Воспитание у младших школьников ответственности за свои поступки в классном коллективе
|
Проведено исследование.
База исследования: СОШ № 26 г. Новороссийска.
Выборка: 50 человек, 2 «А» экспериментальный класс (25 учащихся), 2 «Б» контрольный класс (25 учащихся).
Есть приложение.
Введение 3
1 Теоретические основы воспитания у младшего школьника ответственности за свои поступки в классном коллективе 8
1.1 Сущность ответственности как качества личности младших школьников 8
1.2 Особенности воспитания ответственности младших школьников
за свои поступки в классном коллективе 14
1.3Педагогический потенциал игровой деятельности в формировании ответственности младших школьников 17
2 Экспериментальная работа по формированию ответственности младших школьников в классном коллективе 23
2.1 Организация и проведение диагностики уровня сформированности ответственности младших школьников 23
2.2 Реализация комплекса дидактических игр для формирования ответственности младших школьников за свои поступки в классном коллективе 28
2.3 Динамика уровня сформированности ответственности младших школьников 36
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение А 46
База исследования: СОШ № 26 г. Новороссийска.
Выборка: 50 человек, 2 «А» экспериментальный класс (25 учащихся), 2 «Б» контрольный класс (25 учащихся).
Есть приложение.
Введение 3
1 Теоретические основы воспитания у младшего школьника ответственности за свои поступки в классном коллективе 8
1.1 Сущность ответственности как качества личности младших школьников 8
1.2 Особенности воспитания ответственности младших школьников
за свои поступки в классном коллективе 14
1.3Педагогический потенциал игровой деятельности в формировании ответственности младших школьников 17
2 Экспериментальная работа по формированию ответственности младших школьников в классном коллективе 23
2.1 Организация и проведение диагностики уровня сформированности ответственности младших школьников 23
2.2 Реализация комплекса дидактических игр для формирования ответственности младших школьников за свои поступки в классном коллективе 28
2.3 Динамика уровня сформированности ответственности младших школьников 36
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение А 46
Воспитание растущего человека как формирование личности, способной осуществлять ответственные действия и готовой нести ответственность за свои поступки, составляет одну из главных задач современного общества. Ответственность как категория социальная, подконтрольная, связанная с коллективом, общественным классом, стала уступать подходу, в котором рассматривается внутренняя личная ответственность человека за свои действия и поступки как специфическая личностная функция индивида (В.В. Сериков). Это объясняется возрастанием роли отдельного человека в окружающем мире, расширением его свободы и в то же время зависимости от внешней социальной и естественной среды. Увеличилось число ситуаций в производственных, социально–экологических, информационных средах, в которых над человеком, кроме собственной совести, нет другого контроля. Принятие субъектом любого решения, выбор того или иного варианта поведения связаны с повышенной ответственностью за возможные неблагоприятные последствия.
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» [7]в качестве одной из приоритетных целей обучения определено разностороннее и своевременное развитие младших школьников и молодежи. Согласно Федеральному государственному стандарту начально общего образования (ФГОС НОО), общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. В ФГОС НОО[15] одним из требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы выступает «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе». Отмечается необходимость перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, навыков» к воспитанию высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом, способных самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия.
Важнейшие аспекты ответственности как нравственной категории освещены в работах М.М. Бахтина, А.Г. Здравомыслова, Л.А. Когана,
М.К. Мамардашвили, В.А. Ядова и др. Процесс воспитания ответственного отношения к учению представлен в работах А.Д. Алферова, З.И. Васильевой, А.А. Гусева, О.А. Петрухиной, М.А. Станчиц. Ими разработаны некоторые научные основы построения процесса формирования ответственного отношения в учении при изучении отдельных предметов, в различных видах деятельности, в том числе выявлены признаки ответственности в учении.
Особое внимание исследователями уделено проявлениям этого качества у школьников разных возрастов (Л.И. Божович, И.С. Кон,
В.А. Крутецкий, Т.В. Морозкина, Н.Б. Скорбилина, Н.Ф. Талызина,
С.Г. Ярикова); у студентов (Е.И. Сахарчук, Т.А. Манцурова, О.А. Шушерина и др.). Сущность ответственности рассмотрена в связи с развитием познавательного интереса и мотивов учения (В.С. Ильин, В.Н. Максимова, Ф.К. Савина, Л.С. Славина, Ю.В. Шаров, Г.И. Щукина); духовных и познавательных потребностей (А.Д. Алферов, Ю.К. Бабанский и др.); с внеклассной деятельностью учащихся (Ж.Е. Завадская, Л.Б. Ительсон,
Ю.П. Сокольников, М.И. Шилова). Психологические аспекты развития ответственности представлены в работах Л.С. Выготского, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, К. Муздыбаева, К.К. Платонова, Д.Б. Эльконина,
И.С. Якиманской. Актуальным стало изучение ответственности как личного качества современного делового человека, специалиста в профессиональной деятельности (Л.А. Барановская, Н.Ф. Талызина, С.Л. Чернер и др.).
Современная наука располагает многочисленными данными о том, что формирующиеся в младшем школьном возрасте психологические новообразования имеют непреходящее значение для становления ответственности как качества личности младшего школьника. К таковым новообразованиям можно отнести развитие произвольности, рефлексии, внутреннего плана действия, смену социального статуса (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, В.В. Зайцев, А.В. Запорожец, И.А. Захарченко, В.И. Слободчиков и др.). Это положение имеет принципиальное значение для нашего исследования, ибо до сих пор начальной школе отводилась роль пропедевтики личностного развития и этот возраст, за редким исключением, не считался сензитивным для становления ответственности. По сути, ответственность должна рассматриваться как фундамент дальнейшей социализации младшего школьника, его общего и любого специального образования.
Актуальность исследования определена потребностью учителей начальных классов в воспитании у младших школьников ответственности за свои поступки средствами игровой деятельности и состоит в несоответствии необходимости и недостаточности внимания к этой работе со стороны учителей начальных классов и родителей учащихся.
Проблема исследования обусловлена обострившимися противоречиями между:
социальными ожиданиями общества, которое стремится воспитывать ответственную личность, способную самостоятельно принимать решения и отвечать за их реализацию, и недостаточной разработанностью представления о сущности ответственности как качества личности на этапе ее социализации в начальной школе;
потребностью воспитания ответственности на ранних этапах развития младшего школьника и отсутствием актуальных методик, которые бы учитывали особенности развития современного младшего школьника;
необходимостью воспитания ответственности у младшего школьника как нравственного качества, потребностью его практического воплощения в учебной деятельности и отсутствием его технологического обеспечения.
Цель исследования – отобрать, разработать и экспериментально проверить комплекс дидактических игр длявоспитания ответственностимладших школьников за свои поступки в классном коллективе
Объект исследования – учебный процесс на уроках в начальных классах.
Предмет исследования – процесс формирования ответственности младших школьников за свои поступки в классном коллективе средствами игровой деятельности.
Гипотеза исследования: возможно, если на уроках в начальной школе систематически использовать комплекс игр для формирования ответственности, то будут сформированы такие компоненты ответственности младших школьников как: когнитивно-оценочный, эмоционально-волевой.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого–педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) провести диагностику уровня сформированости ответственности младших школьников за свои поступки в классном коллективе;
3) разработать комплекс игр для формирования ответственности младших школьников за свои поступки в классном коллективе;
4) проследить динамику сформированности уровня ответственности младших школьников за свои поступки в классном коллективе;
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, методы теоретического обобщения; эмпирические:естественный педагогический эксперимент, тестирование; математические: определение количественных и качественных показателей эффективности экспериментальной работы.
База исследования: СОШ № 26 2 «А» экспериментальный класс (25 учащихся), 2 «Б» контрольный класс (25 учащихся) г. Новороссийска. Общее число испытуемых – 50 человек.
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» [7]в качестве одной из приоритетных целей обучения определено разностороннее и своевременное развитие младших школьников и молодежи. Согласно Федеральному государственному стандарту начально общего образования (ФГОС НОО), общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. В ФГОС НОО[15] одним из требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы выступает «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе». Отмечается необходимость перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, навыков» к воспитанию высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом, способных самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия.
Важнейшие аспекты ответственности как нравственной категории освещены в работах М.М. Бахтина, А.Г. Здравомыслова, Л.А. Когана,
М.К. Мамардашвили, В.А. Ядова и др. Процесс воспитания ответственного отношения к учению представлен в работах А.Д. Алферова, З.И. Васильевой, А.А. Гусева, О.А. Петрухиной, М.А. Станчиц. Ими разработаны некоторые научные основы построения процесса формирования ответственного отношения в учении при изучении отдельных предметов, в различных видах деятельности, в том числе выявлены признаки ответственности в учении.
Особое внимание исследователями уделено проявлениям этого качества у школьников разных возрастов (Л.И. Божович, И.С. Кон,
В.А. Крутецкий, Т.В. Морозкина, Н.Б. Скорбилина, Н.Ф. Талызина,
С.Г. Ярикова); у студентов (Е.И. Сахарчук, Т.А. Манцурова, О.А. Шушерина и др.). Сущность ответственности рассмотрена в связи с развитием познавательного интереса и мотивов учения (В.С. Ильин, В.Н. Максимова, Ф.К. Савина, Л.С. Славина, Ю.В. Шаров, Г.И. Щукина); духовных и познавательных потребностей (А.Д. Алферов, Ю.К. Бабанский и др.); с внеклассной деятельностью учащихся (Ж.Е. Завадская, Л.Б. Ительсон,
Ю.П. Сокольников, М.И. Шилова). Психологические аспекты развития ответственности представлены в работах Л.С. Выготского, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, К. Муздыбаева, К.К. Платонова, Д.Б. Эльконина,
И.С. Якиманской. Актуальным стало изучение ответственности как личного качества современного делового человека, специалиста в профессиональной деятельности (Л.А. Барановская, Н.Ф. Талызина, С.Л. Чернер и др.).
Современная наука располагает многочисленными данными о том, что формирующиеся в младшем школьном возрасте психологические новообразования имеют непреходящее значение для становления ответственности как качества личности младшего школьника. К таковым новообразованиям можно отнести развитие произвольности, рефлексии, внутреннего плана действия, смену социального статуса (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, В.В. Зайцев, А.В. Запорожец, И.А. Захарченко, В.И. Слободчиков и др.). Это положение имеет принципиальное значение для нашего исследования, ибо до сих пор начальной школе отводилась роль пропедевтики личностного развития и этот возраст, за редким исключением, не считался сензитивным для становления ответственности. По сути, ответственность должна рассматриваться как фундамент дальнейшей социализации младшего школьника, его общего и любого специального образования.
Актуальность исследования определена потребностью учителей начальных классов в воспитании у младших школьников ответственности за свои поступки средствами игровой деятельности и состоит в несоответствии необходимости и недостаточности внимания к этой работе со стороны учителей начальных классов и родителей учащихся.
Проблема исследования обусловлена обострившимися противоречиями между:
социальными ожиданиями общества, которое стремится воспитывать ответственную личность, способную самостоятельно принимать решения и отвечать за их реализацию, и недостаточной разработанностью представления о сущности ответственности как качества личности на этапе ее социализации в начальной школе;
потребностью воспитания ответственности на ранних этапах развития младшего школьника и отсутствием актуальных методик, которые бы учитывали особенности развития современного младшего школьника;
необходимостью воспитания ответственности у младшего школьника как нравственного качества, потребностью его практического воплощения в учебной деятельности и отсутствием его технологического обеспечения.
Цель исследования – отобрать, разработать и экспериментально проверить комплекс дидактических игр длявоспитания ответственностимладших школьников за свои поступки в классном коллективе
Объект исследования – учебный процесс на уроках в начальных классах.
Предмет исследования – процесс формирования ответственности младших школьников за свои поступки в классном коллективе средствами игровой деятельности.
Гипотеза исследования: возможно, если на уроках в начальной школе систематически использовать комплекс игр для формирования ответственности, то будут сформированы такие компоненты ответственности младших школьников как: когнитивно-оценочный, эмоционально-волевой.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого–педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) провести диагностику уровня сформированости ответственности младших школьников за свои поступки в классном коллективе;
3) разработать комплекс игр для формирования ответственности младших школьников за свои поступки в классном коллективе;
4) проследить динамику сформированности уровня ответственности младших школьников за свои поступки в классном коллективе;
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, методы теоретического обобщения; эмпирические:естественный педагогический эксперимент, тестирование; математические: определение количественных и качественных показателей эффективности экспериментальной работы.
База исследования: СОШ № 26 2 «А» экспериментальный класс (25 учащихся), 2 «Б» контрольный класс (25 учащихся) г. Новороссийска. Общее число испытуемых – 50 человек.
В исследовании раскрыт один из возможных путей формирования ответственности младших школьников за свои поступки в классном коллективе в процессе игровой деятельностивстроенной в образовательный процесс начальной школы.
Ответственность мы понимаем как нравственно-деловое качество, которое характеризует способность личности выступать причиной своих поступков на основе самостоятельного решения и готовности отвечать за их последствия. Ответственность проявляется в сознательной готовности индивида к деловой зависимости в человеческой общности, основанной на сознательно реализуемых нравственных категориях и обеспечивающей эффективную жизнедеятельность личности в пространстве социокультурных норм. В этом плане ответственность выступает как основополагающее социально-нравственное качество человека.
Проведенный анализ научной литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие функции ответственности в структуре личности: функция идентификации ответственности характеризуется осознанием системы нравственных норм общества и принятием их в качестве личностно значимых ценностей; функция нравственной саморегуляции отражает отношение, предрасположенность, сознательную готовность к ответственной зависимости самой личности; функция самореализации через ответственный поступок заключается в выработке опыта ответственного поведения, согласующегося с «образом-Я», с представлениями о своих возможностях, обязанностях, долге. В качестве основополагающей мы считаем функцию нравственной саморегуляции.
В структуре ответственности выделены следующие компоненты: когнитивно-оценочный, эмоционально-волевой, поведенческий.
На констатирующем этапе экспериментальной работы был определен уровень ответственности младших школьников за свои поступки в классном коллективе. Формирующий эксперимент включал следующие этапы: информационно-стимулирующий, практический, преобразующий.
Итоги эксперимента на контрольном этапе позволяют заключить, что процесс, построенный в соответствии с предложенным комплексом обеспечивает положительную динамику развития ответственности младшего школьника за свои поступки в школьном коллективе. Проведенное повторное диагностическое исследование подтвердило выдвинутые предположения, гипотезы и позволило убедиться вправомерности избранного пути формирования ответственности младшего школьника средствами игровой деятельности. Количество учащихся, находящихся на начало эксперимента низком уровне, сократилось на 37%, на более чем 28% возросла доля младших школьников высокого уровня сформированности ответственности. Повысился процент учащихся находящихся на среднем уровне сформированности ответственности как качества личности младшего школьника.
Ответственность мы понимаем как нравственно-деловое качество, которое характеризует способность личности выступать причиной своих поступков на основе самостоятельного решения и готовности отвечать за их последствия. Ответственность проявляется в сознательной готовности индивида к деловой зависимости в человеческой общности, основанной на сознательно реализуемых нравственных категориях и обеспечивающей эффективную жизнедеятельность личности в пространстве социокультурных норм. В этом плане ответственность выступает как основополагающее социально-нравственное качество человека.
Проведенный анализ научной литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие функции ответственности в структуре личности: функция идентификации ответственности характеризуется осознанием системы нравственных норм общества и принятием их в качестве личностно значимых ценностей; функция нравственной саморегуляции отражает отношение, предрасположенность, сознательную готовность к ответственной зависимости самой личности; функция самореализации через ответственный поступок заключается в выработке опыта ответственного поведения, согласующегося с «образом-Я», с представлениями о своих возможностях, обязанностях, долге. В качестве основополагающей мы считаем функцию нравственной саморегуляции.
В структуре ответственности выделены следующие компоненты: когнитивно-оценочный, эмоционально-волевой, поведенческий.
На констатирующем этапе экспериментальной работы был определен уровень ответственности младших школьников за свои поступки в классном коллективе. Формирующий эксперимент включал следующие этапы: информационно-стимулирующий, практический, преобразующий.
Итоги эксперимента на контрольном этапе позволяют заключить, что процесс, построенный в соответствии с предложенным комплексом обеспечивает положительную динамику развития ответственности младшего школьника за свои поступки в школьном коллективе. Проведенное повторное диагностическое исследование подтвердило выдвинутые предположения, гипотезы и позволило убедиться вправомерности избранного пути формирования ответственности младшего школьника средствами игровой деятельности. Количество учащихся, находящихся на начало эксперимента низком уровне, сократилось на 37%, на более чем 28% возросла доля младших школьников высокого уровня сформированности ответственности. Повысился процент учащихся находящихся на среднем уровне сформированности ответственности как качества личности младшего школьника.
Подобные работы
- Воспитание у младших школьников ответственности за свои поступки в классном коллективе
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Развитие личностных качеств младших школьников на уроках математики (Педагогика начального образования)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Развитие у младших школьников сотрудничества со сверстниками во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Развитие самоуправления в ученическом коллективе младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ,
НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СПЛОЧЁННОСТИ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020



