Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЦЕННОСТНЫЙ ФАКТОР ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Работа №123104

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы92
Год сдачи2017
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
103
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 4
Введение 6
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования 9
1.1 Гражданская идентичность как важный фактор современной политики 9
1.1.1 Понятие и структура гражданской идентичности (междисциплинарный аспект) 9
1.1.2 Гражданская идентичность в политико-психологических исследованиях 19
1.2 Ценностные характеристики современной студенческой молодежи 29
1.2.1 Междисциплинарный подход к ценностям 29
1.2.2 Исследование ценностей в политической психологии 35
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 40
2.1 Характеристика объекта и этапов эмпирического исследования 40
2.2 Методический инструментарий исследования 42
2.3 Методы статистической обработки данных 47
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 48
3.1 Результаты исследования гражданской идентичности студентов 48
3.2 Анализ показателей ценностной сферы студентов 57
3.2.1 Результаты исследования ценностей личности и ценностей культуры (1-й этап исследования) 57
3.2.2 Результаты исследования ценностей на уровне личности, нации, политики и культуры (2-й этап) 63
3.3 Взаимосвязь показателей гражданской идентичности и характеристик ценностной сферы студенческой молодежи 68
Заключение 72
Список использованных источников 73
Приложение А 81
Приложение Б 82
Приложение В 83
Приложение Г 85
Приложение Д 86
Приложение Е 87
Приложение Ж 89


Актуальность и новизна исследования
На фоне глобализации и внешнеполитической нестабильности проблематика гражданской идентичности общества сегодня переживает второе рождение. Анализируя нынешние тенденции развития российского общества, нужно отметить, что ориентиры, за которыми ранее следовали люди, отброшены, однако, новые еще не сформулированы. В связи с чем, налицо проблема формирования российской гражданской идентичности, способной объединить общество едиными целями и интересами.
Молодежь является одним из важнейших стратегических ресурсов любого общества. Вбирая в себя ценности и нормы, восприимчиво отвечая на социальные, политические, экономические изменения именно молодежь дает импульсы направленности в развитии общества.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года указывается на необходимость поддержки программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности.
Следует отметить, что масштабных и предметных исследований гражданской идентичности за последнее десятилетие не проводилось. В настоящий момент продолжаются замеры в отдельных регионах, на локальном уровне. О культурных аспектах идентичности также много пишется, но систематических замеров нет.
Ключевым для нашего исследования является именно мониторинг ценностной сферы современной российской молодежи.
Целью нашего исследования является изучение ценностных ориентаций студенческой молодежи и их взаимосвязь с показателями гражданской идентичности.
Предмет исследования состоял в изучении ценностные ориентаций у студенческой молодежи, обучающейся в различных высших учебных заведениях Российской Федерации.
Объектом исследования являются студенты высших учебных заведений Российской Федерации (всего 211 человек).
В соответствии с поставленной целью и гипотезами были сформулированы следующие задачи:
Теоретические задачи:
- проанализировать теоретические исследования о гражданской идентичности и ценностной сфере в литературе междисциплинарного характера;
- выявить теоретические предпосылки исследования ценностных ориентаций их взаимосвязь с показателями гражданской идентичности.
Эмпирические задачи:
- исследовать гражданскую идентичность студенческой молодежи;
- провести анализ показателей ценностной сферы современной российской молодежи;
- исследовать взаимосвязь показателей гражданской идентичности и ценностной сферы студенческой молодежи.
Прикладная задача состояла в попытке разработать психолого-политические рекомендации в области формирования гражданской идентичности.
Гипотеза исследования:
Ожидалось, что сила и валентность гражданской идентичности связана с ценностными ориентациями студентов.
Для решения задач исследования использовались опросные методы.
Для исследования гражданской идентичности были применены опросник на гражданскую идентичность (А.Н. Татарко, 2014) и опросник гражданина (О.С. Дейнека, 2000).
Для исследования ценностной сферы были использованы экспресс методики ранжирования ценностных ориентаций, в основе которых на личностном уровне лежал дополненный О.С. Дейнека список ценностей В.Е. Семенова; на уровне политического сознания - список политических ценностей, разработанных О.С. Дейнека с опорой на классификацию группировок и партий Г.П. Артемова (2000) и на уровне национального сознания - перечень национальных ценностей, используемый в работе Ф.С. Файзуллина (2012). В качестве дополнительных методик в нашем исследовании были применены: тест культурно-ценностных ориентаций (Л.Г. Почебут), методика социально-психологических установок (О.Ф. Потемкина) и методика измерения культур (Г. Хофстеде, 1994).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В целом гипотеза исследования подтвердилась. Результаты выполненной эмпирической работы позволяют расширить представление об основных факторах проявления гражданской идентичности и разработать более эффективные способы ее формирования у молодежи.
Гражданская идентичность не может быть сформирована без опоры на ценности и не может реализовываться вне системы ценностных ориентиров.
Основные психолого-политические рекомендации для формирования гражданской идентичности:
1. Необходимо работать над созданием положительного имиджа политика, что будет способствовать повышению уровня доверия со стороны граждан;
2. Необходим открытый диалог власти и молодежи;
3. Необходимо проведение широкомасштабных исследований общероссийского характера с целью не только углубленного исследования структуры ценностей и политических предпочтений российской молодежи, но и их роли в формировании гражданской идентичности.
Разрабатываемая тема требует дальнейших исследований с расширением выборки на общероссийском уровне, с целью повышения ее репрезентативности и, возможно, применения дополнительного методического инструментария.



1. Абросимова К.А. Анализ сущности понятия «Гражданская идентичность»//сборники конференций НИЦ Социо-сфера. - 2014. - №5. - с. 42-45.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб: Питер, 2001. 288 с.
3. Анисимова Т.В., Бычков П.А. Психологические аспекты гражданской идентичности//Вестник Санкт-Петербургского университета, выпуск 3, 2015. с. 63-69.
4. Артемов Г.П. Политическая социология. Курс лекций. СПб: СПбГУ,
2000. 256 с.
5. Ахметшина Р.Х. Патриотическое воспитание как фактор формирования гражданской идентичности учащейся молодежи. Казань.2015. 237с.
6. Буханцова А.В., Кущенко С.В. Гражданская идентичность как ресурс консолидации общества/ Идеи и идеалы №2(24), т.2. 2015.
7. Бычков П.А. Взаимосвязь ценностно-мотивационной сферы избирателей с доверием политической власти/дис. на соиск.ст.к.пс.н. СПб. 2012. – 224 с.
8. Бычков П.А. Политические ценности как инструмент политических технологий/Хрестоматия к учебнику по политической психологии: учебное пособие/ Санкт-Петербургский гос. ун-т, Факультет психологии СПБГУ, Каф.полит.психологии.- Санкт-Петербург: Коло, 2012. – с. 267 - 274.
9. Виловатых А.В. Роль традиционных ценностей в системе национальных интересов России/Научный интернет-журнал «Семья и демографические исследования» [Электронный ресурс] - (дата обращения 04.04.2017).
10. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история: сборник. «Юристъ». М., 1995.
11. ВодолажскаяТ.Идентичность гражданская//Образовательная политика. – 2010.- №5-6. с. 140-142.
12. Григорьев Д.В. Формирование гражданской идентичности современного школьника [Электронный ресурс]//Интернет-конференция «Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образования» - Режим доступа:http://proektpatriot2/jimdo.com (дата обращения 05.04.2017).
13. Дейнека О.С., Забарин А.В. Психолого-политические основания деструктивного группового поведения // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/120-15837
14. Дейнека О.С., Хабибулин Р.К. Феномен постматериалистических ценностей и проблема политической стабильности // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: http://www.science-education.ru/121-17300 (дата обращения: 09.02.2015).
15. Дейнека О.С. Психологические предпосылки политического экстремизма в среде студенческой молодежи в странах Евразийского Союза // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2; [Электронный ресурс] URL: http://www.science-education.ru/131-23996
16. Дейнека О.С. Экономическое сознание: феноменология, структура и потенциал развития: Сборник научных статей. Нац. исследовательский ун-т ВШЭ // Культура и экономическое поведение / Под ред. Н.М.Лебедевой, А.Н.Татарко. М.: МАКС Пресс, 2011. – 544 с., с. 118-148.
17. Дейнека О.С., Борзых П.А. Система ценностей и проявления латентного экстремизма у студентов/Электронный научный журнал «APRIORI. Серия: гуманитарные науки» WWW. APRIORI-JOURNAL.RU. 2017. №1. -11 с.
18. Дейнека О.С. Экономико-психологические последствия переходного периода // Общество и политика. Современные исследования, поиск концепций. СПб.: СПбГУ. 2000. С. 442 – 474.
19. Дейнека О.С. Гармонизация ценностей и позитивное отношение к государству как латентные факторы электоральной активности // Социальные, социально-политические и психолого-политические проблемы (Материалы 1-го Всерос. симпозиума). Н.-Новгород: ННГУ, ИП РАН. 2002. С. 32 – 39.
20. Дейнека О.С. Психология превентивной политики правонарушений в экономике и бизнесе. Учебное пособие. – Saarbrucken, Deutschland/Германия: PalmariumAcademicPublishing. 2013. – 410 с.
21. Диоген Лаэртский. О жизни, учении и изречениях знаменитых философов. М., 1979.
22. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М. 2003.
23. Дробижева Л.М. Государственная и этническая идентичность: Выбор и подвижность. М.; Изд-во Ин-та социологии РАН, 2006. с.10-30.
24. Евгеньева Т.В. Политико-психологические аспекты формирования национально—государственной идентичности россиян. Политическая психология, культура и коммуникация/ Российская ассоциация политической науки; Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. с. 12-26.
25. Егоров О.Е. Гражданская идентичность в условиях современной глобализации»/диссертация/ МГУ им. М.В.Ломоносова., М. 2015.
26. Епишев О.С. Изучение понятий «ценность», ценностные ориентации» в междисциплинарном аспекте/2011. с. 82-96.
27. Ефименко В.Н. // Теория и практика общественного развития. 2013,
№ 11.
28. Забарин А.В. Методология изучения гражданина в политической психологии// Вестник Санкт-Петербургского университета, выпуск 3, 2015. с. 54-62
29. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат.1986.222 с.
30. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер. 2000.
448 с.
31. Зимичев А.М. К методологии создания новой отрасли политической психологии//Вестник политической психологии.2002.№1(2).с.32-39
32. Зимичев А.М. Избранные произведения. – СПб.; Изд-во ЦППИ.2008.-736 с.
33. Зимичев А.М. Гражданская психология. К методологии создания новой отрасли политической психологии//Хрестоматия к учебнику по политической психологии: учебное пособие/ Санкт-Петерб.гос.ун-т, Фак.психологии СПБГУ, Каф.полит.психологии.- Санкт-Петербург: Коло, 2012. – с. 275 - 288.
34. Иванова Н.Л., Мазилова Г.Б. Изменение этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях//Вопросы психологии. – 2008. -№2. с. 83-93.
35. Как проектировать универсальные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/под ред. А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение, 2011.-151 с.
36. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. — СПб: Речь, 2004 - 70 с.
37. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс].Режим доступаhttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/.
38. Кули Ч.Х. Человеческая природа и порядок. М.,2000.
39. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развития общества. Издат.дом ГУВШЭ/Москва. 2007. 527 с.
40. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - 3-е изд., доп. - М.: Смысл, 2007. - 511 с.; 2- изд. - 2003; 1-е изд. - 1998.
41. Малкин Е., Сучков Е. Политические технологии. – М.: «Русская панорама», 2006.-680 с.
42. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики.- СПбю: Евразия, 1997. – с.112.
43. Мид Дж. Г. Интернализированные другие и самость//Американская социологическая мысль. М., 1996; Mead.G.H.Mind, selfandSociety/ Chicago.1934.
44. Микляева А.В., Румянцева П.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 118 с.
45. Нанохова Р.Р., Тлисова Д.Х. Отрывок из книги-монографии «Социально-психологические особенности формирования гражданской идентичности у студенческой молодежи [Электронный ресурс] http://psy.su/psyche/projects
46. Нерсесянц В.С. Сократ. «Наука», М., 1984 -156 с.
47. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. «АСТ». М., 1990 – 639 с.
48. Ольшанский Д.В. Психология масс. 2001 — СПб: Питер, 2001. 368 с.
49. Паин Э.А. Между империей и нацией. Модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в национальной политике России. М., 2003.
50. Проблемы гражданской и региональной идентичности в современной России:сборник научных трудов/Ульян.гос.техн.ун-т.- Ульяновск: Ул ГТУ, 2015. – 343 с.
51. Резник Ю.М. Человек гражданский: проблемы идентичности//Вопросы социальной теории. М., 2010.т.4.с.317
52. РиккертГ.Философия истории. СПб, 1908
53. Рубенштейн С.П. Проблемы общей психологии, 2-е изд. – М., 1976. -416 с.
54. Санина А.Г. Социальные основания гражданской идентичности в современном обществе: субстанциональный, пространственный и деятельностный аспекты//Вестник Санкт-Петербургского университета. 2010. Сер. 12. Вып. 4.с. 289-294.
55. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи/ Социологические исследования, №4, апрель 2007, с. 37-43.
56. Состояние и перспективы развития российской гражданской идентичности. Обзор научных исследований и публикаций 2010-2015 гг. (версия 02.03.16). Издат. группа ЦИРКОН. 115 с.
57. Свешникова Н.О., Соловьева М.А. Психологические аспекты гражданской социализации: к постановке проблемы//Вестник Краунц. Серия «Гуманитарные науки: 2012.№ 2(20), с. 139-145.
58. Свешникова Н.О. Теоретические основания исследования идентичности в политической психологии// Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16.2012.вып.4. с. 45-52.
59. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности/учебное пособие. –Кемерово: Кемеровский гос. Университет, 1999. -92 с.
60. Собкин В.С. Политические ориентации подростков и проблема толерантности/В.С.Собкин М.В. Ваганова//Проблемы толерантности в подростковой субкультуре.Труды по социологииобразования. Том 7.Выпуск 13. –М.: РАО, 2003.- с.9-38.
61. Татарко А.Н. Социально-психологический капитал личности в поликультурном обществе/дис. на соиск. ст. д. пс. н. М. 2014. – 402 с.
62. Татарко А.Н., диссертация социально-психологический капитал личности в поликультурном обществе [Электронный ресурс] http://www.ipras.ru/engine/documents/document8666.pdf/ - (дата обращения: 01.04.2017).
63. Тишков В.А. Наука и национальная идентичность//Приложение к еженедельнику «Аргументы недели». 2008. 20 ноября.
64. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997.
65. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. ЛГУ. 1968.- 124 с.
66. Усманова З.Р. Становление общероссийской гражданской идентичности в республиках Северного Кавказа: политико-психологический анализ: дис. к.полит.н.: М. 2013.- 201 с.
67. Ушинский К.Д. Воспитание человека. Избранное. М.: Издат.дом «Карапуз». 2000.
68. Файзуллин Ф.С. Национальные ценности и ценностные ориентации //
69. Вестник Башкирского университета. 2012. № 1 (I). Т. 17. С. 685-688.
70. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.-М.: Просвещение, 2010.- 31 с.
71. Философия:Учебник для студентов технических вузов/И.Я.Копылов, В.В.Крюков, Г.А.Антипов и др., Под ред. И.Я. Копылова, В.В. Крюкова. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск. «НГТУ», 2002.
72. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М. 1995.
73. Шамионов Р.М., Аренков А.П. Ценностные отношения и гражданская идентичность молодежи/ Человек. Сообщество.Управление. 2016. Том 17. №3 с. 35- 45.
74. Шестопал Е.Б. Образы власти в политической культуре России. М.2000
75. Шестопал Е.Б. Политическая психология. М., 2007. с. 251.
76. Шикова Р.Ю. Гражданская идентичность современной молодежи: социокультурный анализ (на примере республики Адыгея)/автореферат дис.насоиск.уч.степ.к.соц.н. Майко.-2010 [Электронный ресурс]- Режим доступа refdb.ru/look/1465490-pall//html
77. Шикова Р.Ю. Граждаснкая идентичность молодежи в современной России. Краснодар: КубГУ, 2010.- с.91-97.
78. Шикова Р.Ю. Гражданская общероссийская идентичность (социологический аспект)// Вестн. Адыг.гос.ун-та. Сер.1: Регионоведение, философия, история, социология, юриспруденция,культурология.2009. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cyberleninka.ru|article|grazhdanskaya-obsherossiyskaya-identichnostsotsiologicheskiy-aspekt.
79. Эриксон Э. Детство и общество. Пер. с англ. Санкт-Петербург, 2000, с. 106-119.
80. Юрьев А.И. Психология власти. СПб, 1995.
81. Юшин М.А. Политические механизмы формирования гражданской идентичности молодежи в Современной России/диссертация/.Тула, 2007. -189 с.
82. Deyneka O., Dauksha V. (2014). The image of the Belarusian State in students’ consciousness during the recent financial crisis. Psychology Applications & Development. /Ed. by Clara Pracana, Lisbon: inScience Press. 264-272.
83. Mayssun El-Attar Trust and Reciprocity: Social Capital and Political Engagement, March 24, 2007.
84. Ritsman D. The lonely Crowd, 1950//http://chronicle.com/article/David-Riesman-Thoughtful/1781


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ