наук. М., 2011.
28. Наточий В. В., Наточая Е. Н. Применение информационных технологий для оценки профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих // Социум и власть. 2018. № 4 (72). C. 41—52.
29. Ницевич В.Ф. Цифровая социология: теоретико-методологические истоки и основания // Цифровая социология. 2018. №1. – с. 18-28.
30. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. 0-28 В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — 520с.
31. Основы государственного и муниципального управления (public administration): учебник и практикум для академического бакалавриата/ отв. ред. Г.А. Меньшикова, Н.А. Пруель. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 340 с.
32. Основы государственного и муниципального управления. Агенты и технологии принятия политических решений: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры/ Г.А. Меньшикова и др.; под редакцией Г.А. Меньшиковой. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 387 с.
33. Пахомов Е.В. Анализ систем электронного документооборота в органах муниципального управления // Известия ЮФУ. Технические науки. 2012. №8. – с. 188-194.
34. Перфильева О.В. Проблема цифрового разрыва и международные инициативы по ее преодолению // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2007. №2. – с. 34-39.
35. Погодина Е. А., Мингачев Р. М. Организация и оценка качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде // УЭкС. 2012. №6 (42). – с. 8.
36. Политология: базовый курс / Ирина Василенко. — 6-е издание, переработанное и дополненное. – Москва : Издательство «Э», 2016. — 528 с. – (Учебники по политологии).
37. Пономарев С. В. Проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему государственного управления России: электронное правительство в отставку? // ARS ADMINISTRANDI. 2014. №1. – с. 91-105.
38. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество".
39. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)".
40. Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия".
41. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. N 1632-р «Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации"».
42. Родионов Максим Георгиевич Методики оценки качества предоставления государственных и муниципальных услуг // Вестник СИБИТа. 2018. №1 (25). – с. 62-66.
43. Симкин А.В. Информационные технологии в области электронного правительства // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2011. №1. – с. 223-224.
44. Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В. Б. Зотова. / — СПб.: Лидер, 2005.
45. Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В. Б. Зотова. / — СПб.: Лидер, 2005. — 493 с.
46. Сокол Н.Ю. Современные информационные технологии в государственном и муниципальном управлении// ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» Екатеринбург, Россия.
47. Стырин Е.М. Электронное правительство: стратегии формирования и развития: дисс. … социол. наук. М., 2006.
48. Трегубова В. М. Электронное правительство как средство автоматизации процесса предоставления государственных услуг // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №3-4. – с. 279-284.
49. Туровец В.В. Преобразование информационной системы государственного управления на основе концепции «электронного правительства»: социологический анализ: дис. … канд. социол. наук. М., 2005.
50. Тюшняков Виталий Николаевич Технологии межведомственного электронного взаимодействия в государственном и муниципальном управлении // Известия ЮФУ. Технические науки. 2012. №8. – с. 195-200.
51. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // РГ 13.02.2009
52. Федеральный закон от 27 июля 2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
53. Федеральный закон от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
54. Филиппов Евгений Александрович Особенности использования интернет-технологий в государственном управлении Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2011. №5. – с. 270-273.
55. Хабибуллин Р. И. Политические особенности информационного обеспечения в муниципальном управлении // Вестник Башкирск. ун-та. 2011. №1. – с. 205-207.
56. Химанен Пекка, Кастелс Мануэль. Информационное общество и государство благосостояния. Финская модель = The Information Society and Welfare State: The Finnish Model. — Логос, 2002. — 224 с.
57. Шайдулина Е.М. О некоторых формах взаимодействия органов местного самоуправления и управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Сибирский юридический вестник. 2012. №2. – c. 55-61.
58. Шевердяев С.Н. Методика оценки сайтов российских органов власти. Препринт WP8/2007/02. — М.: ГУ ВШЭ, 2007. — 68 с.
59. Электронный ресурс: URL: https://www.fontanka.ru/2019/03/08/056/ (Дата обращения: 14.03.2019)
60. Электронный ресурс: Социально-экономическое развитие Калининского района Санкт-Петербурга в 2018 году и задачи на 2019 год. URL: https://www.gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2019/02/08/06/kalina_B.pdf (Дата обращения: 15.04.2019)
61. Яковлева Е.А. Электронное правительство: теоретические модели и политическая стратегия российского государства: дис. … канд. полит. наук. М., 2006.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ