Политика КНР в территориальных спорах в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях
|
Введение
Глава 1. Особенности территориальных споров в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях
1.1 Экономическое и военно-стратегическое значение островов в ЮКМ и ВКМ………….10
1.2 Территориальные притязания Китая и специфика подхода китайского руководства к урегулированию споров в ЮКМ и ВКМ
Глава 2.Политические факторы, влияющие на формирование китайской политики в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях
2.1 Внутриполитические факторы формирования политики КНР в ЮКМ и ВКМ……..….28
2.2 Курс на создание позитивного имиджа Китая в мировом сообществе как фактор……36
2.3 Фактор США в территориальных спорах в ЮКМ и ВКМ…
Глава 3.Способы утверждения Китаем своих прав на оспариваемые острова и акватории ЮКМ и ВКМ
3.1. Использование принуждения и давления Китаем в целях закрепления суверенитета над оспариваемыми островами и акваториями
3.2 Несиловые способы утверждения Китаем своих прав на оспариваемые острова и акватории ЮКМ и ВКМ
Заключение
Список источников и литературы
Глава 1. Особенности территориальных споров в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях
1.1 Экономическое и военно-стратегическое значение островов в ЮКМ и ВКМ………….10
1.2 Территориальные притязания Китая и специфика подхода китайского руководства к урегулированию споров в ЮКМ и ВКМ
Глава 2.Политические факторы, влияющие на формирование китайской политики в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях
2.1 Внутриполитические факторы формирования политики КНР в ЮКМ и ВКМ……..….28
2.2 Курс на создание позитивного имиджа Китая в мировом сообществе как фактор……36
2.3 Фактор США в территориальных спорах в ЮКМ и ВКМ…
Глава 3.Способы утверждения Китаем своих прав на оспариваемые острова и акватории ЮКМ и ВКМ
3.1. Использование принуждения и давления Китаем в целях закрепления суверенитета над оспариваемыми островами и акваториями
3.2 Несиловые способы утверждения Китаем своих прав на оспариваемые острова и акватории ЮКМ и ВКМ
Заключение
Список источников и литературы
В XXI в. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) оказывает существенное влияние на формирование нового мирового порядка и рассматривается уже в качестве одного из центров мирового экономического развития, где еще остаются одни из самых трудно разрешимых и давно тлеющих территориальных конфликтов. Споры по поводу островов в Южно-Китайском (ЮКМ) и Восточно-Китайском морях (ВКМ) остаются источником напряженности отношений Китая с некоторыми странами АСЕАН (Ассоциации государств Юго-Восточной Азии), Японией и Тайванем. Для каждой из сторон конфликтов важно закрепить свои права в оспариваемых акваториях, которые богаты значительными объёмами природных и иных ресурсов и через которые проходят важные торговые линии международного транзита. Однако подлинные причины противоречий гораздо глубже. Они укоренены в геостратегических потребностях государств, которые видят в обеспечении территориальных интересов в ЮКМ и ВКМ долгосрочные гарантии собственной безопасности. Также споры вокруг островов стали ареной соперничества США и Китая. Пекин уже смело бросает вызов Вашингтону, который традиционно выступал в качестве доминирующей внерегиональной силой.
Возрастающая настороженность участников конфликтов и США за ситуацией в АТР в отношении Китая по мере приобретения им все более сильных региональных и глобальных позиций не случайна. Мировой финансово-экономический кризис в 2008-2009 гг. стал переломным моментом, когда начался рост экономических позиций Китая и его международного статуса в мире. Вместе с тем возросла необходимость и в разрешении споров со своими соседями и с США на морских границах в свою пользу. С приходом к власти Си Цзиньпина произошли важнейшие изменения и новации, вносимые во внешнюю политику Китайской Народной Республики по мере усиления ее комплексной национальной мощи. На фоне экономической и политической мощи начался серьезный пересмотр внешней политики КНР, продолжение роста военного бюджета и модернизации вооруженных сил армии Китая. Китайское правительство в своих выступлениях и инициативах без колебаний заявляют, что Китай не допустит, чтобы кто-то в его отношении безнаказанно проводил политику сдерживания, ограничивал его свободу судоходства, перекрывал морские пути и доступ к рынкам сбыта, пытался вмешиваться в его внутренние дела, включая те, которые он сам считает внутренними, и занимался дестабилизацией стран и регионов, в которых он заинтересован. Однако, с другой стороны, на фоне широкого распространение среди мирового сообщества представлений о «китайской угрозе» на китайскую внешнюю политику накладываются ограничения, заставляя Пекин искусственно снижать свою напористость, использовать миролюбивые лозунги и заявления и придумывать другие методы утверждения своего суверенитета в территориальных спорах.
Действия Пекина влияют на обстановку в АТР - в таком обширном и важном для мировой экономики регионе, и несут в себе большие и непредсказуемые риски. Амбиции Китая вызывает обеспокоенность у малых государств-сторон конфликта, что привело к еще большему обострению территориальных споров, активизации гонки вооружений, развитию многосторонних интеграционных объединений. Между тем имеет место разделяемое всеми игроками понимание того, что эскалация напряженности не будет способствовать выходу из сложившейся ситуации. В этих условиях малые страны стремятся к интернационализации конфликта и переводу его в русло международного права, в то время как Китай стремится к сохранению вопроса в региональной плоскости и делает ставку на оттягивание решения споров.
Таким образом, Исследование внешней политики КНР по реализации его национальных интересов в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях является актуальным и важным для понимания характера и особенностей современной обстановки как в самом Китае при руководстве Си Цзиньпина, так и его внешней политики в АТР и во всем мире в целом. Важно показать как Китай, используя все имеющиеся у него средства и возможности, стремиться к усилению военно-политической роли и военно-стратегических позиций в территориальных спорах в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. Также актуальность этого исследования связана с наличием противоречивых интересов главных претендентов на суверенитет в регионе и усиливающимся вмешательством в конфликт вне региональных держав.
Объект и предмет исследования:
Объектом данного исследования являются территориальные споры в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях.
Предметом данного исследования является политика КНР в территориальных спорах в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях при Си Цзиньпине.
Цель и задачи исследования:
Настоящее исследование ставит целью определения особенностей и различий внешней политики КНР при Си Цзиньпине в отношении территориальных споров в ЮКМ и ВКМ. Указанные цели исследования могут быть достигнуты при решении следующих задач:
1. Дать краткую характеристику спорных островов в ЮКМ и ВКМ, оценив их экономическую и стратегическую значимость для КНР;
2. Охарактеризовать притязания Китая в территориальных спорах в ЮКМ и ВКМ и выявить основные особенности китайского подхода по отстаиванию своих прав на спорные территории и разрешению конфликтов;
3. Рассмотреть внутренние и внешние факторы, которые оказывают влияние на формирование внешней политики КНР в ЮКМ и ВКМ;
4. Показать, как Китай повышает международный авторитет и создает позитивный имидж страны на фоне активных действий в территориальных спорах;
5. Выявить различны военные и невоенные инструменты, которые использует китайское руководство по достижению своих национальных интересов в ЮКМ и ВКМ.
Хронологические рамки:
Дипломная работа охватывает период с момента прихода к власти пятого поколения руководителей во главе с Си Цзиньпином 14 марта 2013г., когда обозначился новый подход КНР в отношении своих давних территориальных претензий в Южно-Китайском море (ЮКМ) и в Восточно-Китайском море (ЮКМ), до настоящего времени.
Методология исследования:
В выпускной квалификационной работе основополагающими методами исследования являются принцип научной объективности, принцип системности и сравнительный анализ. Первый принцип подразумевает использование научных данных, не интерпретированных другими исследователями фактов и рассмотрение их с точки зрения объективных закономерностей. При анализе политических факторов, влияющих на формирование китайской внешней политики в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, был использован системный подход, который предусматривает рассмотрение объекта исследования во взаимосвязи всех его элементов и в его внешних связях. Для выявления общих черт, различий и динамики внешней политики Китая в ЮКМ и ВКМ был использован сравнительный анализ. Также из общенаучных методов в данном исследовании использовался исторический метод при рассмотрении позиций и требований сторон в территориальных конфликтах в ЮКМ и ВКМ.
Степень научной разработанности темы:
Рассматриваемая проблема выпускной квалификационной работы совмещает различные по тематике исследования источники и литературу как отечественных, так и зарубежных авторов. Ввиду того, что исследовательская работа совмещает исследования территориальных споров в ЮКМ и ВКМ с работами по исследованию современной внешней и внутренней политики Китая, можно выделить три группы исследователей, которые занимаются определенной тематикой:
К первой группе относится исследователи, в работах которых подробно описана история возникновения территориальных конфликтов, географическое положение спорных островов и их экономическое и военно-стратегическое значение. При изучении территориального спора в Южно-Китайском море были использованы работы: Г.М. Локшин, Б.Н. Мельниченко, Дитер Хайнц, Франк Умбах, Су Хао, Ли Цзиньминь и Ли Дэся. При исследовании конфликта в Восточно-Китайском море - исследования Б. Видмаровича, А.А. Киреева, Роксаны Хислоп, Ли Яня .
Ко второй группе относятся исследователи, которые занимаются изучением внешней политики Китая в целом и в территориальных конфликтах в ЮКМ и ВКМ: Я.В. Лексютина - внешняя политика Китая в Юго-Восточной Азии и «добрососедская дипломатия» Китая; В.Б. Кашин - военно-политический и военно-экономический аспекты во внешней политике Китая; Майкл Д. Суэйн - внешняя политика Китая в ВКМ и ЮКМ; Д.В. Мосяков, Г.М. Локшин, Ю.В Тавровский, Ричард Джавад, Адам Грир - внешняя политика Китая в ЮКМ, а также исследователи Инициативы по обеспечению прозрачности на море в Азии (Asia Maritime transparency initiative), которые анализировали расстановку сил в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях и разрабатывали пути урегулирования конфликтов в зависимости от произошедших изменений и нарушения статус-кво.; Мэтт Ферчен - последствия экономического сотрудничества с Китаем; Ю.А. Крячкина, Зак Купер - противостояние Китая, Тайваня и Японии в ВКМ. При рассмотрении вопросов американо-китайского соперничества в Юго-Восточной и в Северо-Восточной Азии, обращались к работам Саркисова К.О. Мартыновой Е.С. и Бондзи Охара. Для понимания системы международного права и особого подхода Китая к ней использовали исследования В.Спивак, Л. Степушовой и Харриет Мойнихан.
К третей группе относятся исследователи внутренней политики высшего руководства Китая: В. Нежданов - медеа-сфера и пропаганда КПК; Я.М. Бергер, Хэ Инань, Билл Гор - при рассмотрении движения национализма и патриотизма в Китае; А.О.Виноградов, А.И. Салицкий, Михеев В.В. Луконин С.А. – специфика политики нового пятого поколения руководства в Китае.
Источниковую базу исследования составляют:
- решение постоянной палаты Третейского суда в Гааге по иску Филиппин к Китаю в споре вокруг островов в Южно-Китайском море ;
- заявления высшего руководства КНР, обосновывающие исторические права страны на спорные острова в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, а также заявления по поводу концепций «китайская мечта» и «сообщества единой судьбы человечества»;
- позиция Японии по поводу спорных островов Сенкаку в Восточно-Китайском море, обозначенная на официальном сайте Министерства иностранных дел Японии ;
- исследовательский центр Инициатива по обеспечению прозрачности на море в Азии (The Asia Maritime Transparency Initiative), которая занимается анализом информации и обменом мнениями по вопросам политики государств в области безопасности на море в Азии. Также данный центр предоставляет фотографии островов, на которых четко показаны все объекты инфраструктуры и располагающиеся там вооруженные силы.
- управление по энергетической информации США (U.S. Energy Information Administration), которое предоставило различные данные запасов углеводородов в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях;
- газеты, с помощью которых анализировались события и реальная обстановка в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. На русском языке - ТАСС, ИА REGNUM, Независимая газета, Газета Правда, на английском - The New York Times, The Strait Times, The Guardian, The Economist, The Diplomat, BBC, на китайском - сообщения официальной газеты Жэньминь жибао, Xinhua NetNews, которые отражают в целом политику КНР в отношении архипелагов Парасельский и Спратли и островов Сенкаку, а также японская газета на английском языке (Japan Times) и малазийская ежедневная газета на английском языке (The Straits Times).
Таким образом, данная тема дипломной работы является достаточно разработанной.
Структура работы:
Структура дипломной работы следует из поставленных задач и представляет собой введение, три главы, заключение, а также включает список использованных для написания работы источников и литературы. Первая глава посвящена описанию основных особенностей спорных островов в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. В первом параграфе описывается общая информация о спорных островах и раскрывается их экономическое и военно-стратегическое значение. Во втором параграфе отмечены позиции и требования участников конфликтов в ЮКМ и ВКМ. Вторая глава просвещена описанию основных внутриполитических и внешних факторов, которые оказывают существенное влияние на формирование китайской внешней политики в территориальных спорах. В третьей главе показано, как Китай использует силовые и несиловые средства для утверждения своего суверенитета над оспариваемыми островами и акваториями.
Возрастающая настороженность участников конфликтов и США за ситуацией в АТР в отношении Китая по мере приобретения им все более сильных региональных и глобальных позиций не случайна. Мировой финансово-экономический кризис в 2008-2009 гг. стал переломным моментом, когда начался рост экономических позиций Китая и его международного статуса в мире. Вместе с тем возросла необходимость и в разрешении споров со своими соседями и с США на морских границах в свою пользу. С приходом к власти Си Цзиньпина произошли важнейшие изменения и новации, вносимые во внешнюю политику Китайской Народной Республики по мере усиления ее комплексной национальной мощи. На фоне экономической и политической мощи начался серьезный пересмотр внешней политики КНР, продолжение роста военного бюджета и модернизации вооруженных сил армии Китая. Китайское правительство в своих выступлениях и инициативах без колебаний заявляют, что Китай не допустит, чтобы кто-то в его отношении безнаказанно проводил политику сдерживания, ограничивал его свободу судоходства, перекрывал морские пути и доступ к рынкам сбыта, пытался вмешиваться в его внутренние дела, включая те, которые он сам считает внутренними, и занимался дестабилизацией стран и регионов, в которых он заинтересован. Однако, с другой стороны, на фоне широкого распространение среди мирового сообщества представлений о «китайской угрозе» на китайскую внешнюю политику накладываются ограничения, заставляя Пекин искусственно снижать свою напористость, использовать миролюбивые лозунги и заявления и придумывать другие методы утверждения своего суверенитета в территориальных спорах.
Действия Пекина влияют на обстановку в АТР - в таком обширном и важном для мировой экономики регионе, и несут в себе большие и непредсказуемые риски. Амбиции Китая вызывает обеспокоенность у малых государств-сторон конфликта, что привело к еще большему обострению территориальных споров, активизации гонки вооружений, развитию многосторонних интеграционных объединений. Между тем имеет место разделяемое всеми игроками понимание того, что эскалация напряженности не будет способствовать выходу из сложившейся ситуации. В этих условиях малые страны стремятся к интернационализации конфликта и переводу его в русло международного права, в то время как Китай стремится к сохранению вопроса в региональной плоскости и делает ставку на оттягивание решения споров.
Таким образом, Исследование внешней политики КНР по реализации его национальных интересов в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях является актуальным и важным для понимания характера и особенностей современной обстановки как в самом Китае при руководстве Си Цзиньпина, так и его внешней политики в АТР и во всем мире в целом. Важно показать как Китай, используя все имеющиеся у него средства и возможности, стремиться к усилению военно-политической роли и военно-стратегических позиций в территориальных спорах в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. Также актуальность этого исследования связана с наличием противоречивых интересов главных претендентов на суверенитет в регионе и усиливающимся вмешательством в конфликт вне региональных держав.
Объект и предмет исследования:
Объектом данного исследования являются территориальные споры в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях.
Предметом данного исследования является политика КНР в территориальных спорах в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях при Си Цзиньпине.
Цель и задачи исследования:
Настоящее исследование ставит целью определения особенностей и различий внешней политики КНР при Си Цзиньпине в отношении территориальных споров в ЮКМ и ВКМ. Указанные цели исследования могут быть достигнуты при решении следующих задач:
1. Дать краткую характеристику спорных островов в ЮКМ и ВКМ, оценив их экономическую и стратегическую значимость для КНР;
2. Охарактеризовать притязания Китая в территориальных спорах в ЮКМ и ВКМ и выявить основные особенности китайского подхода по отстаиванию своих прав на спорные территории и разрешению конфликтов;
3. Рассмотреть внутренние и внешние факторы, которые оказывают влияние на формирование внешней политики КНР в ЮКМ и ВКМ;
4. Показать, как Китай повышает международный авторитет и создает позитивный имидж страны на фоне активных действий в территориальных спорах;
5. Выявить различны военные и невоенные инструменты, которые использует китайское руководство по достижению своих национальных интересов в ЮКМ и ВКМ.
Хронологические рамки:
Дипломная работа охватывает период с момента прихода к власти пятого поколения руководителей во главе с Си Цзиньпином 14 марта 2013г., когда обозначился новый подход КНР в отношении своих давних территориальных претензий в Южно-Китайском море (ЮКМ) и в Восточно-Китайском море (ЮКМ), до настоящего времени.
Методология исследования:
В выпускной квалификационной работе основополагающими методами исследования являются принцип научной объективности, принцип системности и сравнительный анализ. Первый принцип подразумевает использование научных данных, не интерпретированных другими исследователями фактов и рассмотрение их с точки зрения объективных закономерностей. При анализе политических факторов, влияющих на формирование китайской внешней политики в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, был использован системный подход, который предусматривает рассмотрение объекта исследования во взаимосвязи всех его элементов и в его внешних связях. Для выявления общих черт, различий и динамики внешней политики Китая в ЮКМ и ВКМ был использован сравнительный анализ. Также из общенаучных методов в данном исследовании использовался исторический метод при рассмотрении позиций и требований сторон в территориальных конфликтах в ЮКМ и ВКМ.
Степень научной разработанности темы:
Рассматриваемая проблема выпускной квалификационной работы совмещает различные по тематике исследования источники и литературу как отечественных, так и зарубежных авторов. Ввиду того, что исследовательская работа совмещает исследования территориальных споров в ЮКМ и ВКМ с работами по исследованию современной внешней и внутренней политики Китая, можно выделить три группы исследователей, которые занимаются определенной тематикой:
К первой группе относится исследователи, в работах которых подробно описана история возникновения территориальных конфликтов, географическое положение спорных островов и их экономическое и военно-стратегическое значение. При изучении территориального спора в Южно-Китайском море были использованы работы: Г.М. Локшин, Б.Н. Мельниченко, Дитер Хайнц, Франк Умбах, Су Хао, Ли Цзиньминь и Ли Дэся. При исследовании конфликта в Восточно-Китайском море - исследования Б. Видмаровича, А.А. Киреева, Роксаны Хислоп, Ли Яня .
Ко второй группе относятся исследователи, которые занимаются изучением внешней политики Китая в целом и в территориальных конфликтах в ЮКМ и ВКМ: Я.В. Лексютина - внешняя политика Китая в Юго-Восточной Азии и «добрососедская дипломатия» Китая; В.Б. Кашин - военно-политический и военно-экономический аспекты во внешней политике Китая; Майкл Д. Суэйн - внешняя политика Китая в ВКМ и ЮКМ; Д.В. Мосяков, Г.М. Локшин, Ю.В Тавровский, Ричард Джавад, Адам Грир - внешняя политика Китая в ЮКМ, а также исследователи Инициативы по обеспечению прозрачности на море в Азии (Asia Maritime transparency initiative), которые анализировали расстановку сил в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях и разрабатывали пути урегулирования конфликтов в зависимости от произошедших изменений и нарушения статус-кво.; Мэтт Ферчен - последствия экономического сотрудничества с Китаем; Ю.А. Крячкина, Зак Купер - противостояние Китая, Тайваня и Японии в ВКМ. При рассмотрении вопросов американо-китайского соперничества в Юго-Восточной и в Северо-Восточной Азии, обращались к работам Саркисова К.О. Мартыновой Е.С. и Бондзи Охара. Для понимания системы международного права и особого подхода Китая к ней использовали исследования В.Спивак, Л. Степушовой и Харриет Мойнихан.
К третей группе относятся исследователи внутренней политики высшего руководства Китая: В. Нежданов - медеа-сфера и пропаганда КПК; Я.М. Бергер, Хэ Инань, Билл Гор - при рассмотрении движения национализма и патриотизма в Китае; А.О.Виноградов, А.И. Салицкий, Михеев В.В. Луконин С.А. – специфика политики нового пятого поколения руководства в Китае.
Источниковую базу исследования составляют:
- решение постоянной палаты Третейского суда в Гааге по иску Филиппин к Китаю в споре вокруг островов в Южно-Китайском море ;
- заявления высшего руководства КНР, обосновывающие исторические права страны на спорные острова в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, а также заявления по поводу концепций «китайская мечта» и «сообщества единой судьбы человечества»;
- позиция Японии по поводу спорных островов Сенкаку в Восточно-Китайском море, обозначенная на официальном сайте Министерства иностранных дел Японии ;
- исследовательский центр Инициатива по обеспечению прозрачности на море в Азии (The Asia Maritime Transparency Initiative), которая занимается анализом информации и обменом мнениями по вопросам политики государств в области безопасности на море в Азии. Также данный центр предоставляет фотографии островов, на которых четко показаны все объекты инфраструктуры и располагающиеся там вооруженные силы.
- управление по энергетической информации США (U.S. Energy Information Administration), которое предоставило различные данные запасов углеводородов в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях;
- газеты, с помощью которых анализировались события и реальная обстановка в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. На русском языке - ТАСС, ИА REGNUM, Независимая газета, Газета Правда, на английском - The New York Times, The Strait Times, The Guardian, The Economist, The Diplomat, BBC, на китайском - сообщения официальной газеты Жэньминь жибао, Xinhua NetNews, которые отражают в целом политику КНР в отношении архипелагов Парасельский и Спратли и островов Сенкаку, а также японская газета на английском языке (Japan Times) и малазийская ежедневная газета на английском языке (The Straits Times).
Таким образом, данная тема дипломной работы является достаточно разработанной.
Структура работы:
Структура дипломной работы следует из поставленных задач и представляет собой введение, три главы, заключение, а также включает список использованных для написания работы источников и литературы. Первая глава посвящена описанию основных особенностей спорных островов в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. В первом параграфе описывается общая информация о спорных островах и раскрывается их экономическое и военно-стратегическое значение. Во втором параграфе отмечены позиции и требования участников конфликтов в ЮКМ и ВКМ. Вторая глава просвещена описанию основных внутриполитических и внешних факторов, которые оказывают существенное влияние на формирование китайской внешней политики в территориальных спорах. В третьей главе показано, как Китай использует силовые и несиловые средства для утверждения своего суверенитета над оспариваемыми островами и акваториями.
Во-первых, оспариваемые острова в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях имеют важное стратегическое и экономическое значения для Китая. Со стратегической точки зрения, в ЮКМ важную роль играют морские торговые линии связи из Индийского океана в Тихий, по которым перевозят более половины тоннажа торгового флота в мире. Особую значимость для Китая представляет Малаккский пролив, который является единственным кратчайшим выход для страны в Индийский океан. Контроль над морскими коммуникациями и торговлей в ЮКМ за счет базирования военно-морского флота Китая на спорных островах, позволит Китаю воздействовать на процессы в системе мировой экономики и политики, а также в полной мере реализовать выдвинутый Си Цзиньпином проект «Один пояс, Один путь». С экономической точки зрения, важность представляют залежи значительных запасов нефти, природного газа, минеральных ресурсов в спорных акваториях ЮКМ и ВКМ. Для Китая, который уделяет приоритетное внимание увеличению потребления природного газа для снижения высокого уровня загрязнения от использования угля, добыча и освоение этих месторождений имеет важное значение. Также различные биоресурсы в ЮКМ способны гарантировать продовольственную безопасность Китая;
Во-вторых, специфика подхода китайского руководства к разрешению территориальных споров в ЮКМ и в ВКМ заключается в том, что из-за отсутствия у Китая убедительных доказательств и правовых оснований для передачи островов в ЮКМ и ВКМ под свою юрисдикцию, китайские власти всячески стараются затягивать решения территориальных вопросов. Для этого они прибегают к различным методам давления на стороны конфликтов, демонстрируя упорное нежелание проводить справедливое и комплексное размежевание спорных районов и бойкотируя привлечение третьих сторон. Однако пример Гаагского суда по поводу ЮКМ показал, что, с другой стороны, Китай под пристальным внимание международного сообщества согласен снижать жесткую риторику и идти на достижение формального консенсуса, так как это может негативно сказать на его имидже в мире и на экономику страны;
В-третьих, сравнивая подходы китайского руководства к разрешению территориальных споров в ЮКМ и ВКМ, выяснилось, что в морском споре в ВКМ Пекин проявляет большую осторожность, так как он имеет дело с более сильным противником, который имеет тесные политические и военные связи с Вашингтоном и существует риск эскалации националистических настроений и подрыва не без того хрупкого общественного порядка внутри страны;
В-четвертых, с приходом к власти Си Цзиньпина обозначился рост экономического потенциала Китая и стремление страны к ее возвышению и превращению в великую державу и в региональный центр силы. Эти изменения отношения Китая к своему облику напрямую связаны со стремлением высшего руководства Китая отстаивать свои национальные интересы в территориальных конфликтах в ЮКМ и ВКМ;
В-пятых, рост внешнеполитической агрессивности и жесткости Китая неразрывно связан с ростом комплексной национальной мощи страны и с влиянием военных и нефтяных групп на решения китайского руководства;
В-шестых, агрессивные действия Китая в территориальных спорах в ЮКМ и ВКМ высшее руководство страны камуфлирует за счет различных миролюбивых заявлений, концепций о принципах сохранения стабильности и мира, участия в различных международных организациях и предложений странам-участникам конфликтов экономически выгодных проектов. Позиционируя себя на международной арене как «большой друг» и «мирно поднимающаяся держава», создавая атмосферу партнерства, добрососедства и взаимного доверия со сопредельными странами, Китай формирует позитивный имидж страны и создает хорошую ширму для прикрытия его агрессивных действий в территориальных спорах;
В-седьмых, присутствие США в территориальных спорах в ЮКМ и ВКМ в ответ на усиление военно-политической составляющей китайского глобального присутствия, привело к еще большему ужесточению позиций сторон, росту противоречий и увеличению беспрецедентного наращивания Китаем своего присутствия на спорных островах. Результатом чего стало колоссальное увеличение численности различного рода инцидентов и фактов противостояния китайских и американских сил в акваториях и в воздушных пространствах над спорными островами;
В-восьмых, Китай в территориальных спорах в ЮКМ и ВКМ применяет силовые и несиловые методы для достижения своих национальных интересов и для расширения своего влияния. Силовые включают в себя наращивание военного присутствия страны в спорных районах: увеличение военно-морского и воздушного контингента вблизи или на самих спорных островах, проведения военных учений с потенциальными союзниками Китая, демонстративные заходы военных судов и ВМС Китая в спорные акватории, строительство военной инфраструктуры. Несиловые меры по наращиванию китайского присутствия включают в себя различные административные, инфраструктурные, экономические и общественные средства, которые можно охарактеризовать как «прибрежная дипломатия» Китая;
В-девятых, сравнивая какие силовые методы Китай предпринимает в ЮКМ и ВКМ, можно сделать вывод о том, что с 2013г. Китай в основном сосредоточил свои усилия в Южно-Китайском море. Однако это временное снижение не должно истолковываться как постоянная стабилизация региональной безопасности. Китайские лидеры имеют тенденцию продвигать свою повестку дня в одном регионе, одновременно проявляя сдержанность в других. Поэтому с завершением китайских проектов в Южно-Китайском море Пекин, возможно, усилит давление на участников конфликта в Восточно-Китайском море;
В-десятых, с приходом Си Цзиньпина в ЮКМ амбиции и стремления китайских военных занять спорные острова и районы за счет военных средств сдерживаются экономическими, политическими и дипломатическими интересами Китая в ЮВА. В связи с этим, Китай в ЮКМ прибегает больше к несиловым методам для отстаивания территориальных претензий.
Во-вторых, специфика подхода китайского руководства к разрешению территориальных споров в ЮКМ и в ВКМ заключается в том, что из-за отсутствия у Китая убедительных доказательств и правовых оснований для передачи островов в ЮКМ и ВКМ под свою юрисдикцию, китайские власти всячески стараются затягивать решения территориальных вопросов. Для этого они прибегают к различным методам давления на стороны конфликтов, демонстрируя упорное нежелание проводить справедливое и комплексное размежевание спорных районов и бойкотируя привлечение третьих сторон. Однако пример Гаагского суда по поводу ЮКМ показал, что, с другой стороны, Китай под пристальным внимание международного сообщества согласен снижать жесткую риторику и идти на достижение формального консенсуса, так как это может негативно сказать на его имидже в мире и на экономику страны;
В-третьих, сравнивая подходы китайского руководства к разрешению территориальных споров в ЮКМ и ВКМ, выяснилось, что в морском споре в ВКМ Пекин проявляет большую осторожность, так как он имеет дело с более сильным противником, который имеет тесные политические и военные связи с Вашингтоном и существует риск эскалации националистических настроений и подрыва не без того хрупкого общественного порядка внутри страны;
В-четвертых, с приходом к власти Си Цзиньпина обозначился рост экономического потенциала Китая и стремление страны к ее возвышению и превращению в великую державу и в региональный центр силы. Эти изменения отношения Китая к своему облику напрямую связаны со стремлением высшего руководства Китая отстаивать свои национальные интересы в территориальных конфликтах в ЮКМ и ВКМ;
В-пятых, рост внешнеполитической агрессивности и жесткости Китая неразрывно связан с ростом комплексной национальной мощи страны и с влиянием военных и нефтяных групп на решения китайского руководства;
В-шестых, агрессивные действия Китая в территориальных спорах в ЮКМ и ВКМ высшее руководство страны камуфлирует за счет различных миролюбивых заявлений, концепций о принципах сохранения стабильности и мира, участия в различных международных организациях и предложений странам-участникам конфликтов экономически выгодных проектов. Позиционируя себя на международной арене как «большой друг» и «мирно поднимающаяся держава», создавая атмосферу партнерства, добрососедства и взаимного доверия со сопредельными странами, Китай формирует позитивный имидж страны и создает хорошую ширму для прикрытия его агрессивных действий в территориальных спорах;
В-седьмых, присутствие США в территориальных спорах в ЮКМ и ВКМ в ответ на усиление военно-политической составляющей китайского глобального присутствия, привело к еще большему ужесточению позиций сторон, росту противоречий и увеличению беспрецедентного наращивания Китаем своего присутствия на спорных островах. Результатом чего стало колоссальное увеличение численности различного рода инцидентов и фактов противостояния китайских и американских сил в акваториях и в воздушных пространствах над спорными островами;
В-восьмых, Китай в территориальных спорах в ЮКМ и ВКМ применяет силовые и несиловые методы для достижения своих национальных интересов и для расширения своего влияния. Силовые включают в себя наращивание военного присутствия страны в спорных районах: увеличение военно-морского и воздушного контингента вблизи или на самих спорных островах, проведения военных учений с потенциальными союзниками Китая, демонстративные заходы военных судов и ВМС Китая в спорные акватории, строительство военной инфраструктуры. Несиловые меры по наращиванию китайского присутствия включают в себя различные административные, инфраструктурные, экономические и общественные средства, которые можно охарактеризовать как «прибрежная дипломатия» Китая;
В-девятых, сравнивая какие силовые методы Китай предпринимает в ЮКМ и ВКМ, можно сделать вывод о том, что с 2013г. Китай в основном сосредоточил свои усилия в Южно-Китайском море. Однако это временное снижение не должно истолковываться как постоянная стабилизация региональной безопасности. Китайские лидеры имеют тенденцию продвигать свою повестку дня в одном регионе, одновременно проявляя сдержанность в других. Поэтому с завершением китайских проектов в Южно-Китайском море Пекин, возможно, усилит давление на участников конфликта в Восточно-Китайском море;
В-десятых, с приходом Си Цзиньпина в ЮКМ амбиции и стремления китайских военных занять спорные острова и районы за счет военных средств сдерживаются экономическими, политическими и дипломатическими интересами Китая в ЮВА. В связи с этим, Китай в ЮКМ прибегает больше к несиловым методам для отстаивания территориальных претензий.
Подобные работы
- Вектор внешней политики Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2023 - АСЕАН ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ США В XXI ВЕКЕ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - АСЕАН ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ США В XXI ВЕКЕ
U. S. POLICY TOWARD ASEAN IN 21ST CENTURY
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 2012-2016 гг.: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - СИСТЕМА ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 2012-2016 гг.: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Китайско-филиппинские отношения в XXI веке
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2024 - Особенности интеграционных процессов стран Юго-Восточной Азии в современных условиях
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2023 - Территориальные споры в Южно-Китайском море и перспективы их
развития в контексте влияния нерегиональных акторов
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



