МЯГКАЯ СИЛА ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ КНР И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
|
Введение (стр. 2 – 8)
1.Мягкая сила во внешнеполитической стратегии КНР (стр. 9)
1.1. История развития политики мягкой силы в Китае (стр. 9 – 16)
1.2. Особенности национальной стратегии мягкой силы КНР (стр. 17 – 20)
1.3. Применение концепции мягкой силы и её влияние на дипломатию КНР
(стр. 21 – 31)
2. Мягкая сила во внешнеполитической стратегии Республики Корея (стр. 32)
2.1. Особенности национальной стратегии мягкой силы Республики Корея
(стр. 32 – 35)
2.2. Основные направления политики мягкой силы Республики Корея (стр. 36 – 42)
2.3. Корейская волна как проявление мягкой силы Республики Корея (стр. 43 – 49)
3. Сравнение использования потенциала мягкой силы во внешнеполитической стратегии КНР и Республики Корея(стр. 50)
3.1. Теоретическая и практическая адаптация концепта мягкой силы в КНР и Республике Корея (стр. 50 – 52)
3.2. Мягкая сила во внешней политике КНР и Республики Корея: инструменты и практика (стр. 53 – 58)
Заключение (стр. 59 – 63)
Список литературы и источников (стр. 64 – 75).
1.Мягкая сила во внешнеполитической стратегии КНР (стр. 9)
1.1. История развития политики мягкой силы в Китае (стр. 9 – 16)
1.2. Особенности национальной стратегии мягкой силы КНР (стр. 17 – 20)
1.3. Применение концепции мягкой силы и её влияние на дипломатию КНР
(стр. 21 – 31)
2. Мягкая сила во внешнеполитической стратегии Республики Корея (стр. 32)
2.1. Особенности национальной стратегии мягкой силы Республики Корея
(стр. 32 – 35)
2.2. Основные направления политики мягкой силы Республики Корея (стр. 36 – 42)
2.3. Корейская волна как проявление мягкой силы Республики Корея (стр. 43 – 49)
3. Сравнение использования потенциала мягкой силы во внешнеполитической стратегии КНР и Республики Корея(стр. 50)
3.1. Теоретическая и практическая адаптация концепта мягкой силы в КНР и Республике Корея (стр. 50 – 52)
3.2. Мягкая сила во внешней политике КНР и Республики Корея: инструменты и практика (стр. 53 – 58)
Заключение (стр. 59 – 63)
Список литературы и источников (стр. 64 – 75).
С начала XXI столетия концепция «мягкой силы» получила широкое распространение в международном научно-политологическом дискурсе и в практической дипломатии. Вполне закономерно, что в условиях возрастающей в мире конкуренции, глобальной политической нестабильности и меньшей предсказуемости политика «мягкой силы» стала эффективным инструментом обеспечения внешнеполитических интересов государств, гармонично дополняющим классическую традиционную дипломатию. Всё большее число стран, претендующих на мировое лидерство, задействует «мягкую силу» в своих политических стратегиях с целью создания благоприятных внешних условий для внутреннего развития, решения практических вопросов модернизации и расширения границ своего влияния.
В эпоху глобализации и всестороннего усиления конкуренции инструментарий «мягкой силы» стал рассматриваться политиками и теоретиками в качестве очень важного ресурса внешнеполитической мощи стран, претендующих на статус мирового центра или полюса власти. В качестве обозначения внешнеполитического инструмента власти концепт softpower всё чаще используется при анализе современного дискурса глобальной политики, а также для характеристики внешнеполитических стратегий отдельных стран и международных союзов.
Во внешнеполитических процессах изменения, связанные с ростом глобальной взаимозависимости и трансформаций внутри национальных государств, сказываются в первую очередь в смещении акцентов: всё более заметен переход от использования традиционной силы как совокупности военно-политической и экономической мощи для достижения политического интереса к силе мягкой. «Мягкая сила» подразумевает способность добиваться желаемого на основе добровольного участия союзников, она призвана привлечь потенциального противника на свою сторону или нейтрализовать его мирными средствами. В основе «мягкой силы» лежат такие социокультурные доминанты как культура, ценности, идеи, символы, мифы.
В данной работе рассматриваются национальные стратегии «мягкой силы» во внешней политике КНР и Республики Корея, анализируются основные подходы, ресурсы, инструменты, цели и результаты применения «мягкой силы» данными государствами на современном этапе. Концепция «мягкой силы» в Китае и Южной Корее вызывает особый академический интерес, так как и Пекин и Сеул включили её во внешнеполитическую стратегию, а кроме того, вложили много ресурсов в её продвижение на мировую арену. Продвижение национальных языков и распространение культуры и традиций за рубежом уже действуют как эффективные инструменты реализации «мягкой силы», с помощью которых правительства обоих стран формируют положительный образ страны.
Обратимся к основным терминам и понятиям, упоминаемым в работе. В частности, в исследовательской работе под понятиями «мягкая сила» и внешнеполитическая стратегия подразумевается нижеследующее.
В современных межгосударственных отношениях категория «сила» имеет множество вариативных значений. На протяжении тысячелетий сила традиционно отождествлялась с военной мощью, которая для многих видных политических исследователей (Г. Моргентау, К. Уолц, Р. Арон) была и остаётся основным показателем престижа государства на международной арене. Однако с середины 1980-х гг. в теорию международных отношений на смену традиционному (военному) пониманию силы приходит её новое (невоенное) переосмысление.
Термин «мягкая сила» впервые был введён в оборот американским политологом Джозефом Наем. Джозеф С. Най (Joseph S.Nye) –ведущий эксперт в сфере международных отношений, разрабатывающий ряд направлений в рамках неолиберализма, в том числе теорию комплексной взаимозависимости. Термин «мягкая сила» (softpower) впервые был упомянут Дж. С. НаемвегокнигеBoundtoLead: TheChangingNatureofAmericanPower (1990).Впоследствии он развил данное понятие в своей книге SoftPower: TheMeanstoSuccessinWorldPolitics (2004).
«Мягкая сила» – форма политической власти, способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жёсткой силы», которая подразумевает принуждение против воли. По словам Ная, язык и культура – это «мягкая сила», которая играет ключевую роль в международных отношениях, влияя напрямую, или косвенно, на мировую политику и деловые связи.
Для полного понимания конкретики вопроса необходимо упомянуть и о «жёсткой силе» (hardpower), под которой понимается, прежде всего, видимая государственная мощь, состоящая главным образом из природных ресурсов, экономики, науки, техники и военной силы, которые составляют материальную базу совокупной государственной мощи. Инструментами «жёсткой силы» выступают также методы идеологического давления, к которым относятся информационные войны. «Твёрдая сила», в том числе военная и экономическая, зачастую основывается на побуждении или угрозах.
«Мягкая сила» – это возможность достигать целей на международной арене путём убеждения и привлечения симпатий других акторов. Это особый тип внешнеполитической деятельности, связанный с распространением влияния одного государства на другие через средства массовой коммуникации, популярную и высокую культуру, предоставление услуг образования, благоприятную экономическую среду, распространение привлекательных гуманитарных и политических идеалов, собственной оригинальной системы ценностей, которую хотели бы импортировать другие субъекты международных отношений. «Мягкая сила» становится одним из важнейших ресурсов влияния в современном глобальном мире. Сегодня – это неизменный атрибут любой державы, претендующий на определённый статус в мировой или региональной политике.
Одной из предшественниц концепции «мягкой силы» была концепция «культурно-идеологической гегемонии», которая была разработана итальянским философом Антонио Грамши в 1930-1940-х гг. А. Грамши пришёл к выводу, что жизнеспособность системы основана не лишь на материальных, но и на идеологических (культурных и интеллектуальных) факторах. Господство определённого класса основано как на принуждении (доминировании), так и на идеологическом лидерстве, которое он назвал «гегемонией». Гегемония осуществляется посредством институтов гражданского общества (партии, профсоюзы, образовательные и культурные учреждения, церковь, СМИ и т. д.). Функция поддержки гегемонии, согласно Грамши, отведена «органическим интеллектуалам» (идеологам, практикам, формирующим интеллектуальный климат в обществе).
К «мягкой силе» относятся: притягательная сила экономического роста и благосостояния населения страны, привлекательные образы социального строя и моделей развития государства, творческая сила нации, укрепляющая сила народа страны, привлекательная внешнеполитическая стратегия. Эффективное использование «мягкой силы» рассматривается в качестве основы повышения международной конкурентоспособности страны.
Можно выделить следующие разновидности мягкой силы.1) EconomicSoftPower (экономическая мягкая сила) –показатели экономической привлекательности, включая инвестиционную. 2) HumanCapitalSoftPower – гуманитарный капитал, основанный на привлекательности системы общего и университетского образования, научной и технологической деятельности.3) СulturalSoftPower – инструменты культурного влияния, а именно, – международное признание значимости и величия культурного наследия страны, политика популяризации национальной культуры, расширение межкультурных коммуникаций, туристическая привлекательность страны, распространение национального языка и национальной кухни. 4) PoliticalSoftPower – система показателей уровня развития институтов политической демократии и защиты прав человека. 5) DiplomaticSoftPower – дипломатическая репутация страны, показатели эффективности дипломатических усилий в сфере переговорного процесса, степень миролюбия, способность к предотвращению агрессии и нейтрализации угроз, способность к установлению глобальной повестки дня.
Внешнеполитическая стратегия государства – это система концептуальных подходов, определяющая жизненно важные национальные интересы государства и средства их обеспечения путём взаимодействия с окружающим миром. Внешнеполитическая стратегия государства также является направлением и способом осуществления внешнеполитической деятельности государством, политическими институтами, характеризующиеся ориентацией на общие долговременные цели, крупномасштабные задачи, а также использованием соответствующих ресурсов. Стратегия внешней политики определяет долговременные цели развития, принципы и приоритеты, средства мобилизации ресурсов. Она воплощается в политическом курсе, который направляется и фиксируется в теориях, политической доктрине, концепции внешней политики, программе. Привлекательность внешней политики во многом зависит от того, насколько будут всеобъемлющими и перспективными её цели для всех участников межгосударственных коммуникаций, насколько будут совпадать их ценностные ориентации.
Проблемы исследования в данной работе связаны с тем, как Китай и Южная Корея используют концепт «мягкой силы» в своих внешнеполитических стратегиях, задействуя при этом определённые ресурсы и методы. Новизна темы заключается в попытке проанализировать и сравнить теоретическую и практическую адаптацию концепта «мягкой силы» указанными странами применительно к внешней политике.
Актуальность работы. Вектор внешней политики КНР основывается на традициях и восточной специфике. В настоящее время роль Китая как на региональном уровне, так и на международном весьма значима. Она связана с позицией страны в вопросах урегулирования международных конфликтов, решении глобальных проблем, участия в мероприятиях различного масштаба. За 67 лет существования Китайской Народной Республики страна ярко проявила себя во многих сферах: экономической, политической, гуманитарной, социальной, финансовой. Подчеркнём, что китайская имиджевая политика является одной из самых актуальных и популярных в настоящее время. Правительством Китая созданы площадки для реализации политики «мягкой силы» за рубежом – это Институты Конфуция, Китайские культурные центры и другие проекты. Руководство страны стало активно применять «мягкую силу» в реализации внутренней и внешней политики своего государства.
Говоря о Южной Корее, необходимо отметить, что за последние годы она превратилась в одно из ведущих мировых государств. Это первая страна из числа крупных реципиентов международной помощи в области содействия развитию, которая сама стала значимым донором, предоставляя поддержку другим странам и демонстрируя пример заметного прогресса в экономике и развитии. Сегодня Республика Корея – это одна из крупнейших экономических держав в глобализирующемся пространстве, активный член «Группы двадцати» и Организации экономического сотрудничества и развития. Одним из важнейших элементов успеха Кореи на мировом и внутреннем пространстве стала именно «мягкая сила». В РК сформирован мощный инструментарий продвиженияsoftpower, который включает не только государственные организации и программы, но и полугосударственные организации и НПО, Интернет-ресурсы, печать, организации диаспоры. В стране был создан Президентский комитет по национальному брэндингу в целях повышения национального статуса и престижа Республики Корея.
Степень научной разработанности. Наблюдается значительный рост интереса в научных и экспертных кругах к перспективам использования «мягкой силы», направленной как на внутреннюю, так и на внешнюю политику, в результате чего набирает темпы активная дискуссия по внедрению концепции в стратегии внешней политики. Тема является весьма важной для исследователей по всему миру, их исследования активно развиваются. В данной работе сделан акцент на детальном изучении зарубежной научной литературы относительно применения «мягкой силы» во внешней политике.
Среди российских исследователей, посвятивших работы данной теме, отметим Бобыло А.М. (особенности национальных стратегий «мягкой силы»), Русакову О.Ф. («мягкая сила» как стратегический ресурс стран Азии), Бояркину А.В. (язык и культура как инструменты «мягкой силы» в реализации внешней политики), Ганьшину Г.И. (история развития политики «мягкой силы»), Бураева Д.И. и Гармаханова М.Ц. (стратегии развития и распространения «мягкой силы»), Песцова С.К. Среди зарубежных исследователей наиболее ценными являются труды Джозефа Ная, Ли Дэфана, Су Чанхэ, Кима Йонми.
Однако ряд теоретических и практических вопросов требуют дальнейшего анализа, обобщения и уточнения. К тому же достаточно быстрые изменения, происходящие в настоящий период в картине отношений Китая с внешним миром и Южной Кореи с партнёрами на международной арене, заставляют постоянно вносить коррективы в изучение процессов, связанных с их внешнеполитической стратегией.
Цель исследовательской работы заключается в выявлении успешности и эффективности использования концепции «мягкой силы» во внешнеполитической стратегии Китая и Южной Кореи. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1) применительно к Китаю и Южной Корее произвести сравнительный анализ использования концепции «мягкой силы» во внешнеполитической стратегии; 2) рассмотреть историю развития политики «мягкой силы» и её основные направления; 3) определить особенности национальной стратегии «мягкой силы»; 4) проанализировать влияние «мягкой силы» на дипломатию; 5) сравнить использование потенциала мягкой силы во внешнеполитической стратегии.
Объектом исследования является «мягкая сила» во внешнеполитической стратегии КНР и РК, направленная на решение их внешнеполитических задач. Предметом исследования выступает совокупность проблем, связанных с оценкой того влияния, которое концепт «мягкой силы» во внешнеполитической стратегии КНР и РК оказывает на дипломатию данных государств, развитие их внешнеполитических и внешнеэкономических связей, а также регионального сотрудничества.
Методами, применяемыми в данной работе, выступают сравнительный анализ, системный анализ, структурно-функциональный анализ, контент-анализ и метод исторической ретроспективы. Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Включает введение, три главы, заключение и библиографический список.
В эпоху глобализации и всестороннего усиления конкуренции инструментарий «мягкой силы» стал рассматриваться политиками и теоретиками в качестве очень важного ресурса внешнеполитической мощи стран, претендующих на статус мирового центра или полюса власти. В качестве обозначения внешнеполитического инструмента власти концепт softpower всё чаще используется при анализе современного дискурса глобальной политики, а также для характеристики внешнеполитических стратегий отдельных стран и международных союзов.
Во внешнеполитических процессах изменения, связанные с ростом глобальной взаимозависимости и трансформаций внутри национальных государств, сказываются в первую очередь в смещении акцентов: всё более заметен переход от использования традиционной силы как совокупности военно-политической и экономической мощи для достижения политического интереса к силе мягкой. «Мягкая сила» подразумевает способность добиваться желаемого на основе добровольного участия союзников, она призвана привлечь потенциального противника на свою сторону или нейтрализовать его мирными средствами. В основе «мягкой силы» лежат такие социокультурные доминанты как культура, ценности, идеи, символы, мифы.
В данной работе рассматриваются национальные стратегии «мягкой силы» во внешней политике КНР и Республики Корея, анализируются основные подходы, ресурсы, инструменты, цели и результаты применения «мягкой силы» данными государствами на современном этапе. Концепция «мягкой силы» в Китае и Южной Корее вызывает особый академический интерес, так как и Пекин и Сеул включили её во внешнеполитическую стратегию, а кроме того, вложили много ресурсов в её продвижение на мировую арену. Продвижение национальных языков и распространение культуры и традиций за рубежом уже действуют как эффективные инструменты реализации «мягкой силы», с помощью которых правительства обоих стран формируют положительный образ страны.
Обратимся к основным терминам и понятиям, упоминаемым в работе. В частности, в исследовательской работе под понятиями «мягкая сила» и внешнеполитическая стратегия подразумевается нижеследующее.
В современных межгосударственных отношениях категория «сила» имеет множество вариативных значений. На протяжении тысячелетий сила традиционно отождествлялась с военной мощью, которая для многих видных политических исследователей (Г. Моргентау, К. Уолц, Р. Арон) была и остаётся основным показателем престижа государства на международной арене. Однако с середины 1980-х гг. в теорию международных отношений на смену традиционному (военному) пониманию силы приходит её новое (невоенное) переосмысление.
Термин «мягкая сила» впервые был введён в оборот американским политологом Джозефом Наем. Джозеф С. Най (Joseph S.Nye) –ведущий эксперт в сфере международных отношений, разрабатывающий ряд направлений в рамках неолиберализма, в том числе теорию комплексной взаимозависимости. Термин «мягкая сила» (softpower) впервые был упомянут Дж. С. НаемвегокнигеBoundtoLead: TheChangingNatureofAmericanPower (1990).Впоследствии он развил данное понятие в своей книге SoftPower: TheMeanstoSuccessinWorldPolitics (2004).
«Мягкая сила» – форма политической власти, способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жёсткой силы», которая подразумевает принуждение против воли. По словам Ная, язык и культура – это «мягкая сила», которая играет ключевую роль в международных отношениях, влияя напрямую, или косвенно, на мировую политику и деловые связи.
Для полного понимания конкретики вопроса необходимо упомянуть и о «жёсткой силе» (hardpower), под которой понимается, прежде всего, видимая государственная мощь, состоящая главным образом из природных ресурсов, экономики, науки, техники и военной силы, которые составляют материальную базу совокупной государственной мощи. Инструментами «жёсткой силы» выступают также методы идеологического давления, к которым относятся информационные войны. «Твёрдая сила», в том числе военная и экономическая, зачастую основывается на побуждении или угрозах.
«Мягкая сила» – это возможность достигать целей на международной арене путём убеждения и привлечения симпатий других акторов. Это особый тип внешнеполитической деятельности, связанный с распространением влияния одного государства на другие через средства массовой коммуникации, популярную и высокую культуру, предоставление услуг образования, благоприятную экономическую среду, распространение привлекательных гуманитарных и политических идеалов, собственной оригинальной системы ценностей, которую хотели бы импортировать другие субъекты международных отношений. «Мягкая сила» становится одним из важнейших ресурсов влияния в современном глобальном мире. Сегодня – это неизменный атрибут любой державы, претендующий на определённый статус в мировой или региональной политике.
Одной из предшественниц концепции «мягкой силы» была концепция «культурно-идеологической гегемонии», которая была разработана итальянским философом Антонио Грамши в 1930-1940-х гг. А. Грамши пришёл к выводу, что жизнеспособность системы основана не лишь на материальных, но и на идеологических (культурных и интеллектуальных) факторах. Господство определённого класса основано как на принуждении (доминировании), так и на идеологическом лидерстве, которое он назвал «гегемонией». Гегемония осуществляется посредством институтов гражданского общества (партии, профсоюзы, образовательные и культурные учреждения, церковь, СМИ и т. д.). Функция поддержки гегемонии, согласно Грамши, отведена «органическим интеллектуалам» (идеологам, практикам, формирующим интеллектуальный климат в обществе).
К «мягкой силе» относятся: притягательная сила экономического роста и благосостояния населения страны, привлекательные образы социального строя и моделей развития государства, творческая сила нации, укрепляющая сила народа страны, привлекательная внешнеполитическая стратегия. Эффективное использование «мягкой силы» рассматривается в качестве основы повышения международной конкурентоспособности страны.
Можно выделить следующие разновидности мягкой силы.1) EconomicSoftPower (экономическая мягкая сила) –показатели экономической привлекательности, включая инвестиционную. 2) HumanCapitalSoftPower – гуманитарный капитал, основанный на привлекательности системы общего и университетского образования, научной и технологической деятельности.3) СulturalSoftPower – инструменты культурного влияния, а именно, – международное признание значимости и величия культурного наследия страны, политика популяризации национальной культуры, расширение межкультурных коммуникаций, туристическая привлекательность страны, распространение национального языка и национальной кухни. 4) PoliticalSoftPower – система показателей уровня развития институтов политической демократии и защиты прав человека. 5) DiplomaticSoftPower – дипломатическая репутация страны, показатели эффективности дипломатических усилий в сфере переговорного процесса, степень миролюбия, способность к предотвращению агрессии и нейтрализации угроз, способность к установлению глобальной повестки дня.
Внешнеполитическая стратегия государства – это система концептуальных подходов, определяющая жизненно важные национальные интересы государства и средства их обеспечения путём взаимодействия с окружающим миром. Внешнеполитическая стратегия государства также является направлением и способом осуществления внешнеполитической деятельности государством, политическими институтами, характеризующиеся ориентацией на общие долговременные цели, крупномасштабные задачи, а также использованием соответствующих ресурсов. Стратегия внешней политики определяет долговременные цели развития, принципы и приоритеты, средства мобилизации ресурсов. Она воплощается в политическом курсе, который направляется и фиксируется в теориях, политической доктрине, концепции внешней политики, программе. Привлекательность внешней политики во многом зависит от того, насколько будут всеобъемлющими и перспективными её цели для всех участников межгосударственных коммуникаций, насколько будут совпадать их ценностные ориентации.
Проблемы исследования в данной работе связаны с тем, как Китай и Южная Корея используют концепт «мягкой силы» в своих внешнеполитических стратегиях, задействуя при этом определённые ресурсы и методы. Новизна темы заключается в попытке проанализировать и сравнить теоретическую и практическую адаптацию концепта «мягкой силы» указанными странами применительно к внешней политике.
Актуальность работы. Вектор внешней политики КНР основывается на традициях и восточной специфике. В настоящее время роль Китая как на региональном уровне, так и на международном весьма значима. Она связана с позицией страны в вопросах урегулирования международных конфликтов, решении глобальных проблем, участия в мероприятиях различного масштаба. За 67 лет существования Китайской Народной Республики страна ярко проявила себя во многих сферах: экономической, политической, гуманитарной, социальной, финансовой. Подчеркнём, что китайская имиджевая политика является одной из самых актуальных и популярных в настоящее время. Правительством Китая созданы площадки для реализации политики «мягкой силы» за рубежом – это Институты Конфуция, Китайские культурные центры и другие проекты. Руководство страны стало активно применять «мягкую силу» в реализации внутренней и внешней политики своего государства.
Говоря о Южной Корее, необходимо отметить, что за последние годы она превратилась в одно из ведущих мировых государств. Это первая страна из числа крупных реципиентов международной помощи в области содействия развитию, которая сама стала значимым донором, предоставляя поддержку другим странам и демонстрируя пример заметного прогресса в экономике и развитии. Сегодня Республика Корея – это одна из крупнейших экономических держав в глобализирующемся пространстве, активный член «Группы двадцати» и Организации экономического сотрудничества и развития. Одним из важнейших элементов успеха Кореи на мировом и внутреннем пространстве стала именно «мягкая сила». В РК сформирован мощный инструментарий продвиженияsoftpower, который включает не только государственные организации и программы, но и полугосударственные организации и НПО, Интернет-ресурсы, печать, организации диаспоры. В стране был создан Президентский комитет по национальному брэндингу в целях повышения национального статуса и престижа Республики Корея.
Степень научной разработанности. Наблюдается значительный рост интереса в научных и экспертных кругах к перспективам использования «мягкой силы», направленной как на внутреннюю, так и на внешнюю политику, в результате чего набирает темпы активная дискуссия по внедрению концепции в стратегии внешней политики. Тема является весьма важной для исследователей по всему миру, их исследования активно развиваются. В данной работе сделан акцент на детальном изучении зарубежной научной литературы относительно применения «мягкой силы» во внешней политике.
Среди российских исследователей, посвятивших работы данной теме, отметим Бобыло А.М. (особенности национальных стратегий «мягкой силы»), Русакову О.Ф. («мягкая сила» как стратегический ресурс стран Азии), Бояркину А.В. (язык и культура как инструменты «мягкой силы» в реализации внешней политики), Ганьшину Г.И. (история развития политики «мягкой силы»), Бураева Д.И. и Гармаханова М.Ц. (стратегии развития и распространения «мягкой силы»), Песцова С.К. Среди зарубежных исследователей наиболее ценными являются труды Джозефа Ная, Ли Дэфана, Су Чанхэ, Кима Йонми.
Однако ряд теоретических и практических вопросов требуют дальнейшего анализа, обобщения и уточнения. К тому же достаточно быстрые изменения, происходящие в настоящий период в картине отношений Китая с внешним миром и Южной Кореи с партнёрами на международной арене, заставляют постоянно вносить коррективы в изучение процессов, связанных с их внешнеполитической стратегией.
Цель исследовательской работы заключается в выявлении успешности и эффективности использования концепции «мягкой силы» во внешнеполитической стратегии Китая и Южной Кореи. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1) применительно к Китаю и Южной Корее произвести сравнительный анализ использования концепции «мягкой силы» во внешнеполитической стратегии; 2) рассмотреть историю развития политики «мягкой силы» и её основные направления; 3) определить особенности национальной стратегии «мягкой силы»; 4) проанализировать влияние «мягкой силы» на дипломатию; 5) сравнить использование потенциала мягкой силы во внешнеполитической стратегии.
Объектом исследования является «мягкая сила» во внешнеполитической стратегии КНР и РК, направленная на решение их внешнеполитических задач. Предметом исследования выступает совокупность проблем, связанных с оценкой того влияния, которое концепт «мягкой силы» во внешнеполитической стратегии КНР и РК оказывает на дипломатию данных государств, развитие их внешнеполитических и внешнеэкономических связей, а также регионального сотрудничества.
Методами, применяемыми в данной работе, выступают сравнительный анализ, системный анализ, структурно-функциональный анализ, контент-анализ и метод исторической ретроспективы. Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Включает введение, три главы, заключение и библиографический список.
Детальный анализ концепции «мягкой силы» привёл нас к выводу о том, что она представляет собой искусство убеждения, использование нематериальных ресурсов культуры и политических идеалов для оказания влияния на людей в других странах – это не завоевание и подчинение, а «овладение умами» людей и привлечение симпатий к своей стране и её культуре. Ресурсами «мягкой силы» в международных отношениях являются те методы, которые «вдохновляют и привлекают» к источнику соответствующего воздействия. Однако в каждой стране формируется, естественно, своё понимание мягкой силы, что обусловлено политическими, экономическими, социальными и культурными различиями между странами мира.
К «мягкой силе» относятся: притягательная сила экономического роста и благосостояния населения страны, привлекательные образы социального строя и моделей развития государства, творческая сила нации, укрепляющая сила народа страны, привлекательная внешнеполитическая стратегия. Эффективное использование «мягкой силы» рассматривается в качестве основы повышения международной конкурентоспособности страны.
В целом, говоря о структурных компонентах или разновидностях softpower, необходимо иметь в виду, что успех всех стратегий «мягкой силы» неизменно зависит от информационных ресурсов, рекламных технологий и PR-поддержки. Всё, что относится к продвижению имиджей и брендов, к каким бы сферам жизни это не относилось (экономика, политика, культура), предполагает существование развитой сети PR-коммуникаций, создаваемой как внутри страны, так и за её пределами. Сегодня в плане эффективного использования softpower лидирует тот, кто доминирует в глобальном информационном пространстве и в установлении развернутой системы PR-институтов.
Сегодня «мягкая сила» превращается в оптимальный инструмент региональной и международной политики, позволяющий добиваться конкурентных преимуществ без угрозы неизбежных потерь. Состязание в «мягкой силе» государств на международной арене к настоящему времени набирает всё большие обороты. Правительства обновляют региональные внешнеполитические стратегии и инвестируют всё больше средств в проекты культурных и образовательных обменов, международные коммуникации и имиджевые акции, мероприятия публичной дипломатии, программы экономической помощи и содействия развитию.
Делая выводы, в соответствии с целью работы, отметим высокую эффективность и успешность использования «мягкой силы» во внешнеполитической стратегии Китаем и Южной Кореей. Данному направлению уделяется большое внимание в обеих странах, ведётся активная работа по развитию концепции в официальных документах и правительственных актах.
Провозглашённый в КНР в 2007 г. на официальном уровне курс на укрепление «мягкой силы» китайской культуры привёл к тому, что проблемы использования культуры в качестве инструмента международного влияния стали приоритетом для руководства страны и экспертного сообщества. Внутри Китая проводится постоянный анализ успехов и неудач политики продвижения китайской культуры во внешний мир, предметом пристального изучения становится иностранная реакция на продукцию китайских культурных индустрий, пропаганду имиджа страны, увеличение числа Институтов Конфуция.
Долгосрочная стратегия развития китайской «мягкой силы» опирается на поддержку со стороны государства, которое включает эту сферу в планы долгосрочного развития и формулирует целевые программы развития концепции. Предложенная китайскими властями стратегия развития мягкой силы ориентирована не только на внутреннюю аудиторию, но и на зарубежную.
Внутренний аспект китайских усилий в развитии потенциала мягкой силы нацелен на увеличение потенциала собственной культуры. Одной из задач является противодействие наплыву западной культурной продукции не за счёт запретительных мер, а с помощью создания привлекательной культурной продукции собственного производства, способной побеждать в конкуренции за симпатии китайского потребителя. К примеру, членство Китая в ВТО стало важным стимулом для реформы культурных индустрий. Освоение Китаем правил ВТО помогло сформулировать стратегию «выхода вовне», отвечающую международным торговым нормам. Открытие китайского рынка привело к увеличению притока в Китай иностранной культурной продукции, что вызвало ответное стремление создать сильные культурные индустрии, способные добиться успеха на мировом рынке.
Стремление Китая повысить силу привлекательности собственной культуры имеет и внешнюю направленность, китайская культура со своими особенными чертами и традициями в перспективе должна быть способна участвовать в конкуренции на глобальном рынке. При этом речь идёт не только о завоевании коммерческого успеха, но и о проекции вовне китайских ценностей и превращении культуры в источник «мягкой силы» государства. Китай прикладывает значительные усилия для «вывода вовне» собственной культурной продукции. Однако следует признать, что механизм обратной связи ещё не сформирован полностью и внутри Китая зачастую нет четкого понимания, как воспринимается его мягкая сила за рубежом. Китайские власти исходят из того, что накопление преимуществ в области «мягкой силы» позволит стране занять более благоприятные позиции в конкуренции на международной арене. Для достижения этой цели предстоит найти приемлемые для иностранной аудитории формы продвижения вовне китайских ценностей.
Современный Китай быстро накапливает опыт создания позитивного образа крупной развивающейся страны с опорой на пропаганду экономических успехов, миролюбия внешней политики и повышение глобальной привлекательности национальной культуры, выступающей в качестве ведущего компонента «мягкой силы». Накопление «мягкой силы» становится частью целостной и долгосрочной стратегии превращения Китая в «могущественное культурное государство». Эта стратегия интегрирует воедино программы идейно-воспитательной работы внутри страны (они включают пропаганду «сердцевинных социалистических ценностей» и укрепление «культурного самосознания»), планы развития культурной индустрии и повышения конкурентоспособности китайской культурной продукции, борьбу за «право голоса» на международной арене и создание привлекательного образа Китая. При этом развитие культуры становится частью общего плана развития страны.
Китай стремится улучшить отношение к себе и своей политике со стороны других стран, обеспечить благоприятный культурный и информационный фон для своей внешней политики, убедить другие страны в том, что они смогут получить выгоды от быстрого развития и усиления Китая. На фоне роста напряженности в отношениях с соседями по региону КНР в еще большей степени нуждается в использовании инструментов «мягкой силы» для того, чтобы успокоить зарубежное общественное мнение и укрепить собственный имидж ответственного государства.
Говоря о второй стране нашего детального анализа, необходимо подчеркнуть следующее. Южная Корея является одной из стран, которые сегодня целенаправленно занимаются разработкой актуальных стратегий мягкой силы. В настоящее время Страна утренней свежести обладает следующими значимыми ресурсами softpower: 1) успешный опыт быстрой модернизации и демократизации, 2) распространение так называемых «Корейских Волн» («KoreanWaves»), прежде всего, в странах Восточной Азии, а также по всему миру. На экспертном уровне принято считать, что Южная Корея открыла для себявозможности «мягкой силы» в её современном виде не так давно, приблизительно в начале 1990-ых гг. Однако её опыт в данном направлении весьма полезен и привлекателен.
Особенностью дискурса «мягкой силы» в Южной Корее является включение в «мягкие» ресурсы коммерческих брендов: международный успешный экспорт корейской продукции превратил коммерческие бренды в аспект «мягкой силы» дипломатии Южной Кореи (чеболиSamsung, HundaiKiaAutomotiveGroup , и LG были приняты как мировые торговые марки). Кроме того, исследователи отмечают возможность обеспечения безопасности страны при помощи «мягкой силы», в частности, строительство архитектуры безопасности, основанной на «мягкой» сети.
В РК уже сформировался мощный инструментарий продвижения «мягкой силы»: он включает не только государственные организации и программы, но и полугосударственные организации и НПО, интернет-ресурсы, печать, организации диаспоры. В январе 2009 года был создан Президентский комитет по национальному брэндингу в целях повышения национального статуса и престижа Республики Корея. Его цель – формирование имиджа Кореи, как «ответственной нации, которую все любят». Комитет призван играть роль связующего звена во всех программах, связанных с продвижением позитивного имиджа Кореи, проводить в жизнь план «управления национальной репутацией» и учитывать общественное мнение в странах-партнёрах
Ресурсами «мягкой силы» Южной Кореи признаются успешный опыт быстрой модернизации и демократизации, сильная экономика и, так называемые, «корейские волны» («халлю»), отражающие популярность корейской культуры. Исследователи традиционно выделяют две группы целей политики «мягкой силы» Южной Кореи: 1) торгово-экономические (расширение международных рынков для экспорта, привлечение прямых иностранных инвестиций, привлечение туристов); 2) политические цели и цели безопасности.
В настоящее время ощутимыми результатами успешной корейской стратегии softpower выступают: расширение рынков торговли южно-корейскими товарами, значительное увеличение туристских потоков в Южную Корею, консультационная и экспертная помощь политикам и бизнесменам из других стран по вопросам модернизации и демократизации. В странах, в которых приветствуются «Корейская Волна», получают распространение корейский стиль жизни, корейский тип потребления и сервиса, становятся популярными корейские бренды и селебритис. Кроме того, Южная Корея намерена составить серьёзную конкуренцию США и Японии в продвижении на мировые рынки таких ресурсов softpower как мультипликация, компьютерные игры и, конечно, ИТ-технологии.
Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что исследователи по всему миру в основном положительно оценивают концепт «мягкой силы», активно занимаются его изучением. Это даёт нам основания полагать, что в дипломатии будущего «мягкой силе» будет отводиться одно из центральных мест.
К «мягкой силе» относятся: притягательная сила экономического роста и благосостояния населения страны, привлекательные образы социального строя и моделей развития государства, творческая сила нации, укрепляющая сила народа страны, привлекательная внешнеполитическая стратегия. Эффективное использование «мягкой силы» рассматривается в качестве основы повышения международной конкурентоспособности страны.
В целом, говоря о структурных компонентах или разновидностях softpower, необходимо иметь в виду, что успех всех стратегий «мягкой силы» неизменно зависит от информационных ресурсов, рекламных технологий и PR-поддержки. Всё, что относится к продвижению имиджей и брендов, к каким бы сферам жизни это не относилось (экономика, политика, культура), предполагает существование развитой сети PR-коммуникаций, создаваемой как внутри страны, так и за её пределами. Сегодня в плане эффективного использования softpower лидирует тот, кто доминирует в глобальном информационном пространстве и в установлении развернутой системы PR-институтов.
Сегодня «мягкая сила» превращается в оптимальный инструмент региональной и международной политики, позволяющий добиваться конкурентных преимуществ без угрозы неизбежных потерь. Состязание в «мягкой силе» государств на международной арене к настоящему времени набирает всё большие обороты. Правительства обновляют региональные внешнеполитические стратегии и инвестируют всё больше средств в проекты культурных и образовательных обменов, международные коммуникации и имиджевые акции, мероприятия публичной дипломатии, программы экономической помощи и содействия развитию.
Делая выводы, в соответствии с целью работы, отметим высокую эффективность и успешность использования «мягкой силы» во внешнеполитической стратегии Китаем и Южной Кореей. Данному направлению уделяется большое внимание в обеих странах, ведётся активная работа по развитию концепции в официальных документах и правительственных актах.
Провозглашённый в КНР в 2007 г. на официальном уровне курс на укрепление «мягкой силы» китайской культуры привёл к тому, что проблемы использования культуры в качестве инструмента международного влияния стали приоритетом для руководства страны и экспертного сообщества. Внутри Китая проводится постоянный анализ успехов и неудач политики продвижения китайской культуры во внешний мир, предметом пристального изучения становится иностранная реакция на продукцию китайских культурных индустрий, пропаганду имиджа страны, увеличение числа Институтов Конфуция.
Долгосрочная стратегия развития китайской «мягкой силы» опирается на поддержку со стороны государства, которое включает эту сферу в планы долгосрочного развития и формулирует целевые программы развития концепции. Предложенная китайскими властями стратегия развития мягкой силы ориентирована не только на внутреннюю аудиторию, но и на зарубежную.
Внутренний аспект китайских усилий в развитии потенциала мягкой силы нацелен на увеличение потенциала собственной культуры. Одной из задач является противодействие наплыву западной культурной продукции не за счёт запретительных мер, а с помощью создания привлекательной культурной продукции собственного производства, способной побеждать в конкуренции за симпатии китайского потребителя. К примеру, членство Китая в ВТО стало важным стимулом для реформы культурных индустрий. Освоение Китаем правил ВТО помогло сформулировать стратегию «выхода вовне», отвечающую международным торговым нормам. Открытие китайского рынка привело к увеличению притока в Китай иностранной культурной продукции, что вызвало ответное стремление создать сильные культурные индустрии, способные добиться успеха на мировом рынке.
Стремление Китая повысить силу привлекательности собственной культуры имеет и внешнюю направленность, китайская культура со своими особенными чертами и традициями в перспективе должна быть способна участвовать в конкуренции на глобальном рынке. При этом речь идёт не только о завоевании коммерческого успеха, но и о проекции вовне китайских ценностей и превращении культуры в источник «мягкой силы» государства. Китай прикладывает значительные усилия для «вывода вовне» собственной культурной продукции. Однако следует признать, что механизм обратной связи ещё не сформирован полностью и внутри Китая зачастую нет четкого понимания, как воспринимается его мягкая сила за рубежом. Китайские власти исходят из того, что накопление преимуществ в области «мягкой силы» позволит стране занять более благоприятные позиции в конкуренции на международной арене. Для достижения этой цели предстоит найти приемлемые для иностранной аудитории формы продвижения вовне китайских ценностей.
Современный Китай быстро накапливает опыт создания позитивного образа крупной развивающейся страны с опорой на пропаганду экономических успехов, миролюбия внешней политики и повышение глобальной привлекательности национальной культуры, выступающей в качестве ведущего компонента «мягкой силы». Накопление «мягкой силы» становится частью целостной и долгосрочной стратегии превращения Китая в «могущественное культурное государство». Эта стратегия интегрирует воедино программы идейно-воспитательной работы внутри страны (они включают пропаганду «сердцевинных социалистических ценностей» и укрепление «культурного самосознания»), планы развития культурной индустрии и повышения конкурентоспособности китайской культурной продукции, борьбу за «право голоса» на международной арене и создание привлекательного образа Китая. При этом развитие культуры становится частью общего плана развития страны.
Китай стремится улучшить отношение к себе и своей политике со стороны других стран, обеспечить благоприятный культурный и информационный фон для своей внешней политики, убедить другие страны в том, что они смогут получить выгоды от быстрого развития и усиления Китая. На фоне роста напряженности в отношениях с соседями по региону КНР в еще большей степени нуждается в использовании инструментов «мягкой силы» для того, чтобы успокоить зарубежное общественное мнение и укрепить собственный имидж ответственного государства.
Говоря о второй стране нашего детального анализа, необходимо подчеркнуть следующее. Южная Корея является одной из стран, которые сегодня целенаправленно занимаются разработкой актуальных стратегий мягкой силы. В настоящее время Страна утренней свежести обладает следующими значимыми ресурсами softpower: 1) успешный опыт быстрой модернизации и демократизации, 2) распространение так называемых «Корейских Волн» («KoreanWaves»), прежде всего, в странах Восточной Азии, а также по всему миру. На экспертном уровне принято считать, что Южная Корея открыла для себявозможности «мягкой силы» в её современном виде не так давно, приблизительно в начале 1990-ых гг. Однако её опыт в данном направлении весьма полезен и привлекателен.
Особенностью дискурса «мягкой силы» в Южной Корее является включение в «мягкие» ресурсы коммерческих брендов: международный успешный экспорт корейской продукции превратил коммерческие бренды в аспект «мягкой силы» дипломатии Южной Кореи (чеболиSamsung, HundaiKiaAutomotiveGroup , и LG были приняты как мировые торговые марки). Кроме того, исследователи отмечают возможность обеспечения безопасности страны при помощи «мягкой силы», в частности, строительство архитектуры безопасности, основанной на «мягкой» сети.
В РК уже сформировался мощный инструментарий продвижения «мягкой силы»: он включает не только государственные организации и программы, но и полугосударственные организации и НПО, интернет-ресурсы, печать, организации диаспоры. В январе 2009 года был создан Президентский комитет по национальному брэндингу в целях повышения национального статуса и престижа Республики Корея. Его цель – формирование имиджа Кореи, как «ответственной нации, которую все любят». Комитет призван играть роль связующего звена во всех программах, связанных с продвижением позитивного имиджа Кореи, проводить в жизнь план «управления национальной репутацией» и учитывать общественное мнение в странах-партнёрах
Ресурсами «мягкой силы» Южной Кореи признаются успешный опыт быстрой модернизации и демократизации, сильная экономика и, так называемые, «корейские волны» («халлю»), отражающие популярность корейской культуры. Исследователи традиционно выделяют две группы целей политики «мягкой силы» Южной Кореи: 1) торгово-экономические (расширение международных рынков для экспорта, привлечение прямых иностранных инвестиций, привлечение туристов); 2) политические цели и цели безопасности.
В настоящее время ощутимыми результатами успешной корейской стратегии softpower выступают: расширение рынков торговли южно-корейскими товарами, значительное увеличение туристских потоков в Южную Корею, консультационная и экспертная помощь политикам и бизнесменам из других стран по вопросам модернизации и демократизации. В странах, в которых приветствуются «Корейская Волна», получают распространение корейский стиль жизни, корейский тип потребления и сервиса, становятся популярными корейские бренды и селебритис. Кроме того, Южная Корея намерена составить серьёзную конкуренцию США и Японии в продвижении на мировые рынки таких ресурсов softpower как мультипликация, компьютерные игры и, конечно, ИТ-технологии.
Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что исследователи по всему миру в основном положительно оценивают концепт «мягкой силы», активно занимаются его изучением. Это даёт нам основания полагать, что в дипломатии будущего «мягкой силе» будет отводиться одно из центральных мест.
Подобные работы
- СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» КНР, РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ И ЯПОНИИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - Политика «мягкой силы» Японии в начале XXI века
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Политика КНР в Восточной Азии. Трансформация внешнеполитических стратегий от регионального сотрудничества к статусу мировой сверхдержавы.
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Роль Республики Корея в формировании системы безопасности в Восточной Азии на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Политика «мягкой силы» на примере стран Китая, Японии и Южной Кореи
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Корейская волна как инструмент мягкой силы Республики Корея в Юго-Восточной Азии
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - ИНТЕРЕСЫ И ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2019 - Экономическая экспансия КНР в Юго-Восточную Азию в начале XXI в
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



