Формирование новых организационных взаимосвязей при внедрении информационных технологий в систему государственного управления
|
Введение 3
Глава 1. Система государственного и муниципального управления 8
§1. Структура государственного управления 8
§ 2. Организация и структура муниципального управления 18
§ 3. Информационные технологии в системе государственного и муниципального управления 27
Глава 2. Анализ внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему государственного и муниципального управления Калининского района Санкт-Петербурга 38
§1. Состояние и перспективы использования информационных технологий в системе государственного управления в Калининском районе Санкт-Петербурга 38
§ 2. Анализ результатов 49
§ 3. Основные направления работы по усовершенствованию процесса взаимодействия органов власти с населением 62
Заключение 65
Библиография 67
Приложение 1. Анализ результатов: диаграммы 74
Приложение 2. Анализ результатов: статистические таблицы 78
Приложение 3. Опросник 81
Приложение 4. Кодификатор открытого вопроса 87
Приложение 5. Транскрипт пилотного интервью 90
Глава 1. Система государственного и муниципального управления 8
§1. Структура государственного управления 8
§ 2. Организация и структура муниципального управления 18
§ 3. Информационные технологии в системе государственного и муниципального управления 27
Глава 2. Анализ внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему государственного и муниципального управления Калининского района Санкт-Петербурга 38
§1. Состояние и перспективы использования информационных технологий в системе государственного управления в Калининском районе Санкт-Петербурга 38
§ 2. Анализ результатов 49
§ 3. Основные направления работы по усовершенствованию процесса взаимодействия органов власти с населением 62
Заключение 65
Библиография 67
Приложение 1. Анализ результатов: диаграммы 74
Приложение 2. Анализ результатов: статистические таблицы 78
Приложение 3. Опросник 81
Приложение 4. Кодификатор открытого вопроса 87
Приложение 5. Транскрипт пилотного интервью 90
В современном мире одним из основных ресурсов развития любого общества является информация, а информационные технологии и системы становятся основными средствами повышения эффективности деятельности людей. Развитие и все более широкое использование информационных технологий – тенденция развития общества на глобальном уровне, а также важная составляющая научно-технической революции последних нескольких десятилетий. Немаловажная роль информационных технологий в развитии общества заключается в более быстром получении, распространении, обмене обществом новых знаний и, следовательно, повышения и качества жизни людей.
Информация и знания превращаются в основополагающий политический, культурный, экономический и социальный фактор и самый важный национальный ресурс, которые по большому счету формируют и определяют благосостояние того или иного государства. А правильное развитие, распространение и использование национального информационного ресурса становится одной из основных государственных задач.
Использование современных информационных технологий в органах государственного и местного самоуправления становится все более актуально, поскольку их работа постоянно связана с необходимостью анализа и обработки огромного числа самой разнообразной информации. В частности, муниципальное управление в современных реалиях рыночной экономики превращается в сложный процесс, который включает в себя определенную совокупность управленческих воздействий, целью которых являются решения задач по обеспечению устойчивых финансового, социального и экономического развития объекта управления.
Внедрение ИТ в систему государственного и муниципального управления даёт возможность создавать, передавать, обмениваться и хранить огромные объемы данных, более качественно анализировать их и улучшать качество работы самых разнообразных организационных структур государственного и муниципального управления. Как результат – сокращение времени на принятие того или иного решения, повышение качества учета и самого управления.
Наиболее успешно развиваются в экономическом и социальном смыслах те страны, где уже сейчас активно внедряются современные средства коммуникации и иные информационные технологии – электронную почту, мультимедиа, телевидение, визуализацию, моделирование, компьютерную графику и иные средства связи как внутри государственной структуры, так и с главным объектом управления – населением. Именно поэтому сейчас от государственных органов ждут эффективного использования ИТ в своей деятельности, своевременного приспособления к развивающимся технологиям, умения решать вопросы, используя при этом доступные информационные технологии.
Все изменения в сфере развития и распространения информационных технологий, которые происходят в настоящее время в мире, заставили органы государственной и муниципальной власти своевременно адаптироваться к этим изменениям. Информатизация управления является очень важным процессом организации информационно-технологической среды, которая должна удовлетворять потребности органов власти на самых разнообразных уровнях, а также взаимодействующих с ними организаций и отдельных граждан. Государственные и муниципальные органы определяют соответствующие структурные подразделения и уполномоченных должностных лиц, а для распространения информации и о своей деятельности используют сеть Интернет – создают информационные сайты, общаются с населением, объявляют об основных мероприятиях и т.д. Все это помогает повысить открытость, прозрачность, подотчетность органов управления, а также усилить вовлеченность населения в политические процессы. Теперь граждане могут в электронном виде следить за распределением бюджета, расходами, получать данные о различных производственных и судебных процедурах, а также получать другие официальные документы и постановления через Интернет.
Несмотря на то, что процесс компьютеризации государственного и муниципального управления является несомненно положительным в современных реалиях, у него есть и некоторые отрицательные стороны. Состояние использования ИТ в государственных и муниципальных органах в России на данный момент оставляет делать лучшего, именно поэтому необходимо разрабатывать самые различные мероприятия для улучшения состояния в этой сфере. До сих пор России не удалось полностью сократить отставание от развитых стран в степени информатизации экономики, общества и органов управления. Причины тому самые разнообразные – от более низкого уровня экономического развития до низкого уровня подготовки кадров в сфере использования и создания информационных технологий.
Одновременно с этим нельзя не обращать внимания на то, как меняется сама структура государственного и муниципального управления при внедрении в них информационных технологий. Эти сферы являются основополагающей ячейкой в системе социально-политического управления, следовательно, их работа воздействует на систему координационных процессов в обществе в целом.
Классиками изучения государственного и муниципального управления 20 века в России принято считать Л. А. Велихова, а также Т. Т. Авдеева, Ю. Б. Алексеева, Е. Г. Анимица, А. Е. Балобанова, С. В. Вобленко, А. Г. Воронина, О. И. Генисаретского, В. А. Гневко, Т. М. Говоренкова, А. А. Замотаева, В. В. Иванова, А. Н. Коробову, Л. А. Калиниченко, Ю. В. Кириллова, В. А. Лапина, В. Н. Лексина, В. Я. Любовного, П. А. Ореховского, А. И. Радченко, В. Е. Рохчина, Ю. В. Филиппова, А. Н. Швецова, А. Н. Широкова, П. Г. Щедровицкого, С. Н. Юркову и многих других.
В то же время проблему внедрения информационных технологий в государственное и муниципальное управление и их влияние на организационную структуру и отношения изучали Бершадская Л.А., Туровец В.В., Стырин Е.М., Яковлева Е.А., Кузьмина И.Н., Григорьев П.В., Яновский В.В. и другие.
Рассмотрение государственного и муниципального управления – важная и актуальная для изучения тема, к которой постоянно обращаются различные исследователи. Однако комплексное изучение управленческих вопросов функционирования муниципальных образований в новых условиях информационного общества находятся лишь в стадии начала научной разработки. Более того, данная тема требует постоянного изучения из-за сложности рассматриваемых вопросов, а также постоянно развивающихся технологий.
Таким образом, целью исследования является анализ новых организационных взаимосвязей, которые возникают при внедрении информационных технологий в систему государственного и муниципального управления. Исходя из цели исследования были поставлены следующие задачи:
• Изучить систему государственного и муниципального управления – её организацию, структуру, основные функции и модели;
• Рассмотреть основные теории государства;
• Изучить структуру государственного управления в современной России;
• Проанализировать местное самоуправление, в частности, муниципальное управление в России – его системы, концепции и модели, а также правовую основу и компетенции;
• Рассмотреть информационную структуру современного государственного управления и основные его составляющие;
• Проанализировать, как информационные технологии внедряются в деятельность органов государственного и муниципального управления и как это внедрение изменяет формы организационных взаимосвязей, на примере администрации Калининского района города Санкт-Петербург.
Объектом моего исследования стали организационные взаимосвязи в системе государственного и муниципального управления. Предмет исследования – информационные технологии, формирующие новые организационные взаимосвязи в системе государственного и муниципального управления.
Информация и знания превращаются в основополагающий политический, культурный, экономический и социальный фактор и самый важный национальный ресурс, которые по большому счету формируют и определяют благосостояние того или иного государства. А правильное развитие, распространение и использование национального информационного ресурса становится одной из основных государственных задач.
Использование современных информационных технологий в органах государственного и местного самоуправления становится все более актуально, поскольку их работа постоянно связана с необходимостью анализа и обработки огромного числа самой разнообразной информации. В частности, муниципальное управление в современных реалиях рыночной экономики превращается в сложный процесс, который включает в себя определенную совокупность управленческих воздействий, целью которых являются решения задач по обеспечению устойчивых финансового, социального и экономического развития объекта управления.
Внедрение ИТ в систему государственного и муниципального управления даёт возможность создавать, передавать, обмениваться и хранить огромные объемы данных, более качественно анализировать их и улучшать качество работы самых разнообразных организационных структур государственного и муниципального управления. Как результат – сокращение времени на принятие того или иного решения, повышение качества учета и самого управления.
Наиболее успешно развиваются в экономическом и социальном смыслах те страны, где уже сейчас активно внедряются современные средства коммуникации и иные информационные технологии – электронную почту, мультимедиа, телевидение, визуализацию, моделирование, компьютерную графику и иные средства связи как внутри государственной структуры, так и с главным объектом управления – населением. Именно поэтому сейчас от государственных органов ждут эффективного использования ИТ в своей деятельности, своевременного приспособления к развивающимся технологиям, умения решать вопросы, используя при этом доступные информационные технологии.
Все изменения в сфере развития и распространения информационных технологий, которые происходят в настоящее время в мире, заставили органы государственной и муниципальной власти своевременно адаптироваться к этим изменениям. Информатизация управления является очень важным процессом организации информационно-технологической среды, которая должна удовлетворять потребности органов власти на самых разнообразных уровнях, а также взаимодействующих с ними организаций и отдельных граждан. Государственные и муниципальные органы определяют соответствующие структурные подразделения и уполномоченных должностных лиц, а для распространения информации и о своей деятельности используют сеть Интернет – создают информационные сайты, общаются с населением, объявляют об основных мероприятиях и т.д. Все это помогает повысить открытость, прозрачность, подотчетность органов управления, а также усилить вовлеченность населения в политические процессы. Теперь граждане могут в электронном виде следить за распределением бюджета, расходами, получать данные о различных производственных и судебных процедурах, а также получать другие официальные документы и постановления через Интернет.
Несмотря на то, что процесс компьютеризации государственного и муниципального управления является несомненно положительным в современных реалиях, у него есть и некоторые отрицательные стороны. Состояние использования ИТ в государственных и муниципальных органах в России на данный момент оставляет делать лучшего, именно поэтому необходимо разрабатывать самые различные мероприятия для улучшения состояния в этой сфере. До сих пор России не удалось полностью сократить отставание от развитых стран в степени информатизации экономики, общества и органов управления. Причины тому самые разнообразные – от более низкого уровня экономического развития до низкого уровня подготовки кадров в сфере использования и создания информационных технологий.
Одновременно с этим нельзя не обращать внимания на то, как меняется сама структура государственного и муниципального управления при внедрении в них информационных технологий. Эти сферы являются основополагающей ячейкой в системе социально-политического управления, следовательно, их работа воздействует на систему координационных процессов в обществе в целом.
Классиками изучения государственного и муниципального управления 20 века в России принято считать Л. А. Велихова, а также Т. Т. Авдеева, Ю. Б. Алексеева, Е. Г. Анимица, А. Е. Балобанова, С. В. Вобленко, А. Г. Воронина, О. И. Генисаретского, В. А. Гневко, Т. М. Говоренкова, А. А. Замотаева, В. В. Иванова, А. Н. Коробову, Л. А. Калиниченко, Ю. В. Кириллова, В. А. Лапина, В. Н. Лексина, В. Я. Любовного, П. А. Ореховского, А. И. Радченко, В. Е. Рохчина, Ю. В. Филиппова, А. Н. Швецова, А. Н. Широкова, П. Г. Щедровицкого, С. Н. Юркову и многих других.
В то же время проблему внедрения информационных технологий в государственное и муниципальное управление и их влияние на организационную структуру и отношения изучали Бершадская Л.А., Туровец В.В., Стырин Е.М., Яковлева Е.А., Кузьмина И.Н., Григорьев П.В., Яновский В.В. и другие.
Рассмотрение государственного и муниципального управления – важная и актуальная для изучения тема, к которой постоянно обращаются различные исследователи. Однако комплексное изучение управленческих вопросов функционирования муниципальных образований в новых условиях информационного общества находятся лишь в стадии начала научной разработки. Более того, данная тема требует постоянного изучения из-за сложности рассматриваемых вопросов, а также постоянно развивающихся технологий.
Таким образом, целью исследования является анализ новых организационных взаимосвязей, которые возникают при внедрении информационных технологий в систему государственного и муниципального управления. Исходя из цели исследования были поставлены следующие задачи:
• Изучить систему государственного и муниципального управления – её организацию, структуру, основные функции и модели;
• Рассмотреть основные теории государства;
• Изучить структуру государственного управления в современной России;
• Проанализировать местное самоуправление, в частности, муниципальное управление в России – его системы, концепции и модели, а также правовую основу и компетенции;
• Рассмотреть информационную структуру современного государственного управления и основные его составляющие;
• Проанализировать, как информационные технологии внедряются в деятельность органов государственного и муниципального управления и как это внедрение изменяет формы организационных взаимосвязей, на примере администрации Калининского района города Санкт-Петербург.
Объектом моего исследования стали организационные взаимосвязи в системе государственного и муниципального управления. Предмет исследования – информационные технологии, формирующие новые организационные взаимосвязи в системе государственного и муниципального управления.
Информационные технологии играют всё более заметную роль в современном мире – без них невозможно принятие надежных обоснованных решений в политике, бизнесе, науке и других сферах жизни как государства в целом, так и отдельных людей. Информационные технологии становятся важнейшими механизмами ускорения темпов развития страны. Информационное обеспечение системы государственного и муниципального управления приобретает все более превалирующее значение в сравнении с обеспечением общества энергией и капиталами. Управленческий аспект информации связан с тем, что всякое управление любой системы является информационным процессом и заключается в сборе, передаче, переработке и использовании информации. Вопросы информационного обеспечения государственного и муниципального управления занимают особое место в системе управления, поскольку любое поспешное или неверное управленческое решение, принимаемое при недостатке информации, особенно в нештатных, экстремальных ситуациях, может привести к нежелательным последствиям.
Государство и общество существуют внутри информационного пространства, которое они сами формируют за счет передачи различной информации посредством коммуникативно-информационных технологий. Новые информационные и интернет-технологии позволяют органам государственного и муниципального управления более качественно взаимодействовать с населением и становиться «ближе» к нему.
Различные законы и подзаконные акты, а также программы федерального уровня содержат основные принципы организации и взаимодействия между органами власти и населением, а также позволяют определить чёткий порядок действий при возникновении различных проблем и спорных ситуаций, однако то, как именно эти проблемы будут разрешаться, зависит лишь от органов государственного и муниципального управления, а также от самого населения.
Одной из главных проблем современной России является то, что при наличии огромного количества различных ресурсов ситуация с социальной сферой оказывается довольно неутешительной. Именно поэтому органам государственной власти следует использовать передовой опыт зарубежных стран, говорить с населением простым и понятным языком, предлагать конкретные решения, при этом предварительно готовить «почву» для взаимодействия – создавать внутригородские и районные программы, проводить встречи и различные мероприятия, адаптированные под простых граждан. Именно открытость и прозрачность деятельности позволяют наиболее эффективно взаимодействовать с населением, повышать доверие жителей города.
Государство должно «разделять ответственность» за принимаемые решения, вовлекать граждан в процесс обсуждения и реализации решений, контроля над их исполнением. Информационные технологии как нельзя лучше подходят для решения подобных задач, обеспечивая масштабный, оперативный и не затратный способ участия граждан в политике. Для того чтобы процесс информатизации системы государственного и муниципального управления состоялся в полном масштабе, необходима выработка целостного подхода, интегрирующего государственные и гражданские начинания, который бы соответствовал масштабам страны и охватывал бы все ветви органов государственной власти на всех уровнях, а также органы местного самоуправления. Так или иначе обеспечение качественного и быстрого процесса оказания государственных и муниципальных услуг является неотъемлемой частью нашей жизни. Поэтому в оказание мер по усовершенствованию данной процедуры так вовлечены граждане нашей страны и всё государство в целом.
Государство и общество существуют внутри информационного пространства, которое они сами формируют за счет передачи различной информации посредством коммуникативно-информационных технологий. Новые информационные и интернет-технологии позволяют органам государственного и муниципального управления более качественно взаимодействовать с населением и становиться «ближе» к нему.
Различные законы и подзаконные акты, а также программы федерального уровня содержат основные принципы организации и взаимодействия между органами власти и населением, а также позволяют определить чёткий порядок действий при возникновении различных проблем и спорных ситуаций, однако то, как именно эти проблемы будут разрешаться, зависит лишь от органов государственного и муниципального управления, а также от самого населения.
Одной из главных проблем современной России является то, что при наличии огромного количества различных ресурсов ситуация с социальной сферой оказывается довольно неутешительной. Именно поэтому органам государственной власти следует использовать передовой опыт зарубежных стран, говорить с населением простым и понятным языком, предлагать конкретные решения, при этом предварительно готовить «почву» для взаимодействия – создавать внутригородские и районные программы, проводить встречи и различные мероприятия, адаптированные под простых граждан. Именно открытость и прозрачность деятельности позволяют наиболее эффективно взаимодействовать с населением, повышать доверие жителей города.
Государство должно «разделять ответственность» за принимаемые решения, вовлекать граждан в процесс обсуждения и реализации решений, контроля над их исполнением. Информационные технологии как нельзя лучше подходят для решения подобных задач, обеспечивая масштабный, оперативный и не затратный способ участия граждан в политике. Для того чтобы процесс информатизации системы государственного и муниципального управления состоялся в полном масштабе, необходима выработка целостного подхода, интегрирующего государственные и гражданские начинания, который бы соответствовал масштабам страны и охватывал бы все ветви органов государственной власти на всех уровнях, а также органы местного самоуправления. Так или иначе обеспечение качественного и быстрого процесса оказания государственных и муниципальных услуг является неотъемлемой частью нашей жизни. Поэтому в оказание мер по усовершенствованию данной процедуры так вовлечены граждане нашей страны и всё государство в целом.
Подобные работы
- Коррупционные правонарушения как угроза национальной безопасности
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2022 - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ТРАНСПОРТЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТА (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ «ЭССЕН-ПРОДАКШН АГ»)
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - Информационные технологии в деятельности
правоохранительных органов и судов
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Электронное правительство как инструмент взаимодействия власти, бизнеса и общества: региональный аспект
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - Стратегия инновационного развития бизнеса н сфере информационных технологий
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - Право и судебное администрирование в России: Понятие и сущность (Башкирский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022 - Научно-техническая документация в Томском государственном университете
Магистерская диссертация, документоведение. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016



