Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности формирования арктической политики Германии» «Features of Germany’s Arctic Policy Formation»

Работа №72023

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

международные отношения

Объем работы68
Год сдачи2020
Стоимость3200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
313
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Основы арктической политики Германии 11
1.1. Теоретические подходы к исследованию арктической политики
Германии -
1.2. Международно -правовой статус Арктики 15
1.3. Место Г ермании в институционально-правовой структуре Арктического
региона 19
Глава 2. Вехи формирования политики Германии в Арктике 24
2.1. Изменение принципов арктической политики ФРГ -
2.2. Развитие инструментов арктической политики Германии 34
Глава 3. Арктическая политика Германии на разных уровнях 39
3.1. Взаимодействие Германии с арктическими странами -
3.2. ФРГ и неарктические страны 44
3.3. Германия в рамках арктической политики ЕС 48
Заключение 53
Список источников и литературы 57
Приложения

Актуальность работы обусловлена рядом факторов. В последнее время Арктика становится сосредоточием экономических, политических и геостратегических интересов. Прежде всего это связано с процессом изменения климата, который сильнее всего отражается на северном и южном полюсах планеты. Согласно отчету Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) о состоянии океанов и криосферы Земли, именно в Арктике температура за последние десятилетия выросла в 2 раза по сравнению со среднестатистическими показателями глобального масштаба. Последствия таяния ледников и вечной мерзлоты, несомненно, имеют глобальные последствия. Повышение уровня Мирового океана вызывает угрозу затопления целых стран. Обеспокоенность вызывает и деградация уникальной экосистемы и биоразнообразия Арктики. Также рискам подвергаются коренные народы Севера, сохранение культурного наследия которых имеет всемирное значение.
В то же время приграничные государства уделяют особое внимание экономическим перспективам, которые появляются благодарю потеплению климата. Во-первых, они связаны с возможностью добычи минеральных ресурсов. Предполагается, что в Арктике находится 90 млрд баррелей неразведанных запасов нефти и 1669 трлн кубических футов неразведанных запасов природного газа, что составляет 13% и 30% от всех мировых запасов соответственно. Помимо этого, в Арктике имеются запасы железных руд, никеля, цинка, алмазов и других драгоценных камней. Во-вторых, таяние льдов способствует появлению кратчайших торговых путей. Так, расстояние от Восточной Азии до Европы может сократиться на 5 тыс. миль по сравнению с путем через Суэцкий канал, что меньше на 10-15 дней. В связи с этим арктические страны наращивают свое присутствие в регионе, в том числе и военное. Свое влияние усиливают и неарктические страны (Китай, Франция, Германия, Япония, Южная Корея и т.д.).
Особую важность Арктика представляет для Германии, позиционирующей себя как международного климатического лидера и уделяющей особое внимание борьбе с изменением климата. Но в то же время нехватка ресурсов на фоне проблем с энергетической трансформацией (Energiewende) подогревает интерес страны к запасам в Арктике. Перспектива сокращения торговых путей тоже очень важна для экспортоориентированной Германии, у которой 5-й по размерам торговый флот в мире. Новые пути важны для сотрудничества с Китаем — главным торговым партнером страны. В этих условиях также представляется возможность реализовать высокий научный потенциал ФРГ и «зеленые» технологии для освоения Арктики.
Объектом исследования является арктическая политика Германии.
Предмет исследования — эволюция арктической политики Г ермании 2013-2019 гг.
Хронологическими рамками исследования был выбран период с 2013 г. по 2019 г. Нижняя рамка обусловлена принятием «Руководящих принципов немецкой арктической политики» — первого официального документа ФРГ по стратегии в регионе. Однако она не является ограничением для рассмотрения исторических аспектов в работе.
Исследовательский вопрос — что и почему изменилось в арктической политике Германии за данный промежуток времени.
Цель данной работы заключается в выявлении траектории развития арктической политики Германии и факторов, которые на нее влияют.
Для достижения поставленной цели должны быть выполнены следующие задачи:
1) Изучить подход школы неореализма к исследованию арктической политики Германии;
2) Определить особенности международно-правового статуса Арктики,
3) Выявить место Германии в институционально-правовой структуре Арктического региона;
4) Проследить изменение руководящих принципов Германии в Арктике;
5) Проследить эволюцию инструментов арктической политики
Германии;
6) Определить формы и значение сотрудничества Германии с арктическими и неарктическими странами;
7) Выявить роль Германии в эволюции арктической политики ЕС;
Гипотеза исследования заключается в следующем предположении: несмотря на постепенное усиление арктической политики и активное участие в процессах региона в связи с возможностью реализовать свой научно¬технологический потенциал и международное климатическое лидерство через международные организации, форумы, проекты и двусторонние отношения, роль Германии в Арктике остается ограниченной ввиду особенностей ее международно-правового положения в регионе.
В качестве теоретической рамки исследования была выбрана теория неореализма, которая позволяет оценить арктическую политику Германии сквозь призму ее национальных интересов, положения в региональной подсистеме и в структуре международных отношений.
Эмпирическую базу работы составили несколько групп источников. Основой стали официальные документы Федерального правительства Г ермании о руководящих принципах немецкой арктической политики 2013 г. и 2019 г., которые позволили выявить интересы страны и отразить основные направления ее политики в регионе. Для понимания международно -правового режима Арктики были изучены международные договоры, среди них — Конвенция ООН о морском праве 1982 г., Илулиссатская декларация, Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ), Конвенция по защите морской среды Северо-Восточной Атлантики (ОСПАР). Для определения места Германии в Арктике были использованы документы Арктического совета, Международной морской организации, Северного совета, Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), Европейского союза и НАТО. Чтобы проследить динамику развития инструментов арктической политики Германии были необходимы документы Федерального министерства иностранных дел, Федерального министерства образования и научных исследований , Федерального министерства окружающей среды.
Материалы Арктического бюро и Института полярных и морских исследований им. Альфреда Вегенера (далее — AWI), а также выступления их представителей способствовали составлению полной картины о деятельности ФРГ в регионе. Информация о научно-исследовательских программах и экспедициях была взята с их официальных веб -страниц. Также в работе использованы материалы научно-исследовательских институтов и аналитических центров: Международного дискуссионного клуба «Валдай», Российского совета по международным делам, Совета по международным отношениям, Фонд Карнеги за международный мир.
Источниками статистических данных стали Федеральная служба статистики Германии и Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Специальный ресурс по данным наук об окружающей среде PANGAEA был использован для изучения немецких арктических экспедиций.
Среди СМИ стоит выделить публикации в узкоспециализированных газетах «High North News», «ArcticToday», «Arctic News». Также были использованы следующие издания: «Spiegel», «Die Welt», «Deutsche Welle», «Frankfurter Allgemeine Zeitung», «Suddeutsche Zeitung», «The Guardian», «Euronews», РИА Новости. С их помощью были изучены основные события и риторика представителей стран, организаций и экспертов по тематике работы. Но стоит отметить, что зачастую материалы СМИ субъективны.
Также были полезны публикации официальных лиц в социальных сетях, а именно в Твиттере.
Что касается степени изученности вопроса, труды зарубежных и отечественных ученых можно разделить на несколько тематических блоков, которые посвящены: 1) теоретическим основам и становлению немецкой внешней политики, 2) международному-правовому статусу Арктики и общей ситуации в регионе, 3) непосредственной деятельности Германии в Арктике, 4) интересам других арктических и неарктических акторов.
Работы таких представителей школы неореализма как К. Уолтц , Д. Миршаймер позволили понять мотивы и действия арктических акторов. Монография К. Бруммера и К. Опперманна объясняет формирование внешней политики ФРГ, а работа Б. Кроуфорда и К. Олсена трактует ее c точки зрения неореализма.
Труды В. Быковского11, П. Саваськова С. Роттем , а также фундаментальный труд К. Шёнфельдт внесли значительный вклад в понимание международно-правового режима в Арктике, в частности его становления, роли Арктического совета, возможностей арктических и неарктических государств.
Статья Х. Хафтендорн позволила оценить арктическую политику Германии до появления официальных документов. Стратегическая сторона арктической политики Германии освещена в статье В. Белова . Цели Германии в регионе также представлены в работе С. Штайнике. Анализ позиции Германии на момент 2013 г. представлен в работе Д. Бассе .
Для соотношения немецкой арктической политики со стратегиями других стран была полезна работа В.-Г. Шульце. Взаимодействие Германии с Францией было отражено в работах Ю. Рубинского , Пелодьё и Родона . Для оценки арктической деятельности ЕС была полезна статья Д. Данилова .
Следовательно, количество научных работ, посвященных конкретно арктической политике Г ермании, мало. Они либо охватывают ограниченный период времени, либо рассматривают отдельный аспект.
Научная новизна данной работы заключается в попытке комплексно отразить развитие арктической политики Г ермании с момента официального заявления интересов страны в регионе с учетом факторов международного права, международной и региональной геополитической обстановки, внутренних ресурсов и возможностей, а также каналов влияния на ситуацию в Арктике. Особое внимание уделяется динамике самих принципов и инструментов арктической политики Германии.
Методологическую основу работу составляет системный подход, необходимый для комплексного отражения развития арктической политики Германии во многих сферах с учетом внешних и внутренних факторов. Метод исторического анализа позволяет проследить эволюцию участия Германии в процессах в Арктике. При сравнении документов был использован контент- анализ. Также для отражения ситуации в СМИ и исследования выступлений политиков и экспертов был применен ивент-анализ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, формирование арктической политики Германии было рассмотрено с разных сторон, что обусловлено особенностями развития международной системы, которые влияли как на ситуацию в Арктике, так и на внешнюю политику Германии. Специфику этой трансформации объясняет неореализм. Со времен «холодной войны» Арктика стала более открытым регионом, привлекающим интерес не только прилегающих, но и отдаленных государств. В то же время Германия стала более сильным актором на международной арене, что позволило ей занять видное место в международной системе. Заинтересованность в ресурсах региона, а также открывающиеся возможности для судоходства, туризма, использования своего научного и технологического потенциала наряду с защитой продвижением климатического лидерства обусловили национальные интересы Германии в регионе.
Региональная подсистема Арктики обладает рядом особенностей. Международно-правовой статус региона остается неопределенным, что вызывает споры и противоречия. Ключевыми игроками, которые обладают суверенными правами на территории Северного Ледовитого океана, согласно Конвенции о морском праве, являются члены негласной «арктической пятерки». Само понятие арктических стран также расширяется до «арктической восьмерки». Следовательно, доступ в регион неарктическим странам ограничен. Эти 8 стран являются членами главного форума по вопросам Арктики — Арктического совета. Однако это не означает, что неарктические государства не могут участвовать в процессах региона. Возможными каналами влияния выступают членство или роль наблюдателей в международных структурах, развитие двусторонних отношений с арктическими странами или другими заинтересованными сторонами .
С одной стороны, будучи неарктическим государством, Германия занимает видное место в институциональной -правовой структуре региона. Она ратифицировала Конвенцию о морском праве и является наблюдателем в Арктическом совете, но, несмотря на значимость этого форума, права наблюдателей в нем остаются ограниченными. Кроме того, сам Совет имеет слабые стороны и не регулирует все аспекты взаимодействия в регионе. Также Германия является членом организаций и участником конвенций, чьи полномочия и юрисдикция распространяются на определенную часть арктического пространства (МАРПОЛ, ОСПАР, НЕАФК, СБЕР, ИМО). Следовательно, Германия имеет комплексное присутствие в регионе, но ее права и возможности ограниченны.
Тем не менее, Германия пытается активнее участвовать в регионе, что выражается в ее заявлениях. В 2013 г. ФРГ публикует первый официальный документ, посвященный Арктике. «Руководящие принципы немецкой арктической политики» стали реакцией на изменения в региональной подсистеме, а также были вызваны необходимостью четко выразить свои интересы в регионе и закрепиться в нем. В 2019 г. выходит новая версия документа, появление которой также было вызвано внешними факторами, которые вынуждают Германию расширять свою деятельность в Арктике в условиях растущей конкуренции . Страна перестает открыто демонстрировать свои экономические интересы, акцентируя внимание на борьбе с изменением климата. Она расширяет перечень требований и своих задач в Артике. ФРГ также признает свою ответственность за загрязнение региона, что свидетельствует о трансформации понятия ответственности. Усиливается внимание к аспектам безопасности, устойчивого развития и коренных народов, что является проявлением направленности политики страны на благо мирового сообщества.
Помимо влияния внешней системы, внутри страны активно шли процессы консолидации министерств, ведомств, институтов вокруг арктической тематики. Появление структур, связанных с Арктикой, инициация строительства нового ледокола, активное финансирование научных исследований свидетельствуют о развитии внутренней базы для более активной арктической политики страны.
На основе взаимодействия Германии с такими арктическими странами как Норвегия и Россия можно заключить, что страна активно сотрудничает с ними в разных сферах. Ухудшение отношений с Россией на общесистемном уровне практически не сказалось на Арктике. Прямое сотрудничество с ними позволяет Германии проводить исследования и развивать экономику. Взгляды Германии не противоречат интересам арктических стран, поэтому они готовы с ней активно взаимодействовать.
Что касается неарктических стран, усиление позиций Китая в регионе вызывает опасения Германии, что влияет на стремление Германии наращивать свое присутствие. Но ФРГ также заинтересована в арктических проектах Китая, поскольку они несут ей выгоду. Германия и Франция имеют схожие интересы и выступают партнерами в ЕС и НАТО по арктической политике, но имеют некоторые расхождения во взглядах по некоторым пунктам.
Отдельным каналом влияния Германии в регионе является ЕС, где страна занимает ведущее положение. Германия играет значимую роль в научном направлении ЕС, влияет на формирование арктической стратегии интеграционного объединения. ЕС в роли медиатора и новой силы важен для Германии в условиях изменения соотношения сил в регионе. Однако ЕС тоже ограничен в правах в Арктике.
Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что за период 2013-2019 гг. Германия проделала огромный путь, чтобы закрепить за собой место в Арктике и усилить свои позиции, заявив о своих намерениях и активизировав работу в международных и региональных структурах, наладив двусторонние отношения с арктическими и неарктическими странами. Интересы Германии распространились практически на все основные сферы в регионе. Она отошла от прагматичного подхода и стала проводить политику, направленную на создание доверия и формирование будущего. Это было вызвано растущей важностью Арктики как индикатора потепления климата и с ростом ее перспективности, повлекшей усиление конкуренции за нее. Германия стремится брать больше ответственности в регионе и продвигать ограничения на экономическую деятельность. Но возможности Германии существенно влиять на происходящее в регионе остаются ограниченными в связи с ее международно¬правовым положением в регионе.



1. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву.
[Электронный ресурс]. URL:
https://www.un.org/depts/los/convention agreements/texts/unclos/unclos r. pdf (дата обращения: 16.02.2020)
2. Оcновы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. [Электронный ресурс]. URL:
http://static. government.ru/media/files/A4qP6brLNJ 17 5I40U0K46x4SsKRH GfUO.pdf (дата обращения: 25.04.2020)
3. Стратегия защиты окружающей среды Арктики. [Электронный ресурс]. URL: http ://docs. cntd.ru/document/1902061 (дата обращения: 21.03.2020)
4. 2008 ILULISSAT DECLARATION. [Электронный ресурс]. URL: https://cil.nus.edu.sg/wp-content/uploads/2017/07/2008-Ilulissat- Declaration.pdf (дата обращения: 16.02.2020)
5. China’s Arctic Policy. [Электронный ресурс]. URL:
http://english.www. gov.cn/archive/white paper/2018/01/26/content 281476 026660336.htm (дата обращения: 24.04.2020)
6. Council Conclusions on the EU Arctic policy. Brussels, 2019. 2 p.
7. Joint Communication to the European Parliament and the Council. An integrated European Union policy for the Arctic. Brussels, 2016. 17 p.
8. Norway’s Arctic Policy. Creating value, managing resources, confronting climate change and fostering knowledge. Developments in the Arctic concern us all. Norwegian Ministry of Foreign Affairs. Oslo, 2014. 43 p.
9. The Great Challenge of the Arctic. National Roadmap for the Arctic. Ministry for Europe and Foreign Affairs. Paris, 2016. 62 p.
10. Deutschlands Zukunft gestalten Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD 18. Legislaturperiode, 2013. 185 S.
11. Leitlinien deutscher Arktispolitik. Verantwortung ubernehmen, Chancen nutzen. Auswartiges Amt. Berlin, 2013. 21 S.
12. Leitlinien deutscher Arktispolitik. Verantwortung ubernehmen, Vertrauen schaffen, Zukunft gestalten. Auswartiges Amt. Berlin, 2019. 45 S.
Материалы СМИ
1. Арктическое сотрудничество: политические сложности не мешают
ученым. [Электронный ресурс]. URL:
https://ria.ru/20170330/1491121937.html (дата обращения: 08.04.2020)
2. Природные ресурсы Арктики. Справка. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20100415/220120223.html (дата обращения: 23.04.2020)
3. Breum M. Increased Chinese and Russian interest in the Arctic triggers Jean-
Claude Juncker: EU President Expedites EU’s Arctic Policy. [Электронный ресурс]. URL: https://www.highnorthnews.com/en/eu-president-expedites-
eus-arctic-policy (дата обращения: 08.04.2020)
4. Brzozowski A. Arctic countries puzzled about EU’s engagement in the region.
[Электронный ресурс]. URL: https://www.euractiv.com/section/arctic-
agenda/news/arctic-stakeholders-puzzled-about-eus-engagement-in-the- region/ (дата обращения: 08.04.2020)
5. McGwin K. The EU moves forward toward a new Arctic strategy — and a
more independent role in the region. [Электронный ресурс]. URL: https://www.arctictoday.com/the-eu-moves-forward-toward-a-new-arctic- strategy-and-a-more-independent-role-in-the-region/ (дата обращения:
21.04.2020)
6. Melting Arctic ice opens new route from Europe to East Asia. [Электронный
ресурс]. URL: https ://www. the guardian. com/world/2018/sep/2 8/melting-
arctic-ice-opens-new-route-from-europe-to-east-asia (дата обращения:
02.02.2020)
7. NATO confirms German troops to spearhead 'Trident Juncture' exercises.
[Электронный ресурс]. URL: https://www. dw. com/en/nato-confirms-
german-troops-to-spearhead-trident-juncture-exercises/a-45121542 (дата
обращения: 08.04.2020)
8. Tommerbakke S.G. “Preserve and protect”. Germany's Arctic Policy Calls for
More Restrictions in the Arctic and Receives Mixed Reactions. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.highnorthnews.com/en/germanys-arctic-policy-calls-more- restrictions-arctic-and-receives-mixed-reactions (дата обращения:
30.03.2020)
9. Bau des Polarforschungsschiffes "Polarstern II" pausiert. [Электронный
ресурс]. URL: https://www.sueddeutsche.de/wissen/wissenschaft-berlin-
bau-des-polarforschungsschiffes-polarstern-ii-pausiert-dpa.urn-newsml-dpa- com-20090101-200301-99-138606 (дата обращения: 28.03.2020)
10. Erling J. So will China schleichend die Arktis erobern. [Электронный
ресурс]. URL:
https://www. welt.de/politik/ausland/article 173003895/Chinas-Plan-zur- Eroberung-der-Arktis.html (дата обращения: 08.04.2020)
11. Hecking C. Die Ol-Nation Norwegen wird immer gruner. [Электронный
ресурс]. URL: https://www.spiegel.de/wirtschaft/soziales/norwegen-
staatsfonds-investiert-mehr-in-gruene-technologien-a-1271972.html (дата
обращения: 08.04.2020)
12. Liets A. Sturm aufs Eis. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ipg-
journal.de/regionen/global/artikel/detail/sturm-aufs-eis-3945/ (дата
обращения: 31.03.2020)
Интернет-материалы
1. В Германии подвели итоги реализации совместных российско - германских арктических исследовательских программ в 2018 году.
[Электронный ресурс]. URL: http://mniop.ru/v-germanii-podveli-itogi- realizatsii-sovmestnyih-rossiysko-germanskih-arkticheskih-issledovatelskih- programm-v-2018-godu.html (дата обращения: 08.04.2020)
2. Неарктические государства. [Электронный ресурс]. URL: https://arctic-
council. org/ru/about/observers/non-arctic-states/ (дата обращения:
29.03.2020)
3. Перспективы и сложности Северного морского пути. [Электронный ресурс]. URL: http://geoenergetics.ru/2020/02/26/perspektivy-i-slozhnosti- severnogo-morskogo-puti/ (дата обращения: 23.04.2020)
4. 90 Billion Barrels of Oil and 1,670 Trillion Cubic Feet of Natural Gas Assessed in the Arctic. [Электронный ресурс]. URL: https://archive.usgs.gov/archive/sites/www.usgs.gov/newsroom/article.asp- ID=1980.html (дата обращения: 02.02.2020)
5. Arctic Natural Resources. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.oceaneconomics.org/arctic/NaturalResources/ (дата
обращения: 02.02.2020)
6. Campaign List of Polarstern. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pangaea. de/expeditions/bybasis/Polarstern (дата обращения: 27.03.2020)
7. Exports of oil and gas. [Электронный ресурс]. URL: https://www.norskpetroleum.no/en/production-and-exports/exports-of-oil- and-gas/ (дата обращения: 08.04.2020)
8. German Arctic Office to act as consultant to politics and industry.
[Электронный ресурс]. URL: https://www. awi. de/nc/en/about-
us/service/press/press-release/german-arctic-office-to-act-as-consultant-to- politics-and-industry.html (дата обращения: 01.03.2020)
9. Germany and Norway: Bilateral Relations. [Электронный ресурс]. URL: https://www.auswaertiges-
amt.de/en/aussenpolitik/laenderinformationen/norwegen- node/norway/218692 (дата обращения: 08.04.2020)
10. International Arctic Research Analyzing Global Funding Trends. A Pilot
Report (2017 Update). [Электронный ресурс]. URL:
https://research.uarctic.org/media/1598052/digital science report internatio nal arctic funding2017.pdf (дата обращения: 08.04.2020)
11. Major Icebreakers of the World. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dco.uscg.mil/Portals/9/DCO%20Documents/Office%20of%20 Waterways%20and%20Ocean%20Policy/20170501 %20maj or%20icebreake r%20chart.pdf?ver=2017-06-08-091723-907 (дата обращения: 28.03.2020)
12. Merchant fleet. [Электронный ресурс]. URL:
https://stats.unctad.org/handbook/MaritimeTransport/MerchantFleet.html (дата обращения: 22.02.2020)
13. MOSAiC. [Электронный ресурс]. URL: https://mosaic-expedition.org/ (дата обращения: 27.03.2020)
14. Natural gas as a transitional source of energy. [Электронный ресурс]. URL: https://www. dbresearch. com/PROD/RPS EN- PROD/PROD0000000000502453/Natural gas as a transitional source of
energy%3A Ho.pdf (дата обращения: 23.04.2020)
15. NDEP. Northern Dimension. Senior Officials meeting. [Электронный
ресурс]. URL:
https://eu.eventscloud.com/file uploads/d06c89d3f872f79aed5be7c937a313 b7 NDEPbyManikEwa.pdf (дата обращения: 08.04.2020)
16. Northern sea route of interest for Port of Hamburg too. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hafen-hamburg.de/en/news/northern-sea-route- of-interest-for-port-of-hamburg-too—36275 (дата обращения: 23.04.2020)
17. Norway and Germany enter into extensive cooperation on naval defence
materiel. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.regjeringen.no/en/aktuelt/norway-and-germany-enter-into-
extensive-cooperation-on-naval-defence-materiel/id2568087/ (дата
обращения: 08.04.2020)
18. Observers. [Электронный ресурс]. URL: https://arctic-
council.org/en/about/observers/ (дата обращения: 21.03.2020)
19. President of Nordic Council calls for closer relations with Germany.
[Электронный ресурс]. URL: https://www.norden.org/en/news/president- nordic-council-calls-closer-relations-germany (дата обращения:
29.03.2020)
20. Research around the North Pole. [Электронный ресурс]. URL: https://idw- online.de/de/news284090 (дата обращения: 28.03.2020)
21. The Emerging Arctic. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.cfr.org/interactives/emerging-arctic# !/emerging-arctic (дата
обращения: 16.02.2020)
22. The EU-funded Arctic research projects meet in Brussels. [Электронный
ресурс]. URL: https ://ec. europa. eu/easme/en/news/eu-funded-arctic-
research-projects-meet-brussels (дата обращения: 08.04.2020)
23. Wettengel G. Germany’s dependence on imported fossil fuel. [Электронный
ресурс]. URL: https://www.cleanenergywire.org/factsheets/germanys-
dependence-imported-fossil-fuels (дата обращения: 23.04.2020)
24. Abschied von der Kohleverstromung. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/aktuelles/kohleausstiegsgesetz- 1716678 (дата обращения: 01.04.2020)
25. Alfred-Wegener-Institut, Helmholtz-Zentrum far Polar- und Meeresforschung. [Электронный ресурс]. URL: http://www.deutsche- meeresforschung.de/de/awi (дата обращения: 28.03.2020)
26. Arktischer Rat. [Электронный ресурс]. URL: https ://www. arctic-
office.de/de/politikberatung/arktischer-rat/ (дата обращения: 10.02.2020)
27. Blick in die Chronik von FS Polarstern. [Электронный ресурс]. URL:
https://www. awi.de/expedition/schiffe/polarstern/chronik. html (дата
обращения: 27.03.2020)
28. Deutsch-Cninesische Zusammenarbeit in der Meeres- und Polarforshung.
[Электронный ресурс]. URL:
https://www. ptj. de/proj ektfoerderung/wtz/wtz-china (дата обращения:
08.04.2020)
29. Ein Jahr eingefroren in der Arktis. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.bmbf.de/de/ein-jahr-eingefroren-in-der-arktis-9602.html (дата
обращения: 28.03.2020)
30. Engagement der Bundesregierung bei der Ausbeutung fossiler arktischer
Rohstoffe. [Электронный ресурс]. URL:
http://dipbt.bundestag.de/doc/btd/18/058/1805876.pdf (дата обращения: 24.04.2020)
31. In der Arktis wird der Klimawandel besonders deutlich. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bmbf.de/de/in-der-arktis-wird-der-klimawandel- besonders-deutlich-1138.html (дата обращения: 08.04.2020)
32. Rangfolge der Handelspartner im AuBenhandel der Bundesrepublik
Deutschland. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.destatis.de/DE/Themen/Wirtschaft/Aussenhandel/Tabellen/rang folge-handelspartner.pdf? blob=publicationFile (дата обращения: 22.02.2020)
Публикации в социальных сетях
1. Heiko Maas. Post in Twitter: 21 August 2019 11:44 AM.
https://twitter. com/HeikoMaas/status/1164095991081046016
1. Голдин В.И., Соколова Ф.Х., Паникар М.М. Международные отношения в Арктике. М., 2017. 75 с.
2. Brummer K., Oppermann K. Germany’s Foreign Policy after the End of the
Cold War: “Becoming Normal?” [Электронный ресурс]. URL:
https://www. oxfordhandbooks.com/view/10.1093/oxfordhb/9780199935307 .001.0001/oxfordhb-9780199935307-e-1?print=pdf (дата обращения 23.02.2020)
3. Waltz K. Theory of International politics. Reading: Addison-Wesley, 1979. 251 p.
4. Schonfeldt K. (ed.). The Arctic in International Law and Policy (Documents in International Law series). Hart Publishing, Oxford and Portland, Oregon. 2017. 1680 p.
Научные статьи
1. Белов В. Б. Стратегия Германии в Арктике // Арктика и Север. 2016. № 24. С. 96 - 104.
2. Быковский В.К. Правовой режим Арктики в контексте IV Международного арктического форума «Арктика - территория диалога» // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2017. № 2. С. 100-108.
3. Вылегжанин А.Н., Иванов Г..Г., Дудыкина И.П. Полярный кодекс (оценки и комментарии в зарубежных правовых источниках) // Московский журнал международного права. 2015. №4. С. 57.
4. Данилов Д.А. Арктическая политика Европейского союза: основы и эволюция // Обозреватель. 2017. № 11. С. 16 - 32.
5. Киенко Е.В. Китай в Арктике: взгляд из США. [Электронный ресурс].
URL: https://www. imemo. ru/index. php?page id=502&id=5361 (дата
обращения: 21.03.2020)
6. Рубинский Ю.И. Арктическая политика и интересы Франции // Арктика и Север. 2016. № 24. С. 166 - 174.
7. Саваськов П.В. Правовой режим Арктики / Арктика: зона мира и сотрудничества / Отв. ред. А.В. Загорский. М.: ИМЭМО РАН, 2011. С. 27-39.
8. Супян Н.В. Новый «климатический пакет» не устроил никого в
Германии. [Электронный ресурс]. URL:
https://russiancouncil.ru/analvtics-and-comments/analytics/novyv- klimaticheskiy-paket-ne-ustroil-nikogo-v-germanii/ (дата обращения:
28.02.2020)
9. Barkin N. Germany’s Strategic Gray Zone with China. [Электронный
ресурс]. URL: https://carnegieendowment.org/2020/03/25/germany-s-
strategic-gray-zone-with-china-pub-81360 (дата обращения: 08.04.2020)
10. Basse D. Germany: A new (non-)Arctic power? [Электронный ресурс].
URL: https://arcticyearbook.com/images/yearbook/2019/Scholarly-
Papers/17 AY2019 Basse.pdf (дата обращения: 23.02.2020)
11. Crawford B., Olsen K. The Puzzle of Persistence and Power: Explaining Germany’s Normative Foreign Policy // German Politics. 2017. № 4. P. 591¬608.
12. Gadal S. Some fundamentals of the French policy in the Arctic / Vestnik of Saint Petersburg University, St. Petersburg University Press. 2016. № 6. P. 110-117.
13. Haftendorn H. Zaungast in der Arktis. Deutschlands Interessen an Rohstoffen und Naturschutz // Internationale Politik. Juli/August 2011. № 4. S. 72 - 79.
14. Meredith M., Sommerkorn M. Polar Region / IPCC Special Report on the Ocean and Cryosphere in a Changing Climate. IPCC, 2019. P. 203-320.
15. Pelaudeix С., Rodon T. The EU Arctic policy and national interests of France and Germany: internal and external policy coherence at stake? // The Northern Review. 2013. № 37. P. 57-85.
16. Rottem S. V. The Arctic Council in Arctic Governance / The Arctic Council. Singapore, 2020. P. 44 - 71.
17. Steinicke S. A Slow Train Coming. Germany’s Emerging Arctic Policy // Perceptions and strategies of Arcticness in Sub-Arctic Europe / Eds. A. Spruds, T. Rostoks. Latvia: Latvian Institute of International Affairs, 2014. P. 119 - 145.
18. Schulze V-G. Arktisstrategien Uberblick 2017. [Электронный ресурс].
URL: https://www. arctic-office. de/fileadmin/user upload/www. arctic-
office.de/PDF uploads/Arktisstrategien DE 10.11.17.pdf (дата
обращения: 23.02.2020)
19. Trenin D. Deutschland und Russland: Von der Entfremdung zu einer neuen
Nachbarschaft. [Электронный ресурс]. URL:
https://carne gieeurope. eu/2018/05/31/de-pub-76536 (дата обращения:
23.04.2020)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ