ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОББИЗМА
1.1. Теоретические подходы к феномену лоббизма в политической науке….…9
1.2. Субъекты лоббистской деятельности…………………………………..….…18
1.3. Объекты лоббистской деятельности……………………………………….…26
1.4. Методы лоббирования
1.5. Правовое регулирование лоббизма в современной практике……………....37
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ «ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАКТИК РОССИЙСКОГО ЛОББИЗМА»
2.1. Характеристика исследования…………………………………...………..….51
2.2. Описание результатов экспертного глубинного интервью…...………...….54
2.3. Результаты круглого стола, посвященного проблемам лоббизма……...…64
2.4. Общие выводы проведенного исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Лоббизм, как процесс в любой политической системе – неотъемлемый атрибут, основной инструмент влияния, давления и поддержки целей «групп интересов» в институтах государственной власти. В России проблема лоббизма переходит в новую стадию, поскольку интерес к этой теме за последние несколько лет вырос, есть спрос на решение проблем, связанных с лоббистской деятельностью, как со стороны власти, так и со стороны бизнеса. Одна из самых волнующих проблем лоббизма в России – это переход к институциональному или, как называют многие исследователи, к «цивилизованному» лоббизму. Что это значит?
Сегодня имеется заинтересованность, как у государственной власти, так и у представителей бизнес-сообщества и непосредственно самих лоббистов, связанная с правовым регулированием лоббистской деятельности в России. Несмотря на то, что демократическая Россия существует с 1991-го года, было предпринято несколько попыток для официального «оформления» лоббизма.
В статье «Легализация лоббизма – инструмент борьбы с коррупцией» от 7 августа 2015 года «Торгово-промышленных ведомостей» (Издание торгово-промышленной палаты РФ) сообщается, что Государственной Думой РФ было рассмотрено 5 законопроектов, которые касались регулирования лоббистской деятельности, с 1995-го по 2014-й годы . Все эти законопроекты были по тем или иным причинам отклонены.
В Указе Президента РФ N 226 «О национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 гг.» было поручение: «о создании нормативной правовой основы деятельности граждан и организаций по продвижению интересов социальной группы или индивида в государственных и муниципальных органах в целях принятия наиболее благоприятного для данной социальной группы или данного индивида решения (лоббизма), включая подготовку предложений о нормативном закреплении за соответствующим федеральным органом исполнительной власти функции разработки и реализации мер по последовательному введению в практику института лоббизма и о соответствующем кадровом усилении этого направления работы. Доклад о результатах исполнения представить до 1 марта 2015 г».
Создание института лоббизма в России – это своего рода борьба с коррупцией, а также законодательное упорядочение лоббистских отношений, с помощью которого группы интересов смогли бы действительно принимать участие, гарантированное законами Российской Федерации, и оказывать влияние на принимаемые государственной властью решения. Это важно, поскольку лоббистская деятельность является «дополнением» к системе представительной демократии. Также это связано с тем, что для демократического режима характерным является широкий доступ к государственной власти в стране, так как с переходом на рыночную экономику возникает социальное расслоение: разница между богатыми и бедными становится большой, отсюда и огромное разнообразие интересов в общественных кругах страны. Институт лоббизма помогает избежать этих проблем, становится рычагом влияния на принятие и реализацию политических решений в жизни государства.
Еще Георг Вильгельм Фридрих Гегель говорил в «Философии права» об идеальной абстрактной модели, где «государство действительно, и действительность заключается в том, что интерес целого реализуется, распадаясь на особенные цели. Действительность всегда есть единство всеобщности и особенности, разложенность всеобщности на особенности, которые представляются самостоятельными, хотя они носимы и хранимы лишь внутри целого» .
Самая важная, как всем известно, проблема функционирования политической системы любого типа – это проблема согласования групповых интересов с общегосударственными интересами, при этом первые не должны противоречить вторым. Такая проблема стоит наиболее остро в демократических странах.
Важная черта плюрализма – число акторов, которые участвуют в политическом процессе. Когда существует плюрализм групп интересов, давление на политическую элиту осуществляется более спонтанно, так как возникает реальная конкуренция за предоставляемое благо. Органы власти фактически не в силах решить сразу все существующие вопросы и проблемы, а также учесть мнение и интерес каждого, возникает стремление тех или иных групп интересов повлиять на действия политиков. Эти действия сопровождаются целью переориентации расстановки приоритетов в политике для принятия наиболее выгодного для групп интересов решения.
Лоббизм, является одним из самых важных элементов в процессе взаимодействия гражданского общества и политической власти. Он стал необходимым механизмом в формировании государственной политики современного общества в большинстве стран.
Основной чертой лоббизма выступает функциональная роль, которая дополняет классическое представление о демократии. Она способствует формированию гармоничной и сбалансированной политической системы. Лоббизм может заполнить пробелы во взаимодействии государственной власти и гражданского общества, дополнив классическое понятие лоббистской деятельности.
Итак, лоббизм стал одним из передовых институтов политической системы современного государства. Он получил по заслугам такое неофициальное определение как «третья палата парламента» и «пятая ветвь власти». Его называют наравне со средствами массовой информации новой политической силой.
Лоббисты всегда отстаивают интересы третьих лиц (которыми могут быть частное лицо, организация, движение и тд.), становятся посредниками между заинтересованными группами и политическими институтами (парламент, комитеты, первое лицо государства, партии, политические организации и тд.).Отсюда абсолютно понятное желание власти устранить возможность, попыток коррупционных схем в институтах государственной власти с целью получения собственной либо групповой выгоды.
Практическая актуальность темы состоит в том, что сегодня проблема правового регулирования лоббизма вызывает интерес трех сторон: со стороны бизнеса, со стороны государства, и непосредственно со стороны самих лоббистов. Если раньше эту проблему поднимало академическое сообщество, то теперь ситуация изменилась. Именно этот факт побудил меня в своей работе провести сравнительный анализ позиций бизнеса, журналистов, политологов по этому вопросу с помощью глубинного экспертного интервью. Поскольку для успешного развития демократических основ государства необходим закон, который будет способен улучшить систему принятия решений государственными органами власти с целью устранения отрицательных последствий лоббизма.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает лоббизм в современной российской политической практике.
Предметом выпускной квалификационной работы является роль перехода на правовое регулирование лоббистской деятельности на представительство интересов в современной российской политической практике.
Цель выпускной квалификационной работы– изучить взаимодействие бизнеса и власти посредством лоббизма и оценить необходимость перехода (спрос) на правовое регулирование лоббистской деятельности.
Гипотеза: во-первых (описательная), лоббизм является неотъемлемым атрибутом функционирования политической системы, поскольку он приводит в цивилизованные рамки систему функционального представительства интересов в органах государственной власти. Во-вторых (исследовательская), отсутствует единая точка зрения на явление лоббизма у разных групп общества. В-третьих (прогностическая), в обозримом будущем закон, регулирующий лоббистскую деятельности, не будет принят.
Отталкиваясь от цели и гипотезы выпускной квалификационной работы, выделяем следующие задачи, которые были поставлены в ходе изучения данной темы:
1)подобрать литературу, соответствующую теме выпускной квалификационной работы;
2)определить понятийный аппарат исследования, где будет особое внимание уделено применению понятия «лоббизм» в трудах некоторых отечественных и зарубежных исследователей;
3)определить «феномен» лоббизма в российской политической практике, а именно выделить акторов лоббистской деятельности, трудности, оценить место лоббизма в сложившейся политической системе;
4)провести исследование, методом которого выступает глубинное экспертное интервью и круглый стол;
5)описать результаты круглого стола на тему «Цивилизованный лоббизм: эффективное взаимодействие власти и общества»;
6)провести сравнительный анализ полученных данных по принципу «Лоббисты – Журналисты – Бизнес – Эксперты»;
7)подведение итогов и результатов.
Методами исследования в работе вместе с обще-научными методами (логическое моделирование, анализ, синтез, обобщение, сравнение) были использованы и специальные методы, такие как экспертное глубинное интервью, метод снежного кома, традиционный анализ документов.
Исследовательская проблема состоит в изучении особенностей процессов лоббирования в институтах государственной власти, а также как проходит регулирование этих процессов сегодня.
Работа состоит из двух глав. Первая описывает теоретические аспекты лоббизма, где рассмотрены различные подходы к феномену лоббизма в политической науке, объекты и субъекты лоббистской деятельности, а также мероприятия, связанные с правовым регулированием лоббизма в современной российской политической практике. Вторая глава – это исследование, в ходе которого было проведено ряд интервью с представителями бизнес-сообщества, власти, журналистами, политологами, лоббистами, юристами. Такая логика позволит выработать некоторые рекомендации, связанные с переходом лоббизма на правовое регулирование.
Таким образом, будет проведен глубокий анализ политических аспектов современной лоббистской деятельности, технологии (методы), которыми пользуются профессиональные лоббисты. Разобраться в основной проблеме лоббизма современной политике России – это правовое регулирования лоббизма. Это позволит разобраться в теме исследования, выработать рекомендации, найти методы и пути решения проблем.
В работе был проведен структурно-функциональный анализ лоббистской деятельности, где были определены акторы лоббизма (субъектно-объектные отношения), заданы его функции в политической системе, также рассмотрены методы лоббирования и проблема его правового регулирования в современной российской политической практике.
Согласно поставленным задачам в выпускной бакалаврской работе, проанализировали различные теоретические подходы к исследованию лоббистской деятельности, как в отечественной политической науке, так и зарубежной. Изучив структуру лоббизма, были выделены представления об основных формах и методах лоббизма.
Лоббистская деятельность в работы была рассмотрена с двух аспектов. Во-первых, как неотъемлемый атрибут политической системы (действия представителей негосударственных акторов при взаимодействии с государственными органами и органами местного самоуправления для достижения тех или иных необходимых решений учета интереса групп).
Во-вторых, возможность и необходимость перехода лоббизма на правовое регулирование.
Проделанное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1) Лоббизм с момента возникновения на современном этапе развития рыночной экономики в России и сопутствующих элементов (например, институт частной собственности), трансформации общественных отношений и представительства интересов стал объективным явлением в политической системе. Оно обусловлено наличием множества различных интересов тех или иных групп, что, в свою очередь, ведет за собой острую конкурентную борьбу среди этих заинтересованных групп с целью достижения выгодных решений.
2) Под лоббистской деятельностью следует понимать «действие представителей негосударственных организаций в ходе контактов с представителями государственных органов и органов местного самоуправления с целью достижения принятия/непринятия органами власти решений с учетом интересов специальных групп» .
3) Субъектами лоббизма являются негосударственные акторы, целенаправленно оказывающие давление на органы государственной власти для достижения принятия «нужного» решения. Это могут быть коммерческие субъекты в лице определенных корпораций, монополий, ассоциаций бизнеса, профессиональные предпринимательские организации. Некоммерческими (общественно-политическими) субъектами являются профсоюзы, религиозные организации, фонды, благотворительные и экологические организации, различные общества и др.
4) Объектами лоббистской деятельности называем те или иные органы государственной либо муниципальной власти, на которые направлены действия в ходе лоббистской компании с целью принятия выгодного политического решения.
5) Методы лоббирования можно разделить на следующие категории:
- цивилизованные формы (находятся в рамках правового поля);
- публичные/непубличные методы;
- индивидуальные/коалиционные (групповые) методы;
- ситуационные и стратегические методы;
- спланированные и спонтанные методы;
- теневые или околозаконные методы;
- криминальные методы.
6) Грамотно налаженная, а также юридически регламентируемая система будет решать несколько задач одновременно. Среди таких задач: гласность и предсказуемость политического процесса, ограничение «всесилия властей», благоприятное влияние на состояние гражданского общества, контроль взаимодействия власти и частных интересов (противодействие коррупции).
7) В ходе комбинированного глубинного интервью было выяснено, что лоббизм от коррупции отличается тем, что лоббистская деятельность открыта, прозрачна и подотчетна. Тогда как коррупция – это метод личного обогащения, преследование некоторой выгоды и получение пользы. Когда решения принимаются в своих личных интересах, а также в интересах личного обогащения, в пользу определенных групп, вероятнее всего, во вред всем остальным, хотя не всегда.
8) Проблема регулирования лоббистской деятельности на данный момент, если смотреть в рамках всего государства, не является задачей первоочередной важности, по мнению экспертов. Они считают, что на данный момент нельзя начинать модернизацию рынка лоббистских услуг именно принятием закона о лоббистской деятельности. Поэтому верно начинать с реформы, направленной на государственное управление, чиновничий аппарат, если это делать в рамках Национального плана о борьбе с коррупцией.
9) Нет конкретного запроса ни на закон, регулирующий деятельность лоббистов, ни на реестр лоббистов и профессиональный стандарт, ни со стороны представителей бизнеса, ни со стороны власти, ни со стороны лоббистов.
10) Модернизация лоббистской деятельности будет касаться и другие области, а в первую очередь, - это образование или, другими словами, единый профессиональный стандарт.
В целом, лоббистская деятельность сегодня сводится к личным контактам, неформальным отношениям. Возможно, именно этот факт создает негативное отношение к феномену лоббизма в общественных настроениях. Конечно, прямые методы лоббирования имеют место быть, но необходимо заметить, что акторы лоббизма совместно проводят те или иные мероприятия, участвуют в конференциях, в «круглых столах», рабочих группах. Такое взаимодействие полезно как для чиновников, так и для бизнеса. Поскольку такой подход является более полным в решении вопросов. Иногда чиновники сами заинтересованы в контактах, потому что происходит обмен информацией, опытом, мнениями.
Нет сомнения в том, что легализация лоббистской деятельности решит много проблем, станет серьезным шагом к становлению и развитию гражданского общества в России. Поэтому верным будет вывод, что развитие лоббизма должно быть институционализированным в определенных правовых нормах, в совершенствовании механизмов лоббистской деятельности и ее функций. В целом, это должно способствовать дальнейшему становлению и строительству правового государства и гражданского общества, а также стабилизации политического процесса в современной Российской Федерации.
При переходе на юридические рельсы лоббизма важно учесть как зарубежный опыт, так и особенности российского политического процесса и развития. Поэтому для современной России, которая идет по пути демократических и рыночных преобразований и которая выбрала для себя ориентиры ценностей западных демократий (гражданское общество, правовое государство, разделение властей, всеобщие выборы, гласность, плюрализм, защиту прав и свобод граждан) как необходимого условия для становления и развития рыночных отношений в экономике, необходимо разрешить положение лоббизма как неотъемлемого атрибута современной политической системы.
1) Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]/ Официальные сетевые ресурсы Президента России. – Режим доступа: http://constitution.kremlin.ru/ (от 18.04.2016).
2) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.05.2016), Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями [Электронный ресурс]/ Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». – 1997-2016. – Режим доступа: http://www.uk-rf.com/glava30.html (от 7.05.2016.).
3) Указ Президента Российской Федерации о Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы от 11 апреля 2014 г. N 226 [Электронный ресурс]/ Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102348935 (Изменения на 15.07.2015).
4) Постановление от 22 января 1998 г. N 2134- II ГД о Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]/ Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». – 1992-2016.– Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/review/lawmaking/reglduma/ (от 18.04.2016.).
5) Конституция Соединенных Штатов Америки. Статьи в дополнение и изменение Конституции Соединенных Штатов, предложенные Конгрессом и ратифицированные отдельными штатами в соответствии с пятой статьей Конституции [Электронный ресурс]/ Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. – Режим доступа: www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm (от 18.04.2016).
6) Об обеспечении реализации Указа Президента Росси «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы» [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Правительства Российской Федерации. – 08.05.2014. – Режим доступа: http://government.ru/orders/12507/ (от 18.04.2016.).
Книги и периодические печатные издания
1) Автономов А.С. Азбука лоббирования// Москва// Права человека. – 2004. – С.112.
2) Ачкасов В.А., В.А. Гуторов. Учебник «Политология» углубленный курс// Cанкт-Петербургский государственный университет// Москва// Юрайт. –
2012г. – С.379.
3) Васильева С. Цивилизованный лоббизм – средство или следствие борьбы с коррупцией?// Институт права и публичной политики, Сравнительное Конституционное Обозрение. – 2008. № 4 (65). С. 115-121.
4) Вуйма А. Лоббирование. Как добиться от власти нужных решений// СПб.// Издательство «Питер Пресс». – 2008. С. 383.
5) Голик Ю.В., Карасаев В.И. Коррупция как механизм социальной деградации//Санкт-Петербург// Изд-во Р.Асланова «Юридический центр Пресс». – 2005. – С.329.
6) Даниленко В. Пришло время лоббировать закон о лоббизме// Москва// Известия. – 29.09.1992.- 216.- C.3.
7) Зудин А.Ю. Яковлев А.А. Статья «Подснежники» или незаменимые посредники? Сектор «работающих» бизнес-ассоциаций России (по данным качественного исследования)»// Москва// Изд-во: НИУ ВШЭ. – 2011. №3.,
С. 95-124.
8) Зяблюк Н.Г. Финансирование федеральных избирательных кампаний в США. М.: Институт США и Канады РАН, 1999.
9) Кравченко А.И. Лоббизм в России: этапы большого пути// Социологические исследования. № 3 – 1996. – С. 54.
10) Любимов А.П. Классификация видов лоббизма// Материалы к международному «круглому столу» в МГЮА.// Москва// Изд-во: АНО КиАЦ «Россия – США: XXI век». – 1999. – С.104.
11) Минтусов И.Е., Филатова О.Г. GR: теория и практика// Санкт-Петербург// Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета. – 2013. – С.180.
12) Павроз А.В. Группы интересов и лоббизм в политике: Учебное пособие// Санкт-Петербург// Издательство Санкт-Петербургского университета. – 2006. – С. 186.
13) Программа 23-24/03/2016. //Московский экономический форум 2016. – 2016. – С.74.
14) Субочев В. Лоббизм в России: природа, специфика, проблемы правового регулирования// Москва// Изд-во: МГИМО. Право и управление XXI век.
№ 2 (31). – 2014. – С. 28-37.
15) Толмачева И. Лоббизм по-русски. Между бизнесом и властью//Москва// Изд-во: Эксмо. – 2011. – . С.320.
16) Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея// М.// Издательская группа «Прогресс» - «Литера», 1994. – С.78-86.
17) Шестопал Е.Б., Селезнева А.В. Современная элита России: политико-психологический анализ // Москва// Изд-во: Аргамак-медиа. – 2015 –. С. 448.
Источники на электронных носителях
1) АВ 2003 г. Выпуск 25 Зарубежный опыт правового регулирования лоббистской деятельности в органах законодательной власти. [Электронный ресурс]/Информационно-аналитические материалы Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации. – 2008. – Режим доступа: http://iam.duma.gov.ru/node/8/4636/16434Легализация лоббизма – инструмент борьбы с коррупцией [Электронный ресурс]/ Торгово-промышленные ведомости. – Режим доступа: http://old.tpp-inform.ru/analytic_journal/6027.html (от 7 августа 2015 года).
2) Барвин О. Справка. Субъекты лоббистской деятельности в США [Электронный ресурс]/ Стратегия эффективности stratagem.org. – 11.02.2005. –Режим доступа: http://www.stratagema.org/publications/lobby/item_251.html (от 18.04.2016).
3) Ветров Н. Страна победившего лоббизма [Электронный ресурс]/ Общероссийская общественно – политическая электронная газета «TheMoskowPost». – 06.03.2013. - Режим доступа: http://www.moscow-post.com/redactor/strana_pobedivshego_lobbizma11726/. (от 18.04.2016.).
4) Вопросы развития предпринимательства в России обсуждались на заседании Совета непарламентских партий [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. – 26.11.2014. – Режим доступа: http://www.duma.gov.ru
/news/273/861615/?sphrase_id=2181688 (от 18.04.2016.).
5) Воронина Ю. Конверты уходят в прошлое [Электронный ресурс]/ Российская Бизнес-газета - №1003 (24). – 23.06.2015. – Режим доступа: http://rg.ru/2015/06/23/lobbisty.html (от 18.04.2016.).
6) В России нужен закон о лоббизме? [Электронный ресурс]/ Финам.ru. – 17.11.2013. – Режим доступа: www.finam.ru/discussion/one/v-rossii-nugen-zakon-o-lobbizme/ (от 18.04.2016.).
7) Десять крупнейших благотворительных фондов России [Электронный ресурс]/ РИА-Новости. – 17.06.2015. – Режим доступа: http://ria.ru/spravka/20150617/1075174812.html (от 18.04.2016).
8) Комитет по безопасности провел «круглый стол» на тему: «Зарубежный опыт законодательного регулирования лоббистской деятельности в системе мер противодействия коррупции и перспективы его использования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Государственной Гуды Федерального собрания Российской Федерации. – 22.05.2008. – Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/news/273/57358/?sphrase_id=2181688 (от 18.04.2016.).
9) Лепехин В.А. Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования [Электронный ресурс]/ Политическая социология// сайт «Экономика. Социология. Менеджмент». Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/870/681/1219/006.LEPEKHIN.pdf (от 18.04.2016).
10) Медведев предлагает сформировать в России институт лоббизма [Электронный ресурс]/ Государственное информационно – аналитическое агентство «РИА Новости». – 13.03.2012. – Режим доступа: http://ria.ru/politics/20120313/593487598.html. (от 18.04.2016.).
11) «Нас ждут непростые, но интересные времена», – Виктор Ремша, гендиректор и владелец «Финама» [Электронный ресурс]/ Ведомости. – 27.06.2013.–Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/newspaper
/articles/2013/06/27/nas_zhdut_neprostye_no_interesnye_vremena_viktor_remsha (от 18.04.2016).
12) Общероссийская база НКО [Электронный ресурс]/ Портал Некоммерческих организаций. Режим доступа: http://portal-nko.ru/nko/organizations?offset=70&limit=10 (от 18.04.2016).
13) О деятельности некоммерческих организаций [Электронный ресурс]/ Информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации. – 11.05.2016. – Режим доступа: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (от 18.04.2016).
14) Пыжова Е. Лоббирование в РФ [Электронный ресурс]/ АРтПолитИнфо. – 26.06.2015. – Режим доступа: http://artpolitinfo.ru/lobbirovanie-v-rf/ (от 18.04.2016).
15) Список общероссийских общественных экологических организаций [Электронный ресурс]/ Общероссийское общественное объединение «Российский экологический центр». – 07.07.2011. – Режим доступа: http://www.rusecocentre.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=505:2011-07-07-17-16-57&catid=10:2011-07-07-16-36-03&Itemid=86( от 18.04.2016).
16) Султанов Д. Лоббизм: как это делается в России [Электронный ресурс]/Ladno.ru. – 7.07. 2005. – Режим доступа: ladno.ru/technology/2068.html (от 18.04.2016).
17)Толстых П.А. Профессиональный словарь лоббистской деятельности [Электронный ресурс]/Lobbing.ru Российский профессиональный портал о лоббизме и GR. – 2009 – Режим доступа: http://www.lobbying.ru/dictionary_list.php (от 18.04.2016)
18)Субочев В.В. Лоббизм в России: природа, специфика, проблемы правового регулирования. Электронный ресурс: http://mgimo.ru/files2/2014_12/up87/file_e648ab0bac88626a8e16f0ee35009d0e.pdf
Иностранные источники
1. Goldstein K.M. Interest Groups, Lobbying and Participation in America. Cambridge : Cambridge University Press , 1999.
2. Salisbury R. H. Interest Group Politics in America// N. Y.// 1970.
3. Salisbery R. H. Exchange Theory of Interest Groups// Midwest Journal of Political Science// 1969 – vol. 13, № 8.
4. Truman D. B. The Governmental Process. Political Interests and Public Opinion// N. Y.// 1971.
5. Wolpe B.C. and Levine B.J. Lobbying Congress: How the System Works, second edition. Washington: CongressionalQuarterlyInc., 1996