ПЕРСПЕКТИВЫ АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ
|
Введение
-Глава 1. Арктика как один из ведущих регионов XXI века: китайский подход
1.1.Геоэкономическое и геополитическое значение Арктики в XXI веке и место Китая
1.2. Концептуальные основы арктической политики КНР
-Глава 2. Ключевые интересы КНР в арктическом регионе
2.1. Предпосылки формирования китайских интересов в Арктике
2.2. Энергетическая составляющая арктической политики Пекина
2.3. Научно-исследовательское и природоохранное направление китайской стратегии в Арктике
2.4. Возможности арктического транзита
-Глава 3. Участие КНР в двустороннем и многостороннем сотрудничестве в циркумполярном регионе
3.1. КНР в региональных арктических организациях
3.2. Арктическая линия во взаимодействии КНР с США, Канадой и странами Северной Европы
3.3. Проблемы и перспективы российско-китайского взаимодействия в Арктике……...45
Заключение
-Список использованной литературы и источников
-Глава 1. Арктика как один из ведущих регионов XXI века: китайский подход
1.1.Геоэкономическое и геополитическое значение Арктики в XXI веке и место Китая
1.2. Концептуальные основы арктической политики КНР
-Глава 2. Ключевые интересы КНР в арктическом регионе
2.1. Предпосылки формирования китайских интересов в Арктике
2.2. Энергетическая составляющая арктической политики Пекина
2.3. Научно-исследовательское и природоохранное направление китайской стратегии в Арктике
2.4. Возможности арктического транзита
-Глава 3. Участие КНР в двустороннем и многостороннем сотрудничестве в циркумполярном регионе
3.1. КНР в региональных арктических организациях
3.2. Арктическая линия во взаимодействии КНР с США, Канадой и странами Северной Европы
3.3. Проблемы и перспективы российско-китайского взаимодействия в Арктике……...45
Заключение
-Список использованной литературы и источников
Актуальность исследования. На сегодняшний день Арктика стала одним из приоритетных вопросов в глобальной повестке дня, её геополитическое и геоэкономическое значение на международной арене непрерывно растет. Данная ситуация объясняется важнейшей ролью этого региона в формировании глобального климата и поддержке устойчивости биосферы, наличием здесь доказанных запасов углеводородов, а также военно-стратегическими и транспортно-коммуникативными преимуществами региона, который также обладает огромным пространственным ресурсом.
Подобные изменения в Арктике открывают новые возможности, а также грозят проблемами как для арктических государств, так и для более широкого международного сообщества. Как никогда ранее Арктика стала частью сложного комплекса политической и экономической динамики, связывающей действующих лиц в регионе и за его пределами. Среди неарктических государств именно Китай имеет наиболее сильные интересы в Арктике. Сегодня страна, являясь с 2013 г. наблюдателем при Арктическом Совете – главном региональном институциональном механизме Арктики - заявляет о себе как о «близком к Арктике государстве» и «арктическом собеседнике», хотя его самая северная территория лежит более чем в 1500 км к югу от Полярного круга. Как самая густонаселенная страна в мире Китай намерен принимать активное участие в арктической политике и не согласен с тем, что вопросы Арктики решаются только арктическими государствами. В более широком смысле, учитывая ресурсную обеспеченность региона и его значение для глобального потепления, Китай развивает программы многостороннего и двустороннего сотрудничества с арктическими государствами в сфере изучения ресурсов Арктики, продвигает торгово-экономические связи с приарктическими странами. Таким образом, исследование арктической политики КНР, её влияние на приарктические страны и на международное сотрудничество в регионе является актуальным и общественно значимым.
Объектом исследования является внешняя политика Китая, а предметом - арктический вектор внешней политики КНР.
Цель исследования заключается в определении приоритетных направлений политики КНР в Арктике. В соответствии с целью в работе решались следующие исследовательские задачи:
оценить геоэкономическое и геополитическое значение Арктики в ХХІ в.;
выявить концептуальные основы арктической политики КНР;
охарактеризовать предпосылки формирования китайских интересов в Арктике;
определить энергетические, транспортные и другие аспекты китайской стратегии в Арктике;
рассмотреть участие Китая в региональных арктических организациях;
определить проблемы и перспективы российско-китайского взаимодействия в Арктике;
проанализировать арктическую линию во взаимодействии КНР с арктическими государствами.
Методологическая основа исследования. Для достижения поставленной цели и реализации задач в работе использован системный подход, заключающийся в комплексном изучении политики Китая в Арктике, все составляющие которой взаимосвязаны и воспринимаются как сочетание идеологических установок и их практическая реализация. Подходы неоинституционализма используются при исследовании активности Китая в международных и двусторонних структурах в Арктическом регионе.
Для решения поставленных задач автором применен комплекс общенаучных методов - методы анализа и синтеза, индукции и дедукции и др. В частности, метод анализа был использован для рассмотрения причин активизации китайской политики на арктическом направлении в ХХІ в., а также идеологических концепций, касающихся политики и международных отношений, логический метод - для теоретико-методологического анализа источников при определении сущностных характеристик ключевых понятий исследования.
Обзор источников. В процессе работы над ВКР автором были использованы различные источники, которые условно можно разделить на несколько групп:
первая группа источников содержит документы международных организаций, в частности, Конвенцию ООН по морскому праву , декларации Арктического Совета - Кирунскую декларацию, принятую на VIII министерской сессии Арктического совета в мае 2013 г.. Данная декларация обозначила новый этап в китайской арктической политике, ввиду того, что страна получила статус наблюдателя при Арктическом Совете, что позволило Китаю стать участником процессов управления северным регионом планеты.
Также в работе были использованы ключевые документы Международной морской организации, которая играет ключевую роль в регулировании арктического судоходства на международном уровне. В частности, были изучены следующие материалы: Руководство для судов, работающих в арктических водах 2002 г., Руководящие принципы для судов, работающих в полярных водах, охватывающие как арктические, так и антарктические воды 2009 г., а также «Полярный кодекс», который вступил в силу 1 января 2017 г. и позволил рассмотреть механизм обеспечения стандартов для судоходной отрасли, охватывающей арктические перевозки, участником которых также является Китай;
вторая группа источников представлена двусторонними соглашениями, заключенными между Китаем и государствами Арктического региона, которые позволили проследить развитие сотрудничества между странами в основных сферах в Арктике. Сюда относятся договора об арктическом сотрудничестве между КНР и Исландией, КНР и США, КНР и Норвегией, КНР и Европейским союзом и др.;
основой третьей группы источников являются выступления, речи государственных и политических деятелей о перспективах китайской политики в Арктике. Сюда можно назвать выступление заместителя министра иностранных дел КНР Чжан Мина на сессии Китайской национальной Ассамблеи Третьего полярного круга 17 октября 2015 г., выступление китайского посла ЧэньЮймина на семинаре «Китайско-северные отношения: возможности и пути вперед» 11 ноября 2016 г. и др., которые предоставили возможность изучить важность активизации политики Китая в Арктике для высшего руководства страны, а также значение сотрудничества КНР со странами циркумполярного региона.
Таким образом, имеющиеся источники создают достаточные возможности для раскрытия основной цели и задач дипломной работы.
Библиографическая база исследования. Проблема исследования китайской политики в Арктике является центральной темой работ многих международников, политологов, историков, военных экспертов, дипломатов, а также публицистов. Использованную для подготовки исследования литературу можно разделить на несколько групп.
К первой группе принадлежат труды, посвященные комплексному исследованию деятельности современных государств в Арктическом регионе, в частности, их политическим, экономическим, энергетическим, геополитическим и др. аспектам. Сюда относятся работы таких авторов как Э. Конде, К. Хара, Л. Дженсен и др.
Ко второй группе относятся работы, посвященные изучению современной китайской политической стратегии в Арктике, которая, по мнению многих исследователей, в ХХI в. является одной из наиболее эффективных среди неарктических государств. Среди российских авторов исследованию данного аспекта посвящены труды В. И. Балакина, Л. Матияка и др.
Особую ценность для исследования представили работы преподавателей факультета международных отношений СПбГУ: В.С. Ягья, Н.К. Харлампьевой, М.Л. Лагутиной, А. А. Сергунина и др. Можно отметить важность статьи В.Н. Конышева и М.А. Кобзевой, в которой авторы рассматривают особенности политики Китая в Арктике с учетом её связи с политическими и культурными традициями. Данные работы предоставили возможность комплексно рассмотреть современную политику Китая в Арктике.
Представителями западной зарубежной школы, которые исследовали это направление, можно назвать Ф. Хайдук, Р. Мюррея и др. Китайская школа представлена работами следующих авторов: Ц. Ван, Г. Сюй, С. Пинг и др.
Основой третьей группы можно назвать труды, рассматривающие основные направления взаимодействия Китая с арктическими странами. Среди отечественных авторов это В.В. Карлусов, Н.Р. Максимов и др. Зарубежная школа представлена работами Х. Конли, Л. Флэйка и др.
Особый интерес для исследования вызвала работа «Двусторонняя дипломатия Китая в Арктике» японского исследователя Ц. Пэна и норвежского учёного Н. Уегги, которые исследуют двустороннюю дипломатию Китая в Арктике с арктическими государствами. Авторы приходят к выводу, что арктическая дипломатия Китая в последние годы отмечается активностью, её можно назвать даже имеющей успех. Китай является постоянным наблюдателем в Арктическом Совете, но всё чаще арктические государства ставят под сомнение истинные намерения Китая на севере (были подняты вопросы относительно степени, в которой Китай использует свое экономическое влияние, чтобы продвигать свои односторонние стратегические интересы, которые не обязательно пересекаются с интересами арктических государств).
К четвертой группе относятся труды авторов, которые изучали проблему участия Китая в институтах международного сотрудничества в Арктике. Это работы Л. Хайнинена, Ф. Ву и др. Ценной для нашей работы стала статья китайского учёного Е. Цзяна «Роль Китая в арктической политике: контекст глобального управления», который утверждает, что, будучи зарождающейся мировой мощью, Китай уже активно участвует в глобальном управлении, не исключая также Арктический регион.
Особенности арктической дипломатии и участия Китая в Арктическом Совете стали главной темой работ Д.С. Тулупова.
Таким образом, зарубежная и отечественная литература затрагивают все основные направления деятельности Китая в Арктике. Центральной темой всех работ является утверждение, что на сегодняшний день действия Китая в регионе характеризуются растущей активностью. Во всех работах также прослеживается утверждение о поддержке КНР идеи глобального управления Арктикой, не ограничиваясь Арктическим Советом, а расширяясь с помощью всего мирового сообщества под эгидой ООН. Но пока еще недостаточно рассмотрены некоторые аспекты взаимодействия Китая и стран Арктического региона в ХХІ в., что снова делает акцент на актуальности темы нашего исследования.
Структура работы отражает поставленные перед исследованием цели и задачи. Общий ее объем составляет 61 страницу. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.
Подобные изменения в Арктике открывают новые возможности, а также грозят проблемами как для арктических государств, так и для более широкого международного сообщества. Как никогда ранее Арктика стала частью сложного комплекса политической и экономической динамики, связывающей действующих лиц в регионе и за его пределами. Среди неарктических государств именно Китай имеет наиболее сильные интересы в Арктике. Сегодня страна, являясь с 2013 г. наблюдателем при Арктическом Совете – главном региональном институциональном механизме Арктики - заявляет о себе как о «близком к Арктике государстве» и «арктическом собеседнике», хотя его самая северная территория лежит более чем в 1500 км к югу от Полярного круга. Как самая густонаселенная страна в мире Китай намерен принимать активное участие в арктической политике и не согласен с тем, что вопросы Арктики решаются только арктическими государствами. В более широком смысле, учитывая ресурсную обеспеченность региона и его значение для глобального потепления, Китай развивает программы многостороннего и двустороннего сотрудничества с арктическими государствами в сфере изучения ресурсов Арктики, продвигает торгово-экономические связи с приарктическими странами. Таким образом, исследование арктической политики КНР, её влияние на приарктические страны и на международное сотрудничество в регионе является актуальным и общественно значимым.
Объектом исследования является внешняя политика Китая, а предметом - арктический вектор внешней политики КНР.
Цель исследования заключается в определении приоритетных направлений политики КНР в Арктике. В соответствии с целью в работе решались следующие исследовательские задачи:
оценить геоэкономическое и геополитическое значение Арктики в ХХІ в.;
выявить концептуальные основы арктической политики КНР;
охарактеризовать предпосылки формирования китайских интересов в Арктике;
определить энергетические, транспортные и другие аспекты китайской стратегии в Арктике;
рассмотреть участие Китая в региональных арктических организациях;
определить проблемы и перспективы российско-китайского взаимодействия в Арктике;
проанализировать арктическую линию во взаимодействии КНР с арктическими государствами.
Методологическая основа исследования. Для достижения поставленной цели и реализации задач в работе использован системный подход, заключающийся в комплексном изучении политики Китая в Арктике, все составляющие которой взаимосвязаны и воспринимаются как сочетание идеологических установок и их практическая реализация. Подходы неоинституционализма используются при исследовании активности Китая в международных и двусторонних структурах в Арктическом регионе.
Для решения поставленных задач автором применен комплекс общенаучных методов - методы анализа и синтеза, индукции и дедукции и др. В частности, метод анализа был использован для рассмотрения причин активизации китайской политики на арктическом направлении в ХХІ в., а также идеологических концепций, касающихся политики и международных отношений, логический метод - для теоретико-методологического анализа источников при определении сущностных характеристик ключевых понятий исследования.
Обзор источников. В процессе работы над ВКР автором были использованы различные источники, которые условно можно разделить на несколько групп:
первая группа источников содержит документы международных организаций, в частности, Конвенцию ООН по морскому праву , декларации Арктического Совета - Кирунскую декларацию, принятую на VIII министерской сессии Арктического совета в мае 2013 г.. Данная декларация обозначила новый этап в китайской арктической политике, ввиду того, что страна получила статус наблюдателя при Арктическом Совете, что позволило Китаю стать участником процессов управления северным регионом планеты.
Также в работе были использованы ключевые документы Международной морской организации, которая играет ключевую роль в регулировании арктического судоходства на международном уровне. В частности, были изучены следующие материалы: Руководство для судов, работающих в арктических водах 2002 г., Руководящие принципы для судов, работающих в полярных водах, охватывающие как арктические, так и антарктические воды 2009 г., а также «Полярный кодекс», который вступил в силу 1 января 2017 г. и позволил рассмотреть механизм обеспечения стандартов для судоходной отрасли, охватывающей арктические перевозки, участником которых также является Китай;
вторая группа источников представлена двусторонними соглашениями, заключенными между Китаем и государствами Арктического региона, которые позволили проследить развитие сотрудничества между странами в основных сферах в Арктике. Сюда относятся договора об арктическом сотрудничестве между КНР и Исландией, КНР и США, КНР и Норвегией, КНР и Европейским союзом и др.;
основой третьей группы источников являются выступления, речи государственных и политических деятелей о перспективах китайской политики в Арктике. Сюда можно назвать выступление заместителя министра иностранных дел КНР Чжан Мина на сессии Китайской национальной Ассамблеи Третьего полярного круга 17 октября 2015 г., выступление китайского посла ЧэньЮймина на семинаре «Китайско-северные отношения: возможности и пути вперед» 11 ноября 2016 г. и др., которые предоставили возможность изучить важность активизации политики Китая в Арктике для высшего руководства страны, а также значение сотрудничества КНР со странами циркумполярного региона.
Таким образом, имеющиеся источники создают достаточные возможности для раскрытия основной цели и задач дипломной работы.
Библиографическая база исследования. Проблема исследования китайской политики в Арктике является центральной темой работ многих международников, политологов, историков, военных экспертов, дипломатов, а также публицистов. Использованную для подготовки исследования литературу можно разделить на несколько групп.
К первой группе принадлежат труды, посвященные комплексному исследованию деятельности современных государств в Арктическом регионе, в частности, их политическим, экономическим, энергетическим, геополитическим и др. аспектам. Сюда относятся работы таких авторов как Э. Конде, К. Хара, Л. Дженсен и др.
Ко второй группе относятся работы, посвященные изучению современной китайской политической стратегии в Арктике, которая, по мнению многих исследователей, в ХХI в. является одной из наиболее эффективных среди неарктических государств. Среди российских авторов исследованию данного аспекта посвящены труды В. И. Балакина, Л. Матияка и др.
Особую ценность для исследования представили работы преподавателей факультета международных отношений СПбГУ: В.С. Ягья, Н.К. Харлампьевой, М.Л. Лагутиной, А. А. Сергунина и др. Можно отметить важность статьи В.Н. Конышева и М.А. Кобзевой, в которой авторы рассматривают особенности политики Китая в Арктике с учетом её связи с политическими и культурными традициями. Данные работы предоставили возможность комплексно рассмотреть современную политику Китая в Арктике.
Представителями западной зарубежной школы, которые исследовали это направление, можно назвать Ф. Хайдук, Р. Мюррея и др. Китайская школа представлена работами следующих авторов: Ц. Ван, Г. Сюй, С. Пинг и др.
Основой третьей группы можно назвать труды, рассматривающие основные направления взаимодействия Китая с арктическими странами. Среди отечественных авторов это В.В. Карлусов, Н.Р. Максимов и др. Зарубежная школа представлена работами Х. Конли, Л. Флэйка и др.
Особый интерес для исследования вызвала работа «Двусторонняя дипломатия Китая в Арктике» японского исследователя Ц. Пэна и норвежского учёного Н. Уегги, которые исследуют двустороннюю дипломатию Китая в Арктике с арктическими государствами. Авторы приходят к выводу, что арктическая дипломатия Китая в последние годы отмечается активностью, её можно назвать даже имеющей успех. Китай является постоянным наблюдателем в Арктическом Совете, но всё чаще арктические государства ставят под сомнение истинные намерения Китая на севере (были подняты вопросы относительно степени, в которой Китай использует свое экономическое влияние, чтобы продвигать свои односторонние стратегические интересы, которые не обязательно пересекаются с интересами арктических государств).
К четвертой группе относятся труды авторов, которые изучали проблему участия Китая в институтах международного сотрудничества в Арктике. Это работы Л. Хайнинена, Ф. Ву и др. Ценной для нашей работы стала статья китайского учёного Е. Цзяна «Роль Китая в арктической политике: контекст глобального управления», который утверждает, что, будучи зарождающейся мировой мощью, Китай уже активно участвует в глобальном управлении, не исключая также Арктический регион.
Особенности арктической дипломатии и участия Китая в Арктическом Совете стали главной темой работ Д.С. Тулупова.
Таким образом, зарубежная и отечественная литература затрагивают все основные направления деятельности Китая в Арктике. Центральной темой всех работ является утверждение, что на сегодняшний день действия Китая в регионе характеризуются растущей активностью. Во всех работах также прослеживается утверждение о поддержке КНР идеи глобального управления Арктикой, не ограничиваясь Арктическим Советом, а расширяясь с помощью всего мирового сообщества под эгидой ООН. Но пока еще недостаточно рассмотрены некоторые аспекты взаимодействия Китая и стран Арктического региона в ХХІ в., что снова делает акцент на актуальности темы нашего исследования.
Структура работы отражает поставленные перед исследованием цели и задачи. Общий ее объем составляет 61 страницу. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.
В результате проведенного исследования автор пришел к следующим выводам.
Во-первых, можно отметить, что в XXI значительно выросло геоэкономическое и геополитическое значение Арктики. Контроль над арктическим регионом фактически означает контроль над всей мировой экономикой и мировыми рынками, что обуславливает повышенный интерес к этому региону множества стран.
Во-вторых, мы можем увидеть увеличивающийся интерес Китая, как государства, не являющегося приарктической страной, но, тем не менее, претендующего на распределение сфер влияния в Арктике – важном для усиления китайского геополитического влияния в регионе. Китай разработал ряд проектов, которые направлены на расширение своего влияния в арктическом регионе.
В-третьих, Арктическая политика КНР на данный момент основана на двух концепциях: концепции «околоарктического государства», концепция Северного шелкового пути. Так как впоследствии КНР пришлось отказаться от концепции интернационализации Арктики.
В-четвертых, рассматривая приоритетные направления КНР в Арктике, можно сказать, что наиболее важным мотивом повышения китайского интереса выступает экономический фактор. Стремительно развивающееся экономика требует всё больше природных ресурсов: нефти, газа, различных руд. А процесс таяния льдов и развитие новых технологий открывает новые возможности разработки этих полезных ископаемых. Кроме того, Китай, не имея выхода к Арктике, стремится закрепить за собой доступ к новым путям транзита, которые в перспективе могут сэкономить время и деньги. Поэтому Китай стремится к широкому использованию новых морских путей.
При этом экономическое благополучие Китая во многом зависит от энергетического фактора. Китай не сможет добиться энергетической безопасности без диверсификации импорта нефти и газа. Она же будет зависеть, в том числе и от успешности китайской энергетической политики в Арктике.
В связи с этим, следующим приоритетным направлением является природоохранная и научно-исследовательская деятельность, так как глобальное потепление и таяние арктических ледников может крайне негативно сказаться на китайском сельском хозяйстве.
Китай заинтересован в морских ресурсах Арктики, по причине переэксплуатации морских прибрежных ресурсов, так как она вызвала угрозы воспроизводства морских обитателей.
Так же одной из задач исследователей является создание разнообразных технологий для использования океанических ресурсов. Что касается основных направлений китайских арктических исследований, то мы можем выделить вопросы охраны окружающей среды, среди которых наибольшее значение придается климатическим изменениям, мониторингу состояния арктической окружающей среды, исследованиям проблем водных ресурсов Арктики и состояния льдов, а также вопросам арктического устойчивого развития.
И наконец, проарктическая политика Китая направлена также на укрепление международных отношений с арктическими странами. Но наибольшую активность Китай проявляет по отношению к России, так как именно она является для Китая важнейшим партнером в реализации проарктической политики Китая. Китай, стремясь получить геополитическое влияние в Арктическом регионе, заинтересован в развитии конструктивных отношений с Россией – страной, обладающей правами Северного морского пути и имеющей непосредственный доступ к большей части арктических ресурсов. Взамен Китай предложил России крупный объем инвестиций и передовые технологии, необходимые для дальнейшего научного изучения арктического региона.
Во-первых, можно отметить, что в XXI значительно выросло геоэкономическое и геополитическое значение Арктики. Контроль над арктическим регионом фактически означает контроль над всей мировой экономикой и мировыми рынками, что обуславливает повышенный интерес к этому региону множества стран.
Во-вторых, мы можем увидеть увеличивающийся интерес Китая, как государства, не являющегося приарктической страной, но, тем не менее, претендующего на распределение сфер влияния в Арктике – важном для усиления китайского геополитического влияния в регионе. Китай разработал ряд проектов, которые направлены на расширение своего влияния в арктическом регионе.
В-третьих, Арктическая политика КНР на данный момент основана на двух концепциях: концепции «околоарктического государства», концепция Северного шелкового пути. Так как впоследствии КНР пришлось отказаться от концепции интернационализации Арктики.
В-четвертых, рассматривая приоритетные направления КНР в Арктике, можно сказать, что наиболее важным мотивом повышения китайского интереса выступает экономический фактор. Стремительно развивающееся экономика требует всё больше природных ресурсов: нефти, газа, различных руд. А процесс таяния льдов и развитие новых технологий открывает новые возможности разработки этих полезных ископаемых. Кроме того, Китай, не имея выхода к Арктике, стремится закрепить за собой доступ к новым путям транзита, которые в перспективе могут сэкономить время и деньги. Поэтому Китай стремится к широкому использованию новых морских путей.
При этом экономическое благополучие Китая во многом зависит от энергетического фактора. Китай не сможет добиться энергетической безопасности без диверсификации импорта нефти и газа. Она же будет зависеть, в том числе и от успешности китайской энергетической политики в Арктике.
В связи с этим, следующим приоритетным направлением является природоохранная и научно-исследовательская деятельность, так как глобальное потепление и таяние арктических ледников может крайне негативно сказаться на китайском сельском хозяйстве.
Китай заинтересован в морских ресурсах Арктики, по причине переэксплуатации морских прибрежных ресурсов, так как она вызвала угрозы воспроизводства морских обитателей.
Так же одной из задач исследователей является создание разнообразных технологий для использования океанических ресурсов. Что касается основных направлений китайских арктических исследований, то мы можем выделить вопросы охраны окружающей среды, среди которых наибольшее значение придается климатическим изменениям, мониторингу состояния арктической окружающей среды, исследованиям проблем водных ресурсов Арктики и состояния льдов, а также вопросам арктического устойчивого развития.
И наконец, проарктическая политика Китая направлена также на укрепление международных отношений с арктическими странами. Но наибольшую активность Китай проявляет по отношению к России, так как именно она является для Китая важнейшим партнером в реализации проарктической политики Китая. Китай, стремясь получить геополитическое влияние в Арктическом регионе, заинтересован в развитии конструктивных отношений с Россией – страной, обладающей правами Северного морского пути и имеющей непосредственный доступ к большей части арктических ресурсов. Взамен Китай предложил России крупный объем инвестиций и передовые технологии, необходимые для дальнейшего научного изучения арктического региона.
Подобные работы
- Политика и интересы Китая в Арктическом совете
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4610 р. Год сдачи: 2024 - Арктическая стратегия КНР (1990-2020)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2022 - Арктическая стратегия КНР (1990-2020)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Особенности формирования арктической политики Германии» «Features of Germany’s Arctic Policy Formation»
Курсовые работы, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 3200 р. Год сдачи: 2020 - Арктические намерения Китая, Южной Кореи, Японии: водно-бассейновый принцип взаимодействия
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2023 - Арктическая политика России в эпоху глобальных вызовов/рисков
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2023 - СОВРЕМЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ И МЕСТО В НЕЙ РОССИИ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Арктическая политика России в эпоху глобальных вызовов/рисков
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ШВЕЦИИ, ФИНЛЯНДИИ И ДАНИИ В XXI ВЕКЕ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2023



