Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проект по теме «Развитие жанра детектива в конце XX века» (Рязанский государственный агротехнологический университет)

Работа №123112

Тип работы

Контрольные работы

Предмет

литература

Объем работы20
Год сдачи2023
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
329
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложение (21 слайд).

Введение 3
Глава 1. История детективного жанра и жанровые особенности 5
Глава 2. Динамика детективного жанра 9
Глава 3. Особенности детектива конца XX века 16
Заключение 19
Список использованных источников 21

Жанр детектива является одним из наиболее читаемых и востребованных литературных (и кинематографических) жанров, поскольку обладает рядом особенностей, а именно: увлекательностью фабулы, присутствием тем, связанных с необычными тайнами, загадками, преступлениями, а также виртуозно исполненного раскрытия этих загадок. Одной из главные особенностей детектива заключает в том, что подробности необычного происшествия во всей полноте не сообщаются читателю, тем самым удерживая внимание до конца произведения, позволяя читателю пройти вместе с героем весь путь расследования событий.
Причинами широкого признания детективного жанра среди читательской аудитории исследователи называют психологические и социально-культурные. К таким причинам относятся потребность в компенсации неспособности преодолеть собственные страхи, в потребности избавления от чувства вины и переживании катарсиса – высвобождения эмоций и чувство очищения от соприкосновения с потрясающим сознание предметом (искусство, религия и т.п.), ощущения чувства утешения. Кроме того, такой жанр дает обширный материал для интеллектуальной деятельности – упражнений в дедукции, анализе и других логических операциях.
Детективный жанр становится предметом исследования лингвистов, психологов, социологов, литературоведов, культурологов. Статья Моисеева П.А. посвящена исследованию детективоведения XX века, и по мнению автора статьи, С.М. Эйзенштейн – первый создатель теории детектива [4]. В фокусе интересов исследователей находятся история жанра, жанровые особенности и поэтика, развитие жанра в отечественной и западной литературе, типы персонажей, виды детективов, кинематографическое воплощение детективного текста и др.
Актуальность рассматриваемой темы в рамках проекта обусловлена востребованностью детективного жанра среди читающей аудитории.
Целью проекта является исследование особенностей детективного жанра в литературе в конце XX века.
В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи проекта:
1. Обобщить литературу по проблеме развития детективного жанра.
2. Проанализировать знаковые произведения детективного жанра.
3. Проследить динамику от классического детектива к детективу конца XX века.
Объектом исследования выступают произведения детективного жанра: Э.А. По «Убийство на улице Морг», Ч. Диккенс «Пойман с поличным», А. Кристи «Шестнадцать лет спустя», У. Эко «Имя розы», П. Зюскинд «Парфюмер».
Предмет исследования: жанровая эволюция детектива к концу XX века.
Использованы материалы справочных изданий – толковых, лингвистических словарей, энциклопедий, словарей символов.
В работе применены историко-культурный, сравнительно-типологический методы с привлечением мифопоэтического подхода и элементов мотивного анализа.
Гипотеза заключалась в том, что жанр детектива с момента его зарождения и до конца XX века претерпевал эволюцию. Трансформация жанра происходила вследствие различных факторов: социально-экономического переустройства общества, смены культурной парадигмы, войн, а также расширения читательской аудитории, поскольку литература как искусство становится массовой.
План исследования:
1. Изучение научной литературы по вопросам развития детективного жанра.
2. Изучение знаковых произведений детективного жанра с последующим сравнительным анализом.
3. Выводы о сделанных наблюдениях о развитии жанра детектива к концу XX века в ходе изучения произведений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении сделаем выводы о проделанной работе. Проанализировав источники, мы определили детектив как жанр массовой литературы ХХ в. Основоположником жанра детектива был Эдгар По.
Существуют традиционные признаки детектива: загадочное происшествие, убийство, детали которого не сообщаются читателю, главный персонаж – это сыщик-интеллектуал.
Проанализировав ключевые тексты, мы приходим к выводу о том, что детектив со временем эволюционировал. В фокусе нашего внимания были: фигура главного персонажа, место преступления в сюжете, мотивы преступления и мотивы сыщика к расследованию преступления.
В «Убийстве на улице Морг» Э. А. По мы видим классический детектив, он схематичен, герой – интеллектуал, мастерски расследует странное убийство, он помещен в идеальные условия, им движет любопытство и стремление к работе ума, убийство в центре сюжета, значимым фактом является то, что убийцей оказывается животное, следовательно, о мотивах говорить не приходится. У Ч. Диккенса в «Пойман с поличным» герой уже сталкивается с трудностями, ему самому приходится преступить рамки закона, чтобы интуитивно узнать убийцу, героем движет чувство справедливости, морали, страшные события уже не предстают перед лицом читателя, важны мотивы убийства. Появляются зачатки психологизма. В романах А. Кристи Э. Пуаро – неординарная личность, но уже имеющая человеческие слабости, свои страхи и причуды, он приближается к читателю, это живой человек и хороший психолог. Сюжет концентрируется вокруг наблюдательности и чуткости героя к деталям. Сюжет максимально насыщен психологизмом, что отличает тексты А. Кристи.
Максимальную эволюцию жанр претерпевает в конце XX века в связи с отражением принципов постмодернизма в литературе: мистификации, безграничности текста, алогичности, деканонизации (отказ от традиционных канонов, смешение жанров и размытие границ), появления плюралистического мышления, интертекстуальности, гипертекстуальности, ироничности.
Два романа конца XX века – У. Эко «Имя розы» и П. Зюскинда «Парфюмер» демонстрирую влияние постмодернизма, смешивающего массовую культуру с элитарной. В этих произведениях изображено смешение времен, культур, языков, реальных фактов и вымысла; современность соседствует с традициями шекспировской драмы, Просвещения, романтизма, реализма. При этом все теряет свой имманентный смысл и идентичность, смешивается (феномен «реконструкции» [1]), переходит одно в другое, пародируется, снижается до фарса. Фактически исчезает различие «своего» и «чужого» текста, планов настоящего и прошлого. Общий для постмодернизма принцип пародии принимает форму пародирования философских теорий, прежде всего Сартра, Юнга, Фрейда.
Если главный герой Эко еще ищет истины, задается вопросами, но мало находит ответов, то герой Зюскинда уже сам является воплощением зла, что в корне переворачивает традицию жанра. Размываются и границы самого жанра. Это исторический роман с элементами детективного и фантастически. Эти изменения диктуются эстетикой постмодернизма, превращающей литературный тест в сложное многогранное полотно, отражающее социально-культурные процессы общества.
Проанализировав тексты, мы подтверждаем гипотезу о том, что жанр детектива с момента его зарождения и до конца XX века претерпевал эволюцию. Трансформация жанра происходила вследствие различных факторов: социально-экономического переустройства общества, смены культурной парадигмы, войн, а также расширения читательской аудитории, поскольку литература как искусство становится массовой.
Данная тема перспективна для дальнейшего исследования в аспекте углубления анализа поэтики детективных романов.



1. Багдасарова, А.А., Слышенко А. И. Жанровая эквилибристика в романе Э. Мендосы «Удивительное приключение Помпония Флата» (2008) // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. – 2021. –№ 6 (2). – С.141-150.
2. Маркова, А.С. Вне памяти: отсутствие духа («Парфюмер» П. Зюскинда) // Litera. – 2022. – №. 2. – С. 52-61.
3. Мелихов, А.Г. Реконтекстуализация детектива: трансформация образа Э. Пуаро в романе С. Ханны «Убийства под монограммой» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2021. – Т. 14, № 5. – С. 1430-1434.
4. Моисеев, П.А. Русское детективоведение первой половины XX в. // Studia Litterarum. – 2022. – № 7 (1). – С. 40-69.
5. Флоря, А.В. Фикциональность и интроспекция: к поэтике детективного текста // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». – 2022. – Т. 32, №. 5. – С. 1062-1071.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ