Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В ЕВРОПЕЙСКОЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Работа №122514

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы195
Год сдачи2019
Стоимость4970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
102
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Становление и развитие европейского научно-образовательного пространства 12
1.1. Понятие и характеристика европейского научно-образовательного пространства 12
1.2. Методология исследования европейского научно-образовательного пространства 25
1.2.1. Политический подход 26
1.2.2. Экономический подход 31
1.2.3. Педагогический подход 37
1.2.4. Культурологический подход 41
1.2.5. Социологический подход 45
2. Эффективность интеграции российской высшей школы в европейское пространство высшего образования 51
2.1. Модернизация российского высшего образования в контексте Болонского процесса 51
2.2. Проблемы внедрения болонских принципов в российской высшей школе 58
2.3. Актуальное состояние российской системы высшего образования 68
3. Россия и европейское исследовательское пространство 87
3.1. Концепция Европейского исследовательского пространства 87
3.2. Процесс интеграции России в европейское исследовательское пространство и оценка его эффективности 99
4. Участие России в европейском пространстве профессионального образования и обучения: миф или реальность? 121
4.1. Копенгагенский процесс как основа построения европейского пространства профессионального образования и обучения 121
4.2. Модернизация российской системы профессионального образования и обучения в соответствии с европейскими принципами 137
Заключение 149
Список источников и литературы 156
Приложение 190


В современных условиях постоянно повышается роль образования, от направленности и эффективности которого зависят перспективы развития общества и государства, где основным капиталом выступает человек, способный к поиску и освоению новых знаний. Кроме того, переход к экономике, основанной на знаниях и обладающей потенциалом к укреплению социальных связей и устойчивому росту, ставит новые задачи перед системой развития человеческих ресурсов.
Процессы глобализации и интернационализации затрагивают многие сферы жизни общества, в том числе и сферу образования, которая существует и развивается в новых для себя условиях. Происходит формирование мирового образовательного пространства, объединяющего национальные образовательные системы разных стран. Важной составляющей этого процесса является создание единого европейского научно-образовательного пространства, объединяющего ряд пространств сходной природы, возникших в результате процессов образовательной интеграции, а именно пространство высшего образования, пространство профессионального образования и обучения и пространство научных исследований.
Будучи одним из успешных примеров создания интеграционного объединения в мире, Европейский союз имеет большой опыт в реализации и управлении разного рода интеграционными процессами, в том числе и в области образования. Образовательная политика Евросоюза, оказывающая влияние на многие сферы жизни, может считаться одним из главных приоритетов, определяющих вектор европейской интеграции, из чего следует, что ее изучение является своевременным и необходимым.
Интеграция российского образования в мировое, в том числе, европейское образовательное пространство выступает в качестве одного из принципов государственной политики России. Открываются новые возможности и путь для продвижения отечественного образования на международной арене, в связи с чем актуальность приобретает оценка эффективности происходящих в стране интеграционных процессов в сфере образования.
Кроме того, вызовы политической, социально-экономической и культурной глобализации обусловили потребность модернизации российской системы образования, проведение которой не представляется возможным без учета мирового и, в частности, европейского опыта. Одним из способов достижения этой цели стала образовательная интеграция страны в европейское научно-образовательное пространство, предоставившая новые возможности для решения возникающих проблем и препятствий, что делает тему диссертации актуальной и востребованной.
С момента присоединения России к Болонскому процессу в 2003 году в качестве ключевых принципов реформирования национальной системы образования на первый план вышли европейские ориентиры развития. На сегодняшний день в России наиболее активно проводится модернизация высшего образования, тогда как реформы в сфере научных исследований и среднего профессионального образования еще нуждаются в проработке. Все это актуализирует потребность в изучении научно-образовательного сотрудничества внутри ЕС и участия России в интеграционном процессе в рамках каждого из трех обозначенных пространств.
Объектом данного исследования является общее научно-образовательное пространство Европы, а предметом – процесс интеграции российской системы образования в обозначенное пространство.
Цель работы – оценить эффективность процесса интеграции России в европейское научно-образовательное пространство путем выявления свойственных этому процессу проблем.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• Дать характеристику понятию и содержанию европейского научно-образовательного пространства;
• Раскрыть сущность европейской интеграции в процессе становления научно-образовательного пространства в контексте разных методологических подходов;
• Определить функциональные и содержательные особенности европейского пространства высшего образования, европейского пространства научных исследований и европейского пространства профессионального образования и обучения;
• Проанализировать политику России по модернизации отечественной системы образования в связи с Болонским процессом, интеграцией в научно-исследовательское пространство и использованием инструментов Копенгагенского процесса;
• Оценить результативность принимаемых мер и выявить актуальные проблемы, препятствующие процессу интеграции России в европейское научно-образовательное пространство.
Многоплановый характер объекта и сложность предмета исследования обусловили необходимость использования в качестве методологической основы следующие методы:
• Диалектический метод привлекался к исследованию с целью всестороннего анализа европейского научно-образовательного пространства путем последовательного рассмотрения его составных частей, а именно пространства высшего образования, пространства научных исследований и пространства профессионального образования и обучения во взаимосвязи друг с другом и в динамике их развития;
• Метод системного анализа использовался при рассмотрении европейского научно-образовательного пространства как системы общественных отношений, возникшей в результате разноуровневых интеграционных процессов в сфере образования;
• Метод изучения документов применялся для получения значимой информации по вопросам характеристики основных тенденций в сфере образования в Европе и России, определения приоритетных направлений реализации образовательной политики внутри страны, выявления актуальных проблем и принимаемых мер по их решению и т.д.;
• Институциональный метод использовался при анализе деятельности институтов, осуществляющих политику в области образования и отвечающих за сотрудничество России и ЕС в этой сфере;
• Метод вторичного анализа данных применялся в связи с необходимостью учета проведенных исследований (например, по вопросу участия России в Болонском процессе) с целью более полного и комплексного рассмотрения темы и проведения сравнения с актуальным состоянием дел;
• Метод сравнительного анализа был использован для сопоставления масштабов и уровня участия России в каждом из трех пространств, составляющих единое европейское научно-образовательное пространство, и возникающих при этом проблем с целью оценки эффективности интеграции России в каждое из них по отдельности и в европейское научно-образовательное пространство в целом.
Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Настоящая работа состоит из введения, четырех глав, поделенных на параграфы, заключения, в котором сформулированы основные выводы, и приложения.
При написании работы в качестве источниковой базы были использованы актовые и нарративные документы.
Среди актовых документов интерес представляют в первую очередь основополагающие документы Болонского и Копенгагенского процессов, которые включают в себе декларации и коммюнике, заложившие правовую основу сотрудничества стран в сфере высшего и профессионального образования и обучения в Европе: а также решения, стратегии, рамочные программы, дорожные карты и коммюнике, представленные Европейской Комиссией и направленные на интенсификацию сотрудничества в сфере науки и технологий и формирование европейского пространства научных исследований. Таким образом, привлечение к исследованию этих документов обусловлено необходимостью проанализировать содержание европейского научно-образовательного пространства, проследить основные тенденции его функционирования и определить возникающие на пути укрепления сотрудничества стран проблемы.
Процесс интеграции России в европейское научно-образовательное пространство сопровождается модернизацией национальной системы образования, принципы которой получили законодательное закрепление в различных нормативных документах Российской Федерации, приказах Министерства образования и науки РФ, постановлениях Правительства т.д. Их использование в качестве источников позволяет сделать вывод о наличии официальной позиции в стране насчет актуальности и важности участия России в европейском образовательном пространстве и проведении реформирования в соответствии с европейскими принципами.
В качестве нарративных источников использовались различные отчеты и доклады (например, Национальные доклады и отчеты России, отчеты Еврокомиссии), которые содержат информацию о проводимых преобразованиях, достигнутых результатах, возникающих вследствие включения страны в каждое из трех пространств проблем и возможных путях их решения. Важно отметить, что наличие отчетов, содержащих как внутреннюю, так и внешнюю оценку интеграционных образовательных процессов в стране, позволяет получить более полную и объективную информацию.
С этой же целью к исследованию привлекались и такие нарративные источники, как информационные материалы средств массовой информации и периодических изданий, выступления видных представителей общественности и представителей академического сообщества, материалы социологических исследований, информационные ресурсы сети Интернет и т.д.
В целом, можно говорить о наличии широкой репрезентативной источниковой базы, способствующей получению объективной достоверной информации и наиболее полному изучению темы.
Теоретическую основу составили работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященные как интеграционным процессам в рамках Европейского союза, так и непосредственно процессу включения России в европейское научно-образовательное пространство.
Образовательное сотрудничество стран в рамках Европейского союза объясняется различными факторами, рассмотрение которых необходимо для анализа всех аспектов европейской образовательной интеграции и уровней ее протекания. Исследованием политического измерения функционирования европейского научно-образовательного пространства занимались А. Амарал, А. С. Бадаева, А. Дассен, П. П. Кенсовский, М. М.Лебедева, М. В. Ларионова, Ю. И. Тарский, М. А. Чепурина. Влияние экономических факторов на развитие образовательного сотрудничества нашло отражение в публикациях Р. Вернера, Т. П. Вейса, Л. Вёсманна, Л. А. Вышенской, В.Колесова, И. А. Крутия, Ю. Н. Фирсовой, Е. А. Хомерики. Авторы педагогических исследований, среди которых можно выделить В.И. Байденко, Е. Е. Вяземского, С. Гоидна, Е. Б. Евладову, Н. Пападакиса, Л. Тисен, П. Тыняла, С. С. Ширина, рассматривают европейское образовательное пространство с точки зрения содержания образования и образовательного процесса, акцентируя внимание на его качественных изменениях, новых тенденциях развития и новых технологиях обучения. И.Л. Беккер, К. Н. Кислицын, И. В. Налетова, А. Фехес исследуют образовательное пространство ЕС и его культурную составляющую в контексте ценностных и социокультурных характеристик. Социологические аспекты функционирования европейского пространства науки и образования нашли отражение в работах А. Вэйга, Т. С. Базаровой, В. П. Култыгина, Дж. Холфорда, В.Н. Чистохвалова.
Комплексного рассмотрения европейского научно-образовательного пространства невозможно было добиться без последовательного анализа содержания и принципов функционирования каждого из составляющих его пространств по отдельности. В этой связи интерес представляют как уже обозначенные выше работы, так и те, в которых наряду с анализом интеграционных процессов в самом ЕС, дается характеристика процессу интеграции России в обозначенные пространства и выявляются характерные для него проблемы и трудности. Такие работы необходимо разделить на группы в зависимости от того, исследуется в них европейское пространство высшего образования, европейское пространство научных исследований или европейское пространство профессионального образования и обучения.
С тех пор, как европейские принципы были приняты в качестве ориентиров реформирования национальной системы образования, происходил рост интереса российских исследователей к данной проблематике. Анализ особенностей модернизации российского высшего образования с учетом европейских тенденций и определение проблем участия России в Болонском процессе в данном исследовании был произведен в основном с опорой на теоретические разработки российских авторов, среди которых можно отметить А.Л. Арефьева, А. К. Баженову, Р. Р. Вахитова, В. Н. Дерендяева, М. Г. Лазара, М.Е. Панкратову, Б. А. Сазонова, А.Ю. Слепухина, Г.Ф. Ткача. Стоит особо выделить труды профессора В.И. Байденко, который внес существенный вклад в изучение Болонского процесса и участия в нем России. В целом, необходимо отметить, что тема участия России в Болонском процессе и, как следствие, в европейском пространстве высшего образования является наиболее актуальной среди исследователей, тогда как рассмотрению двух оставшихся пространств уделяется значительно меньше внимания.
При анализе европейского пространства научных исследований наибольший интерес вызвали работы А. В. Акульшиной, С. Бораса, В. И. Голдина, А. С. Гутниковой, Д. А. Звягиной, И.Н. Зорникова, М. Лона, О. П. Лукша, Д. А. Талагаевой, И. Ульникейн. Эти статьи были полезны для понимания научной политики Евросоюза, масштабов научно-исследовательского сотрудничества России и ЕС, его механизмов и инструментов, а также возникающих проблем.
Ценные данные по вопросам развития сферы профессионального образования и обучения содержатся в трудах Н. М. Золотаревой, Д. Кумара, С. Н. Кутепова, М. Б. Синяговской, А. В. Фахрутдинова, Ю. Фредрикссона. Значимую роль в исследовании сыграли работы А. А. Муравьевой и О. Н. Олейниковой в которых представлены основополагающие научные разработки в области профессионального образования и обучения России и его модернизации в соответствии с копенгагенскими принципами.
Таким образом, можно заключить, что при наличии большого массива литературы по данной тематике в большей части привлекаемых к исследованию трудов рассматриваются отдельные аспекты интеграционных процессов. Кроме того, интеграция России в европейское научно-образовательное пространство освещается по большей части в контексте участия страны в Болонском процессе, тогда как полной и систематизированной оценки эффективности процесса интеграции России в европейское научно-образовательное пространство не было выявлено. Тем самым, хотя и существует достаточное число публикаций отечественных и зарубежных авторов, можно сказать, что данная работа обладает научной новизной и теоретической значимостью, которая состоит в попытке с учетом новейших данных провести комплексное обобщающее исследование, включающее в себя как общий анализ трех пространств европейского научно-образовательного пространства, так и частное изучение процесса интеграции российской системы образования в каждое из этих пространств с целью оценки степени его эффективности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования положений и выводов работы при выработке дальнейшей стратегии интеграции России в европейское научно-образовательное пространство и определении необходимых мер по повышению ее эффективности.
Работа прошла апробацию на научно-практической конференции с международным участием «Межкультурный диалог в современном мире», проходившей 27-28 апреля 2018 года, и на дискуссионном семинаре «Международные гуманитарные связи глазами студентов», который состоялся 13 декабря 2018 года на факультете международных отношений СПбГУ. По итогам конференции и семинара были выпущены сборники, куда вошли статьи автора настоящего исследования «Актуальные проблемы внедрения болонских принципов в российской высшей школе» и «Использование социологического подхода к исследованию Болонского процесса».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшний день образование существует и развивается в новых для себя условиях, что объясняется протекающими в мире процессами глобализации и интернационализации, которые затрагивают все сферы жизни общества. Будучи тесно связанным с динамикой интеграционных процессов в политической и экономической сферах, образовательное сотрудничество является неотъемлемым элементом взаимодействия государств. В этой связи происходит формирование мирового образовательного пространства, объединяющего национальные образовательные системы разных стран.
Существенные изменения происходят в регионе Европы, ставшем полем активной реализации интеграционных процессов в сфере образования и широкомасштабного внедрения новых подходов к ее реформированию с учетом потребностей общества и экономики. Сегодня Европа служит ярким примером успешной региональной образовательной интеграции. Возникшее в результате разноуровневых интеграционных процессов в сфере образования европейское научно-образовательное пространство продолжает активно формироваться и функционировать, а различные политические, экономические, педагогические, социальные и культурные аспекты его развития обеспечивают его системный и целостный характер.
Европейское научно-образовательное пространство объединяет несколько пространств сходной природы, а именно: европейское пространство высшего образования, европейское пространство научных исследований, европейское пространство профессионального образования и обучения.
Европейское пространство высшего образования возникло в результате Болонского процесса, суть которого заключается в международном сотрудничестве стран Европы в сфере высшего образования, достигаемого благодаря объединению образовательных ресурсов и выработке единых образовательных стандартов с учетом национальных особенностей систем образования участвующих в нем стран. Создание ЕПВО – это масштабный процесс, требующий постоянного контроля, коррекции и адаптации к новым условиям и меняющимся потребностям общества, вследствие чего с течением времени содержание европейского пространства высшего образование подвергалось некоторым изменениям и включало в себя дополнительные элементы и составляющие. Однако в связи с тем, что управление Болонским процессом и инициатива определения направлений реформ переходит от университетов к министерствам образования и обратно, возникает неопределенность институционализации, что затрудняет ход реализации Болонского процесса и требует больше времени для решения всех поставленных в ходе него задач.
Целью оформления европейского научно-исследовательского пространства было создание благоприятных условий для проведения в Европе научных исследований, повышения их результативности и усиления происходящих там инновационных процессов. Концепция европейского исследовательского пространства, ставшая основой общеевропейской научной политики, была разработана Европейской комиссией и представлена в 2000 г. в коммюнике «На пути к Европейскому исследовательскому пространству». С течением времени концепция ЕИП выросла из проекта Еврокомиссии с доминирующим экономическим обоснованием до более широкой инициативы с участием государств-членов и заинтересованных сторон, имеющей обширный спектр научных, социальных и экономических целей, нашедших свое отражение в ряде рамочных программ и дорожных карт. В настоящее время Европейский союз прилагает всевозможные усилия по развитию и укреплению европейского пространства научных исследований, которое является важной составляющей общего европейского научно-образовательного пространства.
Последовательное поступательное развитие интеграционных процессов в ЕС отмечается и в деле построения европейского пространства профессионального образования и обучения. Его формирование происходит в рамках Копенгагенского процесса, инициированного исключительно Европейским союзом, которому в рамках реализации Лиссабонской стратегии превращения ЕС к 2010 г. в наиболее конкурентоспособную мировую экономику, основанную на знаниях, необходимо было обеспечить тесную связь образования и рынка труда, чего можно было достичь целенаправленной и централизованной реформой ПОО. Образовательная политика в сфере профессионального образования и обучения формируется на правительственном уровне, что обуславливает эффективность модели управления Копенгагенским процессом, документальную базу которого составляют Копенгагенская декларация и корпус последующих коммюнике. Интеграционный процесс в сфере ПОО стал импульсом к движению стран в одном направлении, их приверженности одним и тем же принципам и использованию ими одинаковых инструментов с целью обеспечения качества и привлекательности профессионального образования и обучения и достижения конкурентоспособности экономики Европы.
Таким образом, каждое из представленных образовательных пространств является неотъемлемым элементом общего европейского научно-образовательного пространства, в той или иной мере влияя на формирование его содержания и структуры. Можно отметить, что больше всего внимания уделяется пространству высшего образования, которое и ассоциируется в первую очередь с европейским образовательным пространством. Однако и пространство профессионального образования и обучения с его наиболее эффективной моделью управления со стороны Еврокомиссии, и пространство научных исследований с его возможностями для повышения эффективности научно-исследовательской деятельности и формирования в Европе общества знаний, переплетаясь друг с другом, также имеют важное значение для определения содержательных и функциональных особенностей европейского научно-образовательного пространства.
Что касается интеграции России в европейское научно-образовательное пространство, то здесь заметна та же тенденция. Наиболее актуальна образовательная интеграция России и Европы в основном в рамках европейского пространства высшего образования: процесс включенности России в это пространство широко освещается и вызывает активное обсуждение, а налаживание эффективного взаимодействия России и ЕС в сфере образования зачастую сводится лишь к Болонскому процессу; тогда как интеграции страны в европейское пространство научных исследований и европейское пространство профессионального образования и обучения уделяется значительно меньше внимания.
Как показало проведенное исследование, интеграция России в европейское научно-образовательное пространство происходит постепенно и с разной долей интенсивности. Кроме того, в процессе интеграции в каждое из трех обозначенных пространств страна сталкивается с рядом проблем и трудностей, в связи с чем степень эффективности процесса может быть оценена по-разному.
Россия участвует в Болонском процессе, а в этой связи и в европейском пространстве высшего образования уже на протяжении 15 лет. Со времени подписания Болонской декларации национальная система образования подверглась значительным изменениям, среди которых можно отметить внесение поправок в законодательство, совершенствование системы аккредитации, улучшение национальной системы обеспечения качества, обеспечение академической мобильности, введение новых федеральных государственных стандартов, разработку методических рекомендаций по практике применения зачетных единиц и выдаче Приложения к диплому, оказание мер финансовой помощи и социальной поддержки студентов и т.д. Не стоит отрицать, что процесс участия России в Болонском процессе сопровождался достижением позитивных результатов, однако ключевые направления преобразований были реализованы не в равной степени, а некоторые из поставленных целей до сих пор не достигнуты. Это еще раз позволяет удостовериться в том, что Болонский процесс довольно сложное явление, а внедрение содержащихся в его основных нормативных документах принципов требует немало усилий и времени.
Участие России в европейском пространстве высшего образования является очень актуальной темой и анализируется многими отечественными и зарубежными исследователями. Как показал обзор критических работ, ряд проблем, с которыми сталкивается российское высшее образование в процессе адаптации к европейским стандартам, в определенной степени соответствуют общеевропейским и включают проблемы плавного перехода на двухуровневую систему, проблемы обеспечения качества образования, проблемы мобильности (дороговизна, недостаточное знание иностранного языка), элитарность образования и т.д.
Использование новейших данных и анализ публичных выступлений государственных деятелей и представителей академического сообщества, материалов СМИ и деятельности Министерства науки и высшего образования позволил сделать вывод о том, что среди всех обозначенных проблем не теряют актуальности те из них, которые касаются итогов реформирования российской высшей школы, успешности или безрезультатности предпринимаемых мер, а также реализации некоторых из положений болонских документов, а именно, введения двухступенчатой системы образования, поддержания эффективной системы контроля качества образования и обеспечения академической мобильности. Однако их наличие является стимулом для государства осуществлять дальнейшие шаги и применять меры по устранению возникающих препятствий, благодаря чему эффективность проводимой политики по внедрению болонских принципов в России повышается, и открываются новые возможности реализации положений Болонских соглашений в стране.
Вопрос участия России в процессе интеграции в европейское пространство научных исследований является достаточно актуальным. История сотрудничества России и ЕС охватывает довольно длительный период, а за прошедшее время были созданы благоприятные условия для интеграции страны в европейское исследовательское пространство и осуществления более тесного сотрудничества в сфере науки и технологий. На сегодняшний день документальную базу совместной работы и сотрудничества России и ЕС в научной сфере составляют общеевропейские соглашения России и ЕС; двухсторонние соглашения стран-членов ЕС и России о сотрудничестве в сфере науки и инноваций; дорожные карты по общим пространствам, в которых важное значение имеет четвертое общее пространство науки и образования, включая культурные аспекты, и т.д.
В качестве одного из приоритетов международного сотрудничества России выступает взаимодействие с ЕС в научной сфере, что закреплено законодательно, а значит является доказательством того факта, что в России с большим вниманием и интересом относятся к европейскому региону и участию в реализации концепции европейского исследовательского пространства. Кроме того, внутри страны существует ряд проблем в научной сфере, решить которые представляется возможным благодаря активизации международного научно-технологического сотрудничества, в частности со странами ЕС.
Картина участия России в интеграционных процессах в сфере науки и технологий выстраивается на основании анализа инфраструктурной основы сотрудничества, документов Еврокомиссии, научных публикаций и материалов СМИ.
Сформированные к настоящему времени механизмы и процедуры взаимодействия закладывают прочную основу для укрепления научного и инновационного сотрудничества России с Евросоюзом. Интеграции России в европейское исследовательское пространство способствует ее участие в рамочных программах ЕС, среди которых особо можно отметить Шестую и Седьмую рамочные программы и программу «Горизонт-2020»; отдельных тематических проектах и инициативах, например, ERA.NetRusPlus, EuroTransBio, MANUNET, IRASME;крупных мегапроектах (ЦЕРН, ИТЭР и т.д.) и международных исследовательских программах (ЭВРИКА, COST), а также деятельность в рамках рабочих органов, обладающих большим потенциалом для активизации сотрудничества, а именно национальных контактных точек и рабочих групп Россия-ЕС.
Взаимодействие России и ЕС получает положительные оценки как с европейской, так и с российской стороны, и отмечается, что научно-исследовательская сфера является той областью, которая может вывести отношения двух сторон на новый уровень. Однако эффективному развитию сотрудничества мешает ряд барьеров и препятствий. Среди них можно выделить административные и технические сложности, бюрократические барьеры, проблемы информационного характера, отсутствие долгосрочных перспектив, ограниченность ресурсов, слабость финансирования, незначительная вовлеченность бизнес-сообщества в научное сотрудничество, слабость взаимодействия и координации институтов, отвечающих за налаживание связей России с ЕС, низкую вовлеченность в международные исследовательские сети, скромные масштабы деятельности по осуществлению проектов в рамках реализации концепции ЕИП. Наличие целого ряда проблем говорит о необходимости их решения с целью дальнейшего усиления эффективности интеграции России в европейское пространство научных исследований.
В целом, Россия обладает значительным исследовательским потенциалом, ресурсами, инструментами и, наконец, готовностью сделать новый шаг по укреплению научно-исследовательского сотрудничества с государствами-членами ЕС на взаимовыгодной основе. А присутствующее у обеих сторон стремление укрепить и активизировать сотрудничество поспособствует дальнейшей интеграции страны в европейское пространство научных исследований и активному участию в процессе реализации концепции ЕИП.
В отличие от пространства высшего образования, в рамках которого Россия активно участвует в интеграционных процессах и внедряет болонские принципы в собственную систему высшего образования, а также пространства научных исследований, в рамках которого сотрудничество России и ЕС имеет достаточно долгую историю и обладает большим потенциалом, ситуация с пространством профессионального образования и обучения выглядит гораздо сложнее.
Копенгагенский процесс, направленный на обеспечение качества и привлекательности профессионального образования и обучения, оказал сильное воздействие на политику европейских стран в области ПОО, а сотрудничество в рамках Копенгагенского процесса способствовало разработке европейского набора инструментов и механизмов, которые содействуют реализации задачи повышения конкурентоспособности экономики Европы. Этот факт наряду с необходимостью модернизации отечественной системы ПОО, одними из приоритетов которой являются обеспечение конкурентоспособности образовательных программ на внутреннем и внешнем рынке и ориентация на зарубежные практики обуславливает важность участия России в общеевропейских процессах по развитию и модернизации профессионального образования и обучения.
Однако России сталкивается с целым рядом проблем и трудностей, которые не позволяют ей участвовать в Копенгагенском процессе. В первую очередь это связано со значительной разницей систем профессионального образования России и стран ЕС; наряду с этим остается нерешенным и ряд внутренних проблем, оказывающих негативное влияние на развитие системы профессионального образования и обучения и препятствующих эффективной ее модернизации в соответствии с европейскими принципами. Кроме того, интеграция в европейское пространство профессионального образования и обучения осложняется проблемами концептуального уровня, трудностями информационного характера, технологическими барьерами и проблемами психологического характера.
Однако стоит отметить, что хотя Россия формально и не участвует в Копенгагенском процессе, она не изолирована от международного сотрудничества в сфере профессионального образования и обучения и стремится проводить реформирование с учетом зарубежного опыта. Опыт сотрудничества европейских стран анализируется на предмет наличия различных наработок, являющихся следствием Копенгагенского процесса, которые могли бы быть использованы для совершенствования отечественной системы профессионального образования и обучения.
На сегодняшний день применение европейских принципов в процессе модернизации системы профессионального образования и обучения в России происходит путем законодательного оформления, благодаря реализации отдельных инициатив, например, внедрения Европейской системы переноса зачетных единиц, разработки НРК в соответствии с определенными европейскими стандартами, участия в проекте WorldSkillsInternational и благодаря полномасштабному участию России в Туринском процессе, в рамках которого осуществляется реформирование системы ПОО с учетом применения европейских подходов и успешного опыта стран-участниц.
Таким образом, использование некоторых инструментов Копенгагенского процесса и перенос европейских достижений на российскую почву позволяет сделать вывод об определенном уровне участия России в европейском пространстве профессионального образования и обучения и попытках разработки соответствующих стратегий сотрудничества и сближения с европейскими странами.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что Россия ориентирована на активную интеграцию в европейское научно-образовательное пространство. Безусловно, степень интеграции в каждое из трех его составляющих пространств, а именно пространство высшего образования, пространство научных исследований и пространство профессионального образования и обучения различна в силу наличия ряда проблем и трудностей, сопровождающих процесс интеграции и препятствующих повышению ее эффективности. Однако в целом в стране отмечается приверженность европейским принципам в сфере образовательной политики и проводится реформирование и модернизация отечественной системы образования в соответствии с этими принципами.



1. Постановление от 18 ноября 2013 г. № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности» URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102169181 Дата обращения: 23.01.19
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 № 497 О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы URL:http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102372590Дата обращения: 12.05.19
3. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 301 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы" URL: http://base.garant.ru/70643478/ Дата обращения: 16.03.19
4. Постановление Правительства РФ от 21 мая 2013 г. N 426 о Федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014—2020 гг.» URL: http://www.fcpir.ru/upload/iblock/f80/tekst-ftsp-ir-14_20_05.08.2014.pdf Дата обращения: 16.03.19
5. Приказ Минобрнауки России от 15.03.2011 № 1357 «О совместных тематических рабочих группах в рамках деятельности совместного комитета Россия-Европейский союз по научно-технологическому сотрудничеству» //Федеральный портал «Российское образование» URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_11/m1357.html Дата обращения: 16.03.19
6. Приказ Минобрнауки России от 21 февраля 2007 г. № 62 «О российских национальных контактных точках по направлениям 7-й Рамочной программы Европейского союза по исследованиям, технологическому развитию и демонстрационной деятельности (2007-2013)» URL: http://www.edu.ru/documents/view/52428/ Дата обращения: 16.03.19
7. Приказ от 25 октября 2004 года N 100 «О группе по осуществлению Болонских принципов в России (с изменениями на 25 марта 2005 года)» URL: http://docs.cntd.ru/document/901915460 Дата обращения: 10.01.19
8. Приказ от 15 февраля 2005 г. N 40 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» // Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации. N 4. 2005.URL: http://docs.cntd.ru/document/901925252Дата обращения: 10.01.19
9. Приказ от 25 апреля 2005 г. N 126 «О головных вузах и организациях в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией и вузах, координирующих в федеральных округах Российской Федерации реализацию основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией» URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=356203&dst=0&profile=0&mb=LAW&div=LAW&BASENODE=&SORTTYPE=0&rnd#0 Дата обращения: 10.01.19
10. Публичная декларация Министерства образования и науки Российской Федерации на 2017 год URL: http://минобрнауки.рф/media/events/files/41d638817da7c6bd47dc.pdfДата обращения: 28.01.19
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.07.2006 № 944-р URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102107631Дата обращения: 10.01.19
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102125730 Дата обращения: 10.05.19
13. Распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2015 г. N 349-р Об утверждении комплекса мер и целевых индикаторов и показателей комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 гг. URL:http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102368586Дата обращения: 10.05.19
14. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий URL: https://russiaeu.ru/userfiles/file/agreement_on_science_and_technology_2000_russian.pdf Дата обращения: 15.03.19
15. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве URL: https://russiaeu.ru/userfiles/file/partnership_and_cooperation_agreement_1997_russian.pdf Дата обращения: 15.03.19
16. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_256447/ Дата обращения: 10.05.19
17. Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» URL:http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102402980 Дата обращения: 10.05.19
18. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102043095Дата обращения: 10.01.19
19. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273 – ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745 Дата обращения: 10.01.19
20. A European strategy for smart, sustainable and inclusive growth URL: http://ec.europa.eu/eu2020/pdf/COMPLET%20EN%20BARROSO%20%20%20007%20-%20Europe%202020%20-%20EN%20version.pdfДатаобращения: 13.03.19
21. A Reinforced European Research Area Partnership for Excellence and Growth URL: https://ec.europa.eu/research/science-society/document_library/pdf_06/era-communication-partnership-excellence-growth_en.pdfДатаобращения: 13.03.19
22. A Roadmap for Action 2009-2011 URL: https://www.eranet-rus.eu/_media/russia_roadmap_2009_to_2011.pdf Дата обращения: 10.03.19
23. A Roadmap for Action 2011-2013 URL: https://ec.europa.eu/research/iscp/pdf/policy/russia_road_map_2011-2013.pdf#view=fit&pagemode=none Дата обращения: 10.03.19
24. Bruges Communiqué: Education Ministers back Commission strategy for vocational training URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-10-1673_en.htmДатаобращения: 21.03.19
25. Bucharest Communiqué URL: http://www.ehea.info/Uploads/(1)/Bucharest%20Communique%202012.pdfДатаобращения: 27.02.19
26. Budapest-Vienna Declaration on the European Higher Education Area URL: http://www.ehea.info/Uploads/Declarations/Budapest-Vienna_Declaration.pdfДатаобращения: 27.02.17
27. Convention on the recognition of qualifications concerning higher education in the European region URL: http://pjp-eu.coe.int/documents/1465728/8478202/1997_Lisbon_Recognition_Convention_eng.pdf/1a5a1e62-33ab-4ff7-af66-5b4dca8fb323Датаобращения: 27.02.19
28. Council Conclusions on the Launch of the “Ljubljana Process” - towards full realisation of ERA URL:http://www.eu2008.si/si/News_and_Documents/Council_Conclusions/May/0529_COMPET-Lj_proces.pdfДатаобращения: 13.03.19
29. Council Decision 2006/971/ECof 19 December 2006 concerning the specific programme ‘Cooperation’ implementing the Seventh Framework Programme of the European Community for research, technological development and demonstration activities (2007 to 2013 // Official Journal of the European Union URL: file:///C:/Users/813826/Downloads/fp7cooperation_2399.pdfДата обращения: 20.04.19
30. Council resolution of 25 July 1983 on framework programmes for Community research, development and demonstration activities and a first framework programme 1984 to 1987// Official Journal of the European Union URL:https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:31983Y0804(01)&from=ENДатаобращения: 20.04.19
31. Decision No 1513/2002/EC of the European Parliament and of the Council of 27 June 2002 concerning the sixth framework programme of the European Community for research, technological development and demonstration activities, contributing to the creation of the European Research Area and to innovation (2002 to 2006 // Official Journal of the European Union URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:32002D1513Дата обращения: 20.04.19
32. European Research Area Roadmap 2015-2020 URL: https://era.gv.at/object/document/1845/attach/ERA_Roadmap_st01208_en15.pdfДатаобращения: 13.03.19
33. Helsinki Communiqué URL: http://www.cedefop.europa.eu/files/helsinkicom_en.pdfДатаобращения: 21.03.19
34. Horizon 2020 – The Framework Programme for Research and Innovation. URLhttps://ec.europa.eu/info/funding-tenders/opportunities/portal/screen/how-to-participate/reference-documents#h2020-work-programmes-2018-20 Дата обращения: 13.03.19
35. Lisbon European Council 23 and 24 March 2000 : Presidency Conclusions / European Parliament. http://www.europarl.europa.eu/summits/lis1_en.htm
36. London Сommuniqué URL: http://media.ehea.info/file/2007_London/69/7/2007_London_Communique_English_588697.pdfДатаобращения: 27.02.19 The Bologna Process 2020 - The European Higher Education Area in the new decade URL: http://www.ehea.info/Uploads/Declarations/Leuven_Louvain-la-Neuve_Communiqué_April_2009.pdfДатаобращения: 27.02.19
37. Maastricht Communiqué URL: http://www.cedefop.europa.eu/files/communique_maastricht_priorities_vet.pdfДатаобращения: 21.03.19
38. Magna Charta Universitatum URL:http://www.magna-charta.org/resources/files/the-magna-charta/englishДатаобращения: 27.02.19
39. Paris communique URL: http://www.ehea.info/media.ehea.info/file/2018_Paris/77/1/EHEAParis2018_Communique_final_952771.pdfДатаобращения: 27.02.19
40. Realising the European Higher Education Area URL: http://www.ehea.info/Uploads/Declarations/Berlin_Communique1.pdfДатаобращения: 27.02.19
41. Recommendations of the European Parliament and of the Council of 18 June 2009 on the establishment of a European Quality Assurance Reference Framework for Vocational Education and Training // Official Journal of the European Union URL; https://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:C:2009:155:0001:0010:EN:PDFДатаобращения: 21.03.19
42. Riga conclusions 2015 URL: https://www.eqavet.eu/Eqavet2017/media/Policy-Documents/Riga-Conclusions-2015.pdf?ext=.pdfДатаобращения: 21.03.19
43. Roadmap for EU - Russia S&T cooperation URL: https://ec.europa.eu/research/iscp/pdf/policy/ru_roadmap_2018.pdfДатаобращения: 15.03.19
44. Road Map on the Common Space of Research and Education, Including Cultural Aspects URL:https://russiaeu.ru/userfiles/file/road_map_on_the_common_space_of_research_and_education_2005_english.pdf Дата обращения: 15.03.19
45. Sorbonne Joint Declaration URL: http://www.ehea.info/Uploads/Declarations/SORBONNE_DECLARATION1.pdfДатаобращения: 27.02.19
46. The Bologna Declaration of 19 June 1999 URL: http://www.ehea.info/media.ehea.info/file/Ministerial_conferences/02/8/1999_Bologna_Declaration_English_553028.pdfДатаобращения: 27.02.19
47. The Bordeaux Communique URL: https://www.eqavet.eu/Eqavet2017/media/Policy-Documents/The-Bordeaux-Communique.pdf?ext=.pdfДатаобращения: 21.03.19
48. The Bruges Communiqué URL:https://www.eqavet.eu/Eqavet2017/media/Policy-Documents/Bruges-Communique.pdf?ext=.pdfДатаобращения: 21.03.19
49. The Copenhagen Declaration URL: http://www.cedefop.europa.eu/files/copenahagen_declaration_en.pdfДатаобращения: 21.03.19
50. The European Higher Education Area - Achieving the Goals URL: http://www.ehea.info/Uploads/Declarations/Bergen_Communique1.pdfДатаобращения: 27.02.19
51. The European Research Area: Providing new momentum URL: http://www.aic.lv/ace/ace_disk/Bologna/contrib/EU/ERA_NEWMOMENTUM_EN.pdfДатаобращения: 20.04.19
52. The Lisbon Strategy 2000 – 2010 URL: http://www.europarl.europa.eu/document/activities/cont/201107/20110718ATT24270/20110718ATT24270EN.pdfДатаобращения: 13.03.19
53. Towards the European Higher Education Area URL: http://media.ehea.info/file/2001_Prague/44/2/2001_Prague_Communique_English_553442.pdfДатаобращения: 27.02.19
54. Treaty of Lisbon URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/treaty/lis/signДатаобращения: 13.03.19
55. Yerevan Сommuniqué URL: http://media.ehea.info/file/2015_Yerevan/70/7/YerevanCommuniqueFinal_613707.pdfДатаобращения: 27.02.19
Отчетная документация:
56. Внедрение европейской системы зачетных единиц для профессионального образования и обучения (ECVET) в России и Узбекистане URL: http://www.ruecvet.uz/files/Reports/WP1_Synthesis%20Report_FINAL_Ru_2%20(1).pdf Дата обращения: 23.03.19
57. Готовность российской системы профессионального образования и обучения к внедрению европейской системы зачетных единиц ECVET для профессионального образования и обучения URL: http://www.ruecvet.uz/files/Reports/WP(1)_D(1)_State-of-Affairs_Russia__02-04-2017_RU.pdf Дата обращения: 12.05.19
58. Национальный доклад Российской Федерации 2005-2007 URL: http://www.bologna.ntf.ru/DswMedia/nr2005-2007_rus.pdf Дата обращения: 10.01.19
59. Национальный доклад Российской Федерации 2007-2009 URL: http://www.bologna.ntf.ru/DswMedia/nr2007-2009_rus.pdf Дата обращения: 10.01.19
60. Национальный отчет Российской Федерации к Совещанию министров образования стран-участниц Болонского процесса (за 2004-2005) URL: http://www.bologna.ntf.ru/DswMedia/nr2004-2005_rus.pdf Дата обращения: 10.01.19
61. Состояние дел в среднем профессиональном образовании России. Российская национальная рамка для внедрения системы зачетных единиц ECVET. URL: http://www.ruecvet.uz/files/Reports/WP(1)_D(1)_State-of-Affairs_Russia__02-04-2017_RU.pdf Дата обращения: 07.05.19
62. 1976-2006: Thirty years of European cooperation in education URL: file:///C:/Users/Пользователь/Downloads/IP-06-212_EN.pdf Дата обращения: 21.02.19
63. Analytical Report for strengthening EECA NCPs/NIPs – Russia URL: http://icbss.org/media/528_original.pdf Дата обращения: 16.03.19
64. ANNEX – Country Reports URL: https://www.inco-eap.net/_media/incoNet_WhitePaper_ANNEX_revised_1June2012.pdf Дата обращения: 10.03.19
65. Bibliometric Analysis of the Eastern Partnership countries´ international co-publication output https://www.inco-eap.net/_media/IncoNet%20EaP_D%202%202_fin.pdfДатаобращения: 10.03.19
66. Bologna Process Stocktaking Report 2009 URL: http://media.ehea.info/file/2009_Leuven_Louvain-la-Neuve/94/7/Stocktaking_report_2009_FINAL_594947.pdf Дата обращения: 10.01.19
67. Bologna with Student Eyes 2018 URL: https://www.esu-online.org/wp-content/uploads/2019/02/BWSE-2018_web_Pages.pdf Дата обращения: 03.03.19
68. Conclusions on progress in the European Research Area URL: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2016/581382/EPRS_STU(2016)581382_EN.pdf Дата обращения: 13.03.19
69. European cooperation in VET: one process, many stops. Developments in vocational education and training policy 2015-17 URL: http://www.cedefop.europa.eu/files/3079_en.pdf Дата обращения: 21.03.19
70. European Research Area. Progress Report 2013 URL: https://ec.europa.eu/agriculture/sites/agriculture/files/forest/strategy/staff-working-doc_en.pdf Дата обращения: 13.03.19
71. European Research Area. Progress Report 2014. URL: https://ec.europa.eu/research/era/pdf/era_progress_report2014/era_progress_report_2014_communication.pdf Дата обращения: 13.03.19
72. European Research Area. Progress Report 2016 URL: http://ec.europa.eu/research/era/pdf/era_progress_report2016/era_progress_report_2016_com.pdf Дата обращения: 13.03.19
73. European Research Area. Progress Report 2018 URL: https://publications.europa.eu/en/web/eu-law-and-publications/publication-detail/-/publication/5641328c-33f8-11e9-8d04-01aa75ed71a1 Дата обращения: 13.03.19
74. Evaluation of the Sixth Framework Programmes URL: https://ec.europa.eu/research/reports/2009/pdf/fp6_evaluation_final_report_en.pdf Дата обращения: 15.03.19
75. Experiences from Russian Participation in ERA‐NETs and from ongoing International ERA‐NETs URL: https://www.eranet-rus.eu/_media/D_1.5_Analytical_Report_5.pdf Дата обращения: 10.03.19
76. Final Report - RUSERA EXE (Expanding ERA over Russia) URL: https://cordis.europa.eu/project/rcn/84021/reporting/en Дата обращения: 10.03.19
77. Foresight Report on Recommendations for a sustainable cooperation policy https://www.eranet-rus.eu/_media/D_4.1_ERA.Net_RUS_Foresight_report_and_annex_final.pdf Дата обращения: 10.03.19
78. Inventing our Future Together. The European Research Area. New Perspectives. Green Paper 04.04.2007 URL: http://ec.europa.eu/research/era/pdf/eragreenpaper-en.pdf Дата обращения: 13.03.19
79. Linking Russia to the ERA: Coordination of MS’/AC’ S&T programmes towards and with Russia. The Russian S&T system URL: https://www.eranet-rus.eu/_media/D_1.1_Russian_ST_system.pdf 2009-2010 Дата обращения: 10.03.19
80. National Report regarding the Bologna Process implementation 2012-2015 URL: http://media.ehea.info/file/Russian_Federation/96/5/National_Report_Russian_Federation_2015_571965.pdf Дата обращения: 10.01.19
81. Researchers in the European research area: one profession, multiple careers URL: https://cdn1.euraxess.org/sites/default/files/policy_library/careercommunication_en.pdf Дата обращения: 28.02.19
82. Review of the S&T Cooperation Agreement between the European Union and Russia URL: http://ec.europa.eu/research/iscp/pdf/policy/eu-russia-st-report-080413.pdf Дата обращения: 10.03.19
83. Seventh FP7 Monitoring Report URL: http://ec.europa.eu/research/evaluations/pdf/archive/fp7_monitoring_reports/7th_fp7_monitoring_report.pdf#view=fit&pagemode=none Дата обращения: 15.03.19
84. State of the art and perspectives of bilateral S&T programmes between EU MS/AC and Russia and of activities of S&T Programme Owners in EU MS/AC towards Russia and in Russia towards EU MS/AC accompanying/complementing bilateral S&T agreements URL: https://www.eranet-rus.eu/_media/D_1.3_Analytical_Report_3.pdf 2010 Дата обращения: 10.03.19
85. The European Higher Education Area in 2015: Bologna Process Implementation Report URL: http://www.ehea.info/media.ehea.info/file/2015_Yerevan/73/3/2015_Implementation_report_20.05.2015_613733.pdf Дата обращения: 10.01.19
86. The European Higher Education Area in 2018: Bologna Process Implementation Report URL: https://eacea.ec.europa.eu/national-policies/eurydice/sites/eurydice/files/bologna_internet_0.pdf Дата обращения: 20.02.19
87. The role of the universities in the Europe of knowledge URL: https://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2003:0058:FIN:en:pdf Дата обращения: 28.02.19
88. Torino Process 2016-17: Eastern Partnership and Russia URL: https://www.etf.europa.eu/sites/default/files/m/6D4AB685EF2F5FEBC12581910051D7D4_TRP%20Eastern%20Europe%20overview.pdf Дата обращения: 23.03.19
89. Torino Process 2016-2017 Russia URL: https://connections.etf.europa.eu/communities/service/html/communityview?communityUuid=79f686f5-87e0-4f04-90e1-a1fa53900ca2#fullpageWidgetId=W407781f5bb1d_4215_bbf1_8028fff025e5&file=72384b33-bb83-43f2-8be5-c74f297edcbd Дата обращения: 23.03.19
90. TRP 2018-20 guidelines URL: https://connections.etf.europa.eu/communities/service/html/communityview?communityUuid=79f686f5-87e0-4f04-90e1-a1fa53900ca2#fullpageWidgetId=W407781f5bb1d_4215_bbf1_8028fff025e5&file=d9524a36-9b53-4286-85a4-0efcc237d40b Дата обращения: 23.03.19
91. Working Document: Towards a vision for research, technology and innovation cooperation between Russia and the EU, its Member States and Associated Countries URL: http://ftp.jrc.es/EURdoc/JRC85137.pdf Дата обращения: 10.03.19
Материалы СМИ:
92. Болонская система — крупнейшая гуманитарная диверсия в отношении России URL: https://regnum.ru/news/cultura/2217537.html Дата обращения: 23.01.19
93. Болонская система: есть ли альтернатива? https://tsargrad.tv/articles/bolonskaja-sistema-est-li-alternativa_39155 Дата обращения: 23.01.19
94. Болонский эксцесс URL: http://www.rosbalt.ru/moscow/2017/04/25/1610644.html Дата обращения: 23.01.19
95. В Госдуме обсудят совершенствование профобразования в России URL: https://sn.ria.ru/20181107/1532271746.html Дата обращения: 10.05.19
96. В Минобрнауки пока не планируют отказываться от специалитета в вузах URL: http://tass.ru/obschestvo/2652238 Дата обращения: 23.01.19
97. В Минобрнауки предложили объединить госаккредитацию и лицензирование вузовURL: https://sn.ria.ru/20181112/1532601857.html?in=t Дата обращения: 28.01.19
98. В Минобрнауки России обсудили европейский опыт реформ в области высшего образования URL: http://минобрнауки.рф/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80/5266Дата обращения: 28.01.19
99. В поддержку публикации открытого письма профессора Веры Афанасьевой министру образования РФ Ольге Васильевой URL: http://echo.msk.ru/blog/samodurov/1962304-echo/ Дата обращения: 28.01.19
100. Гендиректор ЕКА хочет расширить сотрудничество с Россией URL:https://ria.ru/20170406/1491680262.html Дата обращения: 28.01.19
101. Глава Минобрнауки призвал удвоить число иностранных студентов в России URL: https://ria.ru/20181219/1548226769.html?in=t Дата обращения: 28.01.19
102. Дмитрий Ливанов рассказал о результатах первого мониторинга системы образования URL: http://минобрнауки.рф/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80/4898 Дата обращения: 28.01.19
103. Дмитрий Ливанов: «Нам важно участие регионов в обсуждении вопросов содержания образования» URL: http://минобрнауки.рф/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80/8531 Дата обращения: 28.01.19
104. Достижение прогресса в развитии двустороннего взаимодействия зафиксировано на СКНТС-2017 URL: https://минобрнауки.рф/m/новости/10297 Дата обращения: 10.03.19
105. ЕС хочет продлить с Россией соглашение о сотрудничестве в области науки URL: https://ria.ru/20190123/1549765365.html Дата обращения: 10.03.19
106. Жареный петух добрался до российских студентов URL: http://www.ng.ru/economics/2017-01-25/1_6911_student.html Дата обращения: 23.01.19
107. Зачем Болонский университет отменяет "Болонский процесс" для юристов URL: http://rapsinews.ru/legal_market_publication/20150519/273745902.html#ixzz4gtKElVh1 Дата обращения: 23.01.19
108. Зеленый: РФ готовит соглашение с ЕС по совместному исследованию Луны URL:https://ria.ru/20141119/1034124037.html Дата обращения: 10.03.19
109. Каганов: год науки РФ - ЕС поможет продвинуть престиж российской науки URL: https://ria.ru/20140123/990998733.html Дата обращения: 10.03.19
110. Каждый третий выпускник вуза не может найти работу, заявили в ОП URL: https://ria.ru/society/20160927/1477959695.html Дата обращения: 23.01.19
111. Как быть с неэффективными вузами? URL: http://www.strana-oz.ru/2013/4/kak-byt-s-neeffektivnymi-vuzami Дата обращения: 23.01.19
112. Качество образования бакалавров оказалось под сомнением URL: https://politros.com/society/12701/ Дата обращения: 23.01.19
113. Котюков не считает, что вузы выпускают невостребованных специалистов URL: https://na.ria.ru/20190116/1549448196.html?in=t Дата обращения: 28.01.19
114. Котюков призвал к кооперации науки, вузов и производства URL: https://ria.ru/20181212/1547861193.html Дата обращения: 28.01.19
115. Котюков: профобразование и наука должны быть приближены к запросам бизнеса URL: https://na.ria.ru/20181127/1533597052.htmlДата обращения: 28.01.19
116. Кравцов позитивно оценил идею создания нацсовета по госаккредитации вузов URL: https://na.ria.ru/20181114/1532802476.html Дата обращения: 28.01.19
117. Международная карьера: какие дипломы ценит работодатель URL: https://ria.ru/abitura_world/20170329/1491033774.htmlДата обращения: 23.01.19
118. Министр образования и науки Российской Федерации встретилась с ректорами федеральных университетов URL: http://минобрнауки.рф/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80/9314 Дата обращения: 28.01.19
119. Министр образования у нас в стране — это расстрельная должность URL:http://mel.fm/novosti/4081923-livanov2 Дата обращения: 23.01.19
120. Минобрнауки продолжит повышение зарплат преподавателям вузов URL: https://sn.ria.ru/20181010/1530353732.html Дата обращения: 28.01.19
121. Минобрнауки России запустило портал «Бюджет для граждан» URL: http://минобрнауки.рф/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80/9424 Дата обращения: 28.01.19
122. Минобрнауки России, «Кванториум» и Союз «Молодые профессионалы» подписали соглашение с 4 регионами о развитии сетевых форм образования URL: http://минобрнауки.рф/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80/9594 Дата обращения: 28.01.19
123. Минобрнауки: число иностранных студентов в России выросло за два года на 40 тыс. человек URL: http://tass.ru/obschestvo/3475157 Дата обращения: 23.01.19
124. Молодые ученые примут участие в 30 мероприятиях "Года науки Россия-ЕС" URL: https://ria.ru/20131125/979500425.html Дата обращения: 10.03.19
125. Мы не хотим видеть корень проблемы URL: http://www.rosbalt.ru/russia/2017/04/08/1605914.html Дата обращения: 23.01.19
126. На сайте РИА Новости стартовал проект «Оцени свой университет» URL:https://ria.ru/society/20161010/1478757503.html Дата обращения: 28.01.19
127. Наш кризис – это часть глобального кризиса URL: https://www.gazeta.ru/science/interview/nm/s7761707.shtml Дата обращения: 23.01.19
128. Ненаши университеты URL: http://www.kommersant.ru/doc/3240961 Дата обращения: 23.01.19
129. Новые горизонты партнерства России и Евросоюза в сфере науки URL: http://issek.hse.ru/news/76690710.html Дата обращения: 10.03.19
130. О заседании Совместного комитета Россия – ЕС по сотрудничеству в области науки и технологий URL: http://www.mid.ru/web/guest/maps/be/-/asset_publisher/fQn3NAcPpHyE/content/id/3366554 Дата обращения: 10.03.19


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ