Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Активизация мыслительной деятельности учащихся 5 классов в процессе устных вычислений на уроках математики (Методика обучения математике, Новосибирский Государственный Педагогический Университет)

Работа №122759

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы36
Год сдачи2023
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
71
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит методический характер.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ УСТНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССАХ 6
1.1 Дидактические основы активизации мыслительной деятельности учащихся в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Приемы устных вычислений на уроках математики как средство для активизации мыслительной деятельности учащихся 5 классов 13
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА АКТИВИЗАЦИЮ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ УСТНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 20
2.1 Картотека сюжетных математических игр для организации устного счета, направленного на активизацию мыслительной деятельности учащихся 5 классов 20
2.2 Технологические карты к урокам математики 5 классов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учащихся посредством устных вычислений 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36

На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно мыслить, принимать решения и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано при успешном обучении в школе, а этот процесс возможен при активной мыслительной деятельности ученика.
В педагогической литературе проблематика мыслительной деятельности школьников нашла отражение в фундаментальных исследованиях А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий развития мыслительной деятельности в взаимосвязи с успешным обучением.
Развитие мыслительной деятельности, как условие успешной учебной деятельности одна из важной задач учителя. Для решения данной проблемы учителю требуется знание предмета и методика их преподавания, направить сознательную активность ученика в нужное русло.
Мыслительная деятельность человека является необходимым условием его социального бытия, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности. Трудно и невозможно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы мышление ни играло существенной роли. С первых лет жизни ребенка заставляют не только учить наизусть, но и размышлять. Однако, подростки часто прибегают к механическому заучиванию, зазубриванию материала. Это приводит к продуктивному учению, что в конечном итоге меняет его положительную мотивацию к процессу учения на противоположную. В свою очередь это негативно сказывается на развитии личности ученика.
Задачей математического образования является целенаправленный процесс обучения воспитания в интересах личности. Указанная задача может быть успешно осуществлена лишь при умелом использовании всего комплекса методов и приемов обучения, имеющихся в арсенале учителя. В их числе особое место занимает процесс активизации мыслительной деятельности.
Актуальность развития мыслительной деятельности в школьном обучении очевидна. Развитие мыслительной деятельности рассматривается как один из принципов обучения, ибо осуществление вытекает из необходимости успешной реализации принципов системности и последовательности в обучении, сознательности и активности.
Устные вычисления являются одним из многочисленных средств активизации мыслительной деятельности, они поистине важны. Устные вычисления закрепляют ранее изученный материал и позволяют усваивать знания автоматически без особого прикладывания к этому усилий. Устные вычисления могут стать главным помощником учителя, так как выступают одним из мотивов учебно-познавательной и мыслительной деятельности.
Объект исследования: процесс обучения математике, устный счет в математике.
Предмет исследования: приемы активизации мыслительной деятельности на уроках математики.
Цель исследования: разработать организационно– дидактические материалы по математике, направленные на активизацию мыслительной деятельности учащихся 5 классов в процессе устных вычислений на уроках математики.
Задачи исследования:
− выполнить анализ основных проблем активизации мыслительной деятельности учащихся в психолого-педагогической литературе;
− выявить основные приемы устных вычислений на уроках математики как средство для активизации мыслительной деятельности учащихся 5 классов;
− разработать картотеку сюжетных математических игр с применениям устных вычислений, направленных на активизацию мыслительной деятельности учащихся 5 классов;
− разработать технологические карты к урокам математики 5 классов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учащихся посредством устных вычислений.  


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выполнения курсовой работы была изучена и проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по теме активизация мыслительной деятельности учащихся. Рассмотрены особенности мыслительной деятельности на уроках математики учащихся 5 классов Обосновано, что мыслительная деятельность человека, и в частности школьника, наиболее ярко проявляется при устном решении задач.
Любая мыслительная деятельность начинается с вопроса, который ставит перед собой человек, не имея готового ответа на него. Овладение мыслительной деятельностью происходит не без трудностей, поэтому в данной работе предлагаются приемы устных вычислений для систематического применения на уроках математики. Научиться считать в уме по волшебству – задача не из легких. Для того, чтобы ученику уверенно овладеть этим навыком, необходимо постоянно практиковаться, считать в голове, заставляя мозг реагировать быстро и четко, без промедления. Школьникам необходима постоянная работа над собой.
Феноменальной способностью выполнять в уме сложные математические операций можно овладеть, прибегнув к различным методикам. О каких же методиках идет речь? На сегодняшний день их существует несколько.
Основные составляющие умения считать устно представлены ниже. Их всего три:
– способности. Речь идет о предрасположенностях: математическом складе ума, природном логическом мышлении. Следует отметить и способность концентрироваться на вещах, и умение удерживать в памяти много всего одновременно;
– алгоритмы. Не стоит забывать и о существовании специальных алгоритмов. Чтобы использовать их с умом, нужно знать их и уметь оперативно подбирать необходимый в зависимости от ситуации;
– тренировка и опыт. Значение тренировки и опыта никто не отменял.
Качество устного счета играет самую важную роль и является ключом к разгадке успеха людей, которые уверенно владеют этим навыком.
Не менее важна скорость счета, развивать которую можно постоянными тренировками и усложнением решаемых задач. Выбор алгоритма не всегда может выручить, так как владение опытом несомненно важно. Однако, недооценивать важность первых двух пунктов не стоит: такие способности в запасе помогут удивить даже опытных математиков.



1. 1001 задача для умственного счета в школе С.А. Рачинского Москва: изд. «Белый город», 2021. 244 с.
2. Азарова Л. Н. Как развивать творческую индивидуальность школьников // Журнал практического психолога. 2020. № 4. С. 25-32.
3. Александрова Э. И. Математика. Москва: Наука, 2018. 108 с.
4. Аматова Г. И., Аматов М. А. Математика. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2017. 205 с.
5. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Проблемное обучение. Москва: Просвещение, 2018. 204 с.
6. Берман Г. Н. Приемы счета. Москва: Государственное издательство физико-математической литературы, 1959. 200 с.
7. Бернс Р. К. Развитие Я-концепции и воспитание. Москва: Прогресс, 2019. 462 с.
8. Бикташева Л. В. Алгоритмы ускоренных вычислений // Математика в школе. 2021. № 11. С. 202-216.
9. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д : ГОРС, 2011. 204 с.
10. Богоявленская Д. Б. О предмете исследования мыслительной деятельности. // Психол. Журнал. 2002. т. 16. № 5. С. 49-58.
11. Болотина Л. Р. Педагогика. / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. Москва: Академия, 2016. 206 с.
12. Брушлинский А.В. Мышление школьников. Москва: Наука, 2005. 204 с.
13. Бугулов Е.А. Приёмы быстрого счёта. Пособие для учителя. Орджоникидзе, Северо-Осетинское книжное издательство, 1964. 200 с.
14. Ветлугина Н.А. О теории и практике мыслительной деятельности учащихся. // Дошкольное воспитание. 2021. № 5. С. 11-15.
15. Виленкин Н. Я., Пышкало Л. М., Рождественская В. Б. Математика. Москва: Наука, 2016. 204 с.
16. Выготский Л. С. Мышление. Изд. 2-е. Москва: Наука, 2007. 108 с.
17. Галицкий М. Л. Сборник задач по алгебре для 9-10 классов. Москва: Наука, 2015. 204 с.
18. Голубев В. А. Устный счёт в средней школе. // Математика в школе. 1946. № 3. 142 с.
19. Гончаров В. С. Сборник раздаточного дидактического материала по педагогической психологии. Курган: КГУ, 2020. 199 с.
20. Грановская Р. М., Кряжанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. Москва: Наука, 2019. 240 с.
21. Грязева В. Г. Мышление / В.Г. Грязева, В.А. Петровский. Москва: Наука, 2005. 254 с.
22. Гурова Л. Л. Развитие мыслительной способности личности: проблемы и перспективы. Киев: ГУРУ, 1999. 152 с.
23. Данилов. И. К. Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе. 2015. № 1. С. 50- 62.
24. Дорфман Л. Я., Ковалева Г. В. Основные направления исследований мышления в науке и искусстве. // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 101-111.
25. Дружинин В. Н. Деятельность, подражание, творчество. // Еженедельник «Школьный психолог». 2011. № 14. С. 3-9.
26. Дункер К. М. Психология продуктивного (творческого) мышления К. Дункер /Под ред. A.M. Матюшкина. Москва: Наука, 2004. 156 с.
27. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие школьников. Москва: Наука, 2016. 142 с.
28. Ермолаева-Томина Л. Б. Опыт экспериментального изучения творческого мышления. // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 74-84.
29. Есипов Б. П. Педагогика. Москва: Наука, 2020. 120 с.
30. Зятькова Т.Г. Решение задач в школе. Москва: Начальная школа, 2016. 124 с.
31. Игнатьев В. А., Пономарёв С.А, Обуховская Е.Н. Сборник задач и упражнений для устных занятий по математике. Пособие для учителя. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1952. 140 с.
32. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в старших классах. Учебное пособие. Москва: Наука, 2017. 108 с.
33. Коликов А.Ф. Изобретательность в вычислениях. Москва: Дрофа, 2003. 140 с.
34. Лаврова Н. Н. Задачник-практикум по математике. Москва: Наука, 2001. 120 с.
35. Мак-Шейн Р. И. Система быстрого счета по Трахтенбергу. Москва: Просвещение, 1967. 134 с.
36. Минаева С. О. Формирование вычислительных умении в основной школе // Математика в школе. 2020. № 2. 50 с.
37. Михайленко Н. Я. Обучение математике. 2006. Москва: Просвещение, 2008. 140 с.
38. Нагибин Ф. Н. Устные вычисления и преобразования на уроках математики в средней школе. «Математика в школе», 2021. № 4. 204 с.
39. Никольский С. М. Математика. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Потапов М. К., Решетников Н. Н., Шевкин А. П. Москва: Просвещение, 2021. 272 с.
40. Никольский С. М. Никольский Математика 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Потапов М. К., Решетников Н. Н., Шевкин А. В. Москва: Просвещение, 2019. 256 с.
41. Перельман Я. И. Быстрый счёт. Тридцать простых приёмов устного счёта. Ленинград, 1941. 141 с.
42. Пильман С. Н. Опыт работы по арифметике в V классе. // Математика в школе, 1951, № 1.145 с.
43. Потапов М. К., Шевкин А. В. Методические рекомендации 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение. 2019. 159 с.
44. Учебное пособие по математике / под ред. М. К. Мерзона. Москва: Московский псих-соц. институт, 2005. 242 с.
45. Юнг К. Аналитическая психология. Москва: Наука, 2020. 124 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ