ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
|
Введение 4
Глава 1.Характеристики чтения и ценностно-смысловая сфера в пожилом возрасте 7
1.1. Изучение читателя в психологии и смежных науках 7
1.2. Чтение художественной литературы и ценностно-смысловые ориентации личности 12
1.3. Особенности ценностно смысловой сферы личности в пожилом возрасте 18
Глава 2. Программа эмпирического исследования 23
2.1 Организация и методы исследования 23
2.2. Методы исследования 25
2.3. Процедура исследования 31
2.4. Математико-статистические методы обработки 32
Глава 3. Результаты эмпирического исследования взаимосвязи между характеристиками чтения и ценностно-смысловой сферой личности 33
3.1. Анализ средних показателей и их обсуждение 33
3.1.1. Результаты изучения качественных характеристик чтения по методике «Опросник читателя» 34
3.1.2. Результаты изучения читательских диспозиций по методике «Книжная полка» 39
3.1.3. Результаты изучения жизненных смыслов по методике СЖС Котлякова 43
3.1.4. Результаты исследования ценностных ориентаций по методике «ЦО-36» 46
3.2. Результаты корреляционного анализа 49
3.2.1. Взаимосвязи между качественными характеристиками чтения и читательскими диспозициями 49
3.2.2. Взаимосвязи между качественными характеристиками чтения и ценностно-смысловой сферой личности 53
3.2.3. Взаимосвязи между читательскими диспозициями и ценностно-смысловой сферой личности 55
3.2.4. Взаимосвязи формальных личных данных респондентов с показателями методик 59
3.3. Сравнительный анализ характеристик чтения в разных возрастных группах 61
3.3.1. Сравнение качественных характеристик чтения в разных возрастах 62
3.3.2. Сравнительный анализ читательских диспозиций в ранней взрослости и пожилом возрасте 72
3.4. Качественный анализ предпочитаемых авторов по методике "Книжная полка" 76
Выводы 79
Заключение 81
Список используемых источников 83
Приложение A 90
Приложение B 93
Приложение C 97
Приложение D 98
Приложение E 100
Приложение F 102
Глава 1.Характеристики чтения и ценностно-смысловая сфера в пожилом возрасте 7
1.1. Изучение читателя в психологии и смежных науках 7
1.2. Чтение художественной литературы и ценностно-смысловые ориентации личности 12
1.3. Особенности ценностно смысловой сферы личности в пожилом возрасте 18
Глава 2. Программа эмпирического исследования 23
2.1 Организация и методы исследования 23
2.2. Методы исследования 25
2.3. Процедура исследования 31
2.4. Математико-статистические методы обработки 32
Глава 3. Результаты эмпирического исследования взаимосвязи между характеристиками чтения и ценностно-смысловой сферой личности 33
3.1. Анализ средних показателей и их обсуждение 33
3.1.1. Результаты изучения качественных характеристик чтения по методике «Опросник читателя» 34
3.1.2. Результаты изучения читательских диспозиций по методике «Книжная полка» 39
3.1.3. Результаты изучения жизненных смыслов по методике СЖС Котлякова 43
3.1.4. Результаты исследования ценностных ориентаций по методике «ЦО-36» 46
3.2. Результаты корреляционного анализа 49
3.2.1. Взаимосвязи между качественными характеристиками чтения и читательскими диспозициями 49
3.2.2. Взаимосвязи между качественными характеристиками чтения и ценностно-смысловой сферой личности 53
3.2.3. Взаимосвязи между читательскими диспозициями и ценностно-смысловой сферой личности 55
3.2.4. Взаимосвязи формальных личных данных респондентов с показателями методик 59
3.3. Сравнительный анализ характеристик чтения в разных возрастных группах 61
3.3.1. Сравнение качественных характеристик чтения в разных возрастах 62
3.3.2. Сравнительный анализ читательских диспозиций в ранней взрослости и пожилом возрасте 72
3.4. Качественный анализ предпочитаемых авторов по методике "Книжная полка" 76
Выводы 79
Заключение 81
Список используемых источников 83
Приложение A 90
Приложение B 93
Приложение C 97
Приложение D 98
Приложение E 100
Приложение F 102
Чтение художественной литературы является особым жизненным занятием, важной составляющей для культурного человека. В процессе чтения происходит формирование и преобразование индивидуальных жизненных смыслов и ценностных ориентаций, в общем, формируется направленность личности. Чтение художественной литературы способствует самопознанию, сопереживанию другим людям, восприятию новых моделей поведения и решению жизненных вопросов. Книги помогают отвлечься от проблем, улучшить внутреннее состояние и отдохнуть. Сам выбор художественного произведения обусловлен актуальными потребностями личности.
В пожилом возрасте происходят изменения в смысло-жизненных и ценностных ориентациях личности. Наиболее значимыми для пожилых людей становятся ориентации на семью и сохранение здоровья [60]. Мы заинтересовались ролью чтения художественной литературы в этом возрастном периоде.
Мы исходим из того, что с возрастом меняется место и роль чтения в жизни человека. В каждом возрастном периоде есть свои типичные мотивы, репертуар чтения, количество времени, которое человек уделяет художественной литературе. Однако это зависит не только от возраста, но и от пола и личностных особенностей. Есть индивидуальный уровень читательского развития [9]. По нашему мнению, одним из показателей этого уровня является глубина чтения, обобщающая ряд качественных характеристик значимости, понимания и эмоционального переживания художественных произведений. Авторская методика «Опросник читателя» [31], используемая в нашем исследовании, направлена на определение глубины чтения.
В нашем исследовании мы хотели выяснить, каковы качественные характеристики чтения художественной литературы в пожилом возрасте, какие существуют половозрастные различия в характеристиках чтения?
Логика нашего исследования совпадает с логикой предыдущих исследований под рук. Н.А. Логиновой, выполненных на более молодых выборках. Мы проследили возрастную динамику характеристик чтения в четырёх возрастных группах: ранней, средней, поздней взрослости и пожилом возрасте. При сравнительном возрастном анализе мы использовали результаты предыдущих исследований на ту же тематику, выполненных под руководством профессора Н.А. Логиновой, с разрешения их авторов [7, 31].
Целью нашего исследования является изучение индивидуальных и возрастных особенностей чтения художественной литературы в связи с некоторыми характеристиками направленности личности.
Объектом являются индивидуальные и возрастные характеристики чтения; смысло-жизненные и ценностные ориентации личности в период поздней взрослости и пожилом возрасте.
Предмет исследования: индивидуальные и возрастные характеристики чтения во взаимосвязях с ценностно-смысловой сферой личности.
Были выдвинуты следующие гипотезы:
1) существует связь между индивидуальными и возрастными характеристиками чтения художественной литературы и общими ценностно-смысловыми ориентациями личности;
2) существуют половозрастные различия в характеристиках чтения.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотез были выдвинуты следующие задачи:
1. Выявить качественные характеристики чтения и читательские диспозиции в пожилом возрасте;
2. Исследовать систему жизненных смыслов и ценностные ориентации личности в пожилом возрасте;
3. Выявить взаимосвязи между характеристиками чтения и ценностно-смысловой сферой в пожилом возрасте;
4. Провести сравнительный анализ качественных характеристик чтения в разных возрастных периодах;
5. Провести сравнительный анализ структуры читательских диспозиций у молодых и пожилых читателей;
6.Проанализироватьавторов,предпочитаемых в пожилом возрасте, по методике «Книжная полка».
Выборка: в исследовании приняли участие 75 респондентов в возрасте от 50 до 73 лет, из них 49 женщин и 26 мужчин, средний возраст – 59 лет.
Общая выборка составляет 204 человек в возрастном диапазоне от 18 до 73 лет. Она составлена из наших собственных эмпирических материалов (на 75 испытуемых), а также материалов предыдущих исследований по данной тематике, выполненных под руководством Н.А. Логиновой: дипломной работы А.И. Коченовой и магистерской диссертации А.Н. Басхамджиевой.
Дизайн исследования:
o Корреляционный
o Описательный
Методы исследования:
Методики, относящиеся к чтению:
1) «Опросник читателя» Логиновой Н.А. - Коченовой А.И., направленный на выявление индивидуальных характеристик чтения;
2) Проективная методика на выявление читательских диспозиций «Книжная полка» Даниленко О.И. - Китаевой А.И.
Методики, относящиеся к ценностным ориентациям:
3) Методика исследования системы жизненных смыслов Котлякова В.Ю;
4) ЦО-36 Куницыной В.Н., используемая для изучения ценностных ориентаций (модификация опросника ценностей Ш. Шварца).
В пожилом возрасте происходят изменения в смысло-жизненных и ценностных ориентациях личности. Наиболее значимыми для пожилых людей становятся ориентации на семью и сохранение здоровья [60]. Мы заинтересовались ролью чтения художественной литературы в этом возрастном периоде.
Мы исходим из того, что с возрастом меняется место и роль чтения в жизни человека. В каждом возрастном периоде есть свои типичные мотивы, репертуар чтения, количество времени, которое человек уделяет художественной литературе. Однако это зависит не только от возраста, но и от пола и личностных особенностей. Есть индивидуальный уровень читательского развития [9]. По нашему мнению, одним из показателей этого уровня является глубина чтения, обобщающая ряд качественных характеристик значимости, понимания и эмоционального переживания художественных произведений. Авторская методика «Опросник читателя» [31], используемая в нашем исследовании, направлена на определение глубины чтения.
В нашем исследовании мы хотели выяснить, каковы качественные характеристики чтения художественной литературы в пожилом возрасте, какие существуют половозрастные различия в характеристиках чтения?
Логика нашего исследования совпадает с логикой предыдущих исследований под рук. Н.А. Логиновой, выполненных на более молодых выборках. Мы проследили возрастную динамику характеристик чтения в четырёх возрастных группах: ранней, средней, поздней взрослости и пожилом возрасте. При сравнительном возрастном анализе мы использовали результаты предыдущих исследований на ту же тематику, выполненных под руководством профессора Н.А. Логиновой, с разрешения их авторов [7, 31].
Целью нашего исследования является изучение индивидуальных и возрастных особенностей чтения художественной литературы в связи с некоторыми характеристиками направленности личности.
Объектом являются индивидуальные и возрастные характеристики чтения; смысло-жизненные и ценностные ориентации личности в период поздней взрослости и пожилом возрасте.
Предмет исследования: индивидуальные и возрастные характеристики чтения во взаимосвязях с ценностно-смысловой сферой личности.
Были выдвинуты следующие гипотезы:
1) существует связь между индивидуальными и возрастными характеристиками чтения художественной литературы и общими ценностно-смысловыми ориентациями личности;
2) существуют половозрастные различия в характеристиках чтения.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотез были выдвинуты следующие задачи:
1. Выявить качественные характеристики чтения и читательские диспозиции в пожилом возрасте;
2. Исследовать систему жизненных смыслов и ценностные ориентации личности в пожилом возрасте;
3. Выявить взаимосвязи между характеристиками чтения и ценностно-смысловой сферой в пожилом возрасте;
4. Провести сравнительный анализ качественных характеристик чтения в разных возрастных периодах;
5. Провести сравнительный анализ структуры читательских диспозиций у молодых и пожилых читателей;
6.Проанализироватьавторов,предпочитаемых в пожилом возрасте, по методике «Книжная полка».
Выборка: в исследовании приняли участие 75 респондентов в возрасте от 50 до 73 лет, из них 49 женщин и 26 мужчин, средний возраст – 59 лет.
Общая выборка составляет 204 человек в возрастном диапазоне от 18 до 73 лет. Она составлена из наших собственных эмпирических материалов (на 75 испытуемых), а также материалов предыдущих исследований по данной тематике, выполненных под руководством Н.А. Логиновой: дипломной работы А.И. Коченовой и магистерской диссертации А.Н. Басхамджиевой.
Дизайн исследования:
o Корреляционный
o Описательный
Методы исследования:
Методики, относящиеся к чтению:
1) «Опросник читателя» Логиновой Н.А. - Коченовой А.И., направленный на выявление индивидуальных характеристик чтения;
2) Проективная методика на выявление читательских диспозиций «Книжная полка» Даниленко О.И. - Китаевой А.И.
Методики, относящиеся к ценностным ориентациям:
3) Методика исследования системы жизненных смыслов Котлякова В.Ю;
4) ЦО-36 Куницыной В.Н., используемая для изучения ценностных ориентаций (модификация опросника ценностей Ш. Шварца).
В пожилом возрасте чтение остаётся значимым жизненным занятием, несмотря на тенденцию к ухудшению некоторых качественных характеристик. Чтение литературы у пожилых людей связано с ценностно-смысловой сферой личности. Мы обнаружили, что с изменением ценностной направленности личности изменяются и читательские предпочтения. Литература, помогавшая в молодости найти жизненные ориентации, в пожилом возрасте способствует социализации и удовлетворению потребностей в общении, причастности к делам других людей и в развлечении.
Поставленные цель была достигнута, задачи были выполнены. Наше предположение о наличии связей между характеристиками чтения и ценностно-смысловой сферой подтвердилось: мы обнаружили значимые взаимосвязи между качественными характеристиками чтения, читательскими диспозициями, ценностными ориентациями и жизненными смыслами.
Предположение о том, что в характеристиках чтения существуют возрастные различия, также оправдалось. Мы использовали результаты предыдущих исследований под руководством Н.А. Логиновой и провели сравнительный анализ, выявив возрастные различия по некоторым качественным характеристикам чтения в периоды ранней, средней, поздней взрослости и пожилого возраста. Ближе к пожилому возрасту респонденты показывают меньшую глубину чтения, но мы предполагаем, что это связано с негативными последствиями старения, а не с уменьшением значимости чтения.
Также мы обнаружили существенные различия в системе читательских диспозиций молодых и пожилых читателей. Это говорит о том, что чтение может рассматриваться как средство для индивидуализации в ранней и средней взрослости и для социализации в старости. Для более детального изучения возрастных различий необходимо проведение исследования с бо̀льшим количеством респондентов, применяя большее количество методик и средств обработки данных.
По ряду показателей женщины-читатели опережают мужчин. Они раньше начинаю читать по своей инициативе, в среднем у них более высокий уровень качества чтении (показатель глубины), они эмоционально сильнее вовлечены в чтение.
Результаты исследования обнаруживают тенденции в характеристиках чтения, которые предполагают проведение новых исследования на больших выборках и большим арсеналов методов. В будущих работах имеет смысл расширить тематику исследования и изучить взаимосвязи между характеристиками чтения и свойствами личности.
Поставленные цель была достигнута, задачи были выполнены. Наше предположение о наличии связей между характеристиками чтения и ценностно-смысловой сферой подтвердилось: мы обнаружили значимые взаимосвязи между качественными характеристиками чтения, читательскими диспозициями, ценностными ориентациями и жизненными смыслами.
Предположение о том, что в характеристиках чтения существуют возрастные различия, также оправдалось. Мы использовали результаты предыдущих исследований под руководством Н.А. Логиновой и провели сравнительный анализ, выявив возрастные различия по некоторым качественным характеристикам чтения в периоды ранней, средней, поздней взрослости и пожилого возраста. Ближе к пожилому возрасту респонденты показывают меньшую глубину чтения, но мы предполагаем, что это связано с негативными последствиями старения, а не с уменьшением значимости чтения.
Также мы обнаружили существенные различия в системе читательских диспозиций молодых и пожилых читателей. Это говорит о том, что чтение может рассматриваться как средство для индивидуализации в ранней и средней взрослости и для социализации в старости. Для более детального изучения возрастных различий необходимо проведение исследования с бо̀льшим количеством респондентов, применяя большее количество методик и средств обработки данных.
По ряду показателей женщины-читатели опережают мужчин. Они раньше начинаю читать по своей инициативе, в среднем у них более высокий уровень качества чтении (показатель глубины), они эмоционально сильнее вовлечены в чтение.
Результаты исследования обнаруживают тенденции в характеристиках чтения, которые предполагают проведение новых исследования на больших выборках и большим арсеналов методов. В будущих работах имеет смысл расширить тематику исследования и изучить взаимосвязи между характеристиками чтения и свойствами личности.



