ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОДУКЦИИ 9
1.1 Понятие и функции маркетинговых коммуникаций 9
1.2 Виды продвижения 14
1.3 Факторы внешней среды, воздействующие на эффективность продвижения 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ООО «КОМПАНИЯ ИНВЕРСИЯ» И ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА АВТОМАТИЗАЦИИ БАНКОВСКИХ УСЛУГ 23
2.1 Общая характеристика ООО «Компания ИНВЕРСИЯ» 23
2.2 Маркетинговая программа компании 35
2.3 Анализ ситуации на рынке автоматизации банковских услуг 48
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПРОДВИЖЕНИЯ «МФО 21 ВЕК» ДЛЯ РЫНКА МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 55
3.1 Разработка программы продвижения «МФО 21 ВЕК» для рынка микрофинансовых организаций 55
3.2. Социально-экономический эффект предложенных мероприятий 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ отсутствуют
Современный уровень насыщенности рынка не позволяет достичь желаемого уровня продаж продукции без предварительной подготовки потребителей с помощью различных элементов продвижения. Конкуренция на рынке усиливается и, следовательно, компаниям необходимо больше средств тратить на продвижение именно своего товара, чтобы он не потерялся среди массы других. В сфере продвижения продукции как традиционных, так и инновационных отраслей экономики, эффективные маркетинговые решения по организации коммуникаций способствуют существенной минимизации затрат при одновременном повышении степени изучения потребностей потребителей, позволяющем грамотно выстраивать свою рыночную политику. Компания, не учитывающая этих факторов и не проводящая активной коммуникативной политики, обречена на снижение своей рыночной конкурентоспособности.
Использование комплекса маркетинговых коммуникаций позволяет компаниям успешно реализовывать стратегии продвижения своих товаров на рынке, что на данный момент выступает важнейшим средством выхода из кризиса и их дальнейшего поступательного развития. Кроме того, маркетологи понимают необходимость направления своих усилий и на специальные сегменты рынка, чтобы избежать ненужных трат и максимизировать воздействие на потребителей. Наиболее важным значением конкурентного уровня предприятия является способность и скорость его приспособления к изменяющимся требованиям в условиях рыночной конкуренции. Для того чтобы не терять конкурентного положения недостаточно оперативного реагирования на происходящие изменения. Необходимо грамотная ответная реакция на изменившуюся ситуацию, активные действия. Для этого и предназначены маркетинговые коммуникации, они обеспечивают механизм приспосабливаемости фирмы к постоянно меняющимся требованиям рыночной экономики, целевой аудитории и других агентов внешней среды.
В настоящее время тенденция развития рынка автоматизации для банковской отрасли является несколько неблагоприятной, т.к. наблюдается сужение рынка финансовых организаций и, как следствие, уменьшение количества клиентов исследуемой компании. В период с 2013 года по лето 2017-го Банк России, санировал 35 банков и ликвидировал 346. Параллельно идет процесс поглощения сильными игроками небольших, но уже работающих проектов в области финансовой деятельности, чтобы вместе или на их базе создавать крепкие кредитно-финансовые организации. Российский рынок банковской информатизации переживает далеко не самые лучшие времена. Большинство опрошенных TAdviser1 экспертов говорят о стагнации или снижении объема рынка. Основная часть проектов в настоящее время представляет собой поддержку и развитие ранее внедренных систем, либо направлена на оптимизацию и снижение затрат [31].
В связи с этим, перед компанией ИНВЕРСИЯ рассматривается вопрос освоения нового сегмента рынка, схожего по функциональности с банковским и предложением нового продукта. Возрастает необходимость поиска эффективных способов коммуникации с новыми потребителями, для того, чтобы донести до целевой аудитории основное конкурентное преимущество разработанного решения, которое повлияет на выбор и покупку.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка программы продвижения нового продукта для рынка микрофинансовых организаций на примере действующей компании - ООО «Компания ИНВЕРСИЯ» в современных условиях. Период исследования и запуска программы продвижения с 2016 года по настоящее время.
Поставленная цель работы предопределила постановку и решение ряда взаимосвязанных задач:
• Ознакомиться с понятием маркетинговых коммуникаций. Определить виды продвижения и обозначить основные факторы внешней среды, влияющие на эффективность продвижения;
• Дать общую и маркетинговую характеристики объекта исследования - ООО «Компания ИНВЕРСИЯ»;
• Провести анализ рынка отрасли;
• Разработать мероприятия по продвижению нового продукта для рынка МФО;
• Дать оценку эффективности предложенных мероприятий.
Информационной базой исследования служили действующие законодательные акты и нормативные документы компании, а также специальная учебная и методическая литература, тематические обзоры.
Цели и задачи определили структуру работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, определены цель и задачи выпускной квалификационной работы.
В первой главе «Теоретические аспекты разработки программы продвижения продукции» дано определение понятия маркетинговые коммуникации и его функции, виды продвижения и факторы внешней среды, влияющие на эффективность продвижения.
Во второй главе «Анализ ООО «Компания ИНВЕРСИЯ» и исследование рынка автоматизации банковских услуг» отражена основная характеристика ООО «Компания ИНВЕРСИЯ», маркетинговая программа компании, проведен анализ компании, проведен анализ ситуации на рынке автоматизации банковских услуг.
В третьей главе «Разработка программы продвижения «МФО 21 ВЕК» для рынка микрофинансовых организаций» даны рекомендации продвижению нового продукта для целевого рынка, выявлен социально-экономический эффект предложенных мероприятий.
Заключение содержит основные выводы и рекомендации автора по теме работы.
Целью выпускной квалификационной работы являлась разработка и оценка программы продвижения нового продукта для рынка микрофинансовых организаций. Объектом исследования являлось ООО «Компания ИНВЕРСИЯ». Общество с ограниченной ответственностью «Компания ИНВЕРСИЯ» зарегистрировано по адресу: г. Москва, Каширское шоссе, 13Б, комн. 9.
Основным предметом деятельности общества является:
• -комплексная автоматизация кредитно-финансовых организаций,
• автоматизация отдельных направлений бизнеса,
• системная интеграция.
Проведенный анализ деятельности ООО «Компания ИНВЕРСИЯ» и оценка ситуации на рынке автоматизации банковских услуг показали необходимость вывода нового продукта на рынок МФО с целью получения дополнительной прибыли и улучшения финансового состояния компании. При этом перед отделом маркетинга стоит задача по продвижению нового продукта «МФО 21 ВЕК». По результатам анализа маркетинговой стратегии компании был разработан перечень мероприятий по узнаваемости нового продукта и вывода его на целевой рынок:
• Размещение информации на сайте компании;
• Разработка новых баннеров;
• Разработка и распространение новой рекламной листовки и буклета;
• Участие компании в профильных выставках/конференциях;
• Создание нового универсального стенда компании;
• Работа с действующей клиентской базой;
• Использование имеющихся инструментов PR.
По результатам проведенных мероприятий был произведен анализ их эффективности: за исследуемый период (с 2016 г по наст. время) компания приобрела четыре новых клиента рынка МФО, сумма контрактов с которыми составила 1 503 7400 рублей. При этом ожидается, что приобретенные клиенты, помимо разовой выручки за лицензии и работы по внедрению, будут приносить компании 1 493 232 руб. в год за сопровождение. Денежные поступления за сопровождение программных модулей обеспечат компании еще один постоянный источник финансирования, что, безусловно, положительно повлияет на оборот ее финансовое состояние.
Дополнительные расходы на продвижение нового продукта «МФО 21 ВЕК» составили 770 990 руб. Разница между понесенными расходами на продвижение и полученной выручкой - очевидна. При этом видно, что только за счет поступлений за поддержку программных модулей вложенные в продвижения средства окупятся уже на 6-ой месяц. Полученный результат достигается благодаря верному стратегическому решению по выбору нового рынка:
• рынок МФО тесно связан с банковским рынком и для продвижения нового продукта компании требуется провести аналогичные с банковскими мероприятия по продвижению, что сокращает расходы компании на рекламу;
• разработанный программный комплекс «МФО 21 ВЕК» является упрощенной версией программы ЦАБС «БАНК 21 ВЕК», но с функционалом, адаптированным под нужды микрофинансовых организаций, для разработки самого продукта потребовались минимальные инвестиции;
• новое законодательство ЦБ РФ для МФО, которое вступило в силу 1 января 2018 года, также явилось фактором для выбора данного целевого рынка.
Выше перечисленные аргументы указывают на правильность выбора нового рынка и продукта для него. Отделу маркетинга потребовалось всего лишь провести ряд мероприятий по узнаваемости «МФО 21 ВЕК». По мнению автора данной работы, предложенные мероприятия были реализованы успешно - основная цель по узнаваемости нового решения, которое предлагает компания для рынка МФО - достигнута.
1. Положение ЦБ РФ от 02.09.2015 N 486-П «О плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядке его применения», Режим доступа: https: //minj ust.consultant.ru/documents/16509;
2. Положение ЦБ РФ от 02.09.2015 N 487-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета доходов, расходов и прочего совокупного дохода некредитных финансовых организаций», Режим доступа: http://www.cbr.ru/analytics/accounting/files nfo/487-p.pdf;
3. Указание Банка России от 11.03.2016 №3979-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности и отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации», Режим доступа: http://regulation.nprts.ru/ru/upload/3979- U.pdf;
4. Устав Общества с ограниченной ответственностью «Компания ИНВЕРСИЯ» (ОГРН 5087746397833 от 13.11.2008 г., ИНН/КПП 7724681685/772401001), утвержден решением общего собрания участников Протокол № 2 от 07 июля 2009 г.;
5. Руководство по качеству, РК СМК ИНВЕРСИЯ 01.04 - 2015;
6. Положение об управлении маркетинга и продаж ООО «Компания ИНВЕРСИЯ» ПП МП ИНВЕРСИЯ 02.02.00.00.00.01 - 2012;
7. Положение об отделе рекламы ООО «Компания ИНВЕРСИЯ» ПП ОР ИНВЕРСИЯ 02.00.06.00.01 - 2012;
8. Положение об отделе маркетинга и продаж ООО «Компания ИНВЕРСИЯ» ПП МП ИНВЕРСИЯ 02.00.05.00.01 - 2012;
9. Должностная инструкция специалиста отдела маркетинга и продаж ДИ МП ИНВЕРСИЯ 03.00.05.00.01-2012;
10. Должностная инструкция специалиста отдела рекламы ДИ ОР ИНВЕРСИЯ 03.00.06.00.01-2012;
11. Руководство по фирменному стилю компании ИНВЕРСИЯ;
12. Маркетинг: учеб., для студ. Учреждений сред. проф. образования/ А.Ф. Барышев. - 13-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2017 - 224 с.
13. Маркетинг: основы теории и практики: учебник/ В.И. Беляев. - 4е изд., перераб., доп. - Москва: КНОРУС, 2018 - 676 с.
14. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва, Проспект, 2013. - 616 с.
15. Минько Э., Завьялов О., Минько А., Оценка эффективности коммерческих проектов: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2014. - 368 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»);
...