ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В ЕВРОПЕЙСКОЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
|
Введение 3
1. Становление и развитие европейского научно-образовательного пространства 12
1.1. Понятие и характеристика европейского научно-образовательного пространства 12
1.2. Методология исследования европейского научно-образовательного пространства 25
1.2.1. Политический подход 26
1.2.2. Экономический подход 31
1.2.3. Педагогический подход 37
1.2.4. Культурологический подход 41
1.2.5. Социологический подход 45
2. Эффективность интеграции российской высшей школы в европейское пространство высшего образования 51
2.1. Модернизация российского высшего образования в контексте Болонского процесса 51
2.2. Проблемы внедрения болонских принципов в российской высшей школе 58
2.3. Актуальное состояние российской системы высшего образования 68
3. Россия и европейское исследовательское пространство 87
3.1. Концепция Европейского исследовательского пространства 87
3.2. Процесс интеграции России в европейское исследовательское пространство и оценка его эффективности 99
4. Участие России в европейском пространстве профессионального образования и обучения: миф или реальность? 121
4.1. Копенгагенский процесс как основа построения европейского пространства профессионального образования и обучения 121
4.2. Модернизация российской системы профессионального образования и обучения в соответствии с европейскими принципами 137
Заключение 149
Список источников и литературы 156
Приложение 190
1. Становление и развитие европейского научно-образовательного пространства 12
1.1. Понятие и характеристика европейского научно-образовательного пространства 12
1.2. Методология исследования европейского научно-образовательного пространства 25
1.2.1. Политический подход 26
1.2.2. Экономический подход 31
1.2.3. Педагогический подход 37
1.2.4. Культурологический подход 41
1.2.5. Социологический подход 45
2. Эффективность интеграции российской высшей школы в европейское пространство высшего образования 51
2.1. Модернизация российского высшего образования в контексте Болонского процесса 51
2.2. Проблемы внедрения болонских принципов в российской высшей школе 58
2.3. Актуальное состояние российской системы высшего образования 68
3. Россия и европейское исследовательское пространство 87
3.1. Концепция Европейского исследовательского пространства 87
3.2. Процесс интеграции России в европейское исследовательское пространство и оценка его эффективности 99
4. Участие России в европейском пространстве профессионального образования и обучения: миф или реальность? 121
4.1. Копенгагенский процесс как основа построения европейского пространства профессионального образования и обучения 121
4.2. Модернизация российской системы профессионального образования и обучения в соответствии с европейскими принципами 137
Заключение 149
Список источников и литературы 156
Приложение 190
В современных условиях постоянно повышается роль образования, от направленности и эффективности которого зависят перспективы развития общества и государства, где основным капиталом выступает человек, способный к поиску и освоению новых знаний. Кроме того, переход к экономике, основанной на знаниях и обладающей потенциалом к укреплению социальных связей и устойчивому росту, ставит новые задачи перед системой развития человеческих ресурсов.
Процессы глобализации и интернационализации затрагивают многие сферы жизни общества, в том числе и сферу образования, которая существует и развивается в новых для себя условиях. Происходит формирование мирового образовательного пространства, объединяющего национальные образовательные системы разных стран. Важной составляющей этого процесса является создание единого европейского научно-образовательного пространства, объединяющего ряд пространств сходной природы, возникших в результате процессов образовательной интеграции, а именно пространство высшего образования, пространство профессионального образования и обучения и пространство научных исследований.
Будучи одним из успешных примеров создания интеграционного объединения в мире, Европейский союз имеет большой опыт в реализации и управлении разного рода интеграционными процессами, в том числе и в области образования. Образовательная политика Евросоюза, оказывающая влияние на многие сферы жизни, может считаться одним из главных приоритетов, определяющих вектор европейской интеграции, из чего следует, что ее изучение является своевременным и необходимым.
Интеграция российского образования в мировое, в том числе, европейское образовательное пространство выступает в качестве одного из принципов государственной политики России. Открываются новые возможности и путь для продвижения отечественного образования на международной арене, в связи с чем актуальность приобретает оценка эффективности происходящих в стране интеграционных процессов в сфере образования.
Кроме того, вызовы политической, социально-экономической и культурной глобализации обусловили потребность модернизации российской системы образования, проведение которой не представляется возможным без учета мирового и, в частности, европейского опыта. Одним из способов достижения этой цели стала образовательная интеграция страны в европейское научно-образовательное пространство, предоставившая новые возможности для решения возникающих проблем и препятствий, что делает тему диссертации актуальной и востребованной.
С момента присоединения России к Болонскому процессу в 2003 году в качестве ключевых принципов реформирования национальной системы образования на первый план вышли европейские ориентиры развития. На сегодняшний день в России наиболее активно проводится модернизация высшего образования, тогда как реформы в сфере научных исследований и среднего профессионального образования еще нуждаются в проработке. Все это актуализирует потребность в изучении научно-образовательного сотрудничества внутри ЕС и участия России в интеграционном процессе в рамках каждого из трех обозначенных пространств.
Объектом данного исследования является общее научно-образовательное пространство Европы, а предметом – процесс интеграции российской системы образования в обозначенное пространство.
Цель работы – оценить эффективность процесса интеграции России в европейское научно-образовательное пространство путем выявления свойственных этому процессу проблем.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• Дать характеристику понятию и содержанию европейского научно-образовательного пространства;
• Раскрыть сущность европейской интеграции в процессе становления научно-образовательного пространства в контексте разных методологических подходов;
• Определить функциональные и содержательные особенности европейского пространства высшего образования, европейского пространства научных исследований и европейского пространства профессионального образования и обучения;
• Проанализировать политику России по модернизации отечественной системы образования в связи с Болонским процессом, интеграцией в научно-исследовательское пространство и использованием инструментов Копенгагенского процесса;
• Оценить результативность принимаемых мер и выявить актуальные проблемы, препятствующие процессу интеграции России в европейское научно-образовательное пространство.
Многоплановый характер объекта и сложность предмета исследования обусловили необходимость использования в качестве методологической основы следующие методы:
• Диалектический метод привлекался к исследованию с целью всестороннего анализа европейского научно-образовательного пространства путем последовательного рассмотрения его составных частей, а именно пространства высшего образования, пространства научных исследований и пространства профессионального образования и обучения во взаимосвязи друг с другом и в динамике их развития;
• Метод системного анализа использовался при рассмотрении европейского научно-образовательного пространства как системы общественных отношений, возникшей в результате разноуровневых интеграционных процессов в сфере образования;
• Метод изучения документов применялся для получения значимой информации по вопросам характеристики основных тенденций в сфере образования в Европе и России, определения приоритетных направлений реализации образовательной политики внутри страны, выявления актуальных проблем и принимаемых мер по их решению и т.д.;
• Институциональный метод использовался при анализе деятельности институтов, осуществляющих политику в области образования и отвечающих за сотрудничество России и ЕС в этой сфере;
• Метод вторичного анализа данных применялся в связи с необходимостью учета проведенных исследований (например, по вопросу участия России в Болонском процессе) с целью более полного и комплексного рассмотрения темы и проведения сравнения с актуальным состоянием дел;
• Метод сравнительного анализа был использован для сопоставления масштабов и уровня участия России в каждом из трех пространств, составляющих единое европейское научно-образовательное пространство, и возникающих при этом проблем с целью оценки эффективности интеграции России в каждое из них по отдельности и в европейское научно-образовательное пространство в целом.
Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Настоящая работа состоит из введения, четырех глав, поделенных на параграфы, заключения, в котором сформулированы основные выводы, и приложения.
При написании работы в качестве источниковой базы были использованы актовые и нарративные документы.
Среди актовых документов интерес представляют в первую очередь основополагающие документы Болонского и Копенгагенского процессов, которые включают в себе декларации и коммюнике, заложившие правовую основу сотрудничества стран в сфере высшего и профессионального образования и обучения в Европе: а также решения, стратегии, рамочные программы, дорожные карты и коммюнике, представленные Европейской Комиссией и направленные на интенсификацию сотрудничества в сфере науки и технологий и формирование европейского пространства научных исследований. Таким образом, привлечение к исследованию этих документов обусловлено необходимостью проанализировать содержание европейского научно-образовательного пространства, проследить основные тенденции его функционирования и определить возникающие на пути укрепления сотрудничества стран проблемы.
Процесс интеграции России в европейское научно-образовательное пространство сопровождается модернизацией национальной системы образования, принципы которой получили законодательное закрепление в различных нормативных документах Российской Федерации, приказах Министерства образования и науки РФ, постановлениях Правительства т.д. Их использование в качестве источников позволяет сделать вывод о наличии официальной позиции в стране насчет актуальности и важности участия России в европейском образовательном пространстве и проведении реформирования в соответствии с европейскими принципами.
В качестве нарративных источников использовались различные отчеты и доклады (например, Национальные доклады и отчеты России, отчеты Еврокомиссии), которые содержат информацию о проводимых преобразованиях, достигнутых результатах, возникающих вследствие включения страны в каждое из трех пространств проблем и возможных путях их решения. Важно отметить, что наличие отчетов, содержащих как внутреннюю, так и внешнюю оценку интеграционных образовательных процессов в стране, позволяет получить более полную и объективную информацию.
С этой же целью к исследованию привлекались и такие нарративные источники, как информационные материалы средств массовой информации и периодических изданий, выступления видных представителей общественности и представителей академического сообщества, материалы социологических исследований, информационные ресурсы сети Интернет и т.д.
В целом, можно говорить о наличии широкой репрезентативной источниковой базы, способствующей получению объективной достоверной информации и наиболее полному изучению темы.
Теоретическую основу составили работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященные как интеграционным процессам в рамках Европейского союза, так и непосредственно процессу включения России в европейское научно-образовательное пространство.
Образовательное сотрудничество стран в рамках Европейского союза объясняется различными факторами, рассмотрение которых необходимо для анализа всех аспектов европейской образовательной интеграции и уровней ее протекания. Исследованием политического измерения функционирования европейского научно-образовательного пространства занимались А. Амарал, А. С. Бадаева, А. Дассен, П. П. Кенсовский, М. М.Лебедева, М. В. Ларионова, Ю. И. Тарский, М. А. Чепурина. Влияние экономических факторов на развитие образовательного сотрудничества нашло отражение в публикациях Р. Вернера, Т. П. Вейса, Л. Вёсманна, Л. А. Вышенской, В.Колесова, И. А. Крутия, Ю. Н. Фирсовой, Е. А. Хомерики. Авторы педагогических исследований, среди которых можно выделить В.И. Байденко, Е. Е. Вяземского, С. Гоидна, Е. Б. Евладову, Н. Пападакиса, Л. Тисен, П. Тыняла, С. С. Ширина, рассматривают европейское образовательное пространство с точки зрения содержания образования и образовательного процесса, акцентируя внимание на его качественных изменениях, новых тенденциях развития и новых технологиях обучения. И.Л. Беккер, К. Н. Кислицын, И. В. Налетова, А. Фехес исследуют образовательное пространство ЕС и его культурную составляющую в контексте ценностных и социокультурных характеристик. Социологические аспекты функционирования европейского пространства науки и образования нашли отражение в работах А. Вэйга, Т. С. Базаровой, В. П. Култыгина, Дж. Холфорда, В.Н. Чистохвалова.
Комплексного рассмотрения европейского научно-образовательного пространства невозможно было добиться без последовательного анализа содержания и принципов функционирования каждого из составляющих его пространств по отдельности. В этой связи интерес представляют как уже обозначенные выше работы, так и те, в которых наряду с анализом интеграционных процессов в самом ЕС, дается характеристика процессу интеграции России в обозначенные пространства и выявляются характерные для него проблемы и трудности. Такие работы необходимо разделить на группы в зависимости от того, исследуется в них европейское пространство высшего образования, европейское пространство научных исследований или европейское пространство профессионального образования и обучения.
С тех пор, как европейские принципы были приняты в качестве ориентиров реформирования национальной системы образования, происходил рост интереса российских исследователей к данной проблематике. Анализ особенностей модернизации российского высшего образования с учетом европейских тенденций и определение проблем участия России в Болонском процессе в данном исследовании был произведен в основном с опорой на теоретические разработки российских авторов, среди которых можно отметить А.Л. Арефьева, А. К. Баженову, Р. Р. Вахитова, В. Н. Дерендяева, М. Г. Лазара, М.Е. Панкратову, Б. А. Сазонова, А.Ю. Слепухина, Г.Ф. Ткача. Стоит особо выделить труды профессора В.И. Байденко, который внес существенный вклад в изучение Болонского процесса и участия в нем России. В целом, необходимо отметить, что тема участия России в Болонском процессе и, как следствие, в европейском пространстве высшего образования является наиболее актуальной среди исследователей, тогда как рассмотрению двух оставшихся пространств уделяется значительно меньше внимания.
При анализе европейского пространства научных исследований наибольший интерес вызвали работы А. В. Акульшиной, С. Бораса, В. И. Голдина, А. С. Гутниковой, Д. А. Звягиной, И.Н. Зорникова, М. Лона, О. П. Лукша, Д. А. Талагаевой, И. Ульникейн. Эти статьи были полезны для понимания научной политики Евросоюза, масштабов научно-исследовательского сотрудничества России и ЕС, его механизмов и инструментов, а также возникающих проблем.
Ценные данные по вопросам развития сферы профессионального образования и обучения содержатся в трудах Н. М. Золотаревой, Д. Кумара, С. Н. Кутепова, М. Б. Синяговской, А. В. Фахрутдинова, Ю. Фредрикссона. Значимую роль в исследовании сыграли работы А. А. Муравьевой и О. Н. Олейниковой в которых представлены основополагающие научные разработки в области профессионального образования и обучения России и его модернизации в соответствии с копенгагенскими принципами.
Таким образом, можно заключить, что при наличии большого массива литературы по данной тематике в большей части привлекаемых к исследованию трудов рассматриваются отдельные аспекты интеграционных процессов. Кроме того, интеграция России в европейское научно-образовательное пространство освещается по большей части в контексте участия страны в Болонском процессе, тогда как полной и систематизированной оценки эффективности процесса интеграции России в европейское научно-образовательное пространство не было выявлено. Тем самым, хотя и существует достаточное число публикаций отечественных и зарубежных авторов, можно сказать, что данная работа обладает научной новизной и теоретической значимостью, которая состоит в попытке с учетом новейших данных провести комплексное обобщающее исследование, включающее в себя как общий анализ трех пространств европейского научно-образовательного пространства, так и частное изучение процесса интеграции российской системы образования в каждое из этих пространств с целью оценки степени его эффективности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования положений и выводов работы при выработке дальнейшей стратегии интеграции России в европейское научно-образовательное пространство и определении необходимых мер по повышению ее эффективности.
Работа прошла апробацию на научно-практической конференции с международным участием «Межкультурный диалог в современном мире», проходившей 27-28 апреля 2018 года, и на дискуссионном семинаре «Международные гуманитарные связи глазами студентов», который состоялся 13 декабря 2018 года на факультете международных отношений СПбГУ. По итогам конференции и семинара были выпущены сборники, куда вошли статьи автора настоящего исследования «Актуальные проблемы внедрения болонских принципов в российской высшей школе» и «Использование социологического подхода к исследованию Болонского процесса».
Процессы глобализации и интернационализации затрагивают многие сферы жизни общества, в том числе и сферу образования, которая существует и развивается в новых для себя условиях. Происходит формирование мирового образовательного пространства, объединяющего национальные образовательные системы разных стран. Важной составляющей этого процесса является создание единого европейского научно-образовательного пространства, объединяющего ряд пространств сходной природы, возникших в результате процессов образовательной интеграции, а именно пространство высшего образования, пространство профессионального образования и обучения и пространство научных исследований.
Будучи одним из успешных примеров создания интеграционного объединения в мире, Европейский союз имеет большой опыт в реализации и управлении разного рода интеграционными процессами, в том числе и в области образования. Образовательная политика Евросоюза, оказывающая влияние на многие сферы жизни, может считаться одним из главных приоритетов, определяющих вектор европейской интеграции, из чего следует, что ее изучение является своевременным и необходимым.
Интеграция российского образования в мировое, в том числе, европейское образовательное пространство выступает в качестве одного из принципов государственной политики России. Открываются новые возможности и путь для продвижения отечественного образования на международной арене, в связи с чем актуальность приобретает оценка эффективности происходящих в стране интеграционных процессов в сфере образования.
Кроме того, вызовы политической, социально-экономической и культурной глобализации обусловили потребность модернизации российской системы образования, проведение которой не представляется возможным без учета мирового и, в частности, европейского опыта. Одним из способов достижения этой цели стала образовательная интеграция страны в европейское научно-образовательное пространство, предоставившая новые возможности для решения возникающих проблем и препятствий, что делает тему диссертации актуальной и востребованной.
С момента присоединения России к Болонскому процессу в 2003 году в качестве ключевых принципов реформирования национальной системы образования на первый план вышли европейские ориентиры развития. На сегодняшний день в России наиболее активно проводится модернизация высшего образования, тогда как реформы в сфере научных исследований и среднего профессионального образования еще нуждаются в проработке. Все это актуализирует потребность в изучении научно-образовательного сотрудничества внутри ЕС и участия России в интеграционном процессе в рамках каждого из трех обозначенных пространств.
Объектом данного исследования является общее научно-образовательное пространство Европы, а предметом – процесс интеграции российской системы образования в обозначенное пространство.
Цель работы – оценить эффективность процесса интеграции России в европейское научно-образовательное пространство путем выявления свойственных этому процессу проблем.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• Дать характеристику понятию и содержанию европейского научно-образовательного пространства;
• Раскрыть сущность европейской интеграции в процессе становления научно-образовательного пространства в контексте разных методологических подходов;
• Определить функциональные и содержательные особенности европейского пространства высшего образования, европейского пространства научных исследований и европейского пространства профессионального образования и обучения;
• Проанализировать политику России по модернизации отечественной системы образования в связи с Болонским процессом, интеграцией в научно-исследовательское пространство и использованием инструментов Копенгагенского процесса;
• Оценить результативность принимаемых мер и выявить актуальные проблемы, препятствующие процессу интеграции России в европейское научно-образовательное пространство.
Многоплановый характер объекта и сложность предмета исследования обусловили необходимость использования в качестве методологической основы следующие методы:
• Диалектический метод привлекался к исследованию с целью всестороннего анализа европейского научно-образовательного пространства путем последовательного рассмотрения его составных частей, а именно пространства высшего образования, пространства научных исследований и пространства профессионального образования и обучения во взаимосвязи друг с другом и в динамике их развития;
• Метод системного анализа использовался при рассмотрении европейского научно-образовательного пространства как системы общественных отношений, возникшей в результате разноуровневых интеграционных процессов в сфере образования;
• Метод изучения документов применялся для получения значимой информации по вопросам характеристики основных тенденций в сфере образования в Европе и России, определения приоритетных направлений реализации образовательной политики внутри страны, выявления актуальных проблем и принимаемых мер по их решению и т.д.;
• Институциональный метод использовался при анализе деятельности институтов, осуществляющих политику в области образования и отвечающих за сотрудничество России и ЕС в этой сфере;
• Метод вторичного анализа данных применялся в связи с необходимостью учета проведенных исследований (например, по вопросу участия России в Болонском процессе) с целью более полного и комплексного рассмотрения темы и проведения сравнения с актуальным состоянием дел;
• Метод сравнительного анализа был использован для сопоставления масштабов и уровня участия России в каждом из трех пространств, составляющих единое европейское научно-образовательное пространство, и возникающих при этом проблем с целью оценки эффективности интеграции России в каждое из них по отдельности и в европейское научно-образовательное пространство в целом.
Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Настоящая работа состоит из введения, четырех глав, поделенных на параграфы, заключения, в котором сформулированы основные выводы, и приложения.
При написании работы в качестве источниковой базы были использованы актовые и нарративные документы.
Среди актовых документов интерес представляют в первую очередь основополагающие документы Болонского и Копенгагенского процессов, которые включают в себе декларации и коммюнике, заложившие правовую основу сотрудничества стран в сфере высшего и профессионального образования и обучения в Европе: а также решения, стратегии, рамочные программы, дорожные карты и коммюнике, представленные Европейской Комиссией и направленные на интенсификацию сотрудничества в сфере науки и технологий и формирование европейского пространства научных исследований. Таким образом, привлечение к исследованию этих документов обусловлено необходимостью проанализировать содержание европейского научно-образовательного пространства, проследить основные тенденции его функционирования и определить возникающие на пути укрепления сотрудничества стран проблемы.
Процесс интеграции России в европейское научно-образовательное пространство сопровождается модернизацией национальной системы образования, принципы которой получили законодательное закрепление в различных нормативных документах Российской Федерации, приказах Министерства образования и науки РФ, постановлениях Правительства т.д. Их использование в качестве источников позволяет сделать вывод о наличии официальной позиции в стране насчет актуальности и важности участия России в европейском образовательном пространстве и проведении реформирования в соответствии с европейскими принципами.
В качестве нарративных источников использовались различные отчеты и доклады (например, Национальные доклады и отчеты России, отчеты Еврокомиссии), которые содержат информацию о проводимых преобразованиях, достигнутых результатах, возникающих вследствие включения страны в каждое из трех пространств проблем и возможных путях их решения. Важно отметить, что наличие отчетов, содержащих как внутреннюю, так и внешнюю оценку интеграционных образовательных процессов в стране, позволяет получить более полную и объективную информацию.
С этой же целью к исследованию привлекались и такие нарративные источники, как информационные материалы средств массовой информации и периодических изданий, выступления видных представителей общественности и представителей академического сообщества, материалы социологических исследований, информационные ресурсы сети Интернет и т.д.
В целом, можно говорить о наличии широкой репрезентативной источниковой базы, способствующей получению объективной достоверной информации и наиболее полному изучению темы.
Теоретическую основу составили работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященные как интеграционным процессам в рамках Европейского союза, так и непосредственно процессу включения России в европейское научно-образовательное пространство.
Образовательное сотрудничество стран в рамках Европейского союза объясняется различными факторами, рассмотрение которых необходимо для анализа всех аспектов европейской образовательной интеграции и уровней ее протекания. Исследованием политического измерения функционирования европейского научно-образовательного пространства занимались А. Амарал, А. С. Бадаева, А. Дассен, П. П. Кенсовский, М. М.Лебедева, М. В. Ларионова, Ю. И. Тарский, М. А. Чепурина. Влияние экономических факторов на развитие образовательного сотрудничества нашло отражение в публикациях Р. Вернера, Т. П. Вейса, Л. Вёсманна, Л. А. Вышенской, В.Колесова, И. А. Крутия, Ю. Н. Фирсовой, Е. А. Хомерики. Авторы педагогических исследований, среди которых можно выделить В.И. Байденко, Е. Е. Вяземского, С. Гоидна, Е. Б. Евладову, Н. Пападакиса, Л. Тисен, П. Тыняла, С. С. Ширина, рассматривают европейское образовательное пространство с точки зрения содержания образования и образовательного процесса, акцентируя внимание на его качественных изменениях, новых тенденциях развития и новых технологиях обучения. И.Л. Беккер, К. Н. Кислицын, И. В. Налетова, А. Фехес исследуют образовательное пространство ЕС и его культурную составляющую в контексте ценностных и социокультурных характеристик. Социологические аспекты функционирования европейского пространства науки и образования нашли отражение в работах А. Вэйга, Т. С. Базаровой, В. П. Култыгина, Дж. Холфорда, В.Н. Чистохвалова.
Комплексного рассмотрения европейского научно-образовательного пространства невозможно было добиться без последовательного анализа содержания и принципов функционирования каждого из составляющих его пространств по отдельности. В этой связи интерес представляют как уже обозначенные выше работы, так и те, в которых наряду с анализом интеграционных процессов в самом ЕС, дается характеристика процессу интеграции России в обозначенные пространства и выявляются характерные для него проблемы и трудности. Такие работы необходимо разделить на группы в зависимости от того, исследуется в них европейское пространство высшего образования, европейское пространство научных исследований или европейское пространство профессионального образования и обучения.
С тех пор, как европейские принципы были приняты в качестве ориентиров реформирования национальной системы образования, происходил рост интереса российских исследователей к данной проблематике. Анализ особенностей модернизации российского высшего образования с учетом европейских тенденций и определение проблем участия России в Болонском процессе в данном исследовании был произведен в основном с опорой на теоретические разработки российских авторов, среди которых можно отметить А.Л. Арефьева, А. К. Баженову, Р. Р. Вахитова, В. Н. Дерендяева, М. Г. Лазара, М.Е. Панкратову, Б. А. Сазонова, А.Ю. Слепухина, Г.Ф. Ткача. Стоит особо выделить труды профессора В.И. Байденко, который внес существенный вклад в изучение Болонского процесса и участия в нем России. В целом, необходимо отметить, что тема участия России в Болонском процессе и, как следствие, в европейском пространстве высшего образования является наиболее актуальной среди исследователей, тогда как рассмотрению двух оставшихся пространств уделяется значительно меньше внимания.
При анализе европейского пространства научных исследований наибольший интерес вызвали работы А. В. Акульшиной, С. Бораса, В. И. Голдина, А. С. Гутниковой, Д. А. Звягиной, И.Н. Зорникова, М. Лона, О. П. Лукша, Д. А. Талагаевой, И. Ульникейн. Эти статьи были полезны для понимания научной политики Евросоюза, масштабов научно-исследовательского сотрудничества России и ЕС, его механизмов и инструментов, а также возникающих проблем.
Ценные данные по вопросам развития сферы профессионального образования и обучения содержатся в трудах Н. М. Золотаревой, Д. Кумара, С. Н. Кутепова, М. Б. Синяговской, А. В. Фахрутдинова, Ю. Фредрикссона. Значимую роль в исследовании сыграли работы А. А. Муравьевой и О. Н. Олейниковой в которых представлены основополагающие научные разработки в области профессионального образования и обучения России и его модернизации в соответствии с копенгагенскими принципами.
Таким образом, можно заключить, что при наличии большого массива литературы по данной тематике в большей части привлекаемых к исследованию трудов рассматриваются отдельные аспекты интеграционных процессов. Кроме того, интеграция России в европейское научно-образовательное пространство освещается по большей части в контексте участия страны в Болонском процессе, тогда как полной и систематизированной оценки эффективности процесса интеграции России в европейское научно-образовательное пространство не было выявлено. Тем самым, хотя и существует достаточное число публикаций отечественных и зарубежных авторов, можно сказать, что данная работа обладает научной новизной и теоретической значимостью, которая состоит в попытке с учетом новейших данных провести комплексное обобщающее исследование, включающее в себя как общий анализ трех пространств европейского научно-образовательного пространства, так и частное изучение процесса интеграции российской системы образования в каждое из этих пространств с целью оценки степени его эффективности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования положений и выводов работы при выработке дальнейшей стратегии интеграции России в европейское научно-образовательное пространство и определении необходимых мер по повышению ее эффективности.
Работа прошла апробацию на научно-практической конференции с международным участием «Межкультурный диалог в современном мире», проходившей 27-28 апреля 2018 года, и на дискуссионном семинаре «Международные гуманитарные связи глазами студентов», который состоялся 13 декабря 2018 года на факультете международных отношений СПбГУ. По итогам конференции и семинара были выпущены сборники, куда вошли статьи автора настоящего исследования «Актуальные проблемы внедрения болонских принципов в российской высшей школе» и «Использование социологического подхода к исследованию Болонского процесса».
На сегодняшний день образование существует и развивается в новых для себя условиях, что объясняется протекающими в мире процессами глобализации и интернационализации, которые затрагивают все сферы жизни общества. Будучи тесно связанным с динамикой интеграционных процессов в политической и экономической сферах, образовательное сотрудничество является неотъемлемым элементом взаимодействия государств. В этой связи происходит формирование мирового образовательного пространства, объединяющего национальные образовательные системы разных стран.
Существенные изменения происходят в регионе Европы, ставшем полем активной реализации интеграционных процессов в сфере образования и широкомасштабного внедрения новых подходов к ее реформированию с учетом потребностей общества и экономики. Сегодня Европа служит ярким примером успешной региональной образовательной интеграции. Возникшее в результате разноуровневых интеграционных процессов в сфере образования европейское научно-образовательное пространство продолжает активно формироваться и функционировать, а различные политические, экономические, педагогические, социальные и культурные аспекты его развития обеспечивают его системный и целостный характер.
Европейское научно-образовательное пространство объединяет несколько пространств сходной природы, а именно: европейское пространство высшего образования, европейское пространство научных исследований, европейское пространство профессионального образования и обучения.
Европейское пространство высшего образования возникло в результате Болонского процесса, суть которого заключается в международном сотрудничестве стран Европы в сфере высшего образования, достигаемого благодаря объединению образовательных ресурсов и выработке единых образовательных стандартов с учетом национальных особенностей систем образования участвующих в нем стран. Создание ЕПВО – это масштабный процесс, требующий постоянного контроля, коррекции и адаптации к новым условиям и меняющимся потребностям общества, вследствие чего с течением времени содержание европейского пространства высшего образование подвергалось некоторым изменениям и включало в себя дополнительные элементы и составляющие. Однако в связи с тем, что управление Болонским процессом и инициатива определения направлений реформ переходит от университетов к министерствам образования и обратно, возникает неопределенность институционализации, что затрудняет ход реализации Болонского процесса и требует больше времени для решения всех поставленных в ходе него задач.
Целью оформления европейского научно-исследовательского пространства было создание благоприятных условий для проведения в Европе научных исследований, повышения их результативности и усиления происходящих там инновационных процессов. Концепция европейского исследовательского пространства, ставшая основой общеевропейской научной политики, была разработана Европейской комиссией и представлена в 2000 г. в коммюнике «На пути к Европейскому исследовательскому пространству». С течением времени концепция ЕИП выросла из проекта Еврокомиссии с доминирующим экономическим обоснованием до более широкой инициативы с участием государств-членов и заинтересованных сторон, имеющей обширный спектр научных, социальных и экономических целей, нашедших свое отражение в ряде рамочных программ и дорожных карт. В настоящее время Европейский союз прилагает всевозможные усилия по развитию и укреплению европейского пространства научных исследований, которое является важной составляющей общего европейского научно-образовательного пространства.
Последовательное поступательное развитие интеграционных процессов в ЕС отмечается и в деле построения европейского пространства профессионального образования и обучения. Его формирование происходит в рамках Копенгагенского процесса, инициированного исключительно Европейским союзом, которому в рамках реализации Лиссабонской стратегии превращения ЕС к 2010 г. в наиболее конкурентоспособную мировую экономику, основанную на знаниях, необходимо было обеспечить тесную связь образования и рынка труда, чего можно было достичь целенаправленной и централизованной реформой ПОО. Образовательная политика в сфере профессионального образования и обучения формируется на правительственном уровне, что обуславливает эффективность модели управления Копенгагенским процессом, документальную базу которого составляют Копенгагенская декларация и корпус последующих коммюнике. Интеграционный процесс в сфере ПОО стал импульсом к движению стран в одном направлении, их приверженности одним и тем же принципам и использованию ими одинаковых инструментов с целью обеспечения качества и привлекательности профессионального образования и обучения и достижения конкурентоспособности экономики Европы.
Таким образом, каждое из представленных образовательных пространств является неотъемлемым элементом общего европейского научно-образовательного пространства, в той или иной мере влияя на формирование его содержания и структуры. Можно отметить, что больше всего внимания уделяется пространству высшего образования, которое и ассоциируется в первую очередь с европейским образовательным пространством. Однако и пространство профессионального образования и обучения с его наиболее эффективной моделью управления со стороны Еврокомиссии, и пространство научных исследований с его возможностями для повышения эффективности научно-исследовательской деятельности и формирования в Европе общества знаний, переплетаясь друг с другом, также имеют важное значение для определения содержательных и функциональных особенностей европейского научно-образовательного пространства.
Что касается интеграции России в европейское научно-образовательное пространство, то здесь заметна та же тенденция. Наиболее актуальна образовательная интеграция России и Европы в основном в рамках европейского пространства высшего образования: процесс включенности России в это пространство широко освещается и вызывает активное обсуждение, а налаживание эффективного взаимодействия России и ЕС в сфере образования зачастую сводится лишь к Болонскому процессу; тогда как интеграции страны в европейское пространство научных исследований и европейское пространство профессионального образования и обучения уделяется значительно меньше внимания.
Как показало проведенное исследование, интеграция России в европейское научно-образовательное пространство происходит постепенно и с разной долей интенсивности. Кроме того, в процессе интеграции в каждое из трех обозначенных пространств страна сталкивается с рядом проблем и трудностей, в связи с чем степень эффективности процесса может быть оценена по-разному.
Россия участвует в Болонском процессе, а в этой связи и в европейском пространстве высшего образования уже на протяжении 15 лет. Со времени подписания Болонской декларации национальная система образования подверглась значительным изменениям, среди которых можно отметить внесение поправок в законодательство, совершенствование системы аккредитации, улучшение национальной системы обеспечения качества, обеспечение академической мобильности, введение новых федеральных государственных стандартов, разработку методических рекомендаций по практике применения зачетных единиц и выдаче Приложения к диплому, оказание мер финансовой помощи и социальной поддержки студентов и т.д. Не стоит отрицать, что процесс участия России в Болонском процессе сопровождался достижением позитивных результатов, однако ключевые направления преобразований были реализованы не в равной степени, а некоторые из поставленных целей до сих пор не достигнуты. Это еще раз позволяет удостовериться в том, что Болонский процесс довольно сложное явление, а внедрение содержащихся в его основных нормативных документах принципов требует немало усилий и времени.
Участие России в европейском пространстве высшего образования является очень актуальной темой и анализируется многими отечественными и зарубежными исследователями. Как показал обзор критических работ, ряд проблем, с которыми сталкивается российское высшее образование в процессе адаптации к европейским стандартам, в определенной степени соответствуют общеевропейским и включают проблемы плавного перехода на двухуровневую систему, проблемы обеспечения качества образования, проблемы мобильности (дороговизна, недостаточное знание иностранного языка), элитарность образования и т.д.
Использование новейших данных и анализ публичных выступлений государственных деятелей и представителей академического сообщества, материалов СМИ и деятельности Министерства науки и высшего образования позволил сделать вывод о том, что среди всех обозначенных проблем не теряют актуальности те из них, которые касаются итогов реформирования российской высшей школы, успешности или безрезультатности предпринимаемых мер, а также реализации некоторых из положений болонских документов, а именно, введения двухступенчатой системы образования, поддержания эффективной системы контроля качества образования и обеспечения академической мобильности. Однако их наличие является стимулом для государства осуществлять дальнейшие шаги и применять меры по устранению возникающих препятствий, благодаря чему эффективность проводимой политики по внедрению болонских принципов в России повышается, и открываются новые возможности реализации положений Болонских соглашений в стране.
Вопрос участия России в процессе интеграции в европейское пространство научных исследований является достаточно актуальным. История сотрудничества России и ЕС охватывает довольно длительный период, а за прошедшее время были созданы благоприятные условия для интеграции страны в европейское исследовательское пространство и осуществления более тесного сотрудничества в сфере науки и технологий. На сегодняшний день документальную базу совместной работы и сотрудничества России и ЕС в научной сфере составляют общеевропейские соглашения России и ЕС; двухсторонние соглашения стран-членов ЕС и России о сотрудничестве в сфере науки и инноваций; дорожные карты по общим пространствам, в которых важное значение имеет четвертое общее пространство науки и образования, включая культурные аспекты, и т.д.
В качестве одного из приоритетов международного сотрудничества России выступает взаимодействие с ЕС в научной сфере, что закреплено законодательно, а значит является доказательством того факта, что в России с большим вниманием и интересом относятся к европейскому региону и участию в реализации концепции европейского исследовательского пространства. Кроме того, внутри страны существует ряд проблем в научной сфере, решить которые представляется возможным благодаря активизации международного научно-технологического сотрудничества, в частности со странами ЕС.
Картина участия России в интеграционных процессах в сфере науки и технологий выстраивается на основании анализа инфраструктурной основы сотрудничества, документов Еврокомиссии, научных публикаций и материалов СМИ.
Сформированные к настоящему времени механизмы и процедуры взаимодействия закладывают прочную основу для укрепления научного и инновационного сотрудничества России с Евросоюзом. Интеграции России в европейское исследовательское пространство способствует ее участие в рамочных программах ЕС, среди которых особо можно отметить Шестую и Седьмую рамочные программы и программу «Горизонт-2020»; отдельных тематических проектах и инициативах, например, ERA.NetRusPlus, EuroTransBio, MANUNET, IRASME;крупных мегапроектах (ЦЕРН, ИТЭР и т.д.) и международных исследовательских программах (ЭВРИКА, COST), а также деятельность в рамках рабочих органов, обладающих большим потенциалом для активизации сотрудничества, а именно национальных контактных точек и рабочих групп Россия-ЕС.
Взаимодействие России и ЕС получает положительные оценки как с европейской, так и с российской стороны, и отмечается, что научно-исследовательская сфера является той областью, которая может вывести отношения двух сторон на новый уровень. Однако эффективному развитию сотрудничества мешает ряд барьеров и препятствий. Среди них можно выделить административные и технические сложности, бюрократические барьеры, проблемы информационного характера, отсутствие долгосрочных перспектив, ограниченность ресурсов, слабость финансирования, незначительная вовлеченность бизнес-сообщества в научное сотрудничество, слабость взаимодействия и координации институтов, отвечающих за налаживание связей России с ЕС, низкую вовлеченность в международные исследовательские сети, скромные масштабы деятельности по осуществлению проектов в рамках реализации концепции ЕИП. Наличие целого ряда проблем говорит о необходимости их решения с целью дальнейшего усиления эффективности интеграции России в европейское пространство научных исследований.
В целом, Россия обладает значительным исследовательским потенциалом, ресурсами, инструментами и, наконец, готовностью сделать новый шаг по укреплению научно-исследовательского сотрудничества с государствами-членами ЕС на взаимовыгодной основе. А присутствующее у обеих сторон стремление укрепить и активизировать сотрудничество поспособствует дальнейшей интеграции страны в европейское пространство научных исследований и активному участию в процессе реализации концепции ЕИП.
В отличие от пространства высшего образования, в рамках которого Россия активно участвует в интеграционных процессах и внедряет болонские принципы в собственную систему высшего образования, а также пространства научных исследований, в рамках которого сотрудничество России и ЕС имеет достаточно долгую историю и обладает большим потенциалом, ситуация с пространством профессионального образования и обучения выглядит гораздо сложнее.
Копенгагенский процесс, направленный на обеспечение качества и привлекательности профессионального образования и обучения, оказал сильное воздействие на политику европейских стран в области ПОО, а сотрудничество в рамках Копенгагенского процесса способствовало разработке европейского набора инструментов и механизмов, которые содействуют реализации задачи повышения конкурентоспособности экономики Европы. Этот факт наряду с необходимостью модернизации отечественной системы ПОО, одними из приоритетов которой являются обеспечение конкурентоспособности образовательных программ на внутреннем и внешнем рынке и ориентация на зарубежные практики обуславливает важность участия России в общеевропейских процессах по развитию и модернизации профессионального образования и обучения.
Однако России сталкивается с целым рядом проблем и трудностей, которые не позволяют ей участвовать в Копенгагенском процессе. В первую очередь это связано со значительной разницей систем профессионального образования России и стран ЕС; наряду с этим остается нерешенным и ряд внутренних проблем, оказывающих негативное влияние на развитие системы профессионального образования и обучения и препятствующих эффективной ее модернизации в соответствии с европейскими принципами. Кроме того, интеграция в европейское пространство профессионального образования и обучения осложняется проблемами концептуального уровня, трудностями информационного характера, технологическими барьерами и проблемами психологического характера.
Однако стоит отметить, что хотя Россия формально и не участвует в Копенгагенском процессе, она не изолирована от международного сотрудничества в сфере профессионального образования и обучения и стремится проводить реформирование с учетом зарубежного опыта. Опыт сотрудничества европейских стран анализируется на предмет наличия различных наработок, являющихся следствием Копенгагенского процесса, которые могли бы быть использованы для совершенствования отечественной системы профессионального образования и обучения.
На сегодняшний день применение европейских принципов в процессе модернизации системы профессионального образования и обучения в России происходит путем законодательного оформления, благодаря реализации отдельных инициатив, например, внедрения Европейской системы переноса зачетных единиц, разработки НРК в соответствии с определенными европейскими стандартами, участия в проекте WorldSkillsInternational и благодаря полномасштабному участию России в Туринском процессе, в рамках которого осуществляется реформирование системы ПОО с учетом применения европейских подходов и успешного опыта стран-участниц.
Таким образом, использование некоторых инструментов Копенгагенского процесса и перенос европейских достижений на российскую почву позволяет сделать вывод об определенном уровне участия России в европейском пространстве профессионального образования и обучения и попытках разработки соответствующих стратегий сотрудничества и сближения с европейскими странами.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что Россия ориентирована на активную интеграцию в европейское научно-образовательное пространство. Безусловно, степень интеграции в каждое из трех его составляющих пространств, а именно пространство высшего образования, пространство научных исследований и пространство профессионального образования и обучения различна в силу наличия ряда проблем и трудностей, сопровождающих процесс интеграции и препятствующих повышению ее эффективности. Однако в целом в стране отмечается приверженность европейским принципам в сфере образовательной политики и проводится реформирование и модернизация отечественной системы образования в соответствии с этими принципами.
Существенные изменения происходят в регионе Европы, ставшем полем активной реализации интеграционных процессов в сфере образования и широкомасштабного внедрения новых подходов к ее реформированию с учетом потребностей общества и экономики. Сегодня Европа служит ярким примером успешной региональной образовательной интеграции. Возникшее в результате разноуровневых интеграционных процессов в сфере образования европейское научно-образовательное пространство продолжает активно формироваться и функционировать, а различные политические, экономические, педагогические, социальные и культурные аспекты его развития обеспечивают его системный и целостный характер.
Европейское научно-образовательное пространство объединяет несколько пространств сходной природы, а именно: европейское пространство высшего образования, европейское пространство научных исследований, европейское пространство профессионального образования и обучения.
Европейское пространство высшего образования возникло в результате Болонского процесса, суть которого заключается в международном сотрудничестве стран Европы в сфере высшего образования, достигаемого благодаря объединению образовательных ресурсов и выработке единых образовательных стандартов с учетом национальных особенностей систем образования участвующих в нем стран. Создание ЕПВО – это масштабный процесс, требующий постоянного контроля, коррекции и адаптации к новым условиям и меняющимся потребностям общества, вследствие чего с течением времени содержание европейского пространства высшего образование подвергалось некоторым изменениям и включало в себя дополнительные элементы и составляющие. Однако в связи с тем, что управление Болонским процессом и инициатива определения направлений реформ переходит от университетов к министерствам образования и обратно, возникает неопределенность институционализации, что затрудняет ход реализации Болонского процесса и требует больше времени для решения всех поставленных в ходе него задач.
Целью оформления европейского научно-исследовательского пространства было создание благоприятных условий для проведения в Европе научных исследований, повышения их результативности и усиления происходящих там инновационных процессов. Концепция европейского исследовательского пространства, ставшая основой общеевропейской научной политики, была разработана Европейской комиссией и представлена в 2000 г. в коммюнике «На пути к Европейскому исследовательскому пространству». С течением времени концепция ЕИП выросла из проекта Еврокомиссии с доминирующим экономическим обоснованием до более широкой инициативы с участием государств-членов и заинтересованных сторон, имеющей обширный спектр научных, социальных и экономических целей, нашедших свое отражение в ряде рамочных программ и дорожных карт. В настоящее время Европейский союз прилагает всевозможные усилия по развитию и укреплению европейского пространства научных исследований, которое является важной составляющей общего европейского научно-образовательного пространства.
Последовательное поступательное развитие интеграционных процессов в ЕС отмечается и в деле построения европейского пространства профессионального образования и обучения. Его формирование происходит в рамках Копенгагенского процесса, инициированного исключительно Европейским союзом, которому в рамках реализации Лиссабонской стратегии превращения ЕС к 2010 г. в наиболее конкурентоспособную мировую экономику, основанную на знаниях, необходимо было обеспечить тесную связь образования и рынка труда, чего можно было достичь целенаправленной и централизованной реформой ПОО. Образовательная политика в сфере профессионального образования и обучения формируется на правительственном уровне, что обуславливает эффективность модели управления Копенгагенским процессом, документальную базу которого составляют Копенгагенская декларация и корпус последующих коммюнике. Интеграционный процесс в сфере ПОО стал импульсом к движению стран в одном направлении, их приверженности одним и тем же принципам и использованию ими одинаковых инструментов с целью обеспечения качества и привлекательности профессионального образования и обучения и достижения конкурентоспособности экономики Европы.
Таким образом, каждое из представленных образовательных пространств является неотъемлемым элементом общего европейского научно-образовательного пространства, в той или иной мере влияя на формирование его содержания и структуры. Можно отметить, что больше всего внимания уделяется пространству высшего образования, которое и ассоциируется в первую очередь с европейским образовательным пространством. Однако и пространство профессионального образования и обучения с его наиболее эффективной моделью управления со стороны Еврокомиссии, и пространство научных исследований с его возможностями для повышения эффективности научно-исследовательской деятельности и формирования в Европе общества знаний, переплетаясь друг с другом, также имеют важное значение для определения содержательных и функциональных особенностей европейского научно-образовательного пространства.
Что касается интеграции России в европейское научно-образовательное пространство, то здесь заметна та же тенденция. Наиболее актуальна образовательная интеграция России и Европы в основном в рамках европейского пространства высшего образования: процесс включенности России в это пространство широко освещается и вызывает активное обсуждение, а налаживание эффективного взаимодействия России и ЕС в сфере образования зачастую сводится лишь к Болонскому процессу; тогда как интеграции страны в европейское пространство научных исследований и европейское пространство профессионального образования и обучения уделяется значительно меньше внимания.
Как показало проведенное исследование, интеграция России в европейское научно-образовательное пространство происходит постепенно и с разной долей интенсивности. Кроме того, в процессе интеграции в каждое из трех обозначенных пространств страна сталкивается с рядом проблем и трудностей, в связи с чем степень эффективности процесса может быть оценена по-разному.
Россия участвует в Болонском процессе, а в этой связи и в европейском пространстве высшего образования уже на протяжении 15 лет. Со времени подписания Болонской декларации национальная система образования подверглась значительным изменениям, среди которых можно отметить внесение поправок в законодательство, совершенствование системы аккредитации, улучшение национальной системы обеспечения качества, обеспечение академической мобильности, введение новых федеральных государственных стандартов, разработку методических рекомендаций по практике применения зачетных единиц и выдаче Приложения к диплому, оказание мер финансовой помощи и социальной поддержки студентов и т.д. Не стоит отрицать, что процесс участия России в Болонском процессе сопровождался достижением позитивных результатов, однако ключевые направления преобразований были реализованы не в равной степени, а некоторые из поставленных целей до сих пор не достигнуты. Это еще раз позволяет удостовериться в том, что Болонский процесс довольно сложное явление, а внедрение содержащихся в его основных нормативных документах принципов требует немало усилий и времени.
Участие России в европейском пространстве высшего образования является очень актуальной темой и анализируется многими отечественными и зарубежными исследователями. Как показал обзор критических работ, ряд проблем, с которыми сталкивается российское высшее образование в процессе адаптации к европейским стандартам, в определенной степени соответствуют общеевропейским и включают проблемы плавного перехода на двухуровневую систему, проблемы обеспечения качества образования, проблемы мобильности (дороговизна, недостаточное знание иностранного языка), элитарность образования и т.д.
Использование новейших данных и анализ публичных выступлений государственных деятелей и представителей академического сообщества, материалов СМИ и деятельности Министерства науки и высшего образования позволил сделать вывод о том, что среди всех обозначенных проблем не теряют актуальности те из них, которые касаются итогов реформирования российской высшей школы, успешности или безрезультатности предпринимаемых мер, а также реализации некоторых из положений болонских документов, а именно, введения двухступенчатой системы образования, поддержания эффективной системы контроля качества образования и обеспечения академической мобильности. Однако их наличие является стимулом для государства осуществлять дальнейшие шаги и применять меры по устранению возникающих препятствий, благодаря чему эффективность проводимой политики по внедрению болонских принципов в России повышается, и открываются новые возможности реализации положений Болонских соглашений в стране.
Вопрос участия России в процессе интеграции в европейское пространство научных исследований является достаточно актуальным. История сотрудничества России и ЕС охватывает довольно длительный период, а за прошедшее время были созданы благоприятные условия для интеграции страны в европейское исследовательское пространство и осуществления более тесного сотрудничества в сфере науки и технологий. На сегодняшний день документальную базу совместной работы и сотрудничества России и ЕС в научной сфере составляют общеевропейские соглашения России и ЕС; двухсторонние соглашения стран-членов ЕС и России о сотрудничестве в сфере науки и инноваций; дорожные карты по общим пространствам, в которых важное значение имеет четвертое общее пространство науки и образования, включая культурные аспекты, и т.д.
В качестве одного из приоритетов международного сотрудничества России выступает взаимодействие с ЕС в научной сфере, что закреплено законодательно, а значит является доказательством того факта, что в России с большим вниманием и интересом относятся к европейскому региону и участию в реализации концепции европейского исследовательского пространства. Кроме того, внутри страны существует ряд проблем в научной сфере, решить которые представляется возможным благодаря активизации международного научно-технологического сотрудничества, в частности со странами ЕС.
Картина участия России в интеграционных процессах в сфере науки и технологий выстраивается на основании анализа инфраструктурной основы сотрудничества, документов Еврокомиссии, научных публикаций и материалов СМИ.
Сформированные к настоящему времени механизмы и процедуры взаимодействия закладывают прочную основу для укрепления научного и инновационного сотрудничества России с Евросоюзом. Интеграции России в европейское исследовательское пространство способствует ее участие в рамочных программах ЕС, среди которых особо можно отметить Шестую и Седьмую рамочные программы и программу «Горизонт-2020»; отдельных тематических проектах и инициативах, например, ERA.NetRusPlus, EuroTransBio, MANUNET, IRASME;крупных мегапроектах (ЦЕРН, ИТЭР и т.д.) и международных исследовательских программах (ЭВРИКА, COST), а также деятельность в рамках рабочих органов, обладающих большим потенциалом для активизации сотрудничества, а именно национальных контактных точек и рабочих групп Россия-ЕС.
Взаимодействие России и ЕС получает положительные оценки как с европейской, так и с российской стороны, и отмечается, что научно-исследовательская сфера является той областью, которая может вывести отношения двух сторон на новый уровень. Однако эффективному развитию сотрудничества мешает ряд барьеров и препятствий. Среди них можно выделить административные и технические сложности, бюрократические барьеры, проблемы информационного характера, отсутствие долгосрочных перспектив, ограниченность ресурсов, слабость финансирования, незначительная вовлеченность бизнес-сообщества в научное сотрудничество, слабость взаимодействия и координации институтов, отвечающих за налаживание связей России с ЕС, низкую вовлеченность в международные исследовательские сети, скромные масштабы деятельности по осуществлению проектов в рамках реализации концепции ЕИП. Наличие целого ряда проблем говорит о необходимости их решения с целью дальнейшего усиления эффективности интеграции России в европейское пространство научных исследований.
В целом, Россия обладает значительным исследовательским потенциалом, ресурсами, инструментами и, наконец, готовностью сделать новый шаг по укреплению научно-исследовательского сотрудничества с государствами-членами ЕС на взаимовыгодной основе. А присутствующее у обеих сторон стремление укрепить и активизировать сотрудничество поспособствует дальнейшей интеграции страны в европейское пространство научных исследований и активному участию в процессе реализации концепции ЕИП.
В отличие от пространства высшего образования, в рамках которого Россия активно участвует в интеграционных процессах и внедряет болонские принципы в собственную систему высшего образования, а также пространства научных исследований, в рамках которого сотрудничество России и ЕС имеет достаточно долгую историю и обладает большим потенциалом, ситуация с пространством профессионального образования и обучения выглядит гораздо сложнее.
Копенгагенский процесс, направленный на обеспечение качества и привлекательности профессионального образования и обучения, оказал сильное воздействие на политику европейских стран в области ПОО, а сотрудничество в рамках Копенгагенского процесса способствовало разработке европейского набора инструментов и механизмов, которые содействуют реализации задачи повышения конкурентоспособности экономики Европы. Этот факт наряду с необходимостью модернизации отечественной системы ПОО, одними из приоритетов которой являются обеспечение конкурентоспособности образовательных программ на внутреннем и внешнем рынке и ориентация на зарубежные практики обуславливает важность участия России в общеевропейских процессах по развитию и модернизации профессионального образования и обучения.
Однако России сталкивается с целым рядом проблем и трудностей, которые не позволяют ей участвовать в Копенгагенском процессе. В первую очередь это связано со значительной разницей систем профессионального образования России и стран ЕС; наряду с этим остается нерешенным и ряд внутренних проблем, оказывающих негативное влияние на развитие системы профессионального образования и обучения и препятствующих эффективной ее модернизации в соответствии с европейскими принципами. Кроме того, интеграция в европейское пространство профессионального образования и обучения осложняется проблемами концептуального уровня, трудностями информационного характера, технологическими барьерами и проблемами психологического характера.
Однако стоит отметить, что хотя Россия формально и не участвует в Копенгагенском процессе, она не изолирована от международного сотрудничества в сфере профессионального образования и обучения и стремится проводить реформирование с учетом зарубежного опыта. Опыт сотрудничества европейских стран анализируется на предмет наличия различных наработок, являющихся следствием Копенгагенского процесса, которые могли бы быть использованы для совершенствования отечественной системы профессионального образования и обучения.
На сегодняшний день применение европейских принципов в процессе модернизации системы профессионального образования и обучения в России происходит путем законодательного оформления, благодаря реализации отдельных инициатив, например, внедрения Европейской системы переноса зачетных единиц, разработки НРК в соответствии с определенными европейскими стандартами, участия в проекте WorldSkillsInternational и благодаря полномасштабному участию России в Туринском процессе, в рамках которого осуществляется реформирование системы ПОО с учетом применения европейских подходов и успешного опыта стран-участниц.
Таким образом, использование некоторых инструментов Копенгагенского процесса и перенос европейских достижений на российскую почву позволяет сделать вывод об определенном уровне участия России в европейском пространстве профессионального образования и обучения и попытках разработки соответствующих стратегий сотрудничества и сближения с европейскими странами.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что Россия ориентирована на активную интеграцию в европейское научно-образовательное пространство. Безусловно, степень интеграции в каждое из трех его составляющих пространств, а именно пространство высшего образования, пространство научных исследований и пространство профессионального образования и обучения различна в силу наличия ряда проблем и трудностей, сопровождающих процесс интеграции и препятствующих повышению ее эффективности. Однако в целом в стране отмечается приверженность европейским принципам в сфере образовательной политики и проводится реформирование и модернизация отечественной системы образования в соответствии с этими принципами.
Подобные работы
- ИНТЕГРАЦИЯ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК ТЕХНОЛОГИЯ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МИГРАНТОВ (на примере РТ)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - МИГРАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СОВРЕМЕННОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - Академическая мобильность студентов как индикатор развития европейского образовательного пространства
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС КАК ФАКТОР
ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ИНТЕГРАЦИОННЫХ
ПРОЦЕССОВ В ЕС И ЕАЭС
Диссертация , политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2019 - Особенности развития высшего образования в России в нач. XXI в.
(на примере СФУ)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА К КРИЗИСНЫМ ПЕРИОДАМ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В НАЧ.
XXI В.: ПРОБЛЕМЫ «МЯГКОЙ СИЛЫ»
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018



