ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА 6
1.1. Экономическая сущность, роль и значение прибыли в современном производстве 6
1.2. Понятие и содержание экономической категории «рентабельность» производства 10
1.3. Порядок формирования прибыли и система показателей рентабельности 17
2. АНАЛИЗ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ ОАО «ЧМПЗ» 29
2.1. Организационно-экономическая характеристика компании ОАО «ЧМПЗ» 29
2.2. Анализ прибыли и рентабельности как способ выявления путей и резервов повышения прибыли 33
2.3. Оценка результатов деятельности компании ОАО «ЧМПЗ» 42
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ОАО «ЧМПЗ» 47
3.1. Планирование и методы повышения прибыли компании ОАО «ЧМПЗ» 47
3.2. Экономическое обоснование мероприятий по повышению прибыли и рентабельности производства ОАО «ЧМПЗ» 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
Актуальность темы исследования. В системе анализа деятельности предприятия особое значение имеет анализ рентабельности, который непосредственно связан с величиной прибыли, получаемой предприятием в результате своей финансовой деятельности. Рентабельность отражает степень доходности, выгодности, прибыльности и измеряется с помощью системы относительных показателей, которые характеризуют в целом уровень эффективности деятельности предприятия, а также доходность отдельных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т. д.), выгодность организации производства отдельных видов продукции (работ, услуг).
По сравнению с прибылью показатели рентабельности наиболее полно дают характеристику окончательных результатов хозяйственной деятельности, так как их величина демонстрирует соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Показатель рентабельности производства имеет особенно существенную роль в современных, рыночных условиях, когда руководству предприятия требуется регулярно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, экономической стабильности компании или фирмы. Данные показатели предпочитают использовать как инструмент при осуществлении инвестиционной политики и ценообразования. Многообразность вариантов решений, принимаемых при определении прибыли, текущих издержек, авансированной стоимости для расчета рентабельности обусловливают наличие значительного количества ее показателей. Следовательно, показатели рентабельности являются одним из основополагающих критериев, используемого при оценке уровня эффективности деятельности предприятия.
Мероприятия, осуществляемые предприятием, способствующие повышению уровня рентабельности, подтверждают цель его деятельности в условиях рыночной экономике. Рост уровня рентабельности предприятия способствует повышению устойчивости его финансовой деятельности. Для самих предпринимателей показатели рентабельности характеризуют степень привлекательности бизнеса относительно отрасли или сферы деятельности. Всё вышесказанное обусловило актуальность темы исследования.
Цель данного исследования - раскрыть теоретические, методологические и практические основы анализа прибыли предприятия для выявления направлений, способствующих повышению показателей рентабельности предприятия.
В соответствие поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать теоретические и методологические аспекты увеличения прибыли и повышения рентабельности производства;
2. Провести анализ и дать экономическую оценку показателей прибыли и рентабельности производства в организации ОАО «ЧМПЗ»;
3. Предложить мероприятия, направленные на повышение прибыли и рентабельности производства ОАО «ЧМПЗ».
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью ОАО «ЧМПЗ».
Предметом исследования выступает экономические отношения в области анализа прибыли и рентабельности предприятия.
Теоретическими и методологическими основами исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области экономического анализа. Вопросы содержания категории «рентабельность» и методики анализа нашли отражение в трудах Артеменко В.Г., Быкадорова В.Л., Гиляровской Л.Т, Донцовой Л.В., Никифоровой Н.А., Ковалева В.В., Ковалевой А.М., Любушина Н.П., Крейниной М.Н., Савицкой Г.В., Сайфулина Р.С., Шеремета А.Д. и др.
Информационной базой для решения практических задач послужила бухгалтерская отчетность ОАО «ЧМПЗ» за 2014-2015 гг. При написании работы были использованы статистические, экономико-математические методы и методы экономического анализа (горизонтальный, вертикальный, факторный, коэффициентный и другие).
Структура и логика работы. Логика исследования определяет его структуру и последовательность изложения материала. Объем ВКР - 65 страниц машинописного текста, в том числе 14 рисунков и 16 таблиц. Структура и логика исследования обусловлены целью, задачами и методологией исследования и изложения полученных результатов. ВКР состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка использованной литературы, в который включено 31 наименования научной, справочной, нормативно-методической литературы и приложений.
Таким образом, проведя исследование по заданной теме, мы пришли к следующим выводам.
Прибыль - это величина превышения общих доходов над общими расходами предприятия. Динамика прибыли организации (предприятия) во многом зависит от принятой учетной политики, например, время признания доходов и расходов при использовании кассового метода или метода начислений дохода может увеличить или уменьшить общие доходы и расходы предприятия. Рентабельность - это относительный показатель, характеризующий уровень прибыльности предприятия, эффективность его деятельности в целом, рациональность инвестиций и т.д. Финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия более точно характеризуются на основе показателей рентабельности. Они позволяют измерить уровень доходности различных направлений деятельности предприятия путем систематизации интересов участников всего экономического процесса. Формирование прибыли начинается с образования балансовой прибыли, которая находится в виде разницы доходов и расходов фирмы. Доход предприятия — это увеличение экономических выгод, рост капитала, вызванный реализацией продукции, работ или услуг. Расход предприятия — это уменьшение экономических выгод, капитала предприятия, которые были осуществлены для получения дохода, или к увеличению кредиторской задолженности. Показатели рентабельности имеют особенно важное значение в современных рыночных условиях, когда руководству предприятия требуется постоянно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, устойчивости финансового развития предприятия. Факторы, оказывающие влияние на рентабельности производства, многочисленны и многообразны. Одни из них зависят от деятельности конкретных коллективов, другие связаны с технологией и организацией производства, эффективностью использования производственных ресурсов, внедрением достижений научно-технического прогресса.
Объектом исследования в ВКР является предприятие ОАО «ЧМПЗ». Компания ЧМПЗ — крупнейший в России производитель колбасных изделий. В центральном и региональных офисах компании и на ее многочисленных производственных предприятиях работает более 30000 сотрудников. ЧМПЗ является крупнейшим в России промышленным переработчиком мяса. Компания инвестирует значительные средства в реализацию программ, направленных на повышение эффективности деятельности поставщиков пищевых добавок, улучшение качества и обеспечение роста поставок сырья.
Организационно-управленческая структура ОАО «ЧМПЗ» является линейно-функциональной, то есть каждый орган управления специализируется на выполнение определенного круга производственных, технологических, проектных, финансовых, информационных и обеспечивающих функций.
Проведя анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ЧМПЗ» за 2014-2015 гг., автор сделал выводы, что наблюдается снижение рентабельности продаж (-5,89%), рентабельности чистых активов (-139,53%), рентабельности собственного капитала (-87,10%), что, в конечном итоге, характеризует снижение эффективности деятельности организации. Проведя анализ финансовых результатов деятельности ОАО «ЧМПЗ», автор сделал следующие выводы: выручка за анализируемый период 2014-2015 гг. увеличилась на 14840 тыс. руб. или на 16,92%; валовая прибыль на 01.01.2015 составляла 44656345,00 руб. За анализируемый период она возросла на 2970681,00 руб., что следует рассматривать как положительный момент, и на 01.01.2016 составила 47627026,00 руб. себестоимость продаж за 2014-2015 гг. уменьшилась на 11 869 тыс. руб. или на 27,58%. Следует отметить, что за последний год наблюдается резкое уменьшение данного показателя, что объясняется, прежде всего, изменениями поставщиков сырья и полуфабрикатов; прибыль от продаж на 01.01.2015 составляла 3286526,00 руб. За анализируемый период она, в отличие от валовой прибыли, снизилась на 5483739,00 руб., что следует рассматривать как отрицательный момент. На 01.01.2016 прибыль от продаж составила -2197213,00 руб.; чистая прибыль предприятия за 2014-2015 гг. уменьшилась на 6 449 тыс. руб. и к 2015 году составила -7 036 тыс. руб. Прибыль от продаж продукции ОАО «ЧМПЗ» в 2015 году по сравнению с 2014 годом уменьшилась на 1089310 тыс. руб. Это произошло за счет увеличения себестоимости продаж на 11869866 тыс. руб., увеличения коммерческих и управленческих расходов соответственно на 7749720 тыс. руб. и 704700 тыс. руб.
Проведя анализ показателей рентабельности, автор определил, что значения большинства показателей рентабельности уменьшились, что следует рассматривать как негативную тенденцию. В результате проведенного анализа и оценки эффективности деятельности предприятия, можно говорить о существенном ухудшении практически всех показателей деятельности ОАО «ЧМПЗ» в 2015 году.
С целью увеличения прибыли, а, следовательно, показателей рентабельности анализируемого предлагается провести комплекс мероприятий, направленных на улучшение использование трудовых ресурсов, основных средств, материальных ресурсов. Автор предложил следующие мероприятия:
Мероприятие 1. Внедрение нового ассортимента.
Мероприятие 2. Снижение себестоимости продукции.
Мероприятие 3. В целях стимулирования сбыта в течение 2017 г. предлагается проведение нескольких рекламных акций.
После внедрения мероприятий, направленных на повышение прибыли и рентабельности производства ОАО «ЧМПЗ» планируется прирост объема продаж продукции предприятия, который составит в размере 115663493.22 тыс. руб. Годовой экономический эффект от внедрения программы мероприятий по повышению прибыли и рентабельности производства ОАО «ЧМПЗ» составляет 6678072,73 тыс. руб.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 14.04.2014, N 15, ст. 1691.
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.12.2016).
3. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.11.2016).
4. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016).
5. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ (действующая редакция, 2016).
6. Приказ Минфина России от 16 ноября 2016 г. N 209н "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности".
7. Бухгалтерская финансовая отчетность: учебное пособие / Е.М.Сорокина. — М.: КНОРУС, 2016. - 162 с.
8. Герасимова Е.Б., Бариленко В.И., Петрусевич Т.В. Теория экономического анализа (учебное пособие). Серия: "Высшее образование". - М.: ИНФРА-М, Форум, 2014. - 368 с.
9. Гусева Т.М., Шеина Т.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: 2-е изд., пер. и доп. [Текст] / Т.М.Гусева, Т.Н.Шеина. - М.: ТКВелби, изд-во Проспект, 2014. - 504 с.
10. Губин В.Е., Губина О.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 336 с.
11. Володько О.В. Экономика организации. Учеб. пособие [Текст] / О.В.Володько, Р.Н.Грабар, Т.В.Зглюй. - Пинск, ПолесГУ, 2014. — 360 с.
12. Ионова А.Ф., Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. Управление финансами: учебное пособие. - М.: изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 639 с.
13. Комплексный экономический анализ предприятия: учебное пособие / Н.В.Войтоловский и др. Под ред. Н.В.Войтоловского. - М: Юрайт, 2013. - 548 с.
14. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / А.И.Алексеева [и др.] 3-е изд. перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2011. - 718 с.
15. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учеб. пособие для вузов / Н.П.Любушин, В.Б.Лещева, В.Г.Дьякова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 471 с.
...