Введение 3
1.Понятие «исторический документ» 4
2.Методика работы с историческим документом на уроке истории 5
Заключение 7
Список использованных источников 8
Тема методики организации работы историческим документом на уроке истории не является новой. Однако, несмотря на имеющиеся разработки в данной области, проблем в практике работы общеобразовательной школы в направлении совершенствования методики обучения меньше не стало. Напротив, при наблюдающемся снижении качества исторических знаний школьников, вопрос эффективной работы с текстами (включая и документальные) приобретает еще большую дискуссионность. Поступающие в высшие учебные заведения абитуриенты за самым редким исключением демонстрируют низкую информационную культуру, не знают стратегий работы с текстами.
Большую роль в формировании указанной компетенции, а также исследовательских умений играет работа с историческими документами. Документ, будучи чрезвычайно сложным жанром текста для школьников, требует соблюдения ряда методических условий для организации продуктивной работы, поэтапного овладения системой действий в процессе формирования навыка.
Объект работы: работа с историческим документом на уроке истории.
Предмет работы: методика работы с историческим документом на уроке истории.
Цель работы: изучить работу с историческим документом на уроке истории.
Задачи работы:
– раскрыть понятие «исторический документ»;
– рассмотреть методику работы с историческим документом на уроке истории.
Методы работы: теоретический анализ педагогической, методической литературы, обобщение.
Таким образом, историческими документами называется все то, что создано человеком, в том числе результаты его взаимодействия с окружающей средой, а также предметы материальной культуры, обычаи, обряды, памятники письменности. Классификация исторических документов, применяемых в обучении истории, основана на характере документальных текстов, когда все они подразделяются на две основные группы – документы повествовательно-описательного и актового характера.
Работа с историческими источниками рассматривается сегодня как важнейшее средство формирования исторического мышления учащихся. Существующие действующие учебники в большинстве своем отводят ученику и учителю роли исполнителей чужих замыслов. Учащемуся предлагается сформировать свое отношение не к изучаемым событиям, а к их трактовке авторами учебника. Если же учащиеся работают с документами, сопоставляют документ с текстом учебника, имеют возможность проанализировать ряд документов по той или иной проблеме, то, они сами выдвигают те или иные версии исторических событий.
Итак, применение исторических документов позволяет достигать предметные и метапредметные результаты обучения. Работа с историческими документами развивает познавательный интерес к истории, побуждает школьников к диалогу поколений и культур, позволяет развивать эмоциональную сферу личности учащихся